PROBLEMY RAZVITIYa DOShKOL'NYKh OBRAZOVATEL'NYKh UChREZhDENIY V RD

Cover Page

Abstract


В статье рассматриваются проблемы, связанные с обеспечением детей в возрасте до 7 лет услугами детских образовательных учреждений (ДОУ) в Республике Дагестан. Показана ситуация, сложившаяся в сельских муниципальных образованиях и в городских округах республики по данному вопросу. Тяжесть существующего положения с обеспеченностью детей услугами образовательных учреждений непосредственно связана с рождаемостью населения в субъектах РФ. На фоне снижения рождаемости во многих субъектах страны выделяются республики Северного Кавказа, особенно Ингушетия, Чечня и Дагестан, где воспроизводство населения обеспечивается естественным приростом. Поэтому данный аспект рассматривается в сравнении с другими субъектами Северо-Кавказского федерального округа. Республиканская власть не в силах самостоятельно решить проблемы ДОУ до 2016 года. В статье обосновывается необходимость государственно-частного партнёрства в решении этих проблем, включая религиозные объединения, Духовное управление мусульман Дагестана.

С вступлением в силу нового Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» с 1 сентября 2013г. дошкольное образование стало одной из ступеней образовательной системы. Более того, указ Президента РФ В.В.Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. за №599 требует обеспечить возможность 100-процентного охвата всех детей дошкольным образовательным учреждением к 2016 г. Это непростая задача для нашей страны, которая за время изменения парадигмы её социально-экономического развития существенно снизила свои позиции в этом вопросе. Представление о том, что же происходило в дошкольном образовании в целом в РФ за 1993-2011гг., даёт таблица 1( Россия в цифрах.2013. С. 148). Таблица 1 Дошкольные образовательные учреждения ( на конец года) 1993 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 78,3 51,3 46,5 45,7 45,6 45,3 45,1 44,9 из них имеющих группы: круглосуточного пребывания детей 5,2 3,1 2,5 2,1 2,0 1,6 1,5 1,3 Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях(*), тыс. человек 6763 4263 4530 4906 5105 5228 5388 5661 из них в группах: круглосуточного пребывания детей 165,5 95,2 74,4 63,4 61,5 47,5 43,9 37,2 Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек 90 81 95 105 105 106 107 106 *) Включая детей, посещающих подразделения (группы) дошкольного образования, организованные в общеобразовательных учреждениях. Данные таблицы 1 не требуют особого комментария в силу очевидности того, как за этот отрезок времени сократились число дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и количество детей в них. Но особо следует обратить внимание на то, что за 1993-2011гг. сильно сократилось число детей круглосуточного пребывания в этих учреждениях - более чем в 4 раза. Изменилась форма содержания их в ДОУ: в 2011г. работало 10310 групп кратковременного пребывания детей, которые посещали 103,7 тыс. детей. Глава РД Р.Г. Абдулатипов, говоря о ситуации в республике, отмечал: «Серьезной остается проблема обеспечения детей дошкольными учреждениями. Очередь в садики - более 54 тысяч детей. И в этом году мы не сможем снять проблему, потому что будут введены всего 1400 мест в дошкольных образовательных учреждениях. Принята республиканская целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в РД на 2012-2016 гг.». Чтобы решить эту проблему до 2016г., как того требует Указ Президента РФ, республике нужно сильно потрудиться. На это я и нацеливаю правительство республики. Кроме того, этими вопросами вплотную займется и Корпорация развития Дагестана, указ о создании которой я подписал недавно. В этом вопросе республика надеется также на программу развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), утвержденную Правительством РФ» (Абдулатипов Р., 2013) Конечно, тяжёлая ситуация с обеспеченностью детей ДОУ создалась в тех регионах страны, где уровень рождаемости населения был высоким. На фоне снижения рождаемости во многих субъектах страны выделились республики Северного Кавказа, особенно Ингушетия, Чечня и Дагестан, где воспроизводство населения обеспечивалось естественным приростом. Если в 1990г. дошкольными образовательными учреждениями в Российской Федерации было охвачено 66,4% детей дошкольного возраста, то через 10 лет этот показатель составлял 56,0%. За этот же период времени в Ингушетии аналогичные индексы снизились с 23,7% (в 1990г. включая Чеченскую Республику) до 4,2% в 2000г. Среди субъектов РФ в 2002г. она по этому показателю занимала 79 место. Что касается нашей республики, то, хотя соответствующие цифры выглядят более благополучно, чем в Ингушетии (сокращение с 34,1% до 21,5%), она стояла на одну строчку выше неё, занимая 78-е место в РФ. Каково положение с обеспеченностью детей местами в ДОУ в некоторых регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), прежде всего, отражается в показателях их административных центров, которые размещены в таблице 2 (Южный федеральный округ) Таблица 2 Состояние ДОУ в столицах некоторых субъектов СКФО РФ Столицы субъектов СКФО РФ Годы 2002 2003 2007 2008 2010 2011 Махачкала(*) А 178 177 238 224 222 227 Б 138 132 162 150 157 162 В -40 -45 -76 -74 -65 -65 Нальчик А 148 167 274 430 Б 155 170 259 417 В +7 +3 -15 -13 Владикавказ А 142 145 163 170 Б 131 134 140 144 В -11 -11 -23 -26 Грозный А 135 196 193 137 Б 135 196 119 99 В 0 0 -74 -38 Ставрополь А 212 228 Б 177 228 В -35 0 *) А - средняя численность детей, приходящаяся на 1 ДОУ; Б - среднее число мест в 1 ДОУ; В - разница между «А» и «Б», показатель загруженности ДОУ. Очевидно, что ситуация с обеспеченностью детей услугами ДОУ в столицах субъектов СКФО различна, но в то же время в данных таблицы 2 отражена чрезмерная загруженность детских образовательных учреждений в них. То, что Ставрополь не соответствует этому факту, не является исключением. Такая же ситуация была в Грозном в 2002-2003гг. Но в Ставрополе в конце 2008г. охват детей ДОУ составлял 62,0% от их численности в возрасте до 7 лет, а в столице Чечни - только 19,3%. Это наименьший показатель в СКФО. В Махачкале этот показатель значительно больше и составлял на начало 2009г. 43,6%, оставаясь на порядок меньше Магаса (80.0%), Владикавказа (73,0%), Черкесска (64,1%), Нальчика (63.8%) (Южный федеральный округ…). Если Грозный по известной причине исключить из этого перечня, то величина этого показателя напрямую зависит от численности населения в административных центрах субъектов округа: чем меньше жителей в городах (сельских поселениях), тем меньше детей и, естественно, необходимое количество мест в ДОУ. В этом отношении наиболее показательна эта связь в столице Ингушетии, где среднегодовая численность населения по оценке на 1.01. 2009г. составляла всего лишь 400 человек, а обеспеченность детей услугами ДОУ была самая высокая (Южный федеральный округ…). В этой связи в Махачкале, являющейся самым большим городом СКФО, создалась острая ситуация в этой сфере образования. На состояние детских образовательных учреждений в регионах существенно повлияла также социально-экономическая ситуация, сложившаяся в них после развала Союза ССР. В 1990-1995гг., когда вектор социально-экономического движения нашего общества изменился, введя рыночный механизм хозяйствования в противоположном направлении, ежегодно в РД закрывались в среднем 17 дошкольных образовательных учреждений. При этом численность детей в них сократилась за эти годы на 31 тыс. человек, в том числе 22 тыс. в городах и посёлках городского типа республики. В сельской местности на закрытые 46 ДОУ, в силу их малочисленности, приходилось 9 тыс. детей. Есть основание также предполагать, что их численность сокращалась и за счёт закрытия групп в сохранившихся (функционирующих) ДОУ. Конечно, муниципальные образования (МО), как в сельских районах, так и в городских округах, различаются по своим возможностям обеспечить детей местами в детских садах. Всё зависит не только от численности населения (детей) в МО, требующих соответствующее количество мест ДОУ, но и от размера их бюджета и, наконец, немаловажного фактора - субъективного отношения глав администраций к этой проблеме. В частности, в Махачкале закрывались детские сады, якобы для предоставления ветеранам их зданий под жильё, но получателями, по данным СМИ, оказались близкие родственники градоначальника. Самое главное, прихвачены также земельные участки этих детсадов. Администрация Махачкалы старается в рамках закона, где это возможно, вернуть здания детям. Следует также особо подчеркнуть, что родители детей, нуждавшихся в услугах ДОУ, зная ситуацию в этой сфере образования, не старались, вернее, не пытались их даже устраивать, видя в этой попытке пустую трату времени и нервов. Мы не говорим в данном случае о больших деньгах, которые необходимо были затратить для неформального улаживания этого дела. В данных таблицы 2, вероятно, отражается наличие подобных случаев, хотя острая нужда заставляла принимать больше детей в ДОУ, чем того позволяло расчётное количество мест в этих учреждениях. В 2010 г., как говорится в приложении № 5 к постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 471, процент обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями в Махачкале составлял 28%. В целом в 2010г. в РД был такой же уровень этой обеспеченности, т.е. 28%, против 62% в РФ. Значительно лучше было положение в Каспийске, где этот индекс выше общероссийского - 66,0% (Приложение № 5…). Городские власти создали электронную очередь формирования групп ДОУ, что создаёт возможность родителям (общественности) контролировать продвижение в ней конкретного лица. На вопрос о том, как решается проблема нехватки мест в детских садах в столице республики, и.о. заместителя главы администрации г. Махачкала Т. Гамалей подчеркнула: «Дефицит очень большой, не только в Дагестане, но и в целом по России - около 2 млн. россиян нуждаются в предоставлении мест в детских садах. В Махачкале около 18 тыс. детей стоят в очереди, местами в дошкольных образовательных учреждениях не обеспечены более двух трети нуждающихся. Решить эту проблему сразу, кавалерийским наскоком, не получится. Нужно строить государственные детские сады, нужно всячески поддерживать инициативу частных предпринимателей, нужно изучать опыт решения этой проблемы в других регионах и странах мира» (Мугутдинова Д., 2013). И в самом деле, ситуация с обеспеченностью детей ДОУ во всех МО сложная. Об этом можно ссудить по информации, заложенной в данных таблицы 3 (Предварительные данные по подведению итогов … за 2012г). По данным таблицы 3 вырисовывается довольно безрадостная картина. Особенно это касается Дахадаевского, Акушинского, Левашинского, Хасавюртовского, Рутульского муниципальных образований, где из каждых 100 детей в возрасте до 7 лет менее 10-ти были обеспечены местами в ДОУ. Среди городских округов по этим показателям выделяются Махачкала и Хасавюрт. В Хасавюрте ситуация не лучше, чем в выше названных сельских районах. В 2011г. в нём на учёте для определения в дошкольные учреждения стояли 5592 человека, а в столице республики - 15356 человек. (Численность детей …). Совершенно недопустимо выглядит ситуация, существующая в Кумторкалинском, Лакском и Цунтинском МО с одним ДОУ на целый район. Таблица 3 Обеспеченность детей местами ДОУ в РД (мест на 1000 детей от 1 до 7 лет) Наименование сельских МО Годы Наименование сельских МО Годы 2011* 2012 2011* 2012 Агульский 177,3 / 4 237,0 Курахский 224,4 / 9 305,5 Акушинский 73,0 / 6 61.8 Лакский 146,1 / 1 147,2 Ахвахский 281,2 / 11 279,2 Левашинский 78,5 / 6 81,3 Ахтынский 130,0 / 5 156,6 Рутульский 92,6 / 5 91,7 Бабаюртовский 115,9 / 7 121,7 Магарамкентский 07,5 / 18 231,8 Ботлихский 143,0 / 13 144,5 Новолакский 42,4 / 3 69,8 Буйнакский 147,0 / 12 138,1 Ногайский 341,9 / 9 350,0 Гергебильский 413,5 / 10 412,6 Сергокалинский 363,4 / 18 355,2 Гумбетовский 29,8 / 8 227,0 С-Стальский 133,2 / 11 132,2 Гунибский 311,6 / 19 315,5 Табасаранский 220,2 / 33 204,8 Дахадаевский 54,9 / 4 57.1 Тарумовский 160,0 / 13 163,9 Дербентский 136,3 / 15 203,5 Тляратинский 259,3 / 27 249,3 Докузпаринский 162,1 / 4 127,7 Унцукульский 420,2 / 12 436,6 Казбековский 272,5 / 13 340,8 Хасавюртовский 87,9 / 10 86,7 Кайтагский 125,7 / 4 120,9 Хивский 141,9 / 6 150,7 Карабудахкентский 200,3 /16 191,5 Хунзахский 455,0 / 36 449,2 Каякентский 167,8 / 12 166,6 Цумадинский 167,8 / 12 157,1 Кизилюртовский 109,2 / 8 87,4 Цунтинский 39,1 / 1 148,0 Кизлярский 100,2 / 15 107,4 Чародинский 349,1 / 16 333,6 Кулинский 195,7 / 5 191,8 Шамильский 323,9 / 22 300,0 Кумторкалинский 168,7 / 1 192,4 ГОРОДСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОКРУГА Махачкала 193,6 / 69 192,1 Каспийск 403,3 / 20 366,7 Буйнакск 406,1 / 18 458,3 Кизилюрт 284,5 / 10 323,3 Даг. Огни 210,6 / 4 268,1 Кизляр 455,5 / 14 447,4 Дербент 358,7 / 28 403,1 Хасавюрт 88,9 / 9 88,1 Избербаш 311,6 / 11 370,0 Южно-Сухокумск 479,5 / 3 495,3 *) В столбце за 2011г. первая цифра - это число мест на 1000 детей до 7 лет в2011г., а вторая - количество ДОУ в субъектах РД в том же году. В связи с этим следует обратить внимание на следующий факт: данные таблицы 3 об обеспеченности детей местами в ДОУ носят предварительный характер, и они отражают начальный этап реализации республиканской программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в РД на 2012-2016 гг.». В целом в РД на 1000 детей в возрасте до 7 лет приходилось 174 мест. Обеспеченность детей по охвату ДОУ не достигла уровня 1990г - 34,1% от численности детей соответствующего возраста. Этот показатель по республике в 2012г. составлял 26,2% (Северо-Кавказский федеральный округ). В 2013-м и текущем году республиканская власть пристальное внимание уделяет решению этой проблемы. Глава РД часто лично участвует в торжественном открытии новых типовых ДОУ, построенных в различных муниципальных образованиях республики. Минобразования и науки также контролирует ситуацию в системе детских садов. Оценить состояние строящегося объекта для детей в Чародинский район приехал министр образования республики Ш.К.Шахов (Новый детский сад...). Кроме того, достаточным основанием для такого суждения служил письмо, посланное этим министерством руководителям муниципальных органов управления образования за №06-4317/02-18 от 27 августа 2014 г., о представлении информации о количестве дополнительно созданных мест в ДОУ в течение 9 месяцев текущего года. О том, какое внимание уделяет республика проблеме развития детских садов, говорит тот факт, что контроль над строительством осуществляется не только исполнительной, но представительной властью. Как сообщает информационно- аналитический отдел Аппарата Народного Собрания РД, эта работа проводилась в рамках реализации партийного проекта «Детские сады - детям». Парламентский контроль осуществлялся согласно решению президиума Регионального политсовета Дагестанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Были определены депутаты от этой партии, которые должны были осуществлять контроль над строительством и вводом в эксплуатацию в установленный срок ДОУ в тех городах и районах, от которых они были избраны. Всего между депутатами было распределено 22 объекта, которые строились за счёт субсидий федерального бюджета (Ход строительства детских…). Так же поступают парламентарии и в других субъектах СКФО. Например, законодатели в Ставрополье приняли решение контролировать социальные проекты на территориях, которые они предоставляют в парламенте края (Депутаты Ставрополья…). Как уже отмечалось, последние годы в Дагестане открываются десятки муниципальных детсадов, но мест все равно катастрофически не хватает. В мае 2014г. в очереди стояли более 66 тыс. детей (В Дагестане 66 тысяч детей…). В 2012г. их было меньше - 49388 человек. Выше было отмечено, что Р.Г. Абдулатипов говорил об очереди длиной в 54 тыс. человек. Это было в середине 2013г. и за год она выросла ещё на 12 тысяч. Нехватка детских садов в республике - хроническая проблема. Простой арифметический расчёт показывает (66000 : 200 = 330), чтобы удовлетворить спрос дагестанских детей в садиках, необходимо построить ещё 330 двухсотместных детских образовательных учреждений. В республике за последние 1,5 года сданы в эксплуатацию уже 25 дошкольных учреждений. До конца 2014 г. свои двери для ребят откроют еще 11 детских садов на 1260 мест, в том числе 4 из них в Махачкале (В Сепараторном посёлке…). Однако, если предположить, что государство ежегодно будет вводить в строй в РД 33 ДОУ, каждое из которых рассчитано на 200 ребят, то ему потребуется целых 10 лет. Необходимость привлечения других источников к решению данной проблемы очевидна. Правда, у государства есть ещё варианты решения этих проблем - приобретение готового здания, если будет соответствующее финансирование, а также реконструкция существующих. В 2010г. в РД количество ДОУ, здания которых находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта, составляло 402 единицы, в том числе 124 в городских округах. Через год таких учреждений стало, соответственно, 408 и 118. (Состояние и кадры…) То есть, рост был обусловлен за счёт их увеличения в сельских муниципальных образованиях. Наиболее напряжённая ситуация сложилась в Шамильском (100% ДОУ требовали капремонта), Табасаранском (90.9%), Хунзахском (58.3%) МО, в Махачкалинском (75.4%) и Дербентском (57.1%) городских округах. Ремонт тоже требует немалых финансовых средств. Ситуация сложилась тяжёлая, в народе даже ходит шутка: при рождении станешь в очередь - уже поздно. Власть уже признаёт, что она своими силами не может справиться с этой проблемой. Например, и.о. заместителя мэра столицы РД Т.Гамалей отмечает, что «государство не может взять на себя всю тяжесть обеспечения населения детскими садами. Такое несколько иждивенческое настроение в этом вопросе осталось у россиян со времен Советского Союза. Мировой опыт показывает, что государственная система дошкольного образования - скорее исключение из правил. Скажем, в Японии, Германии, Австралии детские сады, в основном, частные, в США и Франции есть государственные учреждения разных типов, но родители предпочитают отдавать своих детей в частные детские сады. В России также должно вырасти количество альтернативных дошкольных учреждений. Это частные детские сады традиционного общеразвивающего типа, семейные детские сады, оздоровительные центры, центры эстетического развития, учреждения временного пребывания детей, которые реализуют присмотр за детьми и др.» (Мугутдинова Д., 2013). Ясно, что у власти есть понимание того, что в сфере дошкольного образования нужно развивать частный сектор и для этого - привлечь предпринимателей, создавая им выгодные условия. Однако, как это часто бывает, бюрократические препоны лишают многих из них желания заниматься этим делом. Предприниматель М.Б.Рамазанов (к тому же профессор) месяцами не может получить лицензию только за то, что в его садике «Земфира» нет гладильной комнаты или нет личных медкнижек (Детсад на 200 мест закроют…). Лицензию на ведение образовательной деятельности в садиках даёт Минобразования и науки РД. Но до этого необходимо собрать ряд документов: устав организации, документ о постановке на учет в налоговом органе, договор на аренду помещения, заключения санэпидстанции, органов противопожарного надзора, образовательная программа, документы о наличии материально-технической базы, учебных материалов и методической литературы, сведения о кадровом составе, списки детей, принимаемых в детский сад. Бюрократические придирки, на наш взгляд, чаще связаны с соответствием помещений, отведенных под детский сад, требованиям санитарно-эпидемиологических норм, как имело место в случае с М.Б. Рамазановым. Самое главное, получив отрицательное заключение Роспотребнадзора по какому-либо вопросу, надо ждать определенный срок до следующей экспертизы. И этот срок может длиться месяцы. Эту процедуру не всякий предприниматель может выдержать. В начале октября 2013г. Т. Гамалей утверждала, что в Махачкале находятся 17 частных детских садов, из которых три имели государственную лицензию на ведение образовательной деятельности (Мугутдинова Д., 2013). Но в конце мая 2014г. появилось сообщение о том, что в Махачкале и других крупных городах республики открыты всего 9 частных детских садов (В Дагестане 66 тысяч детей…). Информацией о том, что случилось за эти 8 месяцев с частными детскими учреждениями, мы не располагаем, но очевидно, что их количество сократилось почти наполовину. Однако эта информация носит ограниченный характер, ибо не понятно, о каких частных ДОУ идёт речь. Ведь они различаются по своим функциям, и в данном случае следует подчеркнуть, что для открытия частных детских садов по уходу и присмотру лицензия, например, не требуется, но санитарно-эпидемологические требования остаются. Перспективы развития системы дошкольного образования Дагестана обсуждали на конференции в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров, посвящённой теме «Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Выступая на ней, первый замминистра образования РД Ш. Алиев говорил о проблеме развития системы дошкольного образования Республики Дагестан. Подчеркивая остроту ситуации в этой сфере - как в материально-техническом оснащении ДОУ, так и в обеспечении местами детей в них, - он сказал: «Можно даже сказать, что ситуация критическая, поскольку местами в детских садах обеспечено около 40% дагестанских детей. В прошлом году эта проблема решалась за счет федеральных средств - было выделено более 2 млрд. рублей на строительство 10 ДОУ в республике. Но проблема обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и сегодня стоит остро. В электронной очереди зарегистрировано около 70 тысяч заявлений. Всего же в республике детей от 3 до 7 лет (то есть нуждающихся в дошкольном образовании) - около 250 тысяч. На строительство и выкуп ДОУ в этом году планировалось направить 5 млрд. рублей, однако из-за дефицита бюджета выделено лишь 613 млн. рублей, что позволит обеспечить чуть более одной тысячи мест» (Рагимханова К.). Пока число детей в возрасте до 7 лет, нуждающихся в местах ДОУ, имеет тенденцию к постоянному росту. Есть большие сомнения в том, что республика к 2016г. сможет обеспечить их местами в детских садах. На этой конференции также выступил руководитель группы разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Александр Кондаков. Он сначала напомнил о назначении образования - «важнейшего элемента подготовки к будущему специалистов, способных его воплотить», а потом перешёл к главной его задаче - качественно подготовить этих самых специалистов, начиная с дошкольного (по крайней мере, с трёхлетнего) возраста. При этом особо обратил внимание на то, что работники дошкольного образования должны формировать у ребенка критическое мышление, навыки сотрудничества, коммуникативность, технологическую грамотность, гражданственность, нравственность, настойчивость в достижении целей, самостоятельность, ответственность, креативность. Кроме того, А.Кондаков подчеркнул, что все должны очень хорошо понимать, что вложение денег в образование - это системная инвестиция, которая дает очень высокую отдачу, и что интересы разных ведомств, работодателей и бизнеса в настоящее время разобщены и требуют консолидации (Рагимханова К.). Качество образования зависит от квалификации педагогических кадров. В этой связи следует отметить, что в подготовке кадров для ДОУ существует большой пробел в некоторых МО РД. В 2011г. в Кулинском и Бабаюртовском муниципальных районах доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляла, соответственно, 14,3 и 17,2%. По этому показателю существенно отличаются в сельской местности Цунтинский (92,9%), Табасаранский (80,4%), Цумадинский (76,0%) и Акушинский (73.2%) районы. Среди городских округов с большим отрывом выделяется Махачкала (80,7%). В других городах менее половины педагогических работников ДОУ имело высшее профессиональное образование (Состояние и кадры …). Кадровый «голод» в некоторых МО отчасти обуславлен низкой заработной платой воспитателей. В 2012г. только в Ботлихском, Кумторкалинском, Лакском, Левашинском МО и в Махачкалинском городском округе размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных детских дошкольных учреждений превышал 5000 рублей. Он даже сократился по сравнению с предыдущими годами (Среднемесячная номинальная …). Глава Республики Дагестан Р.Г.Абдулатипов говорил: «Меня часто спрашивают о зарплате учителей. Недавно она была значительно повышена и составляет сейчас более 16,8 тыс. рублей. А вот зарплата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений уже в 2013г. будет доведена до средней в сфере общего образования» (Абдулатипов Р., …). В 2013г. она была повышена до 10936 рублей. Это наименьший показатель среди субъектов СКФО. Среди последних, исключая РД, самый низкий показатель в Карачаево-Черкессии - 14,5 тыс. рублей. Такая же ситуация и у учителей общеобразовательных школ РД в СКФО (Средняя заработная плата отдельных категорий…). Но в первом квартале 2014г. уровень средней заработной платы педагогических работников ДОУ РД поднялся до 11 тыс. рублей, но ситуация в сравнении с другими субъектами СКФО не изменилась (Уровень средней … за январь-март 2014 года). Понятно, что Правительство РФ, уделяя большое внимание развитию дошкольного образования в стране, особо интересуется тем, как идёт этот процесс в республиках Северо-Кавказского федерального округа. Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов на рабочей встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, обсуждая проблемы региона, в частности отметил, что республиканские власти активно реализуют программу строительства детских садов. Глава РД подчеркнул, что «в прежние годы мы создавали около 750 новых мест, теперь планируем более 3 тыс. мест в детских садах» (Сезонные рабочие места…). Он также рассказал о новой идее использования старых зданий, когда после ремонта в них размещается не только начальная школа, но и детские сады. «И если даже мы строим школу, то предусматриваем там, где-нибудь сбоку, организацию и детских садиков с нормальными условиями», - сказал Р. Абдулатипов. При этом он особо подчеркнул, что «детские садики даже в высокогорье строятся по самым современным стандартам» (Сезонные рабочие места …). Была рабочая встреча и у главы Карачаево-Черкесии Р. Темрезова с Д.А.Медведемым, в ходе которой он также проинформировал премьер-министра РФ о программе строительства детских дошкольных учреждений в своей республике. «Я считаю, для нас это одна из самых важных задач - ликвидация очерёдности в дошкольные образовательные учреждения, и считаю, что Карачаево-Черкесия хорошие темпы взяла», - сказал он (Глава Карачаево-Черкесии доложил…). По его словам, в 2013 году в этой республике было введено 20 дошкольных учреждений, в 2014г. началось строительство 25 дошкольных учреждений, из них 11 - по принципу «школа + сад». Далее Р. Темрезов отметил: «На селе это вообще очень удобная конструкция, когда детский сад и школа находятся на одной территории. Мы на этом даже где-то экономим: у нас одно так называемое дето-место обходится дешевле, то есть и на школу, и на детский сад одна инфраструктура, экономим на тех же пищеблоках, - подчеркнул руководитель Карачаево-Черкесии. - Соответственно, планируем ввести с учетом этих 25 объектов более 2700 детских мест. К 2016 году выполним все распоряжения и указы по ликвидации очередности детей от трех до семи лет» (Глава Карачаево-Черкесии доложил…). В настоящее время, по его данным, очередь в детсады в этой республике составляет 3500 детей в возрасте от 3 до 7 лет, и, как он добавил, руководство республики решает вопрос ликвидации очереди детей до 3 лет. Дмитрий Медведев отметил, что это тоже очень важная и актуальная тема. «В любом случае создание детских мест в детских садиках для детей в возрасте от 3 до 7 лет не должно идти за счет поглощения детских мест в ясельных учреждениях, то есть за счет мест для детей до 3 лет. Поэтому на это тоже нужно обращать внимание и, конечно, продолжать строить. Надеюсь, что в конце следующего года вы эти программы завершите», - сказал премьер (Глава Карачаево-Черкесии доложил …). Председатель верхней палаты Федерального Собрания РФ В.Матвиенко, будучи с деловым визитом в середине текущего года в Черкесске, подчеркнула, что руководству Карачаево-Черкесии удается решать одну их многолетних проблем региона - вопрос нехватки мест в детских садах. «За два года в республике построено 20 новых детских садов, сегодня открывается еще один новый детский сад. Кроме того, строится 25 детских садов, в том числе совмещенных со школами. Я рада, что Карачаево-Черкесия идет в числе лидеров субъектов Российской Федерации по темпам ввода новых детских садов» (Матвиенко посетила республику…). Здесь, не умаляя достижения этой республики, снова хочется вернуться к той связи, что, чем меньше субъект, тем легче решить проблему, связанную с ДОУ. Необходимых 3,5 тыс. мест - в КЧР и 66 тыс.- в РД. Сколько же детских садов нужно строить в нашей республике, чтобы удовлетворить этот спрос? Выше простым арифметическим расчётом было определено необходимое количество - в Дагестане следует построить или приобрести 330 двухсотместных ДОУ. Очевидно, что республиканской власти необходимо активно развивать в этой сфере государственно-частное партнёрство. В этой связи хотим обратить внимание ещё на одного возможного партнёра для власти в решении проблем детского дошкольного образования в РД. Это религиозные объединения, Духовное управление мусульман (ДУМ) РД. В Казани, например, 1 сентября 2014 г. открывается первый татарский национальный детский сад для мусульман. Этот проект воплощается в жизнь по инициативе религиозного объединения мусульманских общин - мухтасибата Казани. Дети будут там изучать историю, культуру, обычаи и обряды татарского народа, в том числе связанные с исламом. Татарская культура получит отражение во всей атмосфере сада. Так, например, предполагается, что воспитатели будут одеты в татарские национальные костюмы, интерьеры оформлены в татарском стиле. По словам организаторов, все в будущем садике призвано отражать национальный татарский дух. К еде, как и к одежде, отношение будет также особое. Дети будут питаться только халяльными продуктами. Воспитательницы будут ходить на работу в одежде, которую предписывает мусульманская традиция. Садик рассчитан на 120 мест, детей разделят на шесть групп, в которых будут углубленно изучаться история и культура татарского народа - народные ремесла, творчество известных татарских поэтов, писателей, композиторов. Обучение намечено проводить на двух государственных языках республики - русском и татарском. Посещать садик смогут дети любой национальности и вероисповедания, поскольку помимо национальной и религиозной программы, воспитательный процесс будет включать в себя общеобразовательные дисциплины. С детьми будут заниматься, как и в обычных детсадах, физкультурой, пением, рисованием, чтением, счетом. Причем и на работу в этот детсад могут поступить представители не только мусульман. По словам представителей казанской мусульманской общины, акцент в этом детском саду будет сделан на нравственное воспитание детей. А собственно религиозное воспитание преподадут в облегченной форме. Детям в исламе не прописано читать намаз, но малышам важно будет преподать понимание общих для всех религий понятий о добре, любви и милосердии. По их словам, сегодня очень мало детей-татар воспитывается в своей культуре и понимает ее. В Духовном управлении мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) оптимистично смотрят на развитие татарской национальной культуры в республике. По их словам, сейчас во всей стране заметен тренд на сохранение национальной самобытности - как бы в противовес той советской идеологии, которая создавала безликого, без национальных и религиозных особенностей человека. Это особенно важно, считают ДУМ РТ, в условиях новой современной напасти - глобализации» (В Казани откроется первый татарский…). Глава РД часто в своих выступлениях подчеркивает необходимость возрождения культуры народов Дагестана. Может быть, это возрождение надо начинать с дошкольного возраста, в том числе и в ношении национальной одежды. Начинание ДУМ ТР как раз направлено на реализацию его инициатив в Татарстане. Надо сказать, что в силу большой нехватки детских садов в Ингушетии её главой Юнус-Беком Евкуровым также была поставлена задача проработки возможности использования под дошкольные образовательные центры площадей медресе путём их переоснащения. Для изучения этой проблемы была создана рабочая группа, включающая представителей правительства, муфтията и Роспотребнадзора. В ходе проверок выяснилось, что в 12 из 48 медресе, расположенных в различных населенных пунктах республики, после переустройства помещений можно организовать дошкольный образовательный процесс. При этом он подчеркнул, что программа дошкольного обучения в медресе не должна ничем отличаться от образовательного процесса в детских садах. (В Ингушетии планируют…). Если мусульмане РД последуют примеру этих республик, а государственная власть республики создаст благоприятные условия, способствующие привлечению частного сектора к решению проблем устройства детей в дошкольных образовательных учреждениях, наладит государственно-частное партнёрство в этой сфере, то, возможно, в республике будет реализован указ Президента РФ по развитию ДОУ к 2016 г. На очереди, как говорил Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев в СМИ в День знаний текущего года, предстоит ликвидация двух-, трёхсменной системы организации обучения в общеобразовательных школах. Вероятно, это тоже будет способствовать ликвидации вопросов, связанных с развитием ДОУ, оставшихся нереализованными до 2016г. Ведь существует тенденция совмещать начальную школу с детским садиком в одном корпусе.

M A Rasulov

Email: Rasulovvv@mail.ru

  • Абдулатипов Р.: «Республика должна в полной мере использовать потенциал майских указов» (интервью) [электронный ресурс] // Сайт «Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» 31.07.2013//URL: //http://www.rgvktv.ru/interview/28 Дата обращения 31.08.2014.
  • База данных муниципальных образований Госкомстата РФ. Республика Дагестан [электронный ресурс] // Сайт «Федеральная служба государственной статистики» // URL://http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst82/DBInet.cgi Дата обращения 15.07. 2014.
  • В Дагестане 66 тысяч детей ждут очереди в детский сад [электронный ресурс] // Сайт «Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» 22.05.2014// URL: //www.rgvktv.ru/news/25059. Дата обращения 22.05.2014.
  • В Ингушетии планируют создать дошкольные образовательные центры за счет переоснащения медресе [электронный ресурс] // Портал Южного региона «ЮГА» 9.07.201// URL: http://www.yuga.ru/news/337116/Дата обращения 19.07.2014.
  • В Казани откроется первый татарский национальный детский сад для мусульман [электронный ресурс] // Сайт NEWSru.com 20.06.2014 // URL: // www.newsru.com/religy/20jun2014/kindergarten.html Дата обращения 23.06.2014.
  • Глава Карачаево-Черкесии доложил Медведеву о ликвидации очереди в детсады [электронный ресурс] // Портал Южного региона «ЮГА» 16.07.2014 // URL: //www.yuga.ru/news/338040/ Дата обращения 19.07.2014.
  • Депутаты Ставрополья будут курировать строящиеся в своих округах детсады [электронный ресурс] // Портал Южного региона «ЮГА» 17.07.2014 // URL: http://www.yuga.ru/news/338207/. Дата обращения 19.07.2014.
  • Детсад на 200 мест закроют из-за отсутствия гладильной? [электронный ресурс] // сайт «Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» 10.04.2014// URL://http://rgvktv.ru/news/24453. Дата обращения 22.05.2014.
  • Матвиенко приняла участие в открытии детсада в Карачаево-Черкесии и оценила темпы их строительства в республике [электронный ресурс]// портал Южного региона «ЮГА» 11.07.2014 URL: //www.yuga.ru/news/337548/ Дата обращения 19.07.2014.
  • Мугутдинова Д. Татьяна Гамалей: «Решить проблему с детсадами в Махачкале кавалерийским наскоком не получится» [электронный ресурс] // Сайт «Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» 12.10.2013// URL:// http://rgvktv.ru/interview/32 Дата обращения 31.08.2014.
  • Новый детский сад готовится к открытию в Чародинском районе. Ш.Шахов проинспектировал объект [электронный ресурс] // Сайт «Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан» 02.08.2014 // URL: http://rgvktv.ru/news/26051 Дата обращения 10.08.2014
  • Предварительные данные по подведению итогов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов РД за 2012г. [электронный ресурс] // Сайт «Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по РД» 29.03.2013// URL: //http:// dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts. Дата обращения 10. 08. 2013.
  • Приложение № 5 к постановлению Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 471 «Cтратегия социально-экономического развития территориальной зоны «Махачкала» до 2025 года». С. 38 [электронный ресурс] // Сайт «Приложение №5 I. Общие положения»// URL://http://www.minecrd.ru/data/cont/1304499593/1365422333/1365422455.pdf Дата обращения 27.08.2014.
  • Рагимханова К. Перспективы развития системы дошкольного образования Дагестана обсудили в ходе конференции в Махачкале [электронный ресурс] // Сайт «РИА «Дагестан» 06.06.2014 // URL://www.riadagestan.ru/news/education/perspektivy_razvitiya_sistemy_doshkolnogo_obrazovaniya_dagestana_obsudili_v_khode_konferentsii_v_makhachkale/ Дата обращения 07.06.2014.
  • Северо-Кавказский федеральный округ // Сайт «Каталог публикаций: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации-2013г.» // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14s/Main.htm Дата обращения 13. 04. 2014.
  • Сезонные рабочие места помогают решать проблему с безработицей в Дагестане глава республики [электронный ресурс] // Сайт «Интерфакс» // URL://http://www.interfax russia.ru/South/news.asp?id=520479&sec=1671. Дата обращения 17.07.2014.
  • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений в РД [электронный ресурс] // Сайт «Госкомстат РФ по РД» // URL://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst82/DBInet.cgi Дата обр.29.08.2014
  • Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки по субъектам Российской Федерации за январь-декабрь 2013 года [электронный ресурс] // Сайт «ЗАРПЛАТЫ за 2013г. rar - RAR архив». URL://http://softportalnn013.pp.ru/?page=lending&type=document&size=1&ext=zip&mark=zip&key Дата обращения 15. 08. 2014.
  • Состояние и кадры детских дошкольных учреждений в РД [электронный ресурс] //сайт «Госкомстат РФ по РД» //URL://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst82/DBInet.cgi Дата обращения 29.08.2014
  • Статистический сборник. Россия в цифрах. 2013. С. 148
  • Уровень средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-март 2014 года [электронный ресурс] // Сайт «Госкомстата РФ по РД//URL://www.dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/employment/ Дата обращения 11.06.2014.
  • Ход строительства детских садов - под контролем // Дагестанская правда, 2013, 6 декабря. С. 1-2.
  • Южный федеральный округ // Сайт «Каталог публикаций: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2010 г.» // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_14s/Main.htm Дата обращения 14.05.2013
  • Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, на конец отчетного года, человек [электронный ресурс] // Сайт «ФСГС. База данных показателей муниципальных образований. Дагестан». URL: //www.gks.ru/dbscripts/munst/munst82/DBInet.cgi Дата обращения 29.08.2014

Views

Abstract - 165

PDF (Russian) - 83

PlumX


Copyright (c) 2014 Rasulov M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/