INNOVATIONS IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION OF THE NORTH CAUCASUS IN THE LATE 1950 - THE 1960 s (Case study of autonomous republics of the region)

Cover Page

Abstract


Basing on the study of reliable sources and materials, accumulated historiographic experience, the author of the article makes the first attempt to generalize the innovations in comprehensive schools of Dagestan, Kabardino-Balkarian, North Ossetian and Chechen-Ingush ASSR in the late 1950s - the 1960s, introduction of which was to contribute to the further improvement of general education. The complete plans for development of comprehensive schools worked out by the country’s leadership were to ensure the expansion of school network, transformation of seven-year schools into eight-year ones, strengthening of polytechnical education, construction of new school buildings, development of the educational and methodological base of schools, additional production of educational literature, more qualitative training and professional development of teaching staff. During the decade under consideration, special measures were taken to increase the involvement of mountain girls in senior school, there were significant positive changes in combining theoretical training with socially useful work, and improving the school’s connection with life. In the process of labor training in agriculture, industry, in school training and production workshops, school children were trained to perform certain types of productive activities in order to form an organic need for it. The presence of a certain reserve of leavers of comprehensive schools made it possible to increase admission to higher educational institutions and specialised secondary school, to carry out competitive selection of applicants for continuing education. The author of the article considers the purpose of the innovations introduced within the period under consideration, presents the real results of their practical implementation, the reasons that led to incomplete achievement of the goals of introduction of polytechnical education in the planned decisions of the state and party authorities of the USSR and the autonomous republics.

К концу 50-х гг. XX в. система образования в СССР, входящих в его состав республик, краев и областей достигла высокого уровня развития. К тому времени было завершено введение всеобщего обязательного семилетнего обучения, началось осуществление обязательного восьмилетнего образования, резко возросла сеть полных средних общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, в основном было покончено с неграмотностью взрослого населения. К началу рассматриваемого периода были достигнуты значительные успехи в развитии общего образования в автономных республиках Северного Кавказа - Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской АССР. Рост ассигнований на школьное строительство, развитие материальной базы общеобразовательной школы, пополнение ее квалифицированными педагогическими кадрами способствовали не только расширению школьной сети, но и совершенствованию обучения и воспитания подрастающего поколения, создавали условия для лучшей профессиональной ориентации школьников, подготовки их к жизни. В 1960/61 учебном году более 88% учащихся дневных общеобразовательных школ автономных республик Северного Кавказа обучались в семилетних, восьмилетних и средних школах. Во второй половине 1950-х гг. сеть средних школ в автономных республиках возросла более чем в 1,5 раза [8, с. 246]. Однако в работе школы имелись и проблемы, которые негативно сказывались на качестве обучения и воспитании учащихся, на их подготовке к жизни. В связи с этим партийное и государственное руководство страны предприняло ряд шагов по дальнейшему совершенствованию системы образования. В ноябре 1958 г. были опубликованы тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». По тезисам было проведено широкое обсуждение. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» [1, с. 28-29]. Закон определил, что главной задачей советской школы является дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, улучшение подготовки оканчивающих школу к практической деятельности, общественно полезному труду, воспитание молодежи в духе уважения принципов социалистического общества. Директивы и содержащиеся в законе задачи широко обсуждались властными органами, органами образования и общественностью Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. Были разработаны комплексные планы развития общеобразовательной школы, которые предусматривали расширение сети школ, преобразование семилетних школ в восьмилетние, усиление политехнизации общего образования, строительство новых школьных зданий, развитие учебно-методической базы школ, выпуск учебной литературы, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров и др. Вопросы развития общего образования и его политехнизации широко освещались в периодической печати. В ходе обсуждения закона большое внимание уделялось совершенствованию изучения в общеобразовательной школе русского языка. Родители, будучи крайне заинтересованы в глубоком усвоении учащимися основ наук в средней школе, а также в успешном продолжении образования в высших и средних специальных учебных заведениях, высказывали пожелание увеличить учебное время на изучение русского языка в нерусской начальной школе. В Дагестане к тому времени был накоплен определённый опыт обучения на русском языке, начиная с 1-го класса, таких малочисленных народов, как агулы, рутульцы, цахуры, а также в школах с многонациональным составом учащихся. В 1960/61 учебном году в Кабардино-Балкарской АССР 115 первых классов с составом учащихся из местных народов также были переведены на русский язык обучения [5, с. 70-71]. Укрепление материально-технической и учебной базы общеобразовательной школы, совершенствование ее работы создавали более благоприятные условия для развития высшего и среднего профессионального образования, гарантированной подготовки квалифицированных специалистов. Наличие необходимого резерва выпускников общеобразовательной школы позволяло увеличить прием в вузы и средние специальные учебные заведения, осуществлять конкурсный отбор абитуриентов для продолжения образования. Принимались специальные меры по усилению вовлечения в обучение в старших классах девушек-горянок. К примеру, уже в 1950-е гг. в Дагестанской АССР был открыт ряд специальных женских школ горянок. К началу 1960-х гг. в республике в таких школах, содержание которых полностью финансировалось из государственного бюджета, удалось существенно увеличить численность девушек в старших классах. К тому времени в ряде районов (Ахтынский, Касумкентский, Лакский, Гунибский) выпуск девушек-горянок из средних школ республики приблизился к уровню выпуска юношей и был выше общереспубликанского уровня [7, с. 134]. На работу в школы-интернаты направлялись высококвалифицированные, опытные преподаватели. Наряду с педагогами-дагестанцами в них работали русские, русскоязычные педагоги. Это имело весьма большое значение, так как преобладающая часть девушек-горянок, особенно из горных и высокогорных районов, слабо владела русским языком. Русские педагоги-воспитательницы, уже имевшие опыт обучения дагестанских детей русскому языку, учили этому языку девушек-горянок и тем самым способствовали успеху в их обучении. Улучшение материальной и учебно-производственной базы создавало более благоприятные условия для приобретения учащимися общеобразовательных школ глубоких теоретических знаний, а также для успешного трудового и политехнического обучения. В восьмой пятилетке (1961-1965гг.) в автономных республиках Северного Кавказа было построено школ на 107363 ученических места, 39951 из них - колхозами [7, с. 166; 20, с. 106; 17, с. 84; 21, с. 68]. Многие школы, в частности сельские, удалось перевести на односменные занятия. Школы получили возможность выделять больше помещений не только под учебные кабинеты, школьные библиотеки, которые пополнялись учебной, художественной литературой, методическими пособиями для педагогов, но и для проведения различных внеклассных занятий. В учебные кабинеты, школьные мастерские поставлялись современное оборудование, учебно-наглядные пособия, литература о производственном обучении и др. При многих крупных школах появились новые спортивные залы, а вблизи школы - спортивные площадки для занятий физической культурой и спортом. Заметно улучшились условия для развития детской художественной самодеятельности. В конце 1950-х - 1960-е гг. северокавказская общеобразовательная школа добилась заметных успехов в трудовом воспитании и производственном обучении учащихся. Органы власти Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии отмечали, а периодическая печать освещала опыт школ, добившихся высоких показателей в овладении учащимися теоретическими знаниями и приобщении к общественно-производственному труду. Так, в ноябре 1959 г. бюро Северо-Осетинского обкома КПСС в постановлении «Об опыте работы ученической производственной бригады Кадгаринской средней школы», одобрив деятельность этой школы по соединению теоретического обучения с производительным трудом, рекомендовало школам республики внедрить наработанный передовой в те годы опыт общеобразовательного учебного заведения. В 1959 г. ученическая производственная бригада этой школы вырастила кукурузу на площади 149 гектаров по 170 центнеров в початках с каждого гектара. На оборудование кабинетов и мастерских по учебным предметам физико-математического и естественного цикла из республиканского бюджета были выделены специальные средства [4, с. 470]. Газета «Дагестанская правда» 1 марта 1963 г. сообщала, что бюро Дагестанского обкома КПСС, обсудив вопрос «О работе Согратлинской одиннадцатилетней школы с производственным обучением», также одобрило опыт этой школы Гунибского района. Республиканская газета писала, что в общеобразовательном учебном заведении «хорошо поставлено преподавание основных предметов», успеваемость учащихся составляет 92%, а в ряде классов вовсе нет неуспевающих учеников. В школьных мастерских учащиеся 9-10 классов осваивают профессии столяров и мастеров швейного дела, а одиннадцатиклассники овладевают специальностью животноводов широкого профиля. «Успешно работала ученическая производственная бригада. В 1961 г. она отремонтировала 4 животноводческие фермы, заготовила 200 тонн сена, заложила 250 тонн силоса. На школьном учебно-опытном участке учащиеся разбили фруктовый сад, а урожай школьники собирали более высокий, чем местный колхоз» [15]. Уже в 1960 г. в школах республики насчитывалось более 600 ученических производственных бригад и звеньев с охватом 15 тыс. учащихся. В течение года они обработали около 5,5 тыс. гектаров земли. Учащиеся Джавгатской восьмилетней школы Кайтагского района сняли урожай кукурузы по 72 центнера с гектара, тогда как местный колхоз собрал в среднем по 45 центнеров с гектара. Рекордный урожай кукурузы собрали в 1963 г. учащиеся Хамамаюртовской школы Хасавюртовского района. С закрепленного участка в 25 гектаров члены ученической производственной бригады получили по 96,8 центнера с гектара. Производственной практикой школьников, помимо учителя, руководил опытный агроном [7, с. 138]. Значительно улучшилась материально-техническая и учебная база общеобразовательных школ Кабардино-Балкарской АССР. Уже в 1958 г. при школах республики было организовано 35 мастерских по дереву, 60 по металлу, 14 швейных, 11 комбинированных и 60 кабинетов-классов машиноведения. В 62 школах имелись действующие киноустановки, в 32 школах - школьные радиоузлы. Школы республики получили 78 автомобилей, 23 исправных трактора и другие сельскохозяйственные машины. В оборудовании школьных кабинетов и мастерских большую помощь оказали промышленные предприятия Нальчика, Тырныауза, Прохладного и Декшукина. В том же году в Нальчике был простроен детский стадион [3, с. 346]. Несмотря на то, что прошло мало времени по возвращении на родину после насильственной депортации чеченского и ингушского народов и восстановления Чечено-Ингушской АССР, но и в этой республике произошли существенные позитивные изменения в осуществлении соединения теоретического обучения школьников с общественно полезным трудом. В 1961-1965 гг. в Чечено-Ингушетии было построено 61 школьное здание на 56865 ученических мест, в том числе колхозами - 12 на 1990 мест. При школах заработали мастерские, школьники активно работали на полях колхозов и совхозов, на школьных учебно-опытных участках. В 1959 г. в республике насчитывалось 110 ученических производственных бригад с 5300 учащихся. К концу семилетки (1965 г.) таких бригад стало 232 [16, с. 305]. Участие школьников в сельскохозяйственном производстве не ограничивалось выращиванием зерновых культур, овощей. Они вносили заметный вклад в развитие садоводства, виноградарства, животноводства. Усилиями северокавказских школьников создавались новые фруктовые сады, расширялись площади под виноградники. Школьники автономных республик получали и выращивали каждый год тысячи голов молодняка крупного рогатого скота, овец, свиней, десятки тысяч утят, цыплят. В городских школах учащимся прививались навыки труда в промышленности. На предприятиях городов автономных республик для старшеклассников выделялись рабочие места, производственным обучением учащихся занимались инженерно-технические работники, опытные мастера, высококвалифицированные рабочие. К примеру, к началу 1965 г. в Чечено-Ингушской АССР для производственного обучения учащихся 9-11 классов на промышленных предприятиях городов были организованы 11 учебных участков и 1 цех с общим числом 258 рабочих мест для работы в одну смену. На этих рабочих местах проходили производственную практику 1363 ученика 9-х классов средних школ промышленной зоны республики [9, с. 153]. В налаживании производственного обучения учащихся, как и в улучшении всей учебно-воспитательной работы в школе, активную роль играли комсомольские организации. Комсомольцы, как правило, показывали пример прилежания в учебе, работе в производственных бригадах, оказывали помощь младшим школьникам, пионерам в учебе, приобщении их к посильному труду. Вопросы учебы, трудового воспитания, производственного обучения обсуждались на комсомольских собраниях и пионерских сборах с участием педагогов. Практиковалось моральное и материальное поощрение отличившихся высокими показателями работы членов производственных бригад и отличников учебы. Таким образом, в конце 1950-х - 1960-е гг. в общеобразовательной школе автономных республик Северного Кавказа был наработан определенный опыт соединения обучения учащихся основам наук с производительным трудом, улучшения связи школы с жизнью. В процессе трудового обучения в сфере сельского хозяйства, промышленности, в школьных учебно-производственных мастерских у учащихся вырабатывались навыки выполнения определенных видов производственной деятельности, воспитывалась органическая потребность в ней. Политика Советского государства по совершенствованию системы общего образования ориентировалась на то, чтобы школа и семья воспитывали детей в духе глубокого осознания ими значения и ценности труда на общую пользу, а трудовое обучение в соединении с вооружением глубокими теоретическими знаниями рассматривалось как важнейший фактор нравственного воспитания подрастающего поколения. В связи с введением всеобщего восьмилетнего обучения в Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР было усилено внимание системе вечернего и заочного обучения работающей городской и сельской молодежи, пришкольным интернатам, а в Дагестане - расширению сети и улучшению работы прикутанных школ. В принятом Верховным Советом республики в мае 1962 г. постановлении, в частности, предлагалось местным советам и их исполкомам создать необходимые условия для учебы детей, живущих на кутанах, всячески укреплять материально-учебную базу прикутанных школ. Было решено открыть на центральных кутанах каждого района по одной восьмилетней школе с пришкольным интернатом, обеспечив охват обучением в старших классах всех детей, оканчивающих начальные школы, и детей, прибывающих на кутаны в зимний период [2]. В 1960-е гг. количество учащихся, занимающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах республики, возросло более чем в 2 раза и достигло в 1970/71 учебном году 25 тыс. человек, из которых 15,2 тыс. обучались в 9-11 классах [10, с. 206]. В Чечено-Ингушской АССР на начало 1961/62 учебного года функционировали 32 школы рабочей молодежи и 7 отдельных классов, школ сельской молодежи - 19 и 47 отдельных классов, республиканская средняя заочная школа с 18 консультационными пунктами в сельских районах. Обучением без отрыва от производства в вечерних и заочной школах было охвачено 11147 человек [9, с. 139]. В 55 вечерних (сменных) школах и отдельных классах Кабардино-Балкарской АССР в 1965/66 учебном году, включая занимающихся заочно, насчитывалось 10,8 тыс. учащихся, в том числе в 9-11 классах 6,5 тыс. человек. В годы семилетки (1959-1965 гг.) в республике существенно возрос выпуск городской и сельской молодежи из средних вечерних школ. Так, если в 1959 г. они выпустили 614 человек, то в 1965 г. - 1642 человека [20, с. 157; 3, с. 397]. Позитивные перемены произошли в системе вечернего (сменного) образования Северо-Осетинской АССР. В 1960/61 учебном году в 62 вечерних школах республики обучалось 7420 учащихся, в том числе в 9-11 классах 4043 учащихся. За десятилетие численность учащихся вечерних (сменных) школ, включая обучающихся заочно, достигла 9605 человек, из них 5989 повышали свое образование в 9-11 классах [17, с. 118]. Расширяющаяся сеть общеобразовательных школ, резкий рост контингента обучающихся в них требовали соответствующего увеличения численности и повышения профессиональной квалификации северокавказского учительства. Органы власти автономных республик в решениях, принимавшихся в рассматриваемые годы, подчеркивали необходимость укомплектования восьмилетних и средних общеобразовательных школ квалифицированными педагогическими кадрами, повышения эффективности их учебной и воспитательной работы, а практические меры приводили к позитивным изменениям в жизни общеобразовательной школы. В июне 1966 г. на пленуме Дагестанского обкома КПСС отмечалось, что за годы семилетки количество учителей с высшим образованием республики возросло с 2961 до 4936 человек. Уменьшилось (с 362 до 162 человек) число директоров школ, не имеющих законченного высшего образования [14]. В Северо-Осетинской АССР в 1970 г. на 909 человек пополнился корпус учителей с высшим образованием [17, с. 120]. Однако нерешенных проблем в комплектовании системы просвещения кадрами высокой квалификации оставалось немало. В той же Дагестанской АССР в 1964/65 учебном году только 46,6% преподавателей 5-8 классов имели высшее образование [19, с. 100]. В 162 восьмилетних и средних школах республики директорами работали лица, не имеющие высшего образования [14]. По сельским районам Дагестана учителей с высшим образованием насчитывалось всего 26,2%. [14]. В относительно неплохо обеспеченной кадрами просвещения Северо-Осетинской АССР в 1963/64 учебном году 9,4% директоров восьмилетних школ и 10,1% заведующих учебной частью средних школ не имели высшего образования. Показатели укомплектованности преподавателями по отдельным учебным дисциплинам 5 - 8 классов выглядели так: 84,2% от общей численностей преподавателей русского языка и литературы имели высшее образование, родного (не русского языка и литературы) - 75,9%, физики и математики - 77,6%, географии и естествознания - 66,7% [11, с. 176, 177, 178]. Во второй половине 1960-х гг. в автономных республиках продолжался рост выпуска специалистов высокой квалификации. Как отмечалось, в Северной Осетии в 1970 г. было подготовлено 909 педагогов с высшим образованием [17, с. 120]. В Дагестанской АССР в начале 1970-х гг. 78% учителей, работающих в 4-10 (11) классах, имели высшее образование [10, с. 208]. К тому времени в школах и культурно-просветительных учреждениях автономных республик региона было занято 35,7 тыс. человек. За десятилетие численность специалистов, работающих в общеобразовательных школах и культурно-просветительных учреждениях, возросла в 1,9 раза [12, с. 405; 13, с. 347]. Значительное внимание в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии уделялось подготовке учителей со средним педагогическим образованием. К примеру, в начале 1960-х гг. в ДАССР функционировали 6 педагогических училищ, в которых обучалось 2644 учащихся. В 1959 г. они выпустили 613 учителей со средним специальным образованием [18, с. 132]. В 1960-е гг. выпуск педагогов со средним образованием в этой республике резко увеличился и составил в начале 1970-х гг. 5321 человек [10, с. 211, 212]. В последнем году восьмой пятилетки (1970 г.) педагогические училища Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР подготовили 823 учителя [20, с. 157; 17, с. 120]. За десятилетие в автономных республиках Северного Кавказа количество учителей общеобразовательных школ и культурно-просветительных учреждений возросло в 1,7 раза [12, с. 408; 13, с. 349]. В рассматриваемое десятилетие более стройной стала система повышения квалификации учителей. В автономных республиках функционировали институты усовершенствования учителей. На курсах и других мероприятиях, проводимых этими институтами, ежегодно проходили переподготовку, обогащались опытом методической работы тысячи учителей и других работников образования. К чтению лекций на курсах привлекались ученые профильных научно-исследовательских институтов и вузов Махачкалы, Грозного, Орджоникидзе, Нальчика, опытные педагоги. Традиционными стали районные, городские и республиканские педагогические чтения, проводимые местными педагогическими обществами совместно с вузами и республиканскими научно-методическими учреждениями. Научно-методические учреждения автономных республик обобщали опыт работы передовых учителей, издавали методические материалы, делали их достоянием педагогических коллективов школ и других учреждений образования. Десятки директоров школ, их заместителей, заведующих отделами народного образования прошли в 1960-е гг. курсы в Центральном институте повышения квалификации руководящих работников народного образования в Москве. К концу рассматриваемого десятилетия в школах автономных республик Северного Кавказа насчитывалось более 35 тыс. учителей, которые обучали 875,1 тыс. учащихся. Как отмечалось выше, в 1960-е гг. численность учащихся общеобразовательных школ автономных республик возросла почти на 88% [13, с. 422]. Интернациональный по составу многотысячный корпус учителей внес решающий вклад в обучение детей и юношества Северного Кавказа и овладение ими глубокими теоретическими знаниями, добился заметных позитивных изменений в укреплении связи общеобразовательной школы с жизнью. Государство, народы автономных республик с уважением относились к труду учителя. Властные органы страны и республик отмечали его престижными знаками поощрения. К примеру, в Дагестанской АССР в 1966 г. насчитывалось 603 учителя, награжденного орденами и медалями СССР, а 588 работникам образовательных учреждений было присвоено почетное звание заслуженного учителя школ РСФСР и ДАССР. В Кабардино-Балкарии в 1967 г. имелось 218 заслуженных учителей школы РСФСР и КБАССР и 618 отличников народного просвещения. Заслуженной известностью среди населения автономных республик Северного Кавказа пользовались имена Героя Социалистического труда Н. Цаликовой, заслуженных учителей школы РСФСР и СОАССР А. Елкановой, М. Тлатовой, Б. Нигколова, Н. Хасиевой (Северо-Осетинская АССР), заслуженной учительницы школы РСФСР Г. Приставко, Г. Макаровой, Л. Муталиевой, Г. Индербиева (Чечено-Ингушская АССР), Г. Тавлиновой, С. Улигова, Н. Скрипченко, Л. Губжоковой (Кабардино-Балкарская АССР), Героя Социалистического труда Х. Казиевой, заслуженных учителей школы РСФСР и ДАССР Т. Алибековой, М. Адамова, Э. Воловик, М.-Ш. Асильдерова, В. Кохановой, Б. Гаджиева (Дагестанская АССР) и многих других [6, с. 49-50]. Огромный вклад в развитие северокавказской общеобразовательной школы, как и в предыдущие десятилетия, вносили русские и русскоязычные педагоги. Хотя в 1960-е гг. приток русских, русскоязычных учителей в школы региона по направлению Министерства просвещения РСФСР уменьшился, но продолжалось оказание помощи автономным республикам педагогическими кадрами и их подготовкой в педагогических учебных заведениях России. Так, в 1960 - 1962 гг. Министерство просвещения РСФСР направило на работу в Дагестан 478 педагогов [7, с. 141]. В школы Чечено-Ингушетии в 1961 г. Министерством просвещения РСФСР было направлено 258 преподавателей-предметников [9, с. 134]. Работая в содружестве с педагогами местных национальностей, русские, русскоязычные учителя повышали уровень учебной и воспитательной работы в общеобразовательных школах, вносили ценный вклад в повышение общей культуры народов Северного Кавказа. В регионе улучшался один из основных показателей качества работы школы - успеваемость учащихся. В 1966/67 учебном году более 1 тыс. учителей Чечено-Ингушетии добились полной успеваемости учащихся [16, с. 338]. В 1964/65 учебном году свыше 3 тыс. учителей Дагестана завершили учебный год без второгодников. Успеваемость учащихся составила 94% [7, с. 142]. По данным Министерства просвещения Чечено-Ингушской АССР, успеваемость учащихся в общеобразовательных школах республики в 1961/62 учебном году составляла 89,6% [9, с. 144]. В школах Северо-Осетинской и Кабардино-Балкарской АССР эти показатели были еще выше. Таким образом, в конце 1950-х - 1960-е гг. в системе общего образования автономных республик, как и в стране в целом, произошли ощутимые позитивные изменения. Они явились результатом введенных в эту систему новаций, дальнейшего улучшения ее материально-технической и учебной базы, усердной творческой деятельности многотысячного, интернационального по составу корпуса учителей, получивших соответствующую подготовку, проявления постоянного внимания к школе и ее проблемам со стороны государства, властных структур и народов автономных республик.

G Sh Kaimarazov

Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

Email: kaymarazova@mail.ru

  • Вопросы идеологической работы КПСС: сборник важнейших решений КПСС. 1954 - 1961 гг. М: Изд-во полит. лит-ры, 1961. - 328 с.
  • Дагестанская правда. 1962. 10 мая.
  • История Кабардино-Балкарской АССР. С Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. Т. 2. М.: Наука, 1967. - 484 с.
  • История Северной Осетии. XX век. М.: Наука, 2003. - 648 с.
  • Кабардино-Балкарская АССР: в цифрах и фактах. Нальчик: Типография им. Революции 1905 года, 1967. - 93.
  • Каймаразов Г.Ш. Интеллигенция Северного Кавказа в 60 - 70-е годы XX века (по материалам автономных республик региона). Махачкала: ИП Овчинников, 2010. - 160 с.
  • Каймаразов Г.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (40-70-е годы XX века). Махачкала: ИП Овчинников, 2011. - 342 с.
  • Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе: по материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. М.: Наука, 1988. - 334 с.
  • Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1985. - 217 с.
  • Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбил. стат. сборник. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1972. - 222 с.
  • Народное хозяйство к 40-летию автономии Северной Осетии. Стат. сборник. Орджоникидзе: Статистика. Рост. н/Д отд-ние, 1964. - 223 с.
  • Народное хозяйство РСФСР в 1960 году: Статистический ежегодник. М.: Госстатиздат, 1961. - 572 с.
  • Народное хозяйство РСФСР в 1970 году: Статистический ежегодник. М.: Статистика, 1971. - 488 с.
  • О задачах Дагестанской областной партийной организации по осуществлению решений в области народного образования. Доклад министра просвещения ДАССР М.С. Омарова // Дагестанская правда. 1966. 11 июня.
  • О работе Согратлинской 11-летней средней школы с производственным обучением. Постановление бюро Дагестанской КПСС // Дагестанская правда. 1963. 1 марта.
  • Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. 1917 - 1970 гг. Т. II. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972. - 359 с.
  • Северная Осетия в годы одиннадцатой пятилетки. Стат. сб. Орджоникидзе: Ир, 1986. - 136 с.
  • Советский Дагестан за 40 лет. Стат. сб. Махачкала: Госстатиздат, 1960. - 158 с.
  • Советский Дагестан за 45 лет. Стат. сб. Махачкала: Госстатиздат, 1965. - 158 с.
  • лет Кабардино-Балкарской АССР. Стат. сб. Нальчик: Эльбрус, 1981. - 170 с.
  • лет Чечено-Ингушской АССР. Стат. сб. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1982. - 127 с.

Views

Abstract - 348

PDF (Russian) - 197

PlumX


Copyright (c) 2017 Kaimarazov G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/