The Supreme gods ( thundermen)of Daghestan' peoples

Cover Page

Abstract



R I Seferbekov

  • Абакарова Ф.З. Отражение мифологических воззрений в детском фольклоре народов Дагестана. Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Агларов М.А. Из верований народов Западного Дагестана (божество ЦIоб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.
  • Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002.
  • Алероев И.Ю. Этимологические заметки по верованиям чеченцев и ингушей // Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1969.
  • Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978.
  • Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.
  • Алимова Б.М. Табасаранцы ХIХ - нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992.
  • Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
  • Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  • Атаев Д.М. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха // Материалы по археологии Дагестана. Махачкала, 1959.
  • Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.
  • Ахохова Е.А. Природа теонима «Тха» («Бог»): базовые гипотезы // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Сост. и науч. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп, 2002.
  • Ахриев Ч. Ингушевские праздники // ССКГ. Тифлис, 1871. Вып. 5.
  • Бадалов Ф.А. Язычество лезгин. Дербент, 2000.
  • Бардавелидзе В. Главное божество древнегрузинского пантеона Гмерти // Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси, 1952.
  • Басилов В.Н. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. 2-е изд. М., 1994. Т. 2.
  • Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культов святых) // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М., 2003.
  • Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала, 1961.
  • Большаков О.Г. История Халифата: Ислам в Аравии. 570-633 гг. М., 1989.
  • Брагинская Н.В. Небо // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1994. Т. 2.
  • Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в ХIХ- нач. ХХ в. Махачкала, 1990.
  • Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХVIII-ХIХ вв. (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999.
  • Булатова А.Г. Идеологические представления аварцев, нашедшие отражение в празднике первой борозды (ХIХ - нач. ХХ в.) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Булатова А.Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999.
  • Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографическое исследование (ХIХ - нач. ХХ в.). Махачкала, 2000.
  • Вирсаладзе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976.
  • Гаджиев Г.А. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984.
  • Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991.
  • Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М., 1964.
  • Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.
  • Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. ХIХ - нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. М., 1990.
  • Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. ХIХ - нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. М., 1999.
  • Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // ИГЭД. М., 1958.
  • Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Ред. Ю.Ю. Карпов. СПб., 2002.
  • Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот: Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Махачкала, 1995.
  • Гмыря Л.Б. Весенний обряд «Обновления ножен священного меча» у табасаранцев // Амирани. Вестник Международного кавказологического научно-исследовательского общественного института. IV-V. Монреаль-Тбилиси, 2001.
  • Гмыря Л.Б. Культ священного меча табасаранцев (семантика обряда «обновления ножен священного меча») // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XIII. М.-Магнитогорск, 2003.
  • Гулиа Д. История Абхазии. Тифлис, 1925. Т. 1.
  • Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2002.
  • Дадов А.А. К вопросу о религиозных верованиях кабардинцев // Учен. зап. Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1957. Т. 12.
  • Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник: Приложение к Терскому календарю на 1894 г. Владикавказ, 1893. Вып. 3. Кн. 2.
  • Даркевич В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // СА. 1961. № 4.
  • Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963.
  • Джанашвили М. Абхазия и абхазцы. Тифлис, 1892.
  • Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960.
  • Джидалаев Н.С. К вопросу об исторической общности кавказского и переднеазиатского мира // Доклады Академии наук Азербайджанской ССР. Баку, 1976. Т. 26. № 3.
  • Дирр А.М. Божество охоты и охотничий язык у кавказцев // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. 4.
  • Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи (Историко-этнографический очерк) // Записки КОИРГО. Тифлис, 1902. Кн. 22. Вып. 4.
  • Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
  • Жуковская Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
  • Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и её монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980.
  • Званба С.Т. Этнографические этюды / Под ред. и с предисл. Г.А. Дзидзария. Сухуми, 1955.
  • Зухба С.Л. Модель мироздания в абхазской мифологии // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Сост. и науч. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп, 2002.
  • Иванов Вяч. Вс. Об отношении хаттского языка к северозападнокавказским // Древня Анатолия. М., 1985.
  • Инал-Ипа Ш.Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми:, 1976.
  • Инал-Ипа Ш.Д. Об абхазо-адыгской общности // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Майкоп, 1991. Вып. 8.
  • История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах / Отв. ред. А.И. Османов. М., 2004. Т. 1.
  • Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Махачкала, 1967.
  • Кадыраджиев К.С. Структура и генезис кумыкских мифологических элементов палеотюркского происхождения // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // КЭС: Вопросы исторической этнографии Кавказа. М., 1989.
  • Калоев Б.А. Хуцау // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. 2-е изд. Т. 2. М., 1994.
  • Калоев Б.А. Моздокские осетины (Историко-этнографическое исследование). М., 1995.
  • Камменхубер А. Хаттский язык // Древние языки Малой Азии. М., 1980.
  • Каракетов М.Д. Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001.
  • Керашева З. Этнолингвистический анализ теонимов адыгского эпоса «Нартхэр» // Адыгский эпос «Нартхэр» - сокровищница мировой культуры. Майкоп, 2003.
  • Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980. № 2.
  • Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков: Сопоставление основной лексики / Отв. ред. Я.Г. Тестелец. М., 2003.
  • Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник - 1977. М., 1981.
  • Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государство и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.
  • Ковалевский Б. Страна снегов и башен: Очерки сванской культуры. Л., 1930.
  • Котович В.М. Некоторые данные о связях населения Дагестана и Передней Азии в древности // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983.
  • Кривицкий В.В. Топор как символ божества-громовержца и плодородия в искусстве древнего Северного Кавказа // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2002.
  • Крылов А.Б. Абхазское святилище Дыдрыпш: прошлое, настоящее и устная традиция // ЭО. 1998. № 6.
  • Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
  • Куркиев А. ТIOAХБАЬ-Ерда: Интерпретация названия храма Тхаба-Ерды // Ахриев Ч.Э. Избранное / Сост., отв. ред. и авт. науч. прим. Абу Мальсагов. Назрань, 2000.
  • Лезгинско-русский словарь / Сост. Б. Талибов и М. Гаджиев. Под ред. Р. Гайдарова. М., 1966.
  • Лосев А.Ф. Зевс // Мифы народов мира. Т. 1.
  • Ляушева С.А. Священное в религиозном сознании адыгов // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Сост. и научн. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп, 2002.
  • Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа: Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе, 1968.
  • Мамбетов Г.Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием // Учен. зап. Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1966. Т. 24.
  • Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в ХIХ - нач. ХХ в. (Кисты Панкиси). Тбилиси, 1990.
  • Мергаутова Э., Мергаут Б. От вед к брахманизму // Боги, брахманы, люди / Пер. с чешского Л.В. Журавлевой. М., 1969.
  • Митаров М.М. Жизнь в узорах. Махачкала, 1978. На таб. яз.
  • Мужухоев М.Б. К истории язычества вайнахов (Пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2.
  • Мусаева М.К. Хваршины. ХIХ - нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995.
  • Неклюдов С.Ю. Тенгри // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. 2-е изд. Т. 2. М., 1994.
  • Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.
  • Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб., 2001.
  • Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. ХIХ - ХХ вв. Махачкала, 1997.
  • Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы: Краткий историко-этнографический очерк. М.- Л., 1926.
  • Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. СПб., 1907. Т. 6.
  • Ризванов З., Ризванов Р. История лезгин (Краткий научно-популярный очерк). Махачкала, 1990.
  • Ризванов Р.З. Из ономастики лезгин // СЭ. 1984. № 5.
  • Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев. Махачкала, 1995.
  • Сефербеков Р.И. Из истории одного земледельческого культа табасаранцев // Иран и Кавказ: Труды Кавказского центра иранистики. Тегеран, 1997. Т. 1.
  • Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачкала, 2000.
  • Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002.
  • Сефербеков Р.И., Гашимов М.Ф. Памятники истории и культуры Табасарана. Махачкала, 2003.
  • Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 17.
  • Сефербеков Р.И. Параллели в теонимии у народов Кавказа как показатель их древних духовных связей // Тезисы докладов Международной научной конференции «Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее», посв. 80-летию Института ИАЭ ДНЦ РАН 7-8 октября 2004 г. Махачкала, 2004.
  • Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей даргинцев-мегебцев // Научное обозрение: Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып. 7.
  • Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи традиционных религиозных представлений азербайджанцев Табасарана // Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2005. № 1.
  • Сталь К.О. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тифлис, 1900. Т. 21.
  • Старостин С.А. Культурная лексика в общесеверокавказском словарном фонде // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988.
  • Стоянов А.И. Путешествие по Сванетии // ЗКОРГО. Тифлис, 1876. Т. 10. Вып. 2.
  • Сулейманов Я. Местоимение в андийском языке // Учен. зап. ИИЯЛ. Махачкала, 1962. Т. 11.
  • Сургуладзе И.К. Квириа // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. 2-е изд. Т. 1. М., 1994.
  • Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  • Умаханова А.М. Элементы архаичной пластики в хореографии народов Дагестана // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.
  • Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. VII. Табасаранский язык. Тбилиси, 1979.
  • Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви / Пер. с англ. Л.А. Чернышевой. Минск, 1990.
  • Халидова М.Р. Предисловие // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Халидова М.Р. Поклонение козлу // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992.
  • Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.
  • Халилов Х.М. Асс // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. 2-е изд. Т. 1. М., 1994.
  • Халилов Х.М. Зал // Мифы народов мира. В 2-х томах. 2-е изд. Т. 1. М., 1994.
  • Халипаева И.А. Тенгри - верховное божество кумыков // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.
  • Харузин Н. Этнография: Верования. СПб., 1905. Т. 4.
  • Хацукова М.Х. Понятия «Бог», «Дух», «Душа» в адыгском Логосе // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Сост. и научн. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп, 2002.
  • Чурсин Г.Ф. Осетины: Этнографический очерк. Тифлис, 1925.
  • Чурсин Г.Ф. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т. 6.
  • Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957.
  • Шаманов И.М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкеск, 1982.
  • Шахнович М.И. Исследование советской наукой проблем происхождения религии и её ранних форм // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Т. 4.
  • Шереметьев Д.А. Символика оружия у народов Северного Кавказа // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 1998-1999 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2001.
  • Шиллинг Е. Абхазы // Религиозные верования народов СССР. В 2-х томах. М.; Л., 1931. Т. 2.
  • Шихсаидов А.Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974. Вып. 1.
  • Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.
  • Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
  • Шубина Т.Г. Лен в обрядовом фольклоре и верованиях восточных славян // ЭО. 1998. № 3.
  • Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
  • Ярлыкапов А.А. Ислам у степных ногайцев в ХХ веке: Историко-этнографическое исследование // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1999.

Views

Abstract - 214

PDF (Russian) - 255

PlumX


Copyright (c) 2005 Seferbekov R.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/