ИЗ БИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ АЛИ КАЯЕВА О ДАГЕСТАНСКИХ АЛИМАХ (Раннесредневековые учёные из Дербента / Баб аль-Абваба)

Обложка

Аннотация


Представлены переводы очерков Али Каяева, посвященных кратким биографиям некоторых ученых-алимов раннесредневекового Дагестана, в частности - Дербента (Баб аль-Абваба). Материал заимствован из оригинального рукописного сочинения А. Каяева «Тераджим-и ‘улема’и Дагыстан», созданного на османско-турецком языке в 20-30-х гг. прошлого столетия, и снабжен соответствующими комментариями.


Наряду с известными произведениями биографического жанра - трудами Назира ад-Дургели и Исмаила ал-Багини - труд Али б. Абдулхамида ал-Газигумуки (1878-1943 гг.), более известного как Али Каяев из Кумуха, «Биографии дагестанских ученых-алимов» имеет огромное значение при исследовании истории культурной жизни народов Дагестана. В его рукописи содержатся общим счетом материалы о 58 ученых, очерки о которых написаны автором в различных объемах, охватывающих время с VIII по XIX столетия. Оригинал рукописи хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (Личный фонд Каяева - Ф. 25. Оп. 1. Д. 1). Текст ее недавно издан нами совместно с турецкой исследовательницей Туба Ышынсу Дурмушем в Анкаре (Ali Kayayev. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar Hasan Orazayv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012). Рукопись А. Каяева одновременно переведена нами с османско-турецкого на русский язык в 2011-2012 гг., однако наш русский перевод пока не издан в виде отдельной книги. Для настоящей публикации нами отобраны 13 небольших по объему очерков, в которых речь идет об ученых-алимах Дербента (Баб аль-Абваба) VIII-XIV вв. Эти очерки располагаются на листах 28-37, 39-41 оригинальной рукописи А. Каяева, название которой мы упоминали выше. Рассматриваемые персоналии занимались в самых разных областях науки. Так, среди них названы: суфизм - теория мусульманского мистицизма (‘илм-и тасаввуф), мюридизм, коранистика, хадисоведение, астрономия. Некоторые же из числа упоминаемых в «Биографиях…» лиц не определены в таком аспекте и они названы просто «мусульманскими учеными», имена которых встречаются в тех или иных сочинениях других ученых. Переводы снабжены нашими комментариями, которые носят характер пояснений к некоторым именам, терминам и названиям упоминаемых в представленных очерках сочинений. Нас побудило к отбору именно нижеприведенных ученых то обстоятельство, что намечается в скором времени отметить доброе событие - празднование на всероссийском уровне 2-х тысячелетнего юбилея старейшего города Российской Федерации - древнего Дербента. ХИЛАЛЬ СЫН ‘АЛА’ ИЗ БАБ-АЛ-АБВАБА[1] Хилаль сын ‘Ала’ из Баб ал-Абваба[2], то есть из Дербенда[3], был из числа дагестанских ученых четвертого или пятого века хиджры[4]. Мы не располагаем сведениями о дате его кончины и о том, у кого он учился. Однако из того, что рассказывает о нем самόм, то есть о Хилале-эфенди[5], весьма известный в свое время среди мусульманских ученых хафыз[6] Абу Ну‘айм ал-Исбахани[7], то есть хафыз по имени Абу Ну‘айм из Исбахана[8], родившийся в 330 (941) году и умерший в 430 (1038) году и даты которого точно установлены и достоверны, из этого само собою обнаруживается, что лицо, о биографии которого здесь идет речь, то есть Хилаль-эфенди, был в числе ученых четвертого или же пятого века хиджры. АБУ БАКР МУХАММЕД СЫН МУСЫ СЫНА АЛ-ФАРАДЖА[9] Мухаммед сын Мусы был из Дербенда, в числе ученых-мистиков, и первым в Дагестане он написал книгу, посвященную теории мистицизма (‘илм-и тасаввуф) и мюридизму. Мухаммед сын Мусы, ученый пятого века хиджры[10], в конце этого века написал книгу по теории мистицизма, касающуюся суфиев, под названием «Базилик истин и сад тонкостей» («Рейхāн ал-хакā’ик ве бустан ад-дакā’ик»)[11], один из экземпляров который, переписанный в 743 (1342) г., находится в библиотеке Соборной мечети села Хабшима Даргинского округа[12]. Написанное Мухаммедом сыном Мусы сочинение ясно показывает, что мистицизм и мюридизм в Дагестане не являются чем-то новым, а являются такими предметами, которыми владели очень давно - девять столетий назад, а возможно и еще раньше. Мухаммед сын Мусы получил образование в Багдаде и там же получил [свои знания] о мистицизме и мюридизме. Дата кончины Мухаммеда сына Мусы не известна, однако при прочтении (мÿтала‘а) вышеупомянутой книги становится известным о том, что в 492 (1099) г. он был еще жив. ИБРАХИМ СЫН ДЖА‘ФАРА ИЗ ДЕРБЕНДА[13] Среди алимов, которых упоминает и перечисляет мусульманский ученый и летописец четвертого века хиджры[14] ‘Абдалгани сын Са‘ида из Египта (Мысырлы ‘Абдÿлганӣ Се‘ӣд ōглы), имеется Ибрахим бин Джа‘фар ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть Джа‘фар сын Ибрахима из Дербенда (Дербендлӣ Джа‘фер Ибрāхӣм ōглы)[15]. Когда упоминает в числе дагестанских алимов Ибрахима-эфенди из Дербенда, он говорит о его биографии следующее [по-арабски]: «Кāна йуфиду би-Миср ва кад адрактуху»[16], то есть «Я видел этого Ибрахима-эфенди в Египте, он обучал и изъяснял». Наши сведения из биографии Ибрахима-эфенди этим и ограничиваются, не известна даже дата его кончины. Скажем только, что ῾Абдалгани сын Са‘ида, который был его современником, умер в 409 (1018)-м г. ХАБИБ-ЭФЕНДИ СЫН ФИХРА ИЗ ДЕРБЕНДА[17]. Хабиб-эфенди, который среди своих современников получил известность как Абу-л-Хасан ал-Баби, то есть из Баб-ул-Абваба, то есть из Дербенда, был из числа дагестанских ученых третьего или четвертого века хиджры[18], в совершенстве владеющих арабским языком. Обучался он у одного из современников - у ученого [по имени] Мухаммед сын Дости. А у него же самогό получила образование весьма известная среди мусульманских ученых личность из Джурджана, то есть из Горганджа, - по имени Абубакр ал-Исма‘или[19]. Хотя у нас отсутствуют сведения о датах рождения и смерти самогό Хабиба-эфенди, нам достоверно известно о том, что Абубакр ал-Исма‘или, бывший его учеником, родился в 277 (891)-м г., начал свою учебу в 289 (902)-м г. и умер в 371 (978)-м г., и таким образом был лицом, жившим в третьем и четвертом веках хиджры. Отсюда ясно, что учитель последнего - Хабиб-эфенди - скончался тоже в одном из этих столетий, то есть в третьем веке хиджры или в четвертом веке хиджры, и был, таким образом, из числа алимов одного из этих двух веков. МУХАММЕД СЫН ХИШАМА ИЗ ДЕРБЕНДА, а ХИШАМ - СЫН ал-ВАЛИДА, а ал-ВАЛИД - СЫН АБДАЛХАМИДА[20] Мухаммед-эфенди сын Хишама из Дербенда, получивший среди современных ему ученых известность как Абу ‘Имран ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, был в числе дагестанских алимов третьего века хиджры[21]. Образование свое он получил частью у весьма авторитетного среди мусульманских ученых того времени человека по имени «Абу Са‘ид ‘Абдаллах бин Са‘ид эл-Ашджӣ ал-Киндӣ», то есть у ‘Абдуллаха сына Са‘ида, принадлежавшего к племени (кабӣле) Кинди - одному из арабских племен. Подобным же образом, у него самогό, то есть у Мухаммеда-эфенди, часть своего образования получило[22] другое лицо по имени «Муса‘ир бин ‘Алӣ эл-Бердā‘ӣ», то есть Муса‘ир сын ‘Али из [города] Бāрдā‘». Мы не располагаем сведениями о дате кончины Мухаммеда-эфенди сына Хишама из Дербенда. Однако известно о том, что его учитель Абу Са‘ид ‘Абдаллах ал-Ашджы скончался в 257 (871)-м г., и поэтому точно устанавливается [тот факт], что он был из числа алимов третьего века хиджры. Таким же образом становится точно установленным и ясным, что Мухаммед-эфенди из Дербенда также был из числа алимов третьего века хиджры. ХАСАН СЫН ИБРАХИМА ИЗ ДЕРБЕНДА[23] Хасан-эфенди сын Ибрахима из Дербенда был из числа алимов второго века хиджры[24], в совершенстве владевшим арабским языком. Свое образование он получил у весьма знаменитого среди мусульманских ученых человека по имени Хамūд ат-Тавūл, то есть Хамид Длинный (Ӯзӯн Хамӣд), известного под таким прозвищем из-за его длинных рук, а также у других современных ему алимов. Сведения о дате кончины Хасана-эфенди из Дербенда отсутствуют. Но известно, что Хамид ат-Тавил, который был его учителем, умер в 142 (759)-м году. ЛЕЗГИ ХАКИМ СЫН ИБРАХИМА ИЗ ХИНАЛУГА[25] Хаким-эфенди сын Ибрахима, будучи по своему происхождению из числа жителей участка Хиналуг (Хынāлык)[26], который прежде входил в состав Дербентской провинции, а ныне входит в Кубинский округ, был известен среди своих современников-алимов под именем «Хакӣм бин Ибрāхӣм ал-Лакзӣ ал-Хӣнāлӣкӣ ад-Дарбандӣ», то есть «Лезги Хеким из Хиналуга, из Дербенда». Учебу он проходил в Багдаде - у знаменитого Имама Газали[27], в Мерве[28] - у Мувафакаддина сына Абделкерима из Герата[29] (Хӣрāт). После получения образования, он поселился (теваттун) в Бухаре[30], где умер в 538 (1143)-м г. ЛЕЗГИ МУСА СЫН ЮСУФА, а ЮСУФ - СЫН ХАСАНА[31] Лезги Муса-эфенди, который был известен среди современных ему ученых как Хасан ад-Дарбанди, то есть из Дербенда, являлся одним из дагестанских алимов шестого века хиджры[32]. Как повествует один из мусульманских ученых - лицо по имени Шайравайх[33], - Лезги Муса-эфенди прибыл для учебы в 502 (1108)-м г., образование получал частично у Шарифа Абунаср Мухаммеда сына Мухаммеда[34], а также много научных познаний он получил у другого человека - Абумансура Шехердара[35]. Как рассказывает Шайравайх, Лезги Муса был персоной добродетельной и обладающей весьма благонравным характером. МАЙМУН СЫН ‘УМАРА ИЗ ДЕРБЕНДА[36]. В книге «Сорок стран» («ал-Арба‘ӣн ал-булдāниййа»), созданной весьма известным среди мусульман ученым по имени ал-Хāфиз ас-Салафӣ, который был из числа учителей (устāз) одного из самых великих и известных мусульманских ученых шестого века хиджры[37] Салахаддина Аййуби, при упоминании Баб ал-Абваба, то есть города Дербенда, пишется так [по-арабски]: «ва илайхā йансаб Абӯ-л-Кāсим Маймӯн бин ‘Умар бин Мухаммад ал-Бāбӣ»[38], то есть - «и известный персоналий по имени Абу-л-Касим Маймун сын ‘Умара также является дербендцем», тем самым определив (та‘рӣф эдийор) одного из дагестанских алимов шестого века хиджры - Маймуна-эфенди. АЛИ СЫН МУХАММЕДА ИЗ ДЕРБЕНДА[39]. В книге «Сады Мухтара» («Рийāз ул-Мухтāр»[40]), написанной знаменитым защитником Карса[41] из числа турецких полководцев (кӯмāндāн) Ахмедом Мухтар-пашой[42], последний, рассматривая, то есть перечисляя известные в свое время астролябии[43] (устурлāб), пятой по счету называет одну астролябию, которую обнаружил Мосье Земар (Мöсйö Земāрд). И, давая комментарии по упомянутой астролябии, говорит о том, что на одной ее стороне имелась запись с именем изготовителя (сāни‘) - «ал-джāми‘а ли-л а‘мāл-и ва-л- ‘урӯд-и сани‘ахā ва ибтадараха ‘Алӣ бин Ибрāхӣм ал-Мута‘ам»[44] [на арабском языке], а на другой стороне запись - «аш-шайх ‘Алӣ бин Мухаммад ад-Дарбандӣ ‘афа Аллаху ‘анху фӣ санат-и злх 738»[45], содержащая таким образом имя того лица, для которого она была изготовлена, и дату ее изготовления, то есть 738 (1337)-й г. Других сведений по биографии Али-эфенди[46] из Дербенда, кроме этого, у нас не имеется. МУХАММЕД СЫН АБУ ‘ИМРАНА ИЗ ДЕРБЕНДА[47]. В книге «Алфавитный реестр стран» («Му‘джам ал-булдāн»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави[48], перечисляются алимы из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и среди них он упоминает одно лицо по имени Мухаммед сын Абу ‘Имрана и говорит, что родовое имя его - Хишам, а сам же Хишам - из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и добавляет, что об этом повествует алим по имени Ибрахим сын Муслима из Хуварезма[49], то есть из Хивы[50], который поселился в Берза‘а[51]. Однако в имеющихся в нашем распоряжении исторических и биографических (табакāт) книгах нет никаких сведений по биографии ни Мухаммеда-эфенди, о котором мы ведем тут речь, ни его отца Абу ‘Имрана, ни его учителя (ӯстāз) Ибрахима-эфенди. АБУ-Л-КАСЫМ ЮСУФ СЫН ИБРАХИМА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА, то есть ДЕРБЕНДА[52]. Муртаза-эфенди из Забида[53], из числа йеменских улемов, перечисляя ученых из Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, в своих комментариях к «Словарю» («Кāмӯс») представляет еще одну персону из числа дагестанских ученых такими словами [по-арабски]: «Абӯ-л-Кāсим Йӯсуф бин Ибрāхӣм бин Наср ал-Бāбӣ хаддаса би-Багдāд». Однако, кроме [сведения] о том, что он некоторое время вел обучение по хадисоведению (хадӣс ‘илимӣ) в Багдаде, там совершенно ничего не сказано. Также в исторических и биографических книгах, имеющихся в моем распоряжении, я не обнаружил никаких сведений по данному вопросу. ЗАХИР СЫН МУХАММЕДА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА[54]. В книге «Алфавитный реестр стран» («Му‘дж*[ам ал-булдāн»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави[55], перечисляются алимы Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, и среди них он представляет еще одного из дагестанских алимов под заголовком (‘унвāн) «Захӣр бин Мухаммад ал-Бāбӣ», то есть Захир сын Мухаммеда из Дербенда (Дербендлӣ Захӣр Мухаммед ōглы). Однако он ничего не говорит о его биографии. И в находящихся в нашем распоряжении книгах мы не достигли цели относительно каких-либо сведений по биографии этого лица.

Г М-Р Оразаев

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: orazaev47@mail.ru
Махачкала

  • Абдуллаев М.А. Выдающийся исламский философ // Вопросы философии. М., 1986. № 7. С. 82-90.
  • Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана: (Досоветский период). Махачкала: «Эпоха», 2007. - 768 с.
  • Али б. Абдулхамид ал-Гумуки ад-Дагистани (Али Каяев). «Терāджим-и ‘улема’и Дāгыстāн». Часть 1-ая. (Арабографическая рукопись на османско-турецком языке) // РФ ИИАЭ. Ф. 25 (фонд Али Каяева). Оп. 1. Д. 1. Инв. 1678. - 63 лл.
  • Аликберов А.К. Источники «Райхан ал-хака’ик» ва бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди: Результаты первоначального изучения // Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Принципы и методы изучения, оценки и использования. Материалы региональной конференции. Махачкала, 1991. С. 66-69.
  • Аликберов А.К. «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дака’ик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец X/XI в.) / Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 1991.
  • Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. - 847 с.
  • Ахмед Мухтар. Ислах ут-Таквим. Каир, 1307. Ахмед Мухтар. Рийаз ул-Мухтар. Мир’ат ул-Мийкат ве’л-Эдвар ма‘а Меджму‘ат ил-Эшкал. Каир, Булак, 1303.
  • Ахмед Мухтар. Рийаз ул-Мухтар. Мир‘ат ул-Мийкат ве’л-Эдвар зейли. Каир, 1301.
  • Ахмед Мухтар. Сене-и Малиенин хиджри шемсиййе иле истидбалине даир. Истанбул, 1328.
  • Kayayev Ali. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar - Hasan Orazayеv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012. - 160 s. (На турецком языке).
  • Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarāğim ‘ulamā’ Dāġistān / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004. - 294, 165 s. (На нем. и араб. яз.).
  • Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Отв. ред. А.Р. Шихсаидов. М.: ИД Марджани, 2012. - 204, 227 с.
  • Саидов М.-С. Дагестанская литература XVIII-XIX вв. на арабском языке. М.: Изд-во вост. л-ры, 1960. - 11 с.
  • Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына Мусы, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») // Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей. Махачкала, 1991. С. 24-47.

Просмотры

Аннотация - 305

PDF (Russian) - 140

PlumX


© Оразаев Г.М., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor