НОВАЯ МОНОГРАФИЯ О СРЕДНЕВЕКОВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОРУЖИИ. САБУХИ АХМЕДОВ «АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ОРУЖИЕ В IX―XVII ВВ.: ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ»

Обложка

Аннотация


В статье-рецензии на монографию к.и.н. Сабухи Ахмедова «Азербайджанское оружие в IX―XVII вв.: эволюция и развитие» рассмотрена актуальность и научная обоснованность постановки проблемы как «азербайджанское оружие», отмечено, что проблема идентификации изготовленных в Азербайджане в период средневековья различных видов оружия является востребованной и оправданной как в плане географической атрибуции, так и принадлежности к сложившемуся на данной территории определенному этнокультурному пространству.
В статье дана общая оценка привлеченного к исследованию широкого круга разнохарактерных источников, обоснована логическая выдержанность структуры монографии, построенной по принципу хронологической последовательности, в качестве особой заслуги автора монографии признана работа по сбору и толкованию разноязычных терминов, отмечена научная значимость монографии для изучения истории военного дела Азербайджане и сопредельных странах в период средневековья.


В декабре 2017 г. в Баку на азербайджанском языке в свет вышла монография «Азербайджанское оружие в IX―XVII веках: эволюция и развитие» [1], представляющая большой интерес для изучения истории оружия и вооружения и в целом военного дела Азербайджана и сопредельных стран. Ее автор – ведущий специалист по военной истории Азербайджана, эксперт по средневековому восточному оружию, автор многочисленных научных публикаций на тематику военной истории к.и.н. Сабухи Ахмедов [2; 3; 4].
Книга посвящена комплексному и систематизированному изучению истории производства и применения в Азербайджане различных видов в основном холодного, а также огнестрельного оружия и охватывает исторический период от IX до XVII века, ознаменованного появлением и распространением принципиально новых видов оружия.
Актуальность монографии определяется главным образом идентификацией предмета исследования как «азербайджанское оружие». Дело в том, что в зарубежных исследованиях на тематику оружия в историческом прошлом, азербайджанское оружие выпадает из поля зрения, точнее сказать, оказывается растворенным или замещенным понятиями иранского, кавказского и пр. Аналогичный подход имеет место и в отношении артефактов, хранящихся в фондах и экспозициях различных музеев мира – принадлежность их азербайджанской истории и культуре остается в тени. Зачастую для конкретизации географической атрибуции музейного экспоната используется понятие «северо-западный Иран», соответствующий территории Южного Азербайджана.
Не углубляясь в объективные и субъективные причины этого упущения, отметим, однако, что подобный подход не оправдан в научном смысле по ряду причин. Дефиниция «азербайджанский» в приложении к артефактам средневековья оправдана, во-первых, в плане географического обозначения – с некоторыми вариациями территория, на которой происходил процесс формирования азербайджанского народа, на протяжении всего периода средневековья в разноязычных источниках именовалась не иначе, как «Азербайджан». Во-вторых, в процессе консолидации и становления азербайджанского народа, с ареалом расселения которого коррелировали границы хоронима «Азербайджан», производное от него определение объективно приобретает этнополитический и культурологический аспекты. Поэтому употребление данной дефиниции применительно к различным сферам жизнедеятельности обоснованно и востребовано в контексте исследования истории оружия и в целом военного дела в Азербайджане.
История производства оружия в Азербайджане связана с развитием военного дела в древних цивилизациях Ближнего Востока и Кавказа, но вместе с тем на протяжении веков эта отрасль формировала собственные традиции, в той или иной степени имевшие распространение в соседних регионах. На это обращает внимание М. Горелик: «общества Кавказа и Западного Ирана (к которым относилось и население Азербайджана – Г.Ф.), … обладая высоким производственно-технологическим уровнем и запасами сырья, стали гигантскими кузницами и оказывали огромное влияние на развитие оружия, особенно в областях, лежащих к северу от них» [7, с. 195].
Мнение, созвучное с вышеприведенным, высказано и С. Ахмедовым относительно средневекового периода. Указывая на общие черты, присущие оружию тюркско-мусульманских армий, он отмечает, что «изделия азербайджанских мастеров имели и свои особенности, обусловленные географическим расположением, экономическими, политическими, демографическими ресурсами страны, духовным потенциалом и национальными традициями народа. Местные условия настолько тонко и органично проявлялись в основных моментах производства оружия, что это приводило, в конечном счете, к появлению нового и более совершенного именно для Азербайджана оружия» [1, с. 4].
Автор обосновывает свое суждение многочисленными примерами в соответствующих главах монографии. К примеру, шлем, хранящийся в коллекции национального музея
Вавельского дворца (г. Краков) [8], по своим конструктивным и декоративным особенностям являет собой настолько типичный пример, что специалисты единодушны во мнении – изготовлен он был в Тебризе в XIV в. Данный образец украшен декоративным узором, встречающимся в тебризских миниатюрах 70―80-х гг. XIV в. и является своего рода идентификационным маркером, позволяющим безошибочно локализовать его происхождение [1, с. 240]. Образцы подобного типа шлемов, выявлены С. Ахмедовым в фондах ряда музеев мира, в том числе в Государственном Эрмитаже, Музее Топкапы и др. [1, с. 242, 243].
Выводы автора монографии позволяют судить, что, в частности, в производстве шлемов местными мастерами наблюдается устойчивая преемственность традиций. В последующий период изготовление шлемов в Азербайджане эволюционировало в новое качество и воплотилось в изготовлении уникального типа, известного под названием тюльбенд (в оригинале – тюрбанный шлем) [9, с. 409]. Родиной шлемов тюльбенд, наиболее совершенные образцы которого были изготовлены в государствах Ширваншахов и Ак-Коюнлу [1, с. 324], специалистами признан Азербайджан, откуда он впоследствии получил распространение и оказал влияние на изготовление шлемов в сопредельных странах и Европе [10, p. 97―98; 11; 1, с. 324].
Интересны изыскания автора по производству и применению в Азербайджане ряда относительно редких видов вооружения, например, конского доспеха. По сообщению Эвлии Челеби, здесь применялись конские доспехи, изготовленные из местной нахчыванской стали [12, с. 224; 1, с. 423]. В Метрополитен-музее искусств хранятся несколько образцов конских доспехов, относящиеся к периоду государств Ак-Коюнлу или ранних Сефевидов [1, с. 423―425; 13, p. 26].
Таким образом, проблема нового концептуального подхода к вопросу идентификации азербайджанского оружия нашла в исследовании развернутое, фактологически аргументированное обоснование, теоретический же аспект этой проблемы рассмотрен в первой главе монографии в ходе обзора степени изученности азербайджанского оружия IX-XVII веков в отечественной и зарубежной историографии.
Вторая глава монографии посвящена характеристике привлеченного к исследованию широкого круга источников: корпуса археологического материала (250 предметов); предметов изобразительного искусства; материалов различных отечественных и мировых музейных фондов и личных коллекций (более 140 экспонатов); письменных источников и материалов устного народного творчества. Среди артефактов изобразительного искусства (книжные миниатюры, предметы быта, образцы керамики и надгробные памятники) особое место занимают миниатюры к различным классическим произведениям – «Шахнаме» Фирдоуси, «Гяршасб-наме» Асади Туси, «Искандер-наме» Низами, «Джами-ат-таварих» Фазлуллаха Рашидаддина и др., составившие славу Тебризской школы миниатюры. Являясь уникальными произведениями искусства, они в то же время весьма содержательны в плане исторической информативности [14, с. 157; 1, с. 59], особенно если учесть, что начиная с XIII в. в искусстве книжной миниатюры Востока развивается батальный жанр как самостоятельное направление [16, c. 173; 1, с. 66].
Профессиональная обработка и анализ столь разнохарактерного по содержанию источникового материала с применением методов функционального, историко-сравнительного, статистического анализа и пр. позволяет расценить данный труд как мультидисциплинарное исследование.
Весь привлеченный к исследованию материал сгруппирован в монографии в хронологическом порядке: глава III посвящена оружию преимущественно домонгольского периода (IX―XIII вв.); глава IV – периода Ильханидов (XIV в.); глава V – туркманского периода государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV в.); глава VI – периода Сефевидской империи (XV―XVII вв.). В рамках этого хронологического деления оружие классифицировано в соответствии с функциональным назначением: оборонительное; наступательное; коллективное. В плане обширной и специализированной информации практически по всем видам оружия, детального описания технологических особенностей его производства и способов применения данный труд можно расценивать как издание энциклопедического характера.
В заключительной главе VII исследуются вопросы, связанные с особенностями применения и производства в Азербайджане различных видов огнестрельного оружия. Рассматривая этот вопрос в контексте эволюции данной отрасли военного дела на Ближнем и Среднем Востоке в целом, автор приходит к суждению, что если проникновение огнестрельного оружия в Азербайджан осуществлялось с Востока по ходу монгольских завоеваний, то наиболее успешные тактические приемы его эффективного применения были заимствованы позже у Османской империи [1, с. 487]. Наличие необходимых ресурсов для производства пороха и огнестрельного оружия, месторождений природной селитры, а также местных мастеров-оружейников обусловили применение в Азербайджане пушек уже с середины XIII в. Автор дает характеристику разновидностей пушек – böyük top, top, araba topu, zərbzən, badlic, balyeməz.
В данной главе наряду с факторами, обусловившими внедрение огнестрельного оружия в военном деле азербайджанских государств, исследуются причины, тормозившие этот процесс. Стратегия и тактика военных действий в период XV―XVI вв. основывались на применении конных частей и были рассчитаны на ведение стремительного боя, в условиях которых использование тяжелых орудий было не эффективно [1, с. 488] . Применению огнестрельного оружия препятствовали также нравственные установки. Так, кызылбашские эмиры, хотя и признавали важность его применения, но считая это показателем трусости и малодушия, категорически отказывались использовать его сами, предпочитая вооружать им своих слуг [1, с. 489].
Неоспоримая заслуга автора монографии заключается в сборе значительного лексического материала по средневековой военной терминологии, в особенности по оружию. Зачастую в источниках наблюдается большое многообразие даже в наименовании одного и того же вида оружия. Подобная вариативность, с одной стороны, была обусловлена бытованием разноязычных, но идентичных по значению терминологических лексем, а с другой, необходимостью лексической фиксации особенностей оружия для отличия его от других разновидностей в данном виде.
Например, меч, известный на средневековом Востоке под общими и наиболее употребительными терминами sayf (араб.), şəmşir (перс.) и qılınç (тюрк.) в зависимости от особенностей имел также наименования zülfüqar, balçaq, talvar, samsam, tiğ и др. Сбор и пояснение столь обширного круга терминологических понятий средневековой военной тематики повышает научную значимость данного издания.
Монография С. Ахмедова вносит значимый вклад в изучение военного дела, в особенности, в аспекте производства и применения оружия в Азербайджане и регионе в эпоху средневековья и представляет интерес не только для историков, но и для широкого круга читателей.

Фарах Адиль кызы Гусейн

Институт истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана

Автор, ответственный за переписку.
Email: ferah@mail.ru

Азербайджан, Баку, Азербайджан

кандидат исторических наук, 

ведущий научный сотрудник

  • 1. Əhmədov S.Ə. Azərbaycan silahları IX-XVII əsrlərdə: təkamül və inkişafı. Bakı, 2017. - 538 s.
  • 2. Əhmədov S.Ə., Cəfərova E.B. Azərbaycanın orta əsr silahları. Bakı, 2005. - 156 s.
  • 3. Агаев Ю.Ш, Ахмедов С.А. Ак-коюнлу-османская война (1472-1473 гг.). Баку, 2006. - 128 с.
  • 4. Агаев Ю.Ш, Ахмедов С.А. Военное искусство тюрков в огузском эпосе «Китаби Деде Горгуд». Баку, 2016. - 137 c.
  • 5. Derbend-nameh. The History of Derbend. Translated from a select Turkish version and Published with the texts and with notes by Mirza A.Kazem-Beg, St. Petersburg, 1851. - 245 р.
  • 6. Гусейнов Р.Н. «Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках». https://www.rizvanhuseynov.com/2012/08/3.html
  • 7. Горелик М.Д. Оружие Древнего Востока. Москва, 1993. - 195 с.
  • 8. Zigulski Z. Islamic weapons in Polish collections and their provenance // Elgood, Robert (Hrsg.): Islamic arms and armour. London 1979, p. 213-238
  • 9. Loghat-nama (Dictionnaire Encyclopedique), Fonde par Alo Akbar Dehkhoda (1879-1956), Numero de serie 190, Lettre D Fascicule 5 (b), Teheran, Avril 1973/- 400-500 р.
  • 10. Alexander D.G. Two Aspects of Islamic Arms and Armor. // Metropolitan Museum Journal № 18 (1983), pp. 97–109.
  • 11. Müller H., Künter F. Europaishe helmet. Berlin: Militarverlag, 1984.-316 p.
  • 12.Челеби Эвлия. Книга путешествия. Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. Перевод и комментарии / Сост. и отв. ред. А. Д. Желтяков. Примеч. и коммент. А. Желтякова, М. Залумяна и Г. Путуридзе. Москва, 1983. - 376 с.
  • 13. Ahmadov S.A. Medieval Azerbaijani weapons in European museums Sabuhi. // IRS Journal № 2(30) Spring (2017), pp. 24–32.
  • 14. Бретаницкий Л.С., Веймарн Б.В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. Москва, 1976. - 272 с.
  • 15. Гасанзаде Дж.Ю. Зарождение и эволюция Тебризской миниатюрной живописи (XIV-XVI века). Баку, 2016. - 432 с.
  • 16. Эфендиев А.Ч. Батальный жанр в Азербай­джанской миниатюрной живописи XIII―XVI веков. Баку, 2009. - 182 c.

Просмотры

Аннотация - 737

PDF (Russian) - 291

PlumX


© Гусейн Ф.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor