САКРАЛЬНЫЙ ЛОКУС ОЗЕРА ХУКО: РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС, ЭТИМОЛОГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СИМВОЛИЗМ

Обложка

Аннотация


Ряд особенных ритуальных практик вызова дождя у причерноморских адыгов-шапсугов города Сочи Краснодарского края связаны с локусом озера Хуко, расположенного на Большом Кавказском хребте у границы с Республикой Адыгея. В этой статье, на основе полевых исследований, этнографических и фольклорных материалов, сделана попытка исследовать эти практики во взаимосвязи с топонимической этимологией озера и его синкретическими религиозными символическими значениями.

Наличие в обрядовых практиках и этимологии связи озера с морем и дельфином может указывать на наличие в них реликтовой символики раннего христианства в его «народной» форме. На это намекает и найденная рядом с озером «рыбная» символика, которая, тем не менее, требует тщательной проверки на предмет времени её появления. В настоящей статье приводится анализ «морской» христианской символики применительно к сакральному нарративу озера Хуко. Такой подход позволяет взглянуть на ритуальные практики локуса Хуко с точки зрения истории религии и анализа сакральных ландшафтов этнографической группы причерноморских адыгов-шапсугов, и выделить синкретические формы смешанных традиционных и христианских символов, существовавших и существующих по сей день в их представлении.


Виталий Владимирович Штыбин

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.shtybin@yandex.ru

Россия

магистр исторических наук,

аспирант-соискатель 2 курса обучения

  • 1. Гмыря Л.Б. «Диковинный» обряд вызова дождя в религиозной практике населения Прикаспийского Дагестана (652/653 год) // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2009. №3. С. 58–62.
  • 2. Гмыря Л.Б. Обряды вызова дождя в традиционной культуре тюркоязычных народов Прикаспийского Дагестана // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2010. №3. С. 103–124.
  • 3. Бестужев-Марлинский А.А., Аммалат-бек. Кавказские повести. СПб.: Издательство «Наука», 1995. – 701 c.
  • 4. Кудин М.И. Обряды вызывания дождя у современных шапсугов Причерноморья // Сочинский краевед: Сборник статей. Сочи, 2000. Вып. 9. С. 17-21.
  • 5. Штыбин В.В. Культ грома у Причерноморских адыгов-шапсугов в прошлом и современности // Сборник статей магистрантов факультета истории, социологии и международных отношений (ФИСМО) КубГУ. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. С. 391–395.
  • 6. Шортанов А.Т. Адыгская (черкесская) мифология и культы. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2016. – 496 с.
  • 7. Ботяков Ю.М. Архивные и иллюстративные материалы Е.М. Шиллинга по традиционным верованиям адыгов из собрания МАЭ // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа: Сборник МАЭ РАН. СПб.: Издательство «Наука», 2006. Т. 52. С. 81–95. Библиогр.: с. 95.
  • 8. Гутова Л.А. Обряд вызывания дождя в фольклоре и этнографии адыгов // Вестник Института гуманитарных исследований правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. №1 (20). С. 79–86.
  • 9. Нагучев Д.М. Мой аул Хаджико. Майкоп: «Полиграф-Юг», 2009. – 194 с.10. Коков, Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик: Книжное издательство «Эльбрус», 1974. – 316 с.
  • 11. Лавров Л.И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2009. – 556 с.
  • 12. Меретуков K.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп: Издательство «Качество», 2003. – 423 с.
  • 13. Агабабян А.Г. Культ Ахына // Археология и этнография понтийско-кавказского региона: Сборник научных трудов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. С. 37–77.
  • 14. Святилища абхазов и святые места адыгов: сравнительно-типологическое исследование: монография / Гл. ред. А. Н. Соколова; Адыгейский государственный университет. Майкоп: Издательство «Магарин О. Г.», 2015. – 174 с.
  • 15. Штыбин В.В. Священные места и гибридные культы причерноморских адыгов-шапсугов // Выпускная квалификационная работа (Магистерская диссертация). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. – 114 с.
  • 16. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор: Сборник статей. М., СПб.: Издательство Академии Наук СССР, 1949. – 608 с.
  • 17. Главани К. Описание Черкесии 1724 г. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. Вып. 17. – 44 с.
  • 18. де Пейсонель Ш. Трактат о торговле на Чёрном море // Кавказ: европейские дневники XIII–XVIII веков / Составитель В. Аталиков. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. С. 121–140.
  • 19. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи // Материалы для истории черкесского народа. Краснодар, 1927. Вып. 4. – 47 с.
  • 20. Остапенко Р.А. Элементы христианства в культуре адыгов по данным этнографических, лингвистических и археологических источников // Наследие веков: Сборник статей. Краснодар, 2019. №1. С. 78–97.
  • 21. Хан-Гирей С. Избранные труды и документы. Нальчик: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2009. – 672 с.
  • 22. Чамокова С.Т. Религиозные верования адыгов: генезис, динамика развития IV–XVI вв. (историко-социологический аспект). Майкоп: издательство Адыгейского государственного университета, 2013. – 188 с.
  • 23. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии: Перевод с английского / К. А. Мальбахов. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2016. Т. 2. – 407 c.
  • 24. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов / Отв. ред. доктор филологических наук, проф. М. Я. Чиковани / Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы. – Черкесск: Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение, 1973. – 208 с.
  • 25. Дубровин Н.Ф. Черкесы (Адыге). М.: Издательство «В. Секачев», 2013. – 212 с.
  • 26. Сивер А.В. Шапсуги. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2002. – 216 с. – ISBN: 9-7859-3680-094-8.
  • 27. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1995. – 136 с. – ISBN 5-88195-056-9.
  • 28. Ногмов Ш. История Адыхейского народа. Составленная по преданиям кабардинцев. – Нальчик: «Эльбрус», 1994. – 232 с.
  • 29. Aquilina M. Signs and Mysteries: Revealing Ancient Christian Symbols. – Huntington, USA: «Our Sunday Visitor», 2008. – 192 p.
  • 30. Suprianto B., Alfian A., Kristanto D. Fish in Faith: Exploring Symbol as Survival Strategies in Christianity // Religious: Jurnal Studi Agama-Agama dan Lintas Budaya. Bandung, Indonesia: Universitas Gadjah Mada, 2022. – 293-304 pp.
  • 31. Rasimus T. Revisiting the Ichthys: A Suggestion Concerning the Origins of Christological Fish Symbolism // Mystery and Secrecy in the Nag Hammadi Collection and Other Ancient Literature: Ideas and Practices. Leiden, Germany – Boston, USA: Koninklijke Brill NV, 2012. – С. 327–348.
  • 32. Esler F. The Early Christian World. 2nd Edition. – Milton Park, Great Britain: «Routledge», 2021. – 1280 p.
  • 33. Harvey S.A, Hunter D. The Oxford Handbook of Early Christian Studies (Oxford Handbooks), 1st Edition. – Oxford, Great Britain: «Oxford University Press», 2010. – 1048 p.
  • 34. да Лукка Дж. Отчет святой конгрегации / Дж. да Лукка // Кавказ: европейские дневники XIII–XVIII веков / Составитель В. Аталиков. – Нальчик : Издательство М. и В. Котляровых, 2010. – Выпуск III. – С. 40–44. – ISBN: 978-5-93680-376-5.
  • 35. Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов / Дж. А. Лонгворт. – Нальчик : Издательский центр «Эль-Фа», 2002. – 540 с. – ISBN: 881950530-7.
  • 36. Кузнецов И.В. Материалы к каталогу святых мест Западного Кавказа / И. В. Кузнецов. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. – 32 с.
  • 37. де Монпере, Ф. Дюбуа. Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму: Перевод с английского / В. М. Аталикова. – Нальчик : Издательский центр «Эль-Фа», 2002. – С. 84–264. – ISBN: 5-88195-468-8.

Просмотры

Аннотация - 139

PDF (Russian) - 135

PlumX


© Штыбин В.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.