ЗАРУБЕЖНОЕ ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАДИКАЛИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОЗНАНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
- Авторы: Абдулагатов З.М.
- Выпуск: Том 15, № 3 (2019)
- Страницы: 412-434
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1538
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH153412-434
Аннотация
Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в регионах России имеют свои внутренние и внешние факторы. Большое число российских политиков, светских ученых, исламских лидеров считает зарубежное исламское образование одним из значимых внешних факторов радикализации исламского сознания в России. В российском общественном сознании имеет место и противоположная точка зрения.
В тексте поставлена цель выявить характер влияния зарубежного исламского образования на религиозное сознание российских мусульман в контексте исламских конфессиональных традиций в Республике Дагестан (РД). В частности ставится задача выяснить, насколько оправдан вывод о том, что зарубежное исламское образование формирует у российских мусульман радикальное исламское сознание.
Методика исследования главным образом основывается на социологическом опросе среди дагестанских мусульман, обучавшихся в зарубежных исламских учебных заведениях, у частных лиц. Кроме того использованы исторические сведения о влиянии зарубежного исламского образования на религиозное поведение еще в досоветский период российской истории.
В статье автор показал, что зарубежное образование было проблемой для российского государства еще в досоветский период его истории: северокавказские мусульмане возвращались из зарубежья с мыслями «опасными для российской государственности».
На основе данных социологического опроса мусульман Дагестана, прошедших обучение за рубежом в XXI в., выявлено, что около трети из них возвратились на родину с салафитским конфессиональным сознанием. Это экстремальность сознания, которая противоречит господствующей в республике суфийской исламской традиции, в перспективе способная к протестной радикально салафитской деятельности в регионе.
Автор приходит к выводу, что в сложившейся ситуации желательно вести пропаганду «благонадежных» зарубежных образовательных центров, проводить активную работу по организации направления российских мусульман на эти центры, вести демократичный, в рамках закона, контроль за самостоятельно выезжающими.
Ключевые слова
Заид Магомедович Абдулагатов
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaid48@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1286-8811
http://www.ihaednc.ru/static?id=93
Россия, 367030, Россия, Махачкала,
ул. М. Ярагского,75
Звание, должность: кандидат философских наук, заведующий отделом социологии
Научные интересы: современная история Дагестана, роль религий в жизни общества, историческая социология Кавказа
- 1.Сокирянская Е.Л. Можно ли предотвратить новые волны радикализации на Северном Кавказе? М, 2019. С.11.
- 2. Крачковский И.Ю. Дагестан и Йемен // Избранные сочинения. Т. VI. Издательство АН СССР. М.-Л., 1960. С. 583.
- 3. Абдуллаев М.А., Меджидов Ю.В. Али Каяев. Махачкала. 1968. С. 65.
- 4. Чиркейский С.А. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003. С.99.
- 5. Абдулагатов З.М. Истоки исламского рационализма в Дагестане // Минарет. Нижний Новгород. № 2-3.
- 6. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.
- 7. Курбанов Х.Т. Религиозно-политический экстремизм на Северо-восточном Кавказе. Ростов-на-Дону. 2006.
- 8. Наврузов А.Р. Исламские вузы постсоветского Дагестана в международных образовательных сетях // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. Нижний Новгород. 2006 г. Вып. 4.
- 9. Ярлыкапов А.А. Современные проблемы исламского образования на Северном Кавказе // Ислам в России: взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс. 2007.
- 10. Ярлыкапов А.А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем // Вестник Евразии №2(21), 2003.
Дополнительные файлы
Доп. файлы | Действие | ||
1. | Ответ рецензентам | Скачать (59KB) | Метаданные |