«ПУТЕШЕСТВИЕ В АРМЕНИЮ, ТУРЦИЮ И КИЛИКИЮ» ЕПИСКОПА ВАРДАНА ОДЗНЕЦИ КАК ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ КАВКАЗА XVIII-XIX ВВ.
- Авторы: Хапизов Ш.М., Акопян А.Е.
- Выпуск: Том 16, № 1 (2020)
- Страницы: 76-84
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1597
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH16176-84
Аннотация
Статья посвящена анализу содержания некоторых частей сочинения армянского автора XIX в. епископа Вардана Одзнеци. «Путешествие в Армению, Турцию и Киликию» хранится в Матенадаране – Институте древних рукописей Армении. Полный текст сочинения до сих пор не опубликован. Текст уникален, так как является одним из последних письменных источников, написанных в стиле армянской средневековой исторической литературы. В своем сочинении Вардан Одзнеци подробно рассказывает про двор грузинского царя Ираклия II (1720–1798). В нем также приводятся сведения о талышском хане Мустафе и аварском нуцале Умма-хане, известном в историографии еще и под искаженным именем Омар-хан. Таким образом, летопись Одзнеци охватывает историю не только Закавказья, но и Северного Кавказа. Кроме того, автор довольно подробно описывает события Крымской войны (1853–1856 гг.). Сведения, которые сообщает Вардан Одзнеци, очень важны в контексте исследования антиосманских и антииранских войн народов Кавказа. В его сочинении особое место занимает скрупулезное описание нашествия иранского шаха Ага-Мухаммадхана Каджара летом 1795 г. на Тбилиси. Он с сожалением повествует о разрушении города Тбилиси, считая, что в этом есть вина и грузинского царя, проявившего политическую недальновидность. В 1790-х гг. аварский нуцал Умма-хан (1761–1801) стал играть важную роль в военно-политических событиях, происходивших в Южном Кавказе, что также отражено в сочинении Одзнеци. Он описывает взаимоотношения Умма-хана и его зятя карабахского Ибрагим-хана, их совместные походы на соседние области. Вместе с тем, исследуемое сочинение является важным источником, описывающим переход царства Картли-Кахети, а впоследствии и всего Кавказа, под покровительство Российской империи. Исследование этой рукописи послужит более детальному источниковедческому освещению истории Кавказа XVIII–XIX веков.
Современное состояние историографии Кавказа находится на том уровне, когда дальнейшее ее развитие затруднено отсутствием новых исторических источников, которые позволили бы как восполнить уже воссозданные исторические полотна, так и создать на основе новых фактов целые сюжеты, которые вовсе отсутствовали. В этой связи наше внимание привлек армянский источник, который до сих пор еще не введен в научный оборот. Его содержание позволяет нам надеяться на то, что он способен внести новые штрихи в реконструкцию исторического прошлого Кавказа. Поскольку мы относительно недавно приступили к работе над данным источником и планируем его перевести полностью и ввести в научный оборот, данная статья не претендует на завершенное и полноценное исследование рукописи. Тем более, что сделать это в одной научной статье не представляется возможным. Нами ставится задача дать общую характеристику источника и оценить значимость приводимых в ней сведений на примере отдельных эпизодов, связанных с историей военных походов дагестанцев в Южном Кавказе, а также нашествия иранского шаха в 1795 г. С этой целью нами воссоздана общая картина военно-политической ситуации в Южном Кавказе в конце XVIII в.
Неопубликованная рукопись сочинения Вардана Одзнеци, которая хранится в Матенадаране под номером № 8822 [1], является уникальным памятником армянской литературы. В указанной рукописи содержится сочинение, завершенное в 1868 г. духовным лицом, епископом по имени Вардан Одзнеци (арм. «Одзунский»). Вторая часть имени епископа (Одзнеци) указывает на его происхождение из селения Одзун, расположенного в провинции Лори, где он родился в 1812 г. [2]. В самом селении, а также в близлежащих Санаине и Ахпате, расположены древние монастыри, которые делают этот край одним из важных духовных и интеллектуальных центров Армении. Одзун также известен как родина католикоса Ованеса III Имастасера (650–728). Ныне это северная часть Республики Армения, центральная часть марза (области) Лори.
Исследуемое сочинение написано на староармянском языке и состоит из двух частей. Первая озаглавлена им как «История Армении» и является его попыткой осмысления исторического пути, пройденного этой страной, а вторая написана в форме путевых записок и получила название «Путешествие в Армению, Турцию и в Киликию». В целом сочинение занимает 202 листа, на каждом из которых текст занимает от 20 до 33 строк, составляющих один столбец. Структурно сочинение состоит из предисловия автора и 43 глав. Данная рукопись является автографом, т.е. написана самим автором, а не является копией. Переплет изготовлен из дощечек, обтянутых бумажной обложкой.
Следует указать, что некоторые части сочинения, а именно 10-я и половина 11-й главы (тексты на староармянском) были изданы и исследованы Рузанной Титанян [3]. Также краткое описание данной рукописи дано в исследовании, посвященном истории армянской мемуарной литературы [4].
О месте и времени написания своего труда, автор сообщает в предисловии к своим путевым заметкам и историческому сочинению «История Армении». Они писались им с 1847 по 1868 (24 января) годы, в ходе его поездок по городами и монастырям Дзорапора, Ахпата, Санаина, а также во время пребывания в Тбилиси и других городах Кавказа и Османской империи. Автор, говоря о характере путешествий, в целом отмечает, что ему интересна не только Армения, но и все остальные страны мира. Говоря о цели создания своего сочинения, Одзнеци сообщает, что он, следуя «примеру предков», решил оставить будущим поколениям сведения о «биографиях предков» и рассказы о важных событиях, которые в значительной степени связаны с историческими, социальными, политическими, культурными реалиями прошедших веков, а также событий, современником которых он являлся.
Следует отметить, что Вардан Одзнеци не описывает происходившие события безучастно. При изложении сведений об исторических событиях и перипетиях своего времени, он выражает определенное отношение, необычайный интерес к историческому прошлому, к судьбе и истории армянского народа, памятникам, природе, жизни, культуре и духовной жизни в целом. К примеру, описывая ситуацию, сложившуюся в конце XVIII в. в Картли-Кахетинском царстве и других грузинских государственных образованиях, автор не скрывает своих эмоций. Вардан Одзнеци с болью пишет о разрушении Тбилиси иранскими войсками в 1795 г. Кроме того, в сочинении отражен интерес автора к судьбам армянства в различных регионах Ближнего Востока и прежде всего Кавказа. Согласно Озднеци, основное население ханств восточной части Южного Кавказа было представлено армянами, хотя правили ими в большинстве своем бывшие иранские наместники. В этой летописи красной нитью проведена мысль о том, что армянским населением Южного Кавказа грузинские цари воспринимались как родственные христианские владетели, покровители христианства на Южном Кавказе.
Размышляя о политической нестабильности своей родины, Одзнеци делает акцент на судьбах двух христианских народов Кавказа – армян и грузин. При этом, он описывает также и нападения со стороны аварского нуцала Умма-хана (1774–1801). Многочисленные военные действия привели к разорению малой родины автора – области Лори, которая также, как и многие районы Южного Кавказа стала ареной противоборства ключевых политических сил Кавказа за доминирование в этом регионе. Наглядно иллюстрирует это отрывок о нападении на мирное население вооруженного отряда, предоставленного Умма-ханом своему союзнику – карабахскому правителю Ибрагим-хану (1763–1806):
«А войска Омара хана из лезгинских племен, которые зимовали в деревнях армянских сел Арцаха, про что мы уже выше упоминали, ближе к весне несколько сот из них ограбили имущество трех армянских сел, и взяв в плен их жителей, решили перейти Куру вместе с ними (пленными), но весть о пленении дошла до хана Ибрахима, который послал войска, которые и перебили их (лезгин). Те, кто избежали этой участи, объединились, перешли в провинцию Ути, на равнину Гага, ограбив и пленив местных, перешли в Дзорапор, переночевали около села Одзун, … пленили 60 человек – мужчин и женщин, детей и стариков, перешли в равнину Лори, потом в Джавахет и в укрепленную Тайкскую область, там продали сарацинампленных и возвратились в Дагестан».
Население Лори сильно пострадало не только от нападений кавказских владетелей, но и в результате нашествия иранского шаха Ага-Мухаммадхана Каджара (1779–1797). Многие армянские источники отмечают, что накануне вторжения иранских войск в 1795 г., жители Лори бежали в Тбилиси, надеясь найти спасение в царстве Картли-Кахети. В 1780-х годах Картли-Кахетинское царство вело серьезную борьбу против правителя Кубинского ханства (ныне северо-восток Азербайджанской Республики) – Фатали-хана (1758–1789), чтобы утвердить свое влияние и владычество на Южном Кавказе. Уже в 1779 г. Фатали-хан предпринимает энергичные усилия по покорению Восточного Закавказья и свержению правителей бывших ханств Ирана, которые подчинялись Ираклию II. Среди них упоминаются ханы Еревана и Гянджи. В XVIII в. на ситуацию в Восточной Грузии сильно повлияли разногласия между грузинскими принцами, частые предательства, неоднократные нападения персов и турецких войск в 1785–1786 гг. [5], и, наконец, нашествие Ага-Мухаммадхана в 1795 г.
Дело в том, что в 1780-х гг. Иран был охвачен внутренним кризисом, который был обусловлен борьбой за власть различных группировок, развернувшейся после смерти в 1779 г. Карим-хана Зенда, объединившего Иран под своей властью. Конкуренцию иранской династии Зендов составил Ага-Мухаммад-хан – сын бывшего главы тюркского племени каджаров. Его отец был придворным Адил-шаха, правившего недолгое время Ираном (1747–1748), и впал в немилость к шаху. Отец успел сбежать, но шестилетнего Агамухамад-хана Адил-шах приказал оскопить, что отразилось на его характере и из-за чего он получил прозвище Ахта-хан («Скопец-хан»). В 1785 г. он взял столицу – Исфахан, а весной 1791 г. другой оплот Зендов – город Шираз. Далее его захватнические планы распространились на Кавказ.
Из-за сложившейся ситуации, согласно Одзнеци, единственной надеждой на спасение царства Картли-Кахети и самого царя Ираклия II, было обращение за помощью к России. По этому поводу Одзнеци пишет, что Ираклий «сдал свою землю русскому императору». Он приводит подробные сведения о смерти Ираклия II в Телави, о попытках его третьей жены Дареджан Дадиани (1738–1807) возвести на трон одного из своих сыновей вместо родившегося от первой жены Георгия XII (1746–1800; «Горги хана»). Он также отмечает, что в 1798 г. в городе Тбилиси, в Грузии и в Армении разразилась чума.
Из рукописи Вардана Одзнеци следует, что хан Карабаха Ибрахим был вассалом грузинского царя Ираклия II. Этот факт доказывается им при описании нашествия иранского шаха Ага-Мухаммадхана. Вардан Одзнеци пишет, что Ага-Мухаммадхан пришел с войском в Тебриз и потребовал подчинения у ханов Еревана (Гусейн-Али) и Нахичевани (Кялбали), а также у карабахского хана Ибрахима, направив к ним соответсвущие послания. Однако последний вместе с талышским ханом Мустафой якобы был подчиненным и союзником Ираклия II, из-за чего они отказались явиться к иранскому шаху с изъявлением покорности. Таким образом, автор хочет показать, что вассальскую зависимость от Ираклия II признавал в то время и хан Талыша, хотя с этим выводом сложно согласиться.
Далее он пишет, что, когда Ага-Мухаммад хан собрался направить свои войска на Кавказ, в самом Иране произошло восстание, которое нарушило его планы. Поставив в Тебризе наместника (востикан) по имени Сулейман, Ага-Мухаммадхан вернулся в 1791 г. в Тегеран. Далее, согласно Одзнеци, когда царь Ираклий II узнал о возвращении шаха в Тегеран, по его «намеку» Ибрахим-хан и брат его жены Бахтики – Умма-хан («Омар хан Дагестана») вместе напали на Нахичевань во главе 23-тысячного войска. Согласно Одзнеци, это войско нанесло большой ущерб местному населению, многие армянские населенные пункты подверглись ограблениям. Нахичеванский хан попросил помощи у соседей, и на помощь к нему пришли правители Еревана и Хоя. В состоявшемся сражении войска Умма-хана и Ибрагим-хана потерпели поражение, перебрались в Карабах (Арцах), где остались зимовать в Шуши:
«Когда грузинский царь Ираклий услышал, что Ереванский хан Гусейн-Али и хан Нахиджеванский приняли их власть (Ага-Мухаммад хана. – авт.) и стали верноподданными Даврижского востикана (тебризского наместника), то очень разозлился и заставлял их возвратиться в его подданство, как было раньше. Но они вместе того, чтобы подчиниться ему, решили быть независимыми от этих двух (т.е. от Ирана и Картли-Кахети. – авт.). По подстрекательству Ираклия, хан Арцаха Ибрахим, взяв себе в помощники своего тестя Омара – хана Дагестана, с 23-тысячным войском напал на хана Находжевана Кялбяла...
Племена Омар-хана начали грабить имущество народа страны, а Кялбяла-хан укрепился в крепости Нахиджевана и попросил помощи у соседних правителей. И сразу же к нему поспешили на помощь правители Еревана и Хоя...
А убежавшие войска Омара хана дошли до Шуши, где Ибрахим хан для зимовки распределил их в своих армянских селах Арцаха».
Точно датировать данный поход помогает памятная запись из грузинской рукописи конца XVIII в.: «Ибреим-хан, сын Пана-хана и Омар-хан с лезгинским войском пришли на Нахичевань, но потерпели поражение, ноября 21-го» 1791 г. [6, с. 54].
Кстати, еще в июле 1787 г. Умма-хан вместе с Ибрагим-ханом уже захватывал Нахичевань после 17-дневной осады и разбил после этого в решающем сражении объединённое войско 7 ханств северо-западного Ирана (Мухаммад-хан Ереванский, Хусайн-хан Хойский, сын марагинского Ахмад-хана, Мустафа-хан Карадагский, сын урмийского Мухаммад-хана и Абдал-бек Курд) [7, c. 125–127]. Касаясь второго похода Умма-хана на Нахичевань, дагестанские письменные источники дают несколько иную трактовку происходивших событий. Согласно этим сведениям, в конце 1791 г. Умма-хан и Ибрагим-хан потерпели поражение, но в марте 1792 г. в ходе третьего похода войска Умма-хана и акушинского кадия разгромили объединенное войско ханств северо-западного Ирана [7, c. 128–130].
На основе изучения имеющихся источников можно сделать вывод о том, что Карабахское ханство в конце XVIII в. находилось под протекторатом аварского нуцала Умма-хана. В связи с этим не удивительно, что во время нашествия Ага Мухаммад хана на Кавказа в 1795 г., Ибрахим-хан укрылся от преследования Ага-Мухаммад хана в Аварии: «И когда Ибрахим хан узнал про разрушение Тпхиса (Тбилиси. – авт.), то всем своим родом перешел в Дагестан, к своему тестю хану Аварии Омару, оставив Шуши в страхе».
Вардан Одзнеци также сообщает, что, воспользовавшись опустошением Картли-Кахетинского царства в 1795 г., ереванский хан Гусейн-Али, почувствовав себя более самостоятельным, решил выйти из подчинения царю Ираклию II, но иранский наставник в Тебризе решил сменить ереванского хана. Тогда, осознав, что ему больше не на кого опереться, ереванский хан при посредничестве армянского католикоса Луки снова принял присягу на верность Ираклию II, выплатил ему налоги и выдав заложников в качестве гаранта своей дальнейшей верности. После всего этого ереванский хан обвинил армянского католикоса в подстрекательстве, в том, что тот пишет письма царю Ираклию II, предлагая напасть на Ереван. Выдвинув эти обвинения, он угрозами добился выплаты из Эчмиадзина (резиденция католикоса) 600 туманов вдобавок к обычным налогам.
После того, как Ага-Мухаммадхан подавил мятежи внутри Ирана, поставив в Тебризе наместником своего брата Али-кули хана, который с 20-тысячным войском направился в поход на ереванского хана, неоднократно менявшего своего сюзерена. Впоследствии, повествуя о последующих взаимоотношениях иранского шаха с ханами Южного Кавказа, армянскими меликами и царем Ираклием II, Вардан Одзнеци отмечает, что уже из завоеванной Гянджи (Гандзак), Ага-Мухаммадхан призывал Ираклия II к подчинению своей власти. К этому призывали его и армянский католикос святого Эчмиадзина, и владыка Арцаха Исрайел, поскольку от военных действий армянская церковь претерпевала множество бед и лишений. Но призывы армянского духовенства не были услышаны. Ираклий, собираясь дать отпор Ага-Мухаммадхану, отправил послания с призывами прийти на помощь с войсками своим внукам и соседним грузинским владениям. Он дождался прихода 4-тысячного войска из Имерети, 6 тысяч из Картли и Кахети, а также 2 тысяч терекемейцев из Газаха, в то время как остальные родственники Ираклия II остались безучастны.
Таким образом, на примере обзора военно-политической ситуации на Южном Кавказе конца XVIII в., мы убеждаемся, что сочинение Вардана Одзнеци является важным источником по истории Кавказа. При этом его сочинение охватывает также первую половину XIX вв. Источниками информации для автора служили не только личные наблюдения, письменные источники, но и сообщения очевидцев и участников вышеуказанных событий. Озднеци также приводит уникальные сведения о роли Аварского нуцальства в военно-политических событиях, происходивших в конце XVIII в. на Южном Кавказе. В данном историческом сочинении также нашли отражение события, свидетельствующие о судьбоносных для Кавказа процессах. Его автор является свидетелем процесса присоединения Грузии к Российской империи, под контроль которой впоследствии стали постепенно переходить остальные государства Южного и Северного Кавказа. В целом очевидно, что сведения данного исторического источника представляют несомненный интерес для кавказоведов и позволят воссоздать наиболее полную и объективную картину событий, происходивших на Южном Кавказе на рубеже XVIII–XIX вв.
Шахбан Магомедович Хапизов
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: markozul@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1958-9498
Scopus Author ID: 36651236200
Россия, 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 75.
кандидат исторических наук,
научный сотрудник
Айк Ерджаникович Акопян
Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца (Матенадаран); Институт Археологии и этнографии НАН Армении
Email: hayk.hakobyan.88@mail.ru
Армения, Ереван , проспект Месропа Маштоца , 53
Старший научный сотрудник
- 1. Каталог рукописей Матенадарана имени Маштоца. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1970. Т. II. С. 819 (на армян. яз.).
- 2. Титанян Р.Т. Путевые заметки Вардана Одзнеци // Бюлетень общественных наук. Ереван, 1977. № 8. С. 50 (на армян. яз.).
- 3. Армянские источники о закавказских походах Ага Мухаммед Хана (1795 – 1797 гг.) / Текст, введ. и примеч. Р. Т. Титанян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1981. С. 259 (на армян. яз.).
- 4. Даниелян К. Из истории армянской мемуарной литературы. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1966. С. 215 (на армян. яз.).
- 5. Мхитарян Г. Административно-политические единицы Закавказья во II половине XVIII века. Ереван: Изд-во НАН РА, 2018. С. 74 (на армян. яз.).
- 6. Такайшвили С. Исторические приписки двух кинклосов и хронологический перечень событий по некоторым источникам // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1896. Т. XXI. С. 1-60.
- 7. Хапизов Ш.М. Ума-нуцал (Умахан) Великий (очерк истории Аварского нуцальства второй половины XVIII в.). Махачкала: Медиа-Полис, 2013, С. 216.