ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКИНСКОГО «АРМЯНСКОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА»
- Авторы: Степанян Г.С., Амбарцумян Н.В., Марукян А.Ц.
- Выпуск: Том 21, № 1 (2025)
- Страницы: 65-73
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/15195
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH21165-73
Аннотация
Цель работы – исследовать деятельность Бакинского армянского благотворительного общества во второй половине XIX – начале XX столетия в Бакинской губернии и всего Закавказья, а также представить основные направления деятельности данного общества. Задача исследования – систематизировать деятельность армянских благотворительных обществ и в первую очередь Бакинского армянского благотворительного общества, в зависимости от поставленных целей по сохранению идентичности армянского населения в городе Баку и Бакинской губернии. Вместе с тем, были изучены проблемы, связанные с созданием и обеспечением деятельности дочерних учреждений (школ, госпиталей, библиотек, сиротских приютов, домов для престарелых, пунктов питания для нуждающихся и т.д.) Бакинского армянского благотворительного общества, которые создавались и функционировали в результате патриотической деятельности представителей армянской интеллигенции и состоятельных армян. Для достижения целей и поставленных задач в исследовании сочетаются историко-сравнительный и аналитический методы. В статье использован широкий спектр как первичных, так и вторичных источников. Источниковедческую основу статьи составляют акты Кавказской археографической комиссии, бюллетени, отчеты деятельности Бакинского армянского благотворительного общества и справочники действующей при обществе библиотеки, материалы из различных фондов Национального архива РА, богатый материал периодической печати периода деятельности данного общества. В статье были использованы также монографии и научные статьи исследователей, а также труды современников периода деятельности Бакинского армянского благотворительного общества. По итогам исследования можно констатировать, что Общество сыграло неоценимую роль в сохранении идентичности и общем развитии армян не только Баку, но и Бакинской губернии. Общество занималось культурно-просветительской деятельностью среди армянского населения Бакинской губернии, оказывало материальную помощь армянским писателям, художникам, учителям, сиротам, вдовам, жертвам стихийных бедствий, беженцам, предоставляло стипендии армянским студентам, обучающимся в европейских и российских университетах, а также учащимся тифлисской школы «Нерсисян» и эчмиадзинского лицея «Геворгян». Деятельность общества окончательно прекратилась в мае 1920 г.
Введение
Многочисленными как армянскими, так и зарубежными источниками подтверждается, что на многонациональной территории от Куры до Апшеронского полуострова с древних времен проживало армянское население, которое играло уникальную роль в этнокультурном и общественно-политическом развитии данного региона [1, c. 91–92].
Будучи одной из основных этнических групп на данной территории, армяне активно участвовали в общественно-политической, социально-экономической, образовательной и культурной жизни этого региона1. Особенно значительна была роль армян в обеспечении подъема социально-экономической, образовательной и культурной жизни города Баку2. В результате постепенного развития Баку замечается непрерывное увеличение численности армянского населения в городе, особенно в 60–80-е годы XIX столетия – в период «нефтяного бума» за счет переселенцев из разных уголков Армении [5; 6] По данным 1897 г. в Баку (с учетом промышленных заводских районов) проживало 45402 армян [6, с. 107]3. Численность армян в Баку на 1 января 1916 г. составляла 77166 [6, с. 335–336]. В Баку действовали армянские церкви Св. Богородицы (пост. 500 г.), Св. Григория Просветителя (пост. 1863–1869 гг.), Св. Воскрешения (пост. 1894–1895 гг.), Св. Фадея и Варфоломея (пост. 1906–1913 гг.), Св. Таргманчац (пост. 1907 г.) [7, с. 5–32].
Карабахские армяне – братья Арафеляны, братья Григор и Овсеп Тумаяны, братья Гукасян, Нерсес Красильникян, Григор Дилдарян, Мусаел Шахгеданян, Давид Аван-Юзбашян, Самвел Багирян, Арутюн Мадатян, Микаел Арамянц и многие другие были владельцами крупных бакинских нефтяных месторождений. Имея торговые связи с Европой и Россией, армянские предприниматели основали свои нефтяные компании («Арарат», «Арцах», «Арамазд», «Сюник», «Воротан», «Масис», «Астхик», «Варанда» и др.), которые сыграли большую роль в организации добычи и продажи апшеронской нефти, что способствовало формированию финансово-кредитной и банковской системы Баку [8, с. 26–57, 344–370]. В условиях оживления экономической жизни Баку многие из армянских предпринимателей основали заводы, фабрики и другие промышленные компании. Помимо нефтеперерабатывающих предприятий, различных заводов и фабрик, армянские предприниматели обладали также доками и собственными пароходами [9, с. 39–44].
С середины XIX в. в армянской среде Баку возникло благотворительное движение. Практически все представители армянских предпринимателей Баку определенную часть своего состояния отводили на благотворительные цели. В основном пожертвования направлялись на строительство больниц и школ, армянских театров и других культурных центров, жертвам стихийных бедствий и детям-сиротам, предоставлялась материальная помощь благотворительным обществам и т.д. Особо проявились своей благотворительной деятельностью братья Красильникянцы и Гукасяны, которые на эти цели потратили немалые средства из накопленного состояния.
Создание и основные направления деятельности
Бакинского «Армянского благотворительного общества»
В многонациональным Баку динамично развивалась армянская национальная жизнь, что проявлялось в учреждении учебных заведений, издании периодических изданий, а также в организации литературной, театральной и музыкальной жизни. В условиях активизации просветительской, культурной и экономической деятельности армян в Баку появились первые благотворительные и общественные организаци, среди которых особо выделялись Бакинское «Армянское благотворительное общество» и Бакинское «Армянское культурное общество» [11, с. 87–102].
В 1859 г. в журнале «Юсисапайл» («Северное сияние») издается статья известного публициста и просветителя Степаноса Назаряна «Призвание армян среди человечества», в которой, представляя историю и настоящее армянского народа, автор предлагает создать общество, которое «должно заботиться о национальном воспитании и образовании» [12, с. 11]. Одним из первых на этот призыв откликнулся корреспондент «Северного сияния», врач Бакинской губернии Давид Ростомянц4, который согласно рекомендациям и программе Ст. Назарянца собрал 10600 руб. и учредил старейшее в Закавказье армянское благотворительное учреждение – Бакинское «Человеколюбивое общество им. Св. Григория Просветителя» [14, с. 3–4].
Общество было подотчетно наместнику на Кавказе и бакинскому губернатору. Учредителями стали 13 человек: Давид Ростомянц, Нерсес Красильникянц (уроженец Шуши), Алексей Тер-Гукасянц (уроженец Тбилиси)5, Мовсес Зограбянц (уроженец Шуши), Мусаел Шахгеданянц (уроженец Шуши), Григор Тумаянц (уроженец Шуши), Саргис Айвазянц (уроженец Баку), Саргис Тер-Григорянц (уроженец Шуши), Геворг Лалаян (уроженец Шамахи), Акоп Апресянц (уроженец Шуши), Давид Адамянц (уроженец Шуши), Оганджан Ахумянц (уроженец Шуши) и Саргис Григорян (уроженец Шуши) [13, с. 8]. Устав общества был утвержден правительством 21 мая 1864 г. [15, с. 4–30]
В первой главе устава в качестве главной цели благотворительного общество фиксировалось «распространение просвещения и благотворительности среди армян, подданных России, без различия сословия и вероисповедания» [15, с. 5]6. Органом правления общества был совет, состоящий из председателя, избираемого сроком на 3 года, и 8 членов. Помимо членов-учредителей, в обществе также были почетные, постоянные и ежегодные члены [15, с. 7].
Первым председателем общества стал Д. Ростомянц (1864–1869). После него председателями общества были Мовсес Зограбянц (1870–1873), Павел Мелик-Бегларянц (1873–1876), Авет Мамиконян (1876–1879), Самвел Багирян (1879–1882), Григор Тумаян (1882–1885), Кристапор Антонян (1885–1889), Саргис Арутюнян (1889–1905), Костандин Хатисян (1905–1910), Микаел Пападжанян (1911–1913) и Айк Тер-Микаелян (1913–1920) [13, с. 9, 11–12, 14, 16, 18, 20; 16, с. 2, 9; 17, с. 4].
Финансирование мероприятий общества в основном шло за счет членских взносов, денежных пожертвований, пожертвований движимого и недвижимого имущества от частных лиц. Казна общества пополнялась за счет оставленного богатыми армянскими меценатами наследства [15, с. 22–23]7. За весь период своей деятельности в качестве недвижимости общество владело тремя зданиями8. О масштабах деятельности общества свидетельствует его учредительный капитал, который с 10600 руб. увеличился к началу 1880-х гг. до более чем 40000 руб. и позволял ежегодно расходовать 7–8 тыс. руб. В 1885 г. в рядах общества уже насчитывалось 255 учредителей и постоянных членов9. В эти годы общество оказывало финасовую поддержку армянским школам Баку, взяло на себя расходы на обучение и проживание приемных детей, оказывало материальную помощь армянским школам Кубинского, Гандзакского, Нухинского и Шамахинского уездов10.
Одним из важных направлений деятельности общества стало покровительство и содержание десятков армянских студентов, обучающихся в различных учебных заведениях. Вскоре масштабы деятельности общества увеличились настолько, что она больше не ограничивалась городом Баку, а охватывала населенные армянами села губернии, более того, общество осуществляло благотворительные акции в Восточной Армении, Грузии и других армянонаселенных регионах Закавказья. В центре постоянного внимания общества находились имеющие материальные затруднения школы, которым ежегодно выделялись финансовые средства. Первоочередно помощь предоставлялась школам в тех населеннух пунктах, где армянский язык находился под угрозой забвения. Общество оказало финансовую помощь армянским школам Гандзакско-Елизаветпольской губернии: в 1894 г. Нижа – 200 р., Чалета – 200 р., а в 1886–1891 и 1893–1895 гг. сел Султан-Нуха. Наряду с этим материальной помощи не лишались школы других армянонаселенных пунктов. В 1893–1895 гг. финансовые средства были выделены Ахалкалакской школе (900 р.), а в 1895 г. – школам Ереванской губернии [14, с. 24].
Наряду с образовательной, культурной и благотворительной деятельностью, общество строило больницы, дома для престарелых и церкви. Оно участвовало и в общественно-политической жизни Баку, имея своего представителя в городской думе. Общество в Баку также учредило благотворительные, культурно-просветительские союзы, организующие национальную жизнь, открывались новые школы, которые были обеспечены необходимым инвентарем и учебниками.
В 1870 г. по инициативе общества в Баку была основана первая типография (заведующий – Никогайос Артемов), клише армянских букв которой были привезены из Тифлиса из литейного цеха «Г. Энфиачянц и Ко». В этой типографии были изданы четыре тома песенника «Соловей Армении» (1874 г.), «Басни Олимпиана и Эзопа» (1878 г.), журнал Хорена Степане «Армянский мир» (1877–1878 гг.) и другие ценные издания.
Бакинским армянам выпала честь основания первой в Закавкавказье публичной библиотеки, открытой с разрешения областного управления в 1870 г. по инициативе председателя Бакинского армянского благотворительного общества Мовсеса Зограбяна. Библиотека имела состоящий из 19 пунктов устав, 8 из которых относились к читателям. В библиотеке были отделы художественной литературы, истории, языкознания, изобразительного искусства, обществознания, права, географии, философии, логики, психологии, естествознания, детской физкультуры, картографии, медицины, детской народной литературы и периодических изданий [19, с. 2]. Бакинские армяне библиотеку-читальню считали «исключительной жемчужиной города»11.
Усилиями Благотворительного общества в 1870 г. при библиотеке-читальне12 создается библиотека-музей, целью которой был сбор и хранение редких рукописей и старинных печатных книг [14, с. 9; 20, с. 130]. Первым заведующим читального зала библиотеки, действующего с 1881 г., был Александр Ширванзаде, ставший в будущем видным армянским писателем [21, с. 74] По состоянию на 1887 г. это была единственная действующая библиотека в Баку, насчитывавшая более 9000 единиц литературы [14, с. 8]. В отчете Благотворительного общества сказано, что число посетителей библиотеки в год составляло 60–65 тыс. человек, а в среднем в день было по 170–180 читателей [14, с. 9].
К сожалению, 10 марта 1903 г. по приказу наместника на Кавказе Г. Голицына деятельность библиотеки-читальни была прекращена [22, с. 168] Общество обратилось к наместнику с просьбой вновь разрешить деятельность библиотеки, однако, в полученном от бакинского губернатора письме говорилось, что удовлетворение просьбы общества не считается возможным, поскольку в утвержденном уставе «Благотворительного общества» 1899 г. наличие библиотеки-читальни не было предусмотрено.
28 ноября 1904 г. созывается экстренное заседание совета общества, на котором принимается решение обратиться к министру внутренних дел П. Святополку-Мирскому с просьбой вновь разрешить открыть библиотеку. В декабре того же года было получено разрешение министра, в котором говорилось: «Обществу разрешается открыть библиотеку в городе Баку, но без читального зала» [23, с. 11] Деятельность библиотеки полностью возобновилась только с 30 марта 1905 г. [23, с. 11]
По состоянию на 1 января 1913 г. в библиотеке уже насчитывалось 18227 книг (5021 на армянском, 13087 на русском и 119 на других языках) [24; 9; 11; 25]. В 1897 г. общество принимает решение об оказании финансовой поддержки армянским писателям. Финансовая поддержка общества была оказана Ованнесу Туманяну, Александру Ширванзаде, Вртанесу Папазяну, Перчу Прошяну и многим другим.
Деятельность Благотворительного общества была направлена не только на развитие культуры, не менее важное место отводилось покровительству малоимущим армянским семьям. Общество брало под свою опеку сирот и вдов, кормило стариков и беспомощных, оказывало бесплатную медицинскую помощь больным, помогало безработным и ремесленникам и т. д. С этой целью Благотворительным обществом были созданы следующие учреждения: дом занятости, столовая, детский дом, ясли, прачечная и др. [16, с. 15; 23, с. 16]13.
6 июля 1899 г. министр внутренних дел И. Горемыкин, утверждая новый устав общества, лишает его права вести культурно-просветительскую деятельность и разрешает заниматься благотворительностью только в пределах Бакинской губернии14. Вследствие ограничения сферы деятельности меняется также название общества, которое превращается в «Армянское благотворительное общество Баку»15.
21 мая 1913 г. царское правительство вновь восстановило право общества на образовательную и культурную деятельность, в результате чего восстанавливается и прежнее название общества – «Бакинское Человеколюбивое общество во имя Св. Григория Просветителя» [26; 17, с. 4].
Благотворительная деятельность общества приобрела широкий размах в годы Первой мировой войны. С целью оказания помощи армянским беженцам и раненым солдатам в Биби-Эйбате, Баилове, «Черном городе» и Балахане были созданы специальные пункты по сбору одежды и других вещей16. В 1915 г. общество отправило 100000 руб. для оказания материальной помощи западноармянским беженцам, переселившимся вследствие проводимой властями Османской империи в отношении армянского населения геноцидной политики в Ереван, Александрополь, Эчмиадзин, Нахичевань и Карс. Помимо финансовой помощи было отправлено 10 вагонов теплых вещей, 5 вагонов муки и других продуктов, в различных местах были открыты медицинские пункты, направлялись бригады врачей, открывались детские дома и школы для беженцев в Баку. Только в бакинской школе беженцев в 1915 г. обучалось 400 детей17. Оставаясь верным своему благородному призванию распространять просвещение, в 1914–1915 учебном году общество выделило более 150300 руб. для оказания материальной поддержки школам Шамахи, Мейсари, Карканджа, Зарху, Гаджара, Заргарана, Тубишена, Гандзака, Калбанда, Галака и Гурджевана [27, с. 9]
Для оказания помощи раненным солдатам совет общества приступил к организации госпиталя за счет средств армянской общины Баку. Для решения данного вопроса 5 сентября 1914 г. совет общества созвал общественное собрание, на котором присутствовали все члены совета, а также представители армянских общественных организаций и заинтересованные лица. Совещание завершилось решением открыть армянский госпиталь на 100 коек [27, с. 9]. Для организации работ создается исполнительный орган в составе 24 человек, членами которого были избраны доктор М. Тер-Микаелян, А. Гукасян, М. Пападжанян, А. Паронян, Ст. Тагианосян, госпожа Тагианосян, Б. Шхян, Т. Будагян, Т. Бекзадян и С. Адамян. Работой комиссии руководил O. Тер-Микаелян [27, с. 9]. Одним из отделений госпиталя руководил общественный деятель и врач Арташес Бабалян [28, с. 155–163] Существенную поддержку больнице оказывал созданный при Благотворительном обществе «Комитет армянских женщин», который приобрел необходимое белье для 80 коек [27, с. 17]. Госпиталь был открыт 26 октября 1914 г., а прием больных начался с 4 ноября18. С учетом важности роли госпиталя во время войны, «Общество Красного Креста» города Баку взяло его под свое покровительство. Высоко оценив эту благотворительную акцию, императрица Мария Федоровна по случаю открытия госпиталя от имени государя направила особое благодарственное письмо Армянскому благотворительному обществу Баку [27, с. 17–18].
В госпитале получили первую медицинскую помощь более ста солдат, раненых в Сарыгамышском сражении19. Позднее, когда число раненых в Баку увеличилось, общество запланировало открытие второго госпиталя в армянском квартале Баку – Айкаване20. По состоянию на конец 1914 г. госпиталь успел принять 189 человек, из которых были выписаны 121, и к 1 января 1915 г. продолжало лечиться 68 больных. Помимо раненых солдат госпиталь в 1915 г. также принял армянских сирот-беженцев, которые пробыли там около 2 месяцев до открытия Айкаванской больницы [29, с. 13].
Последний период деятельности
«Армянского благотворительного общества Баку»
“Благотворительное общество» значительно пострадало осенью 1918 г. после того, как 15 сентября турецкие войска во главе с Нури пашой заняли Баку [30; 31]21. Несмотря на то, что полностью были разграблены принадлежащие «Благотворительному обществу» продовольственные склады, даже в этих условиях общество не прекращало свою деятельность. Совместно с Бакинским армянским национальным советом общество собрало 735000 руб. в пользу голодающих и сирот и до апреля 1920 г. продолжало оказывать всевозможную помощь пережившим погромы армянам.
После установления советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920 г.) здание «Армянского благотворительного общества в Баку» было экспроприировано [32, с. 124; 33, с. 114]. Богатый книжный фонд библиотеки общества был рассредоточен по разным городам и селам Азербайджана22, также он лег в основу центральной городской библиотеки им. Ленина [34, с. 6].
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что «Армянское благотворительное общество Баку» сыграло неоценимую роль в сохранении национальной идентичности и развитии армян не только Бакинской губернии, но и всего Закавказья. Уместно вспомнить достойную оценку деятельности Бакинского армянского благотворительного общества, которая была дана еще 21 мая 1889 г. на церемонии празднования 25-летнего юбилея общества [35, с. 6], в телеграмме, отправленной из Москвы воспитанником общества Шахазизом Камсараканом: «Действительно, оно того стоило, более чем стоило, поскольку «Благотворительное общество», оставаясь верным своему девизу – всегда действовало, всегда работало, всегда вспахивало нравственную почву Родины во имя святого дела прогресса, образования и просвещения» [36, с. 302].
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что направления и методы деятельности бакинского армянского благотворительного общества могут быть учтены современными армянскими благотворительными организациями, действующими в Армении и в общинах армянской диаспоры.
1. Неоспоримым свидетельством культурной деятельности армянонаселенных сел левобережья Куры являются многочисленные церкви, монастыри и часовни, построенные в стиле армянского зодчества (Св. Апостола Егише Киша, Св. Богородицы Чалета, Св. первомученника Степаноса Сагиана, Св. Богородицы Мейсари и т.д.), а также сотни хачкаров с армянскими надписями, древних памятников и надгробий, которыми богаты кладбища Чалета, Амуравана, Гандзака, Галака, Ванка, Рушанашена, Хнгхара, Сагиана, Матраса и других населенных пунктов [2, с. 45–48; 3; 4, с. 67–72].
2. Согласно отчету начальника Астраханской таможни С. Иванова представленному главнокомандующему Кавказским фронтом генерал-майору А. Тормасову от 25 июня 1809 г., население Баку и его пригородов составило 992 семьи с 5007 жителями. В самом городе персы составляли 861 семью с 4341 жителем, армяне – 34 семьи с 163 жителями, евреи – 10 семей с 66 жителями. В пригороде города проживало 87 персидских семей с 437 жителями. В отчете Иванова также упоминается, что в Баку издревле жили почетные армянские и персидские купцы [10, с. 82].
3. «Ардзаганк», Тифлис, 1897, 31 октября, № 126.
4. Давид Ростомян родился в Тифлисе в 1820 г. В 1842 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Сначала работал врачом в Нухинском уезде, через год переехал в Баку и в 1849 г. был назначен помощником губернского врача. В 1850–1852 гг. работал также городским врачом, в течение 10 лет занимал должность врача школы им. Св. Нуне и городской четырехгодичной школы. В 1868 г. был назначен на должность врача Бакинской губернии, где проработал до своей смерти – 16 октября 1869 г. см.: Национальный Архив Армении. Ф. 27. Оп. 1. Д. 35, Лл. 181–182 [13, с. 5–6].
5. Как один из учредителей Бакинского армянского благотворительного общества, Алексей Тер-Гукасян, в год основания общества пожертвовал 2000 руб. [13, с. 16]. О благотворительной деятельности А. Тер-Гукасяна в Баку журнал «Порц» («Опыт») в свое время написал: «Алексей был одним из щедрых учредителей Бакинского армянского благотворительного общества» («Порц”, Тифлис, 1881, январь, № 1. С. 122).
6. Национальный Архив Армении. Ф. 27. Оп. 1. Д. 55. Л. 46.
7. «Ардзаганк», Тифлис, 1885, 21 июля, № 3; «Мшак», Тифлис, 1889, № 21. С. 4.
8. Изначально общество размещалось в домах частных лиц, что не способствовало стабильной работе. Учитывая это обстоятельство, правление общества приняло решение о строительстве собственного здания, в котором разместились бы библиотека с читальным залом, типография, женская и мужская школы («Арарат», 1871, № 1, с. 336). В качестве места для строительства здания совет общества выбрал незастроенную территорию перед парадным входом церкви Св. Григора Просветителя. Строительные работы начались в 1871 г. и завершились в 1873 г. Здание было полутораэтажным, имело 13 комнат [13, с. 29–30; 14, с. 31]. Из-за пожара 20 декабря 1886 г. здание благотворительного общества прослужило недолго. По поводу разрешения строительства нового здания 12 мая 1887 г. совет общества обратился в Бакинскую городскую думу, по решению которой был выделен участок площадью 821 м². Одновременно совет выкупил прилегающую к этому территорию, принадлежащую Е. Калантаряну. Строительные работы начались в начале октября 1888 г. и завершились в 1890-91 гг. Здание в основном строилось на средства, собранные бакинскими армянами. В новостроенном трехэтажном здании было 32 комнаты. На первом и втором этажах здания разместились приходские школы «Месропян» для мальчиков и «Рипсимян» для девочек [14, с. 3]. Зал для мероприятий был построен на средства нефтепромышленника Аветика Гукасяна («Тараз», Тифлис, 1914, май, № 5, с. 90). В начале XX в. было принято решение о строительстве нового, более комфортабельного двухэтажного дома на улице Станиславской. Деньги на строительство предоставили потомки нефтепромышленника Герасима Тумаяна. Здание было спроектировано архитекторами М. Тер-Григорьянцем и А. Тер-Оганяном. Строительные работы начались в июне 1902 г. и завершились в июне 1903 г. На фасаде нового здания было написано: «В дар БАБО (Бакинскому армянскому благотворительному обществу) от Григора Тумаяна» [18, с. 176; 16, с. 18].
9. Национальный Архив Армении. Ф. 27. Оп. 1. Д. 21. Л. 118.
10. Национальный Архив Армении. Ф. 27. Оп. 1. Д. 55. Л. 14.
11. «Тараз», Тифлис, 1898, октябрь, № 40. С. 910.
12. 2 мая 1917 г. «Благотворительное общество» такую же библиотеку с читальным залом открыла в Айкаване («Арев». Баку, 1917. 24 мая, № 106).
13. «Ардзаганк», Тифлис, 1885, 21 июля, № 3. С. 10.
14. Национальный Архив Армении. Ф. 57 Оп. 2. Д. 1921. Л. 27.
15. «Ардзаганк», Тифлис, 1885, 21 июля, № 3. С. 4.
16. «Арев», 26 октября, № 167, Баку, 1914.
17. Национальный Архив Армении. Ф. 27. Оп. 1. Д. 245. Лл. 88–89.
18. «Арев». Баку, 1914. 26 октября, № 167.
19. «Арев». Баку, 1914. 19 декабря, № 212.
20. «Оризон». Тифлис, 1914. 19 сентября, № 211.
21. Национальный Архив Армении. Ф. 121. Оп. 2. Д. 94. Лл. 96–99.
22. «Арадж». Ереван, 1920. 9 июля. № 143.
Геворг Срапионович Степанян
Национальная академия наук Армении
Email: stepanyangevorg1966@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-7536-6777
Армения, д. 24/4, пр. маршала Баграмяна, 0019 Ереван, Республика Армения
д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник
Наира Валеревна Амбарцумян
Институт литературы им. Манука Абегяна Национальная академия наук Армении
Автор, ответственный за переписку.
Email: nairavalerevna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2792-8891
Армения, 15, st. Grigor Lusavorich, Yerevan 0015, Armenia
к.филол.н, доцент, старший научный сотрудник
Армен Цолакович Марукян
Институт истории Национальная академия наук Армении
Email: mararmts@yahoo.com
ORCID iD: 0009-0007-4926-0654
Армения, д. 24/4, пр. маршала Баграмяна, 0019 Ереван, Республика Армения
д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник
- 1. Галстян О., Акопян А. Этнолингвистические процессы в Алуанке (Статьи, воспоминания, интервью (сборник). Сост.: Марутян О. Ереван, 2003. С. 90–92.
- 2. Еганян О. Рукописи, упомянутые в книге Месропа архиеп. Смбатяна «Описание Шамахинской епархии» // Эчмиадзин. 1970. № 1. С. 45–48.
- 3. Карапетян С. Армянские литографии Алуанка. Ереван, 1997. – 132 c.
- 4. Степанян Г. Церковные записи и монастырские книги (XIV–XIX вв.), созданные в других центрах письменности Армянской Шамахинской епархии // Эчмиадзин. 2005. № 12. С. 67–73.
- 5. Степанян Г. Армяне Бакинской губернии во второй половине XIX века (историко-демографическое исследование). Ереван, 2010. – 246 с.
- 6. Степанян Г. История армян города Баку (историко-демографическое исследование). Ереван, 2011. – 651 c.
- 7. Stepanyan G. On the History of Armenian Sanctuaries of Apsheron Peninsula (an overview) // Вестник арменоведения. Ереван, 2021. № 1 (25). С. 5–32.
- 8. Степанян Г. Культурный вклад арцахских армян в развитие Ширвана и Апшерона (краткий обзор) // Сборник материалов конференции, посвященной 90-летию академика В. Бархударяна. Ереван, 2019. С. 26–57.
- 9. Степанян Г. Краткий обзор истории армянского флота Каспия // Материалы конференции «Культура моря – это культура человечества в диалоге цивилизаций», посвященной 25-летию Клуба морских исследований «Аяс». Ереван, 2010. С. 39–44.
- 10. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею, под ред. Берже Ад. Т. IV. Тифлис, 1870. – 1019 с.
- 11. Степанян Г. Из истории «Бакинского армянского культурного общества» // Вестник Арменоведения. Ереван, 2020. № 1 (22). С. 87–102.
- 12. Назарянц С. Призвание армян среди человечества // «Юсисапайл» («Северное сияние»). М., 1859. № 1 (январь). С. 1–14.
- 13. Краткий исторический очерк 25-летней деятельности «Бакинского армянского благотворительного общества». Баку, 1891. – 72 с.
- 14. Краткий исторический очерк состояния и деятельности Бакинского человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя Армении с 1864 по 1896 гг., составил член совета общества секретарь А. Калустянц. Баку, 1896. – 37 с.
- 15. Устав Человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя Армении. СПб., 1865. – 31 с.
- 16. Отчет о деятельности правления Бакинского армянского Человеколюбивого общества за 1902 г. Баку, 1903. – 36 с․
- 17. Отчет о деятельности Бакинского Армянского Человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя за 1913 г. Баку, 1914. – 68 с․
- 18. «Мурч». Тифлис, 1904. № 4.
- 19. Справочник библиотеки Бакинского армянского благотворительного общества, (приложение списков, изданных в 1891–1894–1899 гг.). № 3. Баку, 1900. – 36 c.
- 20. Аветисян М. Из истории Бакинского армянского благотворительного общества // Вестник архива Армении. Ереван, 1986. № 2. С. 129–132.
- 21. Ширванзаде Ал. Из горнила жизни. Ереван, 1961. – 568 с.
- 22. «Мурч». Тифлис, 1904. № 6.
- 23. Отчет о деятельности правления Бакинского армянского Человеколюбивого общества за 1904 г. Баку, 1905. – 37 с.
- 24. Степанян Г. Арцахские армяне – основатели бакинской нефтяной промышленности (вторая половина XIX века – начало XX века) // Культурно-образовательная жизнь в Арцахе. Материалы конференции. Доклады конференции, Ереван, 2022. С. 344–370.
- 25. Справочник библиотеки Бакинского армянского благотворительного общества, Баку, 1891, 103 c.
- 26. Устав Человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя Армении. Баку, 1913. – 23 с.
- 27. Отчет о деятельности Бакинского Армянского Человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя за 1914 г. Баку, 1916. – 56 с․
- 28. Григорян В. Арташес Бабалян и его книга воспоминаний, “Дрошак”, сентябрь, № 4, Ереван, 2001. С. 155–163.
- 29. Отчет о деятельности Бакинского Армянского Человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя за 1915 г., Баку, 1917. – 22 с․
- 30. Ишханян Б. Великие ужасы в гор. Баку. Анкетное исследование сентябрьских событий 1918 г. Тифлис, 1920. – 188 с.
- 31. Гегамянц Э. Турки на Кавказе и падение Баку. Т. II. Баку, 1919. – 155 с.
- 32. Абегян А. Мы и наши соседи (проблемы национальной политики) // «Айреник». Бостон, 1928, год 5, июль. № 9. С. 119–131.
- 33. Абегян А. Армяно-азербайджанские отношения (национально-политические проблемы) // «Айреник». Бостон, 1929, год 8, сентябрь. № 8. С. 110–118.
- 34. Агаджанян Г. Открытое письмо Б. Вахабзаде и другим титулованным муаллимам Азербайджана // Литературная газета. Ереван, 1990, 2 февраля. С. 6.
- 35. Галстеанц А. Описание празднования двадцатипятилетнего юбилея Бакинского армянского благотворительного общества: подготовил секретарь общества. Москва, 1891. – 33 с.
- 36. Григор старший священник Григорянц, “Соловей Армении”. Полный национальный песенник. Т. I. Баку, 1902. – 382 с.