PROFESSIONAL'NOE OBRAZOVANIE V DAGESTANE V 80-E GG. XX V

Cover Page

Abstract


С привлечением новых архивных источников, материалов документальных публикаций, с учетом современных достижений отечественной и зарубежной исторической науки, автор восоздаёт достоверную картину состояния профессионального образования в Республике Дагестан в 80-е гг. XX в. В статье показаны успехи и проблемы в развитии высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Развитие высшего, среднего специального и профессионально-технического образования в СССР и в Дагестанской АССР в 80-х гг. происходило в том же русле, что и в предыдущие десятилетия советского периода, хотя в деятельности учебных заведений этой системы образования, особенно, во второй половине рассматриваемого периода все явственнее стали наблюдаться процессы, характерные для экономики, общественно-политической жизни, всей социально-культурной сферы. Количество высших учебных заведений в республике не изменилось. Как и в 70-е гг., в ДАССР функционировало 5 высших учебных заведений: Дагестанский государственный университет им. В.И.Ленина, Дагестанский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный политехнический институт, Дагестанский государственный медицинский институт и Дагестанский государственный сельскохозяйственный институт. В некоторых городах и крупных рабочих поселках имелись также филиалы вузов. В вузах Дагестана открылись новые факультеты. Уже в 1989 г. их насчитывалось 43, против 39 в 1976 г. Другим новшеством, вошедшим в жизнь дагестанских вузов в 80-е гг., стала смена их руководства. Во всех вузах республики, кроме сельскохозяйственного института, сменились ректоры. Произошли также изменения в составе проректоров, деканов, заведующих кафедрами высших учебных заведений. В 1984 г. был освобожден от должности ректор медицинского института проф. М.М. Максудов, четверть века, возглавлявший этот вуз. Ректором вуза был избран проф. А.М. Голубев, ректор политехнического института проф. К.М. Магомедов стал председателем президиума Дагестанского филиала АН СССР, его место занял проф. М.С. Аминов, в 1987 г. ушел с должности ректора государственного университета проф. А.А. Абилов, который более 28 лет успешно руководил Дагестанским государственным педагогическим институтом, а с 1957 г., с небольшим перерывом, – Дагестанским государственным университетом. На его место был избран, работавший до этого ректором педагогического института, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, проф. Магомедов А.М. Для большей наглядности состояния сети, динамики роста контингентов студентов и выпуска специалистов высшими учебными заведениями республики в 80-е гг. приведем в таблице данные, опубликованные статистическим управлением ДАССР (ныне Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан). Таблица 1. Учебный год Число вузов В них студентов тыс. Из них обучалось в дневных отделениях тыс. В вечерних отделениях тыс. На заочных отделениях тыс. Выпуск специалистов тыс. 1980–81 5 26,2 16,8 1,2 8,2 4,1 1985–86 5 24,8 14,5 1,3 9,0 4,5 1990–91 5 28,0 17,7 1,2 9,1 4,2 Составлено по: Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 213–214; О социально-культурном состоянии.., 1997. С. 23, 26 Как показывает таблица, в течение десятилетия рост численности студентов вузов составил 1,8 тыс. человек. На 900 человек возросла численность студентов, обучающихся на их дневных отделениях, в целом стабильным оставалось количество студентов-вечерников, заметно возросла численность, занимающихся на заочных отделениях вузов. Увеличился также, по сравнению с предыдущим десятилетием, выпуск специалистов с высшим образованием. Так, в 1970–71 учебном году вузы Дагестана выпустили 2,7 тыс. специалистов, в 1975–76 учебном году 3,6 тыс. человек, а в 1990–91 учебном году 4,2 тыс. человек. Уже к середине 80-х гг. ХХ в. один только Дагестанский государственный университет выпускал больше молодых специалистов с высшим образованием, чем их выпускали в 1965–1966 учебном году все 4 вуза республики. Картина выпуска специалистов с высшим образованием по отраслевым группам специальностей в рассматриваемое время выглядит так. В 1975–76 учебном году вузы Дагестана выпустили 600 специалистов для промышленности и строительства, в 1980 г. – 662, в 1985 г. – 654, в 1990 г. – 635, для сельского хозяйства, соответственно, 500, 472, 628 и 607; для здравоохранения, по физической культуре и спорту – 600, 569, 546, 426; просвещения – 1900, 2411, 2653 и 2550 специалистов (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 213–214; О социально-культурном состоянии.., 1997. С. 22). Сотни специалистов выпускали вузы Дагестана по экономике и праву. Готовили их Дагестанский государственный университет (экономика, право), педагогический институт (право), политехнический и сельскохозяйственный институты (экономика). Отметим еще одну особенность, ставшую характерной для высшего образования республики второй половины 70-х и 80-х гг. ХХ в. – это усиление притока в дагестанские вузы студентов из других республик, краев и областей страны и прием молодежи из ряда зарубежных стран. Так, в 1977 г. в Дагестанском государственном медицинском институте обучались представители 18 союзных, автономных республик, краев и областей СССР. В институт в этом году были приняты представители 31 национальности страны, а в 1984 г. – 48 (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5468. Л. 68). В 1979 г. Дагестанский государственный университет начал принимать студентов из зарубежных стран. Уже в 1982 г. в университете обучалось более 200 студентов из Кубы, Лаоса, Индии, Вьетнама, Монгольской Народной Республики, арабских стран (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5219. Л. 119). К ноябрю 1983 г. численность иностранных студентов вместе с обучающимися в подготовительных отделениях достигло 250 человек (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5303. Л. 34). Вскоре в университете иностранцы стали проходить и аспирантскую подготовку. Зарубежным студентам и аспирантам были созданы благоприятные условия для учебы и быта. Им было выделено просторное, благоустроенное общежитие. С ними занимались высококвалифицированные и опытные преподаватели. В 1985 г. университет готовил специалистов для 18 зарубежных стран. Вслед за университетом иностранных студентов стал принимать и Дагестанский медицинский институт. На специальном факультете института готовились врачи для Египта, Индии, Турции, Бангладеша, Йемена, Непала и других стран. Многие выпускники Дагестанского университета и медицинского института поддерживали дружеские связи с их вузами. Так, в конце 1984 г. кубинцы – выпускники экономического факультета ДГУ прислали письма, в которых выражали свою благодарность коллективу преподавателей, всем, кто находился рядом с ними в годы учебы, за заботу и знания. Сообщали, что все устроились на работу и тепло вспоминали время, проведенное в кругу дагестанских друзей (Дагестанская правда, 1985). В 80-е гг. высшие учебные заведения еще более расширили свои связи с вузами Москвы, Ленинграда, республик краев и областей страны. К примеру, Дагестанский университет поддерживал тесные контакты с Ростовским государственным университетом. Ректор РГУ, член-корреспондент АН СССР Ю.А. Жданов, известные ученые вуза часто бывали в Дагестанском университете, общались с преподавателями, делились с ними опытом работы, читали лекции студентам. Аналогичные связи поддерживали со многими вузами страны и дагестанские педагогический, политехнический, медицинский и сельскохозяйственный институты. Развивались также связи дагестанских высших учебных заведений с вузами ряда зарубежных государств. Развитие связей с советскими и зарубежными работниками высшей школы способствовало обогащению арсенала научно-исследовательского и научно-педагогического опыта профессоров и преподавателей дагестанских вузов, служило подспорьем в совершенствовании их деятельности. В рассматриваемое десятилетие произошли заметные изменения в численности, профессионально-квалификационном уровне научно-педагогических работников вузов республики. Делалось многое для повышения профессиональной квалификации преподавателей, особенно, тех, кто еще не имел ученой степени и ученого звания. Преподаватели вузов периодически направлялись на курсы повышения квалификации в известные, зарекомендовавшие себя крупными достижениями в науке и научно-педагогической практике высшие учебные заведения страны. В самих дагестанских вузах для преподавателей, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями, как правило, создавались необходимые условия для выполнения квалификационных исследований. К концу 1983–84 учебного года на 50 кафедрах Дагестанского университета работали 35 докторов наук, профессоров и около 300 кандидатов наук, доцентов (КаймаразовГ.Ш., 2007. С. 368), в Дагестанском педагогическом институте (в 1984–85 учебном году) – 22 доктора и 250 кандидатов наук (Дагестанская правда, 1985). В Дагестанском медицинском институте из 52 кафедр (1984 г.) 32 возглавляли доктора наук, профессора. Процент преподавателей с ученой степенью доктора наук и кандидата наук достиг в вузе к тому времени 87, тогда как по медицинским вузам Российской Федерации он составлял 73 (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5468. Л. 68). В 1984 г. в 18 научных учреждениях и 5 высших учебных заведениях республики насчитывалось 3204 научных и научно-педагогических работника, из которых 164 человека имели ученую степень доктора наук и 1551 кандидата наук. К концу 1988 г. численность научных и научно-педагогических работников Дагестана составила 3345 человек, из них 186 имели ученую степень доктора наук и 1742 – кандидата наук (Образование, культура, здравоохранение.., 1995. С. 45). Иначе говоря, численность научных и научно-педагогических работников с учеными степенями возросла на 213 человек. Нам уже доводилось писать о том, какую практическую помощь Каспийскому филиалу Ленинградского кораблестроительного института в подготовке квалифицированных специалистов в области техники оказывали ученые головного института, заслуги которых были отмечены присвоением им почетных званий Заслуженного деятеля науки ДАССР. Практика оказания методической и другой помощи преподавателям дагестанских вузов высококвалифицированными специалистами вузов Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону и других известных вузовских центров страны продолжалась и в 80-е гг. На оказание такой помощи и улучшение координации деятельности вузов ДАССР нацеливали распоряжения и приказы Министерств высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР. Так, в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 18 сентября 1984 г. в составе Дагестанского университета были созданы три межвузовских научно-исследовательских лаборатории: по биологии, физическим свойствам магнитных материалов и физико-химическим методам исследований и анализа (Наука и высшая школа в Дагестане.., 2008. С. 101). В 1986 г. при университете была организована также межвузовская научно-исследовательская лаборатория диэлектриков и полупроводников (Наука и высшая школа в Дагестане.., 2008. С. 113). Имелось ввиду, что функционирование межвузовских лабораторий, наряду с совершенствованием уровня научных исследований в области естественно-научных, технических наук, улучшением координации исследований в этой области с Дагестанским филиалом АН СССР и вузами республики, будет способствовать более активному вовлечению студенчества в научно-исследовательскую работу, а значит – лучшей общетеоретической и практической подготовке специалистов. С целью реализации требований постановления Верховного Совета СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы Министерства высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР приняли решения об организации педагогических отделений в университетах страны. Предполагалось, что создание педагогических отделений в университетах будет способствовать повышению уровня подготовки учительских кадров. 29 июля 1987 г. ректор Дагестанского государственного университета проф. А.А. Абилов издал приказ об организации педагогических отделений на 7 факультетах вуза: филологическом, на факультете иностранных языков, на историческом факультете, а также на факультетах – математическом, физическом, химическом и биологическом с общей численностью приема в отделения – 460 человек (Наука и высшая школа в Дагестане.., 2008. С. 117). Вопросам развития высшего образования, как и в предыдущие десятилетия, большое внимание уделяло партийное и государственное руководство Дагестанской АССР. В 80-е гг. Дагестанским обкомом КПСС и Советом Министров ДАССР был принят ряд постановлений о состоянии и мерах совершенствования работы высших учебных заведений республики. Часть их была принята во исполнение решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принимавшихся в связи с ходом выполнения решения пленума ЦК КПСС и постановления Верховного Совета СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, другие – согласно собственным планам осуществления контроля за деятельностью высших учебных заведений. Принимались также специальные решения, когда партийно-государственное руководство республики находило нужным принимать меры в связи с неблагополучным положением дел в том или ином вузе. Так, в октябре 1981 г. бюро Дагестанского обкома КПСС приняло постановление о работе Дагестанского сельскохозяйственного института по повышению качества подготовки специалистов в свете требований XXV съезда КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». В марте 1984 г. бюро Дагобкома КПСС принимает решение о серьезных недостатках в подготовке специалистов в Дагестанском медицинском институте. В июле 1987 г. Совет Министров ДАССР в постановлении «О мерах по коренному улучшению качества подготовки специалистов с высшим образованием для народного хозяйства» потребовал, чтобы вузы республики, перестроив работу в соответствии с требованиями XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, добились серьезного улучшения дела подготовки специалистов с высшим образованием (ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 71. Д. 586. Л. 164). Мы уже отмечали, что в 80-е гг. в руководстве дагестанских вузов, за исключением сельскохозяйственного института, произошли изменения. Изменения эти коснулись и в известной степени отразились на всей внутренней жизни высших учебных заведений, были осуществлены некоторые коррективы в структуре их подразделений. В вузах открылись новые кафедры. В 1986 г. в Дагестанском медицинском институте открылся подготовительный факультет для иностранных граждан, а в 1987 г. и факультет по работе с иностранными гражданами (Дагестанская государственная академия.., 2002. С. 18). Как отмечалось, в июле 1987 г., в соответствии с приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР на 7 факультетах Дагестанского университета были организованы педагогические отделения (Наука и высшая школа в Дагестане.., 2008. С. 117). В этом же году во внутреннюю жизнь университета было введено еще одно новшество. Руководствуясь совместным постановлением Минвуза СССР, ЦК ВЛКСМ и секретариата ВЦСПС от 17 июня 1987 г. «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями», университет принял «Положение о студенческом самоуправлении в вузе». Однако, практика показала, что это нововведение не оказало позитивного влияния на повышение уровня подготовки специалистов в университете. Оно привело к ослаблению роли деканатов в деле улучшения учебной дисциплины, в проведении внеаудиаторных массовых мероприятий, решении других важных вопросов в жизни и быта студентов (Дагестанский государственный университет.., 2001. С. 50–51) . В 1986 г. в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в Дагестанском государственном педагогическом институте была открыта аспирантура, что свидетельствовало о возросшем уровне профессиональной квалификации профессорско-преподавательского коллектива учебного заведения. В 1988 г. в Дагестанском университете библиотечное отделение было выделено в самостоятельное структурное подразделение вуза – библиотечный факультет (ЦГА РД. Ф. 803-р. Оп. 7. Д. 418. Л. 10). Эта мера была призвана улучшить подготовку квалифицированных библиотечных работников, в чем особенно нуждались сельские библиотеки республики. В 70-е, да и в предыдущие годы в вузах Дагестана плодотворно трудилось значительное количество известных научных и научно-педагогических работников, формировавших новые поколения квалифицированных специалистов для отраслей экономики, социально-культурной сферы, сферы управления и обслуживания. Часть их продолжала работать в высших учебных заведениях ДАССР и в 80-е гг. В частности, в 80-е гг. в Дагестанском университете продолжали, как и ранее, плодотворную деятельность крупные ученые – профессора Магомедов Р.М., Кашкаев Б.О., Эмиров Н.П., Магомедов Ш.М., Аликберли М.А., Агаев А.Г., Рамазанов Х.Х., Гайдаров Р.И., Вагабов М.В., Эфендиев А.З., их более молодые коллеги Аливердиев А.А., Сатавов Н.А., Агаширинова С.С., Магомедов Д.М., Омаров О.А., Эмирбеков Э.З. и др., в Дагестанском пединституте Буржунов Г.Г., Сулейманов Р.Б., Керимов И.К., Ганиев И.М., Шигабутдинов М.Ш., Багдуев Г.Б., Асеков И.Х., Алиева Б.А., Исмаилов А.Ш. и др.; в медицинском институте Гаджиев Х.А., Омаров С.М. Масуев А.М., Далгат Д.М., Атаев С.Д., Шамов И.А., Магомедов А.З., Махачев М.О., Гаджимирзаев Г.А., Гасанов С.М., Абдуллаев М.А. и др., в Дагестанском сельскохозяйственном институте Зубаиров М.М., Бабаев Ю.А., Алишейхов А.М., Керимов И.К., Вагабов М.В., Омаров Д.С. и др., в Политехническом институте Магомедов К.М. (до 1984 г.), Аминов М.С., Алиев А.И., Мухтаров Х.Ш., Кажлаев А.А., Хасбулатов Х.М. и др. В вузах Дагестана, наряду с научно-педагогическими работниками, выходцами из местных народностей, плодотворную преподавательскую, научную и воспитательную работу со студенческой молодежью вели десятки представителей русской национальности и русскоязычные ученые других национальностей страны. Хотя во второй половине 80-х гг. из-за продолжающегося оттока из Дагестана русских и русскоязычных специалистов и естественных убытков их стало относительно меньше. В Дагестанском университете, наряду со старейшинами корпуса республиканского вузовского образования Львовым П.Л., Мелик-Саркисовой Н.В., Судаковой Н.Я., Дзагуровой В.П., Прик О.Я., Виленской Н.А., плодотворно трудились их более молодые коллеги Горбанев Н.А., Егорова В.П., Криштопа А.Е., Щеликов О.Д., в педагогическом институте вели научную и научно-педагогическую работу – Шоцкая Л.И., Коротков Б.И., Абдуллаева Г.В., Поцхверева А.С. и др., в сельскохозяйственном, наряду с мастистыми учеными-ветеранами вуза Золоторевым Н.А., Загородным Г.П., Потаниной А.В., Лишанский М.А., Бабаев Ю.А. и др., в медицинском – Сулаквелидзе Т.С., Векслер М.И., Эккерт Л.Г., Рубаха А.К., Шварц В.В. и др. Продолжали научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузе профессора Голин Я.И. и Михайловский М.С. Позитивные изменения в уровне профессиональной квалификации профессорско-преподавательских коллективов вузов и совершенствование структуры их подразделений сказались на учебной и воспитательной работе со студенчеством, на привлечении их к научно-исследовательской работе, подготовке к практической деятельности по специальности. В 80-е гг. произошло заметное увеличение количества выпускников, выполняющих дипломные работы и проекты, а также студентов, участвующих в выполняемых вузами хоздоговорных исследованиях. Более заметным был этот рост в первой половине десятилетия. Так, уже в начале 80-х гг. около 92 % выпускников Дагестанского университета защитили дипломные работы на «отлично» и «хорошо». Повысился уровень дипломных работ, выполненных по заказу предприятий и защищенных на предприятиях (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5159. Л. 169). 15 октября 1981 г. Указом президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развитии научных исследований Дагестанский государственный университет был награжден орденом Дружбы народов. 9 октября 1982 г. Орденом Дружбы народов были отмечены заслуги Дагестанского государственного медицинского института в подготовке квалифицированных специалистов, развитии медицинской науки и народного здравоохранения, а 5 января 1983 г. орденом Дружбы народов были отмечены и заслуги Дагестанского сельскохозяйственного института в подготовке «высококвалифицированных специалистов и развитии сельскохозяйственной науки». Таким образом, высокими государственными наградами в связи с 50-летием Дагестанского университета, медицинского и сельскохозяйственного институтов был отмечен плодотворный труд в деле подготовки квалифицированных специалистов и развитие отечественной науки ряда поколений ученых и научно-педагогических работников трех старейших вузов Дагестанской АССР, внесших весомый вклад в развитие высшего образования и прогресс отечественной науки. Как и в предыдущие годы, много дагестанцев продолжало образование в союзных и российских специальных учебных заведениях. По ряду дефицитных специальностей для представителей дагестанской молодежи выделялись льготные квоты в известных вузовских центрах страны. Так, в 1978–1983 гг. на учебу в разные города страны по льготной квоте было направлено 159 дагестанцев: аварцев – 42, даргинцев – 22, кумыков – 25, лезгин – 24, лакцев – 16, табасаранцев – 4 и представителей других национальностей – 26 человек (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 374). Десятки дагестанцев обучались в высших партийных школах. Уже в начале 80-х гг. около 90 % партработников, включая освобожденных секретарей первичных парторганизаций, имели высшее образование. К тому времени высшее образование имели все секретари райкомов и горкомов КПСС и все председатели райгорисполкомов республики. Таким образом, в 80-е гг. развитие высшего образования в Дагестане, как и в стране в целом, было поступательным и привело к дальнейшему пополнению кадрового потенциала республики специалистами высокой квалификации. Протекал этот процесс не без трудностей, недостатков и даже не без видимых деформаций. Одним из основных пробелов в деятельности системы вузовского образования исследуемого десятилетия являлся недостаточный, не соответствующий в полной мере потребностям современного научно-технического прогресса уровень теоретической и практической подготовки части выпускаемых специалистов. Приходится с сожалением констатировать, что рост численности преподавателей с учеными степенями и званиями, расширение площади под учебные аудитории и лаборатории, улучшение оснащенности учебных заведений оборудованием, техническими средствами обучения не всегда сопровождались адекватным повышением теоретических знаний и практической подготовкой студентов. В рассматриваемое десятилетие еще явственнее обозначались признаки усиливающейся тенденции к снижению престижа образования, стало отчетливо наблюдаться ослабление учебной и общественной дисциплины студентов, большее распространение получили пропуск занятий без уважительной причины, оставление учебы иногда без достаточных на то оснований, факты отчисления из вузов в связи с неуспеваемостью, совершением недостойных студента проступков. Несмотря на заметный рост выпуска специалистов с высшим образованием все еще ощущалась нехватка в них во многих сельских районах республики. Как отмечалось в постановлении Совета Министров ДАССР от 21 апреля 1983 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению подготовки учителей, медицинских и культурно-просветительных работников высшей и средней квалификации для сельской местности» в 400 сельских общеобразовательных школах не велось преподавание иностранных языков из-за отсутствия преподавателей по этому учебному предмету. В лечебно-профилактических учреждениях дагестанского села недоставало 417 врачей различных специальностей (ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 71. Д. 357. Л. 68). В постановлении говорилось о большой текучести специалистов с высшим и средним образованием и указывалось на необходимость усиления внимания учета потребности в кадрах отдельных районов и сельских населенных пунктов республики (ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 71. Д. 357. Л. 69). Продолжали иметь место случаи, когда выпускники высших учебных заведений не являлись на работу по месту назначения. Так, из 582 выпускников Дагестанского медицинского института 1989 г. своевременно к месту назначения не прибыло 15 человек, в то время как в 34 сельских районах республики не хватало врачей (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5468. Л. 28). Многие выпускники вузов оседали в городах, в частности, в г. Махачкале, хотя здесь не ощущалась нехватка в специалистах. Так, из 98 экономистов-организаторов – выпускников Дагестанского сельскохозяйственного института 1981–1983 гг., оставленных по распределению в Дагестане, 28 человек были трудоустроены в городах республики, из них 23 в Махачкале (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 375). Еще более чем в предыдущие десятилетия, обострились негативные проявления в практике приема абитуриентов в высшие учебные заведения. Взятки, прием в вузы по звонкам лиц, занимающих руководящие должности во властных структурах, а зачастую и лиц, уполномоченных этими структурами и общественными организациями для наблюдения за ходом конкурсного отбора студентов, получили дальнейшее распространение и отрицательно сказывались на эффективном функционировании системы высшего образования и подготовке высококвалифицированных специалистов. Несмотря на существенные недостатки, имевшиеся в деятельности дагестанских вузов, 80-е гг. ХХ в. характеризовались дальнейшим поступательным движением системы высшего образования республики, позволившим обеспечить пополнение отраслей народного хозяйства, социально-культурной и других сфер квалифицированными кадрами. Так, если в 1980 г. в народном хозяйстве Дагестанской АССР было занято 52,3 тыс. специалистов с высшим образованием, то в 1989 г. – 79,2 тыс. Численность специалистов с высшим образованием возросла за эти годы почти на 27 тыс. человек. Количество женщин-специалистов составило в 1989 г. 32,9 тыс. и увеличилось по сравнению с 1980 г. на 10,9 тыс. человек (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 382). Таким образом, к концу 80-х гг. Дагестан располагал многотысячным корпусом высококвалифицированных специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, социально-культурной сферы, сферы управления, обслуживания и др. В рассматриваемое десятилетие некоторые изменения произошли в деятельности учебных заведений среднего специального образования. Хотя сеть техникумов и училищ оставалась в целом стабильной, несколько уменьшились прием молодежи в эти учебные заведения и выпуск специалистов со средним образованием. Произошли изменения и в профиле подготавливаемых специалистов этими учебными заведениями. В педагогических училищах республики изменения эти стали осуществляться уже со второй половины 70-х гг. Так, в 1980 г. Буйнакское педучилище готовило учителей начальных классов и учителей труда, Дербентское педучилище – дошкольных работников, пионервожатых и учителей начальных классов, Избербашское педучилище – учителей музыки, черчения и рисования, Хасавюртовское педучилище – учителей физкультуры, пионервожатых и учителей начальных классов. В 1981 г. педучилища Дагестанской АССР приняли 500 человек. В первой половине 80-х гг., по оценке Х.Г.Магидова, они выпускали ежегодно до 500 учителей. К началу 1983-84 учебного года около 98 % учителей подготовительных – третьих классов школ республики имели соответствующее образование (Магидов Х.Г., 19. С. 219). Некоторое уменьшение приема в педучилища в 80-е гг., объяснявшееся ростом подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием педагогическими отделениями Дагестанского университета и педагогическим институтом, не означало, что прием молодежи в средние специальные учебные заведения, готовящие медицинских работников и некоторых других специалистов также сократился. Так, в 1981–82 учебном году в медицинские училища республики было принято 1230 человек, тогда как в 1975-76 учебном году – 725 (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 377). В 1983 г. в Махачкале было открыто новое медицинское училище по повышению квалификации среднего медицинского персонала, где за короткий срок прошли обучение 980 человек (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 377). В 1985 г. в 5 медицинских училищах ДАССР обучалось 3703 учащихся. В одиннадцатой пятилетке были построены учебно-лабораторные корпуса и общежития для Буйнакского и Каспийского медицинских училищ, строился комплекс для Дербентского медучилища на 640 мест (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5665. Л. 264). В 1986 г. медицинские училища Дагестана выпустили 1239 медработников со средним образованием, а в 1987 – 1364 (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 5769. Л. 9). К концу одиннадцатой пятилетки (1985 г.) в больничных учреждениях республики работало 16389 человек – среднего медицинского персонала, против 13219 в 1980 г. (Народное хозяйства Дагестанской АССР.., 1987. С. 219). В рассматриваемый период в среднем до одной тысячи – 1,2 тыс. человек обучалось в средних специальных учебных заведениях искусства. В республике функционировали два музыкальных училища (в Махачкале и Дербенте), художественное училище (в Махачкале), сеть музыкальных школ в городах и сельских населенных пунктах. Уже в 1981 г. в Дагестане насчитывалось 78 музыкальных школ. Десятки представителей дагестанской молодежи получали художественное образование в средних учебных заведениях за пределами республики. Функционирование учебных заведений искусства имело большое значение для повышения уровня художественной культуры дагестанцев, в частности, для подрастающего поколения республики. Часть выпускников этих учебных заведений направлялась на работу в общеобразовательные школы, в том числе, в сельские школы Дагестана. Учащиеся музыкальных училищ и школ часто давали концерты на предприятиях, в колхозах, совхозах, выезжали с концертными программами в республики, края и области России, знакомя их жителей с музыкальной культурой народов многонационального горного края и демонстрируя свои успехи в овладении учшими музыкальными произведениями отечественных и зарубежных композиторов. В 80-е годы несколько увеличился по сравнению с предыдущим десятилетием выпуск специалистов со средним образованием для промышленности. Уже в 1981 г. для этой отрасли экономики было выпущено 1,7 тыс. специалистов, тогда как в 1976 г. – 1,4 тыс. В последующие годы вплоть до середины десятилетия выпуск специалистов для промышленности средними специальными учебными заведениями оставался в целом стабильным – на уровне 1,7–1,6 тыс. человек в год (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 214). Это было связано с продолжающейся потребностью развивающихся, хотя и относительно замедленными темпами, отраслей индустрии. С середины 80-х гг. начинается некоторое уменьшение выпуска специалистов промышленности этими учебными заведениями. Аналогичной была картина подготовки специалистов и со средним образованием для сельского хозяйства. Увеличился численный состав, повысился профессионально-квалификационный уровень педагогических коллективов средних специальных учебных заведений. В рассматриваемые годы практически все преподаватели техникумов и училищ республики имели высшее образование. Имелись среди них и лица, защитившие диссертации и ставшие кандидатами наук. Это, наряду с развитием материально-технической базы, способствовало совершенствованию работы учебных заведений, повышению уровня подготовки специалистов. Выпускники дагестанских средних специальных учебных заведений направлялись не только на промышленные предприятия, транспорт, в строительные организации, сельскохозяйственные предприятия, медицинские учреждения, учреждения культуры и искусства республики, но и в другие регионы страны. Так, на выпускников открывающегося в 1981 г. при Дагестанском строительном техникуме отделения техников-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования были получены заявки из Ленинграда, Сочи, Петрозаводска, Тюмени, Краснодара, Ставрополя. Заявки были удовлетворены. В 1985 г. только 25 % выпускников этого отделения (из 50 человек) было оставлено в Дагестане. В этом году в отделении обучалось 210 человек (Каймаразов Г.Ш., 2007. С. 379). Как и в предыдущие годы, хорошо отзывались о работе по специальности на производстве в Дагестане и за пределами республики выпускников махачкалинских механического, политехнического, дербентского механического, махачкалинских автодорожного и сельскохозяйственного техникумов. В рассматриваемое десятилетие продолжался приток в средние специальные учебные заведения Дагестана молодежи из других республик, краев и областей СССР и РСФСР. В техникумах и училищах республики, как и в предыдущие годы, обучались представители молодежи десятков национальностей страны. В средних специальных учебных заведениях ДАССР работало немало опытных, преданных своей работе руководителей и преподавателей, снискавших заслуженный авторитет среди коллег, любовь учащихся и уважение общественности: Казиахмедов К.Б. (Дербентское педучилище), Дугричилов М.М. (Избербашское педучилище), Шилаев Г.С. (Буйнакское педучилище), Корякин Д.Н. (Дагестанский механический техникум), Юсупов И.Ю. (Дагестанский политехнический техникум) и др. Плодотворный труд этих и многих других руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений был отмечен государственными наградами, присвоением им почетных званий заслуженного учителя школы РСФСР и заслуженного учителя школы ДАССР. Изменения в сети и численности учащихся средних специальных учебных заведений в 80-е гг. показаны в приводимой ниже таблице. Таблица 2 Учебный год Количество учебных заведений Численность учащихся тыс. Выпуск 1980–81 28 26,5 7200 1985–86 28 24,3 6800 1990–91 27 21,1 6402 Составлено по: Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 213–215; Образование, культура, здравоохранение.., 1997. С. 25, 30. Таблица, составленная на основе данных официальной статистики, свидетельствует, что сеть средних специальных учебных заведений в рассматриваемое десятилетие оставалась в целом стабильной. Однако, заметно уменьшилась численность учащихся техникумов и училищ. Наибольшее количество обучающихся в этих учебных заведениях приходилось на 1980–81 учебный год. В этом учебном году в техникумах и училищах Дагестанской АССР обучалось 26,5 тыс. учащихся, а выпуск специалистов со средним образованием составил 7200 человек. В течение десятилетия происходило уменьшение как численности обучающихся, так и количества выпускаемых специалистов. Так, в 1990–91 учебном году в техникумах и училищах республики обучалось на 5,4 тыс. учащихся меньше, чем в 1980–81 учебном году, а выпуск специалистов уменьшился почти на 800 человек. Выше мы уже отмечали, чем было вызвано уменьшение приема, численности обучающихся и выпуска специалистов средними специальными учебными заведениями в рассматриваемые годы. В частности, указывали на уменьшение приема учащихся и выпуска специалистов средними педагогическими учебными заведениями. Напомним, если в 1975-76 учебном году в средних учебных заведениях системы просвещения обучалось 5,7 тыс. учащихся и они выпустили 1,4 тыс. учителей со средним образованием, то уже в 1985-86 учебном году численность обучающихся в этих учебных заведениях уменьшилась до 4,1 тыс. человек, а выпуск – до 900 человек (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 211, 214). Не претерпел существенных изменений показатель соотношения между выпуском специалистов дневными, вечерними и заочными отделениями техникумов и училищ. Основной формой подготовки специалистов со средним образованием оставались дневные отделения учебных заведений. Так, в 1980–81 учебном году из 7,2 тыс. специалистов, подготовленных техникумами и училищами республики, 5,1 тыс. приходилось на дневные отделения этих учебных заведений, 0,6 тыс. – на вечерние и 1,5 – на заочные отделения, а уже в 1985–86 учебном году – соответственно – 6,8 тыс., 4,7 тыс., 0,4 тыс. и 1,7 тыс. человек. За пять лет, при некотором общем сокращении выпуска специалистов средними специальными учебными заведениями, несколько увеличился их выпуск заочными отделениями техникумов и училищ. В рассматриваемое десятилетие в деятельности средних специальных учебных заведений, как и в работе вузов республики, имелись существенные недостатки. Трудности, мешавшие плодотворной работе учебных заведений, преодолевались очень медленно. Еще явственнее стали проявляться формализм и начетничество в учебно-воспитательном процессе техникумов и училищ, ослабление учебной и общественной дисциплины учащихся, а более частыми стали пропуски занятий без уважительных причин. Все это сказывалось на уровне подготовки специалистов к практической деятельности выпускников учебных заведений, вызывало текучесть кадров. Материально-техническая и учебная база некоторых техникумов и училищ не в достаточной мере соответствовала растущим потребностям общетеоретической и практической подготовки будущих специалистов. Учебные заведения испытывали тесноту учебно-лабораторных помещений, нехватку оборудования, современных технических средств обучения и др. Административно-командные методы руководства учебными заведениями, диктат чиновников властных структур сковывали творческую инициативу педагогов, негативно сказывались на теоретической и практической подготовке учащихся. В средних специальных учебных заведениях наблюдался значительный отсев учащихся до окончания курса обучения, а некоторая часть их выпускников, как и выпускников вузов, не являлась на работу в соответствии с выданным направлением. Случалось также, что некоторые выпускники техникумов и училищ устраивались на работу не по полученной специальности или трудоустраивались в городах республики, тогда как дагестанское село все еще продолжало испытывать нехватку в специалистах со средним образованием. На работе специалистов со средним образованием на производстве, в социально-культурной сфере сказывался и сравнительно низкий уровень оплаты их труда, недостаточное внимание к условиям их жизни и практической деятельности со стороны работников властных структур как местных, так и республиканских. Несмотря на имевшиеся недостатки, нерешенные или недостаточно удовлетворительно решаемые проблемы в 80-е гг. ХХ в. тысячи специалистов по десяткам специальностей индустриального, сельскохозяйственного, социально-культурного, управленческого, обслуживающего профиля, ежегодно выпускавшиеся средними специальными учебными заведениями Дагестана, наряду с сотнями специалистов со средним образованием, оканчивающими такие учебные заведения за его пределами, а также направляемыми на работу министерствами и ведомствами Российской Федерации, значительно пополнили кадровый потенциал республики. К концу 80-х гг. ХХ в. Дагестанская АССР располагала многотысячным отрядом специалистов с высшим и средним образованием. Так, в 1989 г. в народном хозяйстве республики было занято 178,7 тыс. специалистов, из которых 79,2 тыс. специалистов имели высшее и 99,5 тыс. среднее образование. Женщин-специалистов, занятых в народном хозяйстве, насчитывалось 90,3 тыс., из них 32,9 тыс. с высшим и 57,4 тыс. со средним образованием. За 1980–1989 гг. численность специалистов, занятых в народном хозяйстве Дагестана возросла на 55,8 тыс. человек, в том числе количество специалистов с высшим образованием на 26,9 тыс. человек и со средним образованием на 28,9 человек (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 168; Образование, культура, здравоохранение.., 1997. С. 41). Приведенные данные свидетельствуют, что в рассматриваемое десятилетие относительно высокими были темпы насыщения отраслей народного хозяйства республики женскими кадрами со специальным образованием. За указанные выше годы численность женщин-специалистов, занятых в народном хозяйстве, увеличилась на 30,0 тыс., в том числе специалистов с высшим образованием – на 10,9 тыс. человек и со средним образованием – на 19,1 тыс. человек (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 168; Образование, культура, здравоохранение.., 1997. С. 41). В конце 80-х гг. женщины опережали по численности мужчин-специалистов со средним образованием, и их численность приблизилась к количеству мужчин-специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве. Благодаря расширению профиля подготавливаемых специалистов, дагестанские вузы и средние специальные учебные заведения к концу рассматриваемого времени уже были, в основном, в состоянии удовлетворить потребности в специалистах отрасли народного хозяйства, социальной сферы, в значительной мере – органов управления, сферы обслуживания и ряда отраслей художественной культуры республики. Уже в 70-е гг. в системе профессионально-технического образования страны стали осуществляться меры, призванные существенно модернизировать подготовку профессиональной рабочей смены. Профессионально-технические учебные заведения стали переводиться в категорию средних, т.е. выполняющих не только функции подготовки квалифицированных рабочих, но и дающих полное среднее общее образование. Там, где имелись необходимые условия, открывались технические училища. Вызвано это было необходимостью привести профтехническую образовательную систему в соответствие с потребностью времени, научно-технического прогресса. Начавшийся в 70-е гг. ХХ в. процесс модернизации системы профессионально-технического образования продолжался и в рассматриваемое время, хотя во второй половине десятилетия стали проявляться явные признаки его свертывания. Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы не обошел стороной и систему профтехобразования. В Дагестанской АССР уже в 1979–80 учебном году в системе профтехобразования доля средних и технических училищ достигла 86 % (Дагестанская правда, 1980). В технических училищах республики готовились специалисты: машинист машин ВВС, огнеупорщик, слесарь-инструментальщик, токарь-универсал, штамповщик, токарь-револьверщик, слесарь по ремонту промышленного оборудования, монтажник радиоаппаратуры и приборов. В 1980 г. технические училища Дагестана выпустили 1100 квалифицированных рабочих для промышленных предприятий и строительных организаций (Ананьева Е.С., 1987. С. 122). Нам уже приходилось писать о том, что в самом начале 80-х гг. в республиканской периодической печати появились заслуживающие внимания материалы об опыте некоторых технических училищ, которые добились хороших результатов в формировании квалифицированной рабочей смены. Так, в январе 1981 г. газета «Дагестанская правда» рассказала о работе Избербашского технического училища № 3 и технического училища № 6 г. Хасавюрта (Дагестанская правда, 1981). Публиковала газета материалы и о деятельности других профессионально-технических училищ. В частности, в одной из публикаций «Дагестанской правды» автор рассказывал об опыте Махачкалинского профессионально-технического училища № 14, которое осенью 1980 г. произвело 3-й выпуск. В училище обучалось 680 юношей и девушек. Оно готовило сварщиков, каменщиков, штукатуров-маляров, столяров-паркетчиков, слесарей-монтажников. Выпускники училища вместе с дипломом о приобретенной рабочей профессии получали аттестат зрелости. В училище, отмечал автор публикации, созданы хорошие условия для овладения теоретическими знаниями, производственного обучения, имеются 17 хорошо оборудованных кабинетов, мастерские, общежитие. Все преподаватели имеют высшее и среднее специальное образование. В 1980 г. в трудовую рабочую семью влились 600 молодых специалистов-выпускников училища (Дагестанская правда, 1980). Перевод профессионально-технических училищ в категорию средних предъявлял повышенные требования к вооружению учащихся общетеоретическими знаниями. Поэтому делалось многое для укомплектования учебных заведений квалифицированными специалистами. Огромное значение имело также оснащение профтехучилищ современным оборудованием и укрепление их связей с профильными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями не только Дагестана, но и других республик, краев и областей страны. В результате принимаемых властными структурами и хозяйственными организациями мер по совершенствованию деятельности преподавательских коллективов, мастеров производственного обучения повышалась успеваемость учащихся профтехучилищ, происходили изменения в их производственном обучении. По данным Ананьевой Е.С., уже в 1980 г. успеваемость учащихся городских профтехучилищ по математике составила 83 %, а число хорошистов достигло 62,7 % (Ананьева Е.С., 1987. С. 127). Вместе с тем, в работе учебных заведений системы профессионально-технического образования встречалось немало трудностей, имелись существенные недостатки как в организации учебно-воспитательного процесса, так и в производственном обучении. По разным причинам из профессионально-технических училищ ежегодно выбывали десятки учащихся. И в 80-е гг. оставляла желать лучшего оснащенность учебных кабинетов и мастерских профтехучилищ техническими средствами обучения, в некоторых училищах отсутствовали пункты технического обслуживания. Сельские профтехучилища не располагали достаточной земельной площадью для проведения производственной практики. В органы власти республики поступали жалобы, а в периодической печати публиковались критические материалы о том, что на некоторых предприятиях, где учащиеся проходили производственную практику, мало заботятся, чтобы будущие рабочие учились работать на новейшей технике. В целом в первой половине 80-х гг. в республике продолжался рост сети и численности учащихся учебных заведений профессионально-технического образования. В 1981–1985 гг. было открыто 3 профессионально-технических училища на 1260 ученических мест. В 1985 г. в 28 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 13644 учащихся (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 179). В этом году они подготовили 8380 квалифицированных рабочих. Заметные позитивные изменения произошли в качестве, уровне подготовки квалифицированной рабочей смены. Профессионально-технические училища стали в преобладающем своем большинстве средними, дающими наряду с соответствующей рабочей квалификацией общее среднее образование. В сети системы учебных заведений профессионально-технического образования значительное место заняли технические училища. В последнем году одиннадцатой пятилетки (1985 г.) они подготовили 3206 квалифицированных рабочих (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 179). Всего в первой половине 80-х гг. профессионально-технические учебные заведения подготовили для различных отраслей народного хозяйства 35822 квалифицированных рабочих (Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 179). Во второй половине десятилетия продолжался, хотя и незначительный, рост численности учащихся профессионально-технических училищ Дагестана. Так, в 1989 г. в республике функционировало 29 профессионально-технических учебных заведений на 15063 ученических мест, было принято в учебные заведения 10409 человек и подготовлено 10296 квалифицированных рабочих. Динамику развития системы профессионально-технического образования республики можно проследить по приводимой ниже таблице. Таблица 3 Профессионально-технические учебные заведения ДАССР (на начало учебного года) Год Число учебных заведений В них учащихся чел. Принято учащихся чел. Подготовлено квалифицированных рабочих, чел. 1980 24 11538 7128 6838 1985 28 13644 8516 8380 1989 29 15063 10409 10296 Составлено по: Народное хозяйство Дагестанской АССР.., 1987. С. 179; Народное образование…, 1990. С. 43–44. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся в деятельности учебных заведений профтехобразования недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, проблемы в их материально-техническом оснащении, в производственной практике учащихся, эти учебные заведения продолжали по нарастающей готовить квалифицированную рабочую смену, пополнять ряды рабочих индустрии, аграрного сектора экономики, сферы обслуживания и увеличивать свой вклад в экономическое и социальное развитие республики. Пополнение отраслей экономики квалифицированными рабочими, подготовленными в учебных заведениях профтехобразования, вносило свежую струю в производственную, общественную и культурную жизнь коллективов предприятий, хозяйственных организаций, способствовало прогрессу всей экономической и социально-культурной жизни народов Дагестана. Как и в предыдущие годы, в развитии системы профессионально-технического образования ДАССР большую помощь оказывали министерства и ведомства СССР и Российской Федерации. Несмотря на нарастающие трудности в экономике, государство выделяло значительные средства на капитальное строительство для системы профтехобразования, заботилось об оснащении учебных заведений современными техническими средствами обучения. На уровне союзной и российской государственной власти принимались решения, в которых местные органы власти, предприятия и организации обязывались проявлять больше заботы о создании благоприятных условий для учебы и прохождения производственной практики учащимися профтехучилищ. Весомым был вклад опытных, высококвалифицированных русских и русскоязычных рабочих и мастеров производственного обучения в формировании многонациональной рабочей смены Дагестана. Представители молодежи из местных национальностей учились у русских и русскоязычных специалистов овладению необходимыми общеобразовательными знаниями, перенимали опыт работы на современной технике и оборудовании в сфере индустрии, в сельскохозяйственном производстве. Особенно значительной была такая помощь в обучении индустриальным профессиям на промышленных предприятиях гг. Махачкалы и Каспийска, на новостройках гидроэнергетики, где было сосредоточено много высококлассных специалистов, приехавших из России.

G Sh Kaymarazov

Email: Kaymarazova@mail.ru

  • Ананьева Е.С. Роль профессионально-технических училищ в подготовке квалифицированных рабочих. 1971–1980 // Вопросы подготовки и воспитания кадров народного хозяйства в ДАССР. 1946–1980 гг. Махачкала, 1987. –150 с.
  • Дагестанская государственная медицинская академия. 70 лет. Махачкала, 2002. –288 с.
  • Дагестанская правда. 1980. 11 октября.
  • Дагестанская правда. 1980. 12 марта.
  • Дагестанская правда. 1981. 19 января.
  • Дагестанская правда. 1985. 10 января.
  • Дагестанская правда. 1985. 16 марта.
  • Дагестанский государственный университет. 1931–2001. Махачкала, 2001. – 224 с.
  • Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. Махачкала, 2007. – 464 с.
  • Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998. – 272 с.
  • Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Стат.сб. Махачкала, 1987. –224 с.
  • Какагасанов Г.И. и др. Наука и высшая школа в Дагестане. Т.II. Часть 2. 1966–2001. Документы и материалы. Махачкала, 2008. –204 с.
  • О социально-культурном состоянии в Республике Дагестан. Стат.сб. Махачкала, 1997. 58 с.
  • Образование, культура, здравоохранение, правонарушение. Стат.сб. Махачкала, 1995. 60 с.
  • ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.71. Д.357. Л.68, 69; Д.586. Л.164.
  • ЦГА РД. Ф.1-п. Оп.2. Д.5159. Л.169; Д 5219. Л. 119; Д. 5303. Л. 34; Д.5468. Л. 28, 68; Д.5665. Л.264; Д.5769. Л.9.
  • ЦГА РД. Ф.803-р. Оп.7. Д.418. Л.10.

Views

Abstract - 218

PDF (Russian) - 177

PlumX


Copyright (c) 2013 Kaymarazov G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/