UMAR-DZhAN IZ KUDALI - VERKhOVNYY KADIY V ShAMKhAL'STVE TARKOVSKOM

Cover Page

Abstract


Статья посвящена творчеству Умар-джана из Кудали (ум.1801г.), сыгравшего важную роль в становлении дагестанской арабоязычной литературной традиции. В статье обсуждаются основные аспекты его тематически богатого научного наследия, говорится о его выдающихся учениках. Умар-джан - знаток мусульманского права, арабской литературы, известный кадий, преподаватель медресе, автор научных работ по арабской поэзии, логике и других произведений на арабском языке, исследование которых дает возможность оценить уровень развития научной мысли Дагестана в XVIII в.

В статье дается краткий обзор письменных памятников на арабском языке, написанных видным дагестанским ученым Умар-джаном ал-Кудали (ум. 1801г.). Актуальность исследования обусловлена практической неизученностью творчества Умар-джана, а также тем обстоятельством, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по логике. Умар-джан ал-Кудали - знаток мусульманского права, арабской литературы, мастер стиха, известный кадий, преподаватель медресе, ученый, большой специалист своего времени по математике и астрономии, автор научных работ по арабской поэзии и логике. Дагестан в XVIII в. известен неповторимым многообразием ученых теолого-гуманитарных и естественных наук, становлением центров культуры и науки - своеобразных средоточий образованности, преимущественно богословского характера. В качестве примера можно сослаться на аварское селение Кудали. В то время в нем преподавали пропагандисты арабоязычной литературы Дагестана: Хасан aл-Кабир (Старший) (ум. 1795 г.) - богослов, поэт, астроном, логист, теолог; Мухаммад б. Салман - авторитетный правовед, автор фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-шаха»; Мухаммад-хаджи - теолог, логист, филолог (См.: Гизбулаев М.А., 2003. С. 63). Вспомним для сравнения утверждение Мансура Гайдарбекова: «Кудали известен выдвижением ученых семей» (Гайдарбеков М., 1968. Л. 3). Здесь накапливались значительные по тому времени собрания средневековых книг и рукописей. Умар-джан родился в сел. Кудали* [*Селение Кудали - населённый пункт, входящий в состав нынешнего Гунибского района, и один из союзов сельских общин аварцев в прошлом], дата его рождения на данный момент пока не определена. К сожалению, мы не располагаем подробностями его биографии, кроме некоторых аспектов жизни и творчества ученого, ставших известными из работ дагестанских историков и знатоков местной арабоязычной литературы Назира из Дургели (Назир ад-Дургели, Л. 38), Абдурахмана из Казикумуха (Саидов М.-С., 1997. С. 84, 214) и Мансура Гайдарбекова (Гайдарбеков М., 1965. Л. 382). Становление Умар-джана как широко образованного человека начиналось с учебы у выдающихся ученых того времени: Хасана ал-Кабира из Кудали (ум. 1795 г.), Исмаила из Шиназа, Садыка б. Мухаммада из Убра и др. Для дальнейшего совершенствования своего образования Умар-джан, возможно, ездил в основные в то время центры мусульманской культуры и поддерживал связи со многими учеными этих центров. Он свободно владел арабским и турецким (османским) языками. Как пишет дагестанский историк Мансур Гайдарбеков: «Умар ал-Кудали, Сайд ал-Аракани, Йусуф ал-Йахсави считаются наиболее красноречивыми учёными своего времени...» (Гайдарбеков М., 1968. Л.5). История развития мусульманской культуры в Дагестане в последней четверти XVIII в. была связана и с медресе Умар-джана ал-Кудали, в котором студенты занимались изучением фикха, математики, геометрии, астрономии, логики и др. Умар-джан работал в должности верховного кадия и преподавателя медресе в с. Тарки и имел дружеские и профессиональные отношения с правителями Шамхальства Тарковского Муртуз-Али II (1765-1783), Бамматом II (1783-1794), Мехти II (1794-1830). Будучи приглашенным ими в качестве мударриса, советника по многим вопросам общественно-политической жизни, он работал там до конца своих лет (Назир ад-Дургели, Л. 38). Умар-джан ал-Кудали, будучи талантливой и многогранной личностью, оставил после себя ряд сочинений по логике, мусульманскому праву, математике, астрономии, а также по арабскому стихосложению. Особый интерес в контексте данной статьи вызывают его работы по логике, в частности, сочинения فتح الغالب علي ممتد الطالب «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб», а также его поэма تخميس«Тахмис» на касыду, написанную имамом аш-Шафии (ум. 822 г.); они хранятся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (Умар-джан ал-Кудали. Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб. Ф. 14. Оп. 1. № 214). Бесспорно, что сочинение «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мумтади-т-талиб» являлось наиболее популярным из числа произведений этого учёного среди арабистов-логистов Дагестана, но это нисколько не умаляет значимости других его сочинений. В преамбуле сочинения указано: «О боже, тебе мы поклоняемся, к тебе взываем о помощи... А затем: сказал ищущий милости Всевышнего Аллаха Умар-джан ал-Кудали: когда я увидел «ал-Китаб ан-нафис» имама ар-раиса Мухаммад Амина, - да освятит Всевышний его душу и его могилу. Аминь. Эта книга очень популярна среди студентов, из-за большого спроса она становится еще более любимой среди людей, хотя нет ни хорошего комментария, ни ясного толкования (к ней). Тогда я написал к ней субкомментарий, который освещает книгу, как лучи солнца. Я назвал ее «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб» (Умар-джан ал-Кудали. Л. 3). Между тем у нас имеются сведения о другой причине, заставившей Умар-джана ал-Кудали составить данное сочинение по логике. «Как-то Хасан ал-Кабир из Кудали (Гизбулаев М.А., 2013. С. 9) спросил у вернувшегося сельчанина, который учился в Тарках, по какой книге он проходил обучение и кто был его учителем. Узнав, что книга называлась «Мулла Оглы», а учителем был Умар-джан, он насмешливо спросил: Разве слепой Умар-джан может видеть тонкости «Мулла Оглы»? (Дело в том, что Умар-джан на один глаз был слепой). Умар-джан, узнав об этой злой шутке, решил доказать всем, что он не хуже других знает «Мулла Оглы» и начал составлять «Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб» (Магомедова З.А., Газимагомедова СХ., 2008. С. 69). Иной характер носит сочинение «Тахмис»: в нем ученый затрагивает вопросы стихосложения, оно написано на классическом арабском языке. Данное литературное произведение является стихотворным комментарием на касыду имама аш-Шафии. К сожалению, мы не располагаем поэтическим произведением в полном виде. Назир ад-Дургели приводит в качестве образца лишь некоторые строки из касыды, которая начинается после Басмалы: «Не откладывай (это) на месяц, на год. Очнись, бедняк, от дремоты Смотри своим умом на земле на поучительный пример. Ты погубил свою жизнь в забавах и радостях, Ты постарел и все время надеялся на благодеяния Аллаха, Но ты знаешь, зачем ты был создан, поэтому, давай!...» (Назир ад-Дургели. Л. 40). Следует отметить, что список созданных сочинений и изучавшихся дисциплин Умар-джаном из Кудали был значительно шире, он не ограничивался преподаванием вышеперечисленных произведений и дисциплин. Медресе Умар-жана из Кудали в Тарках пользовалось большой популярностью в Дагестане, в нем прошли обучение известные люди из разных уголков Дагестана. Среди его учеников, прошедших серьезную подготовку по астрономии, геометрии, арифметике, алгебре, логике и другим наукам, были: Муртазали Тарковский, Абдурахман из Тинди, Абдулла из Согратля (Гайдарбеков М., 1968. Л. 253), Махди-Мухаммад из Согратля (ум. 1839 г.) (Алхасова Д., Мусаев М., 2010). Разумеется, перечень не охватывает всех учеников Умар-джана. Судя по материалам, которыми мы располагаем, значительную роль в пропаганде и развитии мусульманской науки в Дагестане сыграли и вышеуказанные его ученики, особенно в области математики, геометрии, логики, астрономии. Медресе Умар-джана ал-Кудали пользовалось большой популярностью. Обзор источников и литературы, которыми мы располагаем (прежде всего, это собственные произведения ученого, а также биографические сведения об ученых Дагестана), показывают, что в медресе Умар-джана преподавались философские и естественные науки. Наряду с указанными науками, не последнее место там занимали и фикх (мусульманское право), стихосложение с этико-моральным содержанием и грамматика арабского языка. В этой связи, интересен и тот факт, что многие дагестанские образовательные центры «специализировались» на определённых дисциплинах. Так, Мухаммад ал-Кудуки и Дауд ал-Усиши уделяли особое внимание грамматике арабского языка, рационалистическому толкованию мусульманской догматики и политике; Исмаил аш-Шинази - преподаванию арифметики, геометрии, физики, астрономии, астрономической географии; Дамадан ал-Мухи - естественным наукам, в частности, астрономии, математике, медицине, химии; Умар-джан ал-Кудали в своем медресе в Тарках (XVIII в.) - грамматике, поэтике, риторике и логике (Алхасова Д.М., 2005. С. 9). Умар-джан из Кудали высоко ценил знания и образование как в богословских, так и естественно-гуманитарных науках, отличался широкой эрудицией, пользовался исключительным авторитетом среди ученых Дагестана и за его пределами, внес значительный вклад в становление, развитие арабо-мусульманских школ в регионе, знакомил дагестанцев с научными трудами и литературными произведениями, написанными в странах мусульманского мира. М.-С. Саидов пишет, что «ученые Дагестана выступали не только как потребители и пропагандисты исламского научного наследия, но и как исследователи, уточняя и дополняя отдельные толкования, положения и выводы, а порой и приводя результаты научных изысканий в соответствие с местными условиями политико-экономической и социально-культурной жизни» (Саидов М.-С., 1963. Л.15). В 1216 г.х. / 1801 г. Умар-джан ал-Кудали скончался и был похоронен на старом таркинском кладбище. Могила его известна, посещаема, на лицевой стороне могильного памятника высечена следующая надпись: «Да смилуется Аллах над моим братом, лучшим из кадиев, Умар-джаном ал-Кудали, вершиной науки в 1216 г.х.» (Назир ад-Дургели. Л. 40). Таким образом, роль Умар-джана ал-Кудали в научной, культурной, общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромна. Однако творчество Умар-джана из Кудали совершенно не изучено. На наш взгляд, исследование его творчества является актуальным для дагестанской историографии, поскольку мы сможем не только дать анализ и оценку его научному наследию, но и проследить влияние арабоязычной литературы стран мусульманского мира на развитие культуры Дагестана.

M A Gizbulaev

Email: awariyav@gmail.com

  • Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни / Пер.с арабского М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. Предисловие А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997. 868 с.
  • Алхасова Д., Мусаев М. Махди-Мухаммад ал-Сугури., 2010 http://www.gazavat.ru/personalies2.php?people=101
  • Алхасова Д.М. Дауд Хаджи ал-Усиши: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2005.
  • Гайдарбеков М. 1968. Гаджиали из Гоцатля. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 179. 162 л.
  • Гайдарбеков М. 1965. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.162. 442 л.
  • Гайдарбеков М. 1968. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. 116 л.
  • Гизбулаев М.А. Арабо-мусульманская школа с. Кудали // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. Махачкала, 2003. №2. С. 60-71.
  • Гизбулаев М.А. Хасан ал-Кабир из Кудали - ‘Алим XVIII века на Кавказе // Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2013. № 1 (33). С. 8-12.
  • Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х. Кудали: исторический аспект / Дагестанские святыни. Кн.2. Махачкала, 2008. С. 67-78.
  • Назир ад-Дургели. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. Оп. 2. №108. 220 л.
  • Саидов М.-С. 1963. Дагестанская литература на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д.16. Л. 43.
  • فتح الغالب علي ممتد الطالب Умар-джан ал-Кудали. Фатх ал-галиб ‘ала-л-мубтади-т-талиб // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 214.

Views

Abstract - 62

PDF (Russian) - 30

PlumX


Copyright (c) 2014 Gizbulaev M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.