УМАР-ДЖАН ИЗ КУДАЛИ - ВЕРХОВНЫЙ КАДИЙ В ШАМХАЛЬСТВЕ ТАРКОВСКОМ

Обложка

Аннотация


Статья посвящена творчеству Умар-джана из Кудали (ум.1801г.), сыгравшего важную роль в становлении дагестанской арабоязычной литературной традиции. В статье обсуждаются основные аспекты его тематически богатого научного наследия, говорится о его выдающихся учениках. Умар-джан - знаток мусульманского права, арабской литературы, известный кадий, преподаватель медресе, автор научных работ по арабской поэзии, логике и других произведений на арабском языке, исследование которых дает возможность оценить уровень развития научной мысли Дагестана в XVIII в.

В статье дается краткий обзор письменных памятников на арабском языке, написанных видным дагестанским ученым Умар-джаном ал-Кудали (ум. 1801г.). Актуальность исследования обусловлена практической неизученностью творчества Умар-джана, а также тем обстоятельством, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по логике. Умар-джан ал-Кудали - знаток мусульманского права, арабской литературы, мастер стиха, известный кадий, преподаватель медресе, ученый, большой специалист своего времени по математике и астрономии, автор научных работ по арабской поэзии и логике. Дагестан в XVIII в. известен неповторимым многообразием ученых теолого-гуманитарных и естественных наук, становлением центров культуры и науки - своеобразных средоточий образованности, преимущественно богословского характера. В качестве примера можно сослаться на аварское селение Кудали. В то время в нем преподавали пропагандисты арабоязычной литературы Дагестана: Хасан aл-Кабир (Старший) (ум. 1795 г.) - богослов, поэт, астроном, логист, теолог; Мухаммад б. Салман - авторитетный правовед, автор фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-шаха»; Мухаммад-хаджи - теолог, логист, филолог (См.: Гизбулаев М.А., 2003. С. 63). Вспомним для сравнения утверждение Мансура Гайдарбекова: «Кудали известен выдвижением ученых семей» (Гайдарбеков М., 1968. Л. 3). Здесь накапливались значительные по тому времени собрания средневековых книг и рукописей. Умар-джан родился в сел. Кудали* [*Селение Кудали - населённый пункт, входящий в состав нынешнего Гунибского района, и один из союзов сельских общин аварцев в прошлом], дата его рождения на данный момент пока не определена. К сожалению, мы не располагаем подробностями его биографии, кроме некоторых аспектов жизни и творчества ученого, ставших известными из работ дагестанских историков и знатоков местной арабоязычной литературы Назира из Дургели (Назир ад-Дургели, Л. 38), Абдурахмана из Казикумуха (Саидов М.-С., 1997. С. 84, 214) и Мансура Гайдарбекова (Гайдарбеков М., 1965. Л. 382). Становление Умар-джана как широко образованного человека начиналось с учебы у выдающихся ученых того времени: Хасана ал-Кабира из Кудали (ум. 1795 г.), Исмаила из Шиназа, Садыка б. Мухаммада из Убра и др. Для дальнейшего совершенствования своего образования Умар-джан, возможно, ездил в основные в то время центры мусульманской культуры и поддерживал связи со многими учеными этих центров. Он свободно владел арабским и турецким (османским) языками. Как пишет дагестанский историк Мансур Гайдарбеков: «Умар ал-Кудали, Сайд ал-Аракани, Йусуф ал-Йахсави считаются наиболее красноречивыми учёными своего времени...» (Гайдарбеков М., 1968. Л.5). История развития мусульманской культуры в Дагестане в последней четверти XVIII в. была связана и с медресе Умар-джана ал-Кудали, в котором студенты занимались изучением фикха, математики, геометрии, астрономии, логики и др. Умар-джан работал в должности верховного кадия и преподавателя медресе в с. Тарки и имел дружеские и профессиональные отношения с правителями Шамхальства Тарковского Муртуз-Али II (1765-1783), Бамматом II (1783-1794), Мехти II (1794-1830). Будучи приглашенным ими в качестве мударриса, советника по многим вопросам общественно-политической жизни, он работал там до конца своих лет (Назир ад-Дургели, Л. 38). Умар-джан ал-Кудали, будучи талантливой и многогранной личностью, оставил после себя ряд сочинений по логике, мусульманскому праву, математике, астрономии, а также по арабскому стихосложению. Особый интерес в контексте данной статьи вызывают его работы по логике, в частности, сочинения فتح الغالب علي ممتد الطالب «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб», а также его поэма تخميس«Тахмис» на касыду, написанную имамом аш-Шафии (ум. 822 г.); они хранятся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (Умар-джан ал-Кудали. Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб. Ф. 14. Оп. 1. № 214). Бесспорно, что сочинение «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб» являлось наиболее популярным из числа произведений этого учёного среди арабистов-логистов Дагестана, но это нисколько не умаляет значимости других его сочинений. В преамбуле сочинения указано: «О боже, тебе мы поклоняемся, к тебе взываем о помощи... А затем: сказал ищущий милости Всевышнего Аллаха Умар-джан ал-Кудали: когда я увидел «ал-Китаб ан-нафис» имама ар-раиса Мухаммад Амина, - да освятит Всевышний его душу и его могилу. Аминь. Эта книга очень популярна среди студентов, из-за большого спроса она становится еще более любимой среди людей, хотя нет ни хорошего комментария, ни ясного толкования (к ней). Тогда я написал к ней субкомментарий, который освещает книгу, как лучи солнца. Я назвал ее «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб» (Умар-джан ал-Кудали. Л. 3). Между тем у нас имеются сведения о другой причине, заставившей Умар-джана ал-Кудали составить данное сочинение по логике. «Как-то Хасан ал-Кабир из Кудали (Гизбулаев М.А., 2013. С. 9) спросил у вернувшегося сельчанина, который учился в Тарках, по какой книге он проходил обучение и кто был его учителем. Узнав, что книга называлась «Мулла Оглы», а учителем был Умар-джан, он насмешливо спросил: Разве слепой Умар-джан может видеть тонкости «Мулла Оглы»? (Дело в том, что Умар-джан на один глаз был слепой). Умар-джан, узнав об этой злой шутке, решил доказать всем, что он не хуже других знает «Мулла Оглы» и начал составлять «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб» (Магомедова З.А., Газимагомедова СХ., 2008. С. 69). Иной характер носит сочинение «Тахмис»: в нем ученый затрагивает вопросы стихосложения, оно написано на классическом арабском языке. Данное литературное произведение является стихотворным комментарием на касыду имама аш-Шафии. К сожалению, мы не располагаем поэтическим произведением в полном виде. Назир ад-Дургели приводит в качестве образца лишь некоторые строки из касыды, которая начинается после Басмалы: «Не откладывай (это) на месяц, на год. Очнись, бедняк, от дремоты Смотри своим умом на земле на поучительный пример. Ты погубил свою жизнь в забавах и радостях, Ты постарел и все время надеялся на благодеяния Аллаха, Но ты знаешь, зачем ты был создан, поэтому, давай!...» (Назир ад-Дургели. Л. 40). Следует отметить, что список созданных сочинений и изучавшихся дисциплин Умар-джаном из Кудали был значительно шире, он не ограничивался преподаванием вышеперечисленных произведений и дисциплин. Медресе Умар-жана из Кудали в Тарках пользовалось большой популярностью в Дагестане, в нем прошли обучение известные люди из разных уголков Дагестана. Среди его учеников, прошедших серьезную подготовку по астрономии, геометрии, арифметике, алгебре, логике и другим наукам, были: Муртазали Тарковский, Абдурахман из Тинди, Абдулла из Согратля (Гайдарбеков М., 1968. Л. 253), Махди-Мухаммад из Согратля (ум. 1839 г.) (Алхасова Д., Мусаев М., 2010). Разумеется, перечень не охватывает всех учеников Умар-джана. Судя по материалам, которыми мы располагаем, значительную роль в пропаганде и развитии мусульманской науки в Дагестане сыграли и вышеуказанные его ученики, особенно в области математики, геометрии, логики, астрономии. Медресе Умар-джана ал-Кудали пользовалось большой популярностью. Обзор источников и литературы, которыми мы располагаем (прежде всего, это собственные произведения ученого, а также биографические сведения об ученых Дагестана), показывают, что в медресе Умар-джана преподавались философские и естественные науки. Наряду с указанными науками, не последнее место там занимали и фикх (мусульманское право), стихосложение с этико-моральным содержанием и грамматика арабского языка. В этой связи, интересен и тот факт, что многие дагестанские образовательные центры «специализировались» на определённых дисциплинах. Так, Мухаммад ал-Кудуки и Дауд ал-Усиши уделяли особое внимание грамматике арабского языка, рационалистическому толкованию мусульманской догматики и политике; Исмаил аш-Шинази - преподаванию арифметики, геометрии, физики, астрономии, астрономической географии; Дамадан ал-Мухи - естественным наукам, в частности, астрономии, математике, медицине, химии; Умар-джан ал-Кудали в своем медресе в Тарках (XVIII в.) - грамматике, поэтике, риторике и логике (Алхасова Д.М., 2005. С. 9). Умар-джан из Кудали высоко ценил знания и образование как в богословских, так и естественно-гуманитарных науках, отличался широкой эрудицией, пользовался исключительным авторитетом среди ученых Дагестана и за его пределами, внес значительный вклад в становление, развитие арабо-мусульманских школ в регионе, знакомил дагестанцев с научными трудами и литературными произведениями, написанными в странах мусульманского мира. М.-С. Саидов пишет, что «ученые Дагестана выступали не только как потребители и пропагандисты исламского научного наследия, но и как исследователи, уточняя и дополняя отдельные толкования, положения и выводы, а порой и приводя результаты научных изысканий в соответствие с местными условиями политико-экономической и социально-культурной жизни» (Саидов М.-С., 1963. Л.15). В 1216 г.х. / 1801 г. Умар-джан ал-Кудали скончался и был похоронен на старом таркинском кладбище. Могила его известна, посещаема, на лицевой стороне могильного памятника высечена следующая надпись: «Да смилуется Аллах над моим братом, лучшим из кадиев, Умар-джаном ал-Кудали, вершиной науки в 1216 г.х.» (Назир ад-Дургели. Л. 40). Таким образом, роль Умар-джана ал-Кудали в научной, культурной, общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромна. Однако творчество Умар-джана из Кудали совершенно не изучено. На наш взгляд, исследование его творчества является актуальным для дагестанской историографии, поскольку мы сможем не только дать анализ и оценку его научному наследию, но и проследить влияние арабоязычной литературы стран мусульманского мира на развитие культуры Дагестана.

М А Гизбулаев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: awariyav@gmail.com
Махачкала

  • Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни / Пер.с арабского М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. Предисловие А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997. 868 с.
  • Алхасова Д., Мусаев М. Махди-Мухаммад ал-Сугури., 2010 http://www.gazavat.ru/personalies2.php?people=101
  • Алхасова Д.М. Дауд Хаджи ал-Усиши: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2005.
  • Гайдарбеков М. 1968. Гаджиали из Гоцатля. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 179. 162 л.
  • Гайдарбеков М. 1965. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.162. 442 л.
  • Гайдарбеков М. 1968. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. 116 л.
  • Гизбулаев М.А. Арабо-мусульманская школа с. Кудали // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. Махачкала, 2003. №2. С. 60-71.
  • Гизбулаев М.А. Хасан ал-Кабир из Кудали - ‘Алим XVIII века на Кавказе // Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2013. № 1 (33). С. 8-12.
  • Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х. Кудали: исторический аспект / Дагестанские святыни. Кн.2. Махачкала, 2008. С. 67-78.
  • Назир ад-Дургели. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. Оп. 2. №108. 220 л.
  • Саидов М.-С. 1963. Дагестанская литература на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д.16. Л. 43.
  • فتح الغالب علي ممتد الطالب Умар-джан ал-Кудали. Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 214.

Просмотры

Аннотация - 293

PDF (Russian) - 122

PlumX


© Гизбулаев М.А., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor