OBRAZETs SLUZhENIYa VYSOKOMU PRIZVANIIYu (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya A.R. Kachmasova)

Cover Page

Abstract



Когда размышляешь об истории просвещения в Дагестане в новое и новейшее время, о впечатляющем прогрессе системы общего и профессионального образования, воспитания детей и молодежи, естественно, задумываешься – воздаем ли мы должное поистине самоотверженным, благородным делам и памяти десятков и сотен энтузиастов, прекрасных мастеров педагогического труда, разных поколений и национальностей, внесших выдающийся вклад в развитие культуры народов нашего горного края? К сожалению, объем журнальной статьи не позволяет даже перечислить их имена. Тем не менее, не могу не упомянуть имена и фамилии некоторых из них. Это Абдукадыр Алкадарский, Абдуллатип Салимханов, Асадула Насиров, Саид Омаров, Абдулкадыр Дандамаев, Георгий Мустанов, Августин Скрабе, Петр Егоров, Хайрулла Гаджиев, Мирза Темирханов, Александра Тучкова, Валентина Криштопа, Магомед Махатилов, Булач Гаджиев… К этой замечательной плеяде деятелей просвещения принадлежал и Абдулла Рустамович Качмасов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Абдулла Рустамович Качмасов родился в 1912 г. в сел. Баршамай Кайтаго-Табасаранского округа (ныне Кайтагский район Республики Дагестан) Дагестанской области в трудовой крестьянской семье. Светской школы в ауле еще не было, и Абдулла, как и многие сверстники, приобщился к грамоте, образованию в традиционной мусульманской школе, а затем в 1924 г., в двенадцатилетнем возрасте поступил в Маджалисскую общеобразовательную школу I-й ступени. Окончив ее, Абдулла Качмасов продолжает учебу в Дербентской школе II-й ступени с педагогическим уклоном. В начале сентября 1930 г. юного педагога направляют в Дахадаевский район, где он несколько месяцев работает в аппарате районного отдела народного образования. Это было время повсеместного ускоренного введения всеобщего обязательного начального обучения детей и бурного развития школьной сети в республике. В короткий срок открылись школы в большинстве аулов Кайтагского района, в том числе в родном селе Качмасова – Баршамае. Абдулла Рустамович становится учителем Баршамайской общеобразовательной школы I-й ступени. Через некоторое время Абдуллу Кочмасова назначают заведующим начальной школы сел. Лища Кайтагского района. Уже в те годы молодой педагог-комсомолец Абдулла Качмасов обратил на себя внимание не только серьезным отношением к организации учебно-воспитательного процесса в школе, но и плодотворной работой с родительской общественностью, активным участием во всей многообразной жизни села. Дагестанский аул, как и вся советская деревня, переживала сложный период своей истории. Шел процесс коренных социально-экономических преобразований, радикальных изменений в общественных отношениях, связанных с форсированным осуществлением сплошной коллективизации. Жизнь диктовала необходимость учета своеобразия условий многонациональной республики, в частности, осуществления реальных мер для преодоления явно обозначившегося к началу 30-х гг. отставания Дагестана по уровню грамотности и образования не только от центральных районов страны, но и большинства соседних автономных образований Северного Кавказа. XVI съезд ВКП(б) (26 июня–13 июля 1930 г.), принял решение о всемерном ускорении темпов культурного строительства в стране и объявил, что введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидация неграмотности являются «боевой задачей партии на ближайший период». В соответствии с решением партийного съезда государственное и партийное руководство Дагестана определило не только жесткие сроки полного введения всеобщего начального обучения детей и подростков (не позднее 1932–33 учебного года), но проведение с осени 1931 г. массовой компании чрезвычайного характера – культсанштурма, имевшего целью ликвидацию в короткий срок неграмотности населения, повышение его общей и санитарной культуры. О масштабах этого мероприятия можно судить по тому, что всего за пять месяцев (ноябрь 1931 – март 1932 гг.) более 150 тыс. дагестанцев ликвидировали свою неграмотность и малограмотность. Внушительный успех культсанштурма был обеспечен прежде всего благодаря самоотверженной, безвозмездной просветительской работе сотен энтузиастов просвещения, в особенности, дагестанского учительства. Абдулла Рустамович Качмасов был одним из самых активных участников культсанштурма. В характеристиках, выданных руководителями Кайтагского районного штаба культсанштурма и отдела народного образования, высоко оценивалось не только непосредственное участие Качмасова в работе по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых, но и его методическая помощь культармейцам, организаторская деятельность. Самоотверженный труд молодого педагога был отмечен первой государственной наградой – Почетной грамотой ЦИК ДАССР. Абдулле Качмасову уже в годы молодости было присуще чувство большой личной ответственности за порученное дело, сочетающееся с незаурядными организаторскими способностями, высокой культурой общения с людьми. Занимая последовательно должности рядового учителя, заведующего начальной школой, школой колхозной молодежи (ШКМ), методиста районо, завуча и директора Маджалисской неполной средней школы, он становится заметной фигурой в педагогическом коллективе, уважаемым человеком среди родительской общественности района. Однако Качмасов Абдулла Рустамович чувствовал, что для успешной работы на педагогическом поприще необходимо совершенствовать свое общее и профессиональное образование. В 1939 г. он успешно оканчивает Дагестанский двухгодичный учительский институт. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну, вступление в ряды сражающейся Красной Армии тысяч дагестанских учителей серьезно осложнили положение дел в системе образования, в работе общеобразовательной школы. Необходимо было срочно подготовить замену ушедшим на фронт педагогам. В городах, многих районных центрах республики открылись краткосрочные курсы по подготовке учителей, преимущественно, из вчерашних старшеклассников, еще не подлежащих призыву в Красную Армию, и из лиц, освобожденных от педагогической работы в предвоенные годы из-за недостаточного образовательного уровня и профессиональной квалификации. Абдулла Рустамович Качмасов по состоянию здоровья не мог быть призван в Армию. Он совмещает напряженную работу в школе с преподавательской деятельностью на учительских курсах при Маджалисской средней школе. В апреле 1943 г. Абдулла Рустамович назначается заведующим отделом народного образования Кайтагского района. На этой ответственной должности в суровое военное время особенно ярко проявились организаторские способности, незаурядный педагогический талант Качмасова. Сохранить контингент учащихся общеобразовательных школ, не допустить срыва в учебно-воспитательном процессе в условиях резкого ухудшения материально-технической и учебной базы образования при сокращении численности и снижении профессиональной квалификации педагогических кадров, острой нехватке рабочих рук во всех сферах народного хозяйства, возросших трудностях в материальных условиях жизни народа – эти и многие другие вопросы поглощали все внимание и время руководителя отдела образования, держали его в постоянном напряжении. Несмотря на огромные трудности военного времени, все общеобразовательные школы Кайтагского района продолжали функционировать. Школа, дети ощущали постоянную заботу государства, общественности. Колхозы и колхозники выделяли из своих скудных запасов зерно, другие продукты растениеводства, а также животноводства, денежные средства на организацию горячих завтраков для школьников, приобретение одежды и обуви нуждающимся. По инициативе и при деятельном участии заведующего районо в 1943 г. в сел. Санчи Кайтагского района был открыт детский дом, где воспитывались и обучались несколько сот детей фронтовиков и детей-сирот. Это был один из многих детских домов республики, находившихся на полном государственном обеспечении. Абдулла Рустамович уделял много внимания Санчинскому детдому № 13, заботился, чтобы детям воинов Красной Армии и детям, оставшимся без родителей, были созданы необходимые условия для жизни и учебы. Заведующий отделом образования хорошо понимал, что для бесперебойного функционирования средних и неполных средних школ большое значение имеет отлаженная работа пришкольных интернатов. От работников районо он требовал, чтобы при проверке состояния учебно-воспитательной работы таких школ они не упускали из поля своего внимания – каково положение дел в пришкольных интернатах, как живут и питаются воспитанники из других селений, в которых еще не было школ повышенного типа, какие условия созданы для их учебы и досуга. Отмечу, что в годы войны, как и в предвоенные годы, да и в послевоенный период, в республике функционировала сеть таких интернатов. Значительная часть расходов на их содержание также брало на себя государство. Всего за один год руководства Абдуллы Рустамовича Касмасова в работе небольшого аппарата районного отдела образования, деятельности школ, в налаживании дела подготовки и повышения квалификации педагогических кадров произошли существенные позитивные изменения. Сократился отсев учащихся, повысилась их успеваемость, в школах усилилась борьба с второгодничеством. В школах района, несмотря на трудности, в основном, своевременно проводились ремонтные работы, во многих школах были созданы учебно-опытные участки, что служило подспорьем в организации горячих завтраков, улучшилась работа школ с родительской общественностью. По важнейшим показателям учебно-воспитательного процесса Кайтагский район занял передовые позиции в республике. На это обратило внимание государственное и партийное руководство республики. В конце 1944 г. «за успешную, самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей» советское правительство наградило орденами и медалями СССР 32 учителя и работника органов народного образования Дагестана. Среди удостоенных высоких государственных наград был и заведующий Кайтагским районо Абдулла Рустамович Качмасов. Он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Не простыми были для заведующего Отделом народного образования и первые послевоенные годы. Предстояло в короткий срок обеспечить полное выполнение всеобщего обучения детей в общеобразовательной дневной школе, восстановить и развить работу по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения, восстановить пострадавшую в годы войны материальную базу учебных заведений, резко усилить работу по повышению квалификации учительских кадров, добиться улучшения материальных условий жизни школьников путем вовлечения в оказание помощи школам колхозов, общественности, усовершенствовать уровень методической работы среди учителей, особенно приезжих, незнакомых с условиями работы в нерусской школе. В конце 40-х гг. в связи с повсеместным введением прерванного войной всеобщего семилетнего обучения детей, необходимо было существенно расширить сеть пришкольных интернатов, чтобы создать условия для учебы выпускникам начальных школ маленьких аулов, где не было возможности открыть неполные средние и средние школы. Абдулла Рустамович прилагал большие усилия, уделял много времени решению проблемы охвата семилетними и средними школами всех окончивших четвертые классы, добивался расширения сети и увеличения контингентов воспитанников пришкольных интернатов, мобилизовывал с помощью сельского, районного актива средства из различных источников для пополнения фонда всеобуча, организации горячих завтраков для школьников. Свой высокий авторитет Качмасов разумно использовал для привлечения средств колхозов, общественности, активизации трудоучастия селян в инициативном строительстве школьных зданий. В годы работы Качмасова заведующим отдел народного образования Кайтагский район не раз выходил победителем в республиканском соревновании за лучшую подготовку школ к новому учебному году и награждался переходящим Красным Знаменем. В течение ряда лет Абдулла Рустамович Качмасов избирался депутатом районного Совета и членом президиума его исполкома. Избирался он членом райкома ВКП(б) и его бюро. Заведующий районо постоянно разъезжал по аулам, оказывал помощь руководителям школ, учителям, встречался с председателями сельских советов, правлений колхозов, рядовыми жителями сел и обсуждал с ними наболевшие вопросы учебной и воспитательной работы с детьми. Того же он требовал от работников аппарата отдела народного образования – школьных инспекторов и методистов педкабинета. Руководители Министерства просвещения республики, его научно-методических учреждений ставили в пример работу Кайтагского районо, его заведующего. Опыт работы районо, педкабинета, лучших школ района изучался специалистами Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения ДАССР, Академии педагогических наук РСФСР. Выступая на II съезде учителей Дагестанской АССР (август 1950 г.), старейший дагестанский ученый-педагог, директор Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения республики С.М. Омаров говорил, что деятельность заведующего отделом народного образования Кайтагского района может служить образцом для других руководителей местных органов образования. Он отметил, что Кайтагский районо работает как хорошо налаженный часовой механизм. Поистине трогательную заботу проявлял Абдулла Рустамович Качмасов о приезжих русских и русскоязычных педагогах. Видный деятель образования, опытный методист, много лет проработавшая в Научно-исследовательском институте школ, автор ряда учебников по русскому языку для нерусских школ и методических пособий П.В. Виноградова, изучавшая работу Кайтагского районо и педагогического кабинета, писала в «Дагестанской правде» о том, каким вниманием и заботой окружены в районе приезжие молодые учителя. При распределении молодых учителей здесь «внимательно учитывают и подготовку прибывшего, и условия, при которых были бы обеспечены для него товарищеская помощь с первых шагов педагогической деятельности. Молодой учитель остается предметом их (заведующего районо А.Р. Качмасова и заведующей ройпедкабинетом Н.К. Сериковой. – Авт.) внимания на протяжении всего учебного года. Здесь широко популяризуется опыт работы лучших учителей через открытые уроки, путем обмена опытом на кустовых методических объединениях, показа лучших образцов преподавания в райпедкабинете» (Дагестанская правда. 1950. 5 февраля). Автору статьи не понаслышке известно, что в самом конце 40-х – начале 50-х гг. Абдулла Рустамович Качмасов получал письма многих учителей, уехавших из района, отработав положенный срок, на место постоянного проживания. В письмах содержалась искренняя признательность за то, что в трудные послевоенные годы в Кайтагском районе им создавались необходимые условия для работы и безбедной жизни. Учителя писали, что все годы работы были окружены заботой и вниманием коллег и населения. В 1952 г. Абдулла Рустамович Качмасов был награжден орденом «Знак Почета». Предметом большой заботы заведующего районо являлось повышение уровня профессиональной квалификации работников образования. В меру своих возможностей он создавал благоприятные условия учителям, повышающим свою квалификацию путем заочной учебы в педагогических вузах и училищах. И сам всю жизнь учился. Абдулле Рустамовичу был свойственен постоянный поиск новых, прогрессивных приемов педагогической работы, он всячески поддерживал и поощрял инициативы отдельных учителей и школьных коллективов по повышению качества обучения детей и уровня воспитательной работы. Лучшие руководители и учителя школ Кайтагского района часто выступали с докладами об опыте своей работы на республиканских и общероссийских педагогических чтениях, публиковали статьи в периодических изданиях и сборниках материалов, издаваемых Научно-исследовательским институтом школ и Институтом усовершенствования учителей Министерства просвещения Дагестанской АССР. Свой высокий авторитет в педагогическом коллективе района, искреннее уважение родителей учащихся, известность в педагогической общественности республики Абдулла Рустамович Качмасов завоевал необычайной осведомленностью во всех вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения, профессионализмом, неутомимой работой над совершенствованием своей квалификации. Хорошо помню, будучи уже аспирантом Дагестанского филиала АН СССР, мне не раз доводилось беседовать со своим учителем и наставником Абдуллой Рустамовичем и видеть, как успешно завершал он заочно высшее образование в республиканском педагогическом институте. Ему было тогда 40 лет и работал он директором крупной Санчинской семилетней школы Кайтагского района. Замечательному педагогу, организатору образования Качмасову Абдулле Рустамовичу не суждено было прожить даже до 50 лет, но прожил он жизнь чрезвычайно насыщенную неутомимым творческим трудом на одном из самых благородных и важных для общества поприщ. Многочисленные ученики, земляки Качмасова с глубокой благодарностью и искренней признательностью чтут память известного педагога и общественного деятеля, посвятившего всю свою сознательную жизнь верному служению высокому призванию – делу образования и воспитания подрастающего поколения. Государство высокого оценило вклад Абдуллы Рустамовича Качмасова в развитие образования, воспитание детей и молодежи, самоотверженную деятельность в других сферах жизни Кайтагского района и республики. А.Р. Качмасов был награжден двумя орденами, несколькими медалями, а также Почетными грамотами ЦИК и Президиума Верховного Совета ДАССР. Баршамайской средней общеобразовательной школе Кайтагского района, школе села, где родился и работал учителем известный педагог, присвоено имя Абдуллы Рустамовича Качмасова.

G Sh Kaymarazov

Views

Abstract - 194

PDF (Russian) - 199

PlumX


Copyright (c) 2012 Kaymarazov G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/