IZ BIOGRAFIChESKIKh OChERKOV ALI KAYaEVA O DAGESTANSKIKh ALIMAKh (Uchenye v oblasti arabskoy filologii)
- Authors: Orazaev G.M.
- Issue: Vol 10, No 1 (2014)
- Pages: 56-67
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/319
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH10156-67
Abstract
В статье представлены переводы очерков Али Каяева, посвященных биографиям некоторых ученых-алимов средневекового Дагестана, писавшие произведения на арабском языке. Материал заимствован из рукописного сочинения А. Каяева «Тараджим-и ‘улама’-и Дагистан» и снабжен обширными комментариями.
Keywords
Али Каяев, сочинения биографического жанра, Мухаммад из Кудутля, Давуд из Усиша, Мирза Али-кади Ахтынский, Юсуф-кади Яхсайский, Али Келебский, Мухаммад сын Манилава из Караха, Саид Араканский, Хасан Старший из Кудали, Идрис из Эндирея, Али Каяев, сочинения биографического жанра, Мухаммад из Кудутля, Давуд из Усиша, Мирза Али-кади Ахтынский, Юсуф-кади Яхсайский, Али Келебский, Мухаммад сын Манилава из Караха, Саид Араканский, Хасан Старший из Кудали, Идрис из Эндирея.
Одним из широко известных произведений биографического жанра, созданных в Дагестане, является, помимо трудов Назира ад-Дургели и Исмаила ал-Багини, собрание био-библиографических очерков Али Каяева из Кумуха (1878-1943 гг.). Оно носит арабское название «Тараджим-и ‘улама’и Дагистан», то есть «Биографии дагестанских ученых-алимов», и содержит сведения о 58 ученых Дагестана VIII-XIX вв. - авторов научных трактатов по разным наукам и отраслям знаний. В отличие от других арабографических произведений биографического жанра, которые созданы дагестанскими авторами на арабском языке, труд Али Каяева, хранящийся ныне в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН (Ф. 1. Оп. 1. Д. 1), написан на старом турецком (османском) языке. В то же время, в текст тюркоязычной рукописи инкорпированы отдельные образцы стихотворных произведений, созданных разными авторами, о которых речь идет в том или ином биографическом очерке. Эта рукопись была переведена нами на русский язык в 2011-2012 гг. Для дагестанских алимов была характерна большей частью «энциклопедичность», то есть они занимались многими науками и разнообразными отраслями знаний. Часть очерков из указанной рукописи Али Каяева в нашем переводе приводится ниже. Из числа имеющихся в рукописи А. Каяева биографических очерков нами подобраны для настоящей публикации труды некоторых из алимов XVII-XIX вв., которые в определенной степени занимались арабской филологией - грамматикой, литературой, риторикой или сочиняли свои поэтические произведения на арабском языке. В частности, это лица, представленные в настоящей подборке: Мухаммед из Кудутля, Давуд из Усиши, Мирза Али-кади Ахтынский, Юсуф-кади Яхсайский, Али Келебский, Мухаммед - сын Манилава из Караха, Саид Араканский, Хасан Старший из Кудали, Идрис из Эндирея. (Очерки о них находятся на лл. 15-18, 42, 45, 51, 53, 55, 62 рукописи А. Каяева). Переводы снабжены нашими комментариями, которые носят характер пояснений к именам, названиям упоминаемых в представленных очерках сочинений, а также к терминам и прочим реалиям. МУХАММЕД-ЭФЕНДИ, СЫН МУСЫ ИЗ КУДУТЛЯ[93] Мухаммед-эфенди был [родом] из аула Кудутль (Кодук), который входит ныне в состав Аварского округа[94]. Он считается самым первым дагестанским ученым в области арабской филологии. Он написал превосходный отзыв (хāшийе) на комментарий (хāшийе) известного иранского ученого ‘Исāмаддӣна[95] труда по арабскому синтаксису. И это опубликовано[96] лет сорок назад в Стамбуле[97] (Истāнбӯл). А в области арабской морфологии известен другой комментарий Мухаммеда-эфенди из Кудутля на сочинение ученого из Иранского Азербайджана Ахмеда ал-Чарпарди - «Шарх Шафийе»[98], которое до самых последних времен было весьма ходовым и применяемым в Дагестане. Существует ещё много других, не менее прекрасных и глубоких сочинений по арабской филологии, логике, богословию (‘илм ил-келāм). Кроме того, дагестанцы обучались на таких трактатах Мухаммеда-эфенди, как «Квинтэссенция по арифметике», «Благосклонность» («Хÿлāсет ал-хисāб», «Ридвāн»), посвященных арифметике, хронологии. Мухаммеду-эфенди из Кудутля было присуще такое исключительное качество, как свободомыслие, заимствованное им в Мекке у известного йеменского ученого Салиха-эфенди[99], у которого он учился высказывать открыто свои мысли. Свободомыслие было тем фактором, благодаря которому Мухаммед-эфенди мог выступать с критикой даже против таких великих ученых, к мнениям которых прислушивался весь мусульманский ученый мир. Так, дар убеждения Мухаммеда-эфенди в Дагестане способствовал началу эпохи отрешения [от всего мирского] (девр-и теджеррÿд), эпохи Возрождения[100] (девр-и Интибāх). Позже, забрав с собой все свое семейство, Мухаммед-эфенди из Кудутля вернулся в Мекку. Он умер в Алеппо (Халеб)[101] в 1129-м г., то есть в 1716-м г.[102], по христианскому летосчислению и предан земле там же. ДАВУД-ЭФЕНДИ ИЗ УСИШИ[103] Дāвуд-эфендӣ родом из большого селения по названию Ӯсӣшā[104], которое находится в Даргинском округе. Будучи обладателем весьма больших познаний в области арабской филологии (‘улÿм ‘арабийе), он считается одним из первых учителей арабской филологии в Дагестане. Обучаясь у Мухаммеда-эфенди из Кудутля (Кодук), Давуд-эфенди превзошел своего наставника (устāз) в области арабской филологии. Им написан превосходный комментарий (хāшийе) на книгу «Шерх эл-Мерāх», которая является сочинением Дӣнкӯзи[105] из числа турецких ученых в области арабской морфологии. Комментарий Давуда-эфенди был ходовым и весьма часто употребляемым на практике среди дагестанцев. Этот комментарий, состоящий из….. страниц[106], был опубликован в …..-м г. в Темирханшуре. Кроме того, Давуд-эфенди написал прекрасный комментарий (хāшийе) к предисловию книги по арабской морфологии Ахмеда ал-Чāрпāрдӣ[107] «Шерх аш-Шāфийе». Один из списков (нÿсхе) этого комментария имеется в библиотеке Ахмедкāдӣ-эфендӣ в селении ‘Обōх Гунибского округа[108]. Давуд-эфенди проявил большие способности также в [области] логики. Так, он написал прекрасный [супра]комментарий к комментарию Ну‘мāна-эфендӣ на книгу «Шерх Исāгӯджӣ». Кроме того, Давудом-эфенди создано много сочинений по арабской филологии, которые, хоть и не являются сравнительно высокими [по уровню] в авторском плане, до последних времен пользовались большим доверием (мÿ‘тебер) среди дагестанцев. Давуд-эфенди, будучи свободомыслящим человеком, высказывался открыто, не боясь выражать свое несогласие перед обществом (джумхӯрлар) в идейных вопросах. Приведем пример. Во времена Давуда-эфенди и ранее, все дагестанские алимы одобряли и выносили разрешающее решение (фетвā) на ведение военных действий дагестанцев против своих соседей - грузин. И [жители Дагестана], объединившись в отряды под командованием известных главарей, ежегодно совершали набеги на Грузию (Гÿрджистāн), грабили и брали в плен грузин. Давуд-эфенди же убеждал в том, что такие грубые действия противны как человечеству, так и закону шариата. Однако, дагестанское население, привыкшее к набегам и грабительству, не придавало значения его фетвам, и Давуд-эфенди оставался одиноким в своих воззваниях среди многих других алимов. Дагестанцы прислушивались только к тем алимам-соотечестввенникам, которые защищали ведение военных действий и грабежи, считая их допустимыми, по шариату (мешрӯ‘), и утверждая, что это весьма благое дело. Согласно Давуду-эфенди, все дагестанские жители - будь они плененными из Грузии, или коренными дагестанцами - имеют одинаковые (мÿтесави) права во всём. Давуд-эфенди умер на своей родине - в Усиша, откуда был родом, в 1171-м г. хиджры, то есть в 1757-м г., по христианскому летосчислению. МИРЗА АЛИ КАДИ[109] Мирза Али родился в семье жителя городка (касаба) Ахты Самурского (Сāнбӯр) округа[110]. Он был крупным преподавателем, который владел и арабской филологией, богословием, а также арифметикой, геометрией, алгеброй, космографией практической астрономией, философией, логикой, преподавал теологию и др. Он получил образование у Саида Араканского, Мухаррама Ахтынского, Саида из Шиназа, Саида-эфенди из Хачмаза Кубинского округа и других ученых и преподавателей того времени. Мирза Али-эфенди создавал поэтические произведения в великолепном литературном стиле на арабском, персидском и тюркском языках. Он также декламировал множество од (медхиелери), посвященных Сурхайхану Второму, являвшемуся ханом Казикумухского и Кюринского округов. Панегирики, посвященные беднягой Мирзой Али-эфенди Сурхайхану, заслужили в определенной мере уважение и дали возможность автору обрести некоторые должности во время правления Сурхайхана. Однако вскоре, когда Сурхайхан был отстранен от власти и бразды правления перешли в руки его племянника (сына его брата) [берāдерзāде] Асланхана[111], это обстоятельство послужило поводом для презрения и враждебности [со стороны последнего]. Асланхан подвергал Мирзу Али злостному наказанию - в холодное время года он пытал Мирзу Али, бросив его, одетого, в ледяной водоем. Пытки для бедняги Мирза Али-эфенди не закончились заключением в темницу и наказаниями со стороны Асланхана. Он попал впоследствии в тёмные и тесные тюрьмы (гауптвахты) имама Шамиля. В 1264/1864-ом г.[112], во время нападения имама Шамиля-эфенди на Ахтынский округ, Мирза-Али-эфенди сдался лично Шамилю, который, однако, заключил того в темницу, обвинив в том, тот якобы он находил себе убежище в русской крепости. Вдобавок, несмотря на его пожилой возраст, Шамиль отправил Мирзу Али из Ахтов в Аварский округ, под наблюдением своих жестокосердных стражников. Более года пришлось Мирзе Али находиться в темницах, в ямах, в которых он содержался в весьма стеснённых в отношении еды и питья условиях. Естественно, после своего избавления от тюремного заключения, в виде возмездия Мирза Али-эфенди подвергал высмеиванию тех людей, которые следовали за Шамилем, и сочинял на них сатирические памфлеты. Избавление Мирзы Али-эфенди от темниц Шамиля-эфенди было совершено в обмен на мюридов, находившихся в плену у русских. Мирза Али-эфенди умер в Ахтах в 1275/1858-ом г.[113], в девяностолетнем возрасте. ЮСУФ-КАДИ Юсуф-кади[114], являясь родом из Яхсая[115], одного из знаменитых кумыкских селений, был из числа первостепенных деятелей в арабоязычной литературе Дагестана. Он обучался у Нурмухаммеда-кади Аварского и у Саида Араканского. У нас пока нет сведений относительно того, обучался ли Юсуф-кади таким наукам и отраслям знаний, как математические и естественные науки, но известно, что он обладал большими способностями в таких отраслях науки, как арабская филология, богословие, логика (диалектика). Кроме того, он умел создавать великолепные поэтические произведения. Будучи шариатским кадием и преподавателем, Юсуф-кади совмещал судебные дела, с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, он активно вмешивался в политические события Дагестана. Однако это проявлялось, прежде всего, в том, что Юсуф-кади выступал в поддержку завоевательной политики самодержавного Российского правительства, выражая чувство глубокого презрения к дагестанским имамам, которые вели священные войны (джихāдлар) против такой политики. При этом он получал денежное пособие и вознаграждение от самодержавных властей. Юсуф-кади прилагал много усилий, чтобы показать, насколько действия имамов как сеятели смуты (феседалāр) неразумны (нāме‘кул) и неприемлемы по шариату. Дошло до того, что во время своего паломничества (хāджж) в Мекку, им были написаны письменные обращения (истифтā-нāмелерū) к муфтию с целью разрешения этого спорного вопроса. Таким способом Юсуф-кадию хотел получить фетву от алимов Мисры и Хиджаза[116]. Однако их фетвы не оправдали его надежды. После падения Шамиля, Юсуф-кади, поддавшись чувству ненависти, которое испытывал к имаму, сочинил против него сатирические стихотворения на арабском языке. В них он упоминал как об ошибках Шамиля, так и о сдаче его в плен русским, согласно его предположению. Однако не оставались в долгу и те дагестанские алимы, которые поддерживали имамов и их сторонников, боровшихся против завоевательной политики России. Они вели честные поединки против Юсуфа-кади и его единомышленников. Одни из них создали книги, в которых аргументировали всестороннюю правоту имамов в их борьбе по шариатским нормам. Другие также сочинили, в пику сатирическим произведениям Юсуфа-кади, более достойные и объемные стихотворные произведения в защиту Шамиля. Таким образом, в Дагестане до сих пор имеются в наличии и появляются на свет [переписанные] книги, которые содержат тексты обеих сторон как против, так и в защиту упомянутых имамов. Юсуф-кади умер в 1289/1871-ом г.[117]. Вот стихи, Юсуф-кади, в которых содержится сатира по отношению к Шамилю…[118] Вот стихи, которые, в противовес Юсуфу-кади, сочинил Хаджи Мухаммед из Согратля в защиту [имама] Шамиля…[119] Вот стихи, которые в противовес Юсуфу-кади, сочинил Мама-эфенди из Хукалы в защиту Шамиля…[120] АЛИ-ЭФЕНДИ ИЗ КЕЛЕБА[121] Али-эфенди родился в селе Ругельда[122], входившем в состав Келебского общества[123] (Кылū нāм нāхиесū) Гунибского округа (казāсы). Он был из числа учеников Мала-Мухаммеда[124] из Голоды, у которого обучался таким наукам и отраслям знаний, как греческая (классическая) философия, логика (диалектика), богословие, искусство диспута (‘илм ÿл-мÿназере). После получения образования, алим приложил большие усилия для того, чтобы преподавать в Дагестане эти науки и отрасли знаний, а также арабскую филологию: оставил множество написанных произведений по разным наукам, в особенности же - по логике и по искусству дискутирования. По просьбе (илтимāс) известного дагестанского ученого - Мухаммеда-эфенди Кудутлинского[125], Али-эфенди написал также самостоятельное произведение, в котором затронуты многие животрепещущие вопросы философии. Дата кончины Али-эфенди неизвестна. Но достоверно то, что он является алимом, проживавшим в одиннадцатом веке хиджры[126]. МУХАММЕД - СЫН МАНИЛАВА Мухаммед-эфенди - сын Манилава[127] был родом из аула Кāх[128], относящегося к Карахскому участку (Кāрāх нāм махаллесӣ) Гунибского округа. Он является одним из старых и известных алимов Дагестана, учеником ‘Иса-эфенди из Шамгоды[129]. Говорят, что сын ‘Исы по имени ‘Али и Мухаммед - сын Манилава - оба (то есть, Мухаммед и Али. - Авт.) были товарищами по учебе и друзьями. Даты [жизни] Мухаммеда-эфенди весьма темные[130]. Известно, что он обладал великолепными способностями в [области] арабской филологии, особенно в риторике (‘илм ал-белāга). Мухаммед-эфенди написал прекрасный трактат о «Предисловии» (дӣбāдже) к толкованию (шерх) знаменитого Са‘деддина Тафтазани известного сочинения ‘Изаддина Занджани, комментируя (изāх эдÿб) метафоры, аллегории и метонимии, имеющиеся в том «Предисловии». Неизвестна дата кончины Мухаммеда-эфенди, однако несомненно то, что он, как и его учитель ‘Иса-эфенди из Шамгоды, был ученым конца одиннадцатого или же начала двенадцатого века хиджры[131]. САИД-ЭФЕНДИ ИЗ АРАКАНИ[132] Саид-эфенди, дед которого - известный Абубакар-эфенди[133], родом из аула Аймаки[134] Аварского округа, происходил из аула Аракани[135](Хāракāн), входящего в тот же округ. Обучался он у упомянутого выше своего деда Абубакара-эфенди из Аймаки. Хотя Саид-эфенди был известен как богослов (‘улÿм-и динийе), он имел свой большой пай[136] (бехре) в таких отраслях наук, как философия, теология (‘илм ÿл-келāм), логика. В арабской литературе, в сочинении [дагестанских] арабоязычных художественных произведений он был известен одним из первых, а, возможно, и первым в своем веке, о чем весьма ясно свидетельствуют написанные им послания (нāме) и трактаты (рисāле). Саид-эфенди, являясь человеком весьма набожным (дийāнетпервер), в то же время был человеком, [любящим] увеселительные сборы и встречи (меджлис ве ‘аширет). Участвуя иногда в увеселительных и питейных собраниях, устраиваемых ханами и шамхалами его времени, он доставлял удовольствие и придавал [некий] блеск[137] (ревнак) этим собраниям. Саид-эфенди по каким-то причинам весьма мало имел дружеских отношений и связей с аварскими ханами, зато - очень крепкие связи и отношения с казикумухскими (гāзыгумӯк), тарковскими (тāргӯ), дженгутаевскими (джÿнгÿтäй) ханами и шамхалами. Саид-эфенди, не ограничивался только лишь участием в увеселительных и питейных собраниях ханов и шамхалов, иногда вмешивался в их политические дела, лично участвуя в совещаниях в политическим вопросам. Особенно часто он принимал участие в политических и военных совещаниях казикумухского хана Сурхайхана Второго[138]. Как-то раз Саид-эфенди написал на имя тогдашнего султана Турции Султанмахмуда[139] просительное послание (истигāсет нāме), направленное против завоеваний (истӣлā) Дагестана со стороны деспотичесных (мÿстебидде) русских властей. В этом послании он написал много эпизодов (пāрча)[140] о политических замыслах и порочных намерениях (нийäт фāсиде) русских. Одна из рукописных копий этого просительного послания, написанная его собственной рукой, имеется поныне. Саид-эфенди иногда писал увещевательные послания (насӣхат нāме) против гнета и тирании, призывая ханов к справедливости, милосердию и к [следованию] Корану. Мы ознакомились с копией увещевательного послания Саида-эфенди к казикумухскому хану Сурхайхану Второму, написанного в стиле подобных посланий древних арабских алимов к халифам своего времени. В то же время Саид-эфенди прославился среди дагестанских алимов тем, что дал разрешительную фетву на винопитие, став тем самым причиной разрушения нравов множества людей, поскольку многие в [Дагестане] стали пробовать спиртные напитки. Кроме того, при обсуждении вопроса восстания дагестанских имамов - соглашаясь с ними, а возможно, даже руководя ими, - он, вместо того, чтобы стать сторонником восстаний, являлся агитатором пособничества ханов русскому самодержавному государству. ХАСАН-ЭФЕНДИ СТАРШИЙ[141] Хасан-эфенди из аула Кудали[142], расположенного в Гунибском округе, считается одним из крупных в Дагестане учителей, внесших вклад в науку и отрасли знаний. Он обладал обширными знаниями в области арифметики, геометрии, астрономии, хронологии (‘илм ал-мӣкāт). Известные алимы Дагестана: Нурмухаммед из Авара, Умар-Кази из Кудали, Махди Мухаммед из Согратля (Суграт), Саид-эфенди из Аракани (Хāракāн) - были его учениками. Будучи знатоком рационалистических наук, Хасан-эфенди, проявил свои способности также в богословии и арабской филологии, написав совершенные комментарии на книгу «Достаточная для комментария „Целителя“» («эл-Вāфийе шерх эш-Шāфийе») - по морфологии арабского языка. Кроме того, известно прекрасное историческое сочинение Хасана-эфенди под названием «Достоверное о войнах за веру» («Манхӯл эл-магāзӣ»), в котором рассказывается о войнах, [происходивших при участии] пророка Мухаммада. В этом сочинении, кроме [рассказов] о войнах [при участии] пророка Мухаммада, имеются также подробные сведения о происходивших после Мухаммада смутах и кровопролитиях среди его последователей. Хасан-эфенди, будучи человеком свободолюбивым, не боялся в своих сочинениях выступать против общественного [мнения]: он высказывал в них свою точку зрения совершенно свободно. Хасан-эфенди умер в Сирии, находясь в поездке в Мекку. Дата его кончины неизвестна. Однако достоверно, что он был из числа алимов двенадцатого века хиджры[143]. ИДРИС-ЭФЕНДИ Идрис-эфенди[144] был родом из селения Эндирей (Индирāй)[145], одного из известных кумыкских селений, и слыл весьма образованным литератором (эдиб фāзыл), который обладал великолепными способностями в области арабской литературы, в сочинениях на арабском языке, а также в написании поэтических произведений, выдержанных в безупречном стиле. Он прекрасно декламировал стихотворения и сочинял свои трактаты и письма-послания на арабском языке. Мы пока не располагаем сведениями о том, обладал или нет Идрис-эфенди познаниями и способностями в рациональных науках и отраслях знаний, но определенно известно, что он имел прекрасные способности к таким отраслям знаний, как арабская филология, логика, богословие (‘илм-ил-келāм). Идрис-эфенди также состоял в числе тех дагестанских алимов, которые были неравнодушны к политике. Политические деяния его были направлены на то, чтобы укреплять в народе глубокую ненависть против завоевательной политики деспотов - тогдашнего русского правительства, стремившегося к покорению мира. Таким образом он содействовал имамам Дагестана, которые находились в состоянии джихада и военного противостояния с теми окаянными (мел‘унāнелер). Проживая в Эндирее, состоявшем под управлением русских, он писал и говорил в своих стихах в пику таким кумыкским алимам как Мамагиши[146] и Юсуф-кади Яхсайский, которые выступали против имамов и их убеждений. Так, например, звучат его известные (муттали‘) слова о Мамагиши, который позволил себе неуважительные и праздные речи по отношению к имамам: «О беспечный глупец, у которого пропала вера, Перестань мучить и оскорблять выдающихся (ученых)! Лай собак на львов, конечно, удивителен, Но не удивительней, чем лай кошек на них (львов)»[147]. В том же духе он высказался в своих других произведениях, например, в стихотворном произведении под названием «Молниеносные грозовые тучи» («Бавāрик ал-хавāтиф»), созданном в пику Мамагиши, который писал сатирические стихи против первого имама - Газимухаммеда. Идрис-эфенди умер в 1290 (1872)-м г.[148]
G M-R Orazaev
Email: orazaev47@mail.ru
- Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословная. Махачкала: «Юпитер» , 1998. - 288 c.
- М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. Махачкала: МРИП «Юпитер» , 1993. - 356 с.
- М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. - 268 c.
- Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана: (Досоветский период). Махачкала: «Эпоха» , 2007. - 768 с.
- Абдуллатипов А.Ю., Шабаева Л.А. Средневековая литература кумыков. Махачкала, 2010. - 200 с.
- Абусуфьян. Маджму‘ ул-манзума ал-аджамийя. Темирханшура, 1907. - 64 с. (На кумык. яз. Араб. шр.).
- Аджаматов Б. Нух-хаджи из Эндирея. Махачкала, 2012. - 208 с.
- Айтберов Т., Нурмагомедов А. Койсубулинский союз и Шамхальство в перв. четв. XVIII в.: (По письмам Мухаммада Кудутлинского и Адил-Гирайа б. Будай шамхала Тарковского) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX вв. Махачкала, 1981. С. 134-145 с.
- Алкадари Г.Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. - 263 с.
- Алхасова Д.И. Дауд Хаджи ал-Усиши: жизнь и творческое наследие. Махачкала, 2006. - 204 с.
- Ахмедов Д. Светлая звезда Мирза Али ал-Ахты. Махачкала, 2002. - 34 с.
- Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана. Махачкала, 1965. 239 с.
- Бартольд В.В. Ученые мусульманского «ренессанса» // Записки Коллегии востоковедов. Т. V. Ленинград, 1930. С. 1-14.
- Волконский Н.А. Война на восточном Кавказе с 1824 по 1834 год в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. Х. Тифлис, 1886. С. 1-224.
- Гаджиев А.-Г. Саид Араканский - выдающийся ученый, арабист, общественно-политический деятель. Махачкала, 2006. - 64 с.
- Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений // Изучение истории и культуры Дагестана: Археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 67-74.
- Гаджимурадов Б.Д. Знаменитый Эндирей. Махачкала, 2011. - 302 с. (На кумык. яз.).
- Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп.1. Д. 129-а (в машинописи) , 1965. - 297 лл.
- Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978. - 420 с.
- Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрского периода. М.: Наука, 1982. - 328 с.
- Дадаев Ю.У. Наибы и мудиры Шамиля. Махачкала: ООО «ДИНЭМ», 2009. - 624 с.
- Забитов С.М. «Круг чтения» Саида из Аракани // Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала, 1989. С. 93-99.
- Забитов С.М. Творчество Идриса из Эндирея как источник по истории Кавказской войны // Бартольдовские чтения 1990. М., 1990. - С. 33-34.
- Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.: Наука, 1971. - 476 с.
- Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. VI. М.-Л., 1960. - 739 с.
- Маламагомедов Д.М. Литературное наследие Мухаммада ал-Кудуки // Дагестанский востоковедческий сборник. Выпуск 2. Махачкала, 2011. С. 135-139.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс / Пер. с нем. Д.Е. Бертельса. М.-Л. (переизд. в Москве: 1973 и 1996) , 1968. - 460 с.
- Микаилов Ш.И. Очерки аварской диалектологии. М.-Л., 1959. - 512 с.
- Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / Перевод с арабского, комментарии, факсимильное здание, указатель и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. М.: ИД «Марджани», 2012. - 208 + 223 с.
- Нурмагомедов А.М. Обзор источников о Мухаммеде Кудутлинском // Бартольдовские чтения 1987. М., 1987. С. 72.
- Омарова З.С., 1999. Арабский ренессанс в Дагестане // Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане: Тезисы докладов Международной научной конференции. Махачкала. С. 92-93.
- Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках: (тексты, комментарии). Книга 1. Махачкала: ИД «Эпоха», 2003. - 332 с.
- Османова М.Н. Каталог печатных книг на арабском языке, выпущенных дагестанскими издателями в России и за рубежом в начале ХХ века. Махачкала, 2008. - 204 с.
- Покровский Н.Н. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000.
- Садыки Г.М. Традиции арабской классической литературы и творчество Мирзы Али ал-Ахты / АКД. М. , 1984.
- Садыки М.-Г.М. Творчество лезгинских поэтов XIX века на арабском и азербайджанском языках / Канд. дисс. Махачкала, 1969.
- Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М.: Изд-во вост. литературы, 1960. - 11 с.
- Тагирова Н.А. Арабская грамматическая литература в коллекции Фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН // Вестник ДНЦ. Вып. 7. Махачкала, 2000. С. 90-99.
- Фахретдинов Р. Кудуки // «Шура». № 1. Оренбург, 1914. С. 1-2. (На татар. яз. Араб. шрифт).
- Хайбуллаев С. О дореволюционной аварской литературе. Махачкала, 1974. С. 219-224.
- Ханмурзаев И.И. Идрис Эфенди из Эндирея // Межкультурный диалог на филологическом пространстве. Махачкала: ДГПУ, 2008. С. 219-224.
- Шихсаидов А.Р. Мухаммед из Кудутля - ученый из ученых // Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1994. С. 151-161.
- Шихсаидов А.Р. Саид Араканский (творческое наследие: проблемы изучения // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала, 2007. С. 546-448.
- Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1993. - 302 с.
- Шихсаидов А.Р., Кемпер М., Бустанов А.К. Назир из Дургели и его библиографический труд «Нузхат ал-азкāн фū тарāджим ‘уламā’ Дāгистан» // Назир ад-Дургели. 2012. - С. 7-19.
- Яркие мгновения из жизни имама Шамиля / Сост. - Гани Мухаммед аль-Махди аль-Мисри. Махачкала, 1998. - 53 с.
- Nadir ad-Durgilis. Nuzhat al-adhan fi tаrāġim ‘ulamā’ Dāġistān / herausgegeben, űberzetz und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. - 294 + 165 s.