KhASAN AL-KABIR IZ KUDALI – ‘ALIM XVIII VEKA NA KAVKAZE

Cover Page

Abstract


Статья посвящена творчеству Хасана ал-Кабира из Кудали (ум.1795), сыгравшего важную роль в становлении дагестанской арабоязычной литературной традиции. В статье обсуждаются основные аспекты его тематически богатого научного наследия, говорится о его выдающихся учениках. Хасан ал-Кабир – автор грамматических, правовых, поэтических (на ‘ аджаме ), исторических и других произведений на арабском языке, исследование которых дает возможность оценить уровень развития научной мысли Дагестана в XVIII в.

Хасан ал-Кабир – непревзойденный знаток арабской литературы, риторики, логики, мастер стиха, известный кадий, преподаватель медресе, ученый муж своего времени, большой специалист в области астрономии, автор научных работ по истории, арабской поэзии, грамматике, аджаму. Актуальность научной проблемы обусловлена практической неизученностью творчества Хасана ал-Кабира из Кудали. В исследованиях ученых прошлого получили освещение по преимуществу сведения биографического характера, творчеству ученого практически не уделено внимания. Между тем наследие Хасана ал-Кабира представляет собой особую ценность тем, что принадлежит оригинальной местной арабоязычной литературе, оно способствовало дальнейшему распространению и укоренению мусульманской культуры. Целью данной статьи является исследование места и роли научного творчества Хасана ал-Кабира в жизни дагестанского общества XVIII в., его участия в научной и общественной жизни того времени. Хасан родился в с. Кудали приблизительно в 1718 г., в семье ученого, паломника к святым местам (Мекка и Медина) Хаджи-Мухаммада. В РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, фонде М.-С. Саидова находится список авторов и переписчиков сочинений* [*В настоящее время списку не присвоен инвентарный номер в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН], среди которых упоминается и имя Хаджи-Мухаммад из Кудали. К сожалению, мы не располагаем подробностями его биографии, кроме сведений из одного его собственного трактата по арабской риторике محمد حجى. معان (Хаджи – Мухаммад. Ма’ан. Л.1). Становление Хасана как широко образованного человека начиналось с того, что он учился у выдающихся ученых-односельчан того времени – Хаджи-Мухаммада, Салмана ал-Кудали (ум. 1733 г.), его сына Мухаммада б. Салмана (авторитетного правоведа, автора фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-шаха») (Гизбулаев М.А., 2005. С. 13) и др. Для дальнейшего совершенствования своего образования Хасан посетил основные центры мусульманской культуры (Мекка, Медина, Дамаск, Стамбул, Иран и Ширван) и в дальнейшем поддерживал связи со многими учеными этих центров. Он свободно владел арабским, староосманским и персидским языками. Как пишет дагестанский историк Назир ад-Дургели: «Хасан ал-Кабир ал-Авари был выдающимся ученым своей эпохи, весьма прорицательным человеком своего времени. Он наилучший из достойных...» (Цит. по: Шихсаидов А.Р. и др., 2012. С. 65). Известные дагестанские деятели науки и собиратели местного мусульманского культурного наследия дали высокую оценку творческой деятельности Хасана ал-Кудали в развитии и становлении научной литературы, в появлении арабо-мусульманских школ в рассматриваемый период в Дагестане, отметили его неутомимые усилия по приобщению своих учеников к научным трудам и литературным произведениям видных ученых мусульманского мира (Алкадари Г., 1994. С. 149; Каяев А.,1929. Л. 45; Назир ад-Дургели., Л.46; Саидов М-С., 1963. Л. 15; Гайдарбеков М., 1968. Л.3; Нурмагомедов М., 1982. Л. 36; Гамзатов Г.Г., 2000. С. 69; Шихсаидов А.Р., 2001. С. 154; Хайбуллаев С.М.,1998. С. 31 и др.). Истории известны еще два имени, схожие с именем этого ученого – это Хасан ал-Кудали и Хасан ал-Сагир. Необходимо отметить, что его (Хасана ал-Кабир) нельзя путать с Хасаном ал-Кудали (ум. 1700 г.), который был одним из известных дагестанских пропагандистов арабо-мусульманской культуры XVII в., автором сочинения حسن الكدالى حاشية علي شرح تلخيص المفتاح (Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала шарх Талхис ал-мифтах) (Гаджиева Д.Х., 1988. С. 67–74), и Хасаном ас-Сагир (ум. 1878 г.), который жил позднее, был известным факихом ученым-правоведом Имамата Шамиля. Хасан ал-Кудали имеет богатое научное наследие. В частности, он – автор очень популярного в дагестанской исторической литературе в жанре сира произведения حسن الكدالى منخل المغاز «Манхул Магази» (описание военных походов пророка Мухаммада, история праведных и омейадских халифов). Рукопись (сборная) этого сочинения хранится в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН (Хасан ал-Кудали. Манхул Магази. Л. 1–50). Текст написан на плотной сероватой бумаге местного производства. Чернила черные, отдельные слова выделены красными чернилами. Текст сочинения занимает 50 листов. Формат: 22×18 см. Почерк – дагестанский насх, текст не огласован. Переплет картонный, с тиснением. «Манхул Магази» («Избранные походы») – одно из первых дагестанских биографических произведений, посвященных Пророку, написанных в жанре сира в середине XVIII в. Также в Дагестане в указанный период была известна и другая работа этого же жанра –وسائل الحبيب علي فضائل البيب Васаил ал-лабиб ала вадаил ал-хабиб («Достоинства Пророка») – Абубакара-хаджи из c. Аймаки (ум.1791 г.) (См.: Гизбулаев М.А., 2005. С. 198). Большое значение для появления сочинения «Манхул Магази», как и для всего жанра сира в Дагестане, имели такие сочинения крупных ученых Халифата, как الشفاءШифаи («Исцеление») – ‘Ийада ал-Магриби (ум.1149 г.) (Al-zerekly., 1969. P. 271), المواعد ал-Мава’ид – Ибн Хаджара ал-Аскалани (ум.1449) (Шихсаидов А.Р., 2001. С. 30) и др. В колофоне сочинения «Манхул Магази» сообщается, что рукопись переписана Исмаилом б. Али из с. Карах. Дата переписки не указана. Большое место в культурной жизни Дагестана занимает жанр «турки» (нравоучительная поэзия на аджаме). Арабская литература была доступна ограниченному кругу людей и не имела массового читателя, но с созданием дагестанской письменности аджам, а также благодаря усилиям Хасана из Кудали, эта культура значительно расширила сферы своего влияния. Так, широкой известностью среди местного населения пользовались его 7 поэтических произведений на аварском языке дидактического жанра «назидания» (Хайбуллаев С.М., 1997. С. 18–27). Вот некоторые строки из его турки: Гъибат бугьтан гIемерав гIарасалда вохларо, Нигат квещав мацIихъан нахъа разилъуларо, Жиндий пайда щолареб гIакъилас гьабиларо. Приумноживший клевету в Судный день опечалится, Ябеда с плохими помыслами не обрадуется, То, что влечет вред, лишь мудрый оставит (Хайбуллаев С.М., 1997. С. 35). Хасан ал-Кабир является также автором сочинений по логике и риторике. Среди них –حسن الكدالى حاشية علي ديباج المعان (Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала дибадж ал-Ма‘ан. Л. 98), شرح المتول حسن الكدالى (Хасан ал-Кудали. Шарх ал-Мутаввал) (См.: Шихсаидов А.Р., 2001. С. 154–155) – комментарии на ат-Тафтазани. Наиболее популярными грамматическими сочинениями Хасана в Дагестане были:الكدالى حاشية (Хасан ал-Кудали. Хашийа ал-Кудали. Л.1–30) – комментарий на книгу по морфологии арабского языка «Шарх ал-Вафийа фи–с-сарф» Ахмада б. Мухаммада б. Абу Бакра, комментарий на книгу «ал-Вафийа фи шарх аш-Шафийа» (Ахмад б. Мухаммад б. Абу Бакр. Шарх ал-Вафийа фи–с-сарф. Л. 30–68; Шихсаидов А.Р.,Тагирова Н.А., 2009. С.28–32), субкомментарий на труд по грамматике арабского языка Мухаммада ал-Баркави اظهار السرار (Изхар ал-Асрар. Хасан ал-Кудали. Л. 4–59). Широкое развитие в изучаемый период получило мусульманское право (фикх). Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался почти во всех медресе Дагестана (См.: Тагирова Н.А., 2001). Перу Хасана ал-Кабир принадлежит комментарий на сочинения شرح التثبيت «Шарх ат-Тасбит» Джамалутдина ас-Суйути и شرح المختصر «Шарх ал-Мухтасар» (Гаджиева Д.Х., 1988. С. 67–74) Али ал-Кабира из Кумуха по вопросам мусульманского права. Следует отметить, что список сочинений и дисциплин, изучавшихся Хасаном из с. Кудали, был значительно шире. В трудах исследователей отмечается, что «Хасан (Старший) ал-Кудали известен как знаток математики, физики, астрономии, философии, логики, оставивший после себя ряд произведений на арабском языке. Имеется запись о том, что трактат по астрономии завершил чтением перед своим «великим учителем Хасаном ал-Кудали» Абдуллах из Хунзаха в 1784 году» (Мусаев М.А., 2010). Хасан владел уникальными на тот период в Дагестане астрономическими инструментами, «часть из которых он приобрел в период пребывания на Востоке, а другая часть изготовлена по его чертежам в Дагестане» (Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х., 2008. С. 69). Медресе Хасана Кудалинского пользовалось большой популярностью в Дагестане, в нем прошли обучение известные люди из разных уголков Дагестана. Упомяну некоторых из них: Нурмухаммад б. Максуд ал-Хунзахи ал-Авари (ум. 1834 г.), прошел серьезную подготовку по астрономии, геометрии, арифметике, алгебре, логике и другим наукам. Накануне своего отъезда в Мекку Хасан ал-Кудали передал свои астрономические приборы Нурмухаммаду, считая, что в Дагестане нет человека, который мог бы обращаться с этими инструментами подобно ему. Саид б. Мухаммад Араканский (ум. 1834 г.) был ученым большой эрудиции, знал арабский, турецкий и персидский языки. Начав обучение в медресе у своего деда, «Абу Бакра из Аймаки (грамматика, фикх, хадисы), Саид завершил свое образование у Хасана Старшего из с. Кудали (риторика)» (См.: Доного Х.М., 2005. С. 24). Каждый год Хасан из Кудали ездил в Ахалцих, где собирались ученые Кавказа. И в одну из своих поездок он взял своего ученика Саида с собой, чтобы познакомить его с учеными, которые собирались для обсуждения новых научных работ (Гайдарбеков М., 1968. Л.125). Дибир-кади б. Максуд ал-Хунзахи ал-Авари (ум. 1817 г.) был автором поэтических произведений на аварском, арабском и персидском языках. Он известен как ученый, кадий, поэт и секретарь правителя Умма-хана Аварского (ум. 1801 г.). «Учеба у известных по всему Дагестану ученых, в частности у Хасана Кудалинского, дала Дибир-кади фундаментальные знания во многих областях науки» (См.: Алибекова П.М., 2012). Другим видным учеником Хасана из Кудали был Мухаммад Ярагский (ум. 1838 г.) – историческая личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в событиях Кавказской войны (Аликберов А.К., 2010). Как известно, он оставил запись о том, где и в каких селах он изучал науки. Одна из этих записей повествует о том, что он изучил «Ма’ан» (сочинение по риторике) у Хасана в Кудали. В своем произведении «Асар» Мухаммад Ярагский приводит множество цитат из работ Хасана (Магомедова З.A., 2008. С. 75.). Махди-Мухаммад из Согратля (ум. 1839 г.) учился у Хасана и Умар-джана из Кудали. Он автор философских работ, грамматического трактата, сочинений по логике и математике (Алхасова Д.М., Мусаев М.А., 2010). Еще одним крупным дагестанским ученым XVIII в. был Умар-джан из Кудали (ум. 1801 г.), ученик Хасана ал-Кабира. Он был всесторонне образованным человеком, известным преподавателем логики, астрономии, математики, главным шамхальским кадием и советником правителей в с. Тарки (Гайдарбеков М., 1968. Л. 2). Как отмечалось, обзор источников и литературы, которыми мы располагаем (прежде всего, это собственные произведения ученого из Кудали, а также биографические сведения об ученых Дагестана), показывают, что медресе Хасана можно охарактеризовать как школу, где преподавались естественные и гуманитарные науки, в том числе фикх (мусульманское право), стихосложение, хадисы и грамматика арабского языка. Хасан из Кудали отличался широкой эрудицией, пользовался исключительным авторитетом среди ученых Дагестана и за его пределами. Он высоко ценил знания и образование как в области богословских, так и естественно-гуманитарных наук, внес значительный вклад в становление и развитие арабо-мусульманских школ и аджамской письменности в регионе, познакомил дагестанцев с научными трудами и литературными произведениями, написанными в странах мусульманского мира, а также поддерживал культурные контакты с учеными этих стран. Хасан путешествовал по странам Ближнего Востока с целью паломничества (хаджа) и совершенствования своих знаний. Во время путешествия он знакомился с городами и местностями Ирака, Сирии, Турции, встречался с учеными тех стран, завязывал с ними дружеские отношения. К концу жизни Хасан переехал из своего родного с. Кудали в Сирию. Он умер и похоронен в Дамаске приблизительно в 1795 г. Таким образом, значение творческого наследия Хасана ал-Кабира в научной, культурной, общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромно. Однако в настоящее время творчество Хасана из Кудали недостаточно изучено. Его богатое наследие выявлено лишь частично, оно должным образом не исследовано и не издано.

M A Gizbulaev

Email: awariyav@gmail.com

  • Алибекова П.М. Жизнь и творческая деятельность Дибир-кади из Хунзаха. 2012 // http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=29&art=604
  • Аликберов А.К. Мухаммад ал-Йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах Кавказской войны. 2010. // http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=14&art=447
  • Алкадари Г. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. 222 с.
  • Алхасова Д.М., Мусаев М.А. Махди-Мухаммад ал-Сугури. 2010. // http://www.gazavat.ru/personalies2.php?people=101
  • Ахмад б. Мухаммад б. Абу Бакр., Шарх аль-Вафийа фи–с-сарф // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 478. Л. 30–68
  • Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в РФ. ИИАЭ ДНЦ // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 67–74
  • Гайдарбеков М., 1965. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 162. 442 л.
  • Гайдарбеков М., 1968. Гаджиали из Гоцатля. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.179. 162 л.
  • Гайдарбеков М., 1970–1971. Хронология истории Дагестана из перевода арабских документов // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.236. 1494 л.
  • Гайдарбеков М., 1968. Саид из Аракани. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. 116 л.
  • Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. 324 с.
  • Гизбулаев М.А. Жизнь и творческий путь Абубакара-хаджи из Аймаки // Наше культурное наследие. Махачкала, 2005. №4. С. 198–204
  • Гизбулаев М.А. Абубакар-хаджи из Аймаки-жизнь, творчество и научное наследие. Махачкала, 2005. 115 с.
  • Доного Х.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817–1864. М., 2005. 379 с.
  • Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х. Кудали: исторический аспект / Дагестанские святыни. Кн.2. Махачкала, 2008. С. 67–78
  • Мусаев М.А. Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана // Новое Дело. Выпуск №10 (946), 2010. 12 марта.
  • Саидов М.-С.,1963. Дагестанская литература на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д.16. 43 л.
  • Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной традиции в Дагестане. Мусульманское право (на материалах фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Вестник ДНЦ РАН. 2001. № 9. С. 111–120.
  • Хайбуллаев С.М. ВагIзаби ва туркаби. Махачкала, 1997. 371 с.
  • Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998. 253с.
  • Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001. 252 с.
  • Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А. Археологическая работа 2007 г. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2009. № 1. С. 28–32.
  • Шихсаидов А.Р., Кемпер М., Бустанов А. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных – A Journey of the minds through the biographies of the Islamic scholars of Daghestan: дагестанские ученые X –XX вв. и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. М., 2012. 209 с.
  • Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан (На арабском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.30. Оп. 2. Д.108. 220 л.
  • Саидов М.С., Нурмагомедов М., 1982.Ученые Дагестана (На арабском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д. 36. 579 л.
  • Каяев А. Биографии дагестанских ученых (На азербайджанском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп.1. Д.1. 62 л.
  • Al-zerekly,1969. Al-Alam. Biographical Dictionary. Beirut, V.5. 129 p.
  • معان. حجى محمد Хаджи – Мухаммад. Ма’ан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп. 2. Д.1297. 1 л.
  • اظهار السرار حسن الكدالى Изхар ал-Асрар. Хасан ал-Кудали // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д.270. Л. 4–59.
  • منخل المغاز حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Манхул Магази // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 764. 50 л.
  • حاشية علي ديباج المعان حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала дибадж аль-Ма’ан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 798. 98–143 л.
  • حاشية حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Хашийа ал-Кудали // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 203. 30 л.

Views

Abstract - 232

PDF (Russian) - 200

PlumX


Copyright (c) 2013 Gizbulaev M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.