ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФИИ С. КУБАЧИ

Обложка

Аннотация


Фотография - важная часть исторической и информационной культуры общества. Первоначально, возникнув как новая технология, она стала самобытным искусством и заняла свою нишу в культуре. Огромно ее документальное (иллюстрация и др.) значение для изучения истории культуры и искусства. В частности, речь о первых фотографиях с. Кубачи и его архитектурных видов. Их авторами были замечательный грузинский фотограф А. Роинашвили и известный француз Ф. Ордэн, оставившие оригинальные фотографии, относящиеся к 1880-1890-м гг. Вместе с тем, если авторство фотографий с. Кубачи А. Роинашвили не вызывает сомнений, то наследие Ф. Ордэна, относящееся к Дагестану, требует дальнейшего изучения.


Фотография за последние сто семьдесят лет стала важной частью исторической и информационной культуры общества. Учитывая отношение ислама к человеческому изображению, можно говорить и о важной роли фотографии как о явлении светской культуры Дагестана нового и новейшего времени. История фотографии начинает привлекать внимание исследователей Дагестана. Об этом свидетельствуют и альбомное издание Ш.И. Микаилова [13], а также перспективный исследовательский проект З. Дадаевой [6]. Первые фотографии архитектурных пейзажей с. Кубачи - яркая страница исторической культуры Дагестана. Фотографии значительно дополняют наши представления об этом селе. Если учесть, что за два года до первой съемки (1884 г.) в 1882 г. в этом селе побывал молодой ученый (позже академик) Д.Н. Анучин [1], давший оригинальные описания кубачинского быта этого времени, а два года спустя (в 1886 г.) был составлен «посемейный список» Кубачинского сельского общества [19], содержащий уникальный материал о социально-экономическом положении его жителей, то эти фотографии воспринимаются с особым чувством. И еще. «Безупречное художественное мастерство старых фотографов, - пишет музеевед З. Дадаева, - восхищает и покоряет. А виртуозная техника исполнения обеспечила отличную сохранность старинных фотографий до настоящего времени» [4]. Современные цифровые технологии позволяют увидеть в этих фотографиях и много нового, «скрытного» для сравнения с современным архитектурным видом с. Кубачи, для оценки характера нового домостроительства в селе за прошедшие 130 лет. Задача нашей статьи - рассказать о малознакомых дагестанскому читателю именах первых фотографов Кубачи, оценить их, хотя и небольшое, творческое наследие для истории села. Это важно сделать и потому, что, к сожалению, авторы тех или иных публикаций за редким исключением не указывают авторство фотографий, источник заимствуемого фотоматериала. Поэтому задача исследователя - установить точное авторство фотографий, их датировку, место хранения оригиналов. История фотографии в России началась с того, что знаменитый русский фотограф Сергей Львович Левицкий впервые получил удачное дагерротипное изображение в 1843 г. Произошло это во время его поездки на Кавказские Минеральные воды, а сделанные им тогда снимки первыми в истории фотографии удостоились медали Всемирной выставки в Париже. С тех пор Кавказ неизменно привлекал фотографов своей удивительной природой, культурным богатством и этническим многообразием [9]. Через полвека (в начале ХХ в.) процесс фотосъемки значительно упростился, появилась легкая и сравнительно небольшая камера «Кодак», отснятую плёнку можно было отправить для проявки в специальную лабораторию. Всё это способствовало увеличению числа фотолюбителей. Их снимки во многом повторяли сюжеты профессиональных фотографов - типы, виды, памятники. Эти фотографии далеки от композиционной точности и технического профессионализма первых фотографий. Вместе с тем и они ценны тем, что передают субъективные впечатления путешественника, гостя, на короткое время ставшего частью горского мира [9]. Большой интерес представляют фотографии архитектурных пейзажей различных сел второй половиныXIX в. Это виды дагестанских аулов. В частности, всем известны панорамные архитектурные виды дореволюционного с. Кубачи конца ХIХ в. Во многих изданиях представлена фотография 1884 г. (назовем его фото с видом Кубачи № 1), показывающая панораму верхней части с. Кубачи. Как правило, ее подписывают «фотограф А. Роинов». На самом деле фотографа звали Александр Роинашвили (1846-1898 гг.) [18]. Он в 1880 году приехал из Кахетии в Дагестан и провел здесь восемь лет [13, с. 102; 14; 18]. Возможно, трансформация его грузинской фамилии на русский лад и произошла в эти годы, что было обычным делом для того времени. А. Роинашвили подготовил интересную коллекцию фотоматериалов, и ему предложили даже членство в Петербургском Императорском археологическом обществе. Позже по заказу этого общества он создает фотоальбом «Кавказские виды и типажи». Многие работы мастера-художника удостаивались высоких императорских наград. Сегодня негативы и фотоснимки (более 100) первого грузинского фотохудожника, насчитывающие более чем столетнюю историю, являются собственностью Музея истории Грузии. Мастер художественной фотографии скоропостижно скончался в 1898 г. Бесценные фотографии, сделанные им, остались в наследство благодарному потомству. На его могиле в Дидубийском пантеоне высечены слова: «Примерному и полному любви к своей стране - Александру Роинашвили» [7]. Недавно, 14 декабря 2015 г., в Национальном музее в Тбилиси состоялась выставка, посвященная его роли в истории культуры Грузии и истории фотографии, где одновременно прошла и презентация книги о фотохудожнике, изданной в Тбилиси [5; 18]. Фотография архитектурного вида села Кубачи, датируемая 1884 г., относится ко времени пребывания фотографа в Дагестане. Нельзя исключать того, что желание А. Роинашвили запечатлеть яркий архитектурный вид Кубачи могло быть связано с его знакомством с рисунком архитектора К.Г. Гиппиуса, сделанным им во время путешествия академика Б.А. Дорна в Кубачи в 1860-1861 гг. [2, табл. 13; 7, с. 9]. Поскольку об этом художнике в дагестанской литературе нет данных, приведем краткие биографические сведения и о нем. Гиппиус Карл Густавович (1832-1880), архитектор, родился в семье К.Г. Гиппиуса, художника-портретиста, литографа. С 1857 г. К.Г. Гиппиус работал архитектором и художником при Закаспийском торговом товариществе, строил торговые амбары в Баку и Астрабаде. С 1859 г. он работал в Главном управлении наместника Кавказа. К.Г. Гиппиус известен также своими акварелями видов и памятников зодчества, которым он не придавал никакого значения и просто раздаривал знакомым. Многие из них утрачены [15, с. 165]. Во время работы в Главном управлении наместника Кавказа К.Г. Гиппиус вместе с помощником наместника Кавказа П. Петуховым работал в составе экспедиции академика Б.А.Дорна в Кубачи. Кроме панорамных видов села А. Роинашвили снимал в Кубачи и старые постройки с резными рельефами. Архитектор А.С. Башкиров, побывавший в Кубачи в 1923, 1924, 1927 гг., в своей книге, изданной в 1931 г., писал о том, что «А. Роинов в 80-90-е годы ХIХ в. сфотографировал фасадную часть старого пятиэтажного дома «Ахмета и Ибрагима». Этого дома, по его словам, в 1924 г. уже не было. Дом был разобран. Часть рельефов из кладки его стен архитектор А.С. Башкиров видел во дворе кубачинца «Сеида Магомедова». В своей книге А.С. Башкиров воспроизвел фотографию фасада этого несохранившегося дома, снятого в свое время А. Роинашвили; эта фотография хранилась в то время в Государственном историческом музее [3, с. 11]. В книге А.С. Башкирова есть и другие снимки известного фотографа. Так, в книге воспроизведена фотография архитектурного вида Кубачи (назовем его фото Кубачи с видом № 2), подписанная автором книги «А. Роинов». Она отличается от вышеназванной (фото с видом Кубачи № 1) тем, что здесь видно и здание Джума-мечети, находящееся в центре Кубачи. Позднее эта фотография воспроизводилась и в других изданиях. Панораму известного села фотографу здесь удалось снять почти целиком (без самой нижней части). Этим она отличается от вышеупомянутой уже фотографии Кубачи, где показана только верхняя часть села. В публикациях встречается информация, что эта фотография принадлежит французскому фотографу Ф. Ордэну и относится к 1897 г. По его словам А.С. Башкировым эта фотография была взята из коллекции Государственного исторического музея. Копия этой же фотографии из Российского этнографического музея была получена уже в наше время директором Музея истории города Махачкалы Заремой Дадаевой, снимок с которой мы воспроизводим в нашей статье [16]. На нижнем контуре фотографии есть надпись «Аул Кубача Табасар. окр.» и карандашная помета «в Дагестане». Здесь же на правой стороне контура фотографии проставлена печать-экслибрис «Фотограф А.С. Роинов». В то же время в других изданиях на такой же фотографии вообще не указывается ее автор, и она датируется 1885 г. [8, с. 165]. Интересно и то, что на фотографии с другим видом Кубачи (вид № 1) есть также надпись черной тушью «Кубача». И там, и здесь мы видим одинаковое написание названия села «Кубача», а не «Кубачи». Обе эти фотографии в последние годы воспроизводились в переизданной кубачинским мастером А. Д. Канаевым книге Е.М. Шиллинга «Кубачинцы и их культура» [20, (Форзац) с. 12,]. Добавим также, что нередко обе эти фотографии архитектурного вида Кубачи конца ХIХ в. путают, о чем мы говорили выше, но чаще их авторство приписывают А. Роинашвили. Возможно, это связано с тем, что пока очень мало информации о дагестанских фотографиях Ф. Ордэна и истории его пребывания в Дагестане. Эти же фотографии воспроизведены в книге М.М. Маммаева [12, с. 435 (рис. 3), 437 (рис.10)]. Их автором назван «А. Роинов», и датированы они «1885 г.». Пытаясь установить хотя бы приближенно истину в этом вопросе, мы обратили внимание на паспортизированную фотографию с. Кубачи (фото с видом № 2), приведенную в книге известного этнографа Ю.Ю. Карпова. В ней приведена фотография Кубачи, которую в свое время, по данным Государственного исторического музея, А.С. Башкиров (1931 г.) подписал как фото А. Роинашвили. А под такой же фотографией из книги Ю.Ю. Карпова стоит подпись: «Селение Кубачи. Фото Ф. Ордэна. Конец XIX в. МАЭ (№ 1403-40)» [10, с. 33]. Интересно и то, что на сайте Кунсткамеры (МАЭ - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) есть фотография Кубачи А. Роинашвили, упомянутая выше и датируемая 1884 г. Но на сайте МАЭ она приписана Ф. Ордэну и датирована уже 1890-ми годами, правда, со знаком вопроса [11]. И еще. Можно предположить, что поскольку известно, что и А. Роинашвили, и Ф. Ордэн составляли альбомы фотографий и предлагали их различным музеям, то фотографы выступали одновременно и собирателями и систематизаторами первой фотографии по Кавказу. Таким образом, на наш взгляд, умышленно или случайно, но авторство многих фотографий Кавказа того времени оказалось запутанным [16]. Считаем также, что этот вопрос не принципиальный. И заслуги обоих фотографов перед дагестанской культурой мы оцениваем как значительные. Француз по происхождению, фотохудожник Ф. Ордэн известен в конце ХIХ в. подписью под фотографиями «Ф. ОрдэN», с латинской буквой в конце слова. В публикациях он известен и под другими именами: «Ордэ», «Ордэт», «Хордет», «Ордер», «Ордэн». Коллекционеры называют его «известным французским фотографом Hordet», другие - М. Хордет. В фондах С.-Петербургской Российской национальной библиотеки исследователям удалось обнаружить его четырехтомный альбом «Кавказ и Средняя Азия» (также с фотографиями Балкан, Бессарабии, Греции и Турции). Так стала пополняться коллекция фотоизображений мастера портрета, собираться сведения биографического характера, узнаваться истоки съемок вещей по тематическому и географическому охвату. Есть его фотографии и в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге. Классические студийные фотографии Ф. Ордэна открывают зрителю галерею «ярких этнических типов и тонких портретов». Снимки фотографа хранятся в собраниях многих музеев России, Германии, Австрии и Швейцарии [17]. Но история фотографии с архитектурным пейзажем Кубачи остается до конца неясной. Если учесть, что на обеих фотографиях не проглядывают никакие подписи, как на многих работах Ф. Ордэна, и нет материалов, описывающих историю его пребывания в Кубачи, то обе фотографии, скорее всего, принадлежат А. Роинашвили. Очевидно и то, что вопрос требует дальнейшего изучения. Эти и другие первые фотографии о Дагестане полностью не оценены еще как важный этнографический, историко-культурный источник. Чаще всего они воспринимаются как любопытный материал, как простые иллюстрации к явлениям ХIХ в. Понятно, что должна быть написана полная история старой фотографии о Дагестане.

А Дж Магомедов

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: Amirbek.49@mail.ru
Махачкала

  • Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 года // Известия Императорского русского географического общества. Т. 20. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1884 / Оттиск. - 93 c.
  • Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и Южному побережью Каспийского моря. С.-Петербург, 1895. Табл. 13. Литогр. А. Мюнстера. - 94 c.
  • Башкиров А.С. Искусство Дагестана. Л.: РАНИОН, 1931. - 118 c.
  • В Музее истории Махачкалы открылась фотовыставка «Дагестан в дореволюционном объективе». URL: http://ikunak.ru/news/2009/6/17/82489 (дата обращения 28.11.2015).
  • Выставка «Кавказский передвижной музей», посвященная первому грузинскому фотографу и коллекционеру Александру Роинашвили. URL: http://sputnik-georgia.ru/culture/20151214/229466706.html (дата обращения 28.11.2015).
  • Дадаева З. Реконструкция национальной и культурно-исторической идентичности в проекте «Дагестан. Портрет нации» (архивные фотографии середины ХIХ - нач. ХХ веков) / Рукопись доклада на международной музейной конференции. Тбилиси, 2013.
  • Идрисов Ю. Портрет неизвестной кумычки фотохудожника Александра Роинашвили (1846-1898 гг.). URL: http://kumukia.ru/?id=1352 (дата обращения 28.11.2015).
  • Искусство Кубачи / cост. А.А. Иванов. Л., 1976. - 208 с.
  • Кавказ. Старые фотографии. URL: http://www.liveinternet.ru/users/lazy_mary/post272270650 (дата обращения 28.11. 2015).
  • Карпов Ю.Ю. Взгляд на горцев: Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. - 691 с. Только здесь указанная фотография Кубачи Ф. Ордэна воспроизведена с паспортизированными данными. Возможно, эта фотография Ф. Ордэна существует в двух негативах, одна из них хранится в фондах ГИМ (Москва), другая - в ГМЭ (С.-Петербург). Вопрос требует специального изучения.
  • Кунсткамера (МАЭ): Фотоколлекция № 1403-40. ID изображение 3692112 / Вид аула Кубачи. Кубачинцы. URL: http: // www.kunstkamera.ru / kunst-catalogue / items / item-view.seam?c=PHOTO&id=66404&path=62%3A3496083%3A3504416&cid=247899 (дата обращения 28.05.2016).
  • Маммаев М.М. Искусство Зирехгерана-Кубачи XIII- ХVвв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада. Махачкала: Эпоха, 2014. - 592 c.: ил.
  • Микаилов Ш.И. Дагестан в фотографиях: Мгновения истории. Махачкала: Эпоха, 2012. - 464 с.: ил.
  • Первый грузинский фотограф [электронный ресурс ] // Тифлисский журнал № 4. С. 20-22. URL: http://issuu.com/tbilisi_week/docs/cc3f277c81179e/21 (дата обращения 9.01.2016).
  • Половцов А.А. К.Г. Гиппиус // Русский биографический словарь. URL: http://www.ourbaku.com/index.php.. (дата обращения 28.11.2015).
  • Признателен за консультации и предоставленный фотоматериал директору Музея истории города Махачкалы Зареме Дадаевой, художнику Лейле Изабакаровой и мастеру-прикладнику Абдулу Канаеву. Фотография с видом Кубачи № 2 была приобретена З. Дадаевой в Российском этнографическом музее.
  • Проскурин В. На выдумки природа даровата. URL: http://spgk.kz/vladimir-proskurin/554-na-vydumki-priroda-darovata (дата обращения 28.11.2015).
  • Роинашвили А. (1846-1898) - первый фотограф Грузии / Издание Национального музея Грузии / На англ. и груз. яз. Тбилиси: Литера, 2007. - 123 с.
  • Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф.21. Оп.5. Д. 42.
  • Шиллинг Е.М Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М., Л., 1949 / Переиздано А.Д. Канаевым (Махачкала, 2012. - 240 с.) с вводной статьей д.иск. М.М. Маммаева о Е.М. Шиллинге и подборкой новых фотоиллюстраций, составленной ее издателем.

Просмотры

Аннотация - 494

PDF (Russian) - 205

PlumX


© Магомедов А.Д., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.