THE FIRST PHOTOGRAPHS OF THE VILLAGE KUBACHI

Cover Page

Abstract


Photography is an important part of historical and information culture of the society. It originally emerged as a new technology and has become an authentic art and part of the culture. Its documentary importance (photos, figures, etc.) for study of the history of art and culture is great. In particular, it is referred to the first photos of the village Kubachi and its architectural forms. These pictures were taken by the outstanding Georgian photographer A.Roinashvili and the famous Frenchman F.O rden in 1880-1890. However, A.Roinashvili’s authorship of the photos of Kubachi is doubtless, while F. Orden’s works relating to Dagestan require further study.

Фотография за последние сто семьдесят лет стала важной частью исторической и информационной культуры общества. Учитывая отношение ислама к человеческому изображению, можно говорить и о важной роли фотографии как о явлении светской культуры Дагестана нового и новейшего времени. История фотографии начинает привлекать внимание исследователей Дагестана. Об этом свидетельствуют и альбомное издание Ш.И. Микаилова [13], а также перспективный исследовательский проект З. Дадаевой [6]. Первые фотографии архитектурных пейзажей с. Кубачи - яркая страница исторической культуры Дагестана. Фотографии значительно дополняют наши представления об этом селе. Если учесть, что за два года до первой съемки (1884 г.) в 1882 г. в этом селе побывал молодой ученый (позже академик) Д.Н. Анучин [1], давший оригинальные описания кубачинского быта этого времени, а два года спустя (в 1886 г.) был составлен «посемейный список» Кубачинского сельского общества [19], содержащий уникальный материал о социально-экономическом положении его жителей, то эти фотографии воспринимаются с особым чувством. И еще. «Безупречное художественное мастерство старых фотографов, - пишет музеевед З. Дадаева, - восхищает и покоряет. А виртуозная техника исполнения обеспечила отличную сохранность старинных фотографий до настоящего времени» [4]. Современные цифровые технологии позволяют увидеть в этих фотографиях и много нового, «скрытного» для сравнения с современным архитектурным видом с. Кубачи, для оценки характера нового домостроительства в селе за прошедшие 130 лет. Задача нашей статьи - рассказать о малознакомых дагестанскому читателю именах первых фотографов Кубачи, оценить их, хотя и небольшое, творческое наследие для истории села. Это важно сделать и потому, что, к сожалению, авторы тех или иных публикаций за редким исключением не указывают авторство фотографий, источник заимствуемого фотоматериала. Поэтому задача исследователя - установить точное авторство фотографий, их датировку, место хранения оригиналов. История фотографии в России началась с того, что знаменитый русский фотограф Сергей Львович Левицкий впервые получил удачное дагерротипное изображение в 1843 г. Произошло это во время его поездки на Кавказские Минеральные воды, а сделанные им тогда снимки первыми в истории фотографии удостоились медали Всемирной выставки в Париже. С тех пор Кавказ неизменно привлекал фотографов своей удивительной природой, культурным богатством и этническим многообразием [9]. Через полвека (в начале ХХ в.) процесс фотосъемки значительно упростился, появилась легкая и сравнительно небольшая камера «Кодак», отснятую плёнку можно было отправить для проявки в специальную лабораторию. Всё это способствовало увеличению числа фотолюбителей. Их снимки во многом повторяли сюжеты профессиональных фотографов - типы, виды, памятники. Эти фотографии далеки от композиционной точности и технического профессионализма первых фотографий. Вместе с тем и они ценны тем, что передают субъективные впечатления путешественника, гостя, на короткое время ставшего частью горского мира [9]. Большой интерес представляют фотографии архитектурных пейзажей различных сел второй половиныXIX в. Это виды дагестанских аулов. В частности, всем известны панорамные архитектурные виды дореволюционного с. Кубачи конца ХIХ в. Во многих изданиях представлена фотография 1884 г. (назовем его фото с видом Кубачи № 1), показывающая панораму верхней части с. Кубачи. Как правило, ее подписывают «фотограф А. Роинов». На самом деле фотографа звали Александр Роинашвили (1846-1898 гг.) [18]. Он в 1880 году приехал из Кахетии в Дагестан и провел здесь восемь лет [13, с. 102; 14; 18]. Возможно, трансформация его грузинской фамилии на русский лад и произошла в эти годы, что было обычным делом для того времени. А. Роинашвили подготовил интересную коллекцию фотоматериалов, и ему предложили даже членство в Петербургском Императорском археологическом обществе. Позже по заказу этого общества он создает фотоальбом «Кавказские виды и типажи». Многие работы мастера-художника удостаивались высоких императорских наград. Сегодня негативы и фотоснимки (более 100) первого грузинского фотохудожника, насчитывающие более чем столетнюю историю, являются собственностью Музея истории Грузии. Мастер художественной фотографии скоропостижно скончался в 1898 г. Бесценные фотографии, сделанные им, остались в наследство благодарному потомству. На его могиле в Дидубийском пантеоне высечены слова: «Примерному и полному любви к своей стране - Александру Роинашвили» [7]. Недавно, 14 декабря 2015 г., в Национальном музее в Тбилиси состоялась выставка, посвященная его роли в истории культуры Грузии и истории фотографии, где одновременно прошла и презентация книги о фотохудожнике, изданной в Тбилиси [5; 18]. Фотография архитектурного вида села Кубачи, датируемая 1884 г., относится ко времени пребывания фотографа в Дагестане. Нельзя исключать того, что желание А. Роинашвили запечатлеть яркий архитектурный вид Кубачи могло быть связано с его знакомством с рисунком архитектора К.Г. Гиппиуса, сделанным им во время путешествия академика Б.А. Дорна в Кубачи в 1860-1861 гг. [2, табл. 13; 7, с. 9]. Поскольку об этом художнике в дагестанской литературе нет данных, приведем краткие биографические сведения и о нем. Гиппиус Карл Густавович (1832-1880), архитектор, родился в семье К.Г. Гиппиуса, художника-портретиста, литографа. С 1857 г. К.Г. Гиппиус работал архитектором и художником при Закаспийском торговом товариществе, строил торговые амбары в Баку и Астрабаде. С 1859 г. он работал в Главном управлении наместника Кавказа. К.Г. Гиппиус известен также своими акварелями видов и памятников зодчества, которым он не придавал никакого значения и просто раздаривал знакомым. Многие из них утрачены [15, с. 165]. Во время работы в Главном управлении наместника Кавказа К.Г. Гиппиус вместе с помощником наместника Кавказа П. Петуховым работал в составе экспедиции академика Б.А.Дорна в Кубачи. Кроме панорамных видов села А. Роинашвили снимал в Кубачи и старые постройки с резными рельефами. Архитектор А.С. Башкиров, побывавший в Кубачи в 1923, 1924, 1927 гг., в своей книге, изданной в 1931 г., писал о том, что «А. Роинов в 80-90-е годы ХIХ в. сфотографировал фасадную часть старого пятиэтажного дома «Ахмета и Ибрагима». Этого дома, по его словам, в 1924 г. уже не было. Дом был разобран. Часть рельефов из кладки его стен архитектор А.С. Башкиров видел во дворе кубачинца «Сеида Магомедова». В своей книге А.С. Башкиров воспроизвел фотографию фасада этого несохранившегося дома, снятого в свое время А. Роинашвили; эта фотография хранилась в то время в Государственном историческом музее [3, с. 11]. В книге А.С. Башкирова есть и другие снимки известного фотографа. Так, в книге воспроизведена фотография архитектурного вида Кубачи (назовем его фото Кубачи с видом № 2), подписанная автором книги «А. Роинов». Она отличается от вышеназванной (фото с видом Кубачи № 1) тем, что здесь видно и здание Джума-мечети, находящееся в центре Кубачи. Позднее эта фотография воспроизводилась и в других изданиях. Панораму известного села фотографу здесь удалось снять почти целиком (без самой нижней части). Этим она отличается от вышеупомянутой уже фотографии Кубачи, где показана только верхняя часть села. В публикациях встречается информация, что эта фотография принадлежит французскому фотографу Ф. Ордэну и относится к 1897 г. По его словам А.С. Башкировым эта фотография была взята из коллекции Государственного исторического музея. Копия этой же фотографии из Российского этнографического музея была получена уже в наше время директором Музея истории города Махачкалы Заремой Дадаевой, снимок с которой мы воспроизводим в нашей статье [16]. На нижнем контуре фотографии есть надпись «Аул Кубача Табасар. окр.» и карандашная помета «в Дагестане». Здесь же на правой стороне контура фотографии проставлена печать-экслибрис «Фотограф А.С. Роинов». В то же время в других изданиях на такой же фотографии вообще не указывается ее автор, и она датируется 1885 г. [8, с. 165]. Интересно и то, что на фотографии с другим видом Кубачи (вид № 1) есть также надпись черной тушью «Кубача». И там, и здесь мы видим одинаковое написание названия села «Кубача», а не «Кубачи». Обе эти фотографии в последние годы воспроизводились в переизданной кубачинским мастером А. Д. Канаевым книге Е.М. Шиллинга «Кубачинцы и их культура» [20, (Форзац) с. 12,]. Добавим также, что нередко обе эти фотографии архитектурного вида Кубачи конца ХIХ в. путают, о чем мы говорили выше, но чаще их авторство приписывают А. Роинашвили. Возможно, это связано с тем, что пока очень мало информации о дагестанских фотографиях Ф. Ордэна и истории его пребывания в Дагестане. Эти же фотографии воспроизведены в книге М.М. Маммаева [12, с. 435 (рис. 3), 437 (рис.10)]. Их автором назван «А. Роинов», и датированы они «1885 г.». Пытаясь установить хотя бы приближенно истину в этом вопросе, мы обратили внимание на паспортизированную фотографию с. Кубачи (фото с видом № 2), приведенную в книге известного этнографа Ю.Ю. Карпова. В ней приведена фотография Кубачи, которую в свое время, по данным Государственного исторического музея, А.С. Башкиров (1931 г.) подписал как фото А. Роинашвили. А под такой же фотографией из книги Ю.Ю. Карпова стоит подпись: «Селение Кубачи. Фото Ф. Ордэна. Конец XIX в. МАЭ (№ 1403-40)» [10, с. 33]. Интересно и то, что на сайте Кунсткамеры (МАЭ - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) есть фотография Кубачи А. Роинашвили, упомянутая выше и датируемая 1884 г. Но на сайте МАЭ она приписана Ф. Ордэну и датирована уже 1890-ми годами, правда, со знаком вопроса [11]. И еще. Можно предположить, что поскольку известно, что и А. Роинашвили, и Ф. Ордэн составляли альбомы фотографий и предлагали их различным музеям, то фотографы выступали одновременно и собирателями и систематизаторами первой фотографии по Кавказу. Таким образом, на наш взгляд, умышленно или случайно, но авторство многих фотографий Кавказа того времени оказалось запутанным [16]. Считаем также, что этот вопрос не принципиальный. И заслуги обоих фотографов перед дагестанской культурой мы оцениваем как значительные. Француз по происхождению, фотохудожник Ф. Ордэн известен в конце ХIХ в. подписью под фотографиями «Ф. ОрдэN», с латинской буквой в конце слова. В публикациях он известен и под другими именами: «Ордэ», «Ордэт», «Хордет», «Ордер», «Ордэн». Коллекционеры называют его «известным французским фотографом Hordet», другие - М. Хордет. В фондах С.-Петербургской Российской национальной библиотеки исследователям удалось обнаружить его четырехтомный альбом «Кавказ и Средняя Азия» (также с фотографиями Балкан, Бессарабии, Греции и Турции). Так стала пополняться коллекция фотоизображений мастера портрета, собираться сведения биографического характера, узнаваться истоки съемок вещей по тематическому и географическому охвату. Есть его фотографии и в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге. Классические студийные фотографии Ф. Ордэна открывают зрителю галерею «ярких этнических типов и тонких портретов». Снимки фотографа хранятся в собраниях многих музеев России, Германии, Австрии и Швейцарии [17]. Но история фотографии с архитектурным пейзажем Кубачи остается до конца неясной. Если учесть, что на обеих фотографиях не проглядывают никакие подписи, как на многих работах Ф. Ордэна, и нет материалов, описывающих историю его пребывания в Кубачи, то обе фотографии, скорее всего, принадлежат А. Роинашвили. Очевидно и то, что вопрос требует дальнейшего изучения. Эти и другие первые фотографии о Дагестане полностью не оценены еще как важный этнографический, историко-культурный источник. Чаще всего они воспринимаются как любопытный материал, как простые иллюстрации к явлениям ХIХ в. Понятно, что должна быть написана полная история старой фотографии о Дагестане.

A Dzh Magomedov

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН

Author for correspondence.
Email: Amirbek.49@mail.ru
Махачкала

  • Anuchin D.N. Report on the trip to Dagestan in the summer of 1882 // News of the Imperial Russian Geographical Society. V. 20. St.P.: A.S. Suvorin Typography, 1884 / Print. - 93 c.
  • Atlas to the journey of B.A. Dorn in the Caucasus and the southern coast of the Caspian Sea. St. Petersburg, 1895. 13 tables. Lithography of A. Munster. - 94 p.
  • Bashkirov A.S. Art of Dagestan. L.: Russian association of research institutes of human studies, 1931. - 118 p.
  • A photo exhibition "Dagestan in the pre-revolutionary perspective" was held in the museum of Makhachkala's history. URL: http://ikunak.ru/news/2009/6/17/82489 (request date: November 28, 2015).
  • Exhibition "Caucasian Mobile Museum", dedicated to the first Georgian photographer and collector Alexander Roinashvili. URL: http://sputnik-georgia.ru/culture/20151214/229466706.html (request date: November 28, 2015).
  • Dadaeva Z. Reconstruction of national and cultural-historical identity in the project «Dagestan. Portrait of the nation» (archive photos of the mid-19th - early 20th centuries) / Manuscript of the report at the international museum conference. Tbilisi, 2013.
  • Idrisov U. Portrait of an unknown kumyk woman by photographer Alexander Roinashvili (1846-1898 gg.). URL: http://kumukia.ru/?id=1352 (request date: 28.11.2015).
  • The Art of Kubachi / comp. A.A. Ivanov. L., 1976. - 208 p.
  • The Caucasus. Old photos. URL: http://www.liveinternet.ru/users/lazy_mary/post272270650 (request date: 28.11. 2015).
  • Karpov U.U. A look at the highlanders: A look from the mountains: Attitude aspects of culture and social experience of the mountaineers of Dagestan. SPb .: Petersburg Oriental Studies, 2007. - 691 p. Only here the photo of Kubachi F. Orden is reproduced with the passport data. Perhaps this photo of F. Orden exists in two negatives, one of which is stored in the funds of the State historical museum (Moscow), the other - in the GME (St. Petersburg). The question requires further inquiry.
  • Kunstkammer (STM): Photo collection No. 1403-40. ID picture 3692112 / View of the village of Kubachi. Kubachi people. URL: http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalog/items/item-view.seam?C=PHOTO&id=66404&path=62%3A3496083%3A3504416&cid=247899 (request date: May 28, 2016).
  • Mammaev M.M. The art of Zirekhgeran-Kubachi of XIII-XVV and its place in the system of artistic cultures of the East and West. Makhachkala: Epoha, 2014. - 592 p.: ill.
  • Mikailov S.I. Dagestan in photos: moments of history. Makhachkala: Epoha, 2012. - 464 p.: ill.
  • The first Georgian photographer [electronic resource] // Tiflis magazine No. 4. P. 20-22. URL: http://issuu.com/tbilisi_week/docs/cc3f277c81179e/21 (request date: 9/01/2016).
  • Polovtsov A.A., K.G. Gippius // Russian biographical dictionary. URL: http://www.ourbaku.com/index.php .. (request date: 28.11.2015).
  • Proskurin V. The nature is gifted to fiction. URL: http://spgk.kz/vladimir-proskurin/554-na-vydumki-priroda-darovata (request date is November 28, 2015).
  • • Roinashvili A. (1846-1898) - the first photographer of Georgia / Publication of the National Museum of Georgia / In English and Georgian languages. Tbilisi: Literature, 2007. - 123 p.
  • • Central State Archive of the Republic of Dagestan. F.21. List 5. Issue 42.
  • • Shilling E.M. The Kubachi people and their culture: Historical and ethnographic studies. M., L., 1949 / Repuvlished by A.D. Kanaev (Makhachkala, 2012. - 240 p.) with an introductory article of Doctor of Arts M.M. Mammayev about E.M. Schilling and a selection of new photo illustrations compiled by its publisher.

Views

Abstract - 82

PDF (Russian) - 25

PlumX


Copyright (c) 2016 Magomedov A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.