ДАГЕСТАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА
- Авторы: Абдуллаева Э.Б.
- Выпуск: Том 17, № 2 (2021)
- Страницы: 363-386
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1675
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH172363-386
Аннотация
В статье описаны закономерности и особенности развития музыкального искусства Дагестана на разных этапах его эволюции более чем за полувековой исторический период. Нами проанализированы компоненты музыкально-профессиональной традиции, дающие о ней целостное представление, разносторонне отражающие как своеобразие и самобытность, так и историческую изменчивость. К ним относятся: жанрово-видовая дифференциация и системные связи, стилистика и средства музыкальной выразительности.
Многоаспектное изучение и возможность интерпретации полученных данных позволяет создать представление о путях формирования и развития музыкального искусства Дагестана рассматриваемого периода. Исходные посылки исследования могут быть сведены к следующему.
Структура музыкального искусства складывается на основе взаимосвязей композиторского творчества, исполнительской практики и различных культурных взаимообменов, претерпевающих стилистические и жанрово-видовые изменения.
Второй посылкой стал взгляд на музыкальное искусство Дагестана как на актуальную часть современной культуры. Поэтому основным источником стали разные формы трансляции музыкальной культуры (слушательская практика и аналитические наблюдения на концертах классической музыки).
Опора на современный музыкальный материал и непосредственное наблюдение за музыкальным процессом в области классической, эстрадной и других сферах культуры предполагает исследование явления в синхроническом аспекте. Наличие публикаций разных авторов и собственный исследовательский опыт дают возможность в определенной мере провести диахронические сопоставления.
Выявленные нами важные закономерности развития дагестанского академического музыкального искусства могут составить базу для дальнейшего исследования жанровых феноменов в разные исторические периоды.
Ключевые слова
Эльмира Башировна Абдуллаева
Институт языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: elklas@mail.ru
Россия, Makhachkala, Russia
кандидат искусствоведения,
заведующая отделом истории искусств ИЯЛИ ДФИЦ РАН
- 1. Якубов М.А. Отец дагестанской музыка: очерк жизни и творчества Г.А. Гасанова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. 164 с.
- 2. Афанасьев Л. Дагестан // Советская музыка. 1956. № 4. С.112–113.
- 3. Вольман Б. Второй концерт Г. Гасанова // Советская музыка. 1959. № 7. С. 58–59.
- 4. Леонтьева О. Вокальный цикл С. Агабабова // Советская музыка. 1957. № 9. С.77–80.
- 5. Якубов М. А. Музыкальная культура // Очерки истории дагестанского советского искусства (1930 –1940 г.). М., 1987. С. 118 – 122.
- 6. Иконников А. На пленумах и съездах Союза композиторов. Музыка юным // Музыка России. Вып. 1. (Музыкальное творчество и музыкальная жизнь республик Российской Федерации. 1973 –1974). М., 1976. С. 87 – 94.
- 7. Ванслов В. Легенда гор: о балете М. Кажлаева «Горянка» // Советская музыка. 1968. № 6. С. 40 – 46.
- 8. Коркмасова М. А. Дагестанская симфония: Проблемы становления. Махачкала, 1990. 101 с.
- 9. Бартыханов Г. М. Театр-студия и эксперимент // Художественное творчество Дагестана и молодежь. Махачкала, 1991. С. 15 – 22.
- 10. Абдулгамидова Н. А. Состояние и проблемы современной музыкальной культуры // Абдулгамидова Н. А. Вопросы развития культуры Дагестана в период 1980 – 1990 годов. (Статьи, выступления, интервью). Махачкала: Юпитер, 1998. С. 4 –15.
- 11. Абуева З.С. Молодые композиторы Дагестана // Художественное творчество Дагестана и молодежь. Махачкала, 1991. С. 5–11.
- 12. Абдуллаева Э.Б. Дагестанское музыкальное искусство постсоветского времени: основные тенденции // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. К 40-летию Ростовской консерватории: Сб. ст. – Ростов н /Д: Изд–во РГК, 2008. С. 167–183.