ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Обложка

Аннотация



На протяжении исторического развития общества семья не раз переживала кризисы, связанные с социально-экономическими и политическими изменениями. Особую роль в трансформации семьи играла церковь и государство. Как отмечает известный социолог П.А. Сорокин роль государства и церкви в деле изменения форм семьи и брака – сама собой очевидна, так как через различные законы о разводе, имущественных отношениях они давили на нее и способствовали ее трансформации, в результате чего семья начала терять ряд своих основных функций: она ослабляется как принудительный союз супругов, основанный на власти мужа, она ослабляется как авторитарный союз родителей и детей, основанный на власти первых; ограничиваются ее воспитательски-опекунские функции, она атрофируется как хозяйственный центр (Сорокин П.А., 2008. С. 471–472). Эти явления, протекающие в функционировании семейных группировок расцениваются П.А. Сорокиным как кризис института семьи. Перечисленные им кризисные явления характерны для традиционной семьи, основанной на патриархальной власти и авторитаризме. То, что происходит в России на современном этапе – вполне закономерный процесс, вызванный коренными переменами во всех сферах общественной жизни страны. Однако рассматривать трансформационные процессы в семейно-брачной сфере российского общества только лишь с позиции социально-экономических и политических преобразований эпохи реформирования на пути перехода от социалистической системы функционирования общества и государства к капиталистической, было бы, на наш взгляд, не совсем верно, так как изменения в функционировании семьи в России начались еще задолго до распада СССР и являются следствием институциональной трансформации семьи, в процессе которой значительную роль играет трансформация формальных норм и правил, регулирующих сферу семейного поведения и семейных отношений. Изменение общественных институтов, отмечает Т.И. Заславская, служит прямым и непосредственным результатом, как реформ, так и спонтанных общественных трансформаций (Заславская Т.И., 2004. С. 103). Трансформация институциональной системы способна привести к изменениям социетального характера, в результате которых произойдет смена социетального типа общества. Но такой результат возможен при условии глубокой институциональной трансформации. В связи с этим представляется важным выяснить, насколько глубокими, а не внешними, поверхностными являются изменения в функционировании института семьи в современном российском обществе в результате его трансформации. Важность ответа на данный вопрос объясняется тем, что глубокие социетальные изменения возможны только при серьезных глубоких изменениях в базовых социальных институтах, к которым, как известно, относится институт семьи. Институт семьи в российском обществе и его развитие характеризуются неоднократным вмешательством государства в частную жизнь его граждан, что само по себе представляется вполне закономерным процессом регулирования семейных отношений, однако, характер этого вмешательства не всегда носил логическую последовательность и обусловленность, а также соответствие сложившимся традициям и нормам в сфере семейно-брачных отношений общества. Более того, оно было направлено на их изменение в соответствии с провозглашением новой идеологии развития общества. Однако история показывает, что проводимые «сверху» действия реформаторского характера со временем возымели свое действие, что мы сейчас покажем, проанализировав становление семьи советского типа в процесс ее трансформации на современном этапе в рамках изучения трансформации формальных правил семейных отношений. Достаточно глубокий анализ того, как складывалась модель русской семьи на протяжении развития российского общества в переломные периоды, дан в статье Шанталь Курильски-Ожвен «Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи» (Шанталь Курильски-Ожвен, 1995. С. 155–168). Модель русской семьи складывалась на основе трех составляющих: культурной модели общества, религиозной модели и правовой модели. Формирование модели русской семьи прошло три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский, который еще не завершен и его контуры не совсем ясны. Мы не будем останавливаться подробно на каждом из этапов, а осветим лишь волнующий нас вопрос характера содержания семейных отношений в структуре семейно-брачных отношений, за точку отсчета взяв русскую патриархальную семью, которая эволюционировала по направлению формирования эгалитарной семьи, процесс формального оформления которой завершился с принятием в 1993 г. новой Конституции России, в которой было провозглашено равенство мужа и жены, а также семейно-брачных прав и обязанностей. Основной чертой русской культурной модели, которая являлась основой семейной модели, являлось «семейное родство» и «острое чувство человеческого гнезда», «инстинкт родства», что отличало сильно западную модель семьи от русской (Шанталь Курильски-Ожвен, 1995. С. 156). При этом именно единство рода выступало более важным, чем сама личность, которая растворялась и поглощалась родом. Материнство и семья выступали важными чертами русской культурной модели, что в совокупности с другими особенностями (мужские и женские роли не так четко и твердо определены, как на Западе, и присутствовала известная степень солидарности в распределении разных работ; наличие свободных семейных союзов, не оформленных официально, как в крестьянской среде, так и в среде интеллигенции, возможность развода, хоть и осложненная различными процедурами; раздельное имущество супругов, большое значение ценности любви и духовности в системе семейных отношений) позволило ученым сделать вывод о том, что русский патриархат нельзя назвать классическим патриархатом, который отличал систему организации семейно-брачных отношений на Западе, с чем исследователи и связывают достаточно сложную борьбу по уравнению прав между полами, протекавшую на Западе. По мнению М.В. Рабжаевой, внутрисемейные отношения, основанные на патриархальных принципах, во многом сохраняли традиционные черты к началу XX в., в том числе среди дворянства и интеллигенции, и даже среди образованных людей индивидуализм, соблюдение частного пространства личности не были распространенной практикой (Рабжаева М.В., 2004. С. 90). Культ матери и материнства в русской культуре тесно связан с православием, наиболее характерными элементами ценностной системы которого являются аффективные ценности: любовь, милосердие, смирение, сострадание, раскаяние. Эти ценности определяются Н. Бердяевым, как женские ценности, которые характеризуют и национальный темперамент и менталитет. Таким образом, материнство является основной категорией религиозной символики русского народа, а, следовательно, и его культурной и семейной модели, что при формально закрепленном на правовом уровне патриархате создавало определенный баланс женской и мужской символики, женственности и мужественности в русской модели в то время, как на Западе доминировала символика отцовства. Определяющее значение и влияние религии на сознание русского народа и его поведение во всех сферах жизни и, прежде всего, семейно-брачной, делали роль гражданского права не столь заметной и сильной в процессе регулирования социальных и семейных отношений, а порой его эффективность рассматривалась весьма скептически, как отмечает Г.Ф. Шершеневич (Цит. по: Шанталь Курильски-Ожвен, 1995. С. 162). Логика размышлений Шершеневича сводилась к тому, что право в России и реальность не пересекались, так как сильный разрыв между простым народом и высшим слоем общества не позволял создать семейное право, соответствующее мировоззрению и обычаям различных сторон. Более того, если юридические нормы совпадали с этическими, то необходимость в них отпадала, если же нет, то ввиду замкнутости семейных отношений и их укорененности в микросреде борьба этих норм была неравна, и они благополучно обходились и нарушались. А разве сейчас ситуация складывается иначе? Многие из женщин, нуждающиеся в алиментах, детских пособиях и имеющие на это формальное право, даже не обращаются в госструктуры (Гурко Т.А., 2008. С. 110–119), так как эффективность их деятельности и реальной помощи не перекрывает затрат на прилагаемые при этом усилия. По данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в 2005 г. менее трети разведенных женщин получали алименты на ребенка (в 1992 г. – 47%), что является следствием несовершенства «алиментного» законодательства РФ (Гурко Т.А., 2008. С. 13). Такая же ситуация была характерна и характерна и на современный момент для России относительно и других сфер жизнедеятельности, в которых нормы и законы не соответствовали реальности, и тогда критерием нормы и права выступала мораль и обычное право, что позволяло на уровне общественности оправдывать поступки, антиправовые с правовой точки зрения. Все вышесказанное говорит о том, что принимаемые в современном российском государстве нормы и законы, не имеющие связи с реальностью, не принесут никакой пользы, а если они будут противоречить сложившимся в обществе устоям и нормам поведения, то они будут обходиться, нарушаться и оправдываться в глазах населения. Это четко демонстрируется на примере соотношения принятой эгалитарной модели семьи в Конституции РФ и реального поведения мужчин и женщин в сфере семейных отношений. Подтверждением этому является несоблюдение прав ребенка, защита которых провозглашена и закреплена в Семейном кодексе РФ (Ст. 54–60 СК), в том числе и права детей, оставшихся без попечительства родителей (Ст. 121 СК, С. 155 СК) (См.: Семейный кодекс Российской Федерации. 2008). Так, И.Ф. Дементьева отмечает, что ежегодно в результате семейных ссор совершается около 791 тыс. преступлений между родственниками, в которых 21% пострадавших – дети, а за годы реформ стало распространенным явлением бегство детей из дома; ежегодно около 2 млн. российских детей жестоко избиваются родителями, в том числе каждый десятый погибает; 2 тыс. несовершеннолетних заканчивают жизнь самоубийством (Дементьева И.Ф., 2008. С. 107). Е.А. Шохина отмечает, что причины неблагополучия семьи, и в частности, детей в российской семье лежат в основном в плоскости несовершенства законодательной базы: часть законов устарела и не соответствует реальной ситуации; законодательно закрепленные алиментные обязательства родителей при разводе не выполняются, подходы к реализации этой нормы закона не отработаны; при решении жилищных споров закон исходит из защиты прав собственника, а не жилищных прав несовершеннолетнего; размеры ежемесячных детских пособий крайне низки по сравнению с величиной прожиточного минимума и т.д. (Шохина Е.А., 2009. С. 17). Возвращаясь к истокам формирования русской модели семьи, подчеркнем, что она представляла собой некий неоклассический патриархат, в основе которого присутствовало сильное переплетение символики женского и мужского с определяющим культом материнства, который был перенесен затем и в семейную модель советского общества, в котором, согласно ряду Конституций 1936, 1944 и 1977 гг. особо подчеркивалась и закреплялась роль матери в контексте ее воспроизводственной и воспитательной функций, что способствовало укреплению института материнской семьи в советском обществе или семьи материнского типа. Такая политика не способствовала развитию отцовства как феномена семейной жизни, а все воспитание молодого поколения всецело возлагалось на мать. В 1917 г., как отмечает Л.Н. Денисова, в России было провозглашено равенство мужчин и женщин, и в течение XX в. шел поиск путей его реализации, при этом главным моментом фактического равноправия женщины в рамках советской идеологии является ее участие в общественном труде (Денисова Л.Н., 2007. С. 382). Однако, традиционная занятость женщины (ведение домашнего хозяйства и ответственность за воспитание детей) так и остались на женских плечах, и, в результате, равноправие обернулось для женщины тройной нагрузкой. С.В. Дармодехин весьма нелестно отзывается о советской социальной политике в отношении института семьи, отмечая ее ограниченность, бессистемность, отсутствие учета институциональных интересов семьи (Дармодехин С.В., 2000. С. 3). Унаследовав прежний патриархальный стиль семейных отношений в России, хоть и специфичный, советское правительство стремительно стало его модернизировать, сохраняя при этом его базовые основания: культ материнства, но при доминировании мужского начала как главы семьи, прежде всего, в экономическом плане. Делалось ли это сознательно или нет, сказать сложно. Однако, за достаточно небольшие по историческим меркам сроки сформировалась модель семьи «советского» типа, что говорит о том, что формальные правила нового советского государства удачно «вплелись» в институциональную модель российской семьи. Рассмотрим основные периоды семейной политики советского государства, оказавшие сильное влияние на семейные отношения в советской России. М.В. Рабжаева выделяет в своей работе три периода: 1) 1917 г. – середина 20-х; 2) середина 20-х гг. – середина 50-х гг.; 3) 1954 г. – распад СССР в 1991 г. (Рабжаева М.В., 2004. С. 91–95). Для первого периода, по ее мнению, была характерна либерализация семейного законодательства и легитимизация ряда запрещенных в дореволюционной России индивидуальных прав и свобод. Вообще по своему содержанию социальная политика советского государства была на тот момент самой прогрессивной с учетом формального провозглашения равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни, утверждения единой гражданской процедуры регистрации брака и облегчения процедуры развода, а также легализации абортов, что явилось большим шагом навстречу женской эмансипации и утверждения ее права контролировать и планировать рождаемость. Вместе с тем, прогрессивность, во многом, оказалась декларативной, так как женщина при всех правах, возможностях и равноправии оставалась экономически зависима от мужчины, а после развода матери с несовершеннолетними детьми вели нищенское существование (Рабжаева М.В., 2004. С. 91–95). Этому способствовал также закон о раздельном владении супругами имуществом, не оставлявшим после развода женщинам права на семейное имущество, нажитое мужем во время брака. Поскольку подавляющее количество советских женщин в 20-е гг. не работали, они находились в сильной экономической зависимости от мужей, что сводило на «нет» все прогрессивное законодательство тех лет. Таким образом, формальные правила, принимаемые на уровне государства, в начале советской власти совершенно не имели реального применения, и женщина как была под властью мужа, так и оставалась, преимущественно, под ней. Только в 1926 г., в рамках Кодекса о браке, семье и опеке, вышел закон об общности совместно нажитого имущества супругами. Кроме того, процедура развода была еще более упрощена (развод производился в ЗАГСе и достаточно было одностороннего заявления. Но при всем этом государство, опять-таки, не создало для женщины условий, в которых она, воспользовавшись процедурой развода, была бы в состоянии сама обеспечить детей, а ведь ответственность за воспитание детей, их физическое и духовное самочувствие с нее никто не снимал, и более того, в случае развода она полностью ложилась на плечи женщины. В первое десятилетие советской власти отмечается большое разнообразие форм семейной жизни (гражданские браки, гомосексуальные союзы), что вновь заставляет обратить внимание на повторяемость событий, связанных с эпохой кардинальных социальных перемен. Именно поэтому второй период семейной политики советского государства ознаменовался сворачиванием либеральных и прогрессивных законопроектов относительно семейных отношений, что проявилось в усложнении бракоразводного процесса, запрете абортов для определенной категории женщин, затем введение платы за эту операцию и введение уголовной ответственности за криминальный аборт для самой женщины, врача и других лиц, вовлеченных в данный процесс. Репрессивная политика советского государства в отношении семьи связана была, по всей видимости, с необходимостью стабилизации института семьи как оплота стабильности молодого советского государства как основного агента социализации и воспитания нового типа личности – советского. Именно в этот период начинает институционализироваться детоцентристская семья (См.: Голод С.И., Клецин А.А., 1994), и в обществе стал постепенно утверждаться иной тип репродуктивного поведения, связанный с сокращением рождаемости и переходом к малодетной семье. И вновь культ матери стал превозноситься, что, вероятно, связано было также со стремлением повысить уровень рождаемости. Государство активизирует свою работу в области поддержки материнства, детства, оказывая существенную поддержку одиноким матерям, беременным женщинам, но при этом государство формирует целенаправленно новый высокий статус семьи и семейных отношений. Правовое значение получают только официально зарегистрированные браки, ужесточалась процедура развода, а дети, рожденные вне брака, получали статус незаконнорожденных и запрещалось их усыновление. Женщина опять несла за все ответственность сама, так как рожденный вне брака ребенок не имел право носить фамилию отца, да и вообще формально его не имел, так как в свидетельстве о рождении в графе «отец» ставился прочерк, даже если отец и хотел его усыновить. Соответственно и материальная ответственность за обеспечение ребенка ложилась на женщину, которой частично помогало государство, а отец был освобожден от всякой ответственности по обеспечению и воспитанию внебрачного ребенка. Очевидно, что женщина опять ставилась в зависимость от мужчины, уже даже не только на экономическом, но и эмоциональном уровне, так как при отсутствии со стороны мужчины желания жениться в определенных ситуациях (случайная беременность, например) женщина вынуждена была самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность. В данных условиях, на основе жестких формальных норм и правил в обществе стали формироваться семейные устои, первоначальная вынужденность соблюдения которых со временем превратилась в социально одобряемые и приемлемые нормы семейного поведения. Только после 1953 г. наблюдается смягчение государственной политики в отношении семьи, что коснулось и законодательства об абортах, и поддержке материнства (увеличение отпуска по уходу за ребенком, введение оплаты больничного листа по уходу за заболевшим ребенком). А с 1969 г. начинается новый этап либерализации семейного законодательства с принятием Кодекса о браке и семье. В соответствии с новым законодательством вновь упрощалась процедура развода, разрешались аборты по личному желанию женщины, признавалось право усыновления в добровольном и принудительном (судебном) порядке, регулировались алиментные отношения, подтверждался режим общей собственности для супругов, а в дальнейшем правительство пошло дальше по материальной поддержке материнства и детства, увеличив отпуск по уходу за ребенком до одного года, затем до 1,5 лет частично оплачиваемый и до 3-х лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа и рабочего места (Рабжаева М.В., 2004. С. 94). В результате столь демократичных мер в отношении женщины, в контексте охраны и поддержки материнства и детства, государство стало более надежной поддержкой и опорой женщины-матери, чем муж. При материальной поддержке со стороны государства и отсутствии закрепленной за мужчинами воспитательной функции его роль отца, главы семьи оставалась лишь формальной, почему исследователи и делают вывод о том, что при сохранении гендерной асимметрии в советской семье, как и в дореволюционный период, основной фигурой стала мать. Теперь совершенно понятно, почему в экономически жестких, крайне неблагоприятных условиях эпохи реформирования на постсоветском пространстве именно женщины смогли наиболее удачно и успешно адаптироваться, не опустившись на «дно» в таком количестве, в каком это произошло с российскими мужчинами. Если в советское время формально главой оставался мужчина, после распада СССР сама жизнь уже сбросила все маски и показала истинное лицо российской семьи, в которой всегда, в любую эпоху на своих хрупких плечах женщина выносила все тяготы непростой жизни в стране, начиная с 1917 г. Но самое интересное наблюдение, сделанное нами в отношении структурирования формальных правил и их влияния на развитие семейных отношений на современном этапе, заключается в том, что, если проанализировать сущность, эффективность (вернее ее отсутствие) материальной поддержки со стороны государства материнства и детства, то получается, что они призваны опять «загнать» женщину в лоно семейных отношений независимо от ее желания и удовлетворенности супружескими и семейными отношениями, поскольку сегодня женщина с детьми (если говорить о численном большинстве) или с маленьким ребенком на руках не в состоянии самостоятельно обеспечить семью (себя и детей) без мужа, так как помощь государства очень мала (Гурко Т.А., 2008. С. 111), если не сказать, до слез смешна. Даже невозможно реально представить, насколько увеличился бы процент неполных семей в России, если бы вдруг женщины с детьми обрели экономическую свободу и независимость от мужчин. Тем не менее, женщина научилась адаптироваться в сложных условиях развития российского общества – кризис длится уже не одно десятилетие и осторожность, которую проявляет женщина, планируя свое репродуктивное поведение, возраст рождения первого ребенка, профессиональную карьеру и т.д. является, в том числе, механизмом определенной стратегии социальной адаптации, или правильнее сказать, репродуктивной адаптации женщин в комплексе с факторами трансформации семейных отношений, репродуктивного поведения за последний период Советской власти, когда эгалитаризация существенно затронула сферу семейно-брачных отношений. Таким образом, в российском обществе с сильными традициями материнства и материнской семьи сложилось своеобразное переплетение традиционного, неотрадиционного и посттрадиционного, что и порождает неопределенность и сложность при осмыслении происходящих перемен в сфере межличностного, семейного и институционального взаимодействия. Однако, исследователи отмечают, что ситуация начинает меняться, и, если мы обратимся к социологическим источникам и выводам в соответствии с ними, то увидим, что, согласно результатам ряда исследований, М.К. Горшков пришел к выводу о переосмыслении значимости традиционных и современных (ассоциирующихся с европейскими) ценностей в российском народе, и чаша весов склоняется в сторону первых по сравнению с данными 90-х гг., т.е. в противостоянии двух моделей альтернативного видения мира: традиционализма и модернизма в последние годы фиксируется явный сдвиг в сторону уменьшения численности модернистов (с 26% до 20%) и роста традиционалистов (с 41% до 47%) при 33% россиян с промежуточным типом сознания; при этом данная тенденция затронула все возрастные группы российского населения (Горшков М.К., 2008. С. 106). Это лишний раз доказывает, что традиционные ценности, послужившие основой цивилизационной социокультурной идентичности и национального самосознания при цивилизационном формировании и становлении, всегда, или, во всяком случае, еще долго будут противостоять современным модернизационным ценностям, и перевес в ту или иную сторону зависит от различных факторов политического, экономического, социокультурного характера. А.И. Антонов и С.А. Сорокин обращают внимание на то, что тенденция снижения роста населения наметилась еще в СССР, и политические потрясения 65-х – 90-х гг. наложились на давно уже кризисную семейную ситуацию, и в общественном мнении возобладало представление о перестройке как причине падения рождаемости, хотя, она, безусловно, сыграла свою роковую роль в процессе депопуляции российского народа (Антонов А.И., Сорокин С.А., 2000. С. 339). В последнее время, вопросы, связанные с семьей и стимуляцией рождаемости, стали чаще попадать в сферу российского государственного управления. Речь идет о единовременных выплатах за рождение ребенка, а также увеличение денежного пособия по уходу за ребенком. Однако эти меры, носящие фрагментарный характер, не способны решить спектр накопившихся в семейной сфере проблем, и мы согласны с мнением Т.Ю. Сидориной об абсолютной декларативности проводившейся в последние 10-15 лет социальной политики и ее провала в России (Сидорина Т.Ю., 2005. С. 60). В рамках данной статьи мы хотим представить результаты исследования по изучению отношения студенческой молодежи к семье и семейным ценностям, которое проведено в 2012 г. методом случайного отбора в Дагестанском государственном университете (ДГУ), Дагестанской государственной медицинской академии (ДГМА), Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ), Дагестанском государственном институте народного хозяйства (ДГИНХ). N – 378. Нами были также опрошены эксперты, в качестве которых выступили сотрудники Дагестанского государственного университета, Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Дагестанского государственного технического университета, Центра социальной помощи семье и детям (г. Хасавюрт). N – 86. (2012 г.) Эксперты в проведенном нами социологическом исследовании по проблеме состояния института семьи в современном российском обществе при оценке мер, необходимых для решения демографической проблемы в стране, обозначили следующие приоритетные позиции (Таб. 1). Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие меры, на Ваш взгляд, крайне необходимы для более эффективной реализации программы улучшения демографической ситуации в стране и мер по укреплению института семьи?» (%) Варианты ответов // Образование Создание комитета по семейной политике в системе администрации (города, области, республики) Усовершенствование системы контроля реализации программ в области решения семейных и демографических проблем Усовершенствование системы общественной пропаганды ценностей семьи и семейного образа жизни Активное освещение семейной проблематики в СМИ Введение в системе среднего/высшего образования учебного курса «Семьеведение» Другое Техническое 5,9 58,8 35,3 11,8 11,8 5,9 Экономическое 25,0 43,8 25,0 12,5 0 12,5 Педагогическое 15,0 55,0 25,0 30,0 20,0 5,0 Психологическое 0 0 0 0 0 0 Социологическое 0 50,0 50,0 0 0 50,0 Юридическое 0 50,0 50,0 50,0 0 0 Историческое 12,5 75,0 43,8 12,5 0 0 Другое 18,2 36,4 27,3 36,4 9,1 18,2 Всего: 14,0 54,7 32,6 20,9 8,1 8,1 На первом месте, как видим, оказались такие меры, как «усовершенствование системы контроля реализации программ в области решения семейных и демографических проблем», на втором – «усовершенствование системы общественной пропаганды ценностей семьи и семейного образа жизни», а на третьем по значимости месте среди мер по укреплению института семьи и решению демографической проблемы в стране оказалось активное освещение семейной проблематики в СМИ, что, действительно, является действенным механизмом с учетом того, что уже в начале этого века, по результатам социологических исследований, 91 % горожан России ни дня не проводили без телевизора (См.: Сафарян А., 2008. С. 62). Говорить о несовершенстве и низкой эффективности государственной политики и, в целом, формальных норм по регулированию семейных отношений и их стабилизации можно очень много и долго. Государственная семейная политика современной России просто пестрит принятыми актами, указами, законопроектами, отправным пунктом которых принято считать выход Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», впервые придавшего, по мнению исследователей, государственный статус семейной политике в России (Белобородов И., 2008. С. 2). Е. Жилинский обращает внимание, помимо необходимости создания нормальных экономических условий для динамичного и стабильного развития семьи, на такой немаловажный фактор, способный повлиять на репродуктивное поведение женщин и, соответственно, изменение демографической ситуации, как решение проблемы в сфере защиты женщин от дискриминации в трудовых отношениях, а также успешной интеграции в трудовой процесс после рождения ребенка, что предполагает создание гибкого рабочего графика, надомного труда, сокращенного рабочего дня, дополнительных рабочих мест и обеспечение безопасности трудовых условий (Жилинский Е.В., 2008. С. 8). Нам представляется, что наступило время задуматься о роли общества и социальных институтов, способных оказывать влияние, если не на материальные показатели функционирования института семьи, то хотя бы духовные. В частности, одним из важнейших агентов воспитания и социализация является институт образования. В нашем исследовании был поставлен вопрос о степени необходимости введения курса «Семьеведение» в школьную программу. Большинство студентов придерживаются позиции «можно ввести, но как дисциплину по выбору» (37,5%), в то время как 28,5% считают, что в этом нет «такой необходимости, так как основные знания о семье и семейных ценностях должны прививать родители», хотя 26,6% разделяют суждение «это необходимо». О необходимости введения данного курса в учебную программу при подготовке студентов заявило почти такое количество опрошенных: «можно ввести, но как дисциплину по выбору» (33,8%) и 33,3% разделяют суждение «это необходимо», в то же время 25,3% считают, что в этом нет «такой необходимости, так как основные знания о семье и семейных ценностях должны прививать родители». Аналогичной позиции, что этот курс можно ввести как предмет по выбору, а не в качестве обязательного придерживаются опрошенные эксперты – «в этом нет такой необходимости, так как основные знания о семье и семейных ценностях должны прививать родители» (37,2%), «это необходимо» (31,4%) и можно ввести, но как дисциплину по выбору» (27,9%). Напрашивается вывод о том, что при существующей потребности в получении и систематизации знаний о семье, семейном образе жизни и т.д., участие образовательных структур (школа, ВУЗ и т.д.) не приветствуется, так как многие полагают, причем совершенно верно полагают, что эти знания должны формироваться в семье. Проведенное исследование свидетельствует, что провозглашение равенства полов, равных прав и обязанностей между мужем и женой, уравнение понятий семья – отцовство не сняло вопросов о реальном характере и содержании семейных отношений и уж тем более вовсе не означает действительного реального наличия в современном обществе эгалитарных отношений в семейной сфере, поскольку для ее формирования и реального функционирования необходимо создать эффективное, соответствующее новой эгалитарной модели семейных отношений законодательство, которое бы на самом деле позволило выполнять в равной мере свои права и обязанности супругам как во время семейной жизни, так и после распада семьи и т.д. Кроме того, ценности эгалитарной семьи, в основе которых равноправие, взаимоуважение, доверие, стремление к созданию духовно-психологической общности, близости в семье, воспитание детей в рамках идеалов демократии на основе дружеского участия и уважения к детям как личностям и др., в комплексе с соответствующим законодательством должны транслироваться через основные социальные институты социализации с тем, чтобы новая идеология семьи и семейных отношений воплотилась в дальнейших семейных практиках будущего поколения, воспитанного на идеалах и ценностях формально провозглашенного эгалитаризма в сфере семейно-брачных отношений. Таким образом, анализ трансформации формальных норм и правил, ограничивающих семейные отношения, в российском обществе, начиная с советской эпохи, показал их преимущественную декларативность, что, при всем прогрессивном и демократичном советском, а затем и постсоветском семейном законодательстве не давало женщине возможности реализации личных семейных стратегий в условиях экономической зависимости от мужа. Таким образом, в обществе, имевшем прогрессивное семейное законодательство, неформальные нормы в большей степени регулировали сферу семейных отношений, нежели формальные до тех пор, пока в конце 70-х – начале 80-х формальные правила не приобрели реальную силу. И вслед за этим наблюдается достаточно быстрое изменение облика советской семьи, ее структуры и сущности. Ее материнская сущность еще в большей степени укрепилась, что соответствует институциональной природе российской семьи, в основе которой всегда был культ матери.

А В Верещагина

Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета

  • Антонов А.И., Сорокин С.А., 2000. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М.
  • Белобородов И., 2008. Правовые аспекты современной семейно-демографической политики в Российской Федерации // Власть. № 6.
  • Голод С.И., Клецин А.А., 1994. Состояние и перспективы развития семьи. СПб.
  • Горшков М.К., 2008. Российский менталитет в социологическом измерении // Социологические исследования. № 6.
  • Гурко Т.А., 2008. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологические исследования. № 9.
  • Гурко Т.А., 2008. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей // Власть. № 6.
  • Жилинский Е.В., 2008. Социально-экономические аспекты демографической политики России // Власть. № 6.
  • Заславская Т.И., 2004. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.
  • Дармодехин С.В., 2000. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. № 3.
  • Денисова Л.Н., 2007. Русская крестьянка в XX веке // Гендер и общество в истории / Под ред. Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович. СПб.
  • Дементьева И.Ф., 2008. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. № 9.
  • Рабжаева М.В., 2004. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века // Социологические исследования. № 6.
  • Сафарян А., 2008. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть. № 5.
  • Сорокин П.А., 2008. Система социологии. М.
  • Сидорина Т.Ю., 2005. Структура общества и социальная политика: трения и соответствия // Мир России. № 4.
  • Шанталь Курильски-Ожвен, 1995. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. № 5.
  • Семейный кодекс Российской Федерации. 2008. М.
  • Шохина Е.А., 2009. Политические аспекты социальной защиты семьи и охраны детства в Российской Федерации. Автореферат дисс… канд. полит. наук. М.

Просмотры

Аннотация - 216

PDF (Russian) - 200

PlumX


© Верещагина А.В., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor