ИЗ БИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ АЛИ КАЯЕВА О ДАГЕСТАНСКИХ УЧЕНЫХ (Ученые в области естественных наук - астрономии, космографии, хронологии)

Обложка

Аннотация


Представлены очерки известного ученого-энциклопедиста Али Каяева из Казикумуха, посвященные кратким биографиям некоторых ученых-алимов средневекового Дагестана. Подборка материала об ученых, занимавшихся, кроме прочего, проблемами астрономии, космографии и хронологии, заимствованы из оригинального сочинения этого автора «Тераджим-и ‘улема’-и Дагыстан», созданного на османско-турецком языке в I-й трети прошлого века.


В ряду дагестанских исторических сочинений биографического жанра достойное место занимает труд ученого-энциклопедиста Али Каяева из Кумуха (1878-1943 гг.). Он был создан автором в конце 20-х и в 30-х годах прошлого столетия на османско-турецком языке и озаглавлен, как это часто делалось, по-арабски: «Тараджим-и ‘улама’-и Дагистан», то есть «Биографии дагестанских ученых-алимов». Сочинение А. Каяева содержит сведения о 58-ми ученых родом из Дагестана. В настоящей работе нами впервые публикуется несколько очерков из упомянутого сочинения. При этом подобраны некоторые (но далеко не все!) из очерков, в которых даются сведения об ученых, занимавшихся в области таких естественных научных дисциплин, как астрономия, космография, хронология. Хотя, надо отметить, многим ученым-алимам средневекового Дагестана, была характерна «энциклопедичность» в их научных или педагогических занятиях. В нашей подборке речь идет о таких дагестанских алимах, как Садреддин Лезги Сулейман (XIV в.), Иса-эфенди из Шамгоды (XVII в.), Исмаил-эфенди из Шиназа ( XVIII в.), Махаде-эфенди из Чоха (кон.XVIII - нач. XIX в.), Махди-Мухаммеде из Согратля (нач. XIX в.), Нурмухаммед-кади из Хунзаха (нач. XIX в.). Очерки об этих персонах находятся на лл. 6, 7, 38, 43, 44, 47 оригинала рукописи, которая хранятся в Научном архиве Рукописного фонда нашего Института под шифром: РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1. Инв. № 1678. Заметим, что настоящая публикация является третьей из серии наших одноименных статей, опубликованных ранее в двух предыдущих номерах (см.: № 1/37 за 2014 г. С. 56-67; № 1/41 за текущий год. С. 41-47). Наши переводы снабжены соответствующими комментариями к именам, топонимам, названиям сочинений и терминам, встречающимся в тексте сочинения А. Каяева. МАХАД-ЭФЕНДИ, СЫН АЮБА ИЛИ СЫН АЙГУНА, ИЗ ЧОХА1 Махад-эфенди2 происходит из селения Чох3, находящегося в Гунибском округе. Получив образование в области арабской филологии и богословия у дагестанских ученых, в том числе у известного Абубакра-эфенди из Аймаки4, впоследствии ушел в Карабаг и Иран, где обучался у учителей по арифметике (хесāб), геометрии, философии, космографии, астрономическим таблицам (зидж) и прочим наукам и отраслям знаний. Благодаря тому, что Махад-эфенди обладал большой сообразительностью и исключительной старательностью, он заслужил благосклонное расположение и уважение со стороны своих учителей. Так, один из его наставников по имени Мухаммед бин Усман ад-Дерджези отметил в авторском предисловии к своему философскому сочинению по космографии «ал-Ишрāк» о том, что он написал его в честь (нāмына) Махада-эфенди. Возвратившись в Дагестан после полного завершения своей учебы в Иране, он начал преподавать и распространять затем в Дагестане тому, чему обучался там. В том числе он начал обучать «Астрономическим таблицам» («Зиджи») Улугбека5, которые оставались как бы [в стороне] из-за отсутствия учителей в Дагестане [по астрономии] после Дамадана6. Имел множество учеников. В их числе, учениками Махада-эфенди Чохского были двое - известные [впоследствии] Согратлинские Шайтан Абдуллах7 и Махди-Мухаммед-эфенди8. Год смерти Махада-эфенди мне не известен9. (Далее в рукописи А. Каяева следуют два коротких предложения на турецком языке, выполненные другим почерком10, но касающиеся по своему содержанию биографии Махада-эфенди): «Дибир-кади11 и Нурмухаммед ал-Авари12 были в числе учеников Махада». (М. Саййид). «Известно, что Махад-эфенди получил совершенное образование в Египте (Мисир)». (М. С.). ЛЕЗГИ СУЛЕЙМАН13 Знаменитый путешественник, его превосходительство (дженāблери) Ибн Баттута14, посетивший известный город Сарай15 - столицу известного татарского правителя Узбека16 - в 733/4 (1332/3)-м году, перечисляя увиденных им в том городе алимов и преподавателей, описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва бихā мин мадрасā аш-Шāфи‘ийа ал-факӣх ал-имāм ал-фāдл Садраддӣн Сулаймāн ал-Лакзӣ ахад ал-фудалā’», то есть, «из числа шафиитских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (фāзыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры17 в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана. В наших руках отсутствуют, кроме вот этого, иных сведений и дат из биографии Сулеймана-эфенди. ИСА-ЭФЕНДИ ИЗ ШАМГОДЫ18 Иса-эфенди, будучи родом из аула Шамгода (Шāмгӯда)19, находящегося на западной границе Лакского округа, предпринимал путешествие (сефер) в Азербайджан и Иран, с целью получить образование в науках и специальных отраслях знаний. Он учился у Фейзуллаха-эфенди из Агдаша20 и встречался (мÿлāкāт) со знаменитым Бахаэддином Амили, которые были учеными эпохи шаха Аббаса21. Затем он возвратился в Дагестан и старался распространять и популяризировать полученные [им] знания среди дагестанцев. И оставил после себя много научных произведений. Дата кончины Иса-эфенди не известна, однако известно, что он был ровесником Мала-Мухаммеда из Голоды и современником Али-эфенди из Келеба (Кылылы)22, с которым вместе учился. ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ ИЗ ШИНАЗА23 Исмаил-эфенди был из села Шиназ24 Самурского округа, он считался первым астрономом Дагестана. Хотя до него дагестанские ученые пользовались известным сочинением «Квинтэссенция арифметики» («Хуласат ал-хисāб»), в котором имеются сведения по астрономии, и использовали их в измерении высот гор и других предметов с помощью астролябии, созданной им, стали пользоваться позднее, когда он написал о правилах её использования в своей книге. Исмаил-эфенди, кроме астрономии, преподавал и по другим наукам - инженерии, философии. Он написал много трудов и по этим наукам. Не известно, у кого обучался Исмаил-эфенди этим наукам, очевидно, однако, что он получил свои знания у своих соседей из [числа алимов] Ширвана и Азербайджана. Исмаил-эфенди, будучи из числа ученых двенадцатого века хиджры, был еще жив около 1195 (1780) г. МАХДИ-МУХАММЕД ИЗ СОГРАТЛЯ25 Махди-Мухаммед происходил из известного селения Согратль26, находящегося в составе Гунибского округа. А обучался он наукам и разным отраслям знаний у Старшего Хасана-эфенди27 из Кудали и у Махада-эфенди28 из Чоха. Махди-Мухаммед, будучи в числе самых лучших и деятельных (чалышан) дагестанских преподавателей, является одним из первых, которые старались, чтобы в Дагестане принимать и популяризовать такие науки и отрасли знаний, как греческая философия, логика (диалектика), космография Птолемея29 (Битлūмӯс хей’этū). Сделанные Махди-Мухаммедом работы в этой области настолько велики и важны, что, оценивая его труды, известный Халиль-эфенди из Караха сказал следующее: «Не будь Махди-Мухаммеда, такого влияния философии и не было бы в Дагестане». Написав прекрасную книгу под названием «Введение к наукам» («Темхūд эл-‘улÿм»), содержащую в себе объяснения предметов и их важных особенностей, а также других, связанных с ними сведений в науках и отраслях знаний, тем самым, ознакамливал дагестанцев с их целями и значениями. Кроме [своего трактата] «Введение к наукам», Махди-Мухаммед оставил после себя еще множество трудов, написанных по философии, диалектике (логике), богословию и арабской филологии. Махди-Мухаммед большой частью времени вел преподавание на своей родине - в Согратле, однако некоторое время он преподавал также в Акуше и Цудахаре30, занимая должность учителя по договоренности, и воспитал там немало учеников. Махди-Мухаммед и Саид-эфенди31 из Аракани являлись современниками и между ними часто происходили дискуссии и полемики. Рассказывают, что в словесных диспутах [обычно] побеждал Саид-эфенди, а в письменных дискуссиях одерживал верх Махди-Мухаммед. Махди-Мухаммед умер в 1253/1837-м г.32 в Казикумухе, но перенесен и похоронен был на своей родине - в Согратле. НУРМУХАММЕД-КАДИ, СЫН МАКСУДА ИЗ ХУНЗАХА33 Нурмухаммед-кади был родом из городка (касаба) Хунзах34, являющегося [административным] центром Аварского округа. Он был одним из воспитанников Старшего Хасана-эфенди35 из Кудали. У него были прекрасные доли [в познаниях] каждой из наук и разных отраслей знаний, употребительных в Дагестане, то есть, в арифметике, геометрии, алгебре, космографии, астрономических таблицах, хронологии, медицине. Как рассказывают, когда его наставник Старший Хасан-эфенди отправлялся для паломничества в Мекку, он, обратившись к Нурмухаммеду-эфенди со словами: «Теперь нет в Дагестане человека, который был бы более компетентным в обращении за помощью [к применению] научных инструментов (приборов)», тот вручил, говорят, Нурмухаммеду-эфенди свои научные приборы, именно - глобус (кÿре), квадрант36 (рубу‘) и другие. Кроме этих наук и отраслей знаний, Нурмухаммед-эфенди обладал большими способностями в арабском языке, а также владел в совершенстве персидским и тюркским языками. У Нурмухаммеда-эфенди имеется много научных произведений37. В их числе, он является - автором известной среди мусульманских ученых [своего рода] упорядоченной книги, написанной в области науки по искусству ведения диспута, которая называется «Редкостная жемчужина» («Эд-дÿррет эс-семūне»)38. Кроме того, он осуществил прекрасный перевод с персидского на кумыкский язык известную книгу по медицине «Подарок для правоверных» («Тÿхфет эл-му‘минūн»)39. Кстати, говорят, что один из списков этого перевода имеется в книжной коллекции одного аварского лекаря по имени Умар сын Вели из Хунзаха. Являясь кадием (кāзы) при аварских ханах, в то же время Нурмухаммед-кади был часто замечен в связах с государственными делами ханов и с политикой40. Когда во времена Нурмухаммеда-кади известный дагестанский имам Газимухаммед41 объявил шариатское имамство (статус шариатского имама. - Пер.), Нурмухаммед-кади утверждал и заявлял о том, что имамство того не является истинным с точки зрения шариата. Поэтому между ними завязалось письменное дискутирование по этому вопросу, который (этот спорный вопрос. - Пер.) существует и поныне. Нурмухаммед-кади был предан смерти во время известного события, связанного с убийством детей аварских ханов (хāнзāде) в 1834-м г.42, в период второго дагестанского имама Гамзата43 (Хемзет), находясь на стороне ханских отпрысков. КОММЕНТАРИИ 1. Имя в турецкой транскрипции: Чōклы Махāд-эфендū Эйуб ōглы, вейāхуд Āйгун ōглы. Этот ученый остается относительно малоизвестным. В библиографическом труде Назира Дургелинского, например, нет об этом лице почти никаких сведений, имеется лишь очень короткое его упоминание: Назир ад-Дургели, 2012. С. 95; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 124 (Čūхi, Mahād). 2. Эфенди (перс.) - почтительное прозвание, с которым произносятся имена представителей турко-татарской культурной общности к уважаемым ученым-алимам. 3. Аварский аул Чох (ав. ЧΙукъ) входит ныне в состав Гунибского района РД. 4. Об Абубакаре-хаджи из Аймаки (1711-1791 гг.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 141-146; Гизбулаев Ш.А., 2006. №№ 4-6; Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 63, 65, 72, 74, 80, 87, 88, 97, 199, 200, 249; Назир ад-Дургели, 2012. С. 17, 56-58, 63, 65, 72-74, 76, 128, 150. 5. Улугбек (1394-1449 гг.), внук Тимура, был известным средне-азиатским государственным деятелем (правителем Самарканда), ученым и просветителем. Главный труд его всемирно известен и называется «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони»). Труд его был в весьма частом употреблении у тех дагестанских ученых, которые занимались практической астрономией, вплоть до начала ХХ столетия. 6. Об ученом Дамадане-эфенди, сыне Якуба из с. Мегеб (Мемухе), который умер в 1726 г., см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 120-127. 7. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 37, 48, 51, 52, 54, 56, 60, 67, 112, 113, 126. 8. О Махди-Мухаммеде из Согратля (ум. в 1837 или в 1840 г.) см.: Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209-210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134. 9. По контексту очерка ясно, однако, что Махад-эфенди жил во II половине XVIII - начале XIX в. 10. Судя по известному мне почерку и имеющимся в конце этих предложений сокращению «М. Саййид» и инициалам «М.С.» ясно, что эти дополнительные записи в конце очерка инкорпированы в рукописи А. Каяева Магомед-Саййидом Джамалутдиновичем Саидовым (1902-1985 гг.), который долгое время работал в секторе (ныне Отделе) востоковедения ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР (ныне ИИАЭ ДНЦ РАН) в качестве старшего научного сотрудника. 11. О Дибир-кади (Мухаммедшафи) из Хунзаха см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 10, 74, 187-188; Назир ад-Дургели, 2012. С. 14, 121-123; Алибекова П.М., 2001; Алибекова П.М., 2009; Шихсаидов А.Р., 1999. С. 96-104; Саидов М., 1960. С. 7-9; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 25, 33, 43, 79-80, 83, 85, 87, 128, 407, 408, 428-429, 434, 435, 459, 498, 534. 12. О нем см. основную литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 88, 114, 188-189, 212; Назир ад-Дургели. Услада. С. 122, 123-124; Алибекова П.М., 2001. С. 44-48; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436. 13. В строго арабской транскипции: Лāзкӣ Сулаймāн. В турецком произношении: Лäзгӣ Сÿлеймäн. О нем см.: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 9, 43; Назир ад-Дургели, 2004. С. 13, 36; Аликберов А.К., 2003. С. 677. 14. Ибн Баттута (1304-1377 гг.) - знаменитый арабский путешественник. Широко известны его путевые описания по южным областям нынешней России - Золотой Орды, а также по территории Крыма, Египта, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ирану, Средней Азии, Индии, Китаю, Испании, Судану. 15. Речь идет о Сарай-Берке (Новом Сарае), столичном с 1-й половины XIV века городе Золотой Орды. 16. Узбек - хан Золотой Орды в 1313-1342 гг. Ввёл ислам в качестве государственной религии. 17. Соответствует XIV веку по христианскому летосчислению. 18. Имя в турецкой транскрипции: Шāмгōдалы ‘Исā эфенди. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этом ученом. 19. Ныне аварское село Шангода в Гунибском районе РД. 20. Агдаш - город, ныне центр одноименного района Азербайджанской Республики. 21. Аббас I (1571-1629 гг.) - шах Сефевидского Ирана с 1587 г. 22. Об упомянутых двух современниках Иса-эфенди - Мала-Мухаммед-эфенди Голодинском и Али-эфенди из Келеба - см.: Kayayev A., 2012. S. 44, 52, 55, 125, 135-137; 44, 125, 135, 137. 23. Имя в турецком прочтении: Шӣнāзлы Исма‘ӣл-эфендӣ. В биографическом труде Назира из Дургели отсутствуют сведения об этой персоне. 24. Шиназ - ныне село в Рутульском районе РД. На рутульском языке: Сыназыр(ад). 25. Имя в турецкой транскипции: Сугрāклы Мехди-Мехмед. О Махди-Мухаммеде см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 150, 209, 210; Назир ад-Дургели, 2012. С. 134; Абдуллаев М.А., 2007. С. 370-372; Гамзатов Г.Г., 1996. С. 407-408, 534. 26. Согратль (ав. Сугъралъ) - аварский аул в составе современного Гунибского района РД, в 35 км от Гуниба. Автор рукописи употребил для передачи специфического аварского звука лъ, имеющегося названии аула, арабскую букву кяф, снабдив её тремя точками снизу. 27. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 127-128. 28. О нем см. выше - в очерке: «Махад-эфенди, сын Аюба, или сын Айгуна, из Чоха». 29. Клавдий Птолемей (ок. 90 - ок. 160 гг.) - древнегреческий астроном, создатель теории геоцентрической системы мира. Главный его труд - «Альмагест» служит энциклопедией астрономических знаний древних. Этот труд был известен среди средневековых ученых Дагестана под названием «Ал-Мажиста». 30. Акуша и Цудахар - названия двух даргинских сел; они находятся ныне в Акушинском и Левашинском районах соответственно. 31. О Саиде-эфенди: Kayayev A., 2012. S. 35, 52, 58, 61, 69, 96, 106, 113, 115, 127, 143, 144. 32. По данным А.Р. Шихсаидова, однако, год кончины Махди-Мухаммеда: 1255/1840 г. (См.: Назир ад-Дургели, 2012. С. 134. Коммент. 3). 33. Имя в турецкой транскрипции: Авāрлы Нурмехмед-кāзы Максуд оглы. Присутствующая при этом имени нисба, данная по-турецки как Аварлы (из Авара, т.е. из Хунзаха) образована с помощью турецкого постфикса -лы, который служит для образования нового слова со значением «уроженец или житель местности, названной исходной основой», в данном случае - основой Авар. Последняя является старым кумыкским наименованием аварского аула Хунзах. Нурмухаммед ал-Авари был младшим братом известного лексикографа и поэта Мухаммедшафи ал-Хунзахи ал-Авари. У него учились Юсуф-кади Яхсайский, Абдулгалим из Цыйша и другие персоны, ставшие впоследствии известными в Дагестане алимами. О нем см. осн. литературу: Nadir ad-Durgilis, 2004. S. 189-190; Назир ад-Дургели, 2012. С. 123-124; Алибекова П.М., 2009. С. 44-48. Гамзатов Г.Г., 1996. С. 80, 85, 89, 407, 436; Абдуллаев М.А., 1995. С. 40-42; Штанчаев С.П., № 103. 34. Хунзах (ав. Хунзахъ) - административный центр ныне Хунзахского района РД. 35. О нем см.: Kayayev A., 2012. S. 127-128. 36. Глобус в современном турецком языке назывют: еркюре (yerkűre). Квадрант - старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. 37. Известно, что Абдуррахман сын шейха Джамалуддина из Газикумуха называл его в списке «вершин ученых» Дагестана. 38. Работа Нурмухаммеда-кади «Дуррат самūна» написана в 1224 (1813) году. Список 1306 (1888) года, переписанный в Казанище, имеется в Научной библиотеке Даг. гос. университета (г. Махачкала). См.: Каталог, 2004. С. 100. Оп. № 256. 39. Обширный труд по фармакологии и фармакогнозии, созданный на персидском языке выдающимся врачом турецкого султана Махмуда I-го - Мехмедом Мю‘мином Хюсейни, сыном Мир-Мехмеда Замана Танакабуни Дайлами, под названием «Тухфат ал-му‘минин» (в персидском произношении: «Тохфат ал-Мо‘минин»), во II-й половине XVII века, был посвящен (подарен) сефевидскому шаху Сулейману. Впоследствии этот трактат был дополнен и комментирован другим автором - Ахмедом Сани ибн-и Хасаном-эфенди - в труде «Ганиет-ÿл-Михсалин фи терджемети Тухфет-ÿл-Мÿ‘минин» на османском языке, состоящем из 5 глав. (Bursalı Mehmet Tahir, 1975. S. 198; Каталог, 1988. С. 218). Это сочинение считается энциклопедией мусульманской медицины. Написание его было окончено в 1669 году. Тут описано около 400 лекарств. В конце ХХ века издано в Иране и Пакистане. (Әлекбəров Ф.У., 1992. С. 19-20). Список этого сочинения в сокращении, переписанный дагестанцем по имени [Иса] из Шамгода, находится в коллекции М.-С. Саидова: РФ ИИАЭ. ФМС. № 10. 40. Интересен также тот факт, что кадий «Нур-Мухаммед» в 1830 году ездил в Российскую столицу С.-Петербург в качестве депутата во главе посольства от аварского Абунуцал-хана. Ему был пожалован царем майорский чин с жалованьем 500 р. (АКАК. Т. VII. С. 532). 41. Гази-Мухаммед из Гимры («Кази-Молла») - первый мюридистский имам Дагестана в 1829-1832 гг. Начало его проповеди мюридизма в Гимрах относится ещё к 1825 г. Воспитанник тарикатского шейха Мухаммеда Ярагского. (См.: Газимухаммед, 1997; Бобровников В.О., 2001. С. 29-32; Batırhan B., 1970; Доного Х.М., 2007; Пружановский, 1847. №№ 30-31; Алферьев П., 1904; Берже А., 1886; Мугуев Х.-М., 1937. С. 70-91. 42. О кровавых событиях в Хунзахе, связанных с августом 1834 года, см.: Неверовский, 1848. С. 1-36. В сентябре того же 1834 года случилось убийство второго мюридистского имама Гамзатбека и его главных сообщников в Хунзахской мечети, от руки Османа и его брата Хаджимурада Хунзахского). 43. Гамзатбек (1789-1834 гг.) - второй мюридистский имам Дагестана в 1832-1834 гг. Он был сыном Али-Искандара из Гоцатля. (См.: Маклач, 1852. № 43; Гамзат-бек, 1911. С. 1-40; Бобровников В.О., 2002. С. 23-25; Доного Х.М., Касумов С., 2012.

Г М Оразаев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: orazaev47@mail.ru
Махачкала

  • Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманские ученые и мыслители XVIII-XIX веков // «Возрождение». Махачкала, 1995. № 2. С. 40-42;
  • Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. Махачкала: МРИП «Юпитер». 1993. - 352 с.
  • Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. - 268 с.
  • Әлекбəров Ф.У. Орта əсəр Азəрбајҹанында шəhрəт тапмыш тибб әлјазмалары // Средневековые рукописи и проблемы истории культуры Азербайджана. Баку: «Орняк», 1992. (На азерб. яз.).
  • Алибекова П.М. «Джами‘ ал-лугатайн ли-та‘лим ал-ахавайн» Дибир-кади из Хунзаха как памятник дагестанской лексикографии XVIII в. // Вестник Дагестанского научного центра. Вып. 10. Махачкала, 2001.
  • Алибекова П.М. Дибир-кади из Хунзаха. Собрание двух языков для обучения двух братьев. Персидско-арабско-тюркский словарь. Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 588 с.
  • Алибекова П.М. Жизнь и творческое наследие Дибир-кади из Хунзаха. Махачкала, 2009. - 252 с.
  • Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. - 847 с.
  • Алферьев П. Кази-Мулла и мюридизм в истории покорения Кавказа. Казань, 1904. - 46 с.
  • Batırhan B. Gazi Molla’nın Hayat Нikayesinden Parçalar // Kuzey Kafkasya Kűltűr Dergisi. Istanbul, 1970.
  • Берже А.П. Кази-Мулла. Тифлис, 1886. Бобровников В.О. Гази-Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 3. М., 2001. (стр)
  • Бобровников В.О. Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М., 2002.
  • Bursalı Mehmet Tahirı Osmanlı Műellifleri. 3.Cild. Istanbul, 1975. (На тур. яз.).
  • Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Махачкала, 1997. С.
  • Гамзат-бек, второй имам Чечни и Дагестана // «Кавказский сборник». Т. XXXI. Тифлис, 1911. С. 1-40.
  • Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: «Наследие», 1996. - 653 с.
  • Гизбулаев Ш.А. Жизнь и творческий путь Абубакара Гаджи Аймакинского // Наше культурное наследие. Махачкала, 2006. № № 4-6. (С)
  • Доного Х.М. Сверкающий газават. Имам Гази-Мухаммад. Махачкала, 2007. - 198 с.
  • Доного Х.М., Касумов С. Имам Гамзат. Махачкала: ИД «Мавраевь», 2012. - 336 с.
  • Каталог арабских рукописей Научной библиотеки Дагестанского государственного университета. I. Махачкалаa, 2004.
  • Каталог восточных рукописей АН Таджикской ССР. Т. VI. Душанбе, 1988.
  • Kayayev Ali. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar - Hasan Orazayеv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012. - 160 s. (На турецком языке).
  • Комаров А. Списки населенных мест Дагестанской области // Сборник статистических сведений о Кавказе. Том I. Тифлис, 1869. Отд. I. Ч. II. С. 1-123 (отд. паг.).
  • Маклач. Гамзат-бек // «Кавказ». Тифлис, 1852. № 43
  • Мугуев Х.-М. Кази-Мулла // Дагестанский альманах. Махачкала, 1937.
  • Nadir ad-Durgilis Nuzhat. - Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke. Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarāğim ‘ulamā’ Dāġistān / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. - 294, 165 s. (На нем. и араб. яз.).
  • Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Отв. ред. А.Р. Шихсаидов. М.: ИД Марджани, 2012. - 207, 228 с. (На рус. и араб. яз.).
  • Неверовский. Об истреблении аварских ханов в 1834 г. // Военный журнал. СПб., 1848. С. 1-36. (Переизд. в журн.: «Наш Дагестан». Махачкала, 1993. №№ 163-164. С. 18-29).
  • Оразаев Г.М.-Р. Из биографических очерков Али Каяева о дагестанских ученых-алимах // Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2014. № 1 (37). С. 56-67; 2015. № 1 (41). С. 41-47.
  • Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках. Книга 1. Махачкала: ИД «Эпоха», 2003. - 332 с.
  • Пружановский. Кази-Мулла // «Кавказ». Тифлис, 1847. №№ 30-31.
  • Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М.: Изд-во вост. л-ры, 1960. - 11 с.
  • Шихсаидов А.Р. Важный этап в изучении рукописного наследия народов Дагестана // Вестник ДНЦ. Махачкала, 1999. № 3. С. 96-104;
  • Штанчаев С.П. Нурмухаммад-эфенди сын Максуда Аварского (1744-1834) // РФ ИИАЭ. ФМС. № 103.

Просмотры

Аннотация - 302

PDF (Russian) - 159

PlumX


© Оразаев Г.М., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor