MAIN RESULTS OF FIELD STUDIES OF THE NOGAI TRADITIONAL ORNAMENT

Cover Page

Abstract


The article presents new data on the Nogai folk ornament, obtained during expeditionary researches in the Dagestan Republic, Chechen Republic, Astrakhan Region, Karachay-Cherkess Republic, Stavropol Territory, and in Moscow and St. Petersburg in 2014 - 2016. These are materials of 83 private collections, expositions and funds of 13 central and regional museums, five archives, and four libraries. Ornamented objects of the Nogai decorative and applied art stored in museums and private collections were examined. These are mainly metal artworks of the 19th - early 20th cc., objects made of soft materials of late 19th - the 1980s, wooden objects of the first half of the 20th century. In some cemeteries of the Nogai District of the Dagestan Republic, carved stone sepulchral stelae (‘syntas’) of the19th - 20th cc. were studied. Two authors albums with traditional Nogai ornaments, unique stencils made of white paper and used as a silhouette base of patterns in felt carpets (‘kiyiz’) and for decoration of clothes, head-dresses, tobacco pouches, shoes, pillows, and blankets were revealed during the field studies and recorded. During the research, all the revealed objects of the Nogai decorative and applied art with traditional ornament were photographed, their detailed inventory and large-scale sketches were made. The stencil patterns and drawings from the albums were copied. As a result of the researches in 2014 - 2016, a database of the Nogai folk ornament has been replenished with 942 objects and 1102 kinds of stencils and drawings.

Традиционный орнамент ногайцев до последнего времени мало привлекал к себе внимание исследователей, вследствие чего оставался наименее изученной областью ногайского декоративно-прикладного искусства. Чуть больше внимания уделялось в литературе орнаменту традиционных войлочных изделий ногайцев, которым посвящены публикации П.М. Дебирова [1, с.120-133], [2, с.98-99, 382-385], И.Б. Мусакаева [7, с.228-230], Р.Х. Керейтова [5, с.82-86], О.И. Казакбиевой [3]. Однако ногайское орнаментальное искусство широко и многогранно, и говорить о каком-то конкретном виде прикладного искусства представляется нецелесообразным, даже если он является одним из главных видов и наиболее ярко выражает характер, историю и духовные воззрения народа. Некоторые особенности ногайского орнамента, названия отдельных элементов и мотивов бегло просматриваются в статье Ф.Ю. Каноковой «Ногайский орнамент» [4, с.151-154]. В работах вышеуказанных авторов практически полностью отсутствует принцип конструктивного анализа формы и композиции элементов и мотивов ногайского орнамента, что весьма важно для изучения характера модификации узора, не только представляющего собой предмет художественного творчества и духовной культуры народа, но и являющегося ценным историко-этнографическим источником. На наш взгляд, это объясняется недостаточностью базы данных, что препятствует восприятию орнаментального искусства ногайцев в его многообразии и функциональной направленности, а также затрудняет системный анализ имеющихся материалов. Для глубокого и всестороннего изучения ногайского народного орнамента в 2014-2016 гг. в рамках научного проекта РГНФ «Ногайский народный орнамент» были проведены исследования, цель которых - создание базы данных о ногайском народном орнаменте и его системный анализ. Исследования были направлены на сбор и первичную систематизацию данных о произведениях ногайского декоративно-прикладного искусства, включая описание, фото- и графическую фиксацию конкретных предметов с традиционным орнаментом; изучение архивных источников; запись фольклорной и этнографической информации. В 2014 г. авторами проекта были организованы экспедиции в места компактного расселения ногайцев Северо-Восточного Кавказа: в г. Кизляр, пос. Сулак, в села Ногайского, Тарумовского, Кизлярского, Бабаюртовского районов Республики Дагестан и Шелковского района Чеченской Республики. Посещены центральные и местные краеведческие музеи, такие как Кизлярский историко-краеведческий музей им. П.И. Багратиона (г. Кизляр), Ногайский краеведческий музей (с. Терекли-Мектеб), музей «Ногай Эл» (с. Сары-су) и Литературно-этнографический музей им. Л. Н. Толстого (ст. Старогладовская), в которых проводилась работа с экспозицией и фондовыми материалами. Были обследованы материалы экспозиции и фондовых коллекций Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой (г. Махачкала). За 2014 г. в процессе деятельности изучен народный орнамент самой большой группы ногайцев - караногайцев. Исследования 2015 г. продолжили начатую в 2014 г. общую работу по сбору полевого материала. Объектом научных изысканий 2015 г. стал традиционный орнамент трех этнических групп астраханских ногайцев - юртовцев, карагашей, кундровцев. Были организованы экспедиции в г. Астрахань и ногайские села Приволжского района Астраханской области РФ, в ходе которых собран пусть незначительный, но ценный полевой материал. Обстоятельная работа по изучению материалов экспозиций и коллекций Фонда художественных ценностей и предметов декоративно-прикладного искусства выполнена в краеведческом музее Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника. Во время командировочных поездок обследованы фонды Государственного архива Астраханской области, научной библиотеки Астраханского музея-заповедника и Центральной городской библиотеки г. Астрахани. Изучению традиционного орнамента двух этнических групп ногайцев - кубанских ногайцев, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, и ачикулакских ногайцев (едишкульцев, ембойлуковцев и едисанцев), проживающих на территории Ставропольского края, были посвящены исследования 2016 г. Благодаря экспедициям в г. Черкесск, аулы и поселки Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, г. Ставрополь, г. Нефтекумск, села Нефтекумского района Ставропольского края РФ собран существенный материал (основная часть которого - коллекции Ставропольского государственного историко-культурного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), пополнивший базу данных по ногайскому народному орнаменту. В 2016 г. проведена работа по изучению материалов экспозиций и этнографических коллекций Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника им. М.О. Байчоровой (г. Черкесск), Ставропольского государственного историко-культурного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (г. Ставрополь), Музея истории и культуры ногайского народа (а. Эркин-Халк), Нефтекумского районного историко-краеведческого музея (г.Нефтекумск). Изучены архивные документы и материалы Государственного архива Карачаево-Черкесской Республики, фонда Государственной национальной библиотеки Карачаево-Черкесской Республики им Х.Б. Байрамуковой, Государственного архива Ставропольского края, фонда Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им М.Ю. Лермонтова. В том же году руководителем проекта были организованы поездки в гг. Москву, Санкт-Петербург, Ногайский район Республики Дагестан. Целью работы в указанных городах было обследование коллекций Государственного музея народов Востока (г. Москва) и Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Полевые исследования в Ногайском районе Республики Дагестан заключались в изучении резных надмогильных стел «сынтас» ногайцев. Осматривались и фотографировались стелы на кладбищах «Коьгоьли» (между селами Терекли-Мектеб и Нариман), «Толакай оьлик» (у села Кумли), «Умар-аьпенди оьлик» (у села Червленные Буруны), «Бакый оьлик» (у села Таьтли-Булак), которые также пополнили базу данных о ногайском народном орнаменте. Большую помощь в исследовании надмогильных стел оказала вышедшая в 2016 г. авторская монография «Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи», в которой авторы помимо изучения текстов, предоставивших нам большую информацию о времени их изготовления и стиле эпиграфического письма, рассматривают их орнаментику и изображения различных предметов [8]. В итоге в 2014-2016 гг. нам удалось изучить материал по народному орнаменту ногайцев в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Астраханской области, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, а также в музеях гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Мы ознакомились с материалами 83 частных коллекций и обследовали экспозиции и фонды 13 центральных и местных музеев, 5 архивов, 4 библиотек. Как показывает обследование частных собраний, в ногайских аулах прослеживается тенденция сохранения культурного наследия. В отличие от 90-х гг. прошлого века, когда шквал турецких и сирийских товаров (текстиль, ювелирные украшения) вытеснил предметы старины, каждый владелец изделий народного творчества четко осознает ценностную значимость хранимых вещей и с сожалением вспоминает, как в результате торговли было продано или обменено наследие предков [6, с.116]. Процесс скупки старинных вещей, а также утрата большей части предметов декоративно-прикладного искусства (в основном серебряных украшений) во время чеченской войны местным населением Шелковского района Чеченской Республики привели к малочисленности коллекций народного творчества. Чаще встречаются коллекции, состоящие их двух-трех или немногим более изделий. В основном это собрания семей, где дорожат реликвиями предков, передающихся из поколения в поколение. Среди них следует выделить разнообразные наборы изделий декоративно-прикладного искусства М.А. Койлюбаевой, 1930 г.р., из с. Карагас Ногайского района РД (женские серебряные украшения, мужской пояс, изделия из мягких материалов), М. Рамазановой, 1936 г.р., из с. Нововладимировка Кизлярского района РД (разнообразные женские серебряные украшения), С. Эскендеровой, 1949 г.р., из с. Огузер Кизлярского района РД (женские серебряные украшения, войлочные ковры), З.М. Узаировой, 1956 г.р., из с. Новодмитриевка Тарумовского района РД (женские серебряные украшения, изделия из мягких материалов, войлочные ковры) [6, с.117]. Среди обследованных музеев большой интерес представляет краеведческий музей Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, где в экспозиции представлены яркие образцы предметов декоративно-прикладного искусства ногайцев Астраханской области и весьма объемна коллекция, хранящаяся в фондах [6, с.118]. Во-первых, это предметы экспозиции: 1) свадебный наряд карагашской девушки (халат «каптал», накидка «шлауш», накидка «тастар», сапожки «этик», головной убор «кимешек», нагрудник «тоьс туьйме», пояс «кусак», а также обилие серебряных украшений, нашитых на головную накидку сзади); 2) костюм карагашской женщины (халат «каптал», накидка «шлауш», накидка «тастар»); 3) занавес «шымылдык»; 4) шапочка с нашитой крестообразной тесьмой; 5) орнаментированная шапочка «шлауш»; 6) мешок кожаный с войлочной аппликацией. Во-вторых, это изделия из фондовых коллекций: 1) передник подушки «ястык бит»; 2) кожаный мешок с войлочной аппликацией; 3) две пары сапог «этик»; 4) женский пояс «кусак» и др. изделия из художественного металла и мягких материалов. Ценная коллекция предметов ногайской традиционной культуры хранится в Ставропольском государственном историко-культурном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Начало формирования коллекции относится к началу XX в. Во второй половине1930-х гг. в музей была передана часть фондов Северо-Кавказского краевого музея горских народов, функционировавшего в Ростове-на-Дону в 20-30-е гг. В коллекции музея имеется до 60 различных изделий конца XIX - 80-х гг. XX в. Среди выявленных предметов особый интерес представляют: 1) женские бешметы «каптал»; 2) головные уборы «тобытай» и «арахчин»; 3) кисеты, кошельки «шонтай» из ткани; 4) орнаментированные торбы, сумки; 5) два войлочных ковра «кийиз»; 6) нагрудник «такта туьйме»; 7) нагрудник «тоьс туьйме»; 8) пояс «кусак» 9) серьги «уьш туьймели кулакшын» и др. Эксклюзивная коллекция изделий декоративно-прикладного искусства ногайцев хранится в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербурге, собранная в 1904 г. хранителем этнографического отдела К.А. Иностранцевым во время командировки. Это в основном предметы конца XIX в: 1) деревянная кровать «орындык»; 2) пестро раскрашенная вешалка «шакы»; 3) подставка сундука «коьтерги»; войлочный свадебный флаг «туьнлик»; 4) убор из разноцветных войлоков свадебной кибитки «утурма»; 5) войлочный треугольник, накладываемый на крышу юрты над дверью «манглашай»; 6) войлочные узорчатые полосы, накладываемые снаружи на стены свадебной кибитки «иныгы»; 7) три войлочных узорчатых треугольника, накладываемые снаружи на стены свадебной кибитки «бияла»; 8) шерстяной пояс для обвязывания юрты «итекбау»; 9) женский узорчатый пояс «белбау»; 10) полный костюм ногайской девочки (шапка «кундыз боьрк», платье «коьйлек», платок «явлык», бешмет «каптал», нагрудники «тоьс туьйме» и «такта туьйме»); 11) костюм ногайской женщины (платье «коьйлек», штаны «ыстан», бешмет «каптал», платок «тастар», сапоги «ату», калоши «бапиш»); 12) головной убор невесты «бастырман»; 13) шелковое покрывало невесты «буьркеншик»; 14) переметная сума «куржын»; 15) занавес «шымылдык»; 16) шапочки «арахчин»; 17) мужской пояс «белбау»; 17) украшение-амулет; 18) два женских пояса «кусак»; 19) два браслета «билезик» и др. В процессе проведенных исследований нами зафиксировано 683 орнаментированных предмета ногайского народного прикладного искусства, хранящихся в музеях и частных собраниях, из которых подавляющее большинство - изделия из художественного металла XIX - начала XX в. хорошей сохранности (501 предмет). Также много изделий из мягких материалов конца XIX - 80-х гг. XX в., насыщенных по колористическому и орнаментальному решению (166 предметов). Орнаментированных деревянных изделий сохранилось мало (16 предметов), главным образом это вещи, относящиеся к первой половине XX в. По обилию и разнообразию материала эпиграфических текстов, орнаментальных мотивов и рисунков интерес представляют надмогильные стелы «сынтас». Во время поездок в 2016 г. в Ногайский район РД удалось сфотографировать 259 каменных «сынтасов» XIX-XX в., выполненных в соответствии с общекавказскими традициями изготовления мусульманских мемориальных стел. Все надмогильные памятники делятся на две большие группы: 1) женские стелы с прямым, треугольным, стрельчатым или арковидным абрисом (но встречаются единичные экземпляры и мужских стел); 2) мужские антропоморфные стелы с четко выделенным навершием, имеющим цилиндроконическую или цилиндро-сферическую формы. К зафиксированным в 2014-2016 гг. изделиям из орнаментированного художественного металла относятся: 1) налобная цепочка с подвесками «бет аяк»; 2) височные привески; 3) детали накосных украшений; 4) накосное украшение с филигранным орнаментом «шаш-бау»; 5) кольцевые серьги «доьнгелек кулакшын» разных видов, а также серьги в форме знака вопроса «буькбе»); 6) нагрудные украшения («тоьс туьйме», «такта туьйме», «кус куйрык»); 7) застежки на верхнюю одежду «ыргак»; 8) наплечные подвески «ийинлик»; 9) амулеты-подвески на цепочке «тумар»; 10) пояса «кусак»; 11) украшения для рук (браслеты «билезик», кольца, перстни «юзик»); 12) накладки мужского пояса; 13) кинжал и др. В материалах встречаются всевозможные металлические декоративные подвески, пришиваемые на ворот, подол и обшлага рукавов женской традиционной одежды, а также украшенные орнаментом детали составных мужских поясов. Коллекция изделий из мягких материалов пополнилась такими предметами декоративно-прикладного искусства, как: 1) войлочные ковры «кийиз» из одноцветной шерсти натуральных оттенков с традиционным шнуровым орнаментом (ногайцы Северо-Восточного Кавказа) и с вяленым орнаментом из цветной окрашенной шерсти (ногайцы Астраханской области); 2) вещи из комплекса женского народного костюма - бешмет «каптал», платье «коьйлек», у которых ворот, обшлага рукавов, подол простегнуты и вышиты традиционным орнаментом; 3) кожаные сапоги «этик» с мозаичным орнаментом; 4) платки «тастар» и «явлык»; 5) аксессуары, изготовленные в технике лоскутного шитья - кошельки, кисеты «шонтай», «бокша»; 6) сумки «куржын»; 7) мешки с аппликацией из войлока и сукна; 8) занавески «шымылдык»; 9) одеяла «ювыркан»; 10) войлочные украшения свадебной кибитки «туьнлик», «манглашай», «бияла», «иныгы», «уьзук пасар», «утурма», «белбау»; 11) шапочки «шылауш», «арахчин», «тобытай», «бастырман»; 12) украшение-амулет и др. Как показало исследование, предметы народного творчества, такие, как деревянная утварь, детали конского снаряжения, элементы мужского костюма, орнаментированные части конструкции и убранства юрты и др., в культурно-историческом наследии местного населения встречаются в единичных экземплярах. А о многих из них можно получить представления лишь по старым фотографиям, рисункам, хранящимся в музеях и семейных архивах [6, с.119]. Также нами были обнаружены уникальные коллекции узоров-трафаретов. 14 узоров-трафаретов из белой бумаги, используемых для силуэтной основы в изготовлении войлочных ковров «кийиз», были выявлены в с. Уйсалган Ногайского района РД и ст. Воскресеновская Шелковского района ЧР; 17 трафаретов - в с. Кунбатар Ногайского района РД. Самая большая, нами обнаруженная коллекция состоит из 441 трафарета, и находится она в собрании Ставропольского государственного историко-культурного музея-заповедника им. Г.Н.Прозрителева и Г.К. Праве. Трафареты из данной коллекции были изготовлены в начале 80-х гг. XXв. известной мастерицей-вышивальщицей Ш.Р. Наймановой (1903-1984 гг.) из аула Эркин-Халк специально для музея. Они служат основой при декорировании деталей женской одежды, в которой украшались обшлага рукавов, нарукавники, полы, нарукавные подвески, а также головных уборов, кисетов, обуви, подушек, одеял. Исключительными среди находок полевых исследований являются два авторских альбома с видами традиционных ногайских орнаментов. Альбом, собранный жителем с. Сары-су Шелковского района ЧР З. Койлюбаевым (1987 г.р.) в годы учебы в школе, состоит из 19 орнаментальных мотивов. Второй альбом, хранящийся в Ногайском историко-краеведческом музее, автор которого А.Э. Магуев (1957 г.р.) из того же с. Сары-су, включает 611 видов узоров. Следует отметить, что этим же автором в 1993 г. были украшены рельефными узорами в ногайском традиционном стиле и арабской вязью наружные стены центральной мечети с. Сары-су. В процессе экспедиционной деятельности произведена фотографическая фиксация всех выявленных предметов ногайского декоративно-прикладного искусства с народным орнаментом (942 предмета), составлена их подробная опись, сделана масштабная зарисовка 267 изделий. Отснято 1102 копии узоров-трафаретов и рисунков из альбомов. В результате наших изысканий в 2014-2016 гг. база данных по ногайскому народному орнаменту пополнилась 942 предметами и 1102 видами узоров-трафаретов и рисунков. Подводя итоги работы за 2014-2016 гг., можно сказать следующее. В прошлом в традиционном декоративно-прикладном искусстве ногайцев значительное место занимал орнамент. Орнаментировались почти все виды изделий народного творчества. В основном богато украшались парадная одежда, обрядовые вещи, серебряные изделия, предметы внутреннего убранства юрты, ковры. Обследование серебряных изделий показало, что из технических приемов декоративной отделки распространенными способами были гравировка, чернь, крупная и мелкая зернь, чеканка, ажурная резьба, филигрань. Мотивы орнамента на женских украшениях были разнообразны и по своему происхождению различны. Это простейшие древние геометрические узоры: линии, штрихи, треугольники, звездочки, ромбы, зигзаг, лучистые и звездчатые розетки, мелкие кружки, точки, узоры в виде скобок; мотивы более позднего происхождения: волнистая линия с отходящими от нее завитками, крестообразные фигуры с разнообразными завитками на концах в виде рогов барана; орнаментация растительного характера. Как показало исследование, тенденция развития искусства художественного металла у ногайцев такова, что в какой-то исторический период жизнедеятельности оно начало вырождаться как традиционное искусство, не оставляя после себя выдающихся имен мастеров, традиционных школ, последователей, хранящих секреты производства ювелирных изделий, кузнецов. Из литературных источников известно, что в прошлом изготовлением ювелирных изделий занимались местные мастера-серебряники. Среди большого количества вещей, выявленных в ходе исследования, встречаются изделия, отличающиеся по принципу построения композиции, орнаментальному декору, технике исполнения от предметов ювелирного искусства близкородственных и соседних народов. Это доказывает, что существовал своеобразный стиль в ювелирном искусстве ногайцев, подчеркивающий самобытность и развитие искусства в народе. Взаимодействие ногайцев Северо-Восточного Кавказа с соседними народами способствовало привлечению ювелирных мастеров из Дагестана и Карачаево-Черкесии, которые работали на заказ. Такое сотрудничество, наряду с процессами товарообмена, заключением родственных связей с соседними народами и другими факторами, повлияло на распространение в ногайской культуре ювелирных изделий дагестанского и черкесско-кабардинского типов с характерным орнаментом. Среди выявленных в ходе работы вещей значительное место занимают изделия из мягких материалов. Это, в первую очередь, войлочные ковры «кийиз» из одноцветной шерсти натуральных оттенков, с традиционным орнаментом, производство которых развивалось вплоть до недавнего времени, но утратило актуальность ввиду внедрения в современный обиход фабричных ковров. По количественному соотношению войлочные изделия преобладают в Шелковском районе Чеченской республики и в Ногайском районе Республики Дагестан. На всех коврах орнамент выполнен в технике шнуровой вязи шерстяными нитями. Особенностью декора являются контрастность, двухцветность, а также натуральный цвет нитей. Однако встречаются ковры, орнаментированные цветной пряжей, которые относятся ко второй половине XX в. Орнамент на коврах включает в себя роговидные мотивы в различных вариациях, спирали, S-образные, волнообразные узоры, мотив бегущей волны и другие криволинейные элементы и мотивы и их модификации. Наблюдаются также растительные орнаментальные мотивы. Характерными композиционными принципами построения узоров являются ленточное бордюрное окаймление с повторяющимся раппортом, симметрия. В единичных экземплярах встречаются ковры с идущими в ряд крупными медальонами. В более поздних материалах орнамент дополняется вышитыми цветочками, птицами и другими авторскими нововведениями. В материалах исследования зафиксированы некоторые вещи из комплекса женского народного костюма: бешмет «каптал», платье «коьйлек», ворот, обшлага рукавов, подол которых были простеганы («каптал») и вышиты («коьйлек») традиционным орнаментом. Исследованы изделия, выполненные в традиционной технике лоскутного шитья, с орнаментальным простегиванием - это кошельки, кисеты «шонтай», «бокша», сумки «куржын», занавески «шымылдык», одеяла «ювыркан». Орнамент на этих изделиях также характеризуется простотой форм и элементов: линейностью, геометричностью, лаконичностью. Как показало исследование, среди обнаруженных деревянных изделий декоративно-прикладного искусства нет ни одного, которое могло бы продемонстрировать высокохудожественное искусство резьбы и росписи по дереву. Все предметы очень низкого качества и скорее имеют позднее происхождение. Однако каждый из них исследован полностью. Как и к остальным, к ним приложены подробные аннотации и сделаны рисунки имеющихся орнаментальных элементов. Ногайский традиционный орнамент характеризуется простотой форм и лаконичностью образа, который состоит из простейших линейных мотивов и фигур, узоров, образованных из криволинейных и роговидных мотивов в различных вариациях. По характеру изобразительной и семантической трактовки в структуре ногайского народного орнамента выделяются четыре вида орнамента: 1) геометрический; 2) зооморфный; 3) растительный; 4) эпиграфический. Орнаменты имеют как четко читаемые формы перечисленных видов, так и их стилизованные конфигурации. Сложение традиционной орнаментальной системы ногайцев - результат длительного исторического развития. Художественные традиции многих племен, проживавших в древности на территории, начиная с верховьев Иртыша и до Дуная, Северного Кавказа, явились тем коллективным историческим опытом, который связан узами преемственности с ногайским традиционным искусством. Многие орнаментальные мотивы характерны для искусства довольно широкого круга народов Передней и Средней Азии, Казахстана, Сибири, Восточной Европы, Кавказа, что говорит об общем культурно-историческом прошлом. Что касается орнамента каждой, отдельно взятой группы ногайцев, то в нем имеются некоторые различия, но в целом материал, на котором или из которого сложен орнамент, единый колорит, техника исполнения и основные элементы и мотивы не меняют, на первый взгляд, общую структуру орнаментального декора. Определенные различия проявляются в декоре вещей, заимствованных у соседних народов. Так, например, верхняя одежда «каптал» карагашской женщины по форме, крою и декору напоминает одежду башкирских женщин. Или костюм женщин, принадлежащих к кубанской группе ногайцев, имеет много общего по крою и отделке с костюмом женщин Северо-Западного Кавказа. Но, несмотря на длительный процесс этногенеза и сложную этническую историю ногайцев, сопровождавшуюся в определенные временные периоды тесными контактами с представителями разных культур, ногайское орнаментальное искусство характеризуется очень яркой и своеобразной системой стиля, который отличает орнамент ногайцев от орнамента соседних и родственных тюркских народов. Исследования показали, что на современном этапе сохранению и развитию декоративно-прикладного искусства ногайцев и ногайского орнаментального искусства, в частности, способствуют занятия по труду в некоторых школах Ногайского, Кизлярского районов Республики Дагестан, Шелковского района Чеченской республики, селах Приволжского района Астраханской области, Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, а также организованные кружки в домах культуры. Проводятся различные мероприятия, посвященные традициям и культуре ногайцев, с целью приобщения народа к своему историко-культурному прошлому. Все это вносит значительный вклад в развитие истории и культуры нации

Z Z Kuzeeva

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of RAS

Email: kuzeeva-zuhra@mail.ru

A O Murtazaev

Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

Email: arslist777@mail.ru

K B Shaushev

Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, RAS

  • Дебиров П.М. Современный войлочный орнамент ногайцев Дагестана // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. Махачкала: Изд. Даг. филиала АН СССР, 1988. С.120-133.
  • Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивов. М.: Наука, 2001. - 416 с.
  • Казакбиева О.И. Войлочные изделия у ногайцев в XIX - начале XX вв. / Дис. … канд. ист. наук (Спец.: 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология). Махачкала, 2006. - 195 с.
  • Канокова Ф.Ю. Ногайский орнамент // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. М., 2011. №1. С.151-154.
  • Керейтов Р.Х. Современные войлочные изделия у ногайцев (некоторые параллели) // Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН, 1988. С. 82-86.
  • Кузеева З.З. Новые данные о ногайском народном орнаменте // Этнические и национальные коды в полиэтнических регионах России: материалы межрегиональной научно-практической конференции г. Астрахань, 3 ноября 2015 г. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2015. С.115-121.
  • Мусакаев И.Б. Орнаментации ногайских войлочных ковров // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции. В 3-х томах. Июнь 9-13, 1992, г. Казань. Т.2. М.: Инсан, 1997. С.228-230.
  • Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи / Бальгишиев К.С., Бобровников В.О., Желтов В.И., Кореняко В.А. Ярлыкапов А.А. М.: Изд. дом Марджани, 2016. - 672 с.

Views

Abstract - 455

PDF (Russian) - 247

PlumX


Copyright (c) 2017 Kuzeeva Z.Z., Murtazaev A.O., Shaushev K.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.