NOTES FROM ALI KAYAEV'S BIOGRAPHICAL SKETCHES ON DAGESTAN SCHOLARS (Teaching in natural sciences - astronomy, cosmography, chronology)
- Authors: Orazaev G.M.
- Issue: Vol 11, No 3 (2015)
- Pages: 96-103
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/508
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH11396-103
Abstract
В ряду дагестанских исторических сочинений биографического жанра достойное место занимает труд ученого-энциклопедиста Али Каяева из Кумуха (1878-1943 гг.). Он был создан автором в конце 20-х и в 30-х годах прошлого столетия на османско-турецком языке и озаглавлен, как это часто делалось, по-арабски: «Тараджим-и ‘улама’-и Дагистан», то есть «Биографии дагестанских ученых-алимов». Сочинение А. Каяева содержит сведения о 58-ми ученых родом из Дагестана. В настоящей работе нами впервые публикуется несколько очерков из упомянутого сочинения. При этом подобраны некоторые (но далеко не все!) из очерков, в которых даются сведения об ученых, занимавшихся в области таких естественных научных дисциплин, как астрономия, космография, хронология. Хотя, надо отметить, многим ученым-алимам средневекового Дагестана, была характерна «энциклопедичность» в их научных или педагогических занятиях. В нашей подборке речь идет о таких дагестанских алимах, как Садреддин Лезги Сулейман (XIV в.), Иса-эфенди из Шамгоды (XVII в.), Исмаил-эфенди из Шиназа ( XVIII в.), Махаде-эфенди из Чоха (кон.XVIII - нач. XIX в.), Махди-Мухаммеде из Согратля (нач. XIX в.), Нурмухаммед-кади из Хунзаха (нач. XIX в.). Очерки об этих персонах находятся на лл. 6, 7, 38, 43, 44, 47 оригинала рукописи, которая хранятся в Научном архиве Рукописного фонда нашего Института под шифром: РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1. Инв. № 1678. Заметим, что настоящая публикация является третьей из серии наших одноименных статей, опубликованных ранее в двух предыдущих номерах (см.: № 1/37 за 2014 г. С. 56-67; № 1/41 за текущий год. С. 41-47). Наши переводы снабжены соответствующими комментариями к именам, топонимам, названиям сочинений и терминам, встречающимся в тексте сочинения А. Каяева. МАХАД-ЭФЕНДИ, СЫН АЮБА ИЛИ СЫН АЙГУНА, ИЗ ЧОХА1 Махад-эфенди2 происходит из селения Чох3, находящегося в Гунибском округе. Получив образование в области арабской филологии и богословия у дагестанских ученых, в том числе у известного Абубакра-эфенди из Аймаки4, впоследствии ушел в Карабаг и Иран, где обучался у учителей по арифметике (хесāб), геометрии, философии, космографии, астрономическим таблицам (зидж) и прочим наукам и отраслям знаний. Благодаря тому, что Махад-эфенди обладал большой сообразительностью и исключительной старательностью, он заслужил благосклонное расположение и уважение со стороны своих учителей. Так, один из его наставников по имени Мухаммед бин Усман ад-Дерджези отметил в авторском предисловии к своему философскому сочинению по космографии «ал-Ишрāк» о том, что он написал его в честь (нāмына) Махада-эфенди. Возвратившись в Дагестан после полного завершения своей учебы в Иране, он начал преподавать и распространять затем в Дагестане тому, чему обучался там. В том числе он начал обучать «Астрономическим таблицам» («Зиджи») Улугбека5, которые оставались как бы [в стороне] из-за отсутствия учителей в Дагестане [по астрономии] после Дамадана6. Имел множество учеников. В их числе, учениками Махада-эфенди Чохского были двое - известные [впоследствии] Согратлинские Шайтан Абдуллах7 и Махди-Мухаммед-эфенди8. Год смерти Махада-эфенди мне не известен9. (Далее в рукописи А. Каяева следуют два коротких предложения на турецком языке, выполненные другим почерком10, но касающиеся по своему содержанию биографии Махада-эфенди): «Дибир-кади11 и Нурмухаммед ал-Авари12 были в числе учеников Махада». (М. Саййид). «Известно, что Махад-эфенди получил совершенное образование в Египте (Мисир)». (М. С.). ЛЕЗГИ СУЛЕЙМАН13 Знаменитый путешественник, его превосходительство (дженāблери) Ибн Баттута14, посетивший известный город Сарай15 - столицу известного татарского правителя Узбека16 - в 733/4 (1332/3)-м году, перечисляя увиденных им в том городе алимов и преподавателей, описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва бихā мин мадрасā аш-Шāфи‘ийа ал-факӣх ал-имāм ал-фāдл Садраддӣн Сулаймāн ал-Лакзӣ ахад ал-фудалā’», то есть, «из числа шафиитских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (фāзыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры17 в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана. В наших руках отсутствуют, кроме вот этого, иных сведений и дат из биографии Сулеймана-эфенди. ИСА-ЭФЕНДИ ИЗ ШАМГОДЫ18 Иса-эфенди, будучи родом из аула Шамгода (Шāмгӯда)19, находящегося на западной границе Лакского округа, предпринимал путешествие (сефер) в Азербайджан и Иран, с целью получить образование в науках и специальных отраслях знаний. Он учился у Фейзуллаха-эфенди из Агдаша20 и встречался (мÿлāкāт) со знаменитым Бахаэддином Амили, которые были учеными эпохи шаха Аббаса21. Затем он возвратился в Дагестан и старался распространять и популяризировать полученные [им] знания среди дагестанцев. И оставил после себя много научных произведений. Дата кончины Иса-эфенди не известна, однако известно, что он был ровесником Мала-Мухаммеда из Голоды и современником Али-эфенди из Келеба (Кылылы)22, с которым вместе учился. ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ ИЗ ШИНАЗА23 Исмаил-эфенди был из села Шиназ24 Самурского округа, он считался первым астрономом Дагестана. Хотя до него дагестанские ученые пользовались известным сочинением «Квинтэссенция арифметики» («Хуласат ал-хисāб»), в котором имеются сведения по астрономии, и использовали их в измерении высот гор и других предметов с помощью астролябии, созданной им, стали пользоваться позднее, когда он написал о правилах её использования в своей книге. Исмаил-эфенди, кроме астрономии, преподавал и по другим наукам - инженерии, философии. Он написал много трудов и по этим наукам. Не известно, у кого обучался Исмаил-эфенди этим наукам, очевидно, однако, что он получил свои знания у своих соседей из [числа алимов] Ширвана и Азербайджана. Исмаил-эфенди, будучи из числа ученых двенадцатого века хиджры, был еще жив около 1195 (1780) г. МАХДИ-МУХАММЕД ИЗ СОГРАТЛЯ25 Махди-Мухаммед происходил из известного селения Согратль26, находящегося в составе Гунибского округа. А обучался он наукам и разным отраслям знаний у Старшего Хасана-эфенди27 из Кудали и у Махада-эфенди28 из Чоха. Махди-Мухаммед, будучи в числе самых лучших и деятельных (чалышан) дагестанских преподавателей, является одним из первых, которые старались, чтобы в Дагестане принимать и популяризовать такие науки и отрасли знаний, как греческая философия, логика (диалектика), космография Птолемея29 (Битлūмӯс хей’этū). Сделанные Махди-Мухаммедом работы в этой области настолько велики и важны, что, оценивая его труды, известный Халиль-эфенди из Караха сказал следующее: «Не будь Махди-Мухаммеда, такого влияния философии и не было бы в Дагестане». Написав прекрасную книгу под названием «Введение к наукам» («Темхūд эл-‘улÿм»), содержащую в себе объяснения предметов и их важных особенностей, а также других, связанных с ними сведений в науках и отраслях знаний, тем самым, ознакамливал дагестанцев с их целями и значениями. Кроме [своего трактата] «Введение к наукам», Махди-Мухаммед оставил после себя еще множество трудов, написанных по философии, диалектике (логике), богословию и арабской филологии. Махди-Мухаммед большой частью времени вел преподавание на своей родине - в Согратле, однако некоторое время он преподавал также в Акуше и Цудахаре30, занимая должность учителя по договоренности, и воспитал там немало учеников. Махди-Мухаммед и Саид-эфенди31 из Аракани являлись современниками и между ними часто происходили дискуссии и полемики. Рассказывают, что в словесных диспутах [обычно] побеждал Саид-эфенди, а в письменных дискуссиях одерживал верх Махди-Мухаммед. Махди-Мухаммед умер в 1253/1837-м г.32 в Казикумухе, но перенесен и похоронен был на своей родине - в Согратле. НУРМУХАММЕД-КАДИ, СЫН МАКСУДА ИЗ ХУНЗАХА33 Нурмухаммед-кади был родом из городка (касаба) Хунзах34, являющегося [административным] центром Аварского округа. Он был одним из воспитанников Старшего Хасана-эфенди35 из Кудали. У него были прекрасные доли [в познаниях] каждой из наук и разных отраслей знаний, употребительных в Дагестане, то есть, в арифметике, геометрии, алгебре, космографии, астрономических таблицах, хронологии, медицине. Как рассказывают, когда его наставник Старший Хасан-эфенди отправлялся для паломничества в Мекку, он, обратившись к Нурмухаммеду-эфенди со словами: «Теперь нет в Дагестане человека, который был бы более компетентным в обращении за помощью [к применению] научных инструментов (приборов)», тот вручил, говорят, Нурмухаммеду-эфенди свои научные приборы, именно - глобус (кÿре), квадрант36 (рубу‘) и другие. Кроме этих наук и отраслей знаний, Нурмухаммед-эфенди обладал большими способностями в арабском языке, а также владел в совершенстве персидским и тюркским языками. У Нурмухаммеда-эфенди имеется много научных произведений37. В их числе, он является - автором известной среди мусульманских ученых [своего рода] упорядоченной книги, написанной в области науки по искусству ведения диспута, которая называется «Редкостная жемчужина» («Эд-дÿррет эс-семūне»)38. Кроме того, он осуществил прекрасный перевод с персидского на кумыкский язык известную книгу по медицине «Подарок для правоверных» («Тÿхфет эл-му‘минūн»)39. Кстати, говорят, что один из списков этого перевода имеется в книжной коллекции одного аварского лекаря по имени Умар сын Вели из Хунзаха. Являясь кадием (кāзы) при аварских ханах, в то же время Нурмухаммед-кади был часто замечен в связах с государственными делами ханов и с политикой40. Когда во времена Нурмухаммеда-кади известный дагестанский имам Газимухаммед41 объявил шариатское имамство (статус шариатского имама. - Пер.), Нурмухаммед-кади утверждал и заявлял о том, что имамство того не является истинным с точки зрения шариата. Поэтому между ними завязалось письменное дискутирование по этому вопросу, который (этот спорный вопрос. - Пер.) существует и поныне. Нурмухаммед-кади был предан смерти во время известного события, связанного с убийством детей аварских ханов (хāнзāде) в 1834-м г.42, в период второго дагестанского имама Гамзата43 (Хемзет), находясь на стороне ханских отпрысков. КОММЕНТАРИИ 1. Имя в турецкой транскрипции: Чōклы Махāд-эфендū Эйуб ōглы, вейāхуд Āйгун ōглы. Этот ученый остается относительно малоизвестным. В библиографическом труде Назира Дургелинского, например, нет об этом лице почти никаких сведений, имеется лишь очень короткое его упоминание: Назир ад-Дургели, 2012. С. 95; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 124 (Čūхi, Mahād). 2. Эфенди (перс.) - почтительное прозвание, с которым произносятся имена представителей турко-татарской культурной общности к уважаемым ученым-алимам. 3. Аварский аул Чох (ав. ЧΙукъ) входит ныне в состав Гунибского района РД. 4. Об Абубакаре-хаджи из Аймаки (1711-1791 гг.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 141-146; Гизбулаев Ш.А., 2006. №№ 4-6; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 63, 65, 72, 74, 80, 87, 88, 97, 199, 200, 249; Назир ад-Дургели, 2012. С. 17, 56-58, 63, 65, 72-74, 76, 128, 150. 5. Улугбек (1394-1449 гг.), внук Тимура, был известным средне-азиатским государственным деятелем (правителем Самарканда), ученым и просветителем. Главный труд его всемирно известен и называется «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони»). Труд его был в весьма частом употреблении у тех дагестанских ученых, которые занимались практической астрономией, вплоть до начала ХХ столетия. 6. Об ученом Дамадане-эфенди, сыне Якуба из с. Мегеб (Мемухе), который умер в 1726 г., см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 120-127. 7. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 37, 48, 51, 52, 54, 56, 60, 67, 112, 113, 126. 8. О Махди-Мухаммеде из Согратля (ум. в 1837 или в 1840 г.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209-210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134. 9. По контексту очерка ясно, однако, что Махад-эфенди жил во II половине XVIII - начале XIX в. 10. Судя по известному мне почерку и имеющимся в конце этих предложений сокращению «М. Саййид» и инициалам «М.С.» ясно, что эти дополнительные записи в конце очерка инкорпированы в рукописи А. Каяева Магомед-Саййидом Джамалутдиновичем Саидовым (1902-1985 гг.), который долгое время работал в секторе (ныне Отделе) востоковедения ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР (ныне ИИАЭ ДНЦ РАН) в качестве старшего научного сотрудника. 11. О Дибир-кади (Мухаммедшафи) из Хунзаха см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 10, 74, 187-188; Назир ад-Дургели, 2012. С. 14, 121-123; Алибекова П.М., 2001; Алибекова П.М., 2009; Шихсаидов А.Р., 1999. С. 96-104; Саидов М., 1960. С. 7-9; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 25, 33, 43, 79-80, 83, 85, 87, 128, 407, 408, 428-429, 434, 435, 459, 498, 534. 12. О нем см. основную литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 88, 114, 188-189, 212; Назир ад-Дургели. Услада. С. 122, 123-124; Алибекова П.М., 2001. С. 44-48; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436. 13. В строго арабской транскипции: Лāзкӣ Сулаймāн. В турецком произношении: Лäзгӣ Сÿлеймäн. О нем см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 9, 43; Назир ад-Дургели, 2004. С. 13, 36; Аликберов А.К., 2003. С. 677. 14. Ибн Баттута (1304-1377 гг.) - знаменитый арабский путешественник. Широко известны его путевые описания по южным областям нынешней России - Золотой Орды, а также по территории Крыма, Египта, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ирану, Средней Азии, Индии, Китаю, Испании, Судану. 15. Речь идет о Сарай-Берке (Новом Сарае), столичном с 1-й половины XIV века городе Золотой Орды. 16. Узбек - хан Золотой Орды в 1313-1342 гг. Ввёл ислам в качестве государственной религии. 17. Соответствует XIV веку по христианскому летосчислению. 18. Имя в турецкой транскрипции: Шāмгōдалы ‘Исā эфенди. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этом ученом. 19. Ныне аварское село Шангода в Гунибском районе РД. 20. Агдаш - город, ныне центр одноименного района Азербайджанской Республики. 21. Аббас I (1571-1629 гг.) - шах Сефевидского Ирана с 1587 г. 22. Об упомянутых двух современниках Иса-эфенди - Мала-Мухаммед-эфенди Голодинском и Али-эфенди из Келеба - см.: Kayayev A., 2012. S. 44, 52, 55, 125, 135-137; 44, 125, 135, 137. 23. Имя в турецком прочтении: Шӣнāзлы Исма‘ӣл-эфендӣ. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этой персоне. 24. Шиназ - ныне село в Рутульском районе РД. На рутульском языке: Сыназыр(ад). 25. Имя в турецкой транскипции: Сугрāклы Мехди-Мехмед. О Махди-Мухаммеде см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209, 210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134; Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 407-408, 534. 26. Согратль (ав. Сугъралъ) - аварский аул в составе современного Гунибского района РД, в 35 км от Гуниба. Автор рукописи употребил для передачи специфического аварского звука лъ, имеющегося названии аула, арабскую букву кяф, снабдив её тремя точками снизу. 27. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 127-128. 28. О нем см. выше - в очерке: «Махад-эфенди, сын Аюба, или сын Айгуна, из Чоха». 29. Клавдий Птолемей (ок. 90 - ок. 160 гг.) - древнегреческий астроном, создатель теории геоцентрической системы мира. Главный его труд - «Альмагест» служит энциклопедией астрономических знаний древних. Этот труд был известен среди средневековых ученых Дагестана под названием «Ал-Мажиста». 30. Акуша и Цудахар - названия двух даргинских сел; они находятся ныне в Акушинском и Левашинском районах соответственно. 31. О Саиде-эфенди: Kayayev A., 2012. S. 35, 52, 58, 61, 69, 96, 106, 113, 115, 127, 143, 144. 32. По данным А.Р. Шихсаидова, однако, год кончины Махди-Мухаммеда: 1255/1840 г. (См.: Назир ад-Дургели, 2012. С. 134. Коммент. 3). 33. Имя в турецкой транскрипции: Авāрлы Нурмехмед-кāзы Максуд оглы. Присутствующая при этом имени нисба, данная по-турецки как Аварлы (из Авара, т.е. из Хунзаха) образована с помощью турецкого постфикса -лы, который служит для образования нового слова со значением «уроженец или житель местности, названной исходной основой», в данном случае - основой Авар. Последняя является старым кумыкским наименованием аварского аула Хунзах. Нурмухаммед ал-Авари был младшим братом известного лексикографа и поэта Мухаммедшафи ал-Хунзахи ал-Авари. У него учились Юсуф-кади Яхсайский, Абдулгалим из Цыйша и другие персоны, ставшие впоследствии известными в Дагестане алимами. О нем см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 189-190; Назир ад-Дургели, 2012. С. 123-124; Алибекова П.М., 2009. С. 44-48. Гамзатов Г.Г., 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436; Абдуллаев М.А., 1995. С. 40-42; Штанчаев С.П., № 103. 34. Хунзах (ав. Хунзахъ) - административный центр ныне Хунзахского района РД. 35. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 127-128. 36. Глобус в современном турецком языке назывют: еркюре (yerkűre). Квадрант - старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. 37. Известно, что Абдуррахман сын шейха Джамалуддина из Газикумуха называл его в списке «вершин ученых» Дагестана. 38. Работа Нурмухаммеда-кади «Дуррат самūна» написана в 1224 (1813) году. Список 1306 (1888) года, переписанный в Казанище, имеется в Научной библиотеке Даг. гос. университета (г. Махачкала). См.: Каталог, 2004. С. 100. Оп. № 256. 39. Обширный труд по фармакологии и фармакогнозии, созданный на персидском языке выдающимся врачом турецкого султана Махмуда I-го - Мехмедом Мю‘мином Хюсейни, сыном Мир-Мехмеда Замана Танакабуни Дайлами, под названием «Тухфат ал-му‘минин» (в персидском произношении: «Тохфат ал-Мо‘минин»), во II-й половине XVII века, был посвящен (подарен) сефевидскому шаху Сулейману. Впоследствии этот трактат был дополнен и комментирован другим автором - Ахмедом Сани ибн-и Хасаном-эфенди - в труде «Ганиет-ÿл-Михсалин фи терджемети Тухфет-ÿл-Мÿ‘минин» на османском языке, состоящем из 5 глав. (Bursalı Mehmet Tahir, 1975. S. 198; Каталог, 1988. С. 218). Это сочинение считается энциклопедией мусульманской медицины. Написание его было окончено в 1669 году. Тут описано около 400 лекарств. В конце ХХ века издано в Иране и Пакистане. (Әлекбəров Ф.У., 1992. С. 19-20). Список этого сочинения в сокращении, переписанный дагестанцем по имени [Иса] из Шамгода, находится в коллекции М.-С. Саидова: РФ ИИАЭ. ФМС. № 10. 40. Интересен также тот факт, что кадий «Нур-Мухаммед» в 1830 году ездил в Российскую столицу С.-Петербург в качестве депутата во главе посольства от аварского Абунуцал-хана. Ему был пожалован царем майорский чин с жалованьем 500 р. (АКАК. Т. VII. С. 532). 41. Гази-Мухаммед из Гимры («Кази-Молла») - первый мюридистский имам Дагестана в 1829-1832 гг. Начало его проповеди мюридизма в Гимрах относится ещё к 1825 г. Воспитанник тарикатского шейха Мухаммеда Ярагского. (См.: Газимухаммед, 1997; Бобровников В.О., 2001. С. 29-32; Batırhan B., 1970; Доного Х.М., 2007; Пружановский, 1847. №№ 30-31; Алферьев П., 1904; Берже А., 1886; Мугуев Х.-М., 1937. С. 70-91. 42. О кровавых событиях в Хунзахе, связанных с августом 1834 года, см.: Неверовский, 1848. С. 1-36. В сентябре того же 1834 года случилось убийство второго мюридистского имама Гамзатбека и его главных сообщников в Хунзахской мечети, от руки Османа и его брата Хаджимурада Хунзахского). 43. Гамзатбек (1789-1834 гг.) - второй мюридистский имам Дагестана в 1832-1834 гг. Он был сыном Али-Искандара из Гоцатля. (См.: Маклач, 1852. № 43; Гамзат-бек, 1911. С. 1-40; Бобровников В.О., 2002. С. 23-25; Доного Х.М., Касумов С., 2012.
G M Orazaev
Институт ИАЭ ДНЦ РАН
Author for correspondence.
Email: orazaev47@mail.ru
Махачкала
- Abdullaev M.A. Arab-Muslim scholars and philosophers of the XVIII-XIX centuries // "Vozrojdenie". Makhachkala, 1995. № 2: 40-42.
- Abdullaev M.A. From the history of the philosophical and socio-political thought of the peoples of Dagestan. Makhachkala: MEP "Jupiter". 1993: 352.
- Abdullaev M.A. Philosophers of Dagestan of the XIX and early XX centuries. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1963: 268.
- Әlebberov F.U. Orta əсəр Азəрбајҹанында шəhrтт тапмыш тибб әлјазмалары // Medieval manuscripts and problems of the history of culture of Azerbaijan. Baku: "Ornyak", 1992. (In Azerbaijan).
- Alibekova P.M. "Jami 'al-lugatain li-ta'lim al-ahavain" Dibir-kadi from Khunzakh as a monument of Dagestan lexicography of the XVIII century. // Herald of the Dagestan Scientific Center. Issue 10. Makhachkala, 2001.
- Alibekova P.M. Dibir-kadi from Khunzakh. A collection of two languages for the studying of two brothers. Persian-Arabic-Turkic dictionary. Makhachkala: ALEF, 2014: 588.
- Alibekova P.M. Life and creative heritage of Dibir-kadi from Khunzakh. Makhachkala, 2009: 252.
- Alikberov A.K. The era of classical Islam in the Caucasus. M.: "Vostochnaya literatura", RAS, 2003: 847.
- Alferyev P. Kazi-Mullah and Muridism in the history of the Caucasus conquest. Kazan, 1904: 46.
- Batırhan B. Gazi Molla'nın Hayat Nikayesinden Parçalar // Kuzey Kafkasya Kűltűr Dergisi. Istanbul, 1970.
- Berger A.P. Kazi-Mullah. Tiflis, 1886.
- Bobrovnikov V.O. Gazi-Muhammad // Islam in the territory of the former Russian Empire: Encyclopedic Dictionary. Issue 3. M., 2001.
- Bobrovnikov V.O. Gamzat-bey // Islam in the territory of the former Russian Empire: Encyclopedic Dictionary. Issue. 4. M., 2002.
- Bursalı Mehmet Tahirı Osmanlı Műellifleri. 3.Cild. Istanbul, 1975. (In the Turkish language).
- Gazimuhammed and the early stage of the anti-feudal and anti-colonial struggle of the peoples of Dagestan and Chechnya. Makhachkala, 1997.
- Gamzat-bek, the second imam of Chechnya and Dagestan // The Caucasian Collection. Vol. XXXI. Tiflis, 1911: 1-40.
- Gamzatov G.G. National art culture in kaleidoscope of memory. M .: Nasledie, 1996: 653.
- Gizbulaev Sh.A. Life and creative path of Abubakar Hadji Aimakinsky // Our cultural heritage. Makhachkala, 2006. № 4-6.
- Donogo H.M. A sparkling jihad. Imam Ghazi-Muhammad. Makhachkala, 2007: 198.
- Donogo H.M., Kasumov S. Imam Gamzat. Makhachkala: Mavraev Publishing House, 2012: 336.
- Catalogue of Arabic manuscripts of the Scientific Library of the Dagestan State University. I. Makhachkala, 2004.
- Catalogue of oriental manuscripts of the Academy of Sciences of the Tajik SSR. T. VI. Dushanbe, 1988.
- Kayayev Ali. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar - Hasan Orazayеv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012: 160 (In Turkish).
- Komarov A. Lists of inhabited places of the Dagestan region // Collection of statistical data about the Caucasus. Vol. I. Tiflis, 1869. Dep. I. Part II. 1-123.
- Maklach. Gamzat-bek // "The Caucasus". Tiflis, 1852. No. 43
- Muguev H.-M. Kazi-Mulla // Dagestan almanac. Makhachkala, 1937.
- Nadir ad-Durgilis Nuzhat. Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke. Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarāğim 'ulamā' Dāġistān / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004: 294, 165 (In German and Arabic).
- Delight of minds in Dagestan scholars’ biographies / Translated from Arabic, commentaries, facsimile edition, indexes and bibliography prep. by A.R. Shikhsaidov, M. Kemper, A.K. Bustanov. Chief ed. A.R. Shikhsaidov. M.: Mardzhani, 2012: 204, 227.
- Neverovsky. On the extermination of the Avar khans in 1834. // Military journal. St. Petersburg, 1848: 1-36. (Reissue in the journal: "Nash Dagestan", Makhachkala, 1993: 163-164, 18-29).
- Orazaev G.M.-R. From the biographical sketches of Ali Kayaev about Dagestan alim scholars // Herald of the Institute of History, Archeology and Ethnography DSC RAS. Makhachkala, 2014. № 1 (37): 56-67; 2015. No. 1 (41): 41-47.
- Orazaev G.M.-R. Historical works of Dagestan in Turkic languages. Book 1. Makhachkala: Epoha, 2003: 332.
- Pruzhanovsky. Kazi-Mulla // "The Caucasus". Tiflis, 1847: 30-31.
- Saidov M.-S. Dagestan literature of the XVIII-XIX centuries in Arabic. Moscow: Oriental literature press, 1960: 11.
- Shikhsaidov A.R. An important stage in the study of the manuscript heritage of the peoples of Dagestan // Herald of DSC. Makhachkala, 1999. № 3: 96-104.
- Shtanchayev S.P. Nurmuhammad-efendi son of Maksud Avarsky (1744-1834) // RF IHAE. FMS. № 103.