СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА В 1930-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Обложка

Аннотация


В статье на основе новых архивных документов освещается неизученная в дагестанской исторической литературе проблема – развитие пенсионного дела в Дагестане. Рассматриваемая в статье научная проблема является одной из важных составляющих социальной политики государства. Стабильность общества зависит напрямую от социального благополучия населения. В статье методом сравнительного анализа показывается динамика увеличения в Дагестане численности социально-обеспечиваемого населения, особенно такого контингента, как слепые, глухие. Принцип объективности дал возможность максимально достоверно на основе анализа наиболее значимых источников определить эффективность работы органов социального обеспечения. Особое внимание уделялось мероприятиям, связанным с трудовым устройством инвалидов, улучшением трудовой квалификации через обучение и переобучение. Наркоматы и ведомства указывали работодателям о льготах инвалидов при трудоустройстве на должности, предполагающие легкие виды обслуживающего труда. Особое внимание уделялось соцобеспечению многодетных матерей. В статье освещается процесс установления государственных пособий. Показана роль в этом процессе районных и городских исполкомов, СНК ДАССР.
В статье анализируются официальные документы, на основе которых улучшалось соцобеспечение отдельных категорий населения Дагестана; отмечено улучшение пенсионного обеспечения населения; выявлена роль крестьянских комитетов взаимопомощи в соцобеспечении нетрудоспособных жителей села.


На протяжении длительного периода в России предпринимаются попытки формирования оптимальной системы пенсионного обеспечения. Этот процесс не лишен противоречий: говорить о создании устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей гражданам приемлемый уровень жизни после выхода на пенсию, представляется преждевременным.
19 июля этого года Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект об изменениях пенсионной системы. Согласно инициативе, начиная с 2019 г. и по 2034 г., пенсионный возраст граждан Российской Федерации будет поэтапно расти. У мужчин — до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Обсуждение громкого законопроекта продолжается. Региональные власти в своих отзывах поддержали предложение федерального правительства. Но у простых граждан остается немало вопросов.
На сегодняшний день практически во всех экономически развитых странах произошло повышение пенсионного возраста. К такому решению правительства этих стран пришли еще 20–30 лет назад и постепенно сдвигают вверх возрастную планку выхода на пенсию. Аналогичным способом планируется проводить реформу и в России. В большинстве государств возраст выхода на пенсию или приближен или уже равен 65 годам у мужчин и женщин. В Германии, Италии, Испании к 2020-годам пенсионный возраст достигнет 67 лет. В странах ближнего зарубежья — Казахстане, Азербайджане, Армении, Молдавии — повышение уже происходит, в прошлом году Белоруссия тоже решила начать повышение пенсионного возраста своих граждан.
Обращаясь к историческому опыту осуществления социального обеспечения в России, следует отметить, что вместе со сменой политического режима в 1917 г. и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее, уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца. 
В 1930 г. было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию». Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды, в том числе выплату пенсий. 
В 1932 г. закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.
Развитие пенсионного обеспечения в 1930-е годы является малоисследованной проблемой. К изучению государственной социальной политики обращаются историки, правоведы, экономисты и специалисты других отраслей знаний. В большинстве своем эти работы посвящены либо теоретическим аспектам темы, либо ее отдельным составным частям. Например, Галискарова А.С. характеризует сущность, содержание и структуру социальной политики в Кабардино-Балкарии в отношении пожилых людей и инвалидов [1]. Вопрос о помощи нуждающимся рассматривается исследователем Генишем Эйюпом. В центре его внимания – проблема реабилитации инвалидов войны и труда в системе кооперации в 1920–1930 гг. Гениш Э. приходит к выводу о высокой эффективности кооперативных объединений инвалидов не только в деле социальной помощи нуждающимся, но и в хозяйственной жизни РСФСР в целом [2]. Лаврененко И.М. анализирует опыт по осуществлению социальной политики советского государства в 80-е годы [3]. Он выявляет специфику и особенности ее осуществления в условиях моноидеологической системы. Пудовкин А.В. анализирует новейшие тенденции развития зарубежных пенсионных систем, а также возможности применения зарубежного опыта в современных социально-экономических и демографических условиях России [4]. На материалах Дагестана исследовательских работ по данной проблеме нет.
Учитывая это обстоятельство, в данной статье предпринимается попытка научного осмысления и аналитического освещения проблемы развития пенсионного обеспечения в Дагестане на основе архивных источников и опубликованной литературы. Интересно рассмотреть, как в один из сложных периодов формирования молодого советского государства, союзное правительство создавало органы и учреждения социальной помощи и поддержки трудящихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К улучшению соцобеспечения постоянно стремились и республиканские властные структуры.
9 мая 1933 г. было принято специальное постановление ЦИК ДАССР «Об упорядочении дела социального обеспечения в городах и сельских местностях ДАССР». В нем конкретизировался круг мероприятий по улучшению деятельности местных органов соцобеспечения. Особое внимание уделялось подбору квалифицированных кадров инспекторов соцобеспечения. Ввиду огромной текучести райинспекторов, местным властным структурам запрещалось отныне снимать, переводить на другую работу работников соцобеспечения. Также предлагалось их включить в список снабжения ответработников.   
При составлении бюджета на нужды соцобеспечения имелось в виду, что с каждым годом численность контингента обеспечиваемых в республике будет увеличиваться. К примеру, в 1934 г. их рост должен был составить 10,5 %. по сравнению с предыдущим годом, в основном за счет детского контингента и престарелых крестьян, особенно горных районов. В то же время увеличивался и контингент таких обеспечиваемых, как слепые, глухие и т.п.
Особое внимание уделялось трудовому устройству инвалидов, повышению их трудовой квалификации путем обучения и переобучения. С этой целью в 1934 г. впервые в республике была запланирована организация трудколонии на 45 человек; намечена работа по большему охвату инвалидов лечебной помощью (спецлечение, протезирование и т.д.) и улучшению их материально-бытового обеспечения; запланировано строительство профтехшколы. Исходя из всего этого, бюджет республиканского НКСО на 1934 г. должен был увеличиться на 57,9 %. Осуществиться этим планам помешали финансовые затруднения. Были сорваны строительство профтехшколы, организация трудколонии, сокращен на 15 человек контингент инвалидного дома.
В постановлении ЦИК ДАССР «О состоянии работы НКСО по социальному обеспечению, трудоустройству и обучению» (16 октябрь 1935 г.) вырисовывалась более положительная картина. Например, отмечалось, что соцобеспечение в Дагестане с каждым годом улучшается. К тому времени пенсиями обеспечивались 1666 инвалидов, семей погибших на войне, престарелых крестьян и прочих инвалидов, 260 персональных пенсионеров, 150 человек состояли на полном обеспечении в инвалидном доме и доме детей-калек.
В инвалидной кооперации, на производственных предприятиях Наркомата социального обеспечения, состояло всего 740 человек, из них в сельской местности – 190. Дом для детей-калек, организованный в г. Буйнакске на 30 человек, предполагалось расширить с доведением числа детей до 50, что должно было способствовать делу ликвидации детской беспризорности и безнадзорности в республике.
К вопросу о трудовом устройстве инвалидов республиканские властные структуры обращались неоднократно. Например, был принят специальный план трудоустройства инвалидов на 1938 г. Всего по отраслям народного хозяйства должны были трудоустроить 720 человек, в том числе слепых – 40, в системе Наркомата местной промышленности – 40, слепых – 5, в подсобное хозяйство сельхозинститута – 3. Инвалидов трудоустраивали также в совхозах. В совхозе «Аксай» должны были трудоустроить 10 человек, «Красный Октябрь» – 4, «Партизан» – 4 человека и т.п. Кроме того, было предусмотрено их устройство на работу по разным наркоматам и ведомствам.
План был утвержден постановлением СНК ДАССР 4 июня 1938 г. В пятидневный срок его должны были довести до конкретных исполнителей. Им должны были охватить не только инвалидов той или иной группы инвалидности, но и нуждающихся в облегченных условиях труда, согласно заключению ВТЭК (врачебно-трудовой экспертизы). Наркоматы и ведомства обязывались дать указания на места о первоочередном приеме на работу инвалидов на легкие виды обслуживающего труда (контролеры, билетеры, обслуживание буфетов, касс в театрах и кино и т.д.).
Положительно сказалось на пенсионном обеспечении населения постановление ЦИК и СНК ДАССР о повышении размера пенсий инвалидам военной службы разных категорий, а также членам семей этих лиц с 1 января 1937 г. (13 февраль 1937 г.). В нем уточнялись категории пенсионеров и месячный размер пенсии. Например, инвалиды 1 группы, не имеющие сельское хозяйство, получали 65 руб. в месяц, 2 гр. – 45, имеющие сельское хозяйство соответственно – 40 и 25 руб. Семьи умерших с тремя и более иждивенцами, не имеющие хозяйство, –45 руб., имеющие хозяйств –25 руб. и т.п.
Кроме того, инвалидам-пенсионерам устанавливались семейные надбавки. К примеру, при трех и более иждивенцах в семье – в размере 40 % от пенсии инвалида, двух – 30 %, при одном – 20 %. В то же время инвалидам – бывшим красногвардейцам и красным партизанам и членам их семей назначались пенсии на 25 % выше, чем другим категориям пенсионеров. В случае наличия у этих пенсионеров особых заслуг, они имели право на установление персональной пенсии.
Правительство республики особое внимание уделяло созданию более благоприятных условий жизни для глухонемых и держало на контроле деятельность местных властей. Так, в постановлении СНК ДАССР от 7 декабря 1937 г. по данному вопросу отмечалось, что решение об организации в г. Махачкала клуба для глухонемых горсоветом не было выполнено. Кроме того, Наркомат соцобеспечения и Наркомат просвещения не организовали культурно-просветительную работу среди глухонемых, не было специальных школ для обучения детей данной категории, трудоустройство глухонемых не проводилось.
Наркомат здравоохранения не проводил необходимой профилактической работы по улучшению жизненных условий глухонемых. В частности, с целью выполнения постановления НКСО и горсовет г. Махачкалы в месячный срок обязывались предоставить помещение для клуба глухонемых, путем переселения жильцов из дома НКСО или их уплотнения.
Принимались меры по улучшению материально-бытового положения инвалидов. К примеру, Буйнакскому инвалидному дому отпускалось 9,4 тыс. руб. на приобретение обмундирования для инвалидов.
Периодически рассматривались вопросы, связанные с назначением персональных пенсий заслуженным людям республики и членам их семей. Так, специальным постановлением ЦИК ДАССР (25 ноябрь 1937 г.) семье умершего народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского была назначена персональная пенсия в размере 500 руб. в месяц. Помимо этого, семье поэта выдавалось единовременное пособие в размере 5000 руб. Дом, построенный за счет государства для поэта, в сел. Aшага-Сталь Сулейман-Стальского района, пожизненно закреплялся за его семьей.
Персональные пенсии устанавливались комиссией ЦИК ДАССР. Затем они утверждались специальным постановлением Президиума ЦИК. В архивном фонде ЦИК ДАССР отложились протоколы заседаний комиссии, на которых рассматривались дела по назначению и увеличению данного вида пенсий. К примеру, постановлением Президиума ЦИК 23 сентября 1934 г. была назначена персональная пенсия бывшему красному партизану Хироманову Курбан-Али из сел. Табак Лакского района. Он являлся активным участником революционного движения в Дагестане, боролся с бандитизмом. Пенсия была установлена в размере 100 руб. в месяц. Также была назначена персональная пенсия и нетрудоспособной жене умершего Саруханова Сергея Ивановича, красногвардейца, организатора Союза строителей в Дагестане – 40 руб. в месяц.
Отдельным лицам пенсия была увеличена. Персональному пенсионеру Кабдукову Ивану Карповичу пенсия была увеличена до 200 руб. в месяц. Пенсионерке Фантер Любови – до 100 руб..
Большое внимание уделялось охране материнства и младенчества. К 1932 г. в республике имелось шесть домов матери и ребенка, 45 постоянных яслей в городах и сельской местности, множество детских садов.
Отдельной строкой проходило обеспечение многодетных матерей. Этот вопрос время от времени рассматривался в республиканских властных структурах, вносились дополнения и изменения в списки получающих его. Был принят ряд постановлений СНК ДАССР по данному вопросу, а также специальное постановление «Об установлении государственного пособия многодетным матерям и внесении изменений в ранее вынесенные постановления» (3 ноябрь 1937 г.).
Пособие устанавливалось после рождения 7 ребенка, по 2000 руб. ежегодно. Основанием для его получения являлось представление районных и городских исполкомов, которое рассматривалось на заседании СНК ДАССР. Если в семье имелось только семеро детей, в случае смерти одного из них, пособие отменялось. На основании вышеуказанного постановления пособие было утверждено 20 многодетным матерям. Было отменено 4 женщинам, вследствие смерти одного и более детей. За период с 1936 по 1940 г. 3336 многодетных матерей в республике получили от государства пособия в сумме 35 млн. руб.
Вместе с тем в архивных документах встречаются факты, связанные с жалобами граждан о невыдаче им пенсий и пособий. Эти документы отложились в фонде Наркомата рабоче-крестьянской инспекции Дагестана. Как правило, эти дела рассматривались на заседаниях Президиума комитета Дагестанской страхкассы. К примеру, 13 июня 1930 г. рассматривалось дело о невыплате пенсии гр. К., получавшей ее за умершего мужа. Основанием для отказа послужило заявление о том, что ее муж был бандитом. Было принято решение до подтверждения данного факта документальными данными, выплачивать семье пенсию, а РКИ просить выяснить достоверность заявления.
С письмом о невыплате ей пособия за военнослужащего мужа обратилась гр. Б. Ей выплачивали 7 руб. в месяц, что не хватало на проживание. В случае невозможности повышения материального обеспечения, в письме зам. военного комиссара по месту службы мужа предлагалось помочь устроиться на службу, чтобы заявительница могла сама добыть средства к существованию. Такого рода заявления не всегда сразу выполнялись, и населению приходилось обращаться в разные инстанции.
Известно, что колхозное крестьянство в те годы не получало пенсии по старости, но это не значит, что оно было лишено социальной поддержки. В нашей стране соцобеспечение колхозников строилось по принципу общественной взаимопомощи. Правительство уже в первые годы советской власти начало создавать крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (КОВК). Такие кресткомы существовали и в Дагестане. В 1922 г. здесь насчитывалось 458 комитетов взаимопомощи, на обеспечении которых состояло 4559 человек [5, с. 25]. Эти комитеты в свое время сыграли значительную роль в объединении крестьянской бедноты и оказании ей материально-бытовой помощи.
В 1935 г. крестьянские комитеты взаимопомощи были преобразованы в кассы общественной взаимопомощи колхозников. На их средства организовывались дома для престарелых, оказывалась натуральная и денежная помощь нетрудоспособным жителям села. По новому Уставу сельхозартели (1935 г.) предусматривалось создание в колхозах специальных фондов помощи престарелым и нетрудоспособным колхозникам. И такие фонды вскоре начали действовать. Все это необходимо учитывать для формирования объективного представления о системе соцобеспечения в СССР в данный исторический период.
Что касается Дагестана, то на 1 июля 1934 г. здесь насчитывалось 18 500 единоличных крестьянских хозяйств. Из них членские взносы уплачивало 15 000 хозяйств (остальные были освобождены от уплаты) в размере 15 % от сельхозналога в среднем 3 руб. на хозяйство.
Здесь следует дать разъяснение по вопросу льгот на налоги и сборы крестьянским хозяйствам. С началом проведения коллективизации в Дагестане большинство крестьянских объединений были созданы в форме сельскохозяйственных артелей, для горных районов по-прежнему актуальным оставалась организация простейших производственных объединений. Чтобы дать новый импульс их развитию, особенно в горных районах, по решению обкома партии весной 1933 г. был проведен 1 съезд ППО.
Накануне съезда в печати было опубликовано постановление ЦИК и СНК ДАССР «О льготах и преимуществах простейшим производственным объединениям и их членам в горных аулах ДАССР». Арендную плату за пастбища они платили на 50 % меньше, чем единоличные хозяйства. При оплате государственных налогов членам объединений полагалось 25 % скидки. Нормы сдачи мяса для них были на 33–40 % ниже, чем для единоличника, молока – на 16–58 %, шерсти – на 10–20 % ниже. Были и другие льготы, которые одобрительно воспринимались крестьянством и стимулировали их вступление, как в простейшие производственные объединения, так и в колхозы [6, с. 404].
В нашей республике также среди расходов кресткомов определенную часть составляли расходы на нужды соцобеспечения. Например, на финансирование касс взаимопомощи предусматривалось 5 % от доходов, детплощадки, ясли – 8 %, на посылку в дома отдыха, курорты – 2 %, помощь инвалидам и пожилым – 6 %, семьям красноармейцев – 6 %, сиротам – 2 %.
Следует отметить, что льготы по налогам и сборам были установлены также колхозникам. Например, они распространялись на инвалидов войны и труда, вдов и несовершеннолетних детей лиц, убитых кулаками за выступления против кулачества, на принятых в колхоз воспитанников детдомов и принятых со стороны круглых сирот и т.д. Однако в Дагестане не всегда соблюдалось принятое по этому вопросу Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 8 сентября 1937 г. «О предоставлении льгот престарелым крестьянам-колхозникам и единоличникам, достигшим 60-лет и старше». Для решения данного вопроса под личную ответственность райисполкомов СНК ДАССР обязывал представить списки этих крестьян на установление льгот по всем видам заготовок и налогов.
Итак, архивные документы позволяют воссоздать объективную картину развития пенсионного дела в исследуемый период в республике. Пенсионное обеспечение населения улучшалось, появились новые виды пенсий и пособий. Особое внимание обращалось обеспечению красноармейцев, их семей, инвалидов войны. Однако пенсионное обеспечение отдельных категорий населения оставалось недостаточным.

 

Мадина Магомедовна Амирханова

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: madinat63@mail.ru

Россия, Махачкала, Россия

Звание, должность: кандидат исторических наук,  старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана

Адрес электронной почтыmadinat63@mail.ru

eLibrary SPIN-код:1271-3301

Researcher ID

ORCID

  • 1. Галискарова А.С. Исторический опыт деятельности государственных органов России и Кабардино-Балкарии по социальной защите пожилых людей и инвалидов (1850–2000 гг.). Дисс. канд. ист. наук. – Пятигорск, 2004. – 194 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/istoricheskii-opyt-deyatelnosti-gosudarstvennykh-organov-rossii-i-kabardino-balkarii-po-sots дата обращения 12.02.2018.
  • 2. Гениш Э. Социальная реабилитация инвалидов войны и труда в системе кооперативных предприятий в 20-30е годы XX века: на материалах областей Верхневолжского региона. Дисс. канд. ист. наук. – Кострома: 2005. – 214 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/socialnaja-reabilitacija-invalidov-vojny-i-truda-v-sisteme-kooperativnyh.html дата обращения 15.02.2018.
  • 3. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е — первая половина 90-х годов XX столетия). Дисс. д-ра. ист. наук – М., 2000. – 392 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/gosudarstvennaja-socialnaja-politika-rossijskoj-federacii.html дата обращения 21.02.2018.
  • 4. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионной системы и возможности его использования в России. Автореферат. дисс. канд. экон. наук – М., 2017. – 27 с. Режим доступа: http://docplayer.ru/57909258-Pudovkin-aleksey-vasilevich-mirovoy-opyt-formirovaniya-pensionnyh-sistem-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya-v-rossii.html дата обращения 17.02.2018.
  • 5. Керимова Л. Социальное обеспечение в Дагестане за 40 лет. – Махачкала, 1960. – 28 с.
  • 6. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. – Кн. 2. – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. – 621 с.

Просмотры

Аннотация - 536

PDF (Russian) - 284

PlumX


© Амирханова М.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.