THE ROLE OF INGUSHETIA'S INTELLIGENTSIA IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

Cover Page

Abstract


The article deals with the participation of the intellectuals of Ingushetia in the Great Patriotic War. The fact is that even during the most difficult days and years of the war the intellectuals did not forget about their professional functions: they taught, treated, designed, and researched. The leaders of the country saw the main task of the intellectuals in mobilization of spiritual power of the people and formation of intolerance against the fascist invaders.

Победа в Великой Отечественной войне стала результатом борьбы всех слоев населения страны. Значительную лепту в нее внесла и интеллигенция. Интеллигенция являлась проводником идейных решений, направленных на организацию борьбы против общего врага. И в то же время, даже в самые трудные дни и годы, интеллигенция не забывала о своих профессиональных функциях: учила, лечила, проектировала, исследовала. Об участии интеллигенции Ингушетии в Великой Отечественной войне, в т.ч. в тылу, сказано немного, хотя роль ее, несомненно, значительна. С первых дней войны представители интеллигенции выражали готовность и желание уйти добровольцами на фронт. Однако по всей стране с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стала ощущаться большая потребность в агитационной работе. Ее проведение было сопряжено со многими сложностями. Перед агитаторами стояла главная задача - донести до сознания каждого советского человека, что победа не придет сама, для ее достижения необходимо напряжение всех сил народа. Агитация и пропаганда среди населения Ингушетии была организованной и отлаженной. Центрами политико-массовой работы были агитпункты, созданные на базе парткабинетов. К примеру, в Чечено-Ингушетии работало около 5 тыс. агитаторов, объединенных в 359 агитколлективов (Малышева Е.М., 2000. С. 86). Агитационная работа была перенесена на заводы и фабрики, в полевые бригады и призывные пункты. В программах агитбригад, неустанно ездивших по предприятиям и фронтам, артисты, музыканты и литераторы вдохновляли солдат. Массовая агитационная работа давала свои результаты. В идеологической работе широко использовалась периодическая печать. В годы Великой Отечественной войны на Северном Кавказе выходило более 250 периодических изданий (ДжантееваД.С., 2002. С. 274). Писатели и историки вместе с другими приходили на призывные пункты, чтобы добровольцами уйти на фронт. Но было отказано многим из них, т.к. их слово было приравнено к боевому оружию. Их главную задачу руководство страны видело в мобилизации духовных сил народа и формирование нетерпимости к фашистским захватчикам. Ведущим лозунгом литературы периода Великой Отечественной войны был «Все для фронта!». В первые дни начала войны председатель Чечено-Ингушского союза писателей Дж. Яндиев провел экстренное заседание, на котором призвал всех отдать все силы во имя победы над врагом. В обязанность писателям вменялось быть фронтовыми корреспондентами, выступать активно с агитацией, писать героические и патриотические произведения. На всех заседаниях поднимал он вопросы служения писателей и поэтов делу победы над врагом. Его призывный голос звучал по радио, в госпиталях. Призывом звучали стихи «Если хочешь жизнь сохранить», «Встаньте, молодцы!», «Поднялся народ». Часто публиковал военные очерки Идрис Базоркин. Читал по радио, в госпиталях. В его словах звучал призыв: «Все как один встанем на защиту нашего Отечества!». Очерк «Честь горца» (Базоркин И.М., 2002. С.19) раскрывал лживую сущность фашистской армады. В сентябре 1942 г. Идрис Базоркин страстно пишет «Слово к чечено-ингушской интеллигенции» (Базоркин И.М., 2002. С. 22). Он взывает к интеллигенции, возвышает ее роль в бою и в тылу. Помимо этого, Идрис пишет пьесы, в т.ч. военную драму «Рождение ненависти», над которой он работает перед битвой за Кавказ. В 1943 г. за активную антифашистскую пропаганду И. Базоркин и Дж. Яндиев были отмечены высокой наградой тех лет - почетными грамотами Верховного Совета ЧИАССР. В печати регулярно появлялись военные стихи и прозаические произведения М. Льянова «Берегите Родину», «К ингушскому поэту»; Х.-Б. Муталиева «Встаньте тверже железа», «Родине», «Портрет воина»; произведения А. Хамхоева, Х. Осмиева и др. К началу Великой Отечественной войны учитель и писатель Багаудин Хусенович Зязиков работал инструктором отдела печати Чечено-Ингушского обкома КПСС, вел большую общественную и пропагандистскую работу. В июле 1941 г. он ушел добровольцем на фронт. Вместе с татарским поэтом Мусой Джалилем он закончил 6-месячные курсы политруков в Татарской АССР и с января 1942 г. стал работать корреспондентом газеты «Сын Родины». Он умел своими очерками поднимать дух воинов. За годы войны дослужился он до звания майора. Не раз ходил он в разведку с боевыми друзьями и одновременно вел фронтовой дневник, писал патриотические статьи и очерки. Нередко учителя и писатели, ученые и художники воевали и жили одной жизнью с солдатами: шли в наступление, мерзли в окопах, совершали подвиги. Был среди простых воинов солдат и писатель Ахмед Ведзижев. Многие учительские кадры интеллигенции Ингушетии ушли на фронт, в т.ч. руководители и педагоги школ: Алиев Алаудин Дзаимович, директор школы с. Средние Ачалуки; Ахильгов Хусен Тахугович, директор шк. №21 г. Орджоникидзе; Долтмурзиев Рашид Саадович, директор школы в с. Инарки; учителя из с. Галгай-юрт - Дзарахов Магомед Ахружевич, знавший к тому же несколько иностранных языков, Барахоев Мухтар Мехтиевич, выпускник Ингушского Педагогического техникума; из с. Ахки-юрт Пригородного района - Оздоев Умар Ахметович и Хамхоев Хусен Мусиевич; из с. Базоркино - Арсамаков Саадул Баадулович и Газдиев Ибрагим Эльбертович - выпускники Ингушского Педагогического техникума, Ужахов Иналук Козлоевичх (Кодзоев Н.Д., 2014. С. 110), выпускник Чечено-Ингушского педагогического института, из с. Яндырка - Султыгов Хасан Эсмурзиевич; из ст. Орджоникидзевское - Ахильгов Хаджибекар Артаганович; из с. Джейрах - Ахильгов Магомед-Гири Эльтиевич; из ст. Нестепровской - Михайлова (Павленко) Мария Ивановна, выпускница Серноводского педагогического училища; из с. Долково - Долгиев Сафарбек Касымович, 1915 г.р., выпускник Ингушского Педагогического института г. Владикавказа и мн.др. Этот список можно продолжать. Учителя и выпускники педагогических учебных заведений сражались практически на всех фронтах и во всех родах войск, были удостоены высоких боевых наград. На смену им шли молодые, не имеющие педагогического опыта учителя. Положение усугублялось тем, что работать им приходилось в тяжелых материально-бытовых условиях, вызванных войной. А между тем, суровые условия военной поры заставили общеобразовательную систему усилить идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся, укрепить учебную дисциплину, улучшить военно-физическую подготовку, развернуть среди школьников оборонно-массовую работу, привлечь их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору, семьям фронтовиков. В системе образования - в ГОРОНО и РОНО, трудились Салман Озиев, Мурад Куркиев, Дж. Горбаков и многие другие. Уходили на фронт деятели науки, образования и культуры. Яркие представители ингушской интеллигенции находились накануне войны в самых разных уголках страны и внесли свою лепту в дело победы над врагом. Уроженец Ингушетии, ученый-востоковед Нуреддин Габертович Ахриев, преподаватель московских вузов в «годы Второй мировой войны находился на Закавказском, Крымском и 4-ом Украинском фронтах, являлся начальником 7-го отдела политуправления Закавказского военного округа и Закавказского фронта, командиром дивизиона курсантов, старшим преподавателем Тбилисского артиллерийского училища, заместителем командира 16-го зенитно-артиллерийского полка». «Но главным предназначением Нуреддина Габертовича как специалиста-востоковеда был восток. В 1941 и 1942 гг. он неоднократно выезжал в «военные командировки» в Иран, а в 1943 г., как можно предположить из отрывочных сведений, находился в составе советской рабочей группы, подготавливавшей Тегеранскую конференцию глав государств антигитлеровской коалиции» (Мальсагов А., http://ghalghay.com). С первых дней войны добровольцем ушел на фронт директор Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Осман Долаков, окончивший рабфак в г. Владикавказе (1926 г.), Советскую партийную школу, Коммунистический университет (КТУВ) им. Сталина в Москве (1933 г.), Институт красной профессуры в г. Москве. Осман Долаков знал несколько иностранных языков, был большим патриотом народа и страны. Воевал он до завершения Великой Отечественной войны. Ушел на войну добровольцем в первые же дни ученый-лингвист, заведующий сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ибрагим Оздоев. Вместе с ним ушли и его братья Абукар и Джабраил. Воевали они в составе 225-го кавалерийского полка. В партизанских отрядах воевали Мурад Муртузович Базоркин, первый профессиональный историк-ученый из ингушей Мурад Маматович Куркиев, историк и общественный деятель, был командиром Ачхой-Мартановского партизанского отряда Магомет Темирсултанович Долгиев, 1905 г.р., выпускник Ингушского педагогического техникума во Владикавказе, сотрудник газеты «Сердало»; воевал на фронте собиратель устного народного творчества ингушей, сотрудник газеты «Сердало» Сулейман Дахиевич Паров, 1913 г.р., уроженец с. Сурхахи и мн.др. С первых же дней войны уходили добровольцами на фронт студенты и преподаватели учебных заведений. Свой посильный вклад в общую победу внесли студенты, сотрудники и преподаватели Чечено-Ингушского пединститута. Летом 1941 г. из этого института ушли на фронт 50 защитников Родины, а через полгода - еще 24. Студенты меняли мирное направление своей деятельности на военную специализацию и поступали на краткосрочные курсы для получения различных военных профессий. Шли воевать творческие коллективы театров и кино. Ушел на фронт Абдулла Дудиевич Цароев, студент Московского театрального института (ГИТИС). После 2-го курса он был призван в армию Краснопресненским РВК г. Москвы и направлен в Калинковическое военное училище. В свои 22 года лейтенант А.Цароев стал командиром роты 20-го мотострелкового полка 37-й Краснознаменной мотострелковой дивизии. Дунда Маматиевич Куркиев, участник Олимпиады искусств народов Северного Кавказа в г. Ростове-на-Дону, погиб в Брестской крепости в первые дни войны. Ляля Батырбековна Ужахова, уроженка г. Владикавказа, студентка Театрального института, прекрасно игравшая на фортепьяно, обладавшая красивым сильным голосом, яркой красотой, стала наводчицей, позже командиром орудия, воевала в ожесточенных сражениях под Керчью, затем под Москвой и далее. Вместе со всеми актерами Чечено-Ингушского государственного драматического театра ЧИАССР ушел на фронт Осман Маисович Горчханов, выпускник Тбилисского государственного театрального института, заслуженный артист ЧИАССР. «Почти вся наша студия добровольцами ушла на фронт. На митинге решили, преподаватели - в ополчение, молодежь - в истребительный батальон защищать Москву, бороться с диверсантами… Был среди них и Осман Горчханов», - вспоминал Х.К. Шаипов, заслуженный работник культуры ЧИАССР. А между тем, культурные учреждения страны вели массовую агитационную работу. В репертуаре театров Северного Кавказа определенное место занимали историко-патриотические постановки, пьесы и спектакли о героическом прошлом северокавказских народов. В Чечено-Ингушетии было организовано две фронтовые бригады из работников искусств.. Программы фронтовых бригад включали национальные песни и танцы (Кондакова Н.И., 2001. С. 34). На протяжении военного времени идеологическая работа по формированию патриотического сознания у населения не прекращалась. Ярким выражением патриотизма советского народа была крепкая связь фронта и тыла, которой также руководили управленческие кадры интеллигенции. Помощь фронту носила массовый характер. В центре внимания советских и партийных органов региона было укрепление морально-политического единства многонационального состава трудящихся и обеспечение слаженной работы тыла. Наряду с самоотверженным трудом в тылу шла работа по формированию и обеспечению призыва в армию. Председателем Пригородного отдела райсовета (позже ДОСААФ) с возложенными обязанностями по формированию и обеспечению призыва в армию служил Ахмет Берснакоевич Долгиев, окончивший рабфак и физико-математический факультет Ингушского педагогического института в г.Орджоникидзе. Перед войной он работал на разных должностях: начальника отдела кадров Базоркинского консервного завода, председателя райсовета Пригородного района. В числе руководителей учреждений и промышленных объектов в г. Орджоникидзе был Мухтар Берснакоевич Долгиев (1904-1966 г.), который являлся директором артели «Кавказ». В артели производилась различная продукция для командного состава Красной армии - кожанки, папахи, а также седла и сбруи для кавалерии. Инженеры и агрономы, преподаватели вузов и специальных средних учебных заведений, врачи и учителя работали в колхозах, совхозах, медицинских учреждениях. Вместе со всеми представители интеллигенции рыли окопы, сооружали оборонительные рубежи, работали на предприятиях, руководили прокладкой железнодорожных путей, участвовали в строительстве и ремонте бронепоездов, вели общественную работу. Настойчиво и упорно преодолевали они трудности военного времени. Сложной и ответственной была работа по подготовке новых кадров для промышленных предприятий. Ведущую роль играли инженерно-технические кадры. Было понимание важности многих задач, стоящих перед регионом в целом, ибо Северный Кавказ являлся не только крупным экономическим, но и важным стратегическим районом страны. По территории региона, в т.ч. республики, проходили железнодорожные и шоссейные магистрали, связывающие кавказские нефтяные районы с центром, в связи с чем были остро востребованы узкие специалисты, специалисты с техническим образованием как на войне, так и в тылу. В их числе был Султан Шахбулатович Измайлов, 1904 г.р., выпускник механического факультета Ростовского института путей сообщения, служивший в первые годы войны помощником начальника по технической части под Сталинградом; начальником арт-техснабжения и горючесмазочных материалов 10-й саперной армии; начальником военной приемки и старшим военпредом Управления снабжения горючим Красной армии на Северо-Кавказском фронте. Руслан Берсанович Кодзоев, 1918 г.р., выпускник Московского химико-технологического института, инженер-технолог, был начальником химической службы 3-го Гвардейского стрелкового полка 4-й Гвардейской стрелковой Апостоловой Краснознаменной дивизии; в 1944 г. воевал на 3-м Украинском фронте. Абдурахман Аббасович Бориев, 1918 г.р., выпускник рабфака при Нефтяном институте г. Грозного, служил в инженерных войсках. Ахмет Османович Султыгов, 1917 г.р., выпускник Военно-инженерной академии, воевал в должности командира 22-й саперной роты 439-го отдельного саперного батальона, 373-й миргородской стрелковой дивизии, 52-й армии. Зелимхан Магометович Тангиев, 1909 г.р., выпускник Ленинградского строительно-архитектурного института, воевал в составе 255-го отдельного Чечено-Ингушского полка. Иналук Козлоевич Ужахов, 1922 г.р., уроженец с. Базоркино, выпускник физико-математического факультета Чечено-Ингушского педагогического института, политрук, воевал на Северо-Западе СССР. Мухтар Мурцалович Цокиев, 1920г.р., студент Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, был артиллеристом. Список этот можно продолжить. А между тем в тылу трудные и ответственные задачи ложились на плечи рабочих, специалистов сельского хозяйства. Все свои силы они направляли на то, чтобы бесперебойно снабжать всем необходимым для жизни Красную армию и население. Интеллигенция всегда была в авангарде. Преодолевая неимоверные трудности, интеллигенция Ингушетии вместе с рабочими и крестьянством старалась сделать максимум возможного для того, чтобы экономика, культура, общественно-политическая и духовная жизнь республики функционировали динамично и соответствовали высоким требованиям, предъявленным суровым военным временем. Значительные изменения произошли в годы войны в сфере медицины. Значительная часть медперсонала больниц находилась на фронте, в эвакогоспиталях, санитарно-медицинских частях. При значительном уменьшении общей численности медиков в тылу, учреждениям здравоохранения удавалось оказывать бесперебойную медицинскую помощь мирному населению, лечить тысячи раненых, находившихся на территории республики. Сотням тысяч воинов Красной армии сохранили жизнь ингушские врачи, служившие в госпиталях и медицинских санитарных батальонах на разных фронтах и на территории республики: подполковник медицинской службы Фатима Льянова; майоры медицинской службы Асият Тутаева, Абдул-Бек Маматиев, Сулейман Долтмурзиев, Курейш Угурчиев, Клавдия Базоркина, Анастасия Умётова; капитан медицинской службы Нина Тутаева, лейтенант медицинской службы Тамара Албогачиева и др. Фатима Льянова была начальником военно-полевого госпиталя в блокадном Ленинграде. Асият Тутаева два года лечила раненых и погибла от рук фашистов. Абду-Бек Маматиев, первый профессиональный хирург из ингушей, работал в Назрановском военном госпитале, Сулейман Долтмурзиев - в госпитале Ангушта, Орджоникидзе. В Галашкинском госпитале работали Клавдия Базоркина и Анастасия Уметова. Младший медперсонал готовился на краткосрочных курсах из местных жителей. Ученые, инженеры, строители, медики, учителя, писатели, актеры были не раз награждены за мужество и героизм, проявленные в боях. Победа ковалась нелегко. Ценой огромных жертв и неимоверных усилий. Представители интеллигенции Ингушетии внесли в неё достойный вклад.

Z M-T Dzarakhova

ГБУ ИнгНИИ ГН им. Чаха Ахриева

Author for correspondence.
Email: ingushnauka@mail.ru
Магас

  • Bazorkin I.M. A message to the Chechen-Ingush intelligentsia // Collected works in 6 volumes (Library of Ingush Literature). Vol. 5. Magas: Serdalo, 2002: 381.
  • Djanteeva D.S. The main directions of the North Caucasian press in the post-occupation period (1943-1945) // The Second World War and the Great Patriotic War: problems of Social History: Proceedings of the International Scientific Conference. Maykop, 2002: 273 - 278.
  • Kodzoev N.D., Uzhakhov M.U.-G. Uzhakhov teip in the history of Ingushetia (documents and materials). Nalchik: Tetragram, 2014: 531.
  • Kondakova N.I. War and state. Krasnodar, 2001: 237.
  • Malysheva E.M. Testing. Social life and power: problems of interaction during the Great Patriotic War. 1941-1945 Maykop, 2000: 416.
  • Malsagov A. Under the sign of great terror // URL; site of Ingushetia. Historical parallels // (Date of request: 20.11.2009).

Views

Abstract - 61

PDF (Russian) - 24

PlumX


Copyright (c) 2015 Dzarakhova Z.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.