NEW MONOGRAPH ON MEDIEVAL AZERBAIJAN WEAPONS. SABUKHI AKHMEDOV’S “AZERBAIJAN WEAPONS IN THE IX―XVII CENTURIES: EVOLUTION AND DEVELOPMENT”

Abstract


The article is a review on Ph.D. Sabukhi Akhmedov’s monograph «Azerbaijani weapons in the IX – XVII centuries: evolution and development», which considers the relevance and scientific validity of the issue as an «Azerbaijani weapons», noted that the problem of identification of various types of weapons made in Azerbaijan during the Middle Ages is relevant in geographical attribution, as well as belonging to a certain ethnocultural space established in a given territory.
The article provides a general assessment of the wide range of diverse sources involved in the study, justifies the logical consistency of the structure of the monograph built on the principle of chronological order, recognizes the importance of the monograph in studying the history of military affairs in Azerbaijan and neighboring countries in the Middle Ages.


В декабре 2017 г. в Баку на азербайджанском языке в свет вышла монография «Азербайджанское оружие в IX―XVII веках: эволюция и развитие» [1], представляющая большой интерес для изучения истории оружия и вооружения и в целом военного дела Азербайджана и сопредельных стран. Ее автор – ведущий специалист по военной истории Азербайджана, эксперт по средневековому восточному оружию, автор многочисленных научных публикаций на тематику военной истории к.и.н. Сабухи Ахмедов [2; 3; 4].
Книга посвящена комплексному и систематизированному изучению истории производства и применения в Азербайджане различных видов в основном холодного, а также огнестрельного оружия и охватывает исторический период от IX до XVII века, ознаменованного появлением и распространением принципиально новых видов оружия.
Актуальность монографии определяется главным образом идентификацией предмета исследования как «азербайджанское оружие». Дело в том, что в зарубежных исследованиях на тематику оружия в историческом прошлом, азербайджанское оружие выпадает из поля зрения, точнее сказать, оказывается растворенным или замещенным понятиями иранского, кавказского и пр. Аналогичный подход имеет место и в отношении артефактов, хранящихся в фондах и экспозициях различных музеев мира – принадлежность их азербайджанской истории и культуре остается в тени. Зачастую для конкретизации географической атрибуции музейного экспоната используется понятие «северо-западный Иран», соответствующий территории Южного Азербайджана.
Не углубляясь в объективные и субъективные причины этого упущения, отметим, однако, что подобный подход не оправдан в научном смысле по ряду причин. Дефиниция «азербайджанский» в приложении к артефактам средневековья оправдана, во-первых, в плане географического обозначения – с некоторыми вариациями территория, на которой происходил процесс формирования азербайджанского народа, на протяжении всего периода средневековья в разноязычных источниках именовалась не иначе, как «Азербайджан». Во-вторых, в процессе консолидации и становления азербайджанского народа, с ареалом расселения которого коррелировали границы хоронима «Азербайджан», производное от него определение объективно приобретает этнополитический и культурологический аспекты. Поэтому употребление данной дефиниции применительно к различным сферам жизнедеятельности обоснованно и востребовано в контексте исследования истории оружия и в целом военного дела в Азербайджане.
История производства оружия в Азербайджане связана с развитием военного дела в древних цивилизациях Ближнего Востока и Кавказа, но вместе с тем на протяжении веков эта отрасль формировала собственные традиции, в той или иной степени имевшие распространение в соседних регионах. На это обращает внимание М. Горелик: «общества Кавказа и Западного Ирана (к которым относилось и население Азербайджана – Г.Ф.), … обладая высоким производственно-технологическим уровнем и запасами сырья, стали гигантскими кузницами и оказывали огромное влияние на развитие оружия, особенно в областях, лежащих к северу от них» [7, с. 195].
Мнение, созвучное с вышеприведенным, высказано и С. Ахмедовым относительно средневекового периода. Указывая на общие черты, присущие оружию тюркско-мусульманских армий, он отмечает, что «изделия азербайджанских мастеров имели и свои особенности, обусловленные географическим расположением, экономическими, политическими, демографическими ресурсами страны, духовным потенциалом и национальными традициями народа. Местные условия настолько тонко и органично проявлялись в основных моментах производства оружия, что это приводило, в конечном счете, к появлению нового и более совершенного именно для Азербайджана оружия» [1, с. 4].
Автор обосновывает свое суждение многочисленными примерами в соответствующих главах монографии. К примеру, шлем, хранящийся в коллекции национального музея
Вавельского дворца (г. Краков) [8], по своим конструктивным и декоративным особенностям являет собой настолько типичный пример, что специалисты единодушны во мнении – изготовлен он был в Тебризе в XIV в. Данный образец украшен декоративным узором, встречающимся в тебризских миниатюрах 70―80-х гг. XIV в. и является своего рода идентификационным маркером, позволяющим безошибочно локализовать его происхождение [1, с. 240]. Образцы подобного типа шлемов, выявлены С. Ахмедовым в фондах ряда музеев мира, в том числе в Государственном Эрмитаже, Музее Топкапы и др. [1, с. 242, 243].
Выводы автора монографии позволяют судить, что, в частности, в производстве шлемов местными мастерами наблюдается устойчивая преемственность традиций. В последующий период изготовление шлемов в Азербайджане эволюционировало в новое качество и воплотилось в изготовлении уникального типа, известного под названием тюльбенд (в оригинале – тюрбанный шлем) [9, с. 409]. Родиной шлемов тюльбенд, наиболее совершенные образцы которого были изготовлены в государствах Ширваншахов и Ак-Коюнлу [1, с. 324], специалистами признан Азербайджан, откуда он впоследствии получил распространение и оказал влияние на изготовление шлемов в сопредельных странах и Европе [10, p. 97―98; 11; 1, с. 324].
Интересны изыскания автора по производству и применению в Азербайджане ряда относительно редких видов вооружения, например, конского доспеха. По сообщению Эвлии Челеби, здесь применялись конские доспехи, изготовленные из местной нахчыванской стали [12, с. 224; 1, с. 423]. В Метрополитен-музее искусств хранятся несколько образцов конских доспехов, относящиеся к периоду государств Ак-Коюнлу или ранних Сефевидов [1, с. 423―425; 13, p. 26].
Таким образом, проблема нового концептуального подхода к вопросу идентификации азербайджанского оружия нашла в исследовании развернутое, фактологически аргументированное обоснование, теоретический же аспект этой проблемы рассмотрен в первой главе монографии в ходе обзора степени изученности азербайджанского оружия IX-XVII веков в отечественной и зарубежной историографии.
Вторая глава монографии посвящена характеристике привлеченного к исследованию широкого круга источников: корпуса археологического материала (250 предметов); предметов изобразительного искусства; материалов различных отечественных и мировых музейных фондов и личных коллекций (более 140 экспонатов); письменных источников и материалов устного народного творчества. Среди артефактов изобразительного искусства (книжные миниатюры, предметы быта, образцы керамики и надгробные памятники) особое место занимают миниатюры к различным классическим произведениям – «Шахнаме» Фирдоуси, «Гяршасб-наме» Асади Туси, «Искандер-наме» Низами, «Джами-ат-таварих» Фазлуллаха Рашидаддина и др., составившие славу Тебризской школы миниатюры. Являясь уникальными произведениями искусства, они в то же время весьма содержательны в плане исторической информативности [14, с. 157; 1, с. 59], особенно если учесть, что начиная с XIII в. в искусстве книжной миниатюры Востока развивается батальный жанр как самостоятельное направление [16, c. 173; 1, с. 66].
Профессиональная обработка и анализ столь разнохарактерного по содержанию источникового материала с применением методов функционального, историко-сравнительного, статистического анализа и пр. позволяет расценить данный труд как мультидисциплинарное исследование.
Весь привлеченный к исследованию материал сгруппирован в монографии в хронологическом порядке: глава III посвящена оружию преимущественно домонгольского периода (IX―XIII вв.); глава IV – периода Ильханидов (XIV в.); глава V – туркманского периода государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV в.); глава VI – периода Сефевидской империи (XV―XVII вв.). В рамках этого хронологического деления оружие классифицировано в соответствии с функциональным назначением: оборонительное; наступательное; коллективное. В плане обширной и специализированной информации практически по всем видам оружия, детального описания технологических особенностей его производства и способов применения данный труд можно расценивать как издание энциклопедического характера.
В заключительной главе VII исследуются вопросы, связанные с особенностями применения и производства в Азербайджане различных видов огнестрельного оружия. Рассматривая этот вопрос в контексте эволюции данной отрасли военного дела на Ближнем и Среднем Востоке в целом, автор приходит к суждению, что если проникновение огнестрельного оружия в Азербайджан осуществлялось с Востока по ходу монгольских завоеваний, то наиболее успешные тактические приемы его эффективного применения были заимствованы позже у Османской империи [1, с. 487]. Наличие необходимых ресурсов для производства пороха и огнестрельного оружия, месторождений природной селитры, а также местных мастеров-оружейников обусловили применение в Азербайджане пушек уже с середины XIII в. Автор дает характеристику разновидностей пушек – böyük top, top, araba topu, zərbzən, badlic, balyeməz.
В данной главе наряду с факторами, обусловившими внедрение огнестрельного оружия в военном деле азербайджанских государств, исследуются причины, тормозившие этот процесс. Стратегия и тактика военных действий в период XV―XVI вв. основывались на применении конных частей и были рассчитаны на ведение стремительного боя, в условиях которых использование тяжелых орудий было не эффективно [1, с. 488] . Применению огнестрельного оружия препятствовали также нравственные установки. Так, кызылбашские эмиры, хотя и признавали важность его применения, но считая это показателем трусости и малодушия, категорически отказывались использовать его сами, предпочитая вооружать им своих слуг [1, с. 489].
Неоспоримая заслуга автора монографии заключается в сборе значительного лексического материала по средневековой военной терминологии, в особенности по оружию. Зачастую в источниках наблюдается большое многообразие даже в наименовании одного и того же вида оружия. Подобная вариативность, с одной стороны, была обусловлена бытованием разноязычных, но идентичных по значению терминологических лексем, а с другой, необходимостью лексической фиксации особенностей оружия для отличия его от других разновидностей в данном виде.
Например, меч, известный на средневековом Востоке под общими и наиболее употребительными терминами sayf (араб.), şəmşir (перс.) и qılınç (тюрк.) в зависимости от особенностей имел также наименования zülfüqar, balçaq, talvar, samsam, tiğ и др. Сбор и пояснение столь обширного круга терминологических понятий средневековой военной тематики повышает научную значимость данного издания.
Монография С. Ахмедова вносит значимый вклад в изучение военного дела, в особенности, в аспекте производства и применения оружия в Азербайджане и регионе в эпоху средневековья и представляет интерес не только для историков, но и для широкого круга читателей.

Farah A. Huseyn

Institute of History named after A.K. Bakihanov

Author for correspondence.
Email: ferah@mail.ru

Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

PhD (in History) 

Leading Researcher

  • Ahmadov S.A. Azerbaijan weapons in the IX–XVII centuries: evolution and development. Baku, 2017. (in Azerbaijani).
  • Ahmadov S.A., Dzhafarova E.B. Azerbaijani medieval weapons. Baku, 2005. (in Azerbaijani).
  • Agaev Y.S., Akhmadov S.A. Аq Qoyunlu-Ottoman war (1472-1473 yy.) [Ak-Koyunlu – osmanskaya voyna (1472–1473 gg.)]. Baku, 2006.
  • Agaev Y.S., Akhmadov S.A. Military art of the Turks in the Oghuz epic “Book of Dede Korkut” [Voyennoye iskusstvo tyurkov v oguzskom epose «Kitabi Dede Gorgud»]. Baku, 2016.
  • Derbend-nameh, The History of Derbend, Translated from a select Turkish version and Published with the texts and with notes by Mirza A.Kazem-Beg. St. Petersburg, 1851.
  • Guseyinov R.N. Large Azerbaijan in the Russian, European and other sources [Bol’shoy Azerbaydzhan v rossiyskikh, yevropeyskikh i inykh istochnikakh]. https://www.rizvanhuseynov.com/2012/08/3.html.
  • Gorelik M.V. Weapons of the Ancient East [Oruzhiye Drevnego Vostoka]. Moscow, 1993.
  • Zigulski Z. Islamic weapons in Polish collections and their provenance Elgood, Robert (Hrsg.). Islamic arms and armour. London, 1979: 213–238.
  • Loghat-nama (Dictionnaire Encyclopedique), Fonde par Alo Akbar Dehkhoda (1879–1956), Numero de serie 190, Lettre D Fascicule 5 (b), Teheran, Avril 1973: 400–500 (in Persian)
  • Alexander D.G. Two Aspects of Islamic Arms and Armor. Metropolitan Museum Journal 18 (1983): 97–109.
  • Müller H., Künter F. Europaishe helmet. Berlin: Militarverlag, 1984.
  • Chelebi Evliya. Book of travel. Issue 3. The lands of Transcaucasia and adjacent regions of Asia Minor and Iran [Kniga puteshestviya. Vyp. 3. Zemli Zakavkaz’ya i sopredel’nykh oblastey Maloy Azii i Irana]. Translation and Commentary / Comp. and ed. by A. D. Zheltyakov. Notes and comments: A. Zheltyakova, M. Zalumyan and G. Puturidze. Moscow, 1983.
  • Akhmadov S.A. Medieval Azerbaijani weapons in European museums Sabuhi. IRS Journal 2(30) Spring (2017): 24–32.
  • Bretanitsky L.S., Veymarn B.V. IV-XVIII centuries’ Art of Azerbaijan [Iskusstvo Azerbaydzhana IV–XVIII vv.]. Moscow, 1976.
  • Gasanzade D.Y. The origin and evolution of Tabriz miniature painting (XIV–XVI centuries) [Zarozhdeniye i evolyutsiya Tebrizskoy miniatyurnoy zhivopisi (XIV–XVI veka)]. Baku, 2016.
  • Efendiev A. Battle Genre in Azerbaijan Miniature Painting of XIII–XVI centuries [Batal’nyy zhanr v Azerbaydzhanskoy miniatyurnoy zhivopisi XIII–XVI vekov]. Baku, 2009.

Views

Abstract - 179

PDF (Russian) - 58

PlumX


Copyright (c) 2019 Huseyn F.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.