DOCUMENTS OF THE CENTRAL STATE ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON THE DEVELOPMENT OF THEATRE IN 1946-1960s

Abstract


 The paper considers material, stored in the main reserves of the document repository of the Republic of Dagestan, as well as in the repositories directly related to the history of theatre in Dagestan in 1946-1960 period. An attempt was made within the general characteristics of the documents on the research topic to evaluate new sources which could form the basis for the development of new aspects of the problem. Special attention is paid to the general issues of the development of theatrical art of Dagestan during the period under study, reflected in the documents, as well as issues related to the functioning of Russian and national theaters, their material and technical security, the conditions of creative work and life of theater workers.

During the research, documents of both the main repositories of the Central State Archive of the Republic of Dagestan, containing a generalization of the history of multinational theater in the period under study, and individual collections, funds, belonging to the Dagestan State Russian Drama Theater named after A.M. Gorkyi, national theaters of Dagestan (Kumyk Musical Drama Theater named after A.-P. Salavatov, Avar Musical Drama Theater named after G. Tsadasa, Lak Drama Theater named after E. Kapiev, Lezgin Music and Drama Theater named after S. Stalsky and etc.) have been examined. The study of archival sources makes it possible to trace patterns in the development of theatrical professional art in Dagestan as a whole, as well as to identify the distinctive features in the history of each theater and its performers.

The analysis of statistical information from estimates, reports, and references leads to interesting conclusions about the priorities of the policy of the central and republican authorities and administrations in the field of theater. Biographical notes, documents on the various performances, repertoire performances, tours, staffing data provide unique material about the daily lives of theater workers.


В сообществе исследователей, занимающихся изучением культуры, бытует устойчивое мнение, что культура советской эпохи и сегодня нуждающаяся в детальном и углубленном изучении, обладает большим исследовательским потенциалом. Поставив задачу изучить состояние, направления и особенности развития многонационального театрального искусства Дагестана в 1946–1960-е гг., мы придерживались традиционной историографической традиции, которая ведет разработку проблем истории культуры по отраслям. С учетом этого шло формирование источниковой базы нашего основного исследования, была обозначена цель настоящей статьи: охарактеризовать документы фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан по истории театрального искусства в рассматриваемый период.

Поскольку подобная задача в настоящей статье решается впервые, в этом состоит новизна нашего небольшого исследования. В настоящее время вопросы достоверности информации касаются практических всех сфер жизни человека, в том числе и в области культуры и театрального искусства. Таким первоисточником выступают архивные документы [1, с. 2]. Ценность архивных документов заключается в том, что они хронологически точно фиксируют даты событий, что позволяет не допускать фальсификации и ошибок [2, с. 39].

Представление об архивных источниках по истории дагестанских театров можно составить по ссылочному аппарату работы [3]. Документы Центрального государственного архива РД широко использовались автором монографий, брошюр, буклетов и многочисленных статей по истории дагестанской многонациональной драматургии и театрального искусства, известного в республике искусствоведа-театроведа Султановой Г.А. [4]. Специальные публикации с анализом источников по этой проблеме и попыткой определить источниковедческие особенности изучения истории культуры в регионе, за исключением монографии Каймаразовой Л.Г. [5], отсутствуют. С обзором источников по истории кумыкского и аварского театров можно ознакомиться во вводной части диссертаций Акаевой Н.Б. и Абдулаевой М.Г. [6; 7].

В целом, история развития театрального искусства в Дагестане основывается на широкой источниковой базе. Во многом она представлена богатыми с информационной точки зрения документальными материалами фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан. ЦГА РД – это место хранения уникальных документов по широкому кругу проблем истории Дагестана, в том числе новейшей. Материалы госархива отвечают требованиям самых предвзятых исследователей, несмотря на то, что «всплеск интереса к социальным процессам, конфликтам культур, гендеру, формированию социальных идентичностей и различным забытым формам властных отношений привел к тому, что архивы уже были неспособны удовлетворить исследовательские запросы историков и других ученых» [8, с. 135].

Поскольку мы опирались на традиционно сложившиеся источниковедческие принципы и государственно-институциональный подход системы отбора источников, в первую очередь интерес у нас вызвала нормативно-распорядительная документация. Отложились эти материалы в основном в фондах 1-п (Дагестанский республиканский комитет Коммунистической партии РСФСР), 352-р (Президиум Верховного Совета ДАССР), 168-р (Совет Министров ДАССР), 1252-р (Министерство культуры ДАССР), 716-р (Управление по делам искусств при Совете Министров ДАССР) и др. Немало документов по теме нашего исследования хранятся в фондах 1321-р (Дагестанский государственный русский драматический театр им. А.М. Горького), 1317-р (Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова), 1318-р (Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы), 1320-р (Лакский драматический театр им. Э. Капиева), 439-р (Лезгинский драматический театр), 1398-р (Дагестанский государственный театр кукол), 1266-р (Финансовый отдел Махачкалинского горисполкома).

Обобщающим материалом по теме исследования насыщен фонд Дагестанского областного комитета КПСС – один из основных фондов государственного архивадля изучения истории Дагестана новейшего времени. Республиканская партийная организация направляла и контролировала все сферы культурной жизни Дагестана и театральную жизнь в том числе. В поле ее зрения находились материально-техническая обеспеченность театров республики, вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью, работой в этой области Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР и т.д. Внимательное ознакомление с решениями партийных конференций, постановлениями бюро областного комитета партии по интересующим нас вопросам позволяет сделать вывод о высокой степени их компетенции. В партийных документах обстоятельно анализируются недостатки в области театрального дела и предлагается комплекс мероприятий для улучшения работы театров.

Документы эти отмечены «печатью своего времени», и к их изучению надо подходить с учетом источниковедческой критики. Сегодня состав и содержание вовлеченных в научный оборот материалов во многом оценивается по-новому и поэтому представляется важным умение исследователя извлечь из текста источника, в котором редко фиксировались наиболее щекотливые вопросы, косвенную, нужную ему информацию.

Исключительный интерес в качестве исторического источника по изучению деятельности дагестанских театров представляют делопроизводственные документы. Особо мы бы выделили материалы деловой переписки (главным образом, докладные записки и справки), информационные документы (сводки, сообщения) и отчетные документы. Ознакомление с содержанием докладных записок, заявлений от директоров, артистов и представителей театрального персонала заметно расширяет диапазон исследования. Эти источники носят как личный, так и объективно-описательный характер. В них встречаются и статистические сведения (сметы доходов и расходов), данные о репертуаре театров, планах, причинах их невыполнения и еще многое другое, что направляет исследователя на поиски новых аспектов изучаемой темы. В этой связи можно упомянуть справки о деятельности аварского (от 4 апреля 1950 г.), лезгинского (от 17 марта 1950 г.) и других национальных театров, в которых их директора, начальник Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР, инструктор обкома ВКП(б) отчитываются о финансовой деятельности, итогам гастрольных поездок, выполнении репертуара1. Директора театров говорят о трудностях, которые мешают выполнению планов: об отсутствии транспортаили плохом состоянии машин, имеющихся в распоряжении театра, отсутствии жилья, предметов домашнего обихода и т.д.2

В фонде мы ознакомились и с учетной документацией – личными листками по учету кадров, характеристиками, автобиографиями, справками соответствующего содержания. Информацию о жизни артистов, их творческом пути, можно почерпнуть из автобиографий, характеристик. Эти сведения зачастую собирались по случаю предстоящих знаменательных событий, т.е. к тому моменту, когда из творческой театральной среды выдвигались кандидатуры для присуждения государственных наград и присвоения почётных званий3.

Знакомясь с содержанием некоторых делопроизводственных материалов, можно встретить «живую» информацию, которая позволяет совершить «новый поворот» в исследовании темы. К примеру, в одном из документовподверглась резкой критике трудовая дисциплина в Кумыкском драматическом театре (1952 г.). Думается, что присутствие на репетицияхдетей актеров, частые опоздания на работу в большей мере были связаны с их загруженностью нерешенными бытовыми проблемами, нежели с избеганием «прохождения Краткого курса истории ВКП(б)».

В справках, докладных записках, отчетах мы встречаем сведения о гастролях в северокавказском регионе и за его пределами. Впечатляют отзывы из городов и других населенных пунктов, где со своими театральными постановками побывали дагестанские театральные коллективы. Лейтмотивом в них звучат теплые слова о братских и добрососедских отношениях народов. Информация хоть и краткая, но позволяющая составить представление о географии гастрольных поездок дагестанских артистов.

Заинтересовали нас сведения о состоянии театральной художественной самодеятельности республики. Показательно, что самодеятельные театральные коллективы обслуживали значительное количество населения республики, что свидетельствует о растущей популярности в изучаемый период не только профессиональных, но и самодеятельных театров4.

Вэти годы практиковалось проведение проверок театров. Это делалось по разработанной схеме и завершалось составлением соответствующего документа – справки. Таких справок тоже немало в фонде Дагестанского обкома партии. Из них можно почерпнуть интересующие исследователя статистические данные, сведения о качестве выполнения финансово-производственного плана, количестве показанных спектаклей и обслуженных зрителях, состоянии декораций и убранстве театров, профессиональном уровне кадров и трудовой дисциплине и т.д.5

В фонде Совета Министров ДАССР отложились доклады, справки, письма, заявления, обращения к руководителям правительства с просьбами об оказании социальной и финансовой помощи. Эта помощь, в частности, выражалась в создании артистам нормальных жилищных условий, реконструкции зданий театров, в разного рода финансовых выплатах театральным работникам, а также будущим артистам дагестанских театров, к примеру, в оплате проездных, суточных и отпускных студентам, обучающимся в Москве в театральном училище им. Щукина. С этими фактами можно ознакомиться в материалах переписки – письменных просьбах, письмах-жалобах6.

Благодаря сохранившимся в фонде дагестанского правительства газетным вырезкам, мы имели возможность изучить содержание публикаций по теме нашего исследования ведущей республиканской газеты «Дагестанская правда». И хотя этот вид источников относится к материалам периодических изданий, а содержание заметок, очерков, статей чаще тяготеет к искусствоведческим публикациям, тем не менее, мы находим в них ответы на многие интересующие нас вопросы. В частности, истории повседневной жизни работников театра, условиям их трудовой деятельности, примерам обратной связи мастеров сцены со зрителем7.

В фонде Президиума Верховного Совета ДАССР сохранились личные дела, характеристики актеров и режиссеров дагестанских театров. Творческие характеристики и написанные собственноручно артистами автобиографии позволяют в хронологической последовательности изучить основные этапы формирования личности артиста, причины, по которым он пришел в мир театрального искусства, и интереснейшие факты его дальнейшего продвижения по творческому пути. Пополнить представление о личности артиста, его профессиональных и жизненных интересах позволяют воспоминания, которые также отложились в упомянутом выше фонде госархива8.

Благодаря документам фонда Министерства культуры ДАССР мы получили возможность изучить содержание постановлений, приказов, которые регулировали профессиональную деятельность театральных коллективов, выявляли недоработки в выполнении производственно-финансового плана, налаживании трудовой дисциплины в этих культурных учреждениях. В тексте приказов мы встречаем сведения о репертуаре, театральных смотрах, творческих семинарах для артистов театров и т.д. В документах ведомства, в том числе в справках о производственно-финансовой деятельности театров, много информации по вопросам их материальной обеспеченности, финансовых затруднениях9. В материалах республиканского министерства культуры (постановления, приказы, распоряжения) о профессиональной деятельности дагестанских театров нашел отражение критический подход к материально-технической составляющей (вплоть до материальной обеспеченности коллектива, связанной как со своевременной выдачей заработной платы, так и выплатой денежных вознаграждений), гастрольным турне, вопросам репертуара, трудовой и финансовой дисциплине10. Как видно из документов, реализация этих решений содействовала творческому росту театров, повышению качества спектаклей, улучшению кадрового состава11.

По выданным артистам и сотрудникам дагестанских театров, да и целым театральным коллективам, наградных грамот, дипломов и т.д., информации о присвоении государственных наград и почетных званий можно судить о том, как центральная и республиканская власть оценивала их заслуги в деле развития и продвижения театрального искусства в массы, культурного обслуживания населения. В целом эти факты были связаны с желанием властных структур оценить высокое исполнительское мастерство деятелей искусства и их важную работу по эстетическому воспитанию трудящихся. В материалах фонда есть и важные для исследователя сведения о маршрутах гастролей театральных трупп. Республиканский русский драматический театр им. М. Горького, судя по самому внушительному списку гастрольных поездок, наиболее преуспел в этом в виде деятельности12.

В фонде Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров ДАССР исследователь обнаружит итоги выполнения театральными 
коллективами республики финансовых и репертуарных планов, характеристику материально-технической базы театральных учреждений. И хотя сам фонд содержит мало статистических данных
13, здесь можно найти ценные материалы о жизни театра под углом зрения, обусловленным иными подходами в организации проверки работы театров. Именно от этого подхода зависят выводы комиссий ведомства, которые, к примеру, объясняют слабость репертуаров театров, бедность театральных декораций и театральных костюмов14. Интересным фактическим материалом насыщены квартальные отчеты театров15.

Подробно узнать о профессиональной деятельности каждого из дагестанских театров позволяют документы и материалы специальных фондов театров – Дагестанского государственного русского драматического театра им. А.М. Горького, Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы, Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, Лакского драматического театра им. Э. Капиева, Лезгинского драматического театра, Дагестанского государственного театра кукол. Мы с интересом изучили годовые отчеты об основной деятельности каждого из театров, в том числе о численности сотрудников театральных учреждений, содержание штатных расписаний, некоторые отчеты о финансовой деятельности, отложившиеся в фондах распорядительные документы Министерства культуры республики, разного рода докладные и объяснительные записки, направляемые руководством каждого из театров в органы власти и управления. Эти документы дают представление о материально-технической оснащенности театра, месторасположении того или иного театра, описывают его возможности, информируют о количестве спектаклей, демонстрировавшихся на сцене театра, о выездных спектаклях, числе зрителей, посетивших театральные постановки и т.д.16.Сметы доходов и расходов театров в какой-то мере позволяют прояснить причины невыполнения плана17. Штатное расписание отражает размер заработной платы работников театра от директора, его заместителя, старшего бухгалтера, вплоть до уборщицы и других представителей нерегистрируемого (хозяйственно-технического) персонала – контролеры, дворники и т.д.18.

Привлек наше внимание и фонд Финансового отдела Махачкалинского городского исполкома, в котором есть ценные материалы (их не встретишь в других фондах архива) о работе театров, расположенных в столице республики, в частности о деятельности Дагестанского государственного театра кукол. Анализ содержания акта ревизии документации, касающейся штатно-сметного расписания учреждения культуры, разъяснены причины недовыполнения плана, материального положения персонала и технического состояния театрального помещения. В своей объяснительной записке по итогам ревизии директор театра, буквально по пунктам пытается объяснить сложившуюся ситуацию. Этот материал можно использовать для детального изучения деятельности детского театра19.

Таким образом, в Центральном государственном архиве Республики Дагестан отложился весьма разнообразный источниковый материал по истории развития театрального искусства Дагестана в 1946–1960-е гг. Он долгое время служил основой традиционной описательной истории культуры народов Дагестана, а его использование привносило в труды предшественников много новых исторических фактов, понимание и объяснение исторической реальности. Сегодня все больше внимания исследователи уделяют социальным механизмам развития культуры, изучению духовного мира человека, истории повседневности, личной истории, а это, в свою очередь, значительно расширяет круг привлекаемых источников. При решении поставленной исследовательской задачи мы старались, помимо материалов общих фондов, привлечь документы фондов учреждений и организаций, ответственных за культуру, фонды самих театральных учреждений, а в нормативно-распорядительной документации и иных использованных документах перенести акцент на взаимоотношения власти и творческих театральных коллективов. По мере возможности нами использовались источники личного происхождения, которые отражают ценностные позиции многонациональной творческой интеллигенции Дагестана и важны не только для микроисследований, но и для понимания макрокультурных процессов. Изучение самых разнохарактерных документов – от распоряжений и решений органов власти до смет, штатных расписаний, автобиографических документов – говорят о том, что до сих пор, несмотря на довольно обширную историографию дагестанской советской театральной культуры, сохраняется немало вопросов, требующих дополнительного и углубленного изучения истории театрального искусства Дагестана в рассматриваемый период.

Albina D. Kulaeva

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Federal Research Centre of RAS

Author for correspondence.
Email: kulaeva91.91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7349-7562

Russian Federation, 367030, Россия, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75

post graduated student

  • Makarov A. C. Funds municipal archives as a source of information on the social life of citizens on the example of historical documents, Magnitogorsk // science World. Sociology, Philology, cultural studies. 2016 No. 2. S. 1-5.
  • Shendrikova S. P., Karpova O. S. Cultural life of the Crimea in the documents from funds of national and foreign archives (XIX – beginning of XX centuries).// Paradigms of history and social development. Vol. 11. 2018. - S. 37-41
  • Kaimarazov L. G. Cultural development in Dagestan. 1940-1960 years. (Source analysis of documents CGA RD). Makhachkala, 2009. – 279 S.
  • Abdulaeva M. G. History of formation and development Dagestan national theatre (on the materials of Avar music and drama theater. G. Tsadasa). Abstract. Diss.... Cand. east. Sciences: 07.00.02. Makhachkala, 2007. – 17 S.
  • Akayeva N. B. Theatre art of Kumyk people: history and problems of development (1930-2008). Abstract. kand. Diss. Makhachkala, 2010. – 27C.

Views

Abstract - 21

PDF (Russian) - 11

PlumX


Copyright (c) 2020 Kulaeva A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.