NOTES FROM ALI KAYAEV'S BIOGRAPHICAL SKETCHES ON DAGESTAN ULEMAH (Early medieval teaching from Derbent / Bab al'-Abvaba)

Cover Page

Abstract


The author presents translations of essays by Ali Kayaev devoted to brief biographies of some scholars-alims of early medieval Dagestan, in particular – Derbent (Bab al-Abvab). The material is taken from the original manuscript of the works of A. Kayaev "Tеrajim-i 'Ulema-i Dagestan", created on the Ottoman-Turkish language in the 20–30-ies of the last century, and provided with appropriate comments.

Наряду с известными произведениями биографического жанра - трудами Назира ад-Дургели и Исмаила ал-Багини - труд Али б. Абдулхамида ал-Газигумуки (1878-1943 гг.), более известного как Али Каяев из Кумуха, «Биографии дагестанских ученых-алимов» имеет огромное значение при исследовании истории культурной жизни народов Дагестана. В его рукописи содержатся общим счетом материалы о 58 ученых, очерки о которых написаны автором в различных объемах, охватывающих время с VIII по XIX столетия. Оригинал рукописи хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (Личный фонд Каяева - Ф. 25. Оп. 1. Д. 1). Текст ее недавно издан нами совместно с турецкой исследовательницей Туба Ышынсу Дурмушем в Анкаре (Ali Kayayev. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar Hasan Orazayv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012). Рукопись А. Каяева одновременно переведена нами с османско-турецкого на русский язык в 2011-2012 гг., однако наш русский перевод пока не издан в виде отдельной книги. Для настоящей публикации нами отобраны 13 небольших по объему очерков, в которых речь идет об ученых-алимах Дербента (Баб аль-Абваба) VIII-XIV вв. Эти очерки располагаются на листах 28-37, 39-41 оригинальной рукописи А. Каяева, название которой мы упоминали выше. Рассматриваемые персоналии занимались в самых разных областях науки. Так, среди них названы: суфизм - теория мусульманского мистицизма (‘илм-и тасаввуф), мюридизм, коранистика, хадисоведение, астрономия. Некоторые же из числа упоминаемых в «Биографиях…» лиц не определены в таком аспекте и они названы просто «мусульманскими учеными», имена которых встречаются в тех или иных сочинениях других ученых. Переводы снабжены нашими комментариями, которые носят характер пояснений к некоторым именам, терминам и названиям упоминаемых в представленных очерках сочинений. Нас побудило к отбору именно нижеприведенных ученых то обстоятельство, что намечается в скором времени отметить доброе событие - празднование на всероссийском уровне 2-х тысячелетнего юбилея старейшего города Российской Федерации - древнего Дербента. ХИЛАЛЬ СЫН ‘АЛА’ ИЗ БАБ-АЛ-АБВАБА[1] Хилаль сын ‘Ала’ из Баб ал-Абваба[2], то есть из Дербенда[3], был из числа дагестанских ученых четвертого или пятого века хиджры[4]. Мы не располагаем сведениями о дате его кончины и о том, у кого он учился. Однако из того, что рассказывает о нем самόм, то есть о Хилале-эфенди[5], весьма известный в свое время среди мусульманских ученых хафыз[6] Абу Ну‘айм ал-Исбахани[7], то есть хафыз по имени Абу Ну‘айм из Исбахана[8], родившийся в 330 (941) году и умерший в 430 (1038) году и даты которого точно установлены и достоверны, из этого само собою обнаруживается, что лицо, о биографии которого здесь идет речь, то есть Хилаль-эфенди, был в числе ученых четвертого или же пятого века хиджры. АБУ БАКР МУХАММЕД СЫН МУСЫ СЫНА АЛ-ФАРАДЖА[9] Мухаммед сын Мусы был из Дербенда, в числе ученых-мистиков, и первым в Дагестане он написал книгу, посвященную теории мистицизма (‘илм-и тасаввуф) и мюридизму. Мухаммед сын Мусы, ученый пятого века хиджры[10], в конце этого века написал книгу по теории мистицизма, касающуюся суфиев, под названием «Базилик истин и сад тонкостей» («Рейхāн ал-хакā’ик ве бустан ад-дакā’ик»)[11], один из экземпляров который, переписанный в 743 (1342) г., находится в библиотеке Соборной мечети села Хабшима Даргинского округа[12]. Написанное Мухаммедом сыном Мусы сочинение ясно показывает, что мистицизм и мюридизм в Дагестане не являются чем-то новым, а являются такими предметами, которыми владели очень давно - девять столетий назад, а возможно и еще раньше. Мухаммед сын Мусы получил образование в Багдаде и там же получил [свои знания] о мистицизме и мюридизме. Дата кончины Мухаммеда сына Мусы не известна, однако при прочтении (мÿтала‘а) вышеупомянутой книги становится известным о том, что в 492 (1099) г. он был еще жив. ИБРАХИМ СЫН ДЖА‘ФАРА ИЗ ДЕРБЕНДА[13] Среди алимов, которых упоминает и перечисляет мусульманский ученый и летописец четвертого века хиджры[14] ‘Абдалгани сын Са‘ида из Египта (Мысырлы ‘Абдÿлганӣ Се‘ӣд ōглы), имеется Ибрахим бин Джа‘фар ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть Джа‘фар сын Ибрахима из Дербенда (Дербендлӣ Джа‘фер Ибрāхӣм ōглы)[15]. Когда упоминает в числе дагестанских алимов Ибрахима-эфенди из Дербенда, он говорит о его биографии следующее [по-арабски]: «Кāна йуфиду би-Миср ва кад адрактуху»[16], то есть «Я видел этого Ибрахима-эфенди в Египте, он обучал и изъяснял». Наши сведения из биографии Ибрахима-эфенди этим и ограничиваются, не известна даже дата его кончины. Скажем только, что ῾Абдалгани сын Са‘ида, который был его современником, умер в 409 (1018)-м г. ХАБИБ-ЭФЕНДИ СЫН ФИХРА ИЗ ДЕРБЕНДА[17]. Хабиб-эфенди, который среди своих современников получил известность как Абу-л-Хасан ал-Баби, то есть из Баб-ул-Абваба, то есть из Дербенда, был из числа дагестанских ученых третьего или четвертого века хиджры[18], в совершенстве владеющих арабским языком. Обучался он у одного из современников - у ученого [по имени] Мухаммед сын Дости. А у него же самогό получила образование весьма известная среди мусульманских ученых личность из Джурджана, то есть из Горганджа, - по имени Абубакр ал-Исма‘или[19]. Хотя у нас отсутствуют сведения о датах рождения и смерти самогό Хабиба-эфенди, нам достоверно известно о том, что Абубакр ал-Исма‘или, бывший его учеником, родился в 277 (891)-м г., начал свою учебу в 289 (902)-м г. и умер в 371 (978)-м г., и таким образом был лицом, жившим в третьем и четвертом веках хиджры. Отсюда ясно, что учитель последнего - Хабиб-эфенди - скончался тоже в одном из этих столетий, то есть в третьем веке хиджры или в четвертом веке хиджры, и был, таким образом, из числа алимов одного из этих двух веков. МУХАММЕД СЫН ХИШАМА ИЗ ДЕРБЕНДА, а ХИШАМ - СЫН ал-ВАЛИДА, а ал-ВАЛИД - СЫН АБДАЛХАМИДА[20] Мухаммед-эфенди сын Хишама из Дербенда, получивший среди современных ему ученых известность как Абу ‘Имран ал-Баби, то есть из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, был в числе дагестанских алимов третьего века хиджры[21]. Образование свое он получил частью у весьма авторитетного среди мусульманских ученых того времени человека по имени «Абу Са‘ид ‘Абдаллах бин Са‘ид эл-Ашджӣ ал-Киндӣ», то есть у ‘Абдуллаха сына Са‘ида, принадлежавшего к племени (кабӣле) Кинди - одному из арабских племен. Подобным же образом, у него самогό, то есть у Мухаммеда-эфенди, часть своего образования получило[22] другое лицо по имени «Муса‘ир бин ‘Алӣ эл-Бердā‘ӣ», то есть Муса‘ир сын ‘Али из [города] Бāрдā‘». Мы не располагаем сведениями о дате кончины Мухаммеда-эфенди сына Хишама из Дербенда. Однако известно о том, что его учитель Абу Са‘ид ‘Абдаллах ал-Ашджы скончался в 257 (871)-м г., и поэтому точно устанавливается [тот факт], что он был из числа алимов третьего века хиджры. Таким же образом становится точно установленным и ясным, что Мухаммед-эфенди из Дербенда также был из числа алимов третьего века хиджры. ХАСАН СЫН ИБРАХИМА ИЗ ДЕРБЕНДА[23] Хасан-эфенди сын Ибрахима из Дербенда был из числа алимов второго века хиджры[24], в совершенстве владевшим арабским языком. Свое образование он получил у весьма знаменитого среди мусульманских ученых человека по имени Хамūд ат-Тавūл, то есть Хамид Длинный (Ӯзӯн Хамӣд), известного под таким прозвищем из-за его длинных рук, а также у других современных ему алимов. Сведения о дате кончины Хасана-эфенди из Дербенда отсутствуют. Но известно, что Хамид ат-Тавил, который был его учителем, умер в 142 (759)-м году. ЛЕЗГИ ХАКИМ СЫН ИБРАХИМА ИЗ ХИНАЛУГА[25] Хаким-эфенди сын Ибрахима, будучи по своему происхождению из числа жителей участка Хиналуг (Хынāлык)[26], который прежде входил в состав Дербентской провинции, а ныне входит в Кубинский округ, был известен среди своих современников-алимов под именем «Хакӣм бин Ибрāхӣм ал-Лакзӣ ал-Хӣнāлӣкӣ ад-Дарбандӣ», то есть «Лезги Хеким из Хиналуга, из Дербенда». Учебу он проходил в Багдаде - у знаменитого Имама Газали[27], в Мерве[28] - у Мувафакаддина сына Абделкерима из Герата[29] (Хӣрāт). После получения образования, он поселился (теваттун) в Бухаре[30], где умер в 538 (1143)-м г. ЛЕЗГИ МУСА СЫН ЮСУФА, а ЮСУФ - СЫН ХАСАНА[31] Лезги Муса-эфенди, который был известен среди современных ему ученых как Хасан ад-Дарбанди, то есть из Дербенда, являлся одним из дагестанских алимов шестого века хиджры[32]. Как повествует один из мусульманских ученых - лицо по имени Шайравайх[33], - Лезги Муса-эфенди прибыл для учебы в 502 (1108)-м г., образование получал частично у Шарифа Абунаср Мухаммеда сына Мухаммеда[34], а также много научных познаний он получил у другого человека - Абумансура Шехердара[35]. Как рассказывает Шайравайх, Лезги Муса был персоной добродетельной и обладающей весьма благонравным характером. МАЙМУН СЫН ‘УМАРА ИЗ ДЕРБЕНДА[36]. В книге «Сорок стран» («ал-Арба‘ӣн ал-булдāниййа»), созданной весьма известным среди мусульман ученым по имени ал-Хāфиз ас-Салафӣ, который был из числа учителей (устāз) одного из самых великих и известных мусульманских ученых шестого века хиджры[37] Салахаддина Аййуби, при упоминании Баб ал-Абваба, то есть города Дербенда, пишется так [по-арабски]: «ва илайхā йансаб Абӯ-л-Кāсим Маймӯн бин ‘Умар бин Мухаммад ал-Бāбӣ»[38], то есть - «и известный персоналий по имени Абу-л-Касим Маймун сын ‘Умара также является дербендцем», тем самым определив (та‘рӣф эдийор) одного из дагестанских алимов шестого века хиджры - Маймуна-эфенди. АЛИ СЫН МУХАММЕДА ИЗ ДЕРБЕНДА[39]. В книге «Сады Мухтара» («Рийāз ул-Мухтāр»[40]), написанной знаменитым защитником Карса[41] из числа турецких полководцев (кӯмāндāн) Ахмедом Мухтар-пашой[42], последний, рассматривая, то есть перечисляя известные в свое время астролябии[43] (устурлāб), пятой по счету называет одну астролябию, которую обнаружил Мосье Земар (Мöсйö Земāрд). И, давая комментарии по упомянутой астролябии, говорит о том, что на одной ее стороне имелась запись с именем изготовителя (сāни‘) - «ал-джāми‘а ли-л а‘мāл-и ва-л- ‘урӯд-и сани‘ахā ва ибтадараха ‘Алӣ бин Ибрāхӣм ал-Мута‘ам»[44] [на арабском языке], а на другой стороне запись - «аш-шайх ‘Алӣ бин Мухаммад ад-Дарбандӣ ‘афа Аллаху ‘анху фӣ санат-и злх 738»[45], содержащая таким образом имя того лица, для которого она была изготовлена, и дату ее изготовления, то есть 738 (1337)-й г. Других сведений по биографии Али-эфенди[46] из Дербенда, кроме этого, у нас не имеется. МУХАММЕД СЫН АБУ ‘ИМРАНА ИЗ ДЕРБЕНДА[47]. В книге «Алфавитный реестр стран» («Му‘джам ал-булдāн»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави[48], перечисляются алимы из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и среди них он упоминает одно лицо по имени Мухаммед сын Абу ‘Имрана и говорит, что родовое имя его - Хишам, а сам же Хишам - из Баб ал-Абваба, то есть из Дербенда, и добавляет, что об этом повествует алим по имени Ибрахим сын Муслима из Хуварезма[49], то есть из Хивы[50], который поселился в Берза‘а[51]. Однако в имеющихся в нашем распоряжении исторических и биографических (табакāт) книгах нет никаких сведений по биографии ни Мухаммеда-эфенди, о котором мы ведем тут речь, ни его отца Абу ‘Имрана, ни его учителя (ӯстāз) Ибрахима-эфенди. АБУ-Л-КАСЫМ ЮСУФ СЫН ИБРАХИМА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА, то есть ДЕРБЕНДА[52]. Муртаза-эфенди из Забида[53], из числа йеменских улемов, перечисляя ученых из Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, в своих комментариях к «Словарю» («Кāмӯс») представляет еще одну персону из числа дагестанских ученых такими словами [по-арабски]: «Абӯ-л-Кāсим Йӯсуф бин Ибрāхӣм бин Наср ал-Бāбӣ хаддаса би-Багдāд». Однако, кроме [сведения] о том, что он некоторое время вел обучение по хадисоведению (хадӣс ‘илимӣ) в Багдаде, там совершенно ничего не сказано. Также в исторических и биографических книгах, имеющихся в моем распоряжении, я не обнаружил никаких сведений по данному вопросу. ЗАХИР СЫН МУХАММЕДА ИЗ БАБ АЛ-АБВАБА[54]. В книге «Алфавитный реестр стран» («Му‘дж*[ам ал-булдāн»), являющейся произведением известного арабского ученого историка и географа Якута ал-Хамави[55], перечисляются алимы Баб ал-Абваба, то есть Дербенда, и среди них он представляет еще одного из дагестанских алимов под заголовком (‘унвāн) «Захӣр бин Мухаммад ал-Бāбӣ», то есть Захир сын Мухаммеда из Дербенда (Дербендлӣ Захӣр Мухаммед ōглы). Однако он ничего не говорит о его биографии. И в находящихся в нашем распоряжении книгах мы не достигли цели относительно каких-либо сведений по биографии этого лица.

G M-R Orazaev

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Author for correspondence.
Email: orazaev47@mail.ru
Махачкала

  • Abdullaev M.A. Outstanding Islamic philosopher // Questions of philosophy. M., 1968. № 7: 82-90
  • Abdullaev M.A. Dagestani philosophers: (pre-soviet period). Makhachkala: «Epokha», 2007: 768.
  • Ali b. Abdulkhamid al-Gumuki ad-Dagestani (Ali Kayaev). «Teradzhim-i ‘ulema’i Dagestan». Part 1. (Arabographic manuscript in Osman-Turkish language) // RF IHAE. F. 25 (Ali Kayaev fund). Inv. 1. File 1678: 63.
  • Alikberov A.K. Written sources «Raikhan al-khaka’ik» va bustan ad-daka’ik of Muhammad ad-Darbandi: results of original study // Source study of history and culture of Dagestan and North Caucasian peoples: principles and methods of study, analysis and usage. Proceedings of a regional conference. Makhachkala, 1991: 66-69.
  • Alikberov A.K. «Raikhan al-khaka’ik va bustan ad-daka’ik» of Muhammad ad-Darbandi as a monument of Muslim historiography (end of the X/XI cent.) / Author’s abstracts of a candidate dissertation. St. P., 1991.
  • Alikberov A.K. Epoch of classical Islam in the Caucasus. M.: «Oriental literature» of RAS, 2003: 847.
  • Akhmed Mukhtar. Islakh ut-Takvim. Cairo, 1307. Akmed Mukhtar. Riiyaz ul-Mukhtar. Mir’at ul-Miykat ve’l-Edvar ma’a Medzhmu’at il-Eshkal. Cairo, Bulak, 1303.
  • Akhmed Mukhtar. Riiyaz ul-Mukhtar. Mir’at ul-Miykat ve’l-Edvar zeili. Cairo, 1301.
  • Akhmed Mukhtar. Sene-I Malienin khidzhri shemsiye ile istidbaline dair. Istanbul, 1328.
  • Kayayev Ali. Terâcim-i Ulemâ-yı Dagıstan: Dağıstan Bilginleri Biyografileri / Hazırlayanlar - Hasan Orazayеv, Tuba Işınsu Durmuş. Ankara: Grafiker Yayınları, 2012. - 160 s. (in Turkish).
  • Nadir ad-Durgilis (st. 1935) Nuzhat al-adhan fi tarāğim ‘ulamā’ Dāġistān / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2004: 294, 165. (in German and Arabic).
  • Nazir ad-Durgeli. Delight of minds in Dagestan scholars biographies / Translated from Arabic, commentaries, facsimile edition, indexes and bibliography prep. by A.R. Shikhsaidov, M. Kemper, A.K. Bustanov. Chief ed. A.R. Shikhsaidov. M.: Mardzhani, 2012: 204, 227.
  • Saidov M.-S. Dagestan literature of the XVIII-XIX cent. in Arabic lang. M.: Oriental literature, 1960: 11.
  • Saidov M.-S. Manuscript of Abubakr Muhammad, son of Musa, son of al-Faradzha ad-Derbendi «Raikhan al-khakaik va bustan ad-dakaik» («Basil of truth and garden of niceties») // Handwritten and printed book in Dagestan: collected articles. Makhachkala, 1991: 24-27.

Views

Abstract - 54

PDF (Russian) - 56

PlumX


Copyright (c) 2015 Orazaev G.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.