Рец. на кн.: Е.И. Иноземцева. Институт рабства в феодальном Дагестане. Очерки истории. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, Алеф, 2014. - 298 с

Обложка

Аннотация



В 2014 г. дагестанская историография пополнилась новым исследованием кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела древней и средневековой истории Дагестана ИИАЭ ДНЦ РАН Иноземцевой Елены Ивановны «Институт рабства в феодальном Дагестане. Очерки истории». (Махачкала, 2014. - 298 с.). На протяжении ряда лет Елена Ивановна активно разрабатывала проблемы рабства в Дагестане. Ее кропотливая исследовательская работа по выявлению новых исторических источников и введению их в научный оборот позволила ей подготовить на высоком научном уровне очередное исследование. За годы работы в Институте Елена Ивановна Иноземцева показала себя вдумчивым ученым и квалифицированным исследователем, владеющим современными научными методами исторической науки. Она автор более 100 научных трудов, получивших широкое признание специалистов и научной общественности и являющихся большим вкладом ученого в историческую науку. Её работу отличает особый, высоконаучный и литературный стиль; каждое слово, фраза, предложение в ее работе тщательно выверены, точны и информативны. Опираясь на данные архивных и литературных источников, статьи обычного права народов Дагестана, широко применяя аналогии из исторического прошлого сопредельных кавказских народов, стран средневекового Востока и Русского государства, автор сделал попытку обобщить, дополнить и развить изыскания отечественной историографии, раскрыв основные аспекты пока еще во многом дискуссионной проблемы института рабства в феодальном Дагестане. Стоит отметить, что рабство - это система общественных взаимоотношений, где человек является собственностью другого человека или государства. Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 г. и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 г. В целях борьбы со всевозможными проявлениями рабства провозглашены Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации (ЮНЕСКО) и Международный день борьбы за отмену рабства (ООН). В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В России предусмотрена уголовная ответственность за куплю-продажу и совершение иных сделок в отношении человека (ст. 127.1 УК РФ) и за использование рабского труда (ст. 127.2). Несмотря на это, к сожалению, отдельные факты использования рабского труда в современной России периодически подтверждают правоохранительные органы. В связи с этим исследование Е.И. Иноземцевой института рабства представляется нам актуальным и значимым. В начале нового тысячелетия по-прежнему продолжается нелегальная торговля людьми. Опубликованные в разных источниках статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире продается, покупается, задерживается и транспортируется помимо воли около четырех миллионов людей, и более двухсот миллионов человек на сегодняшний день являются жертвами современных форм рабства. Однако представленные в печати статистические данные достаточно противоречивы, потому весьма проблематично оценить их подлинный масштаб. Рабство как институт существовало практически на всех континентах. Среди наиболее известных рабовладельческих государств - Древняя Греция и Древний Рим. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие «крепостной» в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии и других странах. Неразрешённой до сего дня проблемой в изучении сущности рабства является неразработанность его научной и научно-популярной классификации. Прямое следствие этого пробела - представление большинства людей о рабстве, как о какой-то особой составляющей истории Древнего мира. В лучшем случае, люди воспринимают рабство как принадлежность исключительно рабовладельческого строя. Поэтому появление новых научных исследований, характеризующих рабство как социальный институт не только в целом, но и в региональном разрезе, можно только приветствовать. В дагестанской историографии до сих пор не существовало научного исследования, специально посвященного истории рабства в Дагестане в рассматриваемый период. Актуальность изучения проблемы, на наш взгляд, определяется ее неизученностью. Проблематика рецензируемого монографического исследования находится на стыке истории, экономики и истории права, а значит, дает возможность на данном примере проследить те взаимные отношения, которые связывают различные формы социальной жизни, что составляет теоретико-методологическую значимость исследования. При этом, оставаясь по преимуществу исследованием историческим, оно представляет собой попытку соединить методы и подходы, характерные как для исследований по социально-экономической проблематике, так и для юриспруденции. Автором при подготовке работы использовались общелогические методы анализа при отборе в обширном круге литературы и источников отрывочных сведений по исследуемой проблеме, включая даже краткие упоминания, и в последующем выстраивании их в хронологическом и логическом порядке с целью реконструкции целостной картины бытования рабства. Успешно применен автором метод терминологического анализа для раскрытия содержания социальных терминов «крепостной», «невольник», «ясырь», «лаг» и др. в источниках XV-XIX вв., поскольку от того или иного истолкования их социального содержания зависят выводы исследователя. Автор придерживался принципа материалистического понимания истории, признавая при этом важную роль других факторов в жизни общества, помимо экономических. При этом в работе широко использованы аналогии, а также соответствующий проблеме материал по сопредельным народам не только Северного Кавказа, но и Русского государства, народам Востока и Европы. Е.И. Иноземцева в своем исследовании исходила из достижений таких кавказоведов, как Х.-М.О. Хашаев, Р.М. Магомедов, Г.Д. Даниялов, С.Ш. Гаджиева, В.Г. Гаджиев, А.Р. Шихсаидов, Х.Х. Рамазанов, Б.Г. Алиев, М.-С.К. Умаханов, Н.А. Магомедов и др. Наличие института рабства в Средневековье на Северо-Восточном Кавказе, в Дагестане в частности, фиксируется фактическим материалом, литературными и архивными источниками, актовыми материалами, памятниками обычного права. О бесспорности факта существования в регионе этой категории лично зависимого крестьянства свидетельствует и наличие в языках всех местных народов социального термина, несущего в себе содержание понятия «раб». Поэтому без изучения и освещения форм бытования, места и роли в общественной и экономической жизни народов региона рабства невозможно воссоздать сколько-нибудь достоверную картину истории феодального Дагестана со всеми ее сложностями, невозможно дать правильную оценку уровня развития социально-экономических отношений населявших его народов. В опубликованной монографии Е.И. Иноземцева дала наиболее полное на сегодня представление об институте рабства в феодальном Дагестане. Автор, используя метод терминологического анализа, попыталась раскрыть содержание терминов, существующих в языках местного населения Дагестана (проводя аналоги с терминами сопредельных народов Северо-Восточного Кавказа) и несущих в себе содержание понятия «раб» и других понятий. Исследователь изучила и осветила формы порабощения и источники рабства, существовавшие в регионе. Е.И. Иноземцевой охарактеризован ряд форм бесправного состояния, морального унижения и материального притеснения, характеризующих социально-правовое положение этой категории зависимого населения. В монографии выявлено место и показано значение института рабства в экономической жизни народов Дагестана. Очень репрезентативно и на основе большого числа архивных и иных источников показана в исследовании торговля «живым товаром», проанализирована политика России по пресечению этого жестокого, но прибыльного «бизнеса» средневековья на Северном Кавказе. Автор охарактеризовала формы освобождения рабов в Дагестане в контексте политики России на Кавказе. Не вызывают сомнения выводы автора, которые отражены в обширном заключении. В частности, Е.И. Иноземцева отмечает, что эксплуатация рабского труда не играла сколько-нибудь существенной роли в процессе производства в горском обществе Дагестана. Да и сами возможности использования рабского труда и, следовательно, потребности в нем дагестанского общества были сравнительно невелики. Особенности хозяйственной жизни горцев требовали небольшого числа рабочих рук, и, таким образом, потребности горского общества в труде рабов была невелика, что, в свою очередь, и обусловливало малочисленность к XIX в. этой категории зависимого сословия и специфичность их положения в Дагестане. В хозяйстве Дагестана не существовало специфической рабской сферы труда: труд невольников сочетался с трудом свободных общинников и не составлял основы производства ни в одной из отраслей хозяйства горцев. Место рабов и удельный вес их труда в общей системе эксплуатации были в целом весьма незначительны. Численность рабов, их удельный вес в обществе, место в производстве были ничтожно малы по сравнению с численностью, удельным весом и местом в общественном производстве различных категорий феодально-зависимых крестьян вместе взятых. Применение труда рабов в основном в непроизводительной сфере как бы сопутствовало становлению и развитию феодализма и продолжало существовать в течение столетий, так и не сложившись в уклад. Эксплуатация рабов, первоначально носившая ярко выраженные патриархальные черты, со временем стала частью феодальных форм отношений. Автор полагает, что в феодальном Дагестане численность рабов не была значительной. Однако, несмотря на преобладающую роль свободных общинников и их труда во всех отраслях хозяйства и ограниченное использование рабов и их труда в сфере домашних услуг, само присутствие рабства в дагестанском обществе оказывало огромное воздействие на социальную психологию и правосознание всех его членов. Справедлив тезис Е.И. Иноземцевой о том, что работорговля в Дагестане получила довольно широкое развитие, принося неплохой доход торговцам, контингент же рабов был текучим вследствие стремления владельцев сбыть лишних из них. Следует подчеркнуть, что автором составлен и опубликован словарь архаических терминов и малоизвестных слов, приведены указатели, а также в качестве приложения опубликована работа «Историческая справка к вопросу о ясырях на Северном Кавказе и в Кубанской области и документы, относящиеся к этому вопросу», подготовленная В.С. Шамрай в 1903 г. Исследование обладает самостоятельной научной ценностью: помогает дополнить и уточнить фактический материал о месте рабства в феодальном Дагестане, создать целостную картину рабства и работорговли и их влияния на развитие экономики Дагестана. Монография Е.И. Иноземцевой выполнена на высоком научном уровне, она отличается полнотой исследования и новизной и вносит большой вклад в отечественную историографию. Желаем автору исследования дальнейших научных успехов и свершений.

А И Османов

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Махачкала

Д С Кидирниязов

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Махачкала

Ю М Лысенко

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: Ljuma78@mail.ru
Махачкала

Просмотры

Аннотация - 180

PDF (Russian) - 109

PlumX


© Османов А.И., Кидирниязов Д.С., Лысенко Ю.М., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor