RESULTS OF ARCHEOGRAPHIC STUDIES OF DAGESTAN IN 2015-2016

Cover Page

Abstract


The present article is devoted to the continued during 2015-2016 years field archaeographic researches in a number of mountain and plain regions of Daghestan in order to find out the new collections of manuscripts and old-printed books in Arabic, Turkic and Daghestan languages (written by using Arabic graphic). The archaeographic expedition had worked at eight regions of Daghestan. There were found out 2 new collections of manuscripts in Akushinsky region, 2 collections in Botlikh region, 1 collection in Shamilsky region, 1 collection in Makhachkala city, 6 collections in Khasavurt and 6 collections in Buynaksk regions, 3 collections in Karabudakhkent and 3 collections in Kizlyar regions, 8 collections in Nogay region - all together 32 collections. Among them there are manuscripts, a large number of old-printed books (lithographies published in Temir-Khan-Shura, Petrovsk, Bakhchisaray, Khasavyurt, Kazan, Istanbul, Cairo), andletters and documents dated within the middle of the XVII-XIX centuries.The total amount of the described manuscripts and old-printed books dated within the XIII-XIX centuries is more than 950 units of description. Among the new findings are the excellently made Qurans of the XIII-XIX cent. and comments to the Quran (the earliest manuscript was re-written in 677/1278) with numerous memorable records and assembly materials; the manuals on Grammar of the Arabic language studied in the Daghestan madrasahs in the XIII-XIXth centuries (AbdarrakhmanDjami, Ahmad ibn Muhammad ibn Abu Bakr, Ruknaddin al-Hasanibn Muhammad al-Astarabadi, IzaddinAbdalvakhabibn Ibrahim az-Zandjani, Mahmud az-Zamakhshari, Ahmad ibn Ali ibnMa‘sud, Muhammad al-Ardabili, Ahmad ibnDinkuziar-Rumi, etc.); compositions on logic (Aduaddin al-Idzhi, Muhammad Sachaklizade al-Mar‘ashi, Ahmad ad-Damankhuri, Asiraddin al-Abkhari, Nu‘manibn Sheikh Said ash-Shirvani); on Hadith (al-Bukhari, an-Navavi), on lexicography (Abu Nasr Ismail ibnHammad al-Djaukhari), on Sufism (al-Gazali, al-Kushayri; date of creation is approximately XVII century), etc.

Археографическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (проекты РГНФ №15-01-18018/15 и №16-01-18027 «Археографические исследования в Дагестане (частные и мечетские рукописные коллекции») в июле - августе 2015-2016 гг. продолжила работу по изучению рукописного наследия народов Дагестана в целях выявления новых книжных коллекций. Состав археографической экспедиции: А.Р. Наврузов - руководитель проекта, к.и.н., начальник экспедиции, зам. директора по научной работе ИИАЭ ДНЦ РАН. Научные сотрудники ИИАЭ ДНЦ РАН: А.Р. Шихсаидов - д.и.н., проф., г.н.с.; Г.М.-Р. Оразаев - ст.н.с., М.Н. Османова - к.и.н., н.с., З.М. Магомедова - к.и.н., н.с., М.Г. Шехмагомедов - м.н.с., Д.М. Маламагомедов - м.н.с., И.И. Ханмурзаев - м.н.с., Ш.Ш. Шихалиев- к.и.н., зав. Фондом восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН, З.Ш. Закарияев - д.и.н., проф. факультета востоковедения ДГУ. Арабские рукописи представляют собой многие отрасли средневековой науки на Ближнем Востоке: Коран, тафсиры - комментарии к Корану, мусульманское право, хадисы, грамматика арабского языка, поэзия, лексикография, логика, суфизм, догматика, астрономия, математика, история, биографии, медицина, актовые и памятные записи. Особенно значимы сочинения дагестанских авторов, составляющих собственно дагестанскую литературную традицию. Научному описанию, по традиции, подвергаются не только рукописные материалы, но также попутно литографские и наборно-печатные книги на арабском и на тюркских языках, изданные с помощью арабского шрифта. Археографическая экспедиция 2015 и 2016 гг. работала в восьми районах Дагестана: выявлены 2 новые рукописные коллекция в Акушинском, 2 коллекции в Ботлихском, 1 коллекция в Шамильском, 1 коллекция в г. Махачкале, 6 коллекций в Хасавюртовском и 6 коллекций в Буйнакском районах, 3 коллекции в Карабудахкентском и 3 коллекции в Кизлярском районах, 8 коллекций в Ногайском районе - всего 32 коллекции, в их числе рукописи, большое количество старопечатных книг (литографии) (Темир-Хан-Шура, Петровск, Бахчисарай, Хасавюрт, Казань, Стамбул, Каир), а также письма и документы середины XVII-XIX вв. Новые арабские коллекции и коллекции на тюркских языках выявлены: в селении Акуша (1 коллекция - коллекция пятничной мечети Дайша; 245 единиц описания) и в селении Муги (1 коллекция Закаргаева Закарги в составе 273 единиц описания) Акушинского района; с. Анди (2 коллекции - коллекция джума-мечети (соборной) в составе 70 единиц описания и коллекция Алхаса Шамхалова в составе 29 единиц описания) Ботлихского района; 1 коллекция в г.Махачкале (1 коллекция - часть коллекции частной библиотеки Далгатова Магомеда из с.Сомода Шамильского района РД в составе 31 единицы описания); с. Мачада (1 коллекция - коллекция Багужалава Мачадинского, 166 единиц описания) Шамильского района; г. Хасавюрте (2 коллекции - частная коллекция Карамурзаевой Нюрьян (5 рукописей) и частная коллекция Яхьяхаджи из с. Батаюрт - 4 рукописи и 3 старопечатные книги); с. Аксай (2 коллекции - частная коллекция Ислама Агабекова (8 старопечатных книг и 1 рукопись) и мечетская коллекция (квартал Захавул, 5 старопечатных книг); с. Эндирей (1 коллекция - частная коллекция Умметгерея Абакарова А., 2 рукописи и 7 старопечатных книг); с. Тотурбийкала (1 коллекция - частная коллекция Казбека Гаджиева, 3 старопечатные книги) Хасавюртовского района; в г. Буйнакске (2 коллекции - частная коллекция Муталимовой Хадижат из Манасаула, 4 старопечатные книги и частная коллекция Гамзатовой Рукият, 2 старопечатные книги); с. Нижнее Казанище (1 коллекция - частная коллекция Закарьяева Арсланали М., 4 рукописи и 16 старопечатных книг); с. Верхнее Казанище (1 коллекция - частная коллекция Багаутдинова Абзайдина, 12 старопечатных книг на араб.яз.); с. Новый Кафыркумух (1 коллекция - частная коллекция Акаева Магомедганипы, 3 старопечатные книги), с. Атланаул (1 коллекция - частная коллекция Сунгурова Сиражутдина;1 рукопись) Буйнакского района; с. Уллубийаул (коллекция Телей-хаджи Казиханова в составе 2 рукописей), с. Карабудахкент (коллекция Салим-Солтан Сейтиева в составе 1 старопечатной книги), с. Гелли (коллекция Хосар Шахманаевича Хосарова в составе 21 рукописи и старопечатных книг) Карабудахкентского района; с. Огузер (3 коллекции - коллекция Шарабутдина Магомедова в составе 23 рукописей и старопечатных книг, Сейпудина Искакова в составе 2 литографий, Эсенказы Каракулова в составе 5 рукописей и литографий) Кизлярского района; в с. Терекли-Мектеб (1 коллекция Кундарув Отемисовой в составе 2 рукописей), в с. Кумли (2 коллекции - коллекция Казманбет (или Казив) в составе 4 литографий и коллекция Емисхана Буламбаева в составе 1 рукописи), с. Червленые Буруны (1 коллекция Нурадила Байгазиева в составе 1 литографии), с. Нариман (коллекция Мамбета Ярикова в составе 6 литографий), с.Терекли-Мектеб (1коллекция Сеидахмета Сатырова в составе 2 рукописей и 1 литографии и коллекция музея с. Терекли-Мектеб в составе 4 литографий) Ногайского района. Общее количество описанных рукописей и старопечатных книг, датируемых в пределах XIII-XIX вв., составляет более 950 единиц описания. Все материалы оцифрованы и подготовлены для сдачи в рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. В числе новых находок: превосходного исполнения Кораны XIII-XIX вв. и комментарии к Корану (наиболее ранняя рукопись переписана в 677/1278г.) с многочисленными памятными записями и актовыми материалами, учебные пособия по грамматике арабского языка, изучавшиеся в дагестанских медресе в XIII-XIX вв. (Абдаррахман Джами, Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, Рукнаддин ал-Хасан ибн Мухаммад ал-Астарабади, Изаддин Абдалваххаб ибн Ибрахим аз-Занджани, Махмуда аз-Замахшари, Ахмад ибн Али ибн Ма‘суд, Мухаммада ал-Ардабили, Ахмад ибн Динкузи ар-Руми и др.); сочинения по логике (Адуаддин ал-Иджи, Мухаммад Сачаклизаде ал-Маарши, Ахмад ад-Даманхури, Асир ад-Дина ал-Абхари, Ну‘ман ибн шейх Саид аш-Ширвани); хадисам (ал-Бухари, ан-Навави), лексикографии (Абу Насра Исмаила ибн Хаммада ал-Джаухари), суфизму (ал-Газали, ал-Кушайри; дата переписки ориентировочно XVII в.) и др. Экспедиция обнаружила и зафиксировала ценнейший материал - сочинение по фикху (мусульманскому праву) Ибн Хаджара ал-Хайтами (дата переписки ориентировочно XVII-XVIIIвв.), Джалаладдина ал-Махалли (дата переписки 976/1569г.), Абу ал-Ансари аш-Шафии (дата переписки 959/1558г.) и др. Среди тюркоязычных материалов наибольший интерес представляет частная коллекция жителя с. Гелли Хосара Шахманаевича Хосарова, 1969 г.р., у которого хранится более 100 арабографических рукописей и старопечатных книг. В сборной рукописи из этой библиотеки наше внимание привлекла цитата из доныне неизвестного исторического сочинения дагестанского ученого-арабиста Назира из Дургели под названием «Лутф ал-марджан фи тарих Дагистан». Выявлены новые имена дагестанских катибов-переписчиков, обеспечивавших тиражирование наиболее популярных и востребованных рукописей или готовивших тексты для литографических изданий: Ханзахама, сын Султанмухаммада из Тунзула; Исмаил, сын Дамдама, сын Мухаммада, сына Шараба, сын Исмаила; Дачи, сын Мухаммада, сын Исрафила из с.Акуша; Нестор, сын Усмана из Чуни; Абдалхалик, сын Усмана; Мухаммед, сын Абдулкадыра, сына Нурмахаммада; Абдулхалик, сын Усмана из Муряги; Усман, сын Мухаммада, сын Усмана, сын Муртада; Дауд, сын Адулхалима из Акуша; Нажмутдин, сын Хаджимирзы из Унчукатля, Мухаммад, сын Хаджи Идриса из Акуша; Мухаммад, сын Бейбулата, сын Хусейна, кадия с. Акуша; Мухаммад, сын Камбара ал-Акуши; Ибрахим ал-Усиши; Али, сын Махада, сын Махмуда, сын Махада, сын Умара; Султан Хаджияв ар-Руми; Абдаллах, сын Абубакра, сын Раджаба, сын Умара; Мухаммад Амин ал-Хидали, сын Мурада ал-Мачади; Мухаммад ал-Хидали ал-Мачади; Мухаммад, сын Мухаммада, сын Мухаммада, сын Ахмада, сын Хаду, сын Ахмада, сын Раджаба, сын Абдаллаха, сын Муху, сын Махача, прозванный Бугу Раджаб; Хаджияв ал-Мачади; Шейхмухаммад ал-Мачади; Мухаммад ал-Уради; Мухаммад, сын Багужалава ал-Ардуни ал-Чулуди; Мухаммад (Сагир) Гитинмухаммад из с. Мачада; Тетакай, сын Саида из Кумтуркала; Карамурзаев Рашитхан из Аксая; Алиших, сын Курбана из Джунгутая; Мухаммад, сын Асхаба, сын Исхака; Чупалав, сын Гази ал-Мухи, Акай, сын Али ал-Мухи; Рамадан бн. Хасан Али; Закария, сын Мусы; Ахмад ал-Хатиб, сын Абулатифа, Мухаммад, сын Рамадана, Муртазаали, сын Мухаммада; Хизри, сын Маната ал-Муги, Мухаммад ал-Мухи, Ибрагим, сын Ша‘бана из Гинди; Али, сын Исхака, сын Саха; Закария, сын Мусы; Мухаммад, сын Али из Муги; Абдулбасир, сын Мухаммад-Запира из Муги; Мухаммад, известный как Сибавейх ал-Акуши; Мала Мухаммад, сын Ашку, сын Абубакра, сын Салмана; Каминав Мухаммад, сын Хайдара из Муги; Умар Али, сын Хасана ал-Анди; Курбан Мухаммад, сын Муртадаали, сын Курбана ал-Анди; Даил бек; Сулейман, сын Сулеймана ал-Анди; Хамзат, сын Хадиса ал-Авари; Хаджияв, сын Уммахана ал-Анди; Хаджилав, сын кадийа Мама, сын Йусуфа ал-Анди; Али, сын Ханафа, сын Мухаммада, сын Джафара ал-Килали; Имам Мухаммад, сын Исмаила из Чоха; Отемис-эфенди; Хасан Ибрагимов из Н. Казанища; Элдархан из Эрпели; Гасан Ибрагимов из Большого Казанища; Абдулла бин Умар ал-Яхсави и другие. Зафиксированы как популярные в мусульманском мире старопечатные книги (Ибн Хаджар, ал-Махалли, Ширвани и др.), так и литографические издания второй половины XIX - первой половины XX в., изданные в Каире, Стамбуле, Казани, Баку, но особенно много в Петровске (ныне Махачкала), Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). В описанных коллекциях присутствуют редко встречающиеся в других книжных собраниях Дагестана сочинения: из египетских изданий - «Хашийат Тухфат ал-мухтадж би шарх ал-минхадж» Абдалхамида Ширвани, Хашийат Мухаммад ал-Хадари ала ал-Алфийа; из турецких изданий - «Камус ал-а‘лам». Том 2. Автор - Ш.Сами (Сами-Бей Фрашери), «Хариталы мусаввар джографйа ‘умуми» («Общая география, иллюстрированная картами»). Издание 2-е. Автор - Ибн ан-Незхет Джевад; из казанских изданий - «Мухтасар ‘илм хал» («Краткое вероучение»). Часть 4-я. Автор- Зафир б. Молла Ахмед-Шакир Касими; «Эдебият канунлары» («Литературные законы»). Автор - ‘Алимджан Ибрахимов; из темирханшуринских изданий - «Таджвид Карабаш би-лисан ас-сахли». Автор - ‘Али Рза Трабзони; из азербайджанских изданий - «Китаб Кашф ал-хакаих ‘ан нукат ал-айат ва-д-дака’ик. Тафсир Кур’ан Шариф тÿрк-азербайджан дилинде». Том 1-й. Автор и издатель - Мир Мехеммедкерим из рода хаджи Мир Джа‘фер ал-‘Алеви ал-Хÿсейни ал-Мусеви ал-Баку-йи. Представляют интерес две литографированные книги из коллекции Сейпудина Искакова из с.Огузер Кизлярского района: «Аджам Кудуви кадна лла‘аху ‘Абдулманаф ал-Гумуки ва карйатуху Индири» на кумыкском языке и литографская книга на арабском языке объёмом 48 с., изданная в 1327(1909) г. в типо-литографии М. Михайлова в г. Петровске. Переписчик: Гасан Ибрагимов из Большого Казанища. Название второй книги указано в трояком виде: «Хаза Мавлиду ннабиййи ‘алайхи ссалам ал-мусамма би шараф лил имам ал-‘аллама матихи аш-шайх Ахмад б. … шайхи Касими ал-Бухари…» (на обложке), «ал-Касидату-л- Мухаммадиййа лил имам ал-Бусайри» (на с. 2), «Мавлуд шараф ал-анам» (на с. 5). Обе книги из коллекции С. Искакова неизвестны составителям каталогов дагестанских старопечатных книг. На сегодняшний день дагестанскими востоковедами в ходе выполнения грантов выявлено более 520 рукописных собраний. Экспедиционные исследования и система описания рукописных коллекций последних лет носят новаторский характер - они ориентированы не на выборочное изучение единичных экземпляров (как это практиковалось до 1997 г.), а на научную характеристику коллекции как историко-культурной единицы в целом. Проводится полная оцифровка важнейших рукописей, остальные рукописи и старопечатные книги оцифровываются, как минимум, в следующем формате: титульный лист, первая страница рукописи, колофон. Ниже будут представлены и дано краткое описание важнейших рукописей, старопечатных книг и памятников эпистолярного жанра на арабском, тюркских и дагестанских языках (аджаме). I. Коллекция рукописных и старопечатных книг библиотеки Закаргаева Закарги из с. Муги Акушинского района РД в составе 273 единиц описания. Начиная с XVII в. предки Закаргаева Закарги были учеными - алимами. Их библиотека пополнялась и передавалась от родителей к детям и сохранилась до сих пор. Она насчитывает сегодня 273 единицы описания. Отец нынешнего владельца библиотеки Закаргаев Магомедзапир родился в 1910 г. в с. Муги Акушинского района. Учился у своего отца, видного алима Закарги Кади и старшего брата Магомед Кади. Работал в колхозе каменщиком и плотником. У него были кунаки среди ученых Дагестана. Любил общаться с ними. Умер в августе 1992 г. У него два сына и две дочери. Реконструированная генеалогия потомков владельца настоящей коллекции рукописных и печатных книг Закаргаева Закарги насчитывает вместе с его сыном и внуком 11 поколений: Хидир - Бахамма - Канца-Бахамма - Кади-Бахамма - Габдуллах - Муса - Закарга - Мухаммад-Запир (1910-1992)-Закарга-Муса-Мухаммад-Запир. Наиболее интересные рукописи коллекции: Грамматика арабского языка 1. Страница сочинения по грамматике арабского языка. Дата переписки 16 джумада ал-ахира 837 / 30 ноября 1433 г. (самая древняя страница рукописи среди всех рукописей коллекции). 2. «Фаваид вафия би халл мушкилат ал-кафия». Автор - Абдаррахман ал-Джами. Дата переписки -11 рамадана 897/ 7 июля 1492 г. Переписчик не указан. Книгу отдал в качестве вакфа мечети Муги муэдзин мечети Муртадаали с условием, что она будет выдана за пределы мечети только в целях её прочтения. 3. «Джами». Автор - Абдаррахман ал-Джами. Дата переписки -1258/ 1842 г. Переписчик - Рамадан ал-Муги. 4. «Хашийат (Абдалгафур) Абд ал-Кадир ала ал-Фаваид ад-дийиййа» - субкомментарий Абдалгафура ал-Лари на комментарий Абдаррахмана ал-Джами на «Кафийа» Ибн ал-Хаджиба по основам синтаксиса. Дата переписки 1145/1732 г. Переписчик - Мухаммад б. Асхаб б. Исхак. Рукопись переписана в медресе известнейшего ученого, паломника двух святынь Мухаммада Асда Ибн Маджи, кадия Зирихгерана, родом из с. Нахки РД. Лексикография 5. «Тафсир ал-васит» - толковый словарь к Корану. Дата переписки не указана, ориентировочно XVII в. Переписчик - Хизри, сын Маната ал-Муги. Биографии ученых 6. «Китаб ат-табакат ал-вуста» - разряды (биографии) известных ученых. Автор - Абдулваххаб Аш-Ша’рани. Дата переписки 13 рамадана 1047/1637 г. Переписчик - Мухаммад б.Хидир б. Хидир ал-Азхари. Сочинение переписано спустя 72 года после смерти автора, встречается в полном виде впервые. Мусульманское право (фикх) 7. «ал-Ваджиз» - юридический трактат ал-Газали. Отдельные части книги переписаны 12, 22 шавваля 709 и 15 зу-л-када 709 г. /15, 25 марта, 2, 16 апреля 1310 г., а также раби ал-аввал 743 г./ 4 августа 1342 г. Переписчики - Ахмад б. Ибрахим б. Халил, прозванный Кака ал-Кайсари, и Илийас б. Исмаил. Этот список был передан Тимуром местному владельцу (старосте) для практического руководства. На данный момент рукопись в личной коллекции отсутствует, передана для изучения во временное пользование. 8. «Китаб хашийат ал-Анвар» - субкомментарий ад-Давани на сочинение «ал-Анвар» ал-Ардабили по мусульманскому праву(фикх). Переписано в 890/1485 г. Переписчик - Мухаммад Ибн Абу Йазид б. Махмуд ал-Курди ал-Исфахани, а затем ал-Анданани. Переписано в медресе «Дар ас-сафар» в Ширазе. 9. «Шарх Джам ал-джавами» - комментарий Джалал ад-дина Махалли на «Джам ал-джавами фи усул ал-фикх» Таджаддина Абдалваххаба ас-Субки(ум.в 771/1369-70 г.) по основам права. Дата переписки 1114/1702 г. Переписчик - Хаджи Мустафа. 10. «Хаваши ала шарх Джам ал-джавами» - субкомментраий Али б.Ахмада ал-Бухари на комментарий по мусульманскому праву Джалал ад-дина Махалли «Джам ал-джавами фи усул ал-фикх» Таджадддина Абдалваххаба ас-Субки (ум. в 771/1369-70 г.) по основам мусульманского права. Дата переписки 1188/1774 г. Переписчик - Мухаммад, сын Мухаммада ал-Каши (Киши) у своего устад(з)а Исмаила, кади с. Ницовкра. 11. Сочинение по мусульманскому праву. Дата переписки 1040/1630 г. Перписчик - Исбаг ал-Мухи (Мугинский). У устаза Хасана из Дайитбухи. Дефектный экземпляр. Начало: «Баб ал-хавала…». Из книг, отданных в вакф мечети с. Муги. Этика, суфизм 12. Глава из этико-догматического трактата ал-Газали «Ихйа улум ад-дин», раздел «Зикр ал-мавт». Дата переписки не указана, ориентировочно XVII век. Переписчик - Али, сын Исхака, сын Саха в медресе кадийа Арадеш, сын Раджаба. Из книг пятничной мечети с. Муги. 13. Выдержки из других глав сочинения ал-Газали «Ихйа улум ад-дин (книга первая - «Китаб ал-акл»; книга третья - «Китаб асрар ат-тахарат»; книга пятая - «Китаб асрар аз-закат», книга десятая - «Китаб тартиб ал-аврад». Переписчик - Хизри, сын Маната ал-Муги, в 1084/1673-74г. 14. Выдержки из других глав сочинения ал-Газали «Ихйа улум ад-дин, (книга шестая - «Китаб ал-махабба ва аш- шавк ва ар-рида»; книга седьмая - «Китаб ан-ниййа, ва ал-ихлас ва ас-сидк»; книга восьмая - «Китаб ал-мухасаба ва ал-муракаба», книга девятая - «Китаб ат-тафаккур», книга десятая - «Китаб зикр ал-мавт». Переписал рукопись Хизри, сын Маната ал-Муги в 1240/1667 г. 15. «Шарх касидат бн ал-Имад» - сочинение по этике. Автор не устанволен.Дата переписки - 1260/1844 г. Рукопись переписана Мухаммадом ал-Усиши в с. Муги. На первой странице имеется дата смерти ученого Дамадана Мегебского 1131/1118г. Хадисы 16. «Арбаин хадис» - сорок хадисов ан-Навави. Рукопись переписана в 1188/1774г. Переписчик - Мухаммад, сын Али из Муги. 17. «Хисн ал-хасин мин клам сейид ал-мурсалин». Автор - ал-Джазари. Рукопись переписана в 1135/1722 г. Переписчик - Исбугах Малла Удди у своего известного среди дагестанцев устаза Ибрахима, сына Исы ал-Хураки. 18. «Фадаил ал-хабиб». Автор - Абу Бакр ал-Аймаки. Дата переписки сочинения - 1189/1775-76 г. Переписчик - Ибрахим, сын Шабана ал Хинти (Ханати) для своего любимого брата Мухаммада, сына Али ал-Муги (из Муги). Владелец этой книги - Мухаммад, сын Али ал-Муги (из Муги). Логика 19. «Нуман» или «Хашийат Ну’ман» - субкомментарий на сочинение «Шарх Исагуджи» Хисамаддина ал-Кати (ум. в 760-1359 г.). Автор - Ну’ман бн шейх Саад аш-Ширвани или Ну’ман Эфенди. Дата переписки - 1062/1652 г. Переписчик - Мала Мухаммад, сын Ашку, сын Абубакра, сын Салмана в селении Зулузал. Из книг муэдзина Бахама. 20. Фихрист (каталог) названий сочинений с указанием авторов, имевших распространение и хождение среди дагестанских ученых. 21. Два сочинения Али Гаджи Акушинского: а) на арабском языке с критикой дагестанских кадиев, злоупотребляющих своими должностями. Дата переписки 1330/1911г. б) на даргинском языке - с разъяснениями в доступной форме для простых людей вопросов единобожия. 22. Сочинение известного дагестанского ученого Али Солтинского о наставлении мутааллимам. 23. Два сочинения на даргинском языке переписчика и переводчика Мухаммада из Хаджалмахи, работавшего в исламской типографии М. Мавраева. Первое с разъяснениями вопросов по основам религии: что такое иман и ислам; второе - произведения духовной литературы различных авторов на даргинском языке, мавлиды, касыды, переводы из Корана на даргинском языке. 24. Сборник стихов одного из участников гражданской войны 20-х годов на арабском языке, уникальное сочинение, авторство не определено.

A R Navruzov

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

Email: аnavruzov@rambler.ru

A R Shikhsaidov

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS,

G M-R Orazaev

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

M N Osmanova

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

Z M Magomedova

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

M G Shekhmagomedov

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

D M Malamagomedov

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

I I Khanmurzaev

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS,

Z Sh Zakariyaev

Dagestan State University

Views

Abstract - 87

PDF (Russian) - 77

PlumX


Copyright (c) 2017 Navruzov A.R., Shikhsaidov A.R., Orazaev G.M., Osmanova M.N., Magomedova Z.M., Shekhmagomedov M.G., Malamagomedov D.M., Khanmurzaev I.I., Zakariyaev Z.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.