О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТИТУЛА ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ КАЙТАГА «УЦМИЙ» И ЭТИМОЛОГИИ ОЙКОНИМА «УРЦIМУЦ»

Обложка

Аннотация


Статья посвящена выяснению происхождения наследственного титула «уцмий» феодальных правителей Кайтага (Хайдакь) – одного из крупных и влиятельных государственных образований средневекового Дагестана, сыгравшего важную роль в политической и идеологической жизни Северо-Восточного Кавказа. Столица Кайтага - крепость Калакорейш (мест. назв. - «УрцIмуц», «УрцIмуци»), где сохранились великолепные памятники истории и культуры периода Средневековья, была административно-политическим, культурным и идеологическим центром Дагестана. В статье приводится обзор мнений ряда авторов XIX–XX вв. о происхождении титула «уцмий». Интерпретации С.М. Броневского, Е.И. Козубского и Б.Г. Малачиханова, возводивших происхождение титула к арабскому понятию «исми» (именитый), еврейскому «оцум» (сильный, мощный) и другим подобным названиям, рассматриваются как неправдоподобные. Верное предположение о местном, дагестанском происхождении титула «уцмий» высказали проф. Р.М. Магомедов, Б.Г. Алиев, А.Р. Шихсаидов, М.С. Гаджиев. Однако в различных версиях исследователей XIX–XX вв. не нашло достоверного объяснения происхождение рассматриваемого титула. Автор статьи выдвигает свою точку зрения по этому вопросу и полагает, что титул «уцмий» восходит к местному, кайтаго-даргинскому названию Калакорейша «УрцIмуц» («УрцIмуци»), бытовавшему в устной форме (разговорной речи), и письменно зафиксированному значительно позднее основания этого селения. В средневековых арабских письменных источниках, местных исторических хрониках и памятниках эпиграфики местное, даргинское название «УрцIмуци» не встречается. В то же самое время самоназванием этого населенного пункта и названием, употребляемым даргинцами в разговорной (устной) речи со дня его основания было и остается «УрцIмуци». Этот ойконим, по мнению автора статьи, произошел от названия горного массива «Урга-муза», что значит «срединная гора», на вершине (плато) которого было основано селение еще до арабских завоеваний в Дагестане.


Кайтаг (Хайдакь) – одно из сильных и влиятельных феодальных государственных образований Дагестана, игравшее важную роль в политической и идеологической жизни Северо-Восточного Кавказа. Просуществовало с VIII в. до середины XIX в. [1, с. 166]. Первоначальной столицей его было селение Калакорейш, что значит в переводе с арабского крепость курейшитов. До наших дней в нем сохранились великолепные памятники истории и культуры эпохи Средневековья: джума-мечеть XI–XII вв. со штуковым михрабом; медресе; мавзолей правителей Кайтага XVI–XVIII вв.; могильники с саркофагообразными надгробиями XI–XII вв.; надмогильные стелы высокохудожественной отделки XIII–XX вв.; некрополь правителей Кайтага; остатки сигнально-сторожевых башен; памятники арабоязычной эпиграфики и др. Калакорейш «был крепостью, сыгравшей значительную роль в истории народов Дагестана как важный административно-политический, культурный и идеологический центр средневековой эпохи» [2, с. 157].

Феодальные правители Кайтага носили титул «уцмий». Вопрос о его происхождении привлек внимание ряда ученых, тем не менее, ответ все еще не найден. Было выдвинуто несколько версий.

В 1823 г. С.М. Броневский, офицер, участник второго Персидского похода 1796 г., состоявший на военной службе в Тифлисе, в своей книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» писал, что «достоинство усмия есть второе по старшинству, поставленное в Дагестане аравитянами. Усмий на арабском языке означает начальника, повелителя» [3, с. 310].

В 1902 г. Е.И. Козубский, преподаватель Темирханшуринского (ныне г. Буйнакск) реального училища и секретарь Дагестанского областного статистического комитета, отмечал: «Владетель Кайтага, поставленный арабами, носил титул исми (именитый), откуда уцмий, власть и достоинство которого уничтожены в 1820 г.»1[4, с. 18].

По поводу мнений С.М. Броневского и Е.И. Козубского о происхождении титула «уцмий» следует сказать, что каких-либо данных, свидетельствующих о том, что в Раннем Средневековье правитель Кайтага был поставлен арабами, нет. Кроме того, понятие «усмий» (уцмий) не арабское, а дагестанское, точнее – кайтаго-даргинское. Поэтому утверждения указанных авторов мы считаем неправдоподобными.

«Один из представителей дагестанской интеллигенции старшего поколения» [5, с. 175], инженер и историк Б.Г. Малачиханов (1882–1938), репрессированный в 30-е годы ХХ в., высказал совсем другую версию. Приведем несколько пространную выдержку из его работы «К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане» [6, с. 179–180], чтобы показать, как он интерпретирует термин «уцмий» и какие аргументы приводит для подтверждения своей версии происхождения этого титула.

«В загадочном термине [уцмий], интересующем нас, мы склонны видеть иудейское слово «оцум» (мн. ч. – ацамим), означающее «сильный, мощный». Кто сколько-нибудь знаком с вопросами распространенности иудаизма в прошлом в районе Юждага и Дербента и в частности в ущелье Хайдака, носящем у даргинцев название «Джуфут-Гатта» («Еврейское ущелье»), тот не отвергнет без внимания мое впервые высказываемое в литературе предположение, что вождь Хайдака мог для вящего почета носить звание, почерпнутое из лексикона иудейского языка – языка священных книг древней религии, господствовавшей на значительной части территории доисламского ДагестанаПри этом не лишено вероятия и то, что иудейское «оцум» («сильный, мощный») и арабское «усама» (синоним «льва») родственно тождественны по своей общесемитической этимологической природе, в положительном случае выходило бы так, что этот синоним льва у арабов представляет из себя эпитет, характеризующий силу и мощь «царя зверей». Так или иначе, мы видим, что титулы «нуцал» и «уцум» не пользуются в арабо-мусульманской среде Дагестана богобоязненным расположением» [6, с. 180].

Аргументы, приводимые Б.Г. Малачихановым для своей правоты в толковании понятия «уцмий», сильно притянуты, а объяснение происхождения титула (уцмий) выглядит неубедительно. Правитель Кайтага, этнический даргинец, по нашему мнению, не мог сам себе присвоить еврейское звание «оцум», непонятное для окружения, подчиненных и самым широким слоям населения княжества.

Проф. Р.М. Магомедов отмечал, что титул «уцмий» является таким же древним, как и наименование другого дагестанского феодального правителя – «шамхал» [7, с. 222]. Он писал, что «шамхал, уцмий, майсум – титулы правителей Дагестана, ставшие известными в более поздние времена, существовали в народе в иной транскрипции и являются названиями местного происхождения» [7, с. 145].

Проф. Б.Г. Алиев в статье «К вопросу о происхождении кайтагских правителей, их титула и названия Хайдак» [8, с. 83–88] представил обзор мнений ряда исследователей по вопросу происхождения правителей Кайтага и их титула «уцмий», не обозначив свою позицию по этому вопросу. Таким образом, вопрос происхождения титула был им лишь поставлен, но не решен.

Проф. А.Р. Шихсаидов, также приводя обзор мнений исследователей о титуле (должности) «уцмий», писал, что «происхождение термина точно не установлено…» [9, с. 98]. Но он придерживался версии о местном, дагестанском происхождении данного титула. Он указывал, что «дагестанские ученые (Р.М. Магомедов, Х.-М.О. Хашаев) предполагают местное, дагестанское, происхождение звания «уцмий», и это предположение кажется наиболее верным» [9, с. 101].

Составитель «Родословной книги кайтагских эмиров» полагал, что слово «уцмий» (усми) взято от слова «самави», по-арабски в смысле «высокий» (али). Слово это означает «высокий» в смысле «высокий по чину и должности». По отношению к уцмию этот титул употребляется в смысле высокий по своему родству и до сих пор их называют уцмиями» [цитата по: 9, с. 101]. Комментируя это утверждение, А.Р. Шихсаидов пишет: «Это высказывание не добавляет ничего нового к традиционной концепции, но свидетельствует о ее живучести и важности с точки зрения местной историографии» [9, с. 101].

А.Р. Шихсаидов и М.С. Гаджиев в работе «Комплексные историко-архивные исследования историко-архитектурного туристического комплекса «Кала-Корейш» в Дахадаевском районе Республики Дагестан», касаясь названия сел. Калакорейш, пишут: «Народная этимология названий [УрцIмуц-УркIмуц] сводится к кайтагскому слову «уркIи» – «сердце» и означает якобы «главное поселение» [2, с. 187–188].

На наш взгляд, ни одна из приведенных выше версий точно не объясняет происхождение титула «уцмий». В данной статье нами предпринимается несколько иной подход к выяснению вопроса происхождения титула «уцмий». По нашему мнению, титул «уцмий» имеет местное происхождение и восходит к названию селения «УрцIмуц-УрцIмуци». Жители Кайтага и все даргинцы называют это селение также «УрцIмуц», (даргинцы называют его еще «УркIмуц»), кубачинцы называют «АцIмаце», уцмия называют «усмий»2, житель селения – «уцIмуцан» (ед.ч.). Калакорейшцы называли себя «аркмакинцами»3, да и многие даргинцы, которые общались с ними, тоже называли их подобным образом. Название это восходит к понятию «урцIмуцинцы», где в устной, разговорной речи при частом его употреблении буквы (звуки) у заменены на ацI заменен на к, у опять на ац заменен на к. Название «урцIмуцинцы» в разговорной речи был заменен более удобным для произношения названием «аркмакинцы».

Близость, общность названия сел. «УрцIмуц» (УрцIмуци) и титула «уцмий», их созвучие, очевидны. В названии правителей Кайтага «уцмий» звук р выпал, а конечные звуки уц заменены на ий в процессе длительного и частого употребления ойконима (названия селения). Это сравнительно не сложное объяснение происхождения титула «уцмий». Но перечисленные выше авторы различных версий происхождения титула, на наш взгляд, не смогли верно осветить рассматриваемый вопрос, выводя термин «уцмий» то из арабских слов «исми» (именитый), «самави» (высокий по чину и должности), то из еврейского «оцум» (сильный, мощный) и др. Правы оказались Р.М. Магомедов, Х.-М.О. Хашаев, А.Р. Шихсаидов и М.С. Гаджиев, считающие происхождение титула «уцмий» местного происхождения. Однако, они не объяснили этимологию этого титула.

По всей вероятности, ни С.М. Броневский, ни Е.И. Козубский, ни Б.Г. Малачиханов и другие авторы, писавшие о происхождении титула «уцмий», не знали об устном (разговорном) бытовании названия селения «УрцIмуц» (УрцIмуци). Поэтому происхождение титула «уцмий» возводили к понятиям «исми», «оцум» и другим подобным им названиям.

Мы уже писали о том, что «в средневековых арабских и персидских письменных источниках и местных, т.е. дагестанских исторических хрониках, арабских рукописных книгах и памятниках эпиграфики» (относящихся к периоду до XIV–XV вв.) название «Кубачи» и его местное, кубачинское название «Угъубаже» не встречаются [12, с. 58]. Так было и с распространенным в средневековых письменных источниках, а в более позднее время и в различных историко-географических трудах с тюркским названием Кала-Корейш – первоначальной резиденции правителей Кайтага – уцмиев. Самоназванием этого населенного пункта и названием, употребляемым даргинцами в разговорной (устной) речи со дня его основания, было и остается ныне «УрцIмуц» (УрцIмуци) (по-кубачински АцIмаце, житель селения уцмуцан (ед. ч.), уцIмуц – жители селения (мн. ч.). Кайтаги иногда называют это селение УркIмуц. Известны и другие, близкие к отмеченным выше, названия. Точно также широко распространённым в средневековых письменных источниках и более поздних историко-географических сочинениях названием известного населенного пункта является персидское название Дербенд, впервые упомянутое в средневековых письменных источниках в VI в. н.э. Однако на протяжении многих веков этот город в разговорной речи даргинцы называли и ныне называют более древним, чем Дербенд, названием Чулли [11 с. 122], а кубачинцы называют его «Чуле» [12, с. 58].

Теперь обратимся к этимологии ойконима «УрцIмуц» (УрцIмуци). Оно произошло, как нам представляется, от названия «Урга муза», что значит «серединная гора». Проф. В.Ф. Минорский в работе «История Ширвана и Дербенда X–XI веков» приводит в скобках название Калакорейша «Ургмузда» [13, с. 129]. Но он не пишет, откуда оно взято, и не объясняет его происхождение и смысловое значение.

«Ургмузда – Ургмуза», возможно, являлось первоначальным названием селения-крепости, основанного местными жителями даргинцами на горной вершине (относительно ровном плато) еще до арабских завоеваний. Со временем это название приняло форму «УрцIмуц», где звук г заменен на цI, звук з заменен на ц, окончание да пропущено (выпало).

Выбрано было это место для основания селения не случайно, а исходя из соображений надежной обороны от вторжения неприятеля. Как отмечает З.З. Сулейманова, «это живописное место будто бы охраняется самой природой – столь выгодное географическое положение делало населённый пункт надежным укреплением для его жителей, позволяя им веками обороняться от неприятелей…» [14, с. 4].

Следует отметить, что УрцIмуц (УрцIмуци) – не единственное дагестанское селение, название которого произошло от природного объекта – горы. Так, сел. Амузги Дахадаевского района по-амузгински и по-кубачински называется «ГIямудже» (ГIямудгала ще – селение амузгинцев, гIямудган – амузгинец – ед.ч.). Название это восходит к понятию гIяб муда – три горки, возвышения. Амузги расположено на трех небольших горных возвышениях, от которых получило свое название ГIя[б]мудже, в котором звук б выпал в процессе ­длительного и частого употребления ойконима [15, с. 61–65].

Другой пример, показывающий происхождение названия селения от природного объекта – сел. Шири Дахадаевского района РД. Ширинцы называют свое селение Хьири. В общепринятом ныне названии Шири звук хь заменен на шХьири на говоре ширинцев означает север. На кубачинском диалекте север звучит как хьинала – северная сторона, север вообще. Действительно, сел. Шири расположено в нижней части северного склона горного массива Варха, тянувшегося с востока на запад.

Название других селений Къадар, Цугни, Уркарах и других, происходящих от природных объектов, приводит в своей статье [16, с. 289, 291, 295] этнограф М.-З.О. Османов. Вспомним и то, что название Дагестан тоже происходит от природных объектов – гор: даг – тюрк. гора, стан – перс. место, страна.

Таким образом, по нашему мнению, титул феодальных правителей Кайтага «уцмий» происходит от даргинского названия селения УрцIмуц (УрцIмуци), а последний в свою очередь, восходит к понятию урга муза – серединная гора, трансформировавшаяся со временем, в процессе многократного повторения в устной речи, в УрцIмуц. Действительно, горный массив, на неприступной вершине которого расположено сел. УрцIмуц – Калакорейш, находится в середине окружающих со всех сторон гор, густо покрытых лесами [19, с. 18–21; 20, с. 21–23].

С какого времени стал использоваться термин «уцмий» точно не установлено. В арабской надписи на надмогильной стеле XIII−XIV вв., находящейся внутри мечети Калакорейша, сообщается о том, что «эта могила владетеля (сахиб) Калакорейша Ах.с.б.р. сына Хиздана» [17, с. 111, №268, с. 193; 18, с. 145, №57, с. 146, рис. 50; 19, с. 125; 20, с. 192]. Л.И. Лавров, который перевел эту надпись на русский язык, писал, что «владелец Калакорейша Ах.с.б.р. сын Хиздана – это самый ранний, неизвестный по другим источникам, предшественник и, возможно, предок усмиев, однако, как видим, еще не носивший титула усми» [17, с. 193]. Правы А.Р. Шихсаидов и М.С. Гаджиев, которые считают, что, если в надписи на надмогильной стеле в мечети Калакорейша «правитель столицы Калакорейша, возможно и всего Кайтага назван не уцмием, а владельцем, владетелем (сахиб) … это не говорит об отсутствии к XIII–XIV вв. термина «уцмий»... В данном случае мы имеем, скорее всего, дело со сложившейся традицией, когда в арабских исторических сочинениях даже по отношению к завоеванным странам употреблялись сложившиеся в халифате социальные термины» [2, с. 192]. Они же пишут о том, что впервые в дагестанской исторической литературе термин «уцмий» в форме «усуми» встречается в хронике Махмуда из Хиналуга, написанной в 861 г. хиджры / 1456–57 г. [2, с. 161]. Этот титул носил Султан Мухаммед-хан, правивший в конце XIV в.» [1, с. 192]. С этого времени «уцмий» – это общепризнанное обозначение правителя Кайтага, просуществовавшее до 1860 г., когда была образована Дагестанская область [2, с. 192].

1 В 1820 г. главнокомандующий кавказским корпусом генерал А.П. Ермолов упразднил уцмийство. Оно было восстановлено в 1838 г. генералом Фезе.

2 По короткому пути из с. Кубачи в Калакорейш через урочище Беила, ближе к Калакорейшу, находится небольшая поляна, называемая кубачинцами «усимила ди́кьа», что значит «уцмия поляна или равнина». Название это упоминает этнограф Е.М. Шиллинг: «Уцумиля дика за горой Кадышля муда» [10, с. 197]. Название, приводимое Е.М. Шиллингом, не совсем точное, зафиксированное им от местных информаторов. Правильным является название, проводимое нами выше.

3 Название приведено М.Г. Магомедовым и А.Р. Шихсаидовым в их книге «Калакорейш (крепость курейшитов)» [19, с. 18; 19а, с. 21].

 

Мисрихан Мамаевич Маммаев

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: mmisrihan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4529-4121
https://www.famous-scientists.ru/11023/

Россия

 Звание, должность: Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела археологиии

 

Научные интересы: История искусства Дагестана, эпиграфика, народные промыслы и ремесла дагестанских народов.

  • 1. Муртазаев А.О. Кайтаг в VIII – первой половине XIX в. (исследование политической истории и роли в системе политических структур Северо-Восточного Кавказа). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, Алеф, 2015. – 490 с.
  • 2. Шихсаидов А.Р., Гаджиев М.С. Комплексные историко-архивные исследования Историко-архитектурного туристического комплекса «Кала-Корейш» в Дахадаевском районе Республики Дагестан // Кала-Корейш. Исторические исследования и материалы. Махачкала: ООО «Издательство «Феникс-пресс», 2019. С. 156–212.
  • 3. БроневскийС.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II. М., 1823. – 471 с.
  • 4. Козубский Е.И. Заметки о памятниках и остатках старины в Дагестанской области // Дагестанский сборник. Вып. I. Сост. Е.И. Козубский. Темир-Хан-Шура: Типография В.М. Сорокина, 1902. Отд. II. – 443 с.
  • 5. Саидов М. Предисловие к статье Б.Г. Малачиханова «К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане (материалы по истории Нагорного Дагестана)» // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Т. XIV. Серия истор. Махачкала, 1965. С. 175–176.
  • 6. Малачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане (материалы по истории Нагорного Дагестана) // Ученые записки ИИЯЛ ДагФАН СССР. Т. XIV. Серия истор. Махачкала, 1965. С. 175–202.
  • 7. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX веков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. – 408 с.
  • 8. Алиев Б.Г. К вопросу о происхождении кайтагских правителей, их титула и названия «Хайдак» // Дагестан в эпоху великого переселения народов (этногенетические исследования). Махачкала: Издание ИИАЭ ДНЦ РАН, 1998. С. 83–88.
  • 9. Шихсаидов А.Р. Комментарии // Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване. XIV–XV вв. // Кала-Корейш. Исторические исследования и материалы. Махачкала: ООО «Изд-во «Феникс-пресс», 2019. С. 87–154.
  • 10. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 224 с.
  • 11. История Дагестана в 4-х томах. Т.1. М.: Наука, 1967. С. 122.
  • 12. Маммаев М.М. К вопросу о происхождении названия «Кубачи» и этимологии самоназвания кубачинцев «Угъбуг» (ГIугъбуг) // Дагестан в эпоху великого переселения народов (этногенетические исследования). Махачкала: Издание ИИАЭ ДНЦ РАН, 1998. С. 43–62.
  • 13. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. –265 с.
  • 14. Сулейманова З.З. Предисловие // Кала-Корейш. Исторические исследования и материалы. Махачкала: ООО «Изд-во «Феникс-пресс», 2019. С. 4–8.
  • 15. Маммаев М.М. Зирихгеран-Кубачи. Очерки по истории и культуре. Махачкала: Издание ИИАЭ ДНЦ РАН, 2005. –250 с.
  • 16. Османов М.-З.О. Некоторые вопросы даргинской топонимики (материалы по названиям селений) // Ученые записки ИИЯЛ ДагФАН СССР. Т. XIV. Серия истор. Махачкала, 1965. С. 283–307.
  • 17. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X–XVII вв. Тексты, прилож., коммент., введ. и прилож. Л.И. Лаврова. М.: Наука, 1966. – 300 с.
  • 18. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984. – 464 с.
  • 19. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш (крепость курейшитов). Махачкала: Изд-во «Юпитер». 2000. – 168 с.
  • 20. Кала-Корейш. Исторические исследования и материалы. Махачкала: ООО «Изд-во «Феникс-пресс», 2019. С. 9–154.

Просмотры

Аннотация - 575

PDF (Russian) - 238

PlumX


© Маммаев М.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor