ОТКРЫТИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА X - НАЧ. XIII В. В ДЕРБЕНТЕ (предварительное сообщение)

Обложка

Аннотация


В статье дается краткий обзор археологических исследований на новом выявленном объекте культурного наследия в Дербенте. В результате проведенных работ был выявлен монументальный мусульманский культовый комплекс, связанный с системой водоснабжения. Этот комплекс включал каменные стелы с мусульманскими религиозными текстами на арабском языке, площадку-платформу от культового здания, каменные и керамические водоводы, водоотстойники, крупные бассейны-резервуары. Палеографические особенности надписей, многочисленные монетные находки и сопутствующий археологический материал (прежде всего, керамика) определяют время активного функционирования данного комплекса X - началом XIII в.


В ходе строительства и укладки инженерной инфраструктуры (ливневой канализации) по ул. Мамедбекова в г. Дербент 18 апреля 2013 г. в 15 м от северной городской оборонительной стены VI в. в вырытой строительной траншее были обнаружены крупные каменные блоки стены и пять вертикально установленных каменных прямоугольных стел. Четыре из них имели арабские надписи (Рис. 1), а две были вынуты из траншеи экскаватором. Строительные работы проводились ООО «Газинжсети» (заказчик работ - Администрация г. Дербента) без соответствующего археологического надзора в непосредственной близости от северной городской оборонительной стены, входящей в состав памятников Дербента, включенных в 2003 г. в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО (UNESCO World Heritage List). 20 апреля 2013 г. зав. отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН М.С. Гаджиев, директор Дербентского государственного музея-заповедника К.Б. Исаков, представитель Администрация г. Дербента и представитель ООО «Газинжсети» составили Акт о выявлении объекта археологического наследия с указанием необходимости в соответствии с федеральным законодательством приостановить работы на данном участке и провести спасательные археологические работы. 22 апреля 2013 г. приказом № 330/1 министра культуры РД З.З. Сулеймановой памятник был взят на учет как выявленный объект археологического наследия. 23.04.2013 г. министр культуры РД направила соответствующее предписание о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, подрядной организации ООО «Газинжсети» с требованием приостановить строительные работы и привлечь специализированную организацию для производства срочных охранно-спасательных археологических изысканий. 25 апреля 2013 г. в специальной телевизионной программе «Прямая линия с Владимиром Путиным» Президенту РФ был задан вопрос о данном выявленном памятнике и выражено беспокойство по поводу его сохранности. В соответствии с поручением, данным Правительству РФ, РАН и Правительству РД по итогам «Прямой линии», Институтом ИАЭ ДНЦ РАН было подготовлено «Заключение об исторической ценности объекта археологического наследия, выявленного при строительстве в г. Дербенте», в котором было отмечено, в частности, что памятник имеет «несомненную научную и историко-культурную ценность». В связи с отсутствием у ООО «Газинжсети» финансовых средств охранно-спасательные археологические работы на выявленном памятнике в 2013 г. не были проведены, но 15 ноября 2013 г. был заключен договор между ООО «Газинжсети-Техно» и Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН на проведение археологических изысканий летом 2014 г. В июне-августе 2014 г. Дербентская новостроечная археологическая экспедиция ИИАЭ ДНЦ РАН провела раскопки указанного памятника археологического наследия. Место расположения раскопа, получившего цифровое обозначение ХХХ и имевшего площадь свыше 360 кв. м - территория за пределами средневекового шахристана (собственно средневекового города), но примыкающая к северной городской оборонительной стене между башнями № 19 и № 20 рядом с башней № 19 (по нумерации Е.А. Пахомова, ведшего счет башен северной городской стены от моря), у ее стыка с куртиной (рис. 2), на расстоянии около 600 м от главных ворот северной городской стены - ворот Кырхляр-капы. Судя по планам города XVIII-XIX вв., именно к этой башне подходила вторая поперечная оборонительная стена города, формировавшая вместе с первой, расположенной выше поперечной стеной трехчастную структуру средневекового шахристана Дербента, и здесь имелся проход между оборонительной башней и поперечной стеной. Выявленные стелы с надписями изготовлены из мелкозернистого дербентского песчаника. Ниже приводится краткая характеристика четырех стел, перевод надписей и их предварительный анализ (полная публикация стел и надписей: Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р., Аликберов А.К. - в печати). Перевод надписей, выполненных почерком куфи на арабском языке, любезно осуществлен проф. А.Р. Шихсаидовым (ИИАЭ ДНЦ РАН) и к.и.н. А.К. Аликберовым (ИВ РАН). Стела 1 имеет размеры 110×53×12-13 см, эпиграфическое поле заключено в рамку размерами 90×45 см (Рис. 1, 1). Надпись содержит 9 строк, выполнена в низком рельефе куфическим шрифтом с выдержанными пропорциями и параметрами букв, слов и строк. В средней части буквы в значительной степени стерты, некоторые буквы стерты до неузнаваемости, однако не только это обстоятельство затрудняет уверенное чтение надписи. Текст (предварительное чтение): 1) Во имя Аллаха 2) милостивого, милосердного. 3) Кого Аллах не упускает из виду 4) в сомнении, и есть раб [божий]. 5) Он тайно посещает (аламма) владычество Его (мулк). Он [Аллах] щедро наделяет (джуд) 6) его теплом (харр) в могиле его, [Аллах] приставляет (када’) 7) к нему [почетную] охрану (хафар). Мухаммад, 8) да благословит Аллах его 9) и приветствует. Стела 2 имеет размеры 138-140×62×15-16 см, в верхней ее части по центру вырезана однострочная надпись, выполненная геометрически выдержанным почерком с характерными треугольными угловатыми окончаниями букв, придающими надписи изящный вид (Рис. 1, 2): «Аллах. Владычество принадлежит Аллаху». Стела 3 размерами 150×73×22 см имеет в центре двойную прямоугольную со стрельчатым верхом углубленную рамку размерами 74×37 см (Рис. 1, 3). Основной текст надписи, которая нанесена врезным способом, помещена в углубленное прямоугольное поле двойной рамки. Она выполнена геометрическим угловатым куфи и содержит 12 строк: 1) Во имя 2) Аллаха 3) милостивого, 4) милосердного. 5) Нет божества кроме Аллаха, 6) Мухаммад - посланни- 7) к Аллаха, да благословит Аллах 8) его, [затем] Абу Бакра, 9) затем ‘Умара, затем 10) затем ‘Усмана, затем 11) ‘Али - да будет милость 12) Аллаха над ними. Надпись представляет особый интерес в связи с упоминанием в ней имен четырех «праведных» халифов. Это первый такой случай среди памятников арабской эпиграфики Дербента, который может указывать на суннитский характер данного эпиграфического памятника и в целом культового комплекса. В верхней части этой стелы полукругом вырезан еще один куфический текст (предварительное чтение) - «И во имя с вами (ними) Аллах!», который, вероятно, представляет сокращенный вариант религиозного текста: «Во имя Аллаха! И с вами Аллах! И с ними Аллах!». Стела 4 размерами 154×48-50×16-17 см имеет в верхней части лицевой стороны художественно исполненное врезное условное изображение мечети в виде П-образного здания, верхние углы которого украшены полупальметтами-антефиксами, с характерным возвышающимся куполом, который венчает трехлепестковая пальметта с полумесяцем, обращенным рогами верх (рис. 3). В основное поле «мечети» органично вписано единственное слово, декоративно выполненное куфическими буквами с элементами цветущего куфи - «Аллах». Для сравнения отметим, что подобное орнаментально-художественное воспроизведение имени «Аллах» представлено, в частности, на плите со строительной надписью 678 г. х. / 1279-1280 г. в кладке мечети сел. Рича (Южный Дагестан) (Шихсаидов А.Р. 1964. С. 112-113. Рис. 9; 1984. С. 46-47. Рис. 17; Лавров Л.И. 1966. С. 85, 277. Табл. XIII, 81a). Выявленные стелы с надписями пополняют корпус эпиграфических памятников Дербента, который предстает не только городом-музеем, но и «библиотекой» под открытым небом. Палеография надписей на них определяет датировку стел XI-XII вв., что подтверждается и комплексом археологического материала, обнаруженного в ходе раскопок. В результате проведенных работ на раскопе ХХХ был открыт монументальный комплекс, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью средневекового города (рис. 4). Этот комплекс включал сообщающиеся между собой каменные и керамические водоводы, четыре небольших каменных водоотстойника-корыта (рис. 5), большую каменную ванну из цельного блока ракушечника (длина 160 см, ширина 67 см, высота 60 см, глубина 50 см, толщина стенок 10 см, внутреннее пространство 140×40 см) (рис. 6), три крупных бассейна-резервуара, сложенных из четырех (2 продольных, 2 поперечных) или шести (4 продольных, 2 поперечных) огромных, хорошо отесанных блоков (Рис. 7, 9). Внутренние размеры бассейнов составляют 414 (длина) × 76 (ширина) х 55 (глубина) см (бассейн № 1), 140×40×50 см (бассейн № 2), 318×80×94-1200 см (бассейн №3) (Рис. 7, 9). Некоторые установленные на ребро плиты стен бассейнов достигают в длину 2,5 м при ширине 1 м и толщине ок. 30 см. Все стеновые плиты бассейнов соединены особым замковым способом (Рис. 8, 1), в одном случае дополненном специальным разъемным типом соединения, известным под названием «ласточкин хвост» (рис. 8, 2). Дно бассейнов также выложено из плотно пригнанных друг к другу крупных прямоугольных плит. Рядом с бассейнами открыта подквадратная в плане площадка размерами около 3,4×3,4 м (Рис. 7, 9). По периметру она сложена из пяти крупных отесанных каменных плит размерами 196 (длина) × 62 (ширина) × 28 (толщина) см, 2,54×62-64×30 см, 2,36×64×34 см, 174-183×56-72×30 см, 198×5-58×30 см. У западного угла площадки зафиксирован in situ стоящий массивный угловой блок размером 90×40×63 см, с продольными пазами-выемками вдоль внутренней грани, фиксирующий сохранившийся участок обводящей стены. В центральной части площадки расчищены две небольшие удлиненные выемки (56×20 см, 52×13 см), каждая из которых была частично накрыта частично обработанным камнем. Заполнение их представляло собой серый рыхлый грунт с включением древесных угольков. Пространство вокруг выемок несет следы долговременного воздействия огня - камни вымостки вокруг выемок потрескались, они имеют слабый красноватый цвет, обожженность, прокаленность. По всей видимости, выявленная площадка представляет собой платформу от возвышавшегося на ней разрушенного небольшого квадратного в плане культового сооружения, на что может указывать и расположенный рядом с ней сконцентрированный развал крупных обработанных каменных прямоугольных блоков (Рис. 9). Среди блоков этого развала от некогда возвышавшегося на расчищенной платформе здания, был выявлен каменный, слегка суживающийся к верху, квадратный в сечении столбик-«алтарь» (размерами 81×29×28 см), на одной грани которого в верхней части вырезано слово «Аллах». Наконец, отметим, что вода к этому культовому объекту поступала из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-кала - остатки средневековых керамических водоводов наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены. Датировка открытого комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды, которая относится в основной своей массе к X - нач. XIII в. и среди которой представлены как местная керамика, в т.ч. высокохудожественные глазурованные блюда (Рис. 10, 6), так и привозная иранская фаянсовая посуда, среди которой выделяются пиалы, декорированные люстром - особым золотистым пигментом для росписи. К этому же периоду относятся и индивидуальные находки, в том числе немалочисленные обломки стеклянных браслетов, флакон для благовоний (Рис. 10, 1), бронзовое перекрестие кинжала (Рис. 10, 3) и др. (Рис. 10, 2, 4, 5). Особый интерес представляют многочисленные находки монет - их найдено 55 экз. Вероятно, такое большое количество монет, найденных в пределах одного раскопа, объясняется культовым характером памятника, на котором, возможно, оставляли в качестве «приношений» и во исполнение сокровенных желаний и обета (араб. назр) медные монеты. Основная масса их* [*Определение монет осуществлено Г.В. Злобиным, которому приносим искреннюю признательность] датируется втор. пол. XII - нач. XIII в. и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226), маликов Баб ал-абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (1160-е гг.) и Бекбарса ибн Музаффара (1170 - нач. XIII в.) (подробнее см.: Гаджиев М.С., Злобин Г.В. - в печати). Эти находки указывают на начало XIII в. как на время прекращения функционирования данного комплекса, активно действовавшего в XI-XII вв. И ясно, что это было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента, когда численность населения и территория обживания средневекового города сильно сокращаются. В нумизматической коллекции представлены также 2 омаййадских фельса рубежа VII-VIII вв. и 10 аббасидских фельсов второй половины VIII в., которые, возможно, фиксируют время возникновения и первый этап активного функционирования культового места. Не исключено, что его возникновение связано с огромной строительной деятельностью в городе при арабских наместниках, которые проводили значительные работы по благоустройству Дербента, в том числе и по строительству систем водоснабжения, которым придавалось особое значение. Например, по данным нарративных источников хорошо известно о строительной деятельности и благоустройству Дербента в наместничество Масламы (730-е гг.), а также в период правления знаменитого халифа Харуна ар-Рашида (786-809). Об этом сообщает, в частности, хроника «Дербенд-наме» (Gadjiev M.S., Shikhsaidov A.R. 2002. P. 3-10; Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р. 2005. С. 196--202). Монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами, многочисленные находки монет однозначно указывают на религиозно-культовое назначение комплекса. Можно предполагать, что выявленный комплекс, связанный с системой водоснабжения, служил для совершения ритуальных омовений (араб. вуду, гусль), очищений (араб. тахарат), иных обрядовых действий. В этой связи отметим особую роль и значение воды, в особенности родниковой, в исламе (см., напр.: ZargarC.A. 1971. P. 112-123). Обращает внимание местоположение выявленного комплекса. Он находился вне пределов городской застройки, т.е. вне средневекового шахристана, вдали от центральных ворот Баб ал-джихад (тюрк. Кырхляр-капы) северной городской стены, но рядом с ней и с башней № 19 (по нумерации Е.А. Пахомова). Рядом с ним располагалось обширное мусульманское кладбище, от которого ныне сохранился только небольшой участок почитаемых могил шахидов XI-XII вв. на кладбище Кырхляр, находящийся в 500 м к СЗ от открытого культового комплекса. Именно в этой части Дербента, недалеко от ворот Кырхляр-капы в 1960-х гг. был случайно обнаружен также в ходе земляных работ важный в историческом отношении памятник эпиграфики - стела, некогда стоявшая над погребением верховного кадия (араб. кади ал-кудат) пограничной области (араб. ас-сагр) Баб ал-абваба Ахмада б. ал-Хусайна ал-Гада’ири (Шихсаидов А.Р. 1984. С. 167-169), одного из наставников Шайх ат-та’ифа Абу Джа‘фара ат-Туси. Ахмад ал-Гада’ири многократно упоминается в «Райхан ал-хака’ик» Абу Бакра Мухаммада б. Муса ад-Дарбанди (Аликберов А.К. 2003. С. 242-244). Можно полагать, что выявленный комплекс, учитывая его местоположение, культовый характер, связь с водой и, очевидно, с ритуалами омовения и очищения, имел непосредственное отношение к центральному кладбищу Баб ал-абваба XI-XII вв. В заключение отметим, что открытие и исследования этого неординарного и долго функционировавшего культового объекта вместе с ранее выявленным и изученным мусульманским культовым памятником «Ворота Судного дня» (или «Ворота Воскресения» - араб. Баб ал-Кийама, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) (Гаджиев М.С., Бакушев М.А., Гаджиев С.М. 2004. С. 70-77; Hajiev M.S. 2009. P. 29-39; Гаджиев М.С. 2010. С.20-37; 2012. С. 35-36; 2013. С. 30-52) представляют огромный интерес для изучения ислама в средневековом Дербенте - одном из важнейших и крупнейших мусульманских центров Кавказа. По результатам проведенных археологических исследований на раскопе 26 августа 2014 г. было проведено научно-производственное совещание с участием археологов, представителей Заказчика работ ООО «Газинжсети», Управления охраны памятников Министерства культуры РД, Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Дербента. На совещании было принято коллегиальное решение музеефицировать данный выявленный объект археологического наследия, за которое высказались все присутствующие кроме представителя администрации города.

М С Гаджиев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

А К Абиев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

А Л Будайчиев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

А М Абдуллаев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

К Б Шаушев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

  • Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.). М.; Восточная литература, 2003. - 847 с.
  • Гаджиев М.С. Баб ал-кийама - средневековое мусульманское культовое место в Дербенте // Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей в честь профессора А.Р. Шихсаидова. Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов, В.О. Бобровников. М., 2010.
  • Гаджиев М.С. Баб ал-Кийама // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 5. Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М., 2012.
  • Гаджиев М.С. «Ворота Судного дня» в Дербенте // Дагестанские святыни. Кн. 3. Сост. и отв. ред. А.Р. Шихсаидов. Махачкала, 2013.
  • Гаджиев М.С., Бакушев М.А., Гаджиев С.М. Средневековое мусульманское культовое место Баб ал-Кийама в Дербенте // Передняя Азия, Кавказ, Балканы. Вып. 2. Махачкала, 2004.
  • Гаджиев М.С., Злобин Г.В. Монеты из раскопок нововыявленного средневекового мусульманского культового места в Дербенте - в печати.
  • Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р. Сведения Дербенд-наме о Харун ар-Рашиде и новооткрытая официальная арабская надпись 176 г. хиджры // Древности Кавказа и Ближнего Востока. Сб. статей, посвященный 70-летию со дня рождения проф. М.Г. Гаджиева. Махачкала, 2005.
  • Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р., Аликберов А.К. Эпиграфические памятники XI-XII вв. нововыявленного мусульманского культового места в Дербенте - в печати.
  • Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X-XVII вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения. М.: Наука, Гл. ред. вост. Литературы, 1966. - 300 с.
  • Шихсаидов А.Р. Арабские строительные надписи Дагестана (XI-XVII вв.) // Ученые записки Института истории, языка и литературы Даг. филиала АН СССР. Т. XIII. Серия историческая. Махачкала, 1964.
  • Шихсаидов А.Р. 1984. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984. - 464 с.
  • Gadjiev M.S., Shikhsaidov A.R. The Darband-nāma on Hārūn Al-Rashīd and a Newly Discovered Arabic Inscription from A.H. 176 // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.8. No.3. St. Petersburg, 2002.
  • Hajiev M.S. Bab al-Qiyama: a Medieval Cultic Site in Derbend // Islam and Sufism in Daghestan. Ed. by Moshe Gammer. / Annales Academiæ Scientiarum Fennicæ. Vol. 352. Helsinki, 2009.
  • Zargar C.A. Water // Islamic Images and Ideas. Essays on Sacred Symbolism. Ed. By J.A. Morrow. Jefferson and London: McFarland 6- Company, Inc., Publishers, 1971.

Просмотры

Аннотация - 367

PDF (Russian) - 126

PlumX


© Гаджиев М.С., Абиев А.К., Будайчиев А.Л., Абдуллаев А.М., Шаушев К.Б., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.