DISCOVERY AND RESEARCH OF THE MUSLIM CULTURAL COMPLEX OF THE X - EARLY XIII CENTURY IN DERBENT (preliminary report)

Cover Page

Abstract


The short review of archaeological researches of the new revealed object of cultural heritage in Derbent is presented in the article. The monumental Muslim cult complex connected with system of water supply was revealed as a result of the carried-out works. This complex included the stone steles with Muslim religious texts in the Arabic language, a platform of cult building, stone and ceramic tubes water conduits, water-collecting sumps, large basins. Paleographic features of the inscriptions, numerous finds of coins and the accompanying archaeological material (first of all, pottery) define a time of active functioning of the complex during the 10-th – the beginning of the 13-th century AD.

В ходе строительства и укладки инженерной инфраструктуры (ливневой канализации) по ул. Мамедбекова в г. Дербент 18 апреля 2013 г. в 15 м от северной городской оборонительной стены VI в. в вырытой строительной траншее были обнаружены крупные каменные блоки стены и пять вертикально установленных каменных прямоугольных стел. Четыре из них имели арабские надписи (Рис. 1), а две были вынуты из траншеи экскаватором. Строительные работы проводились ООО «Газинжсети» (заказчик работ - Администрация г. Дербента) без соответствующего археологического надзора в непосредственной близости от северной городской оборонительной стены, входящей в состав памятников Дербента, включенных в 2003 г. в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО (UNESCO World Heritage List). 20 апреля 2013 г. зав. отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН М.С. Гаджиев, директор Дербентского государственного музея-заповедника К.Б. Исаков, представитель Администрация г. Дербента и представитель ООО «Газинжсети» составили Акт о выявлении объекта археологического наследия с указанием необходимости в соответствии с федеральным законодательством приостановить работы на данном участке и провести спасательные археологические работы. 22 апреля 2013 г. приказом № 330/1 министра культуры РД З.З. Сулеймановой памятник был взят на учет как выявленный объект археологического наследия. 23.04.2013 г. министр культуры РД направила соответствующее предписание о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, подрядной организации ООО «Газинжсети» с требованием приостановить строительные работы и привлечь специализированную организацию для производства срочных охранно-спасательных археологических изысканий. 25 апреля 2013 г. в специальной телевизионной программе «Прямая линия с Владимиром Путиным» Президенту РФ был задан вопрос о данном выявленном памятнике и выражено беспокойство по поводу его сохранности. В соответствии с поручением, данным Правительству РФ, РАН и Правительству РД по итогам «Прямой линии», Институтом ИАЭ ДНЦ РАН было подготовлено «Заключение об исторической ценности объекта археологического наследия, выявленного при строительстве в г. Дербенте», в котором было отмечено, в частности, что памятник имеет «несомненную научную и историко-культурную ценность». В связи с отсутствием у ООО «Газинжсети» финансовых средств охранно-спасательные археологические работы на выявленном памятнике в 2013 г. не были проведены, но 15 ноября 2013 г. был заключен договор между ООО «Газинжсети-Техно» и Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН на проведение археологических изысканий летом 2014 г. В июне-августе 2014 г. Дербентская новостроечная археологическая экспедиция ИИАЭ ДНЦ РАН провела раскопки указанного памятника археологического наследия. Место расположения раскопа, получившего цифровое обозначение ХХХ и имевшего площадь свыше 360 кв. м - территория за пределами средневекового шахристана (собственно средневекового города), но примыкающая к северной городской оборонительной стене между башнями № 19 и № 20 рядом с башней № 19 (по нумерации Е.А. Пахомова, ведшего счет башен северной городской стены от моря), у ее стыка с куртиной (рис. 2), на расстоянии около 600 м от главных ворот северной городской стены - ворот Кырхляр-капы. Судя по планам города XVIII-XIX вв., именно к этой башне подходила вторая поперечная оборонительная стена города, формировавшая вместе с первой, расположенной выше поперечной стеной трехчастную структуру средневекового шахристана Дербента, и здесь имелся проход между оборонительной башней и поперечной стеной. Выявленные стелы с надписями изготовлены из мелкозернистого дербентского песчаника. Ниже приводится краткая характеристика четырех стел, перевод надписей и их предварительный анализ (полная публикация стел и надписей: Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р., Аликберов А.К. - в печати). Перевод надписей, выполненных почерком куфи на арабском языке, любезно осуществлен проф. А.Р. Шихсаидовым (ИИАЭ ДНЦ РАН) и к.и.н. А.К. Аликберовым (ИВ РАН). Стела 1 имеет размеры 110×53×12-13 см, эпиграфическое поле заключено в рамку размерами 90×45 см (Рис. 1, 1). Надпись содержит 9 строк, выполнена в низком рельефе куфическим шрифтом с выдержанными пропорциями и параметрами букв, слов и строк. В средней части буквы в значительной степени стерты, некоторые буквы стерты до неузнаваемости, однако не только это обстоятельство затрудняет уверенное чтение надписи. Текст (предварительное чтение): 1) Во имя Аллаха 2) милостивого, милосердного. 3) Кого Аллах не упускает из виду 4) в сомнении, и есть раб [божий]. 5) Он тайно посещает (аламма) владычество Его (мулк). Он [Аллах] щедро наделяет (джуд) 6) его теплом (харр) в могиле его, [Аллах] приставляет (када’) 7) к нему [почетную] охрану (хафар). Мухаммад, 8) да благословит Аллах его 9) и приветствует. Стела 2 имеет размеры 138-140×62×15-16 см, в верхней ее части по центру вырезана однострочная надпись, выполненная геометрически выдержанным почерком с характерными треугольными угловатыми окончаниями букв, придающими надписи изящный вид (Рис. 1, 2): «Аллах. Владычество принадлежит Аллаху». Стела 3 размерами 150×73×22 см имеет в центре двойную прямоугольную со стрельчатым верхом углубленную рамку размерами 74×37 см (Рис. 1, 3). Основной текст надписи, которая нанесена врезным способом, помещена в углубленное прямоугольное поле двойной рамки. Она выполнена геометрическим угловатым куфи и содержит 12 строк: 1) Во имя 2) Аллаха 3) милостивого, 4) милосердного. 5) Нет божества кроме Аллаха, 6) Мухаммад - посланни- 7) к Аллаха, да благословит Аллах 8) его, [затем] Абу Бакра, 9) затем ‘Умара, затем 10) затем ‘Усмана, затем 11) ‘Али - да будет милость 12) Аллаха над ними. Надпись представляет особый интерес в связи с упоминанием в ней имен четырех «праведных» халифов. Это первый такой случай среди памятников арабской эпиграфики Дербента, который может указывать на суннитский характер данного эпиграфического памятника и в целом культового комплекса. В верхней части этой стелы полукругом вырезан еще один куфический текст (предварительное чтение) - «И во имя с вами (ними) Аллах!», который, вероятно, представляет сокращенный вариант религиозного текста: «Во имя Аллаха! И с вами Аллах! И с ними Аллах!». Стела 4 размерами 154×48-50×16-17 см имеет в верхней части лицевой стороны художественно исполненное врезное условное изображение мечети в виде П-образного здания, верхние углы которого украшены полупальметтами-антефиксами, с характерным возвышающимся куполом, который венчает трехлепестковая пальметта с полумесяцем, обращенным рогами верх (рис. 3). В основное поле «мечети» органично вписано единственное слово, декоративно выполненное куфическими буквами с элементами цветущего куфи - «Аллах». Для сравнения отметим, что подобное орнаментально-художественное воспроизведение имени «Аллах» представлено, в частности, на плите со строительной надписью 678 г. х. / 1279-1280 г. в кладке мечети сел. Рича (Южный Дагестан) (Шихсаидов А.Р. 1964. С. 112-113. Рис. 9; 1984. С. 46-47. Рис. 17; Лавров Л.И. 1966. С. 85, 277. Табл. XIII, 81a). Выявленные стелы с надписями пополняют корпус эпиграфических памятников Дербента, который предстает не только городом-музеем, но и «библиотекой» под открытым небом. Палеография надписей на них определяет датировку стел XI-XII вв., что подтверждается и комплексом археологического материала, обнаруженного в ходе раскопок. В результате проведенных работ на раскопе ХХХ был открыт монументальный комплекс, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью средневекового города (рис. 4). Этот комплекс включал сообщающиеся между собой каменные и керамические водоводы, четыре небольших каменных водоотстойника-корыта (рис. 5), большую каменную ванну из цельного блока ракушечника (длина 160 см, ширина 67 см, высота 60 см, глубина 50 см, толщина стенок 10 см, внутреннее пространство 140×40 см) (рис. 6), три крупных бассейна-резервуара, сложенных из четырех (2 продольных, 2 поперечных) или шести (4 продольных, 2 поперечных) огромных, хорошо отесанных блоков (Рис. 7, 9). Внутренние размеры бассейнов составляют 414 (длина) × 76 (ширина) х 55 (глубина) см (бассейн № 1), 140×40×50 см (бассейн № 2), 318×80×94-1200 см (бассейн №3) (Рис. 7, 9). Некоторые установленные на ребро плиты стен бассейнов достигают в длину 2,5 м при ширине 1 м и толщине ок. 30 см. Все стеновые плиты бассейнов соединены особым замковым способом (Рис. 8, 1), в одном случае дополненном специальным разъемным типом соединения, известным под названием «ласточкин хвост» (рис. 8, 2). Дно бассейнов также выложено из плотно пригнанных друг к другу крупных прямоугольных плит. Рядом с бассейнами открыта подквадратная в плане площадка размерами около 3,4×3,4 м (Рис. 7, 9). По периметру она сложена из пяти крупных отесанных каменных плит размерами 196 (длина) × 62 (ширина) × 28 (толщина) см, 2,54×62-64×30 см, 2,36×64×34 см, 174-183×56-72×30 см, 198×5-58×30 см. У западного угла площадки зафиксирован in situ стоящий массивный угловой блок размером 90×40×63 см, с продольными пазами-выемками вдоль внутренней грани, фиксирующий сохранившийся участок обводящей стены. В центральной части площадки расчищены две небольшие удлиненные выемки (56×20 см, 52×13 см), каждая из которых была частично накрыта частично обработанным камнем. Заполнение их представляло собой серый рыхлый грунт с включением древесных угольков. Пространство вокруг выемок несет следы долговременного воздействия огня - камни вымостки вокруг выемок потрескались, они имеют слабый красноватый цвет, обожженность, прокаленность. По всей видимости, выявленная площадка представляет собой платформу от возвышавшегося на ней разрушенного небольшого квадратного в плане культового сооружения, на что может указывать и расположенный рядом с ней сконцентрированный развал крупных обработанных каменных прямоугольных блоков (Рис. 9). Среди блоков этого развала от некогда возвышавшегося на расчищенной платформе здания, был выявлен каменный, слегка суживающийся к верху, квадратный в сечении столбик-«алтарь» (размерами 81×29×28 см), на одной грани которого в верхней части вырезано слово «Аллах». Наконец, отметим, что вода к этому культовому объекту поступала из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-кала - остатки средневековых керамических водоводов наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены. Датировка открытого комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды, которая относится в основной своей массе к X - нач. XIII в. и среди которой представлены как местная керамика, в т.ч. высокохудожественные глазурованные блюда (Рис. 10, 6), так и привозная иранская фаянсовая посуда, среди которой выделяются пиалы, декорированные люстром - особым золотистым пигментом для росписи. К этому же периоду относятся и индивидуальные находки, в том числе немалочисленные обломки стеклянных браслетов, флакон для благовоний (Рис. 10, 1), бронзовое перекрестие кинжала (Рис. 10, 3) и др. (Рис. 10, 2, 4, 5). Особый интерес представляют многочисленные находки монет - их найдено 55 экз. Вероятно, такое большое количество монет, найденных в пределах одного раскопа, объясняется культовым характером памятника, на котором, возможно, оставляли в качестве «приношений» и во исполнение сокровенных желаний и обета (араб. назр) медные монеты. Основная масса их* [*Определение монет осуществлено Г.В. Злобиным, которому приносим искреннюю признательность] датируется втор. пол. XII - нач. XIII в. и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226), маликов Баб ал-абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (1160-е гг.) и Бекбарса ибн Музаффара (1170 - нач. XIII в.) (подробнее см.: Гаджиев М.С., Злобин Г.В. - в печати). Эти находки указывают на начало XIII в. как на время прекращения функционирования данного комплекса, активно действовавшего в XI-XII вв. И ясно, что это было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента, когда численность населения и территория обживания средневекового города сильно сокращаются. В нумизматической коллекции представлены также 2 омаййадских фельса рубежа VII-VIII вв. и 10 аббасидских фельсов второй половины VIII в., которые, возможно, фиксируют время возникновения и первый этап активного функционирования культового места. Не исключено, что его возникновение связано с огромной строительной деятельностью в городе при арабских наместниках, которые проводили значительные работы по благоустройству Дербента, в том числе и по строительству систем водоснабжения, которым придавалось особое значение. Например, по данным нарративных источников хорошо известно о строительной деятельности и благоустройству Дербента в наместничество Масламы (730-е гг.), а также в период правления знаменитого халифа Харуна ар-Рашида (786-809). Об этом сообщает, в частности, хроника «Дербенд-наме» (Gadjiev M.S., Shikhsaidov A.R. 2002. P. 3-10; Гаджиев М.С., Шихсаидов А.Р. 2005. С. 196--202). Монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами, многочисленные находки монет однозначно указывают на религиозно-культовое назначение комплекса. Можно предполагать, что выявленный комплекс, связанный с системой водоснабжения, служил для совершения ритуальных омовений (араб. вуду, гусль), очищений (араб. тахарат), иных обрядовых действий. В этой связи отметим особую роль и значение воды, в особенности родниковой, в исламе (см., напр.: ZargarC.A. 1971. P. 112-123). Обращает внимание местоположение выявленного комплекса. Он находился вне пределов городской застройки, т.е. вне средневекового шахристана, вдали от центральных ворот Баб ал-джихад (тюрк. Кырхляр-капы) северной городской стены, но рядом с ней и с башней № 19 (по нумерации Е.А. Пахомова). Рядом с ним располагалось обширное мусульманское кладбище, от которого ныне сохранился только небольшой участок почитаемых могил шахидов XI-XII вв. на кладбище Кырхляр, находящийся в 500 м к СЗ от открытого культового комплекса. Именно в этой части Дербента, недалеко от ворот Кырхляр-капы в 1960-х гг. был случайно обнаружен также в ходе земляных работ важный в историческом отношении памятник эпиграфики - стела, некогда стоявшая над погребением верховного кадия (араб. кади ал-кудат) пограничной области (араб. ас-сагр) Баб ал-абваба Ахмада б. ал-Хусайна ал-Гада’ири (Шихсаидов А.Р. 1984. С. 167-169), одного из наставников Шайх ат-та’ифа Абу Джа‘фара ат-Туси. Ахмад ал-Гада’ири многократно упоминается в «Райхан ал-хака’ик» Абу Бакра Мухаммада б. Муса ад-Дарбанди (Аликберов А.К. 2003. С. 242-244). Можно полагать, что выявленный комплекс, учитывая его местоположение, культовый характер, связь с водой и, очевидно, с ритуалами омовения и очищения, имел непосредственное отношение к центральному кладбищу Баб ал-абваба XI-XII вв. В заключение отметим, что открытие и исследования этого неординарного и долго функционировавшего культового объекта вместе с ранее выявленным и изученным мусульманским культовым памятником «Ворота Судного дня» (или «Ворота Воскресения» - араб. Баб ал-Кийама, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) (Гаджиев М.С., Бакушев М.А., Гаджиев С.М. 2004. С. 70-77; Hajiev M.S. 2009. P. 29-39; Гаджиев М.С. 2010. С.20-37; 2012. С. 35-36; 2013. С. 30-52) представляют огромный интерес для изучения ислама в средневековом Дербенте - одном из важнейших и крупнейших мусульманских центров Кавказа. По результатам проведенных археологических исследований на раскопе 26 августа 2014 г. было проведено научно-производственное совещание с участием археологов, представителей Заказчика работ ООО «Газинжсети», Управления охраны памятников Министерства культуры РД, Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Дербента. На совещании было принято коллегиальное решение музеефицировать данный выявленный объект археологического наследия, за которое высказались все присутствующие кроме представителя администрации города.

M S Gadzhiev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Author for correspondence.
Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

A K Abiev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

A L Budaychiev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

A M Abdullaev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

K B Shaushev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: murgadj@rambler.ru
Махачкала

  • Alikberov A.K. The era of classical Islam in the Caucasus: Abu Bakr ad-Darbandi and his Sufi encyclopedia "Raikhan al-haka'ik" (XI-XII centuries.). M.; Oriental literature, 2003: 847.
  • Gadzhiev M.S. Bab al-Qiyama - medieval Muslim place of worship in Derbent // Dagestan and the Muslim East. Col. articles in honor of professor A.R. Shikhsaidov. Comp. and ch. ed. A.K. Alikberov, V.O. Bobrovnikov. M., 2010.
  • Gadzhiev M.S. Bab al-Qiyama // Islam in the territory of the former Russian Empire. Encyclopedic dictionary. Issue 5. Comp. and ch. ed. S. M. Prozorov. M., 2012.
  • Gadzhiev M.S. "The Gates of the Doomsday" in Derbent // Dagestan shrines. Book 3. Comp. and ch. ed. A.R. Shiksaidov. Makhachkala, 2013.
  • Gadzhiev M.S., Bakushev M.A., Gadzhiev S.M. Medieval Muslim cult place of Bab al-Qiyama in Derbent // Front Asia, Caucasus, the Balkans. Issue 2. Makhachkala, 2004.
  • Gadzhiev M.S., Zlobin G.V. Coins from the excavations of the newly-discovered medieval Muslim religious site in Derbent - in print.
  • Gadzhiev M.S., Shikhsaidov A.R. Information of the Derbend-nameh about Harun al-Rashid and the newly-discovered official Arabic inscription of 176 AH // Antiquities of the Caucasus and the Middle East. Col. articles dedicated to the 70th anniversary of prof. M.G. Gadzhiev. Makhachkala, 2005.
  • Gadzhiev M.S., Shikhsaidov A.R., Alikberov A.K. Epigraphic monuments of the XI-XII centuries. The newly-revealed Muslim place of worship in Derbent - in print.
  • Lavrov L.I. Epigraphic monuments of the North Caucasus in Arabic, Persian and Turkish. Part 1. Inscriptions of the X-XVII centuries. Texts, translations, comments, introduction and appendixes. Moscow: Nauka, ch. ed. Oriental Literature, 1966: 300.
  • Shikhsaidov A.R. Arabic building inscriptions of Dagestan (XI-XVII centuries.) // Scientific notes of the Institute of History, Language and Literature, Dagestan branch of the USSR Academy of Sciences. Vol. XIII. Historical series. Makhachkala, 1964.
  • Shikhsaidov A.R. 1984. Epigraphic monuments of Dagestan of X-XVII centuries as a historical source. Moscow: Nauka, 1984: 464.
  • Gadzhiev M.S., Shikhsaidov A.R. The Darband-nāma on Hārūn Al-Rashīd and a newly discovered Arabic inscription from A.H. 176 // Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol. 8. No. 3. St. Petersburg, 2002.
  • Gadzhiev M.S. Bab al-Qiyama: a Medieval Cultic Site in Derbend // Islam and Sufism in Daghestan. Ed. by Moshe Gammer. / Annales Academiæ Scientiarum Fennicæ. Vol. 352. Helsinki, 2009.
  • Zargar C.A. Water // Islamic Images and Ideas. Essays on Sacred Symbolism. Ed. by J.A. Morrow. Jefferson and London: McFarland 6- Company, Inc., Publishers, 1971.

Views

Abstract - 102

PDF (Russian) - 46

PlumX


Copyright (c) 2015 Gadzhiev M.S., Abiev A.K., Budaychiev A.L., Abdullaev A.M., Shaushev K.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.