РОЛЬ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЭМЕЛТА)

Обложка

Аннотация


Статья посвящена исследованию процессов сложения крупных уровней в долине реки Андийское Койсу (Анди-ор) в пределах XV-XVI вв. Также большое внимание уделено миграции из этой долины в предгорный Дагестан в XVI в. На основе письменных источников, эпиграфических и устных традиций сделана попытка исторической реконструкции таких процессов. Указанный анализ основан, главным образом, на примере заброшенного еще в XVI в. поселения Эмелта, расположенного на юге Гумбетовского района Дагестана. Авторы обнаружили несколько эпиграфических памятников, которые позволили точнее датировать участие процессов. Эпитафия также позволяет обогатить наши представления о средневековой антропонимии аварцев. Был выявлен ряд имен, о существовании которых до сих пор не было известно. В арабоязычной эпиграфике были выявлены и христианские имена, в частности, Гусан. Авторы также постарались дать общую характеристику топонимии исследуемого ареала. Привлечение широкого круга источников сдерживает исследование, как правило, не зависит от того, как это сделать. В результате кризиса и постепенного развала средневекового государства Сарир, горный Дагестан в XIV-XV вв. оказались подвержен междоусобным столкновениям. Это обстоятельство сделало успешные в хозяйственном отношении мелкие населенные пункты, населенные одной родственной группой, не способными отразить нападения соседних крупных общин или феодальных образований. В результате часть их бесследно исчезла вместе с жителями, ставшими жертвами эпидемий или разрушительных нападений,


История горного Дагестана XIII-XIV вв. (синойкизм), обусловленный рядом социально-экономических факторов. Об этом знайте многолетний подъемный археологический материал, наличие и поныне вблизи большинства современных сел развалин заброшенных поселений, собственно легенды и предания об их объединении в одно целое. Дагестанские этнографы хорошо осветили процессы синойкизма, его причины и последствия и датировали этот процесс XIII-XIV в. на основании археологических данных с покинутых поселений. На наш взгляд, датировка этих процессов несколько смещена в сторону удревнения. Следует учесть, что Сарир, как централизованное государство распалось на рубеже XIII-XIV вв. Как следствие, в конце XIV в. начался процесс дестабилизации, коснувшийся многих мелких населенных пунктов, которые из-за необходимости обеспечивают безопасность своего существования, были объединены в крупные поселения, расположенные в укрепленных местах. Таким образом, эффективная для хозяйственной деятельности система хуторского расселения подверглась серьезному кризису из-за отсутствия сильной централизованной власти. Это привело к началу складывания крупных объектов. В частности, во второй половине XIV в. произошедшее формирование наиболее крупных поселений Андалала. Удовлетворительное показать, что сооружение в 1365 г. христианская церковь стала датой формирования новой крупной и влиятельной общины Ругуджа в том же регионе [9, с. 36-45]. Однако, в этой статье мы хотели бы коснуться не только процесс синойкизма, но и исследовать процессы миграции в западной части горного Дагестана, на примера поселения Эмелта. Дагестанскими археологами в результате разведочного исследования было выявлено, что в 3 км к востоку от сел. Нижнее Инхо Гумбетовского района, на правой стороне р. Андийское Койсу (Анди-ор), в местечке Маардала (авар. - Магьардала), находится поселение Эмелта (авар. - ГИемелтIа). На месте поселения ныне расположена молочно-товарная ферма сел. Нижнее Инхо. Там же, рядом с поселением Эмелта находится могильник VIII-XIII вв. [1, с. 163]. Вместе с тем о существовании этого поселения было известно и из различных преданий и письменных хроник XVIII-XIX вв., Которые свидетельствовали о разрушении Эмелты в результате конфликта с населением окрестных сел. Главной жертва разрушения Эмелты местные предания сообщать конфликт с соседней общиной Нижнего Инхо, которая в результате постепенного сбора в свой состав жителей соседних тухумных поселений, составля выросла и окрепла. На начальном этапе в сел. Нижнее Инхо переселились жители поселений Гиликь, Рукъалиб, КитIилихъ, Кинисохъ [5, с. 93]. Населенный пункт Кинисох располагался над левым берегом Анди-ора в 1 км ниже по течению от сел. Нижнее Инхо. Там сохранились остатки башни (авар. - си), от которой произошло название селения (авар. - «у колыбели-башни»). Гиликь (от гел. - «ковш, люлька», который подвязывалась к канату для переправы через реку Анди-ор) был расположен напротив Кинисоха, на противоположном берегу Анди-ора. Сохранилась устная традиция о некоем соперничестве жителей двух селений и о том, что основные занятия жителей Гилитля было растениеводство, а жителей Кинисоха - животноводство. В дальнейшем у жителей Нижнего Инхо также, как и других окрестных поселений, возникла конфликтная ситуация с общиной эмелтинцев. Дело в том, что жители селений, расположенных на левом берегу реки Андийское Койсу (Анди-ор), имели связь с центром Аварского нуцальства - Хунзахом через земли эмелтинцев. Мост через реку располагался примерно там же, где и сейчас, а далее дорога проходила по берегу реки и мимо селения Эмелта. Эта дорога пользовалась дурной славой - на ней постоянно происходят ограбления путников и конфликты с эмелтинцами. Использовал недовольство окружающих селений, жителей Нижнего Инхо заручились их нейтралитетом (или пассивной помощью) и однажды, воспользовавшись отлучкой большинства мужчин, заняли Эмелту и вынудили жителей покинуть селение. Эмелтинцы вначале обосновались в сел. Тлох, а оттуда через год или два начали расселяться по различным селениям. Из-за временного пребывания в Тлохе, а также отсутствия уже 500 лет селения Эмелт, к настоящему времени в некоторых населенных пунктах потомков, которые были частично промежуточным положением в их вынужденных миграциях (об этом см. Ниже). В октябре 2016 г. мы побывали в местности Маардала, где располагалось поселение Эмелта. Оказывается, здесь сохранилось старое мусульманское кладбище площадью около 1 га, а в 200 метрах выше по склону от него находится одна огороженная металлическая сеткая могила с высокой известняковой надмогильной плитой. Очистив с помощью металлической щетки поверхности плиты, нам с трудом удалось прочитать эпитафию: «Смерть - истина, а жизнь - обман. Смерть - ворота, и все люди войдут в них. ГИатилав, сын ..., да простит Аллах их грехи ». «Смерть - истина, а жизнь - обман», «Смерть - истина, а жизнь - обман», «Смерть - истина, а жизнь - обман. Смерть - ворота и все люди войдут в них. Айшат [1], дочь ГИатилава, да простит Аллах их грехи ». Нагорожденный кладбище имелось несколько десятков каменных плит, однако эпитафии имелись лишь на двух: 1. «Покойный Умар, сын Чанта». 2. «Смерть - истина, а жизнь - обман. Это могила ХIаду, сына Чанта ». Анализ эпитафий приводит к выводу, что они входят мусульманам в первом-втором поколениях. Надписи сделаны с ошибками, сам арабский текст составлен с ошибками, а в большинстве случаев - не арабские. Изучение опыта схожих по содержанию, стилю и почерку эпитафий поселения Чолода [10, с. 113-124], датируемых концом XV-XVI вв., мы можем датировать эпитафии Эмелта XV в. После падения Эмелты жителей сел. Нижнее Инхо, согласно устной традиции, занять земли почти что обезлюдевшего после эпидемии населенного пункта Кверсахъ (авар. «У башни с рукой»?). Оставшиеся в живых жителей Кверсахъ переселились в сел. Игали, где до сих пор известен тухум, образованный уроженцами этого селения. Кверсахъ расположен в 10 км от сел. Нижнее Инхо [1, с. 163] и в 1,5 км от сел. Нижний Арадерих, ниже последнего по склону. В октябре 2016 г. мы посетили и это поселение. Ныне оно превращено в хутор жителей Нижнего Инхо, а от населенного пункта остались лишь развалины. На трех террасах расположены остатки кладбища, вокруг которого частично сохранились руины каменной ограды. В верхней части кладбища есть огороженное камнем место, известное среди старожилов как «могила шейха». Надмогильной плиты здесь мы не обнаружили. Чуть ниже по склону, на краю террасы, мы нашли две богато орнаментированные надмогильные плиты с эпитафиями, одна из которых, к счастью, оказалась с датой: 1. «Обладатель могилы // - Кусан [2], сын // Симтана // в год 960 »(начался 27.12.1552 г.). 2. «Обладатель камня // Абдаллах, сын Салмана // Из остальных надмогильных плит прочтению поддавались только две: 3.« Смерть // - истина, а жизнь // - обман. // Это могила Исима, // сына Чибилчи ». 4. «Смерть - истина, // а жизнь - обман. // Обладатель этой // могилы Й-къ-хь-р, дочь // Хирача ». Итак, оставшиеся предания и текст хроники «Тарих Аргвани», составленная в XVIII в., Вывод, что эмелтинцы являлись воинственной общиной, ее окружающими поселениями Тлох [3] и Нижнее Инхо обвиняли в хищении их имущества и убийстве их общинников, отправлявшихся на хунзахский базар. Жителям Нижнего Инго удалось занять селение и разрушить его в тот момент, когда большинство его жителей отсутствовали в Эмелта (в предании говорится об олене, за которым погнались эмелтинцы, оставив свое селение без хорошей защиты). Им было выдвинуто условие, согласно которому они оставляли свои земли и со скотом и прочим имуществом должны были покинуть родное селение. В результате, эмелтинцы, поселившиеся на год или два в Тлохе, постепенно рассеялись по разным населенным пунктам. Известно, что часть их основала новое поселение Гадари (ныне в Гумбетовском районе), расположенное ниже по течению реки Анди-ор. П.И. Тахнаева, анализируя текст местной хроники «Тарих Аргвани», составленная в середине XVIII в., Пришла к выводу, что разорение сел. Эмелта и переселение оттуда 3 патронимий в Гадари, произошло в 900 г. х. (начался 10.10.1494 г.) [8, с. 33]. Согласно данным историческому сочинению, аварский нуцал Суракат «уничтожил селение Имилта» с помощью жителей сел. Инхо и Тлох, а вслед за тем следует изложение событий, которые датируются в хронике 900 г.х. [8, с. 21]. Если у вас есть что-то такое, то я не знаю, как это сделать. Эмелта ничего не угрожало. Таким образом, очевидно, что включение этого правителя в сюжет - явный анахронизм. Также не подтверждаются данными хроники о том, что жители сел. Эмелта были полностью уничтожены, за исключением семьи трех братьев - Мусы, Ибрахима и Хаджи, сыновей Фирали [8, с. 33]. При критическом анализе выясняется несоответствие действительности и абзаца из «Тарих Аргвани» о происхождении всех жителей сел. Гадари от этих трех семей и о том, что земля, на которой основано данное селение, была выделена аргванинским правителем. Очевидно, что все эти искажения исторической действительности были призваны служить легитимизации некоторых выплат гадаринцев мечети сел. Аргвани, которых последним каким-то образом добились. К схожему выводу в ходе анализа данного источника пришла и П.И. Тахнаева [8, с. 34]. Итак, в самом начале XVI в., Вероятно в 1503-1504 г. Эмелта была разрушена, а часть уцелевших ее жителей основала новое поселение Гадари. Сел. Гадари, по местным преданиям, первоначально находилось ближе к сел. Чирката, в местности Росдал щоб (авар. - «сельский хребет»). Именно здесь, первоначально обосновались эмелтинцы, характер построенных над населением пунктов на месте его нынешнего расположения. Краевед М. Расулов, основываясь на преданиях, пишет об основании Гадари приблизительно в 1500 г. три больших семьими во главе с неким эмелтинцем по имени Букъулав [6, с. 351]. Для уточнения датировки разорения сел. Эмелта интересны сведения исторической хроники, составленной в XIX в. и названной Т.М. Айтберовым «Историей Нахбака» о том, что сел. Чиркей (авар. ЧIикIаб [4]) основано в 911 г.х. (начался 13.06.1505 г.), в его обоснованном долевом участии немало семей из Эмелты [3, с. 73]. На наш взгляд, большая часть эмелтинцев обосновалась именно в Чиркее, образовав один из 6 тухумов этого крупного селения. По записанному в XIX в. сочинение об основании Чиркея эмелтинцы прибыли туда почти одновременно, но вторыми после братьев Мусы и Хизри. Они, являясь выходцами из гидатлинского сел. Гента, переселились в Тлох, где жили около года, а затем в сел. Цебеашу (располагалось к западу от старого Чиркея), откуда уже спустились в долину Сулака, где заняли под поселение лесную поляну. Более того, согласно архивному документу от 1830 г., тухум Парахатилал, образованный гентинцами, были известны тогда, как происходящий из «деревни Тлох» [7, ​​л. 13об]. Из сел. Эмелта в Чиркее поселились следующие семьи. Один из первых к братьям Мусе и Хизри подселился УругIали с семьей. К нему присоединились роды Чорхъаби, МахIил Церехъаби, МагIалилал и Мирзалал. Частично эмелтинским считается род, произошедший от некоего Жанмирзы, переселившегося вроде бы из сел. Арадерих. Однако наибольшая известность приобрела эмелтинец Кудияв Бори, поселившийся в Чиркее с 12 своими сыновьями. О том, что их переселение было в целом единовременно говорит и то, что, к примеру, Кудияв Бори был женат на сестре УругИали по имени Зухра, а их дочь вышла замуж за Жанмирзу из Арадериха [3, с. 73-74]. Это говорит о некоем родстве, существовавшем между эмелтинцами, решившими поселиться в Чиркее в самом начале XVI в. Помимо Чиркея, жители Эмелты участвовали и в основании другого аварского селения в обществе Саламеэр. Согласно преданиям, селение Гертма Казбековского района было основано неким Рагъул ГИали (авар. - «воинственный Али») с братом из селения ГИемелтIа. Авторы книги, посвячная повествование («ГИамилта», на их взгляд, располагалось на хунзахском плато) [2, с. 5], что говорит в пользу достоверности данного предания. Авторы книги также датируют основание Гертмы второй половиной XVIII в., Игнорируя выше документы. Эмелтинцы, судя по всему, являлись предками одного из наиболее крупных тухумов и других поселений в Саламеэре. В селении Инчха, согласно архивному документу от 1830г. наиболее влиятельной была семья Даци Кичахаева. Его генеалогическая схема, начинаясь от Даци, восходила к отцу - Качика, далее деду - Хаджи, прадеду - Рурахма и далее - Султан - Махама - Лабазан, предок, который переселился в селение Инчха «из деревни Тлох» [7, ​​с. 13об]. В четвертый по счету и один из самых древних поселений Саламеэра - Зубутли эмелтинцы также играют роль в общественной жизни. В XVI в. в сел. Зубутли образовался тухум Кьахъал (авар. - «тлохцы»), сыгравший ключевую роль в отражении попыток шамхалов захватить земли этой общины [4, с. 27-28]. В пятом сел. Саламеэра - Гуни, уроженцы Эмелты основали тухум с соответствующим названием гИемелтИисел (авар. - «эмелтинцы»). Часть из эмелтинцев ушла даже в Гидатль. В Ураде проживает кьибил ЗирибикИилал, входящий в тухум Картулал. По одному из преданий, они выходцы из разрушенного в 1503-1504 гг. поселения Эмелта, вынужденные поселиться на урадинском хуторе Баголъ. Оттуда они переселились в Ураду. Их дома традиционно располагались в квартале РосрагИада в нижней части Урады. Местный краевед, глава администрации сел. Нижнее Инхо Магомед Ибрагимов привел нас отрывок из плача одной эмелтинки, которая поселившись в Гидатле, оплакивала свою судьбу с ностальгией вспоминая о своей родине: ... Магьардала гьоролъ гьогьомарай дун Гьидерил бакъуца йухИулей йиго Билил пастИабахъа ручч бахъарай дун ГИанкИил тИамахцини тИезе щоларо. О связи Гидатля и Тлоха (в этом близлежащем с Эмметцентром поселений всех поселений всех эмантов, а в последующем переселились в других населенных пунктах) говорят еще два факта. Во-первых, непонятно на каком основании представители урадинских Чухби в 1886 г. Утверли, что якобы до имама Шамиля некоторые тлохцы им «платили повинности» [11, л. 1]. Во-вторых, как уже было выше, братья Муса и Хизри из Гидатля (сел. Гента), основавшие Чиркей, сначала обосновались в Тлохе и прожили там около года. Итак, мы видим, что в течение XVI в. в бассейнах реки Анди-ор происходило вокруг нового состояния расселения, которое характеризовалось более крупными формами населенных пунктов, сложившихся в результате сселения туда жителей более мелких поселений. В результате, часть жителей переселилась во вновь формируемые сельские общины, но некоторые общины, как например, Эмелта, полностью покинули традиционный ареал расселения и оказались рассеяны по различным населенным пунктам. В частности, эмелтинцы, оказались как минимум в 7 аварских селениях: Гадари, Гертме, Тлохе, Чиркее, Зубутли, Гуни, Ураде, из которых первые два основаны именно ими.

Шахбан Магомедович Хапизов

ОО «Региональная национально-культурная автономия аварцев РД»

Автор, ответственный за переписку.
Email: markozul@mail.ru

Россия

Сурхай Магомедович Галбацев

Южно-Российского института управления РАНХиГС

Email: markozul@mail.ru

Россия

  • Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. 325 с.
  • Абдулмуслимов А.М., Магомедсалихов Х.Г. Гертма: люди, события, документы. Махачкала, 2017. 280 с.
  • Айтберов Т.М. К истории аварцев Терско-Сулакского межречья. Махачкала, 2015. 254 с.
  • Атаев Х.А. Зубутли и зубутлинцы. Махачкала, 2012. 536 с.
  • НурмухIамадова ГИ. Инхо ва инхвал. МахIачхъала, 2012. 218 Гь. (на авар. яз.).
  • Расулов ​​М. Седой Гумбет - мой край родной. Махачкала, 2001. 464 с.
  • Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 13454. Оп. 5. Д. 450 (Родословный список). б / д. Л. 13об.
  • Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий. М., 2012. 485 с.
  • Хапизов Ш.М. Ругуджинская надпись (о распространении христианства и ислама в Аварии) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2015. Вып. № 56. С. 36-45.
  • Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Кладбище поселения Чолода, как источник по истории и антропонимии горной Аварии // CAUCASO-CASPICA Труды Института автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона. Ереван, 2016. С. 113-124.
  • Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф. 90. Оп. 2. Д. 5 (Прошение жителей сел. Орода Гунибского округа о доходах в их пользу). 1886 г. Л. 6.

Просмотры

Аннотация - 509

PDF (Russian) - 314

PlumX


© Хапизов Ш.М., Галбацев С.М., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor