SOTsIAL'NOE ZDOROV'E ROSSIYSKOY MOLODEZhI V USLOVIYaKh RISKA TRANSFORMIRUYuShchEGOSYa OBShchESTVA
- Authors: Gafiatulina N.K.
- Issue: Vol 8, No 3 (2012)
- Pages: 137-142
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/250
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH83137-142
Abstract
Необходимость исследования социального здоровья молодежи на современном этапе развития российского общества объясняется многими достаточно значимыми объективными причинами. В последние два десятилетия получил распространение один из значительных факторов возникновения риска – трансформация российского общества. Это, прежде всего, возрастающая неопределенность социальной жизни, стремительное рождение и такое же стремительное отмирание новых социальных образований, увеличение пространства свободы, ускорение темпа жизни, изменение ее качества, быстрая смена общественных событий и снижение их предсказуемости также выступают факторами, провоцирующими ситуации риска для здоровья молодого человека. Одним словом, изучение социального здоровья молодежи давно вышло за рамки медико-биологических проблем и представляет собой научный интерес как для рассмотрения проблем данной социально-демографической группы, так и для объяснения перспектив развития российского общества в условиях трансформации, поскольку именно сегодняшней молодежи предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная. Российская молодежь, обладая социальными признаками разных общностей, различается по материальным и физическим возможностям, по ценностным ориентациям, по образу жизни и стилю жизни, и, как следствие, по уровню здоровья. Являясь специфической группой населения, молодежь весьма активно реагирует на любые процессы, имеющие место в современном обществе. В условиях снижения уровня жизни, кризиса нравственности, нестабильности, рискогенности социальной среды и неуверенности в будущем от молодого поколения требуется значительная мобилизация сил для адаптации к новым условиям проживания, обучения, реализации трудового потенциала, формирования межличностных отношений, к достаточно высоким интеллектуальным, моральным и физическим нагрузкам. Это возможно лишь при оптимальном уровне социального здоровья, которое имеет большое значение для самореализации молодежи во всех отношениях. Процессы трансформации в России затронули практически все виды и области социокультурной среды, изменили прежнюю конфигурацию социальной структуры общества, привели к ограничению либо лишению доступа к материальным и духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненноважных потребностей населения, в целом, и молодежи, в особенности. Индикатором реакции молодежи на социальные преобразования является ее социальное здоровье и социальное самочувствие, которые в условиях трансформации общества неоднозначны. Переход общества к рыночной экономике обусловил существенные сдвиги в ценностных представлениях, ориентациях и поведении различных групп населения и в первую очередь, молодежи. Молодое поколение осваивает новые стандарты поведения, что не всегда согласуется с их субъективным состоянием здоровья. Социальное здоровье формируется, сохраняется и поддерживается всей совокупностью социальных условий повседневного существования молодых людей. Определенные обстоятельства, которые несут ответственность за ухудшение качества здоровья, вошли в научный оборот, как «факторы риска». Как правило, в научной литературе принято выделять три основных уровня факторов, которые взаимосвязаны между собой и оказывают прямое воздействие на социальное здоровье молодежи. Первый уровень составляют «средовые факторы», к которым относят: географическое местоположение, природно-климатические условия, природно-ресурсный и демографический потенциал, экономические условия и тип социально-экономического развития территории. Второй уровень – это «факторы личности», включающие в себя все то, что молодой человек самостоятельно преобразует в личностный потенциал: нравственно-духовная сторона личности, ее ценностные ориентации, потребности, уровень образованности, творчество, преобладающие мотивы поведения, привычки, образ жизни. Третий уровень непосредственно связан с существованием и влиянием социальных институтов и поэтому называется «институциональные факторы». На этом уровне главнейшую значимость приобретает взаимодействие молодежи с институтами государства, права, семьи, медицины и здравоохранения, образования, институтом СМИ и др. (Березутский Ю.В., Москвич А.С., 2007. С. 107). На взаимосвязь здоровья и общества в своей работе указывал и Э. Фромм, согласно которому здоровье человека зависит прежде всего от структуры того общества, в котором он живет и функционирует, а не от самого индивида. Более того, социум может оказывать как прогрессивное, развивающее влияние на индивидуумы, так и регрессивное, деформирующее воздействие (См.: Фромм Э., 1995). Здоровье – это норма, которая символизирует собой гармонию генетического, физического, психосоциального состояния и развития индивида, рода (семьи), народа. Что касается непосредственно социального здоровья, то оно может быть определено «как состояние благополучия, рассматриваемое через призму социальных отношений, систему социальных ценностей, этических, нравственных и правовых норм общественного устройства. Среди них главными являются: равные возможности, гарантия прав и защищенность, свобода и независимость личности» (Журавлева И.В., 2011. С. 32). Социальное здоровье молодежи, ее благополучие отражает трансформацию и модернизацию, проходящие в обществе, и выступает в качестве интегрального показателя роста благосостояния и качества жизни молодежного сообщества. По мнению Е.В. Дмитриевой, социальное здоровье – это состояние индивида, не сводимое к клиническим и биологическим проявлениям организма, а выражающееся в удовлетворенности условиями труда, социально-экономическим положением и семейно-бытовыми условиями (См.: Дмитриева Е.В., 2004. С. 173–174). В рамках рискологического подхода к социальному здоровью молодежи мы предлагаем понимать его как особую форму внутреннего благополучия молодежи, позволяющую ей безопасно функционировать в обществе и включающую возможность личностной реализации и защиты жизненных сил. Применительно к социальному здоровью молодежи, риск может проявляться в двух основных формах – средовой и деятельностной. Первая форма риска – объективна и является частью социальной реальности, не затрагивающей деятельностного участия молодого поколения. Этот риск вызван изменяющимися условиями жизнедеятельности и социальными трансформациями, происходящими в обществе, «постоянными изменениями в социальной среде обитания, наличием внешних опасностей и угроз, возникающими вслед за этим неопределенностью, непредсказуемостью, незащищенностью и ощущением постоянного риска (экологические катастрофы, экономические и политические кризисы, террористические акты, ошибки социального управления и др.)» (Чупров В.И., Зубок Ю.А., 2008. С. 193). Вторая форма риска социальному здоровью молодежи является субъективной, отличной от средового риска. Субъективный риск отслеживается в индивидуальных личностных выборах молодежи, т.е. в рискованной форме поведения. «Она отражает особенности восприятия риска, предрасположенность к риску индивидов и групп и на этой основе их собственный субъективный выбор в пользу рискованного поступка или его избегания» (Чупров В.И., Зубок Ю.А., 2008. С. 193). Можно выделить еще и промежуточную, средово-деятельностную форму риска (объективно-субъективную), когда риск, с одной стороны, объективная категория, поскольку в самой социальной реальности присутствуют определенные элементы, которые вносят неопределенность в действия, поступки и поведение молодежи, а с другой стороны, содержание рискованного поведения субъективно, поскольку связано с личным выбором каждого молодого человека. Такое видение риска, на наш взгляд, представляется весьма актуальным в современном трансформирующемся российском обществе, в условиях модернизации и соответствует ситуации риска среди молодежи, поскольку не сбрасывает со счета состояние перехода молодого поколения от некоторой определенности, достигаемой благодаря родителям, к значительной неопределенности автономной жизнедеятельности. Современный социум требует от молодого человека вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, стрессоустойчивость, способность не только решать социальные задачи, но и создать семью, воспитать здоровое потомство. Но следует учитывать, что современная жизнь не уменьшает, а, наоборот, увеличивает риски для социального здоровья молодых людей. Это можно обосновать элементарной переменчивостью молодежного сознания, неадекватным отражением действительности, несформированностью представлений о нормах и ценностных ориентациях, господствующих в трансформирующемся обществе. В процессе развития молодежи выявляются противоречия, обуславливаемые как внутренними, присущими молодежи факторами, так и внешними условиями жизни в обществе риска. Разрешение данных противоречий требует от молодых людей максимального напряжения физических, духовных и психосоциальных сил, преодоления рисков. Исследователи отмечают, что социально-экономическая ситуация, неспособность в ряде случаев к преодолению рисков, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье населения, особенно, на соматическом и психосоциальном здоровье молодежи. Важной социальной причиной ухудшения социального здоровья молодежи и ее социального самочувствия является неравномерное распределение благ в современном изменяющемся обществе. Так, например, социальное неравенство проявляет себя в сфере медицинских услуг. Как и в других странах, социальные группы молодежи с низкими доходами в России оказываются депривироваными в отношении поддержания здоровья, в целом. Представители этих групп стараются избегать обращения к врачам не только по причине ценностных установок, но и по причине недостатка экономических ресурсов. Молодежь с более высокими доходами и престижным уровнем образования находится в относительно привилегированном положении, но и она зачастую испытывает недоверие к современным институтам здравоохранения. Одним словом, к сожалению, количество проблем, связанных со здоровьем молодежи, в целом, в последнее время возрастает: резко снизилось качество здоровья, возросло число таких социально обусловленных заболеваний, как алкоголизм, наркомания. Здоровье молодого поколения напрямую связано и с демографическими изменениями. В России с 90-х гг. актуализировалась тема кризиса института семьи, стала рассматриваться неспособность семьи выполнять те социально необходимые функции, которые она выполняла раньше. В ходе трансформации института семьи произошла трансформация всех аспектов семейных отношений и семейного поведения, что также напрямую отражается на социальном благополучии и здоровье молодых людей. Данный факт молодой российский ученый А.В. Верещагина отмечает так: «в ходе трансформационных социальных процессов наблюдаются явления такого характера, как снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни» (Верещагина А.В., 2009. С. 39). Вполне очевидным является тот факт, что молодежь изменяющейся России переживает кризисные социально-психологические условия, поскольку бытовавшие ранее устаревшие стереотипы и стандарты поведения разрушены, нормы и ценностные ориентации утратили прежний смысл, а выработка новых стереотипов происходит лавинообразно, хаотично и непоследовательно. «Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами» (Папа О.М., 2012. С. 388–389). Поскольку молодежь является частью социальной среды, любые изменения в информационном пространстве общественных отношений меняют систему мотивов, норм, ценностных ориентаций, следствием чего может быть отклоняющееся, девиантное поведение. Социальное здоровье молодого поколения является результатом взаимосвязи с окружением и социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации. В этой связи важна проблема адаптации студенчества к трансформационным процессам, происходящим в обществе. Адаптируясь к новым условиям жизнедеятельности, молодежь формирует определенные жизненные навыки и умения общежития. Под жизненными навыками, согласуясь с определением ВОЗ, мы понимаем способность к адаптивному и положительному поведению, позволяющему молодому человеку успешно и эффективно справляться с возникающими трудностями и удовлетворять витальные и социальные потребности. Применительно к социальному здоровью, жизненные навыки – это психосоциальные компетенции и навыки межличностного общения в изменяющейся среде, помогающие молодым людям мыслить в позитивном направлении критически и творчески, эффективно общаться и строить здоровые гармоничные взаимоотношения, сопереживать другим людям, организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом, что, в конечном итоге, и является основным признаком социального здоровья. Трансформации и модернизация общества вызывают определенные сдвиги в образе жизни студенческой молодежи. Современная социальная ситуация неизбежно привела молодежь к необходимости взятия ответственности за собственное настоящее и будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. Так, согласно исследованиям В.А. Медика и А.М. Осипова, «сдвиги в социокультурной среде проявляются в том, что в студенческом возрасте и в студенческой среде относительно усиливается автономия молодых людей, их самостоятельность в планировании собственного бюджета времени, выборе круга общения и видов досуга» (Медик В.А., Осипов А.М., 2005). В то же время налицо тот факт, что молодежь, пребывающая под воздействием постоянных, непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению и страдает от их последствий. Исследователи указывают, что прогрессивно нарастающие требования социальной среды инициируют появление массовых состояний психоэмоционального напряжения и ухудшают психосоциальное здоровье. «Эмпирические исследования регионального уровня показывают, что примерно половина благополучной по уровню материального обеспечения и семейному положению молодежи не удовлетворена своим социальным статусом и местом в жизни, что, в свою очередь, формирует определенный фон социального самочувствия в молодежном сообществе» (Гафиатулина Н.Х., 2011. С. 19). Для того, чтобы социальное здоровье российской молодежи, в частности, и всего населения в целом, достигало оптимального уровня, оно, с нашей точки зрения, должно базироваться на определенных ресурсах. В широком смысле под ресурсами социального здоровья мы понимаем все то, что индивид или группа могут использовать для улучшения своего социального состояния. Ресурсы социального здоровья – это те средства, использование которых обеспечивает влияние на само здоровье (как объект) в соответствии с целями молодого человека (как субъекта). По А.А. Шабуновой: «ресурсы здоровья – это морально-функциональные и психологические возможности организма изменять свой баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.)» (Шабунова А.А., 2010. С. 17). Говоря о ресурсах социального здоровья как витальной ценности, мы солидаризируемся с известным исследователем Н.И. Лапиным, и, согласно его определению понимаем под дефиницией «ценности» «обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения» (Лапин Н.И. 1996. С. 47). Ресурсы социального здоровья представляют собой либо важные для субъекта ценности, либо средства, способные оказать влияние на внутренний мир молодого человека (пропаганда здорового образа и стиля жизни в различных средствах массовой информации, успешная реализация национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование»). Очевидно, что основой улучшения социального здоровья молодежи является комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Учитывая происходящие в обществе трансформационные процессы и признавая наличие для российской молодежи социального риска, характеризующегося повышенной опасностью утраты своего физического и социального потенциала (здоровья, физических и интеллектуальных способностей, правового сознания, благоприятного самочувствия и пр.), целесообразной является разработка и реализация концепции социальной работы с молодежью. Ориентирами такой работы могут служить профилактика и преодоление дезадаптивных ситуаций, повышение информированности, оздоровление образа жизни, искоренение социальных предрассудков и вредных привычек и др. В осуществлении этой сложной деятельности необходимо опираться на современные технологии социальной работы с молодежью и, в первую очередь, развивать ее собственный социально-организационный потенциал и ответственность. Кроме того, необходима разработка Правительством и субъектами РФ общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса и снижения риска. В Программе целесообразным представляется разработка мероприятий, направленных на оптимизацию воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни молодых россиян; формирование в сознании молодежи идеологии и практики жизнесохранительного поведения, всемерное укрепление института семьи и пр. Важно учитывать, что социально-средовые условия являются основополагающими в проведении эффективной или безуспешной деятельности по решению проблем социального здоровья молодежи. Само же положение, социальное самочувствие и социальное здоровье молодого поколения зависит от социально-экономической, политической, нравственной и духовной ситуации в реформирующемся обществе. Государственная молодежная политика, работа с молодежью, направленная на ее социальное оздоровление, должна строиться с учетом объективных данных об уровне социального здоровья молодых людей.
N Kh Gafiatulina
- Березутский Ю.В., Москвич А.С., 2007. Социальное здоровье молодежи в региональном измерении // Власть и управление на Востоке России. №3.
- Верещагина А.В., 2009. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: Дис. … докт. социол. наук. Ростов н/Д.
- Гафиатулина Н.Х., 2011. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Владивосток.
- Дмитриева Е.В., 2004. Теоретико-методологические основы социологии здоровья: Дисс. … д-ра соц. наук. М.
- Журавлева И.В., 2011. Отношение к здоровью индивида и общества. М.
- Лапин Н.И., 1996. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.
- Медик В.А., Осипов А.М., 2005. Университетское студенчество. М.
- Папа О.М., 2012. Проблемы социальной адаптации молодежи в современной России // Методология, теория и история социологии. Сб. науч. статей под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.
- Чупров В.И., Зубок Ю.А., 2008. Социология молодежи. М.
- Шабунова А.А., 2010. Здоровье населения в России: состояние и динамика. Вологда.
- Фромм Э., 1995. Здоровое общество. М