ПАМЯТИ АНГАРЫ ГАМИДОВНЫ БУЛАТОВОЙ
- Авторы: Рамазанова З.Б.
- Выпуск: Том 13, № 4 (2017)
- Страницы: 157-159
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/24
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH134157-159
Аннотация
THE MEMORITS OF HANGARA GAMIDOVNA BULATOVA
Ангаре Гамидовне Булатовой, видному этнографу-кавказоведу, отдавшей науке почти 40 лет своей жизни, внесшей большой вклад в развитие отечественного дагестановедения и кавказоведения, в этом году исполнилось бы 80 лет. Нет ни одной сферы в традиционных хозяйстве, быту и культуре дагестанских народов, где талантливый и высокопрофессиональный исследователь, как оценивали ее дагестанские, кавказские, российские, советские и зарубежные специалисты, не оставил бы заметный след. Ее статьи и монографии в большинстве своем - это не описание и не просто введение в научный оборот нового фактического материала, а глубокие исследования, в которых содержится новая постановка вопросов, новый взгляд на казавшиеся устоявшимися положения, трактовки, интерпретации. Много сил и внимания уделил ученый вопросам современных этнических процессов, происходящих в дагестанской среде. Заметен вклад исследователя не только в этнографию, но и в историю народов Дагестана - лакцев, агулов, рутульцев, цахуров, а также дагестанцев, проживающих в иноэтническом окружении. Чаще всего исследования Ангары Гамидовны выходили за рамки Дагестана, позволяя специалистам, читателям составить более точные и углубленные представления об истории, быте и культуре народов Северного Кавказа, Закавказья, России. Труды этого большого ученого еще при ее жизни стали настольными для этнографов и историков; без ссылок на исследования А.Г. Булатовой не обходится ни один более-менее заметный труд по этнографии и истории народов Кавказа. Монографии Ангары Гамидовны, как вышедшие при ее жизни, так и увидевшие свет после кончины автора, не залеживались на книжных полках издательств, книжных магазинов и в считанные дни расходились по рукам. А.Г. Булатова (урожд. Пашаева) родилась 10 апреля 1937 г. в с. Нагольная Тарасовка Ровеньковского р-на Ворошиловградской (Луганской) обл. Украины, где тогда работал ее отец, инженер-геолог. В семье кроме нее было еще трое младших детей. В 1944 г. отец погиб на фронте, и мать, работавшая учительницей в сельской школе, осталась одна с четырьмя малолетними детьми. Чтобы помочь вдове брата, старшую дочь Галю (как называли ее в семье) взял на воспитание дядя и вырастил как родную. В 1954 г. Галя Пашаева поступает на историко-филологический факультет Дагестанского университета им. В.И. Ленина. В то время она еще не связывала свое будущее с исторической наукой, увлекаясь русской и зарубежной классикой. Но оказавшись по окончании вуза перед выбором между историей и филологией, она принимает решение в пользу первой и в 1960 г. поступает на работу в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (с 1992 г. - Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН), в созданный незадолго до этого сектор этнографии, с которым окажется связанной вся ее дальнейшая судьба. Здесь она сформировалась как исследователь, пройдя путь от младшего до ведущего научного сотрудника. В 1961 г. А.Г. Пашаева вышла замуж за инженера-нефтяника 0.3. Булатова. В 1963 г. она поступает в аспирантуру ИИЯЛ и работает над диссертацией, посвященной историко-этнографической характеристике традиционной культуры лакцев. Работа имела большую научную и общественную значимость: это было первое специальное исследование по данному разделу дагестановедения, а сама Ангара Гамидовна стала первым ученым-историком среди представительниц лакского народа. Большим событием в культурной жизни лакцев стал также выход в свет монографии А.Г. Булатовой «Лакцы в XIX - начале XX в.», в основу которой были положены расширенные и дополненные материалы диссертационного исследования: даже два с лишним десятилетия спустя к автору обращались лакцы со всех концов страны с просьбой помочь достать эту книгу. И в дальнейшем проблемы этнографии родного лакского народа продолжали находиться в поле исследовательских интересов А.Г. Булатовой. Последние, однако, никогда не замыкались в границах лишь данного этнотерриториального объекта. Охватывая по существу все этнокультурное многообразие Дагестана, работы А.Г. Булатовой посвящены, в частности, изучению различных сторон быта и культуры даргинцев, цахуров, агулов, лезгин, табасаранцев, аварцев, рутульцев, кумыков, ногайцев и других народов региона. Столь же многообразным было и предметно-тематическое направление научного творчества А.Г. Булатовой. Ею внесен значительный вклад в изучение материальной культуры дагестанских народов, прежде всего одежды, жилища, пищи. Уже в первых работах ярко проявились основные черты исследовательского метода А.Г. Булатовой: тщательность и скрупулезность описаний, внимание к деталям, стремление как можно точнее передать средствами этнографической дескрипции визуальный образ предмета. В то же время задача - показать сквозь призму этнической дробности и локальной вариативности основных элементов материальной культуры глубокие черты ареального сходства, объединяющие народы Дагестана в единую историко-культурную область. Эта главная идея легла в основу работы А.Г. Булатовой над разделом «Мужская одежда» историко-этнографического атласа «Одежда народов Дагестана». К сожалению, завершенный еще в 1975 г. масштабный труд, в создании которого принимали участие дагестанские и московские специалисты, до сих пор остается неизданным, и это было одним из многих разочарований, которые, увы, часто встречались на жизненном пути Ангары Гамидовны. В 1980-х гг. А.Г. Булатова приняла участие в исследовательском проекте, посвященном изучению быта и культуры дагестанских переселенцев. Были обследованы группы, переселенные в 1920-1950-е гг. в административном порядке из родных мест (в основном из высокогорий) на земли плоскостного Дагестана. Прекрасно зная «исходный» этнографический материал, А.Г. Булатова не только зафиксировала бытовой облик переселенцев в сфере семейного быта, синхронный периоду полевого наблюдения, но и определила условия и факторы, детерминировавшие направленность и результаты трансформационных процессов среди переселенческих групп. Позднее А.Г. Булатову увлекают проблемы, связанные с традиционной праздничной культурой народов Дагестана, их календарными праздниками, обрядами и ритуалами. В литературе еще с дореволюционного времени утвердилось мнение о суровости быта и нравов кавказских, в том числе дагестанских, горцев, для которых в свободное от войн и борьбы за существование время были якобы характерны только аскетические религиозные обряды. Исследования А.Г. Булатовой - докторская диссертация, защищенная в Институте этнографии АН СССР в 1989 г., монография «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX вв.», а также множество статей, трактующих различные аспекты этой проблематики, - заставили пересмотреть такую односторонность представлений о дагестанских народах. В названных трудах автору удалось реконструировать издавна бытовавший в Дагестане многообразный арсенал рекреационных средств - праздников, игр, развлечений, показать их яркую зрелищность, раскрыть социокультурное содержание. Труды А.Г. Булатовой положили начало новому направлению в современном этнографическом дагестановедении. Сама А.Г. Булатова продолжила занятия этой темой, завершив в 1990 г. труд «Сельскохозяйственный календарь и календарные обряды народов Дагестана». Благодаря издательскому гранту РГНФ, книга в настоящее время находится в печати. Ее выход в свет станет достойным посмертным памятником автору... С начала 1990-х гг. для дагестанских этнографов, как и для всего сообщества российских ученых, наступают тяжелые времена. Прекращается государственное финансирование экспедиций, не выделяются средства для издания работ, для участия в конференциях. Для многих ученых из-за роста цен, инфляции, невыплат зарплат остро встает проблема физического выживания. Ко всему этому прибавились специфические условия республики, фактически оказавшейся в прифронтовой зоне. А.Г. Булатова тяжело это переживала. Ей было больно за униженное положение, в котором оказались люди науки, за обесценивание их труда, упадок культуры. Она очень беспокоилась за семью, судьбу детей. Отдушину для себя Ангара Гамидовна находила в любимой работе. Как бы предчувствуя, что времени остается немного, она стремилась успеть как можно больше, воплотив в книгах и монографиях наработанный в течение всей жизни научный потенциал. Поражают интенсивность и тематическое разнообразие ее исследований последних лет. Приняв участие в программе по изучению малочисленных народов региона, А.Г. Булатова подготовила монографические исследования по двум народам Дагестана - рутулам и агулам (последнее - в соавторстве с А.И. Исламмагомедовым). Продолжая одну из линий своего научного творчества, она завершает монографию «Праздничная культура народов Дагестана». 1997-1998 гг. были для нее временем работы над расширенным и дополненным вариантом новой книги, посвященной истории и культуре лакцев. Наконец написана и подготовлена к изданию работа «Традиционная культура питания». В последние годы жизни А.Г. Булатова сочетала научную работу с преподавательской деятельностью. Среди ее учеников были убеленные сединами сельские учителя, приезжавшие на курсы повышения квалификации, дети - учащиеся воскресной школы, студенты вузов. И кто бы ни составлял аудиторию, к каждому она находила свой ключ, могла заинтересовать чем-то новым, или, наоборот, знакомым, близким из истории его родного села, культуры его народа. На ее занятия в детской воскресной школе, куда она была приглашена преподавать, приходили и родители, привлеченные восторженными рассказами своих детей об интересных уроках по истории и культуре Дагестана. В Педагогическом университете ее лекции пользовались неизменным вниманием студентов. А.Г. Булатова часто выступала по радио, в периодической печати по проблемам культуры и традиций народов Дагестана. Два года она была председателем жюри фестиваля моды «Кавказский стиль». Ангары Гамидовны нет с нами, ее уход из жизни -- невосполнимая утрата не только для ее родных, коллег, друзей, но и для научного дагестановедения и кавказоведения. Тем не менее, она рядом, среди нас, она живет и еще очень долго будет жить в своих учениках, а также в статьях, монографиях, в многочисленных выступлениях на научных форумах Института ИАЭ ДНЦ РАН, Дагестанского научного центра, на республиканских, региональных, общесоюзных и зарубежных конгрессах, конференциях, симпозиумах, сессиях.
З Б Рамазанова
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН
Email: soya.ram@mail.ru