МЕСТО ЖЕНЩИНЫ-ГОРЯНКИ В ГОСУДАРСТВЕ ИМАМАТ

Обложка

Аннотация


Статья посвящена изучению актуальной и очень интересной темы на сегодняшний день - роли женщины-горянки в эпоху национально-освободительного движения горцев под руководством имама Шамиля в государстве Имамат. Данная тема является на сегодняшний день малоизученной. По теме имеются воспоминания очевидцев и участников данных событий, которые мы приводим в статье.


Народы Северного Кавказа, в том числе Дагестана, всегда проявляли интерес к своему прошлому, к освободительным движениям своих предков, в особенности к освободительной борьбе XIX в., которую возглавляли Гази-Магомед, Гамзатбек, а в 1834-1859 гг. легендарный герой Шамиль. Период, когда шла эта борьба и в целом Кавказская война (1801-1864гг.), по-видимому, был самым славным и в то же время самым драматическим в истории народов Северного Кавказа. По своему характеру со стороны русского царизма это была колониальная война, направленная на аннексию чужих территорий. Со стороны народов Северного Кавказа она являлась оборонительной, освободительной, антиколониальной и антифеодальной. Интерес к указанному периоду нашей истории возрастает на современном этапе, когда мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, как национализм, пренебрежительное отношение к тем или иным нациям, народностям, к их обычаям, традициям; неуважительное отношение к их национальным героям, выдающимся представителям; приписывание отрицательных черт целым народам; игнорирование исторических заслуг тех или иных национальностей, особенно малочисленных; возвеличивание и выпячивание исторической роли одних и тех же народов. В борьбе с названными отрицательными явлениями огромную роль играют научные труды и художественные произведения, в которых освещаются героическое прошлое народов, их борьба за свободу, против социального, национального гнета. Неправильная, тенденциозная, ненаучная трактовка исторических событий может питать и питает отрицательные явления в сфере национальных отношений, мешает интернациональному и патриотическому воспитанию. Подлинная дружба, братское сотрудничество народов возможны только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа. Этим обуславливаются весьма важные задачи, направленные на повышение патриотического и интернационалистского сознания людей. Поэтому следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, нравам, языку, искусству, истории народов России, других народов нашей планеты. Нельзя забывать, что исторические и религиозные причины способствовали обострению противоречий в области национальных отношений. Следовательно, уважение к истории и религии народов - непременное условие предупреждения отрицательных явлений в этой сфере, что имеет большое значение для гармонизации национальных отношений. А это в свою очередь требует правильного освещения героического прошлого. Освободительное движение горцев всегда привлекало внимание многих историков, общественных деятелей, писателей, поэтов, философов, правоведов разных стран. Оно освещалось в трудах наших ученых: М.Н.Покровского, С. Габиева, Р.М.Магомедова, Г.-А.Д. Даниялова, X.Х. Рамазанова, С. К.Бушуева, А.Д. Яндарова, X.М. Ибрагимбейли, Г.А. Дзидзария, Ю.У. Дадаева и многих других. Но, тем не менее, имеется много интересных, запутанных и неизведанных областей в изучении Кавказской войны и национально-освободительной борьбы за независимость. Один из практически неосвещенных вопросов - роль женщины в имамате. Говоря о женщине-горянке, перед нами встает образ красивой, умной, верной, мужественной, и в то же время очень хрупкой женщины: женщины-матери, хранительницы домашнего очага и уюта; женщины-героини, готовой пойти на все ради блага своих родных и близких. Образ горянки в эпоху Шамиля - это образ женщины-героини, участвовавшей в сражениях наравне с мужчинами, отстаивая свою независимость. Этим горянки вызывают глубочайшее уважение у своих потомков. В политической и законотворческой деятельности Шамиля вопрос о положении женщины-горянки всегда занимал одно из значимых мест при решении каких-либо важных вопросов, касающихся женщин и Шаиль всегда исходил из шариата и конкретных ситуаций. В связи с начавшейся борьбой за независимость в Имамате сложилась неблагоприятная демографическая ситуация в результате гибели людей. И Шамиль прекрасно понимал, что в условиях усиления роли женщины в Имамате нельзя держать ее в крепких тисках адатных норм, надо облегчить ее экономическое и правовое положение. Основываясь на Коране, он наделил женщину определенными правами, заметно смягчившими обычно-правовые нормы, которые лишали горянку права наследовать общесемейное имущество, особенно недвижимость [5, с. 178-179]. Царский полковник А. Руновский почему-то говорил в своих воспоминаниях о том, что Шамиль был невысокого мнения о женщинах. Но в то же время он приводил примеры, показывающие, как имам решал дела о разделе имущества в пользу женщин. Причем Руновский признает, что Шамиль своими низамами «видел необходимость отнять у недобросовестных мужчин возможность произвола и с этой именно целью установил свой низам, руководствуясь единственно сочувствием к безвыходному положению в их обществе женщин» [6, с. 146]. Среди нововведений был категорический запрет жестокого обращения с горянками. Суровые меры применялись к тем, кто словом и делом оскорблял честь и достоинство горянок, что укрепляло их положение в семье и обществе. Представляет интерес наказание за прикосновение к женщине - ее телу, платью. Прикосновение считалось у горцев нарушением чести женщины. Имам установил за это преступление наказание - арест на 3 месяца с уплатой штрафа. Положительным моментом явилось издание низамов, направленных против частых разводов, в защиту прав и интересов женщин [6, с. 147]. Согласно низаму, при разводе муж должен был оставить жене не только калым, но и вернуть то, что она принесла из родительского дома. Шамиль запретил похищение девушек, а муллам предложил не совершать брачный обряд между похитителем и похищенной. Эти меры привели к почти полной ликвидации похищений женщин и к резкому сокращению кровавых столкновений на этой почве. Результатом незнания положения женщин в Имамате надо расценивать высказывания отдельных авторов о том, что положение горянок в Дагестане значительно ухудшилось «в период распространения мюридистской идеологии. В Имамате Шамиля права женщин в семье были еще больше ущемлены, чем в феодальных владениях и регулировались правилами шариата» [1, с. 79]. В отличие от Имамата в феодальных владениях ханы, беки, князья часто совершали аморальные действия. Шамиль с негодованием высказывался о подобных поступках: «Похищение отличавшихся красотою девушек, хотя бы они были объявленные невесты: похищали их из родительских домов, иногда из дома мужа, не успевшего увидеться со своей молодой женой; наконец, увод в ханские гаремы открыто силою, был делом самым обыкновенным» [4, с. 211]. Положение горянок в Имамате было намного лучше, чем в других ханствах Дагестана. Распределение обязанностей между мужчинами и женщинами имело давнюю историю. Считалось, что мужчине стыдно работать с прялкой, как и женщине за плугом. В годы войны в разделении трудовых обязанностей произошли некоторые изменения. Усилилась самостоятельность горянок. Стали заключаться браки между представителями разных народов. Данное положение дел получило отражение в рапорте Барятинского к военному министру царской России от 4 августа 1859, в котором говорилось следующее: «В продвижении полувековой войны…постепенно сложилось в горах у некоторых племен довольно большое число пленных и беглых чинов…некоторые женились и прижили семейства» [5, с. 180]. Иногда бывали случаи, когда девушки сами обращались к Шамилю с просьбой разрешить вступить в брак с русскими солдатами, оказавшимися среди горцев. Он разрешал такие браки в целях увеличения народонаселения и привязанности их к новой жизни. Шамиль стремился к гармонизации семейного микроклимата, стараясь не допускать дискриминации женщин. Полностью укрепить механизм семейных отношений ему не удалось, но усилия в этом деле предпринимались постоянно [5, с. 181]. Шамиль требовал гуманного отношения к женщинам, всячески осуждая тех, кто покушался на честь и достоинство горянки. Данный вопрос специально был обсужден на Государственном совете. В принятом обращении к населению Имамата говорилось: «Имам приказал штрафовать лиц, осмелившихся оскорблять словом или действием чужих жен». Ничего подобного представить невозможно в подконтрольных военному командованию феодальных владениях Дагестана и Кавказа. В них женщин подвергали телесным наказаниям. Горянки, совершавшие тяжкие антигосударственные преступления, подвергались публичному наказанию. Но их никогда не казнили. Шамиль, как человек глубоковерующий и ученый, не мог не знать поверье о том, что тот, кто убьет женщину не будет счастлив. Заслуга Шамиля в том, что он принял серьезные меры для равноправия мужчин и женщин. Он никогда не допускал несправедливости в отношении женщин. Зная это, горянки часто обращались к нему с жалобами. Например, в 1847 г. к нему обратилась горянка. Выслушав ее и проверив состояние ее здоровья, он написал письмо наибу Османилау, в котором говорилось следующее: «Привет. Затем, к нам пришла подательница сего письма с плачем и жалобой на то, что Гаджи Гусейн поступил с ней жестоко, избил и не выплатил заработок, который причитался ей за работу и отнял платье. Мы велели Аминат посмотреть ее тело, которое оказалось в синяках. Тебе следует предложить ему уплатить ей заработок и вернуть ее одежду. Нужно также наказать его, как получишь сие послание. Все» [3, с. 559]. В Имамате поощрялась многодетность, добивались знания женами своих прав и обязанностей. Мужьям объясняли, что унижение жен идет вразрез с наказами пророка. К женам надо относиться наилучшим образом, оказывать им знаки внимания, поддерживать в первую очередь их достоинства, не отвечать гневом на гнев. Руководители Имамата показывали хороший личный пример. В их семьях всегда царили гармония, благоприятный микроклимат, любовь и согласие. Одна из причин гуманной и справедливой политики руководства Имамата и самого Шамиля в женском вопросе заключалась в том, что шла война, в которой женщины принимали активное участие [5, с. 183]. Самая горькая чаша страданий, лишений и утрат в годы борьбы за независимость выпала на долю женщины. Неописуемое горе и унижение испытывали те из них, кто оказался в плену, много погибло их в тюрьмах царской России, в снегах Сибири [2, с. 113]. В обязанности женщин в период этой войны входили сохранение социально-экономической основы земледелия, скотоводства, обеспечение материального благосостояния. Женщина-горянка должна была воспитать воина, достойнейшего защитника родины. Она выполняла все домашние обязанности и в то же время успевала помогать своему мужу изготавливать порох, подготавливая оружие и все необходимое обмундирование. Женщины-горянки в отличие от горцев никогда не предавали свой народ и не переходили на сторону своего неприятеля. Этим они всегда вызывали уважение и чувство долга перед ними.

Х О Тилакаева

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: hasbat1988@yandex.ru
Махачкала

  • Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980. - 174 с.
  • Дадаев Ю.У. Столицы Шамиля. Махачкала, 2008. - 312 с.
  • Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в. // Сб. документов. Махачкала, 1959. - 750 с.
  • Очерки истории Дагестана. Т І. М. 1957. - 423 с.
  • Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля. Махачкала, 2003. - 342 с.
  • Халилов А.М. Шамиль и Кавказская война. Махачкала, 1998. - 378 с.

Просмотры

Аннотация - 194

PDF (Russian) - 107

PlumX


© Тилакаева Х.О., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://cbt20.fk.uns.ac.id/terbaru/https://djpen.kemendag.go.id/papamama/demo/http://ct.if.unsoed.ac.id/menang/https://ilmupolitik.uinsgd.ac.id/-/demo/