ИТОГИ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДАГЕСТАНЕ В 2015-2016 гг

Обложка

Аннотация


Статья посвящена продолжавшимся в 2015-2016 гг. полевым археографическим исследованиям в ряде горных и равнинных районов Дагестана, проводимым с целью выявления новых собраний рукописей, написанных, в основном, на арабском, а также тюркском и дагестанских языках c использованием арабской графики. Археографическая экспедиция работала в восьми районах Дагестана: выявлены 2 новые рукописные коллекции в Акушинском, 2 коллекции в Ботлихском, 1 коллекция в Шамильском, 1 коллекция в г. Махачкале, 6 коллекций в Хасавюртовском и 6 коллекций в Буйнакском районах, 3 коллекции в Карабудахкентском и 3 коллекции в Кизлярском районах, 8 коллекций в Ногайском районе - всего 32 коллекции. В составе вышеперечисленных коллекций - рукописи, большое количество старопечатных книг (литографии, изданные в Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Бахчисарае, Хасавюрте, Казани, Стамбуле, Каире), а также письма и документы середины XVII-XIX вв. Общее количество описанных рукописей и старопечатных книг, датируемых в пределах XIII-XIX вв., составляет более 950 единиц описания. В числе новых находок: превосходного исполнения Кораны XIII-XIX вв. и комментарии к Корану (наиболее ранняя рукопись переписана в 677/1278г.) с многочисленными памятными записями и актовыми материалами, учебные пособия по грамматике арабского языка , изучавшиеся в дагестанских медресе в XIII-XIX вв. (Абдаррахман Джами, Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, Рукнаддин ал-Хасан ибн Мухаммад ал-Астарабади, Изаддин Абдалваххаб ибн Ибрахим аз-Занджани, Махмуда аз-Замахшари, Ахмад ибн Али ибн Ма‘суд, Мухаммада ал-Ардабили, Ахмад ибн Динкузи ар-Руми и др.); сочинения по логике (Адуаддин ал-Иджи, Мухаммад Сачаклизаде ал-Мар‘аши, Ахмад ад-Даманхури, Асираддина ал-Абхари, Ну‘ман ибн шейх Саид аш-Ширвани); хадисам (ал-Бухари, ан-Навави), лексикографии (Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джаухари), суфизму (ал-Газали, ал-Кушайри; дата переписки ориентировочно XVII в.) и др.

Археографическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (проекты РГНФ №15-01-18018/15 и №16-01-18027 «Археографические исследования в Дагестане (частные и мечетские рукописные коллекции») в июле - августе 2015-2016 гг. продолжила работу по изучению рукописного наследия народов Дагестана в целях выявления новых книжных коллекций. Состав археографической экспедиции: А.Р. Наврузов - руководитель проекта, к.и.н., начальник экспедиции, зам. директора по научной работе ИИАЭ ДНЦ РАН. Научные сотрудники ИИАЭ ДНЦ РАН: А.Р. Шихсаидов - д.и.н., проф., г.н.с.; Г.М.-Р. Оразаев - ст.н.с., М.Н. Османова - к.и.н., н.с., З.М. Магомедова - к.и.н., н.с., М.Г. Шехмагомедов - м.н.с., Д.М. Маламагомедов - м.н.с., И.И. Ханмурзаев - м.н.с., Ш.Ш. Шихалиев- к.и.н., зав. Фондом восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН, З.Ш. Закарияев - д.и.н., проф. факультета востоковедения ДГУ. Арабские рукописи представляют собой многие отрасли средневековой науки на Ближнем Востоке: Коран, тафсиры - комментарии к Корану, мусульманское право, хадисы, грамматика арабского языка, поэзия, лексикография, логика, суфизм, догматика, астрономия, математика, история, биографии, медицина, актовые и памятные записи. Особенно значимы сочинения дагестанских авторов, составляющих собственно дагестанскую литературную традицию. Научному описанию, по традиции, подвергаются не только рукописные материалы, но также попутно литографские и наборно-печатные книги на арабском и на тюркских языках, изданные с помощью арабского шрифта. Археографическая экспедиция 2015 и 2016 гг. работала в восьми районах Дагестана: выявлены 2 новые рукописные коллекция в Акушинском, 2 коллекции в Ботлихском, 1 коллекция в Шамильском, 1 коллекция в г. Махачкале, 6 коллекций в Хасавюртовском и 6 коллекций в Буйнакском районах, 3 коллекции в Карабудахкентском и 3 коллекции в Кизлярском районах, 8 коллекций в Ногайском районе - всего 32 коллекции, в их числе рукописи, большое количество старопечатных книг (литографии) (Темир-Хан-Шура, Петровск, Бахчисарай, Хасавюрт, Казань, Стамбул, Каир), а также письма и документы середины XVII-XIX вв. Новые арабские коллекции и коллекции на тюркских языках выявлены: в селении Акуша (1 коллекция - коллекция пятничной мечети Дайша; 245 единиц описания) и в селении Муги (1 коллекция Закаргаева Закарги в составе 273 единиц описания) Акушинского района; с. Анди (2 коллекции - коллекция джума-мечети (соборной) в составе 70 единиц описания и коллекция Алхаса Шамхалова в составе 29 единиц описания) Ботлихского района; 1 коллекция в г.Махачкале (1 коллекция - часть коллекции частной библиотеки Далгатова Магомеда из с.Сомода Шамильского района РД в составе 31 единицы описания); с. Мачада (1 коллекция - коллекция Багужалава Мачадинского, 166 единиц описания) Шамильского района; г. Хасавюрте (2 коллекции - частная коллекция Карамурзаевой Нюрьян (5 рукописей) и частная коллекция Яхьяхаджи из с. Батаюрт - 4 рукописи и 3 старопечатные книги); с. Аксай (2 коллекции - частная коллекция Ислама Агабекова (8 старопечатных книг и 1 рукопись) и мечетская коллекция (квартал Захавул, 5 старопечатных книг); с. Эндирей (1 коллекция - частная коллекция Умметгерея Абакарова А., 2 рукописи и 7 старопечатных книг); с. Тотурбийкала (1 коллекция - частная коллекция Казбека Гаджиева, 3 старопечатные книги) Хасавюртовского района; в г. Буйнакске (2 коллекции - частная коллекция Муталимовой Хадижат из Манасаула, 4 старопечатные книги и частная коллекция Гамзатовой Рукият, 2 старопечатные книги); с. Нижнее Казанище (1 коллекция - частная коллекция Закарьяева Арсланали М., 4 рукописи и 16 старопечатных книг); с. Верхнее Казанище (1 коллекция - частная коллекция Багаутдинова Абзайдина, 12 старопечатных книг на араб.яз.); с. Новый Кафыркумух (1 коллекция - частная коллекция Акаева Магомедганипы, 3 старопечатные книги), с. Атланаул (1 коллекция - частная коллекция Сунгурова Сиражутдина;1 рукопись) Буйнакского района; с. Уллубийаул (коллекция Телей-хаджи Казиханова в составе 2 рукописей), с. Карабудахкент (коллекция Салим-Солтан Сейтиева в составе 1 старопечатной книги), с. Гелли (коллекция Хосар Шахманаевича Хосарова в составе 21 рукописи и старопечатных книг) Карабудахкентского района; с. Огузер (3 коллекции - коллекция Шарабутдина Магомедова в составе 23 рукописей и старопечатных книг, Сейпудина Искакова в составе 2 литографий, Эсенказы Каракулова в составе 5 рукописей и литографий) Кизлярского района; в с. Терекли-Мектеб (1 коллекция Кундарув Отемисовой в составе 2 рукописей), в с. Кумли (2 коллекции - коллекция Казманбет (или Казив) в составе 4 литографий и коллекция Емисхана Буламбаева в составе 1 рукописи), с. Червленые Буруны (1 коллекция Нурадила Байгазиева в составе 1 литографии), с. Нариман (коллекция Мамбета Ярикова в составе 6 литографий), с.Терекли-Мектеб (1коллекция Сеидахмета Сатырова в составе 2 рукописей и 1 литографии и коллекция музея с. Терекли-Мектеб в составе 4 литографий) Ногайского района. Общее количество описанных рукописей и старопечатных книг, датируемых в пределах XIII-XIX вв., составляет более 950 единиц описания. Все материалы оцифрованы и подготовлены для сдачи в рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. В числе новых находок: превосходного исполнения Кораны XIII-XIX вв. и комментарии к Корану (наиболее ранняя рукопись переписана в 677/1278г.) с многочисленными памятными записями и актовыми материалами, учебные пособия по грамматике арабского языка, изучавшиеся в дагестанских медресе в XIII-XIX вв. (Абдаррахман Джами, Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, Рукнаддин ал-Хасан ибн Мухаммад ал-Астарабади, Изаддин Абдалваххаб ибн Ибрахим аз-Занджани, Махмуда аз-Замахшари, Ахмад ибн Али ибн Ма‘суд, Мухаммада ал-Ардабили, Ахмад ибн Динкузи ар-Руми и др.); сочинения по логике (Адуаддин ал-Иджи, Мухаммад Сачаклизаде ал-Маарши, Ахмад ад-Даманхури, Асир ад-Дина ал-Абхари, Ну‘ман ибн шейх Саид аш-Ширвани); хадисам (ал-Бухари, ан-Навави), лексикографии (Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джаухари), суфизму (ал-Газали, ал-Кушайри; дата переписки ориентировочно XVII в.) и др. Экспедиция обнаружила и зафиксировала ценнейший материал - сочинение по фикху (мусульманскому праву) Ибн Хаджара ал-Хайтами (дата переписки ориентировочно XVII-XVIIIвв.), Джалаладдина ал-Махалли (дата переписки 976/1569г.), Абу ал-Ансари аш-Шафии (дата переписки 959/1558г.) и др. Среди тюркоязычных материалов наибольший интерес представляет частная коллекция жителя с. Гелли Хосара Шахманаевича Хосарова, 1969 г.р., у которого хранится более 100 арабографических рукописей и старопечатных книг. В сборной рукописи из этой библиотеки наше внимание привлекла цитата из доныне неизвестного исторического сочинения дагестанского ученого-арабиста Назира из Дургели под названием «Лутф ал-марджан фи тарих Дагистан». Выявлены новые имена дагестанских катибов-переписчиков, обеспечивавших тиражирование наиболее популярных и востребованных рукописей или готовивших тексты для литографических изданий: Ханзахама, сын Султанмухаммада из Тунзула; Исмаил, сын Дамдама, сын Мухаммада, сына Шараба, сын Исмаила; Дачи, сын Мухаммада, сын Исрафила из с.Акуша; Нестор, сын Усмана из Чуни; Абдалхалик, сын Усмана; Мухаммед, сын Абдулкадыра, сына Нурмахаммада; Абдулхалик, сын Усмана из Муряги; Усман, сын Мухаммада, сын Усмана, сын Муртада; Дауд, сын Адулхалима из Акуша; Нажмутдин, сын Хаджимирзы из Унчукатля, Мухаммад, сын Хаджи Идриса из Акуша; Мухаммад, сын Бейбулата, сын Хусейна, кадия с. Акуша; Мухаммад, сын Камбара ал-Акуши; Ибрахим ал-Усиши; Али, сын Махада, сын Махмуда, сын Махада, сын Умара; Султан Хаджияв ар-Руми; Абдаллах, сын Абубакра, сын Раджаба, сын Умара; Мухаммад Амин ал-Хидали, сын Мурада ал-Мачади; Мухаммад ал-Хидали ал-Мачади; Мухаммад, сын Мухаммада, сын Мухаммада, сын Ахмада, сын Хаду, сын Ахмада, сын Раджаба, сын Абдаллаха, сын Муху, сын Махача, прозванный Бугу Раджаб; Хаджияв ал-Мачади; Шейхмухаммад ал-Мачади; Мухаммад ал-Уради; Мухаммад, сын Багужалава ал-Ардуни ал-Чулуди; Мухаммад (Сагир) Гитинмухаммад из с. Мачада; Тетакай, сын Саида из Кумтуркала; Карамурзаев Рашитхан из Аксая; Алиших, сын Курбана из Джунгутая; Мухаммад, сын Асхаба, сын Исхака; Чупалав, сын Гази ал-Мухи, Акай, сын Али ал-Мухи; Рамадан бн. Хасан Али; Закария, сын Мусы; Ахмад ал-Хатиб, сын Абулатифа, Мухаммад, сын Рамадана, Муртазаали, сын Мухаммада; Хизри, сын Маната ал-Муги, Мухаммад ал-Мухи, Ибрагим, сын Ша‘бана из Гинди; Али, сын Исхака, сын Саха; Закария, сын Мусы; Мухаммад, сын Али из Муги; Абдулбасир, сын Мухаммад-Запира из Муги; Мухаммад, известный как Сибавейх ал-Акуши; Мала Мухаммад, сын Ашку, сын Абубакра, сын Салмана; Каминав Мухаммад, сын Хайдара из Муги; Умар Али, сын Хасана ал-Анди; Курбан Мухаммад, сын Муртадаали, сын Курбана ал-Анди; Даил бек; Сулейман, сын Сулеймана ал-Анди; Хамзат, сын Хадиса ал-Авари; Хаджияв, сын Уммахана ал-Анди; Хаджилав, сын кадийа Мама, сын Йусуфа ал-Анди; Али, сын Ханафа, сын Мухаммада, сын Джафара ал-Килали; Имам Мухаммад, сын Исмаила из Чоха; Отемис-эфенди; Хасан Ибрагимов из Н. Казанища; Элдархан из Эрпели; Гасан Ибрагимов из Большого Казанища; Абдулла бин Умар ал-Яхсави и другие. Зафиксированы как популярные в мусульманском мире старопечатные книги (Ибн Хаджар, ал-Махалли, Ширвани и др.), так и литографические издания второй половины XIX - первой половины XX в., изданные в Каире, Стамбуле, Казани, Баку, но особенно много в Петровске (ныне Махачкала), Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). В описанных коллекциях присутствуют редко встречающиеся в других книжных собраниях Дагестана сочинения: из египетских изданий - «Хашийат Тухфат ал-мухтадж би шарх ал-минхадж» Абдалхамида Ширвани, Хашийат Мухаммад ал-Хадари ала ал-Алфийа; из турецких изданий - «Камус ал-а‘лам». Том 2. Автор - Ш.Сами (Сами-Бей Фрашери), «Хариталы мусаввар джографйа ‘умуми» («Общая география, иллюстрированная картами»). Издание 2-е. Автор - Ибн ан-Незхет Джевад; из казанских изданий - «Мухтасар ‘илм хал» («Краткое вероучение»). Часть 4-я. Автор- Зафир б. Молла Ахмед-Шакир Касими; «Эдебият канунлары» («Литературные законы»). Автор - ‘Алимджан Ибрахимов; из темирханшуринских изданий - «Таджвид Карабаш би-лисан ас-сахли». Автор - ‘Али Рза Трабзони; из азербайджанских изданий - «Китаб Кашф ал-хакаих ‘ан нукат ал-айат ва-д-дака’ик. Тафсир Кур’ан Шариф тÿрк-азербайджан дилинде». Том 1-й. Автор и издатель - Мир Мехеммедкерим из рода хаджи Мир Джа‘фер ал-‘Алеви ал-Хÿсейни ал-Мусеви ал-Баку-йи. Представляют интерес две литографированные книги из коллекции Сейпудина Искакова из с.Огузер Кизлярского района: «Аджам Кудуви кадна лла‘аху ‘Абдулманаф ал-Гумуки ва карйатуху Индири» на кумыкском языке и литографская книга на арабском языке объёмом 48 с., изданная в 1327(1909) г. в типо-литографии М. Михайлова в г. Петровске. Переписчик: Гасан Ибрагимов из Большого Казанища. Название второй книги указано в трояком виде: «Хаза Мавлиду ннабиййи ‘алайхи ссалам ал-мусамма би шараф лил имам ал-‘аллама матихи аш-шайх Ахмад б. … шайхи Касими ал-Бухари…» (на обложке), «ал-Касидату-л- Мухаммадиййа лил имам ал-Бусайри» (на с. 2), «Мавлуд шараф ал-анам» (на с. 5). Обе книги из коллекции С. Искакова неизвестны составителям каталогов дагестанских старопечатных книг. На сегодняшний день дагестанскими востоковедами в ходе выполнения грантов выявлено более 520 рукописных собраний. Экспедиционные исследования и система описания рукописных коллекций последних лет носят новаторский характер - они ориентированы не на выборочное изучение единичных экземпляров (как это практиковалось до 1997 г.), а на научную характеристику коллекции как историко-культурной единицы в целом. Проводится полная оцифровка важнейших рукописей, остальные рукописи и старопечатные книги оцифровываются, как минимум, в следующем формате: титульный лист, первая страница рукописи, колофон. Ниже будут представлены и дано краткое описание важнейших рукописей, старопечатных книг и памятников эпистолярного жанра на арабском, тюркских и дагестанских языках (аджаме). I. Коллекция рукописных и старопечатных книг библиотеки Закаргаева Закарги из с. Муги Акушинского района РД в составе 273 единиц описания. Начиная с XVII в. предки Закаргаева Закарги были учеными - алимами. Их библиотека пополнялась и передавалась от родителей к детям и сохранилась до сих пор. Она насчитывает сегодня 273 единицы описания. Отец нынешнего владельца библиотеки Закаргаев Магомедзапир родился в 1910 г. в с. Муги Акушинского района. Учился у своего отца, видного алима Закарги Кади и старшего брата Магомед Кади. Работал в колхозе каменщиком и плотником. У него были кунаки среди ученых Дагестана. Любил общаться с ними. Умер в августе 1992 г. У него два сына и две дочери. Реконструированная генеалогия потомков владельца настоящей коллекции рукописных и печатных книг Закаргаева Закарги насчитывает вместе с его сыном и внуком 11 поколений: Хидир - Бахамма - Канца-Бахамма - Кади-Бахамма - Габдуллах - Муса - Закарга - Мухаммад-Запир (1910-1992)-Закарга-Муса-Мухаммад-Запир. Наиболее интересные рукописи коллекции: Грамматика арабского языка 1. Страница сочинения по грамматике арабского языка. Дата переписки 16 джумада ал-ахира 837 / 30 ноября 1433 г. (самая древняя страница рукописи среди всех рукописей коллекции). 2. «Фаваид вафия би халл мушкилат ал-кафия». Автор - Абдаррахман ал-Джами. Дата переписки -11 рамадана 897/ 7 июля 1492 г. Переписчик не указан. Книгу отдал в качестве вакфа мечети Муги муэдзин мечети Муртадаали с условием, что она будет выдана за пределы мечети только в целях её прочтения. 3. «Джами». Автор - Абдаррахман ал-Джами. Дата переписки -1258/ 1842 г. Переписчик - Рамадан ал-Муги. 4. «Хашийат (Абдалгафур) Абд ал-Кадир ала ал-Фаваид ад-дийиййа» - субкомментарий Абдалгафура ал-Лари на комментарий Абдаррахмана ал-Джами на «Кафийа» Ибн ал-Хаджиба по основам синтаксиса. Дата переписки 1145/1732 г. Переписчик - Мухаммад б. Асхаб б. Исхак. Рукопись переписана в медресе известнейшего ученого, паломника двух святынь Мухаммада Асда Ибн Маджи, кадия Зирихгерана, родом из с. Нахки РД. Лексикография 5. «Тафсир ал-васит» - толковый словарь к Корану. Дата переписки не указана, ориентировочно XVII в. Переписчик - Хизри, сын Маната ал-Муги. Биографии ученых 6. «Китаб ат-табакат ал-вуста» - разряды (биографии) известных ученых. Автор - Абдулваххаб Аш-Ша’рани. Дата переписки 13 рамадана 1047/1637 г. Переписчик - Мухаммад б.Хидир б. Хидир ал-Азхари. Сочинение переписано спустя 72 года после смерти автора, встречается в полном виде впервые. Мусульманское право (фикх) 7. «ал-Ваджиз» - юридический трактат ал-Газали. Отдельные части книги переписаны 12, 22 шавваля 709 и 15 зу-л-када 709 г. /15, 25 марта, 2, 16 апреля 1310 г., а также раби ал-аввал 743 г./ 4 августа 1342 г. Переписчики - Ахмад б. Ибрахим б. Халил, прозванный Кака ал-Кайсари, и Илийас б. Исмаил. Этот список был передан Тимуром местному владельцу (старосте) для практического руководства. На данный момент рукопись в личной коллекции отсутствует, передана для изучения во временное пользование. 8. «Китаб хашийат ал-Анвар» - субкомментарий ад-Давани на сочинение «ал-Анвар» ал-Ардабили по мусульманскому праву(фикх). Переписано в 890/1485 г. Переписчик - Мухаммад Ибн Абу Йазид б. Махмуд ал-Курди ал-Исфахани, а затем ал-Анданани. Переписано в медресе «Дар ас-сафар» в Ширазе. 9. «Шарх Джам ал-джавами» - комментарий Джалал ад-дина Махалли на «Джам ал-джавами фи усул ал-фикх» Таджаддина Абдалваххаба ас-Субки(ум.в 771/1369-70 г.) по основам права. Дата переписки 1114/1702 г. Переписчик - Хаджи Мустафа. 10. «Хаваши ала шарх Джам ал-джавами» - субкомментраий Али б.Ахмада ал-Бухари на комментарий по мусульманскому праву Джалал ад-дина Махалли «Джам ал-джавами фи усул ал-фикх» Таджадддина Абдалваххаба ас-Субки (ум. в 771/1369-70 г.) по основам мусульманского права. Дата переписки 1188/1774 г. Переписчик - Мухаммад, сын Мухаммада ал-Каши (Киши) у своего устад(з)а Исмаила, кади с. Ницовкра. 11. Сочинение по мусульманскому праву. Дата переписки 1040/1630 г. Перписчик - Исбаг ал-Мухи (Мугинский). У устаза Хасана из Дайитбухи. Дефектный экземпляр. Начало: «Баб ал-хавала…». Из книг, отданных в вакф мечети с. Муги. Этика, суфизм 12. Глава из этико-догматического трактата ал-Газали «Ихйа улум ад-дин», раздел «Зикр ал-мавт». Дата переписки не указана, ориентировочно XVII век. Переписчик - Али, сын Исхака, сын Саха в медресе кадийа Арадеш, сын Раджаба. Из книг пятничной мечети с. Муги. 13. Выдержки из других глав сочинения ал-Газали «Ихйа улум ад-дин (книга первая - «Китаб ал-акл»; книга третья - «Китаб асрар ат-тахарат»; книга пятая - «Китаб асрар аз-закат», книга десятая - «Китаб тартиб ал-аврад». Переписчик - Хизри, сын Маната ал-Муги, в 1084/1673-74г. 14. Выдержки из других глав сочинения ал-Газали «Ихйа улум ад-дин, (книга шестая - «Китаб ал-махабба ва аш- шавк ва ар-рида»; книга седьмая - «Китаб ан-ниййа, ва ал-ихлас ва ас-сидк»; книга восьмая - «Китаб ал-мухасаба ва ал-муракаба», книга девятая - «Китаб ат-тафаккур», книга десятая - «Китаб зикр ал-мавт». Переписал рукопись Хизри, сын Маната ал-Муги в 1240/1667 г. 15. «Шарх касидат бн ал-Имад» - сочинение по этике. Автор не устанволен.Дата переписки - 1260/1844 г. Рукопись переписана Мухаммадом ал-Усиши в с. Муги. На первой странице имеется дата смерти ученого Дамадана Мегебского 1131/1118г. Хадисы 16. «Арбаин хадис» - сорок хадисов ан-Навави. Рукопись переписана в 1188/1774г. Переписчик - Мухаммад, сын Али из Муги. 17. «Хисн ал-хасин мин клам сейид ал-мурсалин». Автор - ал-Джазари. Рукопись переписана в 1135/1722 г. Переписчик - Исбугах Малла Удди у своего известного среди дагестанцев устаза Ибрахима, сына Исы ал-Хураки. 18. «Фадаил ал-хабиб». Автор - Абу Бакр ал-Аймаки. Дата переписки сочинения - 1189/1775-76 г. Переписчик - Ибрахим, сын Шабана ал Хинти (Ханати) для своего любимого брата Мухаммада, сына Али ал-Муги (из Муги). Владелец этой книги - Мухаммад, сын Али ал-Муги (из Муги). Логика 19. «Нуман» или «Хашийат Ну’ман» - субкомментарий на сочинение «Шарх Исагуджи» Хисамаддина ал-Кати (ум. в 760-1359 г.). Автор - Ну’ман бн шейх Саад аш-Ширвани или Ну’ман Эфенди. Дата переписки - 1062/1652 г. Переписчик - Мала Мухаммад, сын Ашку, сын Абубакра, сын Салмана в селении Зулузал. Из книг муэдзина Бахама. 20. Фихрист (каталог) названий сочинений с указанием авторов, имевших распространение и хождение среди дагестанских ученых. 21. Два сочинения Али Гаджи Акушинского: а) на арабском языке с критикой дагестанских кадиев, злоупотребляющих своими должностями. Дата переписки 1330/1911г. б) на даргинском языке - с разъяснениями в доступной форме для простых людей вопросов единобожия. 22. Сочинение известного дагестанского ученого Али Солтинского о наставлении мутааллимам. 23. Два сочинения на даргинском языке переписчика и переводчика Мухаммада из Хаджалмахи, работавшего в исламской типографии М. Мавраева. Первое с разъяснениями вопросов по основам религии: что такое иман и ислам; второе - произведения духовной литературы различных авторов на даргинском языке, мавлиды, касыды, переводы из Корана на даргинском языке. 24. Сборник стихов одного из участников гражданской войны 20-х годов на арабском языке, уникальное сочинение, авторство не определено.

А Р Наврузов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН,

Email: аnavruzov@rambler.ru

А Р Шихсаидов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Г М-Р Оразаев

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН,

М Н Османова

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

З М Магомедова

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН,

М Г Шехмагомедов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Д М Маламагомедов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

И И Ханмурзаев

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

З Ш Закарияев

Дагестанский государственный университет

Просмотры

Аннотация - 313

PDF (Russian) - 266

PlumX


© Наврузов А.Р., Шихсаидов А.Р., Оразаев Г.М., Османова М.Н., Магомедова З.М., Шехмагомедов М.Г., Маламагомедов Д.М., Ханмурзаев И.И., Закарияев З.Ш., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.