ДЖАББАР ГАРЯГДЫ ОГЛЫ И БЮЛЬБЮЛЬ. ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ ПЕНИЯ (КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В)
- Авторы: Стшемжальска А.
- Выпуск: Том 17, № 1 (2021)
- Страницы: 222-235
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1658
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH171222-235
Аннотация
Музыка играет весомую роль в национальной культуре современного Азербайджана. Учитывая этот факт, в данной статье описывается начальный период становления азербайджанской певческой школы, то есть конец XIX – первая половина ХХ веков. Автор статьи делает акцент на тех общественно-исторических обстоятельствах и персонажах, которые особенно повлияли на специфику современной азербайджанской певческой школы. Следовательно, особое внимание уделяется двум солистам и знатокам азербайджанской музыки: Джаббару Гарягдыоглы и Бюльбюлю. Первый из них, хотя вырос в традиционной среде певцов-фольклористов, исполнял мугамы в новой, театрализованной форме на досках концертных залов. Изменение места и формы мугамных перформаносв позволило зародится главному жанру современной национальной музыки Азербайджана – мугамной опере. Заслуга Бюльбюля для становления азербайджанской певческой школы, в свою очередь, состоит в том, что он выработал оригинальную технику пения, специфика которой заключается в синтезe модифицированных норм вокального исполнения классической музыки западного типа и фольклорного искусства, прежде всего мугама. За счет технических инноваций национальная музыка Азербайджана, окрашена сугубо народной стилистикой, является не только интересной, но также понятной зарубежному слушателю. Статья написана на полевом этнографическом материале автора, собранном в Азербайджане (Баку и прилегающие к нему районы) в 2016–2018 гг. Основные использованные методы: включенное наблюдение, а также интервью на российском и азербайджанском языках с представителями музыкального сообщества столицы Азербайджана, проведены в соответствии с методологией устной истории.
Анэта Стшемжальска
Колледж Восточной Европы им. Яна Новака--Езераньского
Автор, ответственный за переписку.
Email: astrzemzalska@gmail.com
Польша, Польша
Магистр культурной антропологии,
ассоциированный сотрудник журнала «Nowa Europa Wschodnia» Коллегии Восточной Европы им. Яна Новака--Езераньского, Польша
- 1. Huseynova A. Music of Azerbaijan: From Mugham to Opera. — Bloomington: Indiana University Press, 2016. — 326 c.
- 2. Naroditskaya I. Song from the Land of Fire: Continuity and Change in Azerbaijanian Mugham. — New York: Routledge, 2002. — 263 c.
- 3. Oldfield A. Azerbaijani Women Poet-minstrels: Women Ashiqs from the Eighteenth Century to the Present. — Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2008. — 210 c.
- 4. Багирова С. Азербайджанская музыка и музыканты (статьи, рецензии, эссе). Баку: ТэкНур, 2011. — 230 с.
- 5. Энциклопедия Азербайджанского Мугама — Баку: Шарг-Гарб, 2012 — 264 с.
- 6. Strzemżalska, A. 2020. Slam in the Name of Country: Nationalism in Contemporary Azerbaijani Meykhana, Slavic Review 79(2), Summer, 323–344.
- 7. Applegate C. How German Is It? Nationalism and the Idea of Serious Music in the Early Nineteenth Century // 19th-Century Music. — 1998. — № 21(3). — С. 274-96.
- 8. Martin T. An Affirmative-Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923–1939. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2001. — 496 с.
- 9. Adams L.L. Who's Afraid of the Market? Cultural Policy in Post-Soviet Uzbekistan // The Journal of Arts Management, Law and Society. – 2000. — № 30(1). — C. 29-41.
- 10. Williams R.C. The Nationalization of Early Soviet Culture // Russian History. — 1982. — № 9 (2/3). — C. 157–172.
- 11. Nercessian A. National identity, cultural policy and the Soviet Folk Ensemble // Soviet Music and Society Under Lenin and Stalin: The Baton and Sickle / Под ред. N. Edmunds N. — London: RoutledgeCurzon, 2004. — С. 148–162.
- 12. Frolova-Walker M. „National in Form, Socialist in Content”: Musical Nation-Building. The Soviet Republics // Journal of the American Musicological Society. – 1998. — № 51(2). — C. 331-371.
- 13. Dalhaus C. Nationalism and Music: Four Studies in Music of the Later Nineteenth Century In Between Romanticism and Modernism. — Т.1. — Berkeley: University of California Press, 1980. — С. 129.
- 14. Musical Constructions of Nationalism: Essays on the History and Ideology of European Musical Culture 1800-1945 / под ред. H. White, M. Murphy. — Cork:Cork University Press, 2001. — 285 с.
- 15. Dahlhaus C. Nineteenth-Century Music. — Berkeley: University of California Press, 1989. — 417 c.
- 16. Taruskin R., Gibbs Ch.H. The Oxford History of Western Music, College Edition. — New York and Oxford: Oxford University Press, 2013. — 1,123 c.
- 17. Vansina J. Oral Tradition as History. — Madison: University of Wisconsin Press, 1985. — 272 c.
- 18. Babayev E. Sadıqcanın tarı harda qaldı? // Qobustan. – 1992. – № 3-4. – С. 46-47.
- 19. During J. Notes sur le tar azerbaïdjanais // Mahoor Music Quarterly. – 2013. – № 15 (58). – С. 1-15.
- 20. Везирова Г. Музыкальная культура Азербайджана конца XIX начала ХХ века // История музыки Азербайджана (от древних времен до ХХ века) / Рук. проекта и науч. ред. З. Сафарова. – Баку: Элм, 2014. – С. 511-543.
- 21. Qarayev N.S. XIX əsr Azərbaycan ədəbi məclisləri. – Bakı: Nurlan, 2012. – 325 с.
- 22. Şuşinski F. Azərbaycan xalq musiqiçiləri. – Bakı: Yazıçı, 1985. – 480 с.
- 23. Сафарова З. Жизнь и творчество Джаббара Гарягдыоглу // История музыки Азербайджана (от древних времен до ХХ века) / Рук. проекта и науч. ред. З. Сафарова. – Баку: Элм, 2014. – С. 497-510.
- 24. Hacıbəyov Ü. Leyli və Məcnun"dan "Koroglu"ya qədər // Azərbaycanın musiqi sənəti haqqinda / сост. Ü.Hacıbəyov. – Bakı: Azərnəşr, 1966. – C. 38-44.
- 25. Аух Е.М. Между приспособлением и самоутверждением. Ранний этап поисков национальной идентичности в среде мусульманской интеллигенции и возникновение нового общества на юго-восточном Кавказе (1875-1905) // Азербайджан и Россия: общества и государства. / Отв. ред. и сост. Д.Е.Фурман. – М.: Летний сад, 2001. – С 50-87.
- 26. O'Brien M. Uzeir Hajibeyov and his role in the development of musical life in Azerbaijan // Soviet music and society under Lenin and Stalin: the baton and sickle / Отв. ред. N. Edmunds. – London: Routledge Curzon, 2004. – C. 209-227.
- 27. Bülbül (Murtuza Rza oğlu Məmmədov): biblioqrafiya / tərt. ed.: M. Vəliyeva, M.İbrahimova, G.Misirova. – Bakı: M.F.Axundov adına Milli Kitabxana, 2017. – 344 C.
- 28. Джафарова Н.Э. Бюль-бюль – выдающийся вокалист азербайджанской исполнительской культуры \\ Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – № 3(18). – C. 60-63.