FIELD STUDY SPECIFICS OF DEPARTMENT OF SOCIOLOGY IN 2014

Cover Page

Abstract


-


Одна из основных задач социологов, в том числе и Дагестана, заключается в выявлении закономерностей современных общественных процессов. Последние десятилетия эти явления по разным причинам осложнились, потеряли прежний, известный, и, казалось бы, надолго определенный вектор развития. Традиционные основы общественных отношений рушатся не только под натиском трансформационных процессов в России, начало которым было положено в конце 80-х годов прошлого века, но и из-за неумолимо диктующих свои права глобализационных процессов. В этих условиях резко выросла межгосударственная конкуренция в различных областях общественной и государственной жизни: экономической, политической, культурой, военной и др. Жесткая внешняя конкуренция ставит новые сложные проблемы взаимоотношений общества и государства в России, в том числе и в Дагестане. Исследование этой составляющей общественной жизни дагестанцев на данном историческом этапе является приоритетной социологической задачей. Многие диспропорции в видении проблем дагестанской жизни государством, с одной стороны, и обществом - с другой, очевидны. Эти противоречия государством осознаются. Показателем этого являются многочисленные социологические опросы, которые выполняются социологами при финансовой поддержке республиканского бюджета. Только в этом году, в первом квартале, в Отделе социологии Института ИАЭ ДНЦ РАН уже проведено одно такое исследование по вопросам эффективности информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма. В этом же году выполняется исследование по гранту Главы РД, посвященное вопросам государственно-гражданской идентичности и межэтническим контактам народов Дагестана. Министерство по делам молодежи РД предложило Отделу социологии ИИАЭ начать в 2015 г. мониторинговые исследования, которые будут проводиться в течение двух лет ежеквартально. Все это говорит об актуальности в решении сложных социальных проблем учета фактора общественного сознания, состояния массового сознания в принятии управленческих решений. Проведение этой работы неизбежно связано с социологическими опросами, т.е. полевыми исследованиями социологов. Полевые исследования Отдела социологии в 2014 имеют свои общие и особенные характеристики. 1. Несмотря на то, что социологи исходят из приоритетов теоретического осмысления современных социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, в том числе и в Дагестане, исследования эмпирического характера остаются важным источником получения научных знаний. В генетическом плане, но не более, мы должны быть эмпиристами. 2. Можно ли отнести к полевым исследования, которые проводят социологии? Любые поиски первичных фактов, которые проводятся вне кабинетов, имеют полевой характер. Основными методами исследований полевого характера в социологии являются научные наблюдения (в том числе и включенное наблюдение), анализ текстов (в отдельных случаях). Наиболее широко применяемый метод в этом плане - это проведение социологических опросов (интервью, формализованное интервью, просто опрос). Любое полевое исследование в социологии так же, как и в других науках, связано со сбором первичной информации. 3. Первая особенность полевых исследований в социологии заключается в том, что социолог исходит из фундаментального положения, что первичная информация, факты, всегда теоретически нагружены. Чистых фактов научного характера не существует. Для реального полевого исследования социолога это означает предварительную теоретическую подготовку, на основе которой начинается поиск новых фактов. В частности, это касается подготовки анкеты социологического опроса. Подготовка анкеты является одним из сложных этапов полевого исследования социолога. Несмотря на небольшой объем, анкета требует немалых усилий и времени социолога. Как ни странно, поиск первичной эмпирической информации требует теоретических знаний, причем не только чисто социологических, но и иных, в том числе исторических, философских и др. Один из основателей социологии как науки французский ученый Огюст Конт считал, что социология имеет широкий спектр методологических возможностей, от математических до исторических, в том числе и археологических. 4. Полевые исследования дагестанских социологов опросного характера, в отличие от археологических, археографических, некоторых естественных наук, не имеют притязаний на возможные научные открытия. Они являются исследовательскими в смысле выявления новых тенденций, смыслов, состояний общественной, государственной жизни. В этой сфере открытия могут быть сделаны в обработке и обобщении первичных фактов на основе их упорядочения в контексте новых теоретических предпосылок. 5. В 2014 г. социологические опросы в Отделе социологии проводились по следующим направлениям исследований. а) «Особенности формирования религиозной идентичности в современном дагестанском обществе в условиях трансформации российского общества» (М.М. Шахбанова с.н.с., д.соц.н.). Постановка вопроса об изучении религиозной идентичности обусловлена ростом значимости религиозного компонента в современном российском обществе, особенно в республиках, в которых население исповедует ислам; необходимостью установления востребованности религиозной идентичности дагестанских народов и ее соотношения с другими типами социальной идентичности, установления степени их религиозности и вытекающего из нее религиозного поведения (вовлеченность) дагестанских народов в религиозные процессы, их ориентированность на религиозные ценности, интенсивность воздействия религиозного самоопределения на этническую и государственно-гражданскую идентичности, этнокультурные и религиозные отличия у этнических групп (мусульман и православных), определение уровня религиозной толерантности (веротерпимости) на основе социальной дистанцированности. Целью социологического исследования являлось изучение религиозной идентичности дагестанских народов, определение ее места в структуре социальной идентичности, установление факторов ее усиления, степени и уровня религиозности дагестанских верующих, характеристика их религиозного поведения, выявление корреляции между степенью религиозности и культовым поведением дагестанских верующих, характеристика состояния религиозной ситуации в республике, отношение к деятельности Духовного управления мусульман Дагестана, определение значимости религиозной принадлежности в процессах коммуникации и факторов формирования религиозной толерантности/интолерантности. Опрос проведен в Ботлихском (с. Ботлих), Дербентском (п. Белиджи), Казбековском (с. Дылым), Кизилюртовском (с. Зубутли-Миатли), Хасавюртовском (c. Муцалаул) сельских районах, в гг. Дербент, Кизилюрт, Кизляр, Махачкала, Хасавюрт. Выборка - 904 респондента. б) Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения республики Дагестан (По гранту РГНФ N 14 - 03 - 00104. Руководитель М.М.Шахбанова). Постановка вопроса об изучении типов социальной идентичности дагестанских русских, установление места их этнической идентичности в структуре социальной идентичности определяется рядом следующих факторов: 1) рост этнической идентичности способствовал активации проблем сохранения национального языка, этнокультуры, национальных традиций и обычаев, возрождению этнической самобытности, который сопровождается обострением и кризисом этнической идентичности; 2) длительность совместного проживания в полиэтническом и поликультурном пространстве способствует формированию особых форм межнациональных взаимодействий и этнокультурных взаимовлияний, превалированию одного из типов социальной идентичности, соответственно, возрастает необходимость формирования принципов толерантности в современном дагестанском обществе; 3) существование в массовом сознании дагестанских русских гипо- и гиперидентичных установок (латентно или открыто) негативно отражается на межнациональных отношениях, формирует отрицательный образ представителя иного народа, как следствие, трансформирует позитивную этническую идентичность в пассивную (этнонигилизм, этноиндифферентность, амбивалентность) и деструктивную (этнодоминирование, этноцентризм, этнофаворитизм) формы. Целью социологического исследования являлось: 1. изучение функционирования и воспроизводства этнической идентичности дагестанских русских; 2. установление соотношения этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаков, формирующих этническую границу; 3. характеристика типов этнической идентичности дагестанских русских, выявление доминирующих типов этнической идентичности, факторов усиления/ослабления пассивного и деструктивного типов этнической идентичности в массовом сознании дагестанских русских; 4. установление факторов трансформации этнической идентичности дагестанских русских, характеристика факторов усиления/ослабления гипо- и гиперидентичных установок в массовом сознании дагестанских русских, проживающих в полиэтнических зонах республики и их воздействие на межэтнические взаимоотношения; 5. характеристика межнациональной ситуации в районах проживания русскоязычного населения республики, установление факторов усиления/ослабления межэтнической напряженности; 6. проведение замеров социальной дистанции между дагестанскими русскими и другими этническими группами; 7. определение толерантных и интолерантных установок в массовом сознании и поведении дагестанских русских и их отражения на формирование межнациональной толерантности в современном дагестанском обществе; 8. изучение процессов межнациональной коммуникации дагестанских русских, установление характера этноконтактирования, частотности этноконтактов, сферы предпочтения вступления в межнациональное общение, ориентированности дагестанских русских на поддержание социальных контактов; 9. установление с использованием шкалы социальной дистанции Богардуса, существующей между дагестанскими русскими социальной дистанцированности и определение областей, в которых дагестанские русские избегают межэтническую коммуникацию и этноконтакты. Опрос проведен в Буйнакском, Дербентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Хасавюртовском, Тарумовском сельских районах, в гг. Дербент, Дагестанские Огни, Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт. Выборка - 1641 респондент. в) «Поствыборная ситуация в Республике Дагестан: перспективы и риски» (Р.М.-С. Мамараев, и.о. м.н.с.). Многочисленные акции протеста в 2011-12 гг., прокатившиеся в Москве и в других городах России, заново обозначили проблематику «чистых» и честных выборов в российском обществе, которая обусловила рост протестного движения «новой России». Постановка вопроса изучения природы и специфики протестного движения в России обусловлена прокатившимися по стране многочисленными акциями протеста, стремлением россиян выразить свое несогласие с реализуемой политикой, деятельностью ключевых акторов, сложившейся реальностью в целом. Как показал опрос, дагестанцы крайне отрицательно относятся к прошедшим протестным движениям: 53,5% - т.к. это приводит к дестабилизации в стране, 17,0% - т.к. это было «спонтанное, неорганизованное движение и лидеры данного движения не пользуются у меня авторитетом». Тем более, не готовы поддержать (47%) и принять участие в революционных движениях против федеральной власти (93%), мотивируя тем, что это приведет к развалу страны и к гражданской войне. Опрос проведен в Каякентском, Кулинском, Магарамкентком, Ногайском, Чародинском сельских районах, гг. Махачкала, Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск. Выборка - 383 респондента. г) Исламское образование в религиозных учебных заведениях Республики Дагестан в контексте интересов светского государства (Абдулагатов З.М., зав. отд., к. филос. н.). Опрос, посвященный проблемам исламского образования мусульман РД, был связан со следующими реальными обстоятельствами в республике: а) Массовой отток молодежи РД в зарубежные страны с целью получения исламского образования. В настоящее время в зарубежном образовании такого характера находятся, по экспертным оценкам, около 3000 дагестанцев. Это больше, чем во всей остальной России. В то же время, численность мусульман РД составляет около 20% всей российской; б) Молодежь после зарубежного исламского образования часто входит в конфликтное противоречие с государством. Только из Аль-Азхара 40 обучавшихся из 400 были уничтожены в ходе вооруженных столкновений в РД на почве религиозного экстремизма; в) Система исламского образования в России, в Дагестане находится на стадии реформ. Опрос ставил задачу выявления характера, особенностей этой реформы с точки зрения интересов светского государства, в частности: а) способна ли, если да, то как должна система исламского образования решать острые общественные проблемы (нравственности, светской адаптации, толерантности, правового сознания и др.). б) способно ли исламское образование в РД оказать действенное противодействие крайним формам религиозно-политического экстремизма. в) как идет процесс формирования высокого уровня исламского образования в РД с целью ослабить отток дагестанцев в зарубежные исламские образовательные центры. г) выявление причин привлекательности зарубежного исламского образования для дагестанцев. Опрос проведен среди учащихся и студентов Исламских учебных заведений в Дербентском, Хасавюртовском, Буйнакском, Казбековском сельских районах, гг. Махачкала, Дербент, Буйнакск, Хасавюрт. Выборка - 444 респондента. Из них 49 - обучавшиеся в зарубежных исламских учебных заведениях. д) «Война в общественном сознании дагестанцев» (Курбанов Х.Т., к полит. н., и.о. м.н.с). В исследовании рассмотрены вопросы исторической памяти и преемственности поколений в вопросах понимания наследия Великой Отечественной войны (ВОВ) как события, прививающего основы патриотического воспитания. Посредством социологического опроса показано, что молодые дагестанцы обладают основательным патриотическим стержнем и впитывают информацию о ВОВ как о мощнейшем, антифашистском, освященном кровью миллионов людей, событии. Исследование на эту тему актуально не столько потому, что работа проводилась накануне 70-летия Великой Победы, но и потому, что в последние четверть века процессы социальной трансформации и идеологических переустановок вызвали к жизни массовое бегство от патриотизма, радикализацию общественной жизни и настроений жителей мегаполисов. Дагестанская молодежь практически серьезно не отрывается от патриотической линии государства, осваивает и перенимает память о ВОВ. Довольно уважительно молодежь отзывается и о ВОВ, о подвиге советского солдата, о вкладе И.В. Сталина в Победу. Это может говорить о неплохом патриотическом уровне, статусе сознания дагестанцев. Вместе с тем, в латентной форме в «нижних этажах» дагестанского общества существует опасность проявления не только равнодушия, но и неуважения к памяти о Великой Отечественной войне. Это регистрируется как при политологическом анализе, так и по результатам нашего социологического исследования. Немногочисленная прослойка - 2,4% дагестанцев - не согласна с патриотической парадигмой России. Можно предположить, что до 5% дагестанцев выпадают из патриотического курса страны и могут составлять «группу несогласия». Для дагестанской молодежи, в этом смысле, опасная черта пролегает по радикальному исламу и радикальным либеральным позициям. Также могут быть опасны националистические группы и группировки, которые нацеливают свой народ на ненависть ко всему чужому. То есть, представители вышеупомянутых групп - это «холодные группы», которые не включаются в российский патриотизм. Выборка - 435 респондента. е) «Общественное мнение по проблемам национально-религиозного компонента в государственной системе образования» (Гебеков Г.Ф., м.н.с., к.и.н.). Проблема поликультурного образования, с одной стороны, этнической идентификации при глобализации мира, с другой, приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном дагестанском обществе. Ответы респондентов свидетельствуют о неудовлетворительном материально-техническом и кадровом обеспечении преподавания дисциплин, относящихся к национально-региональному компоненту, подтверждая тем самым их неравноправное положение в сравнении с другими предметами и слабый контроль знаний по этим дисциплинам. Мониторинг общественного мнения свидетельствует об общем усилении национально-патриотических чувств населения. По результатам опроса 2008 г. общественное мнение больше склонялось к необходимости изучения предметов общероссийского значения (русский язык, русская и зарубежная литература, география России и зарубежных стран, история Отечества) в сравнении с предметами национально-регионального компонента (родной язык, дагестанская литература, история Дагестана, культура и традиции народов Дагестана). Результаты же опроса 2014 г. показывают, что предметы национально-регионального компонента пользуются большей популярностью в сравнении с предметами общероссийской значимости (за исключением соотношения учебных дисциплин по русскому и родным языкам). Прослеживается тенденция и на постепенное усиление в общественном сознании дагестанцев важности изучения родных языков. Опрос проведен в 29 сельских районах и во всех 10 городах Республики Дагестан. Выборка - 1072 респондента. 6. Два из шести проведенных социологических опросов финансировались грантами. 7. Всего в 2014 г. опрошены в Дагестане: а) М.М. Шахбанова - 1641 + 904 = 2545 (респ.). б) Г.Ф. Гебеков - 1072 (респ.). в) З.М. Абдулагатов - 444 (респ.). г) Х.Т. Курбанов - 435 (респ.). д) Р.М.-С. Мамараев - 383 (респ.). Итого - 4879 (респ.). По современным расценкам, минимальная стоимость всех опросов отдела в 2014 г. составляет 500 000 р. Около 60% этой суммы финансировался грантами РГНФ и главы Республики Дагестан. 8. Репрезентативность выборок. В опросах, проведенных М.М. Шахбановой, максимальная ошибка по общей выборке находилась в пределах 2% и менее с вероятностью Р = 0,95. То же самое верно в отношении опроса, проведенного Г.Ф. Гебековым В этих же двух опросах позволительно говорить о высокой репрезентативности не только показателей общей выборки, но и отдельных групп ее составляющих, в частности, групп молодежи, старшего поколения, верующих и др., которые составляют каждая более 400 респонд. В данном случае максимальная ошибка возможна в пределах 5% с вероятностью 0,95. Остальные опросы (З.М. Абдулагатов, Х.Т. Курбанов, Р. М.-С. Мамараев) имеют репрезентативность 5% максимальной ошибки с вероятностью 0,95 по всей выборке.

Z M Abdulagatov

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Author for correspondence.
Email: zaidabdulagatovzaid48@mail.ru
Махачкала

Views

Abstract - 88

PDF (Russian) - 105

PlumX


Copyright (c) 2015 Abdulagatov Z.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.