К 60- ЛЕТИЮ ШАХМАРДАНА НАЗИМОВИЧА АМИРОВА

Обложка

Аннотация


Шахмардан Назимович Амиров – ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук отмечает 1 января 2020 года свой шестидесятилетний юбилей. Имя юбиляра приходит на память специалистам любого уровня одним из самых первых, когда обсуждаются проблемы археологии и первобытной истории Ближнего Востока и Кавказа. Дороги жизни и профессиональной судьбы Ш.Н. Амирова пролегали неординарно, в чем-то извилисто, но общий курс был неизменным и вел к занятиям наукой в гуманитарной сфере.


Шахмардан Назимович Амиров – ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук, отмечает 1 января 2020 г. свой шестидесятилетний юбилей. Имя юбиляра приходит на память специалистам любого уровня одним из самых первых, когда обсуждаются проблемы археологии и первобытной истории Ближнего Востока и Кавказа. Дороги жизни и профессиональной судьбы Ш.Н. Амирова пролегали неординарно, в чем-то извилисто, но общий курс был неизменным и вел к занятиям наукой в гуманитарной сфере. Родился юбиляр в городе Буйнакске; его детство и учеба в школе проходили в Москве и, частично, на Кубе, где работали в продолжительной зарубежной командировке его родители – Назим Шахмарданович и Миасат Садыковна Амировы. Закончив школу в Москве, Шахмардан поступил в 1977 г. на исторический факультет Дагестанского Государственного университета, который закончил в 1982 г.

Слушая рассказы его и его друзей-однокурсников, возникает ощущение, что в те годы он упивался атмосферой и колоритом дагестанских реалий. Это был точно не «московский очкарик» (хоть и носил очки) и не профессорский сынок (хоть отец его был профессором в области медицины) – ему было близко все романтическое, что ассоциировалось с Дагестаном. И при этом он не отгораживался, как некоторые «утонченные столичные штучки», от того, что можно назвать дагестанской брутальностью. Он и сейчас, в свои зрелые годы, прожив практически всю жизнь вне республики, остается горячим патриотом Дагестана, но патриотом «с открытыми глазами».

В 1983 г. Ш.Н. Амиров поступил в аспирантуру Института археологии АН СССР. Здесь для своих научных занятий он избрал проблематику, связанную с первобытной археологией Ближнего Востока. Не ординарным событием в научной жизни института тех лет стала защита им кандидатской диссертации: «Морфология керамики Халафской культуры Северной Месопотамии (по материалам поселения Ярым-тепе 2)». Выводы диссертации до сих пор не потеряли своей актуальности. Они остаются надежным источником для характеристики культуры Месопотамии 5-го тысячелетия до н.э. и методической базой для тонкой археологической датировки событий истории культуры данного региона.

Докторскую диссертацию на тему: «Северо-Восточная Сирия в IV – первой половине III тыс. до н.э.» Ш.Н. Амиров защитил в 2006 г. В работе была раскрыта картина истории и культуры региона на, так называемой преддинастической стадии, т.е. в период вызревания здесь устоев государственности древневосточного типа. В этой работе в полной мере определились свойственные юбиляру черты научного творчества – скрупулезность и максимальная строгость анализа, широта охвата материала, нестандартность выводов, основательность обобщений, многодисциплинарный подход к рассмотрению источников.

Большим везением можно считать то, что Амиров Ш.Н. в профессиональном отношении рос рядом с учителями и коллегами, авторитет которых был высок в научном мире, как нашей страны, так и за рубежом. Первыми в этом кругу можно назвать члена-корреспондента РАН Р.М. Мунчаева, проф. Н.Я. Мерперта, и проф. Н.О. Бадера. Такое содружество не могло не дать выдающихся результатов. Именно так можно оценить выход в свет двух фундаментальных томов1, посвященных одному из ключевых памятников первобытной археологии на севере Сирии. О масштабах многолетних работ Российской археологической экспедиции, одним из наиболее активных участников которой был Ш.Н. Амиров, говорит хотя бы только то, что раскопками на памятнике было вскрыто и исследовано 520 (!) объектов хозяйственно-бытового, культового и фортификационного назначения. Значение этих изданных трудов во много раз возрастает от того, что заключенные в них данные могут остаться единственной информацией об этом уникальном памятнике – ведь до сих пор не ясно какая судьба из-за продолжающейся в Сирии войны уготована коллекциям тех находок, которые добыты экспедицией в ходе ее работ. Поэтому, благодаря публикациям, все материалы, полученные в ходе раскопок, навсегда сохранены для науки в качестве полноценного историко-археологического источника.

Война и памятники древности – тема, к сожалению, актуальная для Сирии, на территории которой сосредоточено много объектов мирового культурного наследия. Проблемой спасения, сохранения и реставрации культурных объектов, имеющих особую историческую ценность, обеспокоены специалисты и государственные учреждения разных стран – не в последнюю очередь России. Не удивительно, что в состав группы российских экспертов в этой части был включен Ш.Н. Амиров, который с посещением, по существу, воюющего региона, участвовал и участвует в выработке научных рекомендаций по спасению памятников.

Ш.Н. Амиров относится к числу мобильных и активно «копающих» археологов. За его плечами не только два десятилетия экспедиционных работ в Сирии. Он принимал деятельное участие в полевых работах археологических экспедиций на территории Дагестана, Ставропольского края и Республики Грузия.

В тематике его работ Кавказ начинает занимать в последние годы ведущее место. В центре интересов – проблемы, которые требуют дополнительного прояснения или даже пересмотра с точки зрения современных требований науки. Сюда входят концептуальные вопросы периодизации и хронологии памятников среднего и позднего голоцена Северного Кавказа, соотношение культур Ближнего Востока и Кавказа на поздних этапах первобытности, вопросы типологии и научной терминологии применительно к локальным характеристикам культуры. Однако главное место Ш.Н. Амирова в профессиональном сообществе видится в том, что он уверенно перенимает эстафету российской школы археологического востоковедения и ответственность за сохранение этой школой своих лидерских позиций в ряде направлений изучения первобытного прошлого Месопотамии.

Шахмардан Назимович нацелен сейчас на реализацию новых масштабных проектов. В частности, он с энтузиазмом занимается организацией долгосрочных экспедиционных исследований на юге Ирака. Многое уже сделано и, самое главное, избран экстраординарный объект для раскопок в виде руинированных остатков города 2-го тысячелетия до н.э. Параллельно идет кабинетная работа по обобщению материалов, наработанных за десятилетия работы в предыдущие годы. И в эти дни юбилея особенно хочется пожелать нашему коллеге осуществления его самых смелых планов.

Х.А. Амирханов

академик РАН

Хизри Амирханович Амирханов

Институт археологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: caucasushistory@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9904-2539
http://archaeolog.ru/~amirhanov

Россия

Звание, должность: доктор исторических наук, профессор, академик РАН, член корреспондент Германского археологического института, научный руководитель ИИАЭ ДНЦ РАН, заведующий отделом каменного века ИА РАН, заместитель академика-секретаря ОИФН РАН

Научные интересы: первобытная археология и древнейшая история Кавказа, Юго-Западной Азии, Центральной и Восточной Европы; проблемы культурогенеза и культурной географии первобытности; первоначальное расселение человечества;   становление производящего хозяйства; этноархеология; археолингвистика.

Просмотры

Аннотация - 608

PDF (Russian) - 309


© Амирханов Х.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.