НОВАЯ МОНОГРАФИЯ О СРЕДНЕВЕКОВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОРУЖИИ. САБУХИ АХМЕДОВ «АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ОРУЖИЕ В IX―XVII ВВ.: ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ»
- Авторы: Гусейн Ф.А.
- Выпуск: Том 15, № 1 (2019)
- Страницы: 87-91
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1491
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH15187-91
Аннотация
В статье-рецензии на монографию к.и.н. Сабухи Ахмедова «Азербайджанское оружие в IX―XVII вв.: эволюция и развитие» рассмотрена актуальность и научная обоснованность постановки проблемы как «азербайджанское оружие», отмечено, что проблема идентификации изготовленных в Азербайджане в период средневековья различных видов оружия является востребованной и оправданной как в плане географической атрибуции, так и принадлежности к сложившемуся на данной территории определенному этнокультурному пространству.
В статье дана общая оценка привлеченного к исследованию широкого круга разнохарактерных источников, обоснована логическая выдержанность структуры монографии, построенной по принципу хронологической последовательности, в качестве особой заслуги автора монографии признана работа по сбору и толкованию разноязычных терминов, отмечена научная значимость монографии для изучения истории военного дела Азербайджане и сопредельных странах в период средневековья.
В декабре 2017 г. в Баку на азербайджанском языке в свет вышла монография «Азербайджанское оружие в IX―XVII веках: эволюция и развитие» [1], представляющая большой интерес для изучения истории оружия и вооружения и в целом военного дела Азербайджана и сопредельных стран. Ее автор – ведущий специалист по военной истории Азербайджана, эксперт по средневековому восточному оружию, автор многочисленных научных публикаций на тематику военной истории к.и.н. Сабухи Ахмедов [2; 3; 4].
Книга посвящена комплексному и систематизированному изучению истории производства и применения в Азербайджане различных видов в основном холодного, а также огнестрельного оружия и охватывает исторический период от IX до XVII века, ознаменованного появлением и распространением принципиально новых видов оружия.
Актуальность монографии определяется главным образом идентификацией предмета исследования как «азербайджанское оружие». Дело в том, что в зарубежных исследованиях на тематику оружия в историческом прошлом, азербайджанское оружие выпадает из поля зрения, точнее сказать, оказывается растворенным или замещенным понятиями иранского, кавказского и пр. Аналогичный подход имеет место и в отношении артефактов, хранящихся в фондах и экспозициях различных музеев мира – принадлежность их азербайджанской истории и культуре остается в тени. Зачастую для конкретизации географической атрибуции музейного экспоната используется понятие «северо-западный Иран», соответствующий территории Южного Азербайджана.
Не углубляясь в объективные и субъективные причины этого упущения, отметим, однако, что подобный подход не оправдан в научном смысле по ряду причин. Дефиниция «азербайджанский» в приложении к артефактам средневековья оправдана, во-первых, в плане географического обозначения – с некоторыми вариациями территория, на которой происходил процесс формирования азербайджанского народа, на протяжении всего периода средневековья в разноязычных источниках именовалась не иначе, как «Азербайджан». Во-вторых, в процессе консолидации и становления азербайджанского народа, с ареалом расселения которого коррелировали границы хоронима «Азербайджан», производное от него определение объективно приобретает этнополитический и культурологический аспекты. Поэтому употребление данной дефиниции применительно к различным сферам жизнедеятельности обоснованно и востребовано в контексте исследования истории оружия и в целом военного дела в Азербайджане.
История производства оружия в Азербайджане связана с развитием военного дела в древних цивилизациях Ближнего Востока и Кавказа, но вместе с тем на протяжении веков эта отрасль формировала собственные традиции, в той или иной степени имевшие распространение в соседних регионах. На это обращает внимание М. Горелик: «общества Кавказа и Западного Ирана (к которым относилось и население Азербайджана – Г.Ф.), … обладая высоким производственно-технологическим уровнем и запасами сырья, стали гигантскими кузницами и оказывали огромное влияние на развитие оружия, особенно в областях, лежащих к северу от них» [7, с. 195].
Мнение, созвучное с вышеприведенным, высказано и С. Ахмедовым относительно средневекового периода. Указывая на общие черты, присущие оружию тюркско-мусульманских армий, он отмечает, что «изделия азербайджанских мастеров имели и свои особенности, обусловленные географическим расположением, экономическими, политическими, демографическими ресурсами страны, духовным потенциалом и национальными традициями народа. Местные условия настолько тонко и органично проявлялись в основных моментах производства оружия, что это приводило, в конечном счете, к появлению нового и более совершенного именно для Азербайджана оружия» [1, с. 4].
Автор обосновывает свое суждение многочисленными примерами в соответствующих главах монографии. К примеру, шлем, хранящийся в коллекции национального музея
Вавельского дворца (г. Краков) [8], по своим конструктивным и декоративным особенностям являет собой настолько типичный пример, что специалисты единодушны во мнении – изготовлен он был в Тебризе в XIV в. Данный образец украшен декоративным узором, встречающимся в тебризских миниатюрах 70―80-х гг. XIV в. и является своего рода идентификационным маркером, позволяющим безошибочно локализовать его происхождение [1, с. 240]. Образцы подобного типа шлемов, выявлены С. Ахмедовым в фондах ряда музеев мира, в том числе в Государственном Эрмитаже, Музее Топкапы и др. [1, с. 242, 243].
Выводы автора монографии позволяют судить, что, в частности, в производстве шлемов местными мастерами наблюдается устойчивая преемственность традиций. В последующий период изготовление шлемов в Азербайджане эволюционировало в новое качество и воплотилось в изготовлении уникального типа, известного под названием тюльбенд (в оригинале – тюрбанный шлем) [9, с. 409]. Родиной шлемов тюльбенд, наиболее совершенные образцы которого были изготовлены в государствах Ширваншахов и Ак-Коюнлу [1, с. 324], специалистами признан Азербайджан, откуда он впоследствии получил распространение и оказал влияние на изготовление шлемов в сопредельных странах и Европе [10, p. 97―98; 11; 1, с. 324].
Интересны изыскания автора по производству и применению в Азербайджане ряда относительно редких видов вооружения, например, конского доспеха. По сообщению Эвлии Челеби, здесь применялись конские доспехи, изготовленные из местной нахчыванской стали [12, с. 224; 1, с. 423]. В Метрополитен-музее искусств хранятся несколько образцов конских доспехов, относящиеся к периоду государств Ак-Коюнлу или ранних Сефевидов [1, с. 423―425; 13, p. 26].
Таким образом, проблема нового концептуального подхода к вопросу идентификации азербайджанского оружия нашла в исследовании развернутое, фактологически аргументированное обоснование, теоретический же аспект этой проблемы рассмотрен в первой главе монографии в ходе обзора степени изученности азербайджанского оружия IX-XVII веков в отечественной и зарубежной историографии.
Вторая глава монографии посвящена характеристике привлеченного к исследованию широкого круга источников: корпуса археологического материала (250 предметов); предметов изобразительного искусства; материалов различных отечественных и мировых музейных фондов и личных коллекций (более 140 экспонатов); письменных источников и материалов устного народного творчества. Среди артефактов изобразительного искусства (книжные миниатюры, предметы быта, образцы керамики и надгробные памятники) особое место занимают миниатюры к различным классическим произведениям – «Шахнаме» Фирдоуси, «Гяршасб-наме» Асади Туси, «Искандер-наме» Низами, «Джами-ат-таварих» Фазлуллаха Рашидаддина и др., составившие славу Тебризской школы миниатюры. Являясь уникальными произведениями искусства, они в то же время весьма содержательны в плане исторической информативности [14, с. 157; 1, с. 59], особенно если учесть, что начиная с XIII в. в искусстве книжной миниатюры Востока развивается батальный жанр как самостоятельное направление [16, c. 173; 1, с. 66].
Профессиональная обработка и анализ столь разнохарактерного по содержанию источникового материала с применением методов функционального, историко-сравнительного, статистического анализа и пр. позволяет расценить данный труд как мультидисциплинарное исследование.
Весь привлеченный к исследованию материал сгруппирован в монографии в хронологическом порядке: глава III посвящена оружию преимущественно домонгольского периода (IX―XIII вв.); глава IV – периода Ильханидов (XIV в.); глава V – туркманского периода государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV в.); глава VI – периода Сефевидской империи (XV―XVII вв.). В рамках этого хронологического деления оружие классифицировано в соответствии с функциональным назначением: оборонительное; наступательное; коллективное. В плане обширной и специализированной информации практически по всем видам оружия, детального описания технологических особенностей его производства и способов применения данный труд можно расценивать как издание энциклопедического характера.
В заключительной главе VII исследуются вопросы, связанные с особенностями применения и производства в Азербайджане различных видов огнестрельного оружия. Рассматривая этот вопрос в контексте эволюции данной отрасли военного дела на Ближнем и Среднем Востоке в целом, автор приходит к суждению, что если проникновение огнестрельного оружия в Азербайджан осуществлялось с Востока по ходу монгольских завоеваний, то наиболее успешные тактические приемы его эффективного применения были заимствованы позже у Османской империи [1, с. 487]. Наличие необходимых ресурсов для производства пороха и огнестрельного оружия, месторождений природной селитры, а также местных мастеров-оружейников обусловили применение в Азербайджане пушек уже с середины XIII в. Автор дает характеристику разновидностей пушек – böyük top, top, araba topu, zərbzən, badlic, balyeməz.
В данной главе наряду с факторами, обусловившими внедрение огнестрельного оружия в военном деле азербайджанских государств, исследуются причины, тормозившие этот процесс. Стратегия и тактика военных действий в период XV―XVI вв. основывались на применении конных частей и были рассчитаны на ведение стремительного боя, в условиях которых использование тяжелых орудий было не эффективно [1, с. 488] . Применению огнестрельного оружия препятствовали также нравственные установки. Так, кызылбашские эмиры, хотя и признавали важность его применения, но считая это показателем трусости и малодушия, категорически отказывались использовать его сами, предпочитая вооружать им своих слуг [1, с. 489].
Неоспоримая заслуга автора монографии заключается в сборе значительного лексического материала по средневековой военной терминологии, в особенности по оружию. Зачастую в источниках наблюдается большое многообразие даже в наименовании одного и того же вида оружия. Подобная вариативность, с одной стороны, была обусловлена бытованием разноязычных, но идентичных по значению терминологических лексем, а с другой, необходимостью лексической фиксации особенностей оружия для отличия его от других разновидностей в данном виде.
Например, меч, известный на средневековом Востоке под общими и наиболее употребительными терминами sayf (араб.), şəmşir (перс.) и qılınç (тюрк.) в зависимости от особенностей имел также наименования zülfüqar, balçaq, talvar, samsam, tiğ и др. Сбор и пояснение столь обширного круга терминологических понятий средневековой военной тематики повышает научную значимость данного издания.
Монография С. Ахмедова вносит значимый вклад в изучение военного дела, в особенности, в аспекте производства и применения оружия в Азербайджане и регионе в эпоху средневековья и представляет интерес не только для историков, но и для широкого круга читателей.
Фарах Адиль кызы Гусейн
Институт истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана
Автор, ответственный за переписку.
Email: ferah@mail.ru
Азербайджан, Баку, Азербайджан
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник
- 1. Əhmədov S.Ə. Azərbaycan silahları IX-XVII əsrlərdə: təkamül və inkişafı. Bakı, 2017. - 538 s.
- 2. Əhmədov S.Ə., Cəfərova E.B. Azərbaycanın orta əsr silahları. Bakı, 2005. - 156 s.
- 3. Агаев Ю.Ш, Ахмедов С.А. Ак-коюнлу-османская война (1472-1473 гг.). Баку, 2006. - 128 с.
- 4. Агаев Ю.Ш, Ахмедов С.А. Военное искусство тюрков в огузском эпосе «Китаби Деде Горгуд». Баку, 2016. - 137 c.
- 5. Derbend-nameh. The History of Derbend. Translated from a select Turkish version and Published with the texts and with notes by Mirza A.Kazem-Beg, St. Petersburg, 1851. - 245 р.
- 6. Гусейнов Р.Н. «Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках». https://www.rizvanhuseynov.com/2012/08/3.html
- 7. Горелик М.Д. Оружие Древнего Востока. Москва, 1993. - 195 с.
- 8. Zigulski Z. Islamic weapons in Polish collections and their provenance // Elgood, Robert (Hrsg.): Islamic arms and armour. London 1979, p. 213-238
- 9. Loghat-nama (Dictionnaire Encyclopedique), Fonde par Alo Akbar Dehkhoda (1879-1956), Numero de serie 190, Lettre D Fascicule 5 (b), Teheran, Avril 1973/- 400-500 р.
- 10. Alexander D.G. Two Aspects of Islamic Arms and Armor. // Metropolitan Museum Journal № 18 (1983), pp. 97–109.
- 11. Müller H., Künter F. Europaishe helmet. Berlin: Militarverlag, 1984.-316 p.
- 12.Челеби Эвлия. Книга путешествия. Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. Перевод и комментарии / Сост. и отв. ред. А. Д. Желтяков. Примеч. и коммент. А. Желтякова, М. Залумяна и Г. Путуридзе. Москва, 1983. - 376 с.
- 13. Ahmadov S.A. Medieval Azerbaijani weapons in European museums Sabuhi. // IRS Journal № 2(30) Spring (2017), pp. 24–32.
- 14. Бретаницкий Л.С., Веймарн Б.В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. Москва, 1976. - 272 с.
- 15. Гасанзаде Дж.Ю. Зарождение и эволюция Тебризской миниатюрной живописи (XIV-XVI века). Баку, 2016. - 432 с.
- 16. Эфендиев А.Ч. Батальный жанр в Азербайджанской миниатюрной живописи XIII―XVI веков. Баку, 2009. - 182 c.