THE ROLE OF A WOMAN-MOUNTAINEER IN THE IMAMATE STATE

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the study of a relevant and very interesting problem today as role of the woman mountaineer in times epoch of national liberation struggle of the mountaineers under Imam Shamil’s direction in Imamate state. At present, the problem is underinvestigated. There are recollections of eyewitnesses and participants of these events


Народы Северного Кавказа, в том числе Дагестана, всегда проявляли интерес к своему прошлому, к освободительным движениям своих предков, в особенности к освободительной борьбе XIX в., которую возглавляли Гази-Магомед, Гамзатбек, а в 1834-1859 гг. легендарный герой Шамиль. Период, когда шла эта борьба и в целом Кавказская война (1801-1864гг.), по-видимому, был самым славным и в то же время самым драматическим в истории народов Северного Кавказа. По своему характеру со стороны русского царизма это была колониальная война, направленная на аннексию чужих территорий. Со стороны народов Северного Кавказа она являлась оборонительной, освободительной, антиколониальной и антифеодальной. Интерес к указанному периоду нашей истории возрастает на современном этапе, когда мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, как национализм, пренебрежительное отношение к тем или иным нациям, народностям, к их обычаям, традициям; неуважительное отношение к их национальным героям, выдающимся представителям; приписывание отрицательных черт целым народам; игнорирование исторических заслуг тех или иных национальностей, особенно малочисленных; возвеличивание и выпячивание исторической роли одних и тех же народов. В борьбе с названными отрицательными явлениями огромную роль играют научные труды и художественные произведения, в которых освещаются героическое прошлое народов, их борьба за свободу, против социального, национального гнета. Неправильная, тенденциозная, ненаучная трактовка исторических событий может питать и питает отрицательные явления в сфере национальных отношений, мешает интернациональному и патриотическому воспитанию. Подлинная дружба, братское сотрудничество народов возможны только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа. Этим обуславливаются весьма важные задачи, направленные на повышение патриотического и интернационалистского сознания людей. Поэтому следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, нравам, языку, искусству, истории народов России, других народов нашей планеты. Нельзя забывать, что исторические и религиозные причины способствовали обострению противоречий в области национальных отношений. Следовательно, уважение к истории и религии народов - непременное условие предупреждения отрицательных явлений в этой сфере, что имеет большое значение для гармонизации национальных отношений. А это в свою очередь требует правильного освещения героического прошлого. Освободительное движение горцев всегда привлекало внимание многих историков, общественных деятелей, писателей, поэтов, философов, правоведов разных стран. Оно освещалось в трудах наших ученых: М.Н.Покровского, С. Габиева, Р.М.Магомедова, Г.-А.Д. Даниялова, X.Х. Рамазанова, С. К.Бушуева, А.Д. Яндарова, X.М. Ибрагимбейли, Г.А. Дзидзария, Ю.У. Дадаева и многих других. Но, тем не менее, имеется много интересных, запутанных и неизведанных областей в изучении Кавказской войны и национально-освободительной борьбы за независимость. Один из практически неосвещенных вопросов - роль женщины в имамате. Говоря о женщине-горянке, перед нами встает образ красивой, умной, верной, мужественной, и в то же время очень хрупкой женщины: женщины-матери, хранительницы домашнего очага и уюта; женщины-героини, готовой пойти на все ради блага своих родных и близких. Образ горянки в эпоху Шамиля - это образ женщины-героини, участвовавшей в сражениях наравне с мужчинами, отстаивая свою независимость. Этим горянки вызывают глубочайшее уважение у своих потомков. В политической и законотворческой деятельности Шамиля вопрос о положении женщины-горянки всегда занимал одно из значимых мест при решении каких-либо важных вопросов, касающихся женщин и Шаиль всегда исходил из шариата и конкретных ситуаций. В связи с начавшейся борьбой за независимость в Имамате сложилась неблагоприятная демографическая ситуация в результате гибели людей. И Шамиль прекрасно понимал, что в условиях усиления роли женщины в Имамате нельзя держать ее в крепких тисках адатных норм, надо облегчить ее экономическое и правовое положение. Основываясь на Коране, он наделил женщину определенными правами, заметно смягчившими обычно-правовые нормы, которые лишали горянку права наследовать общесемейное имущество, особенно недвижимость [5, с. 178-179]. Царский полковник А. Руновский почему-то говорил в своих воспоминаниях о том, что Шамиль был невысокого мнения о женщинах. Но в то же время он приводил примеры, показывающие, как имам решал дела о разделе имущества в пользу женщин. Причем Руновский признает, что Шамиль своими низамами «видел необходимость отнять у недобросовестных мужчин возможность произвола и с этой именно целью установил свой низам, руководствуясь единственно сочувствием к безвыходному положению в их обществе женщин» [6, с. 146]. Среди нововведений был категорический запрет жестокого обращения с горянками. Суровые меры применялись к тем, кто словом и делом оскорблял честь и достоинство горянок, что укрепляло их положение в семье и обществе. Представляет интерес наказание за прикосновение к женщине - ее телу, платью. Прикосновение считалось у горцев нарушением чести женщины. Имам установил за это преступление наказание - арест на 3 месяца с уплатой штрафа. Положительным моментом явилось издание низамов, направленных против частых разводов, в защиту прав и интересов женщин [6, с. 147]. Согласно низаму, при разводе муж должен был оставить жене не только калым, но и вернуть то, что она принесла из родительского дома. Шамиль запретил похищение девушек, а муллам предложил не совершать брачный обряд между похитителем и похищенной. Эти меры привели к почти полной ликвидации похищений женщин и к резкому сокращению кровавых столкновений на этой почве. Результатом незнания положения женщин в Имамате надо расценивать высказывания отдельных авторов о том, что положение горянок в Дагестане значительно ухудшилось «в период распространения мюридистской идеологии. В Имамате Шамиля права женщин в семье были еще больше ущемлены, чем в феодальных владениях и регулировались правилами шариата» [1, с. 79]. В отличие от Имамата в феодальных владениях ханы, беки, князья часто совершали аморальные действия. Шамиль с негодованием высказывался о подобных поступках: «Похищение отличавшихся красотою девушек, хотя бы они были объявленные невесты: похищали их из родительских домов, иногда из дома мужа, не успевшего увидеться со своей молодой женой; наконец, увод в ханские гаремы открыто силою, был делом самым обыкновенным» [4, с. 211]. Положение горянок в Имамате было намного лучше, чем в других ханствах Дагестана. Распределение обязанностей между мужчинами и женщинами имело давнюю историю. Считалось, что мужчине стыдно работать с прялкой, как и женщине за плугом. В годы войны в разделении трудовых обязанностей произошли некоторые изменения. Усилилась самостоятельность горянок. Стали заключаться браки между представителями разных народов. Данное положение дел получило отражение в рапорте Барятинского к военному министру царской России от 4 августа 1859, в котором говорилось следующее: «В продвижении полувековой войны…постепенно сложилось в горах у некоторых племен довольно большое число пленных и беглых чинов…некоторые женились и прижили семейства» [5, с. 180]. Иногда бывали случаи, когда девушки сами обращались к Шамилю с просьбой разрешить вступить в брак с русскими солдатами, оказавшимися среди горцев. Он разрешал такие браки в целях увеличения народонаселения и привязанности их к новой жизни. Шамиль стремился к гармонизации семейного микроклимата, стараясь не допускать дискриминации женщин. Полностью укрепить механизм семейных отношений ему не удалось, но усилия в этом деле предпринимались постоянно [5, с. 181]. Шамиль требовал гуманного отношения к женщинам, всячески осуждая тех, кто покушался на честь и достоинство горянки. Данный вопрос специально был обсужден на Государственном совете. В принятом обращении к населению Имамата говорилось: «Имам приказал штрафовать лиц, осмелившихся оскорблять словом или действием чужих жен». Ничего подобного представить невозможно в подконтрольных военному командованию феодальных владениях Дагестана и Кавказа. В них женщин подвергали телесным наказаниям. Горянки, совершавшие тяжкие антигосударственные преступления, подвергались публичному наказанию. Но их никогда не казнили. Шамиль, как человек глубоковерующий и ученый, не мог не знать поверье о том, что тот, кто убьет женщину не будет счастлив. Заслуга Шамиля в том, что он принял серьезные меры для равноправия мужчин и женщин. Он никогда не допускал несправедливости в отношении женщин. Зная это, горянки часто обращались к нему с жалобами. Например, в 1847 г. к нему обратилась горянка. Выслушав ее и проверив состояние ее здоровья, он написал письмо наибу Османилау, в котором говорилось следующее: «Привет. Затем, к нам пришла подательница сего письма с плачем и жалобой на то, что Гаджи Гусейн поступил с ней жестоко, избил и не выплатил заработок, который причитался ей за работу и отнял платье. Мы велели Аминат посмотреть ее тело, которое оказалось в синяках. Тебе следует предложить ему уплатить ей заработок и вернуть ее одежду. Нужно также наказать его, как получишь сие послание. Все» [3, с. 559]. В Имамате поощрялась многодетность, добивались знания женами своих прав и обязанностей. Мужьям объясняли, что унижение жен идет вразрез с наказами пророка. К женам надо относиться наилучшим образом, оказывать им знаки внимания, поддерживать в первую очередь их достоинства, не отвечать гневом на гнев. Руководители Имамата показывали хороший личный пример. В их семьях всегда царили гармония, благоприятный микроклимат, любовь и согласие. Одна из причин гуманной и справедливой политики руководства Имамата и самого Шамиля в женском вопросе заключалась в том, что шла война, в которой женщины принимали активное участие [5, с. 183]. Самая горькая чаша страданий, лишений и утрат в годы борьбы за независимость выпала на долю женщины. Неописуемое горе и унижение испытывали те из них, кто оказался в плену, много погибло их в тюрьмах царской России, в снегах Сибири [2, с. 113]. В обязанности женщин в период этой войны входили сохранение социально-экономической основы земледелия, скотоводства, обеспечение материального благосостояния. Женщина-горянка должна была воспитать воина, достойнейшего защитника родины. Она выполняла все домашние обязанности и в то же время успевала помогать своему мужу изготавливать порох, подготавливая оружие и все необходимое обмундирование. Женщины-горянки в отличие от горцев никогда не предавали свой народ и не переходили на сторону своего неприятеля. Этим они всегда вызывали уважение и чувство долга перед ними.

Kh O Tilakaeva

Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

Author for correspondence.
Email: hasbat1988@yandex.ru
Makhachkala

  • Vagabov MV Islam and family. M., 1980. - 174 p.
  • Dadaev U.U. Shamil’s capitals. Makhachkala, 2008. - 312 p.
  • Movement of mountaineers of the North-Eastern Caucasus in the 20-50's of the XIX century. // Collected documents. Makhachkala, 1959. - 750 p.
  • Essays on the history of Dagestan. Vol. I. M. 1957. - 423 p.
  • Ramazanov H.H. The Shamil’s era. Makhachkala, 2003. - 342 p.
  • Khalilov A.M. Shamil and the Caucasian War. Makhachkala, 1998. - 378 p.

Views

Abstract - 56

PDF (Russian) - 47

PlumX


Copyright (c) 2016 Tilakaeva K.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.