ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1946–1960-Е ГГ.

Обложка

Аннотация


В статье проанализированы материалы, отложившиеся в основных фондах главного хранилища документов Республики Дагестан, а также в фондах, имеющих непосредственное отношение к истории театрального искусства Дагестана в 1946–1960-е гг. Предпринята попытка на фоне общей характеристики документов по теме исследования в соответствии с видовой классификацией дать оценку новым, ранее не вовлекавшимся в научный оборот источникам, которые составят основу при разработке новых аспектов проблемы.Особое внимание уделено общим вопросам развития театрального искусства Дагестана в рассматриваемый период,получившим отражение в документах, а также вопросам, связанным с функционированием русского и национальных театров, их материально-технической обеспеченности, условий творческого труда и быта театральных работников. В ходе разработки темы исследования изучены документы как основных фондов Центрального государственного архива РД, содержащие обобщающую характеристику истории многонационального театрального искусства в рассматриваемый период, так и отдельных коллекций, фондов, в том числеДагестанского государственного русского драматического театра им. А.М. Горького, национальных театров Дагестана (Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова, Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы, Лакский драматический театр им. Э.Капиева, Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского и др.). Изучение архивных источников дает возможность проследить закономерности в развитии театрального профессионального искусства в Дагестане в целом, а также выявить отличительные черты в истории каждого театра и его коллектива.

Обобщение статистических сведений из смет, отчетов, справок приводит к интересным выводам о приоритетах политики центральных и республиканских органов власти и управления в области театрального дела. Биографические справки, документы о воплощении на театральной сцене различных постановок, репертуарных спектаклях, гастрольных поездках, данные штатных расписаний дают уникальный материал о повседневной жизни театральных деятелей.


В сообществе исследователей, занимающихся изучением культуры, бытует устойчивое мнение, что культура советской эпохи и сегодня нуждающаяся в детальном и углубленном изучении, обладает большим исследовательским потенциалом. Поставив задачу изучить состояние, направления и особенности развития многонационального театрального искусства Дагестана в 1946–1960-е гг., мы придерживались традиционной историографической традиции, которая ведет разработку проблем истории культуры по отраслям. С учетом этого шло формирование источниковой базы нашего основного исследования, была обозначена цель настоящей статьи: охарактеризовать документы фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан по истории театрального искусства в рассматриваемый период.

Поскольку подобная задача в настоящей статье решается впервые, в этом состоит новизна нашего небольшого исследования. В настоящее время вопросы достоверности информации касаются практических всех сфер жизни человека, в том числе и в области культуры и театрального искусства. Таким первоисточником выступают архивные документы [1, с. 2]. Ценность архивных документов заключается в том, что они хронологически точно фиксируют даты событий, что позволяет не допускать фальсификации и ошибок [2, с. 39].

Представление об архивных источниках по истории дагестанских театров можно составить по ссылочному аппарату работы [3]. Документы Центрального государственного архива РД широко использовались автором монографий, брошюр, буклетов и многочисленных статей по истории дагестанской многонациональной драматургии и театрального искусства, известного в республике искусствоведа-театроведа Султановой Г.А. [4]. Специальные публикации с анализом источников по этой проблеме и попыткой определить источниковедческие особенности изучения истории культуры в регионе, за исключением монографии Каймаразовой Л.Г. [5], отсутствуют. С обзором источников по истории кумыкского и аварского театров можно ознакомиться во вводной части диссертаций Акаевой Н.Б. и Абдулаевой М.Г. [6; 7].

В целом, история развития театрального искусства в Дагестане основывается на широкой источниковой базе. Во многом она представлена богатыми с информационной точки зрения документальными материалами фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан. ЦГА РД – это место хранения уникальных документов по широкому кругу проблем истории Дагестана, в том числе новейшей. Материалы госархива отвечают требованиям самых предвзятых исследователей, несмотря на то, что «всплеск интереса к социальным процессам, конфликтам культур, гендеру, формированию социальных идентичностей и различным забытым формам властных отношений привел к тому, что архивы уже были неспособны удовлетворить исследовательские запросы историков и других ученых» [8, с. 135].

Поскольку мы опирались на традиционно сложившиеся источниковедческие принципы и государственно-институциональный подход системы отбора источников, в первую очередь интерес у нас вызвала нормативно-распорядительная документация. Отложились эти материалы в основном в фондах 1-п (Дагестанский республиканский комитет Коммунистической партии РСФСР), 352-р (Президиум Верховного Совета ДАССР), 168-р (Совет Министров ДАССР), 1252-р (Министерство культуры ДАССР), 716-р (Управление по делам искусств при Совете Министров ДАССР) и др. Немало документов по теме нашего исследования хранятся в фондах 1321-р (Дагестанский государственный русский драматический театр им. А.М. Горького), 1317-р (Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова), 1318-р (Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы), 1320-р (Лакский драматический театр им. Э. Капиева), 439-р (Лезгинский драматический театр), 1398-р (Дагестанский государственный театр кукол), 1266-р (Финансовый отдел Махачкалинского горисполкома).

Обобщающим материалом по теме исследования насыщен фонд Дагестанского областного комитета КПСС – один из основных фондов государственного архивадля изучения истории Дагестана новейшего времени. Республиканская партийная организация направляла и контролировала все сферы культурной жизни Дагестана и театральную жизнь в том числе. В поле ее зрения находились материально-техническая обеспеченность театров республики, вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью, работой в этой области Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР и т.д. Внимательное ознакомление с решениями партийных конференций, постановлениями бюро областного комитета партии по интересующим нас вопросам позволяет сделать вывод о высокой степени их компетенции. В партийных документах обстоятельно анализируются недостатки в области театрального дела и предлагается комплекс мероприятий для улучшения работы театров.

Документы эти отмечены «печатью своего времени», и к их изучению надо подходить с учетом источниковедческой критики. Сегодня состав и содержание вовлеченных в научный оборот материалов во многом оценивается по-новому и поэтому представляется важным умение исследователя извлечь из текста источника, в котором редко фиксировались наиболее щекотливые вопросы, косвенную, нужную ему информацию.

Исключительный интерес в качестве исторического источника по изучению деятельности дагестанских театров представляют делопроизводственные документы. Особо мы бы выделили материалы деловой переписки (главным образом, докладные записки и справки), информационные документы (сводки, сообщения) и отчетные документы. Ознакомление с содержанием докладных записок, заявлений от директоров, артистов и представителей театрального персонала заметно расширяет диапазон исследования. Эти источники носят как личный, так и объективно-описательный характер. В них встречаются и статистические сведения (сметы доходов и расходов), данные о репертуаре театров, планах, причинах их невыполнения и еще многое другое, что направляет исследователя на поиски новых аспектов изучаемой темы. В этой связи можно упомянуть справки о деятельности аварского (от 4 апреля 1950 г.), лезгинского (от 17 марта 1950 г.) и других национальных театров, в которых их директора, начальник Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР, инструктор обкома ВКП(б) отчитываются о финансовой деятельности, итогам гастрольных поездок, выполнении репертуара1. Директора театров говорят о трудностях, которые мешают выполнению планов: об отсутствии транспортаили плохом состоянии машин, имеющихся в распоряжении театра, отсутствии жилья, предметов домашнего обихода и т.д.2

В фонде мы ознакомились и с учетной документацией – личными листками по учету кадров, характеристиками, автобиографиями, справками соответствующего содержания. Информацию о жизни артистов, их творческом пути, можно почерпнуть из автобиографий, характеристик. Эти сведения зачастую собирались по случаю предстоящих знаменательных событий, т.е. к тому моменту, когда из творческой театральной среды выдвигались кандидатуры для присуждения государственных наград и присвоения почётных званий3.

Знакомясь с содержанием некоторых делопроизводственных материалов, можно встретить «живую» информацию, которая позволяет совершить «новый поворот» в исследовании темы. К примеру, в одном из документовподверглась резкой критике трудовая дисциплина в Кумыкском драматическом театре (1952 г.). Думается, что присутствие на репетицияхдетей актеров, частые опоздания на работу в большей мере были связаны с их загруженностью нерешенными бытовыми проблемами, нежели с избеганием «прохождения Краткого курса истории ВКП(б)».

В справках, докладных записках, отчетах мы встречаем сведения о гастролях в северокавказском регионе и за его пределами. Впечатляют отзывы из городов и других населенных пунктов, где со своими театральными постановками побывали дагестанские театральные коллективы. Лейтмотивом в них звучат теплые слова о братских и добрососедских отношениях народов. Информация хоть и краткая, но позволяющая составить представление о географии гастрольных поездок дагестанских артистов.

Заинтересовали нас сведения о состоянии театральной художественной самодеятельности республики. Показательно, что самодеятельные театральные коллективы обслуживали значительное количество населения республики, что свидетельствует о растущей популярности в изучаемый период не только профессиональных, но и самодеятельных театров4.

Вэти годы практиковалось проведение проверок театров. Это делалось по разработанной схеме и завершалось составлением соответствующего документа – справки. Таких справок тоже немало в фонде Дагестанского обкома партии. Из них можно почерпнуть интересующие исследователя статистические данные, сведения о качестве выполнения финансово-производственного плана, количестве показанных спектаклей и обслуженных зрителях, состоянии декораций и убранстве театров, профессиональном уровне кадров и трудовой дисциплине и т.д.5

В фонде Совета Министров ДАССР отложились доклады, справки, письма, заявления, обращения к руководителям правительства с просьбами об оказании социальной и финансовой помощи. Эта помощь, в частности, выражалась в создании артистам нормальных жилищных условий, реконструкции зданий театров, в разного рода финансовых выплатах театральным работникам, а также будущим артистам дагестанских театров, к примеру, в оплате проездных, суточных и отпускных студентам, обучающимся в Москве в театральном училище им. Щукина. С этими фактами можно ознакомиться в материалах переписки – письменных просьбах, письмах-жалобах6.

Благодаря сохранившимся в фонде дагестанского правительства газетным вырезкам, мы имели возможность изучить содержание публикаций по теме нашего исследования ведущей республиканской газеты «Дагестанская правда». И хотя этот вид источников относится к материалам периодических изданий, а содержание заметок, очерков, статей чаще тяготеет к искусствоведческим публикациям, тем не менее, мы находим в них ответы на многие интересующие нас вопросы. В частности, истории повседневной жизни работников театра, условиям их трудовой деятельности, примерам обратной связи мастеров сцены со зрителем7.

В фонде Президиума Верховного Совета ДАССР сохранились личные дела, характеристики актеров и режиссеров дагестанских театров. Творческие характеристики и написанные собственноручно артистами автобиографии позволяют в хронологической последовательности изучить основные этапы формирования личности артиста, причины, по которым он пришел в мир театрального искусства, и интереснейшие факты его дальнейшего продвижения по творческому пути. Пополнить представление о личности артиста, его профессиональных и жизненных интересах позволяют воспоминания, которые также отложились в упомянутом выше фонде госархива8.

Благодаря документам фонда Министерства культуры ДАССР мы получили возможность изучить содержание постановлений, приказов, которые регулировали профессиональную деятельность театральных коллективов, выявляли недоработки в выполнении производственно-финансового плана, налаживании трудовой дисциплины в этих культурных учреждениях. В тексте приказов мы встречаем сведения о репертуаре, театральных смотрах, творческих семинарах для артистов театров и т.д. В документах ведомства, в том числе в справках о производственно-финансовой деятельности театров, много информации по вопросам их материальной обеспеченности, финансовых затруднениях9. В материалах республиканского министерства культуры (постановления, приказы, распоряжения) о профессиональной деятельности дагестанских театров нашел отражение критический подход к материально-технической составляющей (вплоть до материальной обеспеченности коллектива, связанной как со своевременной выдачей заработной платы, так и выплатой денежных вознаграждений), гастрольным турне, вопросам репертуара, трудовой и финансовой дисциплине10. Как видно из документов, реализация этих решений содействовала творческому росту театров, повышению качества спектаклей, улучшению кадрового состава11.

По выданным артистам и сотрудникам дагестанских театров, да и целым театральным коллективам, наградных грамот, дипломов и т.д., информации о присвоении государственных наград и почетных званий можно судить о том, как центральная и республиканская власть оценивала их заслуги в деле развития и продвижения театрального искусства в массы, культурного обслуживания населения. В целом эти факты были связаны с желанием властных структур оценить высокое исполнительское мастерство деятелей искусства и их важную работу по эстетическому воспитанию трудящихся. В материалах фонда есть и важные для исследователя сведения о маршрутах гастролей театральных трупп. Республиканский русский драматический театр им. М. Горького, судя по самому внушительному списку гастрольных поездок, наиболее преуспел в этом в виде деятельности12.

В фонде Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров ДАССР исследователь обнаружит итоги выполнения театральными 
коллективами республики финансовых и репертуарных планов, характеристику материально-технической базы театральных учреждений. И хотя сам фонд содержит мало статистических данных
13, здесь можно найти ценные материалы о жизни театра под углом зрения, обусловленным иными подходами в организации проверки работы театров. Именно от этого подхода зависят выводы комиссий ведомства, которые, к примеру, объясняют слабость репертуаров театров, бедность театральных декораций и театральных костюмов14. Интересным фактическим материалом насыщены квартальные отчеты театров15.

Подробно узнать о профессиональной деятельности каждого из дагестанских театров позволяют документы и материалы специальных фондов театров – Дагестанского государственного русского драматического театра им. А.М. Горького, Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы, Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, Лакского драматического театра им. Э. Капиева, Лезгинского драматического театра, Дагестанского государственного театра кукол. Мы с интересом изучили годовые отчеты об основной деятельности каждого из театров, в том числе о численности сотрудников театральных учреждений, содержание штатных расписаний, некоторые отчеты о финансовой деятельности, отложившиеся в фондах распорядительные документы Министерства культуры республики, разного рода докладные и объяснительные записки, направляемые руководством каждого из театров в органы власти и управления. Эти документы дают представление о материально-технической оснащенности театра, месторасположении того или иного театра, описывают его возможности, информируют о количестве спектаклей, демонстрировавшихся на сцене театра, о выездных спектаклях, числе зрителей, посетивших театральные постановки и т.д.16.Сметы доходов и расходов театров в какой-то мере позволяют прояснить причины невыполнения плана17. Штатное расписание отражает размер заработной платы работников театра от директора, его заместителя, старшего бухгалтера, вплоть до уборщицы и других представителей нерегистрируемого (хозяйственно-технического) персонала – контролеры, дворники и т.д.18.

Привлек наше внимание и фонд Финансового отдела Махачкалинского городского исполкома, в котором есть ценные материалы (их не встретишь в других фондах архива) о работе театров, расположенных в столице республики, в частности о деятельности Дагестанского государственного театра кукол. Анализ содержания акта ревизии документации, касающейся штатно-сметного расписания учреждения культуры, разъяснены причины недовыполнения плана, материального положения персонала и технического состояния театрального помещения. В своей объяснительной записке по итогам ревизии директор театра, буквально по пунктам пытается объяснить сложившуюся ситуацию. Этот материал можно использовать для детального изучения деятельности детского театра19.

Таким образом, в Центральном государственном архиве Республики Дагестан отложился весьма разнообразный источниковый материал по истории развития театрального искусства Дагестана в 1946–1960-е гг. Он долгое время служил основой традиционной описательной истории культуры народов Дагестана, а его использование привносило в труды предшественников много новых исторических фактов, понимание и объяснение исторической реальности. Сегодня все больше внимания исследователи уделяют социальным механизмам развития культуры, изучению духовного мира человека, истории повседневности, личной истории, а это, в свою очередь, значительно расширяет круг привлекаемых источников. При решении поставленной исследовательской задачи мы старались, помимо материалов общих фондов, привлечь документы фондов учреждений и организаций, ответственных за культуру, фонды самих театральных учреждений, а в нормативно-распорядительной документации и иных использованных документах перенести акцент на взаимоотношения власти и творческих театральных коллективов. По мере возможности нами использовались источники личного происхождения, которые отражают ценностные позиции многонациональной творческой интеллигенции Дагестана и важны не только для микроисследований, но и для понимания макрокультурных процессов. Изучение самых разнохарактерных документов – от распоряжений и решений органов власти до смет, штатных расписаний, автобиографических документов – говорят о том, что до сих пор, несмотря на довольно обширную историографию дагестанской советской театральной культуры, сохраняется немало вопросов, требующих дополнительного и углубленного изучения истории театрального искусства Дагестана в рассматриваемый период.

1 Справки, докладные записки, сведения о выполнении финансово-производственного плана по Даггосфилармонии, о работе драматического театра, о количестве концертов в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет СССР, о летних гастролях театров и культурном обслуживании трудящихся республики, жалобы о выдаче суммы 1200 тыс. рублей и другая переписка по вопросам развития искусства // Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее – ЦГА РД). Ф. 1-п Дагестанский областной комитет. Оп. 1. Д. 8153. Л.л. 28–90.

2 Постановления, планы, протоколы, списки по проведению юбилеев Аварского театров, Национального ансамбля, отчёт работников культуры, науки и искусства // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 8158. Л.л. 19–20; Справка инструктора Обкома ВКП (б) о работе Кумыкского театра // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 9351. Л. 1; Справки, письма о ремонте театров республики, справки о поездках на гастроли, указ о присвоении звания артистам театров ДАССР // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 877. Л. 10.

3 Личные листки по учёту кадров, характеристики, автобиографии и справки о награждении артистов театра, ансамбля и радиокомитета в связи с 30-летним юбилеем Дагестанской АССР. 1950 г. // ЦГА РД Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 8263. Л.л. 23–202.

4 Справка, списки, отчёт о работе ансамбля «Лезгинка» и о поездке ансамбля в ГДР, докладная записка о работе театров республики и состоянии театральной художественной самодеятельности республики// ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 1963. Л.л. 63–66.

5 Справка о работе учрежденийкино, театров, клубов, музеев, спортобщества и туризма // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 3155. Л.л. 35-166.

6 Протокол совещания при заместителе председателя Совета Министров ДАССРо ходе выполнения соцобязательств работников культуры и специалистов сельского хозяйства, учителей, медработников Хунзахского района, предложения о проведении декады русского искусства и литературы в Дагестане, справка и переписка о состоянии и мерах по улучшению культурного обслуживания сельского населения республики// ЦГА РД. Ф. 168-р.Совет Министров ДАССР. Оп. 45. Д. 28. Л.л. 148–242.

7 Материалы по присуждению республиканских премий в области литературы и искусства за 1965-1966 гг. // ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 51. Д. 73 а. Л.л. 79–81.

8 Личные дела народных артистов РСФСР Гаджиев Т.А., Гаджиева Р.А., Рустамова Г.А. 1965г.// ЦГА РД. Ф. 352-р. Президиум Верховного Совета ДАССР. Оп. 31. Д. 8. Л.л. 2–12.

9 Приказы Министерства культуры ДАССР за 1954 г. // ЦГА РД. Ф. 1252-р. Министерство культуры Дагестанской АССР. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.

10 Материалы (постановления, приказы, распоряжения) Министерства культуры ДАССР о творческой и художественной деятельности театров за 1960–1962, 1964–1965 гг. // ЦГА РД. Ф. 1321-р. Русский драматический театр им. М. Горького.Оп. 1. Д. 15. Л.л. 44–58.

11 Приказы Министерства культуры ДАССР за 1954 г. // ЦГА РД. Ф. 1252-р. Министерство культуры Дагестанской АССР. Оп. 1. Д. 3. Л.л. 8–15.

12 Диплом и грамоты за 1963–1971 гг. // ЦГА РД. Ф. 1321-р. Русский драматический театр им. М. Горького.Оп. 1. Д. 22 а. Л.л. 1–8.

13 Переписка с Советом Министров ДАССР, Обкомом ВКП(б), Президиумом Верховного Совета ДАССР // ЦГА РД. Ф. 716-р. Управление по делам искусств при Совете Министров ДАССР. Оп. 12. Д. 112. Л.л. 14–147.

14 Приказы комитета по делам искусств при СНК СССР, отчёт о работе уполномоченного по контролю за репертуаром и докладная о работе Лезгинского театра. 1947 г. // ЦГА РД. Ф. р.-716. Управление по делам искусств при СоветеМинистров ДАССР. Оп. 12. Д. 100. Л.л. 20–25.

15 Баланс и отчёт за шесть месяцев Лакского национального театра за 1946 г. // ЦГА РД. Ф. 716-р. Управление по делам искусств при Совете Министров ДАССР. Оп. 12. Д. 98. Л.л. 4–12.

16 Годовой отчет за 1951 г.// ЦГА РД Ф. 1317-р. Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова. Оп. 2. Д. 1. Л.л. 2–17.

17 Отчет об основной деятельности театра за 1949 г. // ЦГА РД. Ф. 1321-р. Дагестанский государственный русский драматический театр им. А.М. Горького. Оп. 1. Д. 5. Л.л. 3–4.

18 Смета доходов и расходов, штатное расписание театра на 1956 г. // ЦГА РД Ф. 1321-р. Дагестанский государственный русский драматический театр им. А.М. Горького. Оп. 1. Д. 9. Л. 1; 28. Л. 115.

19 Сметы и штатные расписания театра кукол за 1954–1969 гг. // ЦГА РД. Ф. 1266-р. Финансовый отдел Махачкалинского горисполкома. Оп. 2. Д. 89. Л. 123 а.

© Кулаева А.Д., 2019

© Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, 2019

 Creative Commons Attribution 4.0 International License

Альбина Джалиловна Кулаева

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kulaeva91.91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7349-7562

Россия, 367030, Россия, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75

аспирант

отдела новой и новейшей истории

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Макарова А.К. Фонды муниципальных архивов как источник информации о социальной жизни граждан на примере ретроспективных документов г. Магнитогорска // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016. № 2. С. 1–5.
  • 2. Щендрикова С.П., Карпова О.С. Культурная жизнь Крыма в документах из фондов отечественных и зарубежных архивов (XIX – начало XX в.) // Парадигмы истории и общественного развития. Вып. 11. 2018. С. 37–41.
  • 3. Эфендиев А.-К. М. Партийная забота о театре. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 42 с.
  • 4. Султанова Г.А. Многонациональный театр Дагестана. Очерки истории: в 2-хчастях. Ч. II: 1946–1999. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2009. С. 9–104
  • 5. Каймаразова Л.Г. Культурное строительство в Дагестане. 1940–1960 гг. (Источниковедческий анализ документов ЦГА РД). Махачкала, 2009. –279 с.
  • 6. Акаева Н.Б. Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930–2008 гг.). Автореф. канд. дисс. Махачкала, 2010. – 27 с.
  • 7. Абдулаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра (на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы). Автореф. дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Махачкала, 2007.– 17 с.
  • 8. Блоуин Ф., Розенберг У. Происхождение прошлого. «Подлинность» для историков и активистов / Френсис Блоуин, Уильям Розенберг; [пер. с англ. Ю. Князькиной, Е. Шраги]. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2017. – 376 с.

Просмотры

Аннотация - 447

PDF (Russian) - 278

PlumX


© Кулаева А.Д., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.