ХАСАН АЛ-КАБИР ИЗ КУДАЛИ – ‘АЛИМ XVIII ВЕКА НА КАВКАЗЕ

Обложка

Аннотация


Статья посвящена творчеству Хасана ал-Кабира из Кудали (ум.1795), сыгравшего важную роль в становлении дагестанской арабоязычной литературной традиции. В статье обсуждаются основные аспекты его тематически богатого научного наследия, говорится о его выдающихся учениках. Хасан ал-Кабир – автор грамматических, правовых, поэтических (на ‘ аджаме ), исторических и других произведений на арабском языке, исследование которых дает возможность оценить уровень развития научной мысли Дагестана в XVIII в.

Хасан ал-Кабир – непревзойденный знаток арабской литературы, риторики, логики, мастер стиха, известный кадий, преподаватель медресе, ученый муж своего времени, большой специалист в области астрономии, автор научных работ по истории, арабской поэзии, грамматике, аджаму. Актуальность научной проблемы обусловлена практической неизученностью творчества Хасана ал-Кабира из Кудали. В исследованиях ученых прошлого получили освещение по преимуществу сведения биографического характера, творчеству ученого практически не уделено внимания. Между тем наследие Хасана ал-Кабира представляет собой особую ценность тем, что принадлежит оригинальной местной арабоязычной литературе, оно способствовало дальнейшему распространению и укоренению мусульманской культуры. Целью данной статьи является исследование места и роли научного творчества Хасана ал-Кабира в жизни дагестанского общества XVIII в., его участия в научной и общественной жизни того времени. Хасан родился в с. Кудали приблизительно в 1718 г., в семье ученого, паломника к святым местам (Мекка и Медина) Хаджи-Мухаммада. В РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, фонде М.-С. Саидова находится список авторов и переписчиков сочинений* [*В настоящее время списку не присвоен инвентарный номер в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН], среди которых упоминается и имя Хаджи-Мухаммад из Кудали. К сожалению, мы не располагаем подробностями его биографии, кроме сведений из одного его собственного трактата по арабской риторике محمد حجى. معان (Хаджи – Мухаммад. Ма’ан. Л.1). Становление Хасана как широко образованного человека начиналось с того, что он учился у выдающихся ученых-односельчан того времени – Хаджи-Мухаммада, Салмана ал-Кудали (ум. 1733 г.), его сына Мухаммада б. Салмана (авторитетного правоведа, автора фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-шаха») (Гизбулаев М.А., 2005. С. 13) и др. Для дальнейшего совершенствования своего образования Хасан посетил основные центры мусульманской культуры (Мекка, Медина, Дамаск, Стамбул, Иран и Ширван) и в дальнейшем поддерживал связи со многими учеными этих центров. Он свободно владел арабским, староосманским и персидским языками. Как пишет дагестанский историк Назир ад-Дургели: «Хасан ал-Кабир ал-Авари был выдающимся ученым своей эпохи, весьма прорицательным человеком своего времени. Он наилучший из достойных...» (Цит. по: Шихсаидов А.Р. и др., 2012. С. 65). Известные дагестанские деятели науки и собиратели местного мусульманского культурного наследия дали высокую оценку творческой деятельности Хасана ал-Кудали в развитии и становлении научной литературы, в появлении арабо-мусульманских школ в рассматриваемый период в Дагестане, отметили его неутомимые усилия по приобщению своих учеников к научным трудам и литературным произведениям видных ученых мусульманского мира (Алкадари Г., 1994. С. 149; Каяев А.,1929. Л. 45; Назир ад-Дургели., Л.46; Саидов М-С., 1963. Л. 15; Гайдарбеков М., 1968. Л.3; Нурмагомедов М., 1982. Л. 36; Гамзатов Г.Г., 2000. С. 69; Шихсаидов А.Р., 2001. С. 154; Хайбуллаев С.М.,1998. С. 31 и др.). Истории известны еще два имени, схожие с именем этого ученого – это Хасан ал-Кудали и Хасан ал-Сагир. Необходимо отметить, что его (Хасана ал-Кабир) нельзя путать с Хасаном ал-Кудали (ум. 1700 г.), который был одним из известных дагестанских пропагандистов арабо-мусульманской культуры XVII в., автором сочинения حسن الكدالى حاشية علي شرح تلخيص المفتاح (Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала шарх Талхис ал-мифтах) (Гаджиева Д.Х., 1988. С. 67–74), и Хасаном ас-Сагир (ум. 1878 г.), который жил позднее, был известным факихом ученым-правоведом Имамата Шамиля. Хасан ал-Кудали имеет богатое научное наследие. В частности, он – автор очень популярного в дагестанской исторической литературе в жанре сира произведения حسن الكدالى منخل المغاز «Манхул Магази» (описание военных походов пророка Мухаммада, история праведных и омейадских халифов). Рукопись (сборная) этого сочинения хранится в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН (Хасан ал-Кудали. Манхул Магази. Л. 1–50). Текст написан на плотной сероватой бумаге местного производства. Чернила черные, отдельные слова выделены красными чернилами. Текст сочинения занимает 50 листов. Формат: 22×18 см. Почерк – дагестанский насх, текст не огласован. Переплет картонный, с тиснением. «Манхул Магази» («Избранные походы») – одно из первых дагестанских биографических произведений, посвященных Пророку, написанных в жанре сира в середине XVIII в. Также в Дагестане в указанный период была известна и другая работа этого же жанра –وسائل الحبيب علي فضائل البيب Васаил ал-лабиб ала вадаил ал-хабиб («Достоинства Пророка») – Абубакара-хаджи из c. Аймаки (ум.1791 г.) (См.: Гизбулаев М.А., 2005. С. 198). Большое значение для появления сочинения «Манхул Магази», как и для всего жанра сира в Дагестане, имели такие сочинения крупных ученых Халифата, как الشفاءШифаи («Исцеление») – ‘Ийада ал-Магриби (ум.1149 г.) (Al-zerekly., 1969. P. 271), المواعد ал-Мава’ид – Ибн Хаджара ал-Аскалани (ум.1449) (Шихсаидов А.Р., 2001. С. 30) и др. В колофоне сочинения «Манхул Магази» сообщается, что рукопись переписана Исмаилом б. Али из с. Карах. Дата переписки не указана. Большое место в культурной жизни Дагестана занимает жанр «турки» (нравоучительная поэзия на аджаме). Арабская литература была доступна ограниченному кругу людей и не имела массового читателя, но с созданием дагестанской письменности аджам, а также благодаря усилиям Хасана из Кудали, эта культура значительно расширила сферы своего влияния. Так, широкой известностью среди местного населения пользовались его 7 поэтических произведений на аварском языке дидактического жанра «назидания» (Хайбуллаев С.М., 1997. С. 18–27). Вот некоторые строки из его турки: Гъибат бугьтан гIемерав гIарасалда вохларо, Нигат квещав мацIихъан нахъа разилъуларо, Жиндий пайда щолареб гIакъилас гьабиларо. Приумноживший клевету в Судный день опечалится, Ябеда с плохими помыслами не обрадуется, То, что влечет вред, лишь мудрый оставит (Хайбуллаев С.М., 1997. С. 35). Хасан ал-Кабир является также автором сочинений по логике и риторике. Среди них –حسن الكدالى حاشية علي ديباج المعان (Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала дибадж ал-Ма‘ан. Л. 98), شرح المتول حسن الكدالى (Хасан ал-Кудали. Шарх ал-Мутаввал) (См.: Шихсаидов А.Р., 2001. С. 154–155) – комментарии на ат-Тафтазани. Наиболее популярными грамматическими сочинениями Хасана в Дагестане были:الكدالى حاشية (Хасан ал-Кудали. Хашийа ал-Кудали. Л.1–30) – комментарий на книгу по морфологии арабского языка «Шарх ал-Вафийа фи–с-сарф» Ахмада б. Мухаммада б. Абу Бакра, комментарий на книгу «ал-Вафийа фи шарх аш-Шафийа» (Ахмад б. Мухаммад б. Абу Бакр. Шарх ал-Вафийа фи–с-сарф. Л. 30–68; Шихсаидов А.Р.,Тагирова Н.А., 2009. С.28–32), субкомментарий на труд по грамматике арабского языка Мухаммада ал-Баркави اظهار السرار (Изхар ал-Асрар. Хасан ал-Кудали. Л. 4–59). Широкое развитие в изучаемый период получило мусульманское право (фикх). Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался почти во всех медресе Дагестана (См.: Тагирова Н.А., 2001). Перу Хасана ал-Кабир принадлежит комментарий на сочинения شرح التثبيت «Шарх ат-Тасбит» Джамалутдина ас-Суйути и شرح المختصر «Шарх ал-Мухтасар» (Гаджиева Д.Х., 1988. С. 67–74) Али ал-Кабира из Кумуха по вопросам мусульманского права. Следует отметить, что список сочинений и дисциплин, изучавшихся Хасаном из с. Кудали, был значительно шире. В трудах исследователей отмечается, что «Хасан (Старший) ал-Кудали известен как знаток математики, физики, астрономии, философии, логики, оставивший после себя ряд произведений на арабском языке. Имеется запись о том, что трактат по астрономии завершил чтением перед своим «великим учителем Хасаном ал-Кудали» Абдуллах из Хунзаха в 1784 году» (Мусаев М.А., 2010). Хасан владел уникальными на тот период в Дагестане астрономическими инструментами, «часть из которых он приобрел в период пребывания на Востоке, а другая часть изготовлена по его чертежам в Дагестане» (Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х., 2008. С. 69). Медресе Хасана Кудалинского пользовалось большой популярностью в Дагестане, в нем прошли обучение известные люди из разных уголков Дагестана. Упомяну некоторых из них: Нурмухаммад б. Максуд ал-Хунзахи ал-Авари (ум. 1834 г.), прошел серьезную подготовку по астрономии, геометрии, арифметике, алгебре, логике и другим наукам. Накануне своего отъезда в Мекку Хасан ал-Кудали передал свои астрономические приборы Нурмухаммаду, считая, что в Дагестане нет человека, который мог бы обращаться с этими инструментами подобно ему. Саид б. Мухаммад Араканский (ум. 1834 г.) был ученым большой эрудиции, знал арабский, турецкий и персидский языки. Начав обучение в медресе у своего деда, «Абу Бакра из Аймаки (грамматика, фикх, хадисы), Саид завершил свое образование у Хасана Старшего из с. Кудали (риторика)» (См.: Доного Х.М., 2005. С. 24). Каждый год Хасан из Кудали ездил в Ахалцих, где собирались ученые Кавказа. И в одну из своих поездок он взял своего ученика Саида с собой, чтобы познакомить его с учеными, которые собирались для обсуждения новых научных работ (Гайдарбеков М., 1968. Л.125). Дибир-кади б. Максуд ал-Хунзахи ал-Авари (ум. 1817 г.) был автором поэтических произведений на аварском, арабском и персидском языках. Он известен как ученый, кадий, поэт и секретарь правителя Умма-хана Аварского (ум. 1801 г.). «Учеба у известных по всему Дагестану ученых, в частности у Хасана Кудалинского, дала Дибир-кади фундаментальные знания во многих областях науки» (См.: Алибекова П.М., 2012). Другим видным учеником Хасана из Кудали был Мухаммад Ярагский (ум. 1838 г.) – историческая личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в событиях Кавказской войны (Аликберов А.К., 2010). Как известно, он оставил запись о том, где и в каких селах он изучал науки. Одна из этих записей повествует о том, что он изучил «Ма’ан» (сочинение по риторике) у Хасана в Кудали. В своем произведении «Асар» Мухаммад Ярагский приводит множество цитат из работ Хасана (Магомедова З.A., 2008. С. 75.). Махди-Мухаммад из Согратля (ум. 1839 г.) учился у Хасана и Умар-джана из Кудали. Он автор философских работ, грамматического трактата, сочинений по логике и математике (Алхасова Д.М., Мусаев М.А., 2010). Еще одним крупным дагестанским ученым XVIII в. был Умар-джан из Кудали (ум. 1801 г.), ученик Хасана ал-Кабира. Он был всесторонне образованным человеком, известным преподавателем логики, астрономии, математики, главным шамхальским кадием и советником правителей в с. Тарки (Гайдарбеков М., 1968. Л. 2). Как отмечалось, обзор источников и литературы, которыми мы располагаем (прежде всего, это собственные произведения ученого из Кудали, а также биографические сведения об ученых Дагестана), показывают, что медресе Хасана можно охарактеризовать как школу, где преподавались естественные и гуманитарные науки, в том числе фикх (мусульманское право), стихосложение, хадисы и грамматика арабского языка. Хасан из Кудали отличался широкой эрудицией, пользовался исключительным авторитетом среди ученых Дагестана и за его пределами. Он высоко ценил знания и образование как в области богословских, так и естественно-гуманитарных наук, внес значительный вклад в становление и развитие арабо-мусульманских школ и аджамской письменности в регионе, познакомил дагестанцев с научными трудами и литературными произведениями, написанными в странах мусульманского мира, а также поддерживал культурные контакты с учеными этих стран. Хасан путешествовал по странам Ближнего Востока с целью паломничества (хаджа) и совершенствования своих знаний. Во время путешествия он знакомился с городами и местностями Ирака, Сирии, Турции, встречался с учеными тех стран, завязывал с ними дружеские отношения. К концу жизни Хасан переехал из своего родного с. Кудали в Сирию. Он умер и похоронен в Дамаске приблизительно в 1795 г. Таким образом, значение творческого наследия Хасана ал-Кабира в научной, культурной, общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромно. Однако в настоящее время творчество Хасана из Кудали недостаточно изучено. Его богатое наследие выявлено лишь частично, оно должным образом не исследовано и не издано.

М А Гизбулаев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: awariyav@gmail.com

  • Алибекова П.М. Жизнь и творческая деятельность Дибир-кади из Хунзаха. 2012 // http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=29&art=604
  • Аликберов А.К. Мухаммад ал-Йараги и его духовное наследие: к вопросу о религиозных основах Кавказской войны. 2010. // http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=14&art=447
  • Алкадари Г. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. 222 с.
  • Алхасова Д.М., Мусаев М.А. Махди-Мухаммад ал-Сугури. 2010. // http://www.gazavat.ru/personalies2.php?people=101
  • Ахмад б. Мухаммад б. Абу Бакр., Шарх аль-Вафийа фи–с-сарф // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 478. Л. 30–68
  • Гаджиева Д.Х. К описанию рукописей филологических сочинений, хранящихся в РФ. ИИАЭ ДНЦ // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 67–74
  • Гайдарбеков М., 1965. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 162. 442 л.
  • Гайдарбеков М., 1968. Гаджиали из Гоцатля. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.179. 162 л.
  • Гайдарбеков М., 1970–1971. Хронология истории Дагестана из перевода арабских документов // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.236. 1494 л.
  • Гайдарбеков М., 1968. Саид из Аракани. Антология дагестанских ученых // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129. 116 л.
  • Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. 324 с.
  • Гизбулаев М.А. Жизнь и творческий путь Абубакара-хаджи из Аймаки // Наше культурное наследие. Махачкала, 2005. №4. С. 198–204
  • Гизбулаев М.А. Абубакар-хаджи из Аймаки-жизнь, творчество и научное наследие. Махачкала, 2005. 115 с.
  • Доного Х.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817–1864. М., 2005. 379 с.
  • Магомедова З.А., Газимагомедова С.Х. Кудали: исторический аспект / Дагестанские святыни. Кн.2. Махачкала, 2008. С. 67–78
  • Мусаев М.А. Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана // Новое Дело. Выпуск №10 (946), 2010. 12 марта.
  • Саидов М.-С.,1963. Дагестанская литература на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д.16. 43 л.
  • Тагирова Н.А. Из истории арабоязычной традиции в Дагестане. Мусульманское право (на материалах фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Вестник ДНЦ РАН. 2001. № 9. С. 111–120.
  • Хайбуллаев С.М. ВагIзаби ва туркаби. Махачкала, 1997. 371 с.
  • Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998. 253с.
  • Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001. 252 с.
  • Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А. Археологическая работа 2007 г. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2009. № 1. С. 28–32.
  • Шихсаидов А.Р., Кемпер М., Бустанов А. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных – A Journey of the minds through the biographies of the Islamic scholars of Daghestan: дагестанские ученые X –XX вв. и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. М., 2012. 209 с.
  • Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан (На арабском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.30. Оп. 2. Д.108. 220 л.
  • Саидов М.С., Нурмагомедов М., 1982.Ученые Дагестана (На арабском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.29. Оп.1. Д. 36. 579 л.
  • Каяев А. Биографии дагестанских ученых (На азербайджанском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп.1. Д.1. 62 л.
  • Al-zerekly,1969. Al-Alam. Biographical Dictionary. Beirut, V.5. 129 p.
  • معان. حجى محمد Хаджи – Мухаммад. Ма’ан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп. 2. Д.1297. 1 л.
  • اظهار السرار حسن الكدالى Изхар ал-Асрар. Хасан ал-Кудали // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д.270. Л. 4–59.
  • منخل المغاز حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Манхул Магази // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 764. 50 л.
  • حاشية علي ديباج المعان حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Хашийа ‘ала дибадж аль-Ма’ан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 798. 98–143 л.
  • حاشية حسن الكدالى Хасан ал-Кудали. Хашийа ал-Кудали // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. Д. 203. 30 л.

Просмотры

Аннотация - 287

PDF (Russian) - 226

PlumX


© Гизбулаев М.А., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor