PROMYShLENNOE SOTRUDNIChESTVO DAGESTANA S OBLASTYaMI YuGA ROSSII V 1980–2010 GG

Cover Page

Abstract


На основании нового архивного материала, данных периодической печати и сети интернет в статье освещены процессы складывания и развития связей в области промышленности между Ростовской, Астраханской областями и Дагестаном в 1980–2010 гг. Автором прослежен процесс развития экономических контактов, заложенных в СКЭР в условиях трансформации государственного строя. Раскрыты предпосылки и причины возникновения промышленных контактов между указанными субъектами, выявлены заводы и промышленные предприятия, участвовавшие в экономическом обмене, приведен перечень взаимно поставляемой продукции. Проанализирована интенсивность процесса взаимодействия республики с областями юга России и определена степень его необходимости для Дагестана.

Изучение проблем экономического взаимодействия Республики Дагестан с областями Юга России в 1980–2005 гг. является одной из тем, не получивших до настоящего времени своего освещения в научной литературе, как в нашей республики, так и сопредельных регионов. Во многом это связано со сложностями в сборе фактического материала, слабой архивной базой и трудностями в аналитике выявленных данных, а также с обращением большинства ученых в этом полиэтническом регионе на изучение собственных (внутренних) вопросов и проблем. В то же время развитие нашей страны требует от Дагестана и других субъектов на юге России проводить политику интеграции, сотрудничества и взаимовыгодного обмена, что, по сути, не возможно без знаний о событиях в области взаимоотношений в регионе в предшествующий период. Поэтому изучение вопросов связанных с сотрудничеством во всех отраслях жизнедеятельности общества чрезвычайно актуально. В данной работе прослежено развитие экономических связей между Ростовской, Астраханской областями и Республикой Дагестан, заложенных еще в период складывания СКЭР, от 80-х гг. ХХ в. до 2005 г. В ходе исследования автором с привлечением новых источников обосновывается тезис о непрерывности этих контактов, даже в сложнейший для нашей страны период трансформации государственного строя, подчеркивается преемственность в процессе создания с 2000 года экономического макрорегиона ЮФО на месте «советского» СКЭР. При этом, принимая во внимание то, что образование макрорегионов в рамках Федеральных округов для России новое явление, подчеркнуто, что по определению специалистов их основной задачей является «координация деятельности и формирование общей экономической политики хозяйственных субъектов различного уровня» (Иншаков О.В., 2003. С. 4). А это, соответственно, во многом способствует развитию взаимоотношений между субъектами в рамках ЮФО. Учитывая тот факт, что специальных научных трудов, описывающих взаимоотношения РД с областями юга России последние десятилетия ХХ в. и начале нового столетия нет, введение в научный оборот новых источников, их обобщение и анализ могут создать предпосылки для более глубокого и всестороннего изучения этой проблематики. Освещение вопросов по взаимодействию РД в сфере промышленного производства с Астраханской и Ростовской областями в 1980–2010 гг., следует начать итогов предшествующего периода озвученных на 26-м съезде КПСС (февраль-март 1981г.), который, по сути, дал оценку экономическому положению за все 70-е гг. ХХ в. Его делегаты пытались «за итогами и результатами более длительного периода скрыть снижение темпов народнохозяйственного развития и назревавшую необходимость в проведении экономических реформ» (Османов А.И., 2006. С.292.). Как и прежде, органы власти призывали к более рациональному использованию полезных ископаемых, хозяйскому отношению к общественному имуществу, экономному и комплексному использованию материальных и трудовых ресурсов (26-й. Съезд КПСС. 1981. С.56–58). В то же время, не подкрепляя эти призывы ни административными, ни хозяйственными мерами. Не были разработаны реальные механизмы перехода страны на интенсивный путь хозяйственного развития. Основным стимулирующим фактором, по-прежнему считалось проведение социалистических соревнований. И, несмотря на значительные достижения ряда трудящихся, а иногда и целых коллективов, приносившие государству большую прибыль, в целом, материальное состояние людей в стране не улучшалось. Ситуация в экономике АССР в рамках существовавшей системы носила почти такой же характер как и в центре. Здесь довольствовались тем, что удавалось выполнить или немного превысить плановые показатели, спускаемые сверху зачастую без учета специфики местной экономики. Несмотря на ряд достижений в экономике республики за 10-ю пятилетку (в частности, указывался прирост промышленной продукции на 32.2%, увеличение грузооборота всех видов транспорта на 62% и т.д. (Умаханов М.-С.И., 1980), первоначально запланированный рост производства не был достигнут. На XXXIV Дагестанской областной партийной конференции отмечалось, что причинами для этого были многочисленные корректировки заданий планов в сторону их уменьшения, как по объективным основаниям, так и в связи с плохой организацией производства, низкой трудовой активностью и недостаточным технологическим оснащением рабочих мест. В результате на 1 декабря 1980 года 16 предприятий республики не выполнили планы по производству валовой продукции, 30 предприятий – по росту производительности труда, было допущено снижение добычи нефти и газа, в легкой, молочной и рыбной отраслях промышленности не были в полной мере внедрены новая техника и прогрессивные технологии (Умаханов М.-С.И., 1981). В протоколах заседаний Верховного совета ДАССР, в качестве основных причин не выполнения планов, назывались «недопоставки в предприятиях и объединениях Министерства местной промышленности, «Дагестанстройматериала» и Министерства пищевой промышленности» (Протоколы за 1982 г. Л.86). Руководством республики же не могло быть сделано никаких шагов по изменению экономических основ или реформированию хозяйственного уклада. В соответствии со спускаемыми «сверху» директивами путь по выходу из сложившейся ситуации был один – укрепление партийной и государственной дисциплины, повышение ответственности руководства за взятые на себя обязательства по выполнению плановых заданий. Планы развития республики на одиннадцатую и двенадцатую пятилетки были намечены в соответствии с показателями, достигнутыми за прошлый период. В области машиностроения и металлообработки предстояло повысить объемы производства в 1,5–1,8 раз, в энергетике – возвести Миатлинскую и Ирганайскую ГЭС, для ускорения доставки материалов на строительство последней предполагалось в кратчайшие сроки пробить туннель через Гимринский хребет (Итоги.., 1981). Кроме того, были запланированы широкая программа строительства жилья и социальной инфраструктуры, резкое увеличение потребителей услуг связи (радиотелефикация и телефонизация), достижение «коренного перелома» в росте производства и улучшении качества товаров народного потребления. Однако, многое из запланированного, не подкрепленное финансовым обеспечением и заинтересованностью трудящихся, оказалось не выполнено (Мирзабеков М.Я., Османов А.И., С. 526). Немного изменилось положение в промышленности ДАССР в связи с принятым ЦК КПСС и Совмином СССР постановлением № 659 от 14 июля 1983 г. «О проведении в 4 министерствах промышленности экономического эксперимента». Согласно ему предполагалось «предусмотреть значительное усиление роли производственных объединений (предприятий) в разработке планов экономического и социального развития на всех стадиях планирования, начиная с подготовки проекта плана, а также повышение их ответственности за более полное обеспечение выпускаемой ими продукцией потребностей народного хозяйства и населения, за выполнение плановых заданий с меньшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов» (Постановление от 14.07.1983 г. № 659). С переходом ряда предприятий республики («Дагэлектромаша», ДагЗЭТО, «Дагэлектроавтомата», «Дагэлектроаппарата») в 1984 г. к экономическому эксперименту положение дел у них улучшилось, рост объема производства составил почти 106%. В целом, в 80-е гг. ХХ в. в Дагестане продолжалось наращивание промышленного потенциала, строились новые заводы и фабрики, углублялся процесс по созданию филиалов крупных предприятий в сельских районах. Но, несмотря на эти положительные сдвиги, общая тенденция была не удовлетворительной. Наиболее сложно складывались дела в строительной промышленности. Вопрос о количестве и качестве стройматериалов не однократно поднимался на заседаниях Верховного совета ДАССР. В протоколах Верховного совета республики неоднократно отмечается «низкое качество кирпича, не полная загруженность производственных мощностей предприятий «Дагстройматериала», недостаточная обеспеченность арматурой, кровельным железом, оконным стеклом и другими строительными МТР» (Протоколы за 1980 г. Л. 42.; за 1985 г. Л.18.; за 1986 г. Лл.15.101.133.; за 1989 г. Л.4). В этой сложной ситуации выходить из кризиса предприятиям республики помогали налаженные межрегиональные связи на территории Северокавказского экономического района (СКЭР). Для оказания взаимопомощи друг другу предприятиями на территории Юга России были созданы межрегиональные тресты: «Кавказкурортстрой», «Дорспецстрой», монтажное управление «Южстальконструкция», «Закавказспецавтоматика» и другие. Активную помощь строительной промышленности Дагестана оказывал астраханский цементный завод – ныне ОАО «Серебряковцемент», Таганрогское, Новочеркасское, Белокалитвенское, Красносулинское металлургические предприятия Дона, выпускающие сталь, стальной прокат и проволоку, водопроводные и газопроводные трубы, электроды для алюминиевой промышленности, профили и алюминиевый прокат (Аллавердян В.В., 2012). По разнарядке Госснаба СССР и запросам Госснаба ДАССР в республику также поступали из других краев, областей и республик СКЭР различные машины, технологическое оборудование, лесоматериалы, топливо, товары народного потребления (Османов А.И. 2006., С. 304). Поставки последних производились в больших объемах в связи с неблагоприятным положением в этой области внутри республики. Неоднократно Минторговли ДАССР и Дагпотребсоюз привлекались к взысканиям в связи с проявлением «недостаточного влияния на работу промышленных предприятий республики по увеличению производства товаров массового спроса и повышения качества и ассортимента выпускаемой ими продукции» этого блока (Протоколы за 1984 г. Л. 14). Что еще более подчеркивало необходимость в укреплении региональных связей по поставке товаров народного потребления, в которых внутри республики испытывался нарастающий дефицит. Наиболее ярким примером взаимного экономического сотрудничества го времени может служить завод ДагЗЭТО, который для производства своих изделий получал сырье и комплектующие от 236 предприятий страны, в то же время сам поставлял свое электрометрическое оборудование более чем в 1500 организаций. Дагестан отгружал более 40 наименований промышленной продукции, в том числе, сварочные аппараты, сепараторы, насосы, электротермические печи, переключатели, гидрозамки и т.д. (Азизов Г., Магомедов А., 1984). Взаимный обмен продукцией был налажен в этот период с предприятиями машиностроительной промышленности Ростовской области. Так, плоскостные колхозы и совхозы Дагестана приобретали комбайны «Нива» и «Дон» для уборки урожаев, обеспечивались культиваторами, погрузчиками для силоса, а также сельхозоборудованием ростовских машиностроительных заводов «Сальсксельмаш» и «Красный Аксай» (Машстрой. 2012). Для проведения ремонта сельхозтехники и тракторов дагестанские МТО активно пользовались запчастями, производимыми заводами «Ростсельмаш», «Таганрогский комбайновый завод» и «Красный Аксай» (ОАО ТКЗ. 2012). Все эти меры были вызваны тем, что дагестанские предприятия не могли обеспечить спрос населения на промышленные детали, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, их ассортимент признавался недостаточным (Протоколы за 1982 г. Л. 52). Несмотря на все старания руководства, в 80-е гг. ХХ в. Дагестану не удалось полностью обеспечить потребности населения и в продуктах пищепрома. В решении Комиссии Верховного Совета РД по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию за 1981г. подчеркивалось, что «Постановление Бюро Обкома КПСС, Совмина ДАССР, Правления Роспотребсоюза от 17.02.1976 г. «О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации в ДАССР» (Протоколы за 1987 г. Л. 6) осталось не выполненным. В попытке исправить положение, на заседании Президиума Верховного совета РД 6 января 1982 г. было предложено покрыть недостачи по планам текущей пятилетки «путем заключения на добровольной основе договоров между колхозами и трудящимися на закупку у последних излишков сельскохозпродукции, молока и выращивание ими скота для продажи государству» (Протоколы за 1981 г. Л. 10). Оказать помощь в этом районным отделениям обязали республиканское Правление Дагпотребсоюза, но это не привело к ожидаемым результатам. Подводя итог деятельности Минсельхоза РД, и объединений «Дагконсерв», «Дагвино», «Плодоовощхоз», которые должны были «совершать закупки продуктов у населения и расширять торговлю в городах и т.д…», отмечалось, что «вместо запланированных 10% продукции закупили всего 0,5%» (Протоколы за 1983г. Л. 40; за 1987 г. Л. 65). Основной проблемой в обеспечении своим сырьем пищевой промышленности Дагестана в 80-е г. ХХ столетия стала нарастающая «спекуляция сельхозтоварами с целью наживы» (Протоколы за 1987 г. Л. 87). Как не старалось руководство республики, изжить этот предвестник рыночной экономики за все десятилетие не удалось. Поправлять положение в сфере обеспечения продуктами, было решено путем межобластных поставок, в частности, из Астраханской и Ростовской областей. Отмечалось, что этот товарооборот « согласован с Минторговли РСФСР и в бюджете (республики. – Авт.) предусмотрены расходы на завоз картофеля, овощей и другой пищевой продукции» (Протоколы за 1983 г. Л. 40). Частичные поставки по этим статьям бюджета РД производились в 80-е гг. ХХ в. Астраханскими рыболовецко-сельскохозяйственными колхозами (картофель, бахчевые культуры, семена на рассаду), считавшимися «всесоюзным огородом» (Нефедова Т.Г., 2004. С. 12). Кроме того, в Дагестан привозили зерно, крупы и комбикорма с основных элеваторов Ростовской области, впоследствии в 2005 г. вошедших в многоотраслевой холдинг Группу компаний «РостЗерноТранс» (Ростзернотранс. 2012). Также ввозили продукцию большинства Ростовских птицефабрик (ныне Ростовской областной ассоциации «Донптицевод»), и сахаристые кондитерские изделия (халва, козинаки), растительные масла, булочные изделия, уксус Сальского горпищекомбината (ЗАО «Сальский». 2012). Ввоз изделий ростовского машиностроения во многом был обусловлен тем, что большая часть продукции этого направления промышленности в СКЭР в 11–12 пятилетках производилась именно в Ростовской области, в связи с внедрением там автоматизированной системы управления (Гасанов М.А., 1998. С.9.). В этот период, как и позднее, в Дагестан поставлялись комбайны «Дон» и «Нива» производившиеся на заводе «Россельмаш», а также культиваторы, погрузчики-копновозы, стогометатели, дисковые бороны, прицепные устройства к жатке – ростовских промпредприятий «Сальсксельмаша» и «Красный Аксай» (Машстрой, 2012). Крупным поставщиком в ДАССР тканей разного назначения был Шахтинский хлопчатобумажный комбинат. Расширять сеть ТЭЦ нашей республике во многом помогал Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик», чьей основной продукцией и по сей день являются энергетические и отопительные котлы большой мощности, парогенераторы для парогазовых установок, теплообменная и водоподготовительная аппаратура. Беспрерывную деятельность Махачкалинского отделения Северокавказской железной дороги в плане обеспечения магистральными грузовыми и пассажирскими электровозами осуществлял единственный на тот период в РСФСР «Новочеркасский электровозостроительный завод», всегда отличавшийся высокими технико-экономическими показателями, надёжностью, комфортностью, современным дизайном и соответствием мировым стандартам. В свою очередь Дагестан поставлял в края, области и республики СКЭР и других регионов СССР товары вино-водочной, рыбной, консервной и местной промышленности, некоторые виды приборов, машин и оборудования. Следует заметить, что при сложившейся тенденции к определению 80-х г. ХХ в. как, периода «застоя» в сфере экономики, это определение навряд ли применимо к состоянию промышленности в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. За эти годы промышленное производство республики неукоснительно двигалось вперед по нарастающей траектории и только недостаточно продуманные рыночные реформы начала 90-х гг. ХХ столетия привели к изменению тенденции в сторону снижения его объемов. По мнению ряда исследователей, «бурные 90-е гг. прошлого века отбросили Северный Кавказ (особенно три республики – Дагестан, Чечню и Ингушетию) на многие десятилетия назад. Мы вправе говорить, – утверждают они, – о более ярко выраженных процессах деиндустриализации и демодернизации.., к примеру, падение промышленного производства в регионе за период 1991–1999 гг. составило порядка 4,5–5 раза, тогда как по стране в целом – только в 2 раза. Разница ощутимая, качественная. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сепаратистской Чечни и первой чеченской кампании в те годы» (Халидов Д.Ш., 2010. С.24). И все же, исследуемый материал показывает, что положение в регионе не было безнадежным или неисправимым. Безусловно, ситуация в экономике требовала решительного перехода от экстенсивных к интенсивным формам хозяйствования. Но, несмотря на то, что перемены в политической сфере не предоставили возможностей для плавного перехода экономики региона от планового хозяйства к рыночным формам собственности, реформы в экономике Дагестана велись более умеренными темпами в связи с быстро сформировавшимся у населения негативным отношением к процессу разгосударствления и приватизации предприятий. В первую очередь приватизация здесь стала проводиться в сферах торговли и бытового обслуживания, представленных наибольшим числом мелких организаций. К 1994–1995 гг. в Дагестане было приватизировано 33% государственной собственности и на этой основе создано более 260 акционерных обществ (115 в промышленности, 95 в сельском хозяйстве, 25 в строительстве, остальные в торговле, транспорте, фармацевтике и т.д.) (Абдуллаев З.А., 1998. С. 86). Особенностью развития экономики Дагестан стало и то, что здесь многообразие интересов и конфликтов гражданских акторов не получило своего законного отражения в представительских и исполнительных органах власти. В результате оно были вытеснено в тень, легитимируя «теневое право». Как следствие, деформировалась вся система: конфликт финансовых и властных интересов привел к значительному росту коррупции и теневой экономии во многом осложнявшей и осложняющей формирование единого интегративного пространства Дагестана и областей Юга России. Сравнительный анализ субъектов РФ по развитию теневой экономики в 1995–1997 гг. показал, что в этой негативной иерархии первые «строчки», занимают именно республики Северного Кавказа (Лиссволик Я., МакФаркар Р.). Результатом деструктивных тенденций начала 90-х г. ХХ в. стало многократное сокращению в РД за их последнее пятилетие объемов производства промышленных изделий (См.: Османов А.И., 2006. Таб. 1. С.312). Предприятия республики приостанавливали, а иногда и вообще прекращали свою деятельность. Однако потребности населения в том или ином товаре по-прежнему оставались в силе. В этих условиях руководству республики в поисках выхода из кризиса пришлось идти по новому пути, возрождая традиционные контакты с субъектами Юга России в условиях новых экономических и политических реалий. Таблица №1. Наименование продукта производства Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Электроэнергия в млрд. кВт*ч. 4.5 3.3 3.4 4 2.5 2.6 2.8 Металлорежущие станки в шт. 1541 1114 474 133 42 –– 4 Мясо в тыс. тонн 38.1 23.5 15 7.1 5.3 3 3 Консервы в млн. усл. банок 420 321 34.7 124.7 34.1 30.9 23.2 Кондитерские изделия в тыс. тонн 18.7 16.5 5 4.6 3.3 2.5 1.7 Как уже отмечалось экономическое сотрудничество велось на основе «Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» (Документы…), подписанных в результате заключения правительством РД с субъектами ЮФО договоров «О дружбе и согласии» (Кадырова А.С., 2008. С.79). Такой «Договор…» между Республикой Дагестан и Астраханской областью был подписан 11 марта 1997 г. (Договор… док 38). Статья 4 этого договора регламентировала взаимную экономическую деятельность сторон следующим образом: «Стороны будут содействовать созданию на своих территориях благоприятных экономических и правовых условий для совместной предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, сохранению и расширению действующих, установлению и развитию новых прямых связей между органами государственного и хозяйственного управления, учреждениями, организациями и предприятиями независимо от форм собственности и заблаговременно информировать друг друга об экономических решениях, которые могут затрагивать права и законные интересы другой Стороны» (Договор… док. 38). Такая постановка вопроса во много облегчала предприятиям Дагестана и Астрахани поиск точек взаимного соприкосновения. В частности благодаря щедрым дотациям, получаемым республикой из Центра, росту за счет этого оборотных средств в активах хозяйствующих субъектов, был увеличен экспорт промышленной и иной продукции из близлежащих субъектов. В результате Дагестану к 1996–1997 гг. удалось приостановить спад промышленного производства и, пережив дефолт 1998 г, перейти к более стабильному развитию реального сектора экономики. 10 апреля 1997 г. Дагестан подписывает Договор о дружбе и согласии с Ростовской областью, официально узаконивший исконно существующие связи между двумя субъектами Юга России (Договор… док. 39). Подготовка этого договора проводилась при участии З. Абачараева, ставшего впоследствии руководителем Представительства РД в Ростовской области. Это давало возможность дагестанским и ростовским предпринимателям активно включиться в межрегиональный оборот продукции в соответствии с взаимными интересами. А интерес этот был порожден реалиями того времени. Дело в том, что, несмотря на стабильный рост объемов промышленного производства РД во 2 половине 90-х г. ХХ столетия, уровень развития его отраслей не соответствовал, как не соответствует до сих пор, потенциалу республики и потребностям ее населения. В связи с этим, к концу 90-х гг. ХХ в. были восстановлены поставки Ростовских машиностроительных заводов, ОАО «Донтекста» (бывшего шахтинского ХБК), а также «Серебряковцемента» – производителя широко распространённой марки цемента «М200». Подключились к поставкам в Дагестан маслоэкстрактные заводы Ростовской ГК « Юг Руси» – производителя полюбившихся дагестанцам марок подсолнечного масла – «Злато», «Аведовъ» и «Золотая семечка», впоследствии внедрившего на дагестанский рынок широкий спектр пищевых продуктов указанных брендов («Юг Руси». 2012). В ответ дагестанские энергетики, «представленные группой ОАО ТЭК «Дагэнерго» и «Сулакэнерго» посредством мощностей ряда ГЭС, в частности Чирюртовской, Чиркейской, Гергебильской, Ирганайской, вошедших конце 90-х гг. ХХ в. в энергосистему Северного Кавказа» (Дагестан, энц. 2012) приступили к обеспечению Астраханской и Ростовской областей недостающей им электроэнергией. Все же в конце 90-х гг. ХХ в. еще многие предприятия РД вынуждены были перепрофилировать свое производство, сокращать программы выпуска продукции, решать задачи выживания в условиях продолжающегося экономического кризиса. К примеру, сегодня ОАО «Завод им. М. Гаджиева» – одно из предприятий с полным циклом производства, сумевших сохранить технический, производственный и кадровый потенциал. Предприятие производит рулевые машины различных модификаций, поворотные затворы, лебедки, насосы, гидрооборудование, а также судовую и нефтегазовую арматуру. Качество изготавливаемой продукции соответствует мировым стандартам и подтверждается сертификатами Российского Морского Регистра Судоходства, регистрами Германского и Английского Ллойдов, Норвежского Веритаса и центра «Союзсерт» (Папалашов А.Я., 2011. С. 45). Достаточно крупные объемы поставок в Дагестан в конце 90-х – начале 2000 гг. были произведены Ростовскими и Астраханскими предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. В этот список входят мука, макаронные и крупяные изделия ГК «Юг Руси», бахчевые культуры фермерских хозяйств и картонная тара ООО АФТУ Астраханской области (ООО АФТУ. сайт). Крупные поставки куриного мяса в Дагестан под брендами «Индолина» и «Куроедов» с 2004 г. осуществляют Ростовские предприятия «Оптифуд» и «Евродон» соответственно ( Рост. обл. 2012). Безусловно, такая поддержка со стороны соседних регионов только радует, но в то же время, к примеру, анализ состояния пищевой промышленности Республики Дагестан за 1998–2006 гг. показал, что за этот период стоимость произведенной продукции возросла с 2 478 млн. руб. всего на 437,9 млн. рублей, тогда как в целом по промышленности наблюдается рост с 10 774 млн. руб. (1998 г.) до 46 962 (2006 г.), т.е. почти в 3 раза (Акутаев С.Г., 2008. С.73). Таким образом, становится понятно, что широкий ввоз продукции других регионов, по сути, тормозит развитие дагестанской пищевой промышленности. Следует отметить тот факт, что несколько иную форму приобретают взаимные экономические контакты рассматриваемых регионов в первой половине 2000-х гг. В целом, это связано с тем, что в конце 90-х – начале 2000-х гг. ряд направлений промышленности Дагестана вышел на новый уровень. Так в электроэнергетике удалось обеспечить ввод новых генерирующих мощностей. Используя имеющиеся возможности, отрасль в 1999–2002 гг. развивалась достаточно стабильно, увеличив объем производства почти в 2 раза. На данном этапе она обеспечивает полностью республику собственной электроэнергией и поддерживает достаточно низкие тарифы, что является положительным фактором развития экономики республики в целом. Добыча нефти в 2002 г. составила 337,2 тыс. тонн, естественного газа –589,8 млн. куб. м.(77,4%). Существенных изменений в динамике производства отрасли в 1999–2002 гг. не наблюдалось, относительно предыдущего периода соответственно (т.е. за 1995–1998 гг. объем продукции увеличился на 2,1%) (Дагестан – крат. хар. 2012). Перспективы же развития топливной промышленности Дагестана связаны, прежде всего, с освоением новых месторождений нефти и газа, а также вводом в действие нефтеперерабатывающего завода в г. Махачкале мощностью 500 тыс. тонн в год. Начиная с 1999 г., в машиностроении и металлообработке наблюдается рост объемов производства. В 2002 г. предприятия машиностроительного комплекса увеличили объемы производства на 74% и выпустили товарную продукцию на 866,3 млн. рублей. В сравнении с 1998 г. объем производства увеличился в 16 раз. Рост достигался за счет увеличения объёмов государственного оборонного заказа, изготовления и расширения ассортимента продукции производственно-технического назначения и увеличения объемов бытовых услуг. Легкая промышленность в республике, насчитывающая 28 крупных и средних предприятий, а также более пятидесяти мелких фирм, отдельных цехов и участков, выпускает достаточно большой ассортимент продукции, в том числе: хлопчатобумажную и шерстяную пряжу, ткани, ковры и ковровые изделия, чулочно-носочные изделия, постельное бельё, платья, сорочки, брюки, обувь и т.д. (Дагестан – кр. хар. 2012). Однако, ее минусом являлось то, что швейная промышленность республики была сориентирована в основном на выполнение государственных заказов для учреждений социальной сферы, силовых ведомств и т.д. На потребительский рынок Дагестана продукция практически не поставлялась. В то время как в советский период около половины продукции, вырабатываемой предприятиями легкой промышленности ДАССР, поставлялось на внутренний рынок. В этих условиях, приоритетной задачей для современного руководства республики можно считать развитие производства импортозамещающих товаров легкой промышленности на предприятиях отрасли для удовлетворения потребностей населения. В целом, среди основных проблем развития промышленности Дагестана следует отметить высокую степень изношенности основных фондов (60%), нехватку оборотных средств, недоступность банковских кредитов, нехватку квалифицированных рабочих кадров. Но даже несмотря на это Дагестан по-прежнему остается поставщиком в Ростовскую и Астраханскую области овощных, плодово-ягодных консервов, морепродуктов, виноградных и игристых вин, шампанского, коньяков, а также целого перечня промтоваров, в частности электроутюгов, лакокрасочных материалов в мелкой таре и т.д. (Информация.., 2012). Особым спросом у жителей областей Юга России пользуются ювелирные изделия дагестанских мастеров и декоративные предметы народных промыслов Дагестана. В 2009 г. рынок сбыта Юга России наполнился продукцией ОАО «Кизлярагрокомплекс» под новым брендом – «Дарман», а в марте начала функционировать торговая сеть в г. Астрахань (Ист. справка. 2011). Год спустя представительством РД в РО было оказано содействие ОАО «Кизлярагрокомплекс» в продвижении мясо-молочной продукции под маркой «Дарман» для населения Ростовской области. Его работники направили в адрес главы Администрации области письмо с просьбой рассмотреть, в рамках действующего Соглашения между администрацией Ростовской области и правительством Республики Дагестан о торгово-экономическом сотрудничестве, вопрос о размещении 30 фирменных ларьков ОАО «Кизлярагрокомплекс» для реализации их продукции (Отчет. 2012). Эта инициатива была встречена положительно, и сегодня продукцию «Дарман» можно приобрести во всех крупных супермаркетах Ростовской области. По словам представителя фирмы Якубова Я.М.: «В неделю из Кизляра в Ростов-на-Дону совершается два-три рейса с нашей продукцией… поэтому мы рассчитываем на оборот в 15 млн. рублей в месяц» (Якубов Я.М., 2012). В свою очередь Представительством было оказано содействие ЗАО «Дон-Вига» (г. Ростов-на-Дону), в поиске партнеров в Республике Дагестан по реализации материалов для строительства и монтажа средств связи. Также, работники постпредства в РО приложили значительные усилия для широкой рекламы варочно-отопительной печи «Фазенда», выпущенной Каспийским заводом «Точной механики», как среди индивидуальных покупателей, так и в организациях и фирмах. Как уже отмечалось, сотрудничество между бизнесменами Дагестана и областей Юга России в начале XXI столетия развивается уже по большей части в рамках инвестиционных проектов. Примером может послужить сотрудничество государственных и частных структур РД с ЗАО «ДонТекс» — единственным текстильным комбинатом юга России, имеющим в своем ассортименте: пряжу трикотажную и ткацкую различных смесовых составов и линейных плотностей; ткани сорочечные, плательные, бельевые, мебельные, сувенирные, специального и военного назначения, производимые в отбеленном, гладкокрашеном, набивном и пестротканом видах, столовое и постельное белье, дамскую и детскую одежду, сувенирную продукцию, а также продукцию с ручной вышивкой и уникальными рисунками трафаретной художественной печати. Именно в цехах комбината изготавливают ткани, из которых шьют форменную одежду государственным министерствам и крупным ведомствам, в частности МВД, ФСБ, МЧС, Министерству обороны, ОАО «РЖД» и др. (Жукова Е.А., Стукалова И.О., 2010), в том числе и в нашей республике. Начиная с 2010 года в г. Дагестанские Огни реализуется инвестиционный проект «Модернизация цеха узкогорлой тары и строительство нового цеха по производству стеклотары, отвечающей евростандарту», инициатором которого является ООО «Дагестан Стекло Тара». Объемы его производства за 9 месяцев текущего года составили 257,5 млн. рублей, а поставки готовой продукции идут в Волгоградскую, Саратовскую, Ростовскую области, в Краснодарский край (закупающие 35 млн. ед. в год) (В Дагестане.., 2012). Помимо этого, с Дагогнинским стекольным заводом сотрудничают почти все местные предприятия-производители консервов, а также самый крупный северокавказский поставщик – ОАО «Денеб». В целом можно отметить, что сотрудничество в области промышленности между Астраханской, Ростовской областями и Республикой Дагестан за весь изучаемый период носило весьма оживленный характер. Даже экономические неурядицы 90-х гг. ХХ в., во многом связанные с общим упадком покупательной способности предприятий и населения, обусловленным общим переходом экономики РФ на новые методы и формы хозяйствования, привел лишь к временному ослаблению, а не полному их разрыву. Подчеркнем, что тесноту хозяйственных связей на юге России во многом определяют своеобразие географического положения, исторические традиции и другие факторы. Развитие межсубъектного сотрудничества происходило и происходит в целях сбалансированного обеспечения всех регионов Северного Кавказа достаточно недорогой продукцией, завозимой из соседних государственных образований, и взаимовыгодного экономического развития. В то же время необходимо учитывать, что, несмотря на то, что культурные и социальные особенности региона, которые гипотетически способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, тесного промышленного сотрудничества и т.д., существующие на сегодняшний день инвестиционные механизмы и институты коррумпированы и забюрократизированы. В этой связи республиканские инвестиционные программы, как и федеральная целевая программа « Развитие юга России», не дают ожидаемых положительных результатов. Пожалуй, на сегодня это наибольшая проблема, которую предстоит решать руководству РД в рамках расширения промышленного и иного сотрудничества на юге России. Но даже, несмотря на это, современное состояние межрегиональной экономической интеграции наглядно подтверждает тезис о поступательном развитии промышленного взаимодействия в рамках изучаемых регионов.

A S Khalilova

Email: kadja.ol@mail.ru

  • XXVI съезд Коммунистической Партии Советского Союза. 23 февраля – 3 марта 1981г. Стенографический отчет. [В 2 т.] Т. 1. – М.: Политиздат, 1981. – 382 с.
  • Абдуллаев З.М. Акционерная собственность в промышленности Дагестана // Дагестан: экономические отношения, собственность, элиты. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН,1997. С.79–96.
  • Азизов Г., Магомедов А. С маркой ДагЗЭТО // Дагестанская правда. 5 февраля 1984.
  • Аллавердян В.В. Экономико-географическая характеристика Ростовской области. [Электронный ресурс] // Сайт «Инвестиционный консалтинг». /URL: http://www.i-con.ru/region/distinct/d87/ (дата обращения 8. 12.2012).
  • Акутаев С.Г. Анализ состояния производственных ресурсов пищевой промышленности России и Дагестана на основе статистических данных и эконометрических моделей // Фундаментальные исследования. М.: Наука, 2008. № 11. С.72–76.
  • В Дагестане построен современный цех по производству стеклотары [электронный ресурс] // Сделано у нас (социальная сеть) / URL: http://sdelanounas.ru/blogs/25053/ (дата обращения 29.10.2012.)
  • Гасанов М.А. Транспорт в региональном народнохозяйственном комплексе. М.: Наука, 1989. 92с.
  • Дагестан – краткая характеристика региона [электронный ресурс] // Обучающий сайт / http://works.tarefer.ru/17/100094/index.html (дата обращения 17.09.2011.).
  • Дагестан. Энциклопедический очерк [электронный ресурс] / URL: http://newsruss.ru/doc/ (дата обращения 14.07.2012.).
  • Договор о дружбе и согласии с Астраханской областью // Текущий ведомственный архив Министерства по национальной политике, делом религий, информации и внешним связям Республики Дагестан (далее ТВА Миннаца РД) Папка 4-02. Док. 38 от19.03.1997г.
  • Договор о дружбе и согласии с Ростовской областью // ТВА Миннаца РД. Папка 4-02. Док. 39 от 21.04.1997 г.
  • Документы о сотрудничестве РД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан / URL: http://www.minnaz.ru/documentyi_o_sotrudnichestve (дата обращения 29.10.2012.).
  • Жукова Е.А., Стукалова И.О. Единственный и неповторимый // Наше время (газета) Ростов-н/Д, 10 июня 2010. № 192.
  • ЗАО «Сальский» Горпищекомбинат [Электронный ресурс] // Сайт «Про-питание.ру» / URL: http://www.salskpk.pro-pitanie.ru/about.htm (дата обращения 6.07. 2012).
  • Информация о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Ставропольским краем Российской Федерации. [электронный ресурс]. //Официальный сайт Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан/ URL:http://www.minnaz.ru/news_open.php?id=329 (дата обращения 29.10.2011.)
  • Иншаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: методологические и методические проблемы формирования. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. – 96 с.
  • Историческая справка ОАО «Кизлярагрокомплекс» [электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «Кизлярагрокомплекс» / URL :http://darman.ru/about (дата обращения 29.10.2011.).
  • Итоги XXVI съезда КПСС и задачи Дагестанской областной партийной организации, вытекающие из решений съезда и доклада генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева // Дагестанская правда. 13 марта 1981.
  • Кадырова А.С. Политические, экономические и культурные взаимоотношения Республики Дагестан с республиками Северного Кавказа в 1980–2000 годы. Дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2008. С. 162.
  • Лиссволик Я., МакФаркар.Р. Теневая экономика в российских регионах. Специальный доклад //Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1997 г. IV: Пер. с англ. М., 1998. [электронный ресурс] / аналитический сайт «Бюджетная система РФ»/ URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/recep/1997/4/rcpb199740000unec/rcpb199740000unec000.htm
  • Машиностроение Ростовской области [электронный ресурс] // Информационный сайт Росдон.ру./ URL:http://rosdon.ru/info/index3.php (дата обращения 6.07. 2012).
  • Мирзабеков М.Я., Османов А.И. Дагестан в 80-е годы ХХ века //История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. Ред. Османов А.И. / В 2т. Т.2. Гл.11. – Махачкала: Юпитер, 2005. С. 521–607.
  • Нефедова Т.Г. Социально-экономический портрет Астраханской области // География (газета). М., 2004. № 41. С. 12.
  • ОАО «Таганрогский комбайновый завод» [электронный ресурс] // Официальный сайт ООО ТКЗ./ URL: http://aotkz.ru/ (дата обращения 18.08.2012).
  • ООО АФТУ [Электронный ресурс]//Сайт Объединенных бумажных фабрик / URL: http://www.ukobf.ru/?page=astr (дата обращения 03.11.2012).
  • Османов А.И. Дагестан в ХХ веке: исторический опыт регионального развития [В 2 кн.] Кн 1. – Махачкала: Юпитер, 2006. – 600с.
  • Отчет о деятельности представительства РД в РО [электронный ресурс]. //Официальный сайт Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан/ URL: http://www.minnaz.ru/news_open.php?id=796 (дата обращения 29.10.2012).
  • Папалашов А.Я. ОАО «Завод им. Гаджиева»: настоящее и будущее // Научный мир. Махачкала.2011. № 3.С.45–48.
  • Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.07.1983 № 659 О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы [Электронный ресурс] // Российский правовой портал «Семерка»/ URL: http://law7.ru/base19/part2/d19ru2177.htm (дата обращения 18. 12.2012).
  • Производство и реализация брендированной пищевой продукции [электронный ресурс] //Официальный сайт Агропромышленной группы компаний «Юг Руси» / URL: http://newsruss.ru/doc/ (дата обращения 14.07.2012).
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1980 г. // Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф.352-Р. Оп.41.Д.19.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1981 г. // ЦГА РД. Ф. 352-Р. Оп. 41.Д.42.
  • Протоколы заседаний Верховного Совета ДАССР за 1982 г. // ЦГА РД. Ф. 352-Р., Оп.41. Д. 83.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1983 г. //ЦГА РД. Ф. 352-Р. Оп. 41.Д. 102.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1985 г. // ЦГА РД. Ф.352-Р. Оп. 41. Д.125.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1986 г. // ЦГА РД. Ф.352-Р. Оп.43.Д.56.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1986 г. // ЦГА РД Ф.352-Р.Оп.43.Д.57.
  • Протоколы заседаний Верховного совета ДАССР за 1989 г. // ЦГА РД. Ф.352-Р. Оп.52. Д.105.
  • «РостЗерноТранс» Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.rztdon.ru/transshipment (дата обращения 6.07. 2012).
  • Ростовская область. Компания "Оптифуд" разработала для своей продукции марку «Куроедов» [электронный ресурс].// Специализированный сайт meat.su: весь мясной рынок России/ URL: http://www.meat.su/?news/industry/details/687 (дата обращения 15.06.2012).
  • Умаханов М.-С. И. Быть активным бойцом партии // Дагестанская правда. 12 декабря 1980.
  • Умаханов М.-С. И. Высокая награда зовет к новым свершениям // Дагестанская правда. 12марта 1981.
  • Халидов Д.Ш. Кризис на Северном Кавказе: что делать? // Круглый стол «Проблемы СКФО». М.: Научный эксперт, 2010. С. 5–54.
  • Якубов Я.М. Дарман» пришел на ростовский рынок [электронный ресурс] // Официальный сайт Представительства РД в РО / URL: http://www.dagpred-161.ru/index.php?option=com_jevents&task=icalrepeat.detail&evid=97&Itemid=49&year=2011&month=06&day=22&uid=62a79c08d31b630a12b6d508483191d7&catids=22|23 (дата обращения 29.10.2012)

Views

Abstract - 310

PDF (Russian) - 210

PlumX


Copyright (c) 2013 Khalilova A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.