VOCATIONAL EDUCATION AND SPECIALIST TRAINING IN AUTONOMOUS REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS DURING THE PRE-WAR PERIOD (1936 - June, 1941)

Cover Page

Abstract


The article deals with an underinvestigated and important problem - development of vocational education and specialist training in Dagestan, Kabardino-Balkaria, North Ossetia and Chechen-Ingush republic in the pre-war period in the context of the Second World War, which began in Europe, and the rise of security threat to the Soviet Union. Basing on the reliable source materials, the author of the article characterizes the measures taken by the Soviet state and party leaders and local authorities to strengthen the economy, particularly the industrial power of the country. The author shows that even during these hard years the government continued to increase the efforts to develop culture, general and vocational education.

Возросшая внешняя военная угроза в условиях, когда в Европе уже бушевала Вторая мировая война, вызвала необходимость ускорения темпов развития советской экономики, ее индустриальных отраслей, особенно оборонного значения. На это нацеливали директивы и постановления советского государственного и партийного руководства, принятые в 1938 - первой половине 1941 гг. Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 гг. Пятилетний план предусматривал значительный рост экономического потенциала страны, уровня материального благосостояния и культуры советского народа. Объем промышленной продукции в СССР за пятилетие должен был увеличиться на 92 % при среднегодовом росте темпов на 14%. При этом среднегодовой рост средств производства был установлен на 15,7%, а предметов потребления на 11,5%. Рост производительности труда в промышленности определялся в 65%. Производство продукции сельского хозяйства должно было увеличиться за пятилетку на 52%. Пятилетний план предусматривал увеличение потребления населения более чем в 1,5 раза, средней заработной платы рабочих и служащих на 37%, значительный рост доходов колхозников [8, c. 352]. В резолюции съезда по пятилетнему плану предполагалось обеспечить значительный хозяйственный и культурный «подъем национальных республик и областей в соответствии с основными задачами размещения производительных сил в третьей пятилетке [8, c. 355]. Пятилетние планы развития народного хозяйства Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской автономных республик были составлены и приняты на основе решений XVIII съезда ВКП (б) и также нацеливались на значительный рост всех отраслей экономики, народного благосостояния и культуры. При этом на передний план выдвигались задачи, связанные с дальнейшей индустриализацией автономий региона. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники промышленности, транспорта и связи Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии развернули социалистическое соревнование имени третьей пятилетки за улучшение трудовой и производственной дисциплины, широкое внедрение новых методов работы, повышение производительности труда. К началу Великой Отечественной войны национальные автономии рассматриваемого региона стали индустриально-аграрными республиками. Преобладающая часть капитальных вложений в индустрию автономных республик, как и в предыдущие годы, осуществлялась из союзного и федеративного бюджета. В частности, крупные финансовые средства выделяли правительства СССР и РСФСР на развитие крупной промышленности, энергетической базы северокавказских автономных республик. Существенные успехи были достигнуты в развитии сельского хозяйства. К началу войны в регионе была завершена сверхсложная эпопея - коллективизация сельского хозяйства. Аграрный сектор экономики автономных республик оснащался современной сельскохозяйственной техникой. Рост механизации сельского хозяйства облегчал труд колхозников, работников совхозов, способствовал повышению урожайности сельскохозяйственных культур, материальных условий жизни селян. Во всех автономных республиках региона значительно увеличилось поголовье скота, повысилась его продуктивность, в общественных хозяйствах выросло производство животноводческой продукции. Таким образом, в годы третьей пятилетки в экономике автономных республик Северного Кавказа произошли значительные позитивные перемены, способствовавшие росту материального благосостояния и культуры их народов. Успехи в развитии экономики страны, в том числе автономных республик Северного Кавказа в предвоенные годы - материальной основы прогресса культуры - создали возможность достижения впечатляющих результатов в области общего и профессионального образования. К началу третьей пятилетки (1938 г.) в автономных республиках была создана надежная учебная основа для дальнейшего роста профессионального образования. К тому времени в Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР насчитывалась 561 неполная средняя школа, в которой обучалось около 126,5 тыс. учащихся. В 1938 г. число учащихся 5-10 классов школ автономных республик составило 108679 человек, в том числе 8-10 классов - 11932 человека [10, с. 56]. Повсеместное осуществление всеобщего семилетнего и расширение общего среднего образования давали возможность лучше комплектовать техникумы (училища) и вузы подготовленной молодежью, повысить качество подготовки специалистов для народного хозяйства Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Официальные статистические данные свидетельствуют: в 1933 г. в Дагестанской АССР имелось 17 техникумов с 2130 учащимися, в 1935 г. при том же числе средних специальных учебных заведений контингент учащихся вырос до 2774 человек, а уже в январе 1939 г. техникумов (училищ) в республике стало 23, число учащихся в них возросло до 4091 человека [10, с. 131]. Количество обучающихся в вузах увеличилось за эти годы соответственно: 531 - 1268 - 1961 [10, с. 131]. С 8 в 1937 г. до 14 в январе 1939 г. возросло число техникумов в Чечено-Ингушской АССР. В том году в них обучалось более 2 тыс. учащихся [10, с. 131]. В республике функционировали нефтяной, педагогический и двухгодичный учительский институты. В Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР к тому времени в техникумах (училищах) обучались соответственно 1724 и 3140 человек, а в вузах 644 и 2987 студентов [10, с. 131]. В национальных автономиях Северного Кавказа большое внимание уделялось подготовке педагогических кадров. Объяснялось это тем, что во всех республиках продолжала высокими темпами расти сеть общеобразовательных школ, а учителей в них не хватало. Как показала начатая в конце второй пятилетки и продолжавшаяся в 1938 г. аттестация учителей, общеобразовательная и профессиональная подготовка значительной части педагогов не соответствовала возросшим требованиям, а многие учителя не имели образования даже в объеме семилетней школы. В Чечено-Ингушской АССР из 3496 учителей, работавших в общеобразовательных школах в начале 1938 г., 1915 не имели соответствующего законченного образования [14, л. 62], а в Дагестанской АССР из 5830 учителей не получили законченного среднего образования 2522 человека (данные за 1939 г. - Авт.). В последние предвоенные годы органы власти автономных республик приняли ряд решений и предприняли практические меры по увеличению контингентов студентов педагогических учебных заведений, развитию их материально-технической и учебной базы, добиваясь роста численности и повышения уровня подготовки педагогических кадров. На начало 1939 г. в педагогическом и учительском институтах ДАССР обучалось 665 студентов, Кабардино-Балкарской АССР - 425, Северо-Осетинской - 2965, Чечено-Ингушской АССР - 406 студентов [10, с. 121]. Около 3,4 тыс. учащихся насчитывалось в 16 педагогических училищах автономных республик Северного Кавказа [10, с. 131]. В 1938 г. Северо-Кавказский и Северо-Осетинский педагогические институты в г. Орджоникидзе были объединены в один институт. В постановлении бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) от 21 июня 1938 г. говорилось: «Существование двух педагогических и учительских институтов приводит к распылению научно-педагогических кадров, учебного оборудования, учебных и жилых зданий, что в свою очередь отрицательно сказывается на качестве подготовки молодых специалистов» [12, л. 108]. В объединенном институте имелось в виду сохранить существовавший контингент студентов и уровень нового набора, чтобы не допустить снижения темпов подготовки педагогических кадров. И действительно, в 1938/39 учебном году объединенный Северо-Осетинский педагогический институт имел в своем составе 6 факультетов: исторический, физико-математический, естественный, осетинского языка и литературы, русского языка и литературы и географии. В институте функционировали 22 кафедры [13, л. 100]. Накануне войны Северо-Осетинский государственный педагогический институт являлся крупнейшим педагогическим вузом Северо-Кавказского региона. В довоенные годы он выпустил 2485 учителей. В 1938/39 учебном году на заочном отделении института обучалось более 2 тыс. человек. В составе студентов института были представители 28 наций и народностей страны, в том числе значительное количество молодежи из местных народностей всего Северного Кавказа. Профессорско-преподавательский коллектив и обслуживающий персонал вуза насчитывал 216 человек. 467 учителей подготовил в 1936-1941 гг. Кабардино-Балкарский педагогический институт [21], 750 учителей в 1935 - 1940 гг. - Дагестанский педагогический и учительский институты [1, с. 19]. В 1939 г. в этой республике (в г. Буйнакске) был открыт второй учительский институт. Тысячи педагогов подготовили к началу Великой Отечественной войны педагогические техникумы (училища). К примеру, Кабардино-Балкарский педагогический техникум (училище) подготовил 1570 учителей [2, с. 394], педагогические техникумы (училища) Дагестанской АССР в 1936-1939 гг. выпустили 1067 учителей со средним специальным образованием. Несмотря на то, что уменьшился удельный вес педагогических кадров, подготовленных на курсах, эта система продолжала играть значительную роль в формировании педагогической интеллигенции, особенно в повышении квалификации учительства, 6- и 10-месячные курсы по-прежнему ежегодно готовили для начальных и семилетних школ сотни учителей. Так, в 1940 г. в Дагестанской АССР 10-месячные учительские курсы выпустили 265 преподавателей, из них 184 человека для начальной и 83 для семилетней школы [7, с. 131]. Огромное значение придавалось заочному обучению учителей. В 1938 г. институты повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО) были преобразованы в институты усовершенствования учителей (ИУУ). В соответствии с этим работа по заочной подготовке учительства полностью передавалась в ведение педагогических вузов и училищ, а институты усовершенствования учителей должны были сосредоточить внимание на вопросах повышения теоретического, методического, идейно-политического уровня учителей начальных, семилетних и средних школ, преподавателей педагогических училищ и школьных инспекторов. В порядке осуществления этих задач институты усовершенствования учителей проводили семинары, практикумы, педагогические чтения, организовывали циклы лекций и докладов для учителей. В 1939/40 учебном году число заочников в педагогических училищах ДАССР составило 2168, в педагогическом институте - 636 человек [19, л. 15]. Значительно расширился размах заочной подготовки учителей в Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР. Так, в Чечено-Ингушской АССР только в 1939 г. на подготовку и переподготовку учителей было израсходовано 1.785.700 рублей [11, с. 219]. Возросшие масштабы подготовки педагогических кадров позволили направлять в школы все большее число учителей. К началу 1939/40 учебного года в школы Дагестанской АССР было направлено 1280 учителей, из них 787 учителей для начальных классов, 493 - для старших, 1161 учитель - для сельских школ [18, л. 126]. Ценным подспорьем пополнения корпуса учителей автономных республик служила помощь Российской Федерации педагогическими кадрами. Ежегодно на работу в республики Северного Кавказа Наркомпрос РСФСР направлял сотни учителей со средним, незаконченным высшим и высшим образованием. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в автономных республиках Северного Кавказа работал большой отряд квалифицированных педагогических кадров. Общая численность их достигла 14472 чел., в том числе в Дагестанской АССР 5830 учителей [22, л. 10], Кабардино-Балкарской - 2852 [21], в Северо-Осетинской АССР - 2690 [5, л. 268], в Чечено-Ингушской АССР - 3100 учителей [11, с. 219]. Значительные изменения произошли в образовательном и профессиональном уровне северокавказского учительства. Большая часть учителей, особенно в Северо-Осетинской и Кабардино-Балкарской автономных республиках, имели высшее, незаконченное высшее или среднее образование. В составе северокавказского учительства доминирующее место занимали педагоги, получившие подготовку в специальных учебных заведениях в советское время. В последние предвоенные годы возросла потребность в специалистах сельского хозяйства, масштабы их подготовки. К тому времени повсеместно на Северном Кавказе была завершена коллективизация сельского хозяйства, утвердился колхозный строй. Развивающееся колхозное и совхозное коллективное сельскохозяйственное производство нуждалось в многочисленных специалистах - агрономах, зоотехниках, ветеринарных работниках, да и в специалистах в инженерно-технической сфере, способных со знанием дела развивать земледелие, животноводство, эффективно организовать работу сельскохозяйственной техники и добиться увеличения производства продукции растениеводства, животноводства с целью улучшения обеспечения населения продовольствием, промышленности сырьем, создания государственного продовольственного резерва. Важную роль призваны были играть специалисты-аграрии в организационно-хозяйственном укреплении сельскохозяйственных предприятий и вооружении сельских тружеников необходимыми агротехническими знаниями и др. К началу третьей пятилетки автономные республики Северного Кавказа накопили значительный опыт подготовки сельскохозяйственных кадров через систему специальных средних и высших учебных заведений. На начало 1939 г. во всех четырех автономных республиках функционировали семь сельскохозяйственных техникумов, в которых обучалось 1418 учащихся, и два сельскохозяйственных института - 728 студентов. Помимо этого, каждая республика направляла ежегодно десятки юношей и девушек в сельскохозяйственные учебные заведения центральных городов, а также городов других областей и республик. В последние предвоенные годы расширился профиль подготовки специалистов сельского хозяйства средней и высшей квалификации. В регионе были открыты три новых сельскохозяйственных техникума. В соответствии с приказом по Всесоюзному комитету по делам высшей школы при СНК СССР в Дагестанском сельскохозяйственном институте в 1938/39 учебном году были открыты два новых факультета - зоотехнический и ветеринарный - на 75 человек [7, с. 135]. С началом функционирования новых факультетов общий прием в сельскохозяйственный институт составил 175 человек [7, с. 135]. В 1938 - 1940 гг. институт выпустил 200 молодых специалистов, из них 68 агрономов-плодоовощеводов и 52 агронома-виноградаря и винодела [7, с. 135]. Свыше 200 агрономов и ветврачей институт выпустил в 1941 г. Ведущим центром подготовки специалистов высокой квалификации в области сельского хозяйства оставался Горский сельскохозяйственный институт в Орджоникидзе. В декабре 1938 г. общественность Северного Кавказа широко отметила его 20-летие. К своему юбилею институт подготовил 920 специалистов высшей квалификации из числа молодежи 20 национальностей [5, с.69]. 784 агронома и зоотехника выпустил институт в 1939/40 учебном году [24, с. 153]. Среди них были представители всех народностей Северного Кавказа: аварцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, кумыки, лакцы, лезгины, осетины, чеченцы, русские и др. Аналогичным был и студенческий коллектив Дагестанского сельскохозяйственного института. Помимо дагестанской молодежи, в нем обучалось значительное число юношей и девушек из соседних автономных областей и республик, русских студентов, да и молодежи из многих других республик, краев и областей страны. Интернациональный состав студентов сельскохозяйственных, да и других специальный учебных заведений региона служил важным подспорьем в перспективном развитии экономики, социально-культурной сферы и укреплении дружбы и сотрудничества народов Северного Кавказа, страны в целом. Расширилась сеть, возросли контингенты учащихся сельскохозяйственных техникумов. Профиль подготовки специалистов в средних сельскохозяйственных учебных заведениях стал в большей степени отвечать потребностям многоотраслевого сельского хозяйства региона. На работу по специальности было направлено много выпускников сельскохозяйственных техникумов, в числе которых было значительное число представителей местных народностей Северного Кавказа. В связи с развитием общего образования сельскохозяйственные техникумы стали пополняться более подготовленной молодежью. В последние предвоенные годы в автономных республиках Северного Кавказа, наряду с сельскохозяйственными техникумами обычного типа, стали функционировать специальные средние сельскохозяйственные учебные заведения, готовившие руководящих работников колхозов: председателей колхозов, бригадиров и др. Так, в Кабардино-Балкарский колхозный сельскохозяйственный техникум в 1940 г. было принято 120 передовых тружеников села [16, л. 14]. Колхозный сельскохозяйственный техникум функционировал и в Чечено-Ингушской АССР, где наряду с чеченцами, ингушами, учились представители соседних республик и областей Северного Кавказа. В 1940/41 учебном году, например, в Чечено-Ингушский колхозный техникум было направлено 23 человека из Дагестанской АССР [19, л. 102]. Состав руководящих работников земельных органов, колхозов, совхозов и МТС пополнялся также за счет выпускников различных школ и курсов. Сроки обучения в этих школах и на курсах были неодинаковыми и определялись в зависимости от целевого назначения учебных заведений. Так, в Дагестанской АССР работали 6 шестимесячных школ повышения квалификации колхозных кадров, в которых занималось 210 человек. Обучение в школах велось на аварском, даргинском, лезгинском, кумыкском, лакском и азербайджанском языках. К 1938 г. было проведено шесть наборов в эти школы. В автономных республиках широкий размах получила подготовка для колхозов кадров массовых профессий: бригадиров, звеньевых, работников животноводческих ферм, механизаторов, счетных работников и др. Во всех республиках, главным образом в межсезонье, работали десятки различных курсов и школ по подготовке таких работников. Эти курсы и школы сыграли позитивную роль в пополнении отраслей сельского хозяйства механизаторами, шоферами и другими работниками. В Кабардино-Балкарии, например, к началу 1939 г. насчитывалось 2387 трактористов, 290 комбайнеров, 210 штурвальных, 200 шоферов и 98 механиков [3, л. 22]. В колхозах и совхозах Северной Осетии в 1940 г. работали 212 бригадиров и помощников бригадиров, 167 комбайнеров и их помощников, 57 механиков. С 1938 по 1940 гг. в республике на различных курсах и в специальных школах было подготовлено 6854 человека [5, с. 256-257]. В Дагестанской АССР в 1939г. только школы Наркомзема окончили 906 механизаторов, в том числе 481 тракторист, 122 комбайнера, 135 прицепщиков, 40 механиков по комбайнам и др. Школа механизаторов Чечено-Ингушской АССР ежегодно выпускала более 80 бригадиров тракторных бригад, 130 комбайнеров, 60 шоферов и 27 механиков, 90 % обучающихся в школе являлись чеченцами и ингушами. На краткосрочных курсах подготовки кадров массовых квалификаций в 1939 г. было подготовлено 400 председателей колхозов и бригадиров полеводческих бригад, 120 колхозных счетоводов [11, с.215-216]. Государственные и партийные органы автономных республик уделяли значительное внимание подготовке, повышению квалификации и использованию специалистов сельского хозяйства, руководителей колхозов, совхозов и МТС. В принимаемых ими решениях, наряду с констатацией достигнутых результатов в этой важной сфере экономики и сельской жизни, говорилось о высокой текучести кадров в системе аграрного сектора экономики, в частности, руководителей колхозов, бригадиров, работников товарных ферм, директоров и заместителей директоров МТС, механизаторов, руководителей райземотделами. Подчеркивалось, что образовательный и профессиональный уровень руководящих работников сельского хозяйства остается далеко не достаточным, их деловые качества нуждаются в значительном совершенствовании. К концу 30-х годов в результате осуществленных преобразований Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР превратились в развитые индустриально-аграрные республики. В республиках не только были введены в строй десятки промышленных предприятий, но и возникли новые отрасли промышленности. К тому времени во всех национальных автономиях региона удельный вес продукции промышленности стал преобладающим в общем балансе экономики. Процесс индустриализации национальных автономий сопровождался ростом численности рабочих, организаторов и специалистов промышленного производства. В последние предвоенные годы расширился размах подготовки специалистов для промышленности, транспорта и связи, масштабнее стало формирование квалифицированной рабочей смены в системе низшего профессионального образования. Уже к началу 1939 г. в двух технических вузах - Северо-Кавказском институте цветных металлов (в г. Орджоникидзе) и Грозненском нефтяном институте - обучались 1235 студентов [10, c. 121]. В обоих институтах высшее специальное образование по профилю вузов получали представители молодежи всех национальных автономий Северного Кавказа. К началу войны Северо-Кавказский институт цветных металлов и Грозненский нефтяной институт стали важной базой подготовки высококвалифицированных технических кадров для всей страны. За годы второй и третьей пятилеток Северо-Кавказский институт цветных металлов подготовил 628 специалистов. 104 выпускника института являлись представителями осетинской национальности [23, с. 48]. В 1930-1942 гг. Грозненский нефтяной институт подготовил 1273 инженера [11, с. 220]. В 1940 г. при институте был открыт нефтегеологический факультет, готовивший высококвалифицированных специалистов - геологов и геофизиков. Кроме того, десятки представителей автономных республик Северного Кавказа проходили подготовку в технических вузах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Баку, Воронежа и других городов страны. Дальнейшее развитие получила подготовка технических кадров в средних специальных учебных заведениях. В 1939 г. в техникумах промышленности и строительства и двух техникумах транспорта и связи автономных республик Северного Кавказа обучалось 2245 учащихся [10, с.131]. Средние технические учебные заведения готовили специалистов для многих отраслей индустрии: техников-строителей, химиков, техников дорожно-строительной специальности, железнодорожного транспорта и др. Кроме того, при многих техникумах функционировали курсы по подготовке кадров массовой профессии. Так, курсы при Махачкалинском дорожном техникуме подготовили в 1941 г. 46 специалистов массовой квалификации: дорожных мастеров, взрывников, техников и др. Большую роль в подготовке квалифицированных рабочих кадров для промышленности сыграла созданная в 1940 г. система государственных трудовых резервов. При совнаркомах автономных республик были учреждены управления трудовых ресурсов, призванные осуществлять контроль за деятельностью расширяющейся сети ремесленных училищ, школ ФЗО при промышленных предприятиях. Училища и школы фабрично-заводского обучения находились на полном государственном обеспечении. В школах ФЗО и ремесленных училищах, наряду с профессиональной подготовкой, изучались общеобразовательные дисциплины. Профиль учебных заведений определялся в зависимости от потребности в квалифицированных рабочих определенной специальности в соответствии с направлением индустриального развития республики. Новые учебные заведения приобрели широкую популярность среди северокавказской молодежи. Уже первые наборы в ФЗО и ремесленные училища охватили тысячи подростков. Так, в Северо-Осетинской АССР в 1940 г. в ремесленные училища и школы ФЗО было набрано 1050 человек, из них около 50% осетин, 600 учащихся было набрано из среды сельской молодежи [5, с. 268]. В Дагестанской АССР только в ноябре 1940 г. в ремесленные училища и школы ФЗО было подано 4748 заявлений. В школы и училища было зачислено 1420 человек. К началу Великой Отечественной войны не только возросла численность рабочих промышленности автономных республик, но и произошли заметные изменения в их квалификационном уровне и национальном составе, хотя в целом прослойка местных народностей в индустриальном производстве оставалась относительно невысокой. В 1938 г. на предприятиях и новостройках Кабардино-Балкарской АССР рабочие и служащие коренной национальности составляли всего 25% [17, с. 165], а в нефтяной промышленности Чечено-Ингушетии (в 1940 г.) чеченцев и ингушей было и того меньше - 16% [11, с. 199]. В предвоенные годы в автономных республиках Северного Кавказа расширилась сеть медицинских учебных заведений. Специалистов высшей квалификации не только для Дагестана, национальных автономий региона, да и других районов страны, выпускал Дагестанский государственный медицинский институт. В 1938/39 учебном году в нем обучалось 1065 студентов. К 1940 г. институт сделал 4 выпуска и дал 485 высококвалифицированных специалистов. В том году в медицинском институте имелась 31 кафедра, которая возглавлялась 9 профессорами, 22 докторами и кандидатами наук [6, с. 238]. В 1939 г. открылся медицинский институт в Северо-Осетинской АССР. В том году на первый курс вуза было зачислено 100, а в 1940 г. - 200 человек [9, с. 216]. Несколько тысяч юношей и девушек обучалось в средних медицинских учебных заведениях автономных республик. К началу 1939 г. их насчитывалось в регионе 21 (2872 учащихся), в том числе в Дагестанской АССР 8 учебных заведений (1061 учащийся), в Кабардино-Балкарской АССР - 4 (598 учащихся), в Северо-Осетинской АССР - 4 (621 учащийся), в Чечено-Ингушской - 5 (592 учащихся) [10, с. 131]. Рост выпуска специалистов специальными медицинскими учебными заведениями способствовал пополнению учреждений здравоохранения автономных республик квалифицированными специалистами, улучшению медицинского обслуживания населения. Кроме того, больницы, поликлиники, аптеки, службы охраны здоровья материнства и младенчества пополнялись десятками специалистов, окончивших медицинские учебные заведения за пределами автономных республик. Многое делалось в сфере подготовки квалифицированных работников государственного и партийного аппарата, аппарата общественных организаций, их низовых звеньев, улучшения их деятельности. В республиках функционировали курсы по подготовке и повышению квалификации работников советского аппарата различных звеньев, а также повышению квалификации секретарей первичных партийных организаций. В 1939 г. были организованы 6-месячные курсы переподготовки руководящих работников советского аппарата районного звена, в ряде пунктов республик были открыты 2-месячные межрайонные курсы переподготовки председателей сельсоветов, месячные семинары председателей райисполкомов. Слушателям 6-месячных курсов сохранялась заработная плата по месту работы и выплачивалась стипендия. Организовывались курсы подготовки и переподготовки работников печати, культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства. В Дагестанской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР функционировали средние учебные заведения, которые готовили работников искусства. Вместе с тем, разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений автономных республик, где к началу войны насчитывалось более 1430 библиотек, около 500 клубных учреждений, десятки домов культуры и несколько сот изб-читален, продолжала испытывать острую потребность в квалифицированных работниках. К примеру, в 1938 г., по сведениям 24 районов Дагестанской АССР, в этой республике из 360 работников культпросветучреждений среднее образование имел 1 человек, незаконченное среднее - 77 и низшее образование 282 человека [20, с. 2]. До начала третьей пятилетки основной формой подготовки кадров для учреждений культуры оставалось обучение на специальных курсах. Курсы по подготовке избачей, заведующих и других работников библиотек, клубов организовывались наркомпросами автономных республик. Работников этих учреждений направляли на учебу в Москву и другие города страны. Однако для решения проблемы кадров культурно-просветительных учреждений необходимо было создать специальные стационарные учебные заведения в самих автономных республиках. В 1937 - 1938 гг. такие учебные заведения были открыты в Северо-Осетинской и Дагестанской АССР. Уже в первые годы после организации Северо-Осетинская (Орджоникидзе), Дагестанская просветшколы приняли десятки юношей и девушек. Так, из 90 человек, принятых в 1938 г. в Дагестанскую политпросветшколу, 48 представляли местные народности республики. В 30-е годы в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, наряду с писателями старшего поколения, в местной печати, а также в переводе на русский и другие языки народов СССР стали издаваться сборники стихов, рассказов, драматургические произведения писателей региона. Достоянием широкого круга читателей стали произведения виднейших представителей национальных литератур: С. Стальского, Г. Цадасы, А. Гафурова, Т. Барукаева, П. Шекихачева, Д. Мансурова, Г. Джимиева, Р. Нурова, А. Гойгова, Б. Астемирова, молодых писателей А. Салаватова, Э. Капиева, А. Аджаматова, К. Султанова, А. Кешокова, К. Кулиева, Г. Кайтукова, Б. Боциева, Т. Епхиева и многих других. В автономных республиках функционировали творческие союзы советских писателей. Выросли художники-профессионалы, прошедшие подготовку в специальных учебных заведениях: М. Джемал, А. и И. Дзантиевы, М. Пуганов, М. Юнусилау, Ю. Моллаев, скульпторы А. Сарыджа, С. Тавасиев и др. В концертных залах, клубах, дворцах культуры звучали музыкальные произведения Г. Гасанова, Х. Ханукаева, А. Аликова, А. Тотиева, Л. Кулиева, Т. и А. Кокойти и других композиторов Северного Кавказа. Десятки представителей северокавказской молодежи получили подготовку в московских и ленинградских училищах и институтах театрального искусства. Вместе с выпускниками местных театральных техникумов и студий они стали костяком коллективов национальных театров, функционировавших в столицах автономных республик. Мастера русских драматических театров оказывали большую помощь в профессиональном росте местной театральной молодежи. Уже к концу 30-х годов во всех автономных республиках были созданы и стали популярными национальные ансамбли песни и танца. Они объединили лучших исполнителей коллективов художественной самодеятельности. Впоследствии ансамбли стали пополняться талантливой молодежью, получившей профессиональную подготовку в музыкальных и других профильных специальных учебных заведениях. Благодаря развитию профессионального среднего и высшего образования происходил интенсивный процесс не только формирования специалистов во множестве областей экономики и культуры региона. Преобладающее большинство их состава являлось специалистами новой формации, получившими профессиональную подготовку в советских высших и средних учебных заведениях. Она представляла собой многотысячную армию активных преобразователей экономики и культуры автономных республик. Как писала газета «Социалистическая Кабардино-Балкария», советская интеллигенция этой небольшой по территории и численности населения автономной республики насчитывала в своих рядах в 1940 г. около 20 тыс. специалистов промышленности, сельского хозяйства и различных отраслей культуры [21]. В Чечено-Ингушской АССР в том году численность специалистов только с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве, составляла 7100 человек, в том числе с высшим образованием 2200, со средним специальным - 4900 [15, с. 163]. К концу 1940 г. численность специалистов с высшим образованием в Дагестанской АССР достигла 4 тыс. человек, из них 2850 человек - выходцы из народностей республики [4, с. 332]. В Северо-Осетинской АССР только инженерно-технический отряд интеллигенции насчитывал 1757 специалистов высшей и средней квалификации, в основном выходцев из коренной национальности [23, с. 51]. Успехи в профессиональном образовании и деятельности интеллигенции в автономных республиках Северного Кавказа были бы еще более значительными, если бы не репрессии 30-х годов, когда по необоснованным обвинениям были осуждены, пали жертвой культа личности многие видные партийные и советские работники, деятели образования, науки и культуры Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, внесшие большой вклад в победу и упрочение советской власти, в экономическое и культурное строительство региона.

G Sh Kaimarazov

Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center RAS

Email: kaymarazova@mail.ru
Makhachkala

  • Абилов А.А. Дагестанский университет. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 318 с.
  • Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: Каб.-Балк. книжн. изд-во, 1964. - 536 с.
  • Из стенограммы XVI Кабардино-Балкарской партийной конференции (26 - 28 февраля 1939 г.). Состояние сельскохозяйственных кадров в КБАССР // ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1241.
  • История Дагестана. Т. III. М.: Наука, 1968. - 332 с.
  • История Северо-Осетинской АССР. Советский период. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1966. - 432 с.
  • Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М.: Наука, 1971. - 478с.
  • Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. М.: Наука, 1988. - 260 с.
  • КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. М.: Политиздат, 1971. - 475 с.
  • Культурное строительство в Северной Осетии. 1917 - 1941 гг. Сб. док. и матер. Орджоникидзе: Ир, 1974. - 546 с.
  • Культурное строительство СССР. Стат. сб. М.-Л.: Госполитиздат, 1940. - 268 с.
  • Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 2. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1972. - 360 с.
  • Постановление бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) о состоянии Северокавказского и Северо-Осетинского пединститутов // ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 17. Оп. 21. Д. 4047.
  • Постановление бюро Северо-Осетинского обкома ВКП (б) об объединении Северо-Осетинского педагогического института от 10 сентября 1938 г. // ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 17. Оп. 21. Д. 4048.
  • Постановление Чечено-Ингушского обкома ВКП (б) о состоянии учительских кадров в республике от 9 января 1938 г. // ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 17. Оп. 21. Д. 5739.
  • лет автономии Чечено-Ингушетии. Стат. сб. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1972. - 163 с.
  • Решение бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) о наборе учащихся в республиканский колхозный техникум в 1940 г. // ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1283.
  • Сабанчиев Х.М. Деятельность Кабардино-Балкарской парторганизации по осуществлению культурной революции. Нальчик: Эльбрус, 1973 - 279 с.
  • Сведения о количестве школ, учащихся, комплектовании кадров в ДАССР за 1939 г. // ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 18. Д. 94.
  • Сведения о подготовке сельскохозяйственных кадров в ДАССР в 1941 г. // ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 21. Д. 17.
  • Сведения о работе отдела политпросветработы Наркомпроса ДАССР за 1938 г. // ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 6. Д. 12.
  • Социалистическая Кабардино-Балкария. 1940. 23 марта; 3 ноября; 1941. 30 апреля.
  • Справка о состоянии работы Наркомпроса ДАССР за 1940 г. // ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 20. Д. 153.
  • Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964. - 51 с.
  • Цуциев Б.А. Экономика и культура Северной Осетии. Орджоникидзе: Кн. изд-во управления по печати при СМИ СО АССР, 1967. - 200 с.

Views

Abstract - 198

PDF (Russian) - 100

PlumX


Copyright (c) 2016 Kaimarazov G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/