MATERIALS ON THE GENEALOGY OF THE HEREDETARY MUSLIM NOBILITY OF DERBENT

Abstract


This article offers a novel and in-depth analysis of the structure of the hereditary Muslim nobility in Derbent during the latter half of the 18th century, one of the two principal cities within the East Caucasian khanate that emerged following the dissolution of the Iranian Afsharid Empire. This study introduces into scholarly discourse a previously unknown 18th-century Arabic manuscript, preserved in its original form, which the author has titled “The List of Seyids of the City of Derbent” based on its content. Through examination of this list, alongside a related Russian archival document published as an appendix and entitled “Aghamirs and Mullahs,” as well as other relevant Arabic sources on the history of Derbent, such as the “Message of Agamir Muhammad-Kazi of Derbent to Kadi-Said Usishinsky (late 18th century)”, several key conclusions have been reached. While the presence of descendants of the Prophet Muhammad in Derbent is documented from the pre-Mongol period, this specific category of Muslim nobility persisted during the Khanate era (18th century), although distinct branches had become geographically dispersed by this time. In contrast to the Kazikumukh descendants of the Prophet, who were classified as sharifs, the Derbent lineage held the status of Seyids according to Muslim jurisprudence. These Seyids enjoyed privileges under the Dagestani Shi’ite khans, notably receiving a portion of the annual revenue from ancient waqf endowments. The analysis of the “List” suggests that this privileged status led to attempts by external individuals to integrate into the Seyid community, a phenomenon resisted by the townspeople who, in part, invoked the authority of the khanate.


Введение

Сегодня в Дербенте известно несколько семей, чье происхождение восходит (как по убеждению их  самих, как и по рассказам части горожан) к Пророку, т.е. они относятся к дербентской мусульманской знати прежних столетий. Традиционно в их отношении дербентцы используют термин агамир, а  не сеййид. Некоторые из числа лиц данной категории имеют на руках старинные (XVI в.) письменные свидетельства об их благородном происхождении, хотя отдельные дербентцы утверждают, что эти документы ― подделки, изготовленные в Тебризе в XIX – начале ХХ в.

Нами выявлен подлинный арабский текст, где перечислены те дербентские семейства, которые считала потомством Пророка элита г. Дербента. Следовательно, их относили (в XVIII в.) к потомственной мусульманской шиитской знати древнего города, имеющей право на участие в управлении им. Создан текст в 1793/94 г. Он не имеет начала и, соответственно, наименования. В его отношении мы используем название «Перечень сейидов г. Дербента». В документе перечислены благородные мужи с короткой, максимум на два колена, родословной.

Второй документальный материал был составлен на русском языке и относится к 1879 г. В нем также перечисляются представители потомственной мусульманской знати Дербента – сейиды и агамиры, – приводится их краткая родословная.

Также в рамках данной статьи публикуются: арабоязычное письмо, датируемое концом XVIII в., агамира Мухаммад-кази, который был дербентским врачом, адресованное усишинцу Кади-Саиду, названному адресантом «кадием кадиев»свидетельство о принадлежности к сейидам Хусайна, чьи потомки живут в Дербенте, написанное «Шайх-Камалом, являющимся сыном Абд ал-Хакка аш-Шайзари… в девятьсот сорок девятом (1542/43) году».

Перечень сейидов г. Дербента (1208г.х. /1793–94 гг.)

Подлинник представляет собой бумажный свиток длиной примерно 160 см (рис. 1―5). На лицевую (внутреннюю) сторону нанесен текст приводимого ниже исторического источника. Написан он по-арабски каламом черными чернилами на пяти листах (≈36×44 см) белой голландской (?) бумаги фабричного производства. На листах бумаги видны на просвет водяные знаки: буква В, изображение, напоминающее крест, изображение лука с наложенной стрелой, цифра 6, цифры 8 и 1, а также, изображение, напоминающее подкову. Листы эти склеены в свиток, о котором сказано выше.

Оригинал документа хранится в личном архиве автора статьи.

Текст источника частично огласован, он написан не традиционным для Дагестана арабским почерком насх, а характерной для Закавказья вариацией сульса. Каждый из шести листов свитка заверен оттиском сердцевидной печати. На последнем листе оттиск имеет два арабских слова: «Раб Аллаха. Хасан».

Стилистика текста позволяет нам отметить, что переписчик Мухаммадали чаще писал по-персидски и по-тюркски. Публикуемый ниже «Перечень сейидов г. Дербента», составленный в конце XVIII в., вводится в научный оборот впервые.

Перевод текста

1Мухаммадриза2, Мухаммадрафи, Мухаммадшафи, мулла Мухаммадвали3 и Мухаммад // Максуд  – сыновья Шайхислама Хусайнида (ал-Хусайни).

Джами Файзи (Файди) и Аминмухаммад – сыновья // Шайхсанана Хусайнида.

Мулла Ибрахим, Шайхюсуф4 и Джанкардаш (Джанкъардаш) [сыновь]я // Шайхзахида5 Хусайнида.

Покойный Агашайх6, Шайхзада, мулла Хусайн // и мулла Али7 – сыновья Шайхюсуфа Хусайнида8.

Шейх Сайдутдин, шейх // Садрутдин-хаджи и мулла Байрам – сыновья шейха Мухаммадшафи Хусайнида.

Шейх // Сафи – сын Садрутдина-хаджи Хусайнида.

Убитый Саййидяхья, убитый Ахмад // и убитый Азиз – сыновья Шайхсафи Хусайнида.

Покойный Саййидриза, Аминмухаммад, Баба, Ибрахим // Ислам, Тахир и Шайхшукур – сыновья Садутдина-хаджи Хусайнида.

Карим и Латиф – сыновья // Тахира Хусайнида.

Покойные: Саййидриза, Саийидхусайн, Шайхамир, Шайхриза Ага (Агъа) и Саййидриза //, а также Ислам – это сыновья Шайхшукура Хусайнида.

Шайхзада, Шайхбаба Хусайнид и Хамзат – сыновья Шайх // мухаммада Хусайнида.

Шайхбаба, Казим и Исмаил – сыновья шейха Файзи Хусайнида.

Шайхмухаммад, Джами, Юсуф и Аминмухаммад– сыновья Шайхзады Хусайнида.

Хасан и Хусайн– сыновья Шайхбабы Хусайнида9.

Шайхкарим– сын Шайхмухаммада Хусайнида.

Саййид, Ахад и Мухаммадамин– сыновья Шайххусайна // Хусайнида.

Ага – сын Хамзата Хусайнида.

Абдулджалил, Мухаммадсаид, Алимирза, мулла // Аййуб, Шайхаслан и Шайхамир – сыновья муллы Байрама Хусайнида, и мулла Мухаммад, – сыновья Алимирзы // Хусайнида.

Мулла Абдулджалил, Мухаммад, Махмуд и Шайхмустафа – сыновья муллы Аййуба Хусайнида.

Покойный Мухаммадсаид, Ахмад и Абдулла – сыновья Шайхаслана Хусайнида.

Байрам, Алимухаммад, // Гюльмухаммад, Абдурахман и Наби – сыновья Шайхамира Хусайнида.

Мухаммад, Хасан и Хусайн – сыновья Ахмада // Хусайнида.

Мухамадали и Гюльмухаммад – сыновья // Мухаммада Хусайнида.

Аминмухаммад и Мустафа – сыновья // Шайхмахмуда Хусайнида.

Мухаммад и Ахмад – сыновья Алимухаммада Хусайнида.

Те, кто упомянуты здесь, но после Абдулджалила и вплоть до этого места, это – люди происходящие от сыновей дочери муллы Шафи, который [является] братом шейха Садутдина.

Мулла Максуд – сын Шайхмухаммада Хусайнида.

// Мулла Шамсутдин – сын муллы Максуда Хусайнида.

Файзи – сын муллы Шамсутдина, // Хусайнида // сына шейха Файзи Хусайнида.

Абдулджаббар – сын муллы Шамсутдина Хусайнида.

Ибрахим и Ислам – сыновья // муллы Саийида Хусайнида, он же, как и Хаджигаиб, это – сыновья Шайхмухаммада Хусайнида. Что же касается Шайхмухаммада, то он – сын Агамухаммада Хусайнида.

Саийид, // как и Халим, это – сын муллы Салиха Хусайнида. Что же касается муллы Салиха, то входит он в число сыновей муллы Пирали Хусайнида.

Пирмухаммад – сын Аминмухаммада // Хусайнида.

Покойный Саийидмухаммад, покойный Мухаммадкарим и Мухаммадшариф-хаджи– это сыновья муллы Замана // Хусайнида. Последний же и еще Мухаммад – сыновья Мухаммадшарифа-хаджи Хусайнида.

Покойный Хафиз – сын Мухаммадрафия Хусайнида.

// Захид – сын покойного Хафиза Хусайнида.

Шайхали, Муллавали и Латиф – сыновья // Мухаммадризы Хусайнида.

Сафар, Яхъя и покойный Камал– сыновья Шайхлатифа Хусайнида.

Ахмад // и Юсуф – сыновья Шайхали Хусайнида.

Абдулкарим и Юнус – сыновья Муллавали Хусайнида.

// Наджаф, Саййид, покойный Ахад и покойный Ислам – сыновья Шайхмаксуда Хусайнида.

// Мухаммадсалих и Мухаммадсадик – сыновья Саййидвахида Хусайнида.

Захид – сын // Шайхзады Хусайнида.

Саийидмухаммад– сын МуллахусайнаХусайнида.

Саййидриза, Баба // Мухаммадамин и Ибрахим – сыновья шейха Садутдина Хусайнида.

Шайхисрафил // Агаджан и Шайхахмад – сыновья шейха Мухаммадамина Хусайнида.

Мухаммадвали– сын Шайхисрафила // Хусайнида.

Хасан – сын муллы Мухаммадсалиха Хусайнида. Что же касается этого Мухаммадсалиха, то он – сын Шайххасана Хусайнида.

Шайхимад и Мирза – сыновья Шайхнаджафа Хусайнида.

Покойный Али и Мухаммад – сыновья Шайхимада // Хусайнида. Он же, в свою очередь, и еще Саийидхаййар – сыновья Шайхмахмуда Хусайнида.

Шайхбаязид, покойный Карашайх // и покойный Имамхусайн – сыновья муллы Максуда Хусайнида.

Саийидкасим, Ибрахим // халил и Мухаммад – сыновья покойного Карашайха Хусайнида.

Дустага (?) – сын шейха Бабаси Хусайнида.

Шейх Абдурахман – сын Дустаги (Дуст-агъа) Хусайнида.

Мулла Шайхмухаммад Хусайнид – сын муллы Абдулджалила // Хусайнида.

Абдулгани и Абдулджалил – сыновья муллы Шайхмухаммада Хусайнида.

Шайхнаби – сын шейха Абдуллы // Хусайнида.

Абдулла и Касим – сыновья Шайхнаби Хусайнида.

Ата, Мухаммадхан и Аббас – сыновья Шайх // ахмада Хусайнида.

Джамал и Ага – [сын]овья (?) Шайхбаязида.

Муса – сын // Мухаммадхана Хусайнида.

Агамухаммад и Ханмухаммад– сыновья Шайхага Хусайнида.

Хусайн – сын Имам// хусайна Хусайнида.

Это – конец родословного древа (шаджара).

Завершено начертание этого // родословного древа, черными чернилами, жалким беднягой, Мухаммадали. Сделано же это в те дни, когда начальником (хукума) был Шайхали-хан10, что соответствует тысяча двести восьмому (1208) году.

Конец текста.

1208 год хиджры соответствует 1793/94 г. Шихали-хан (местное производное от Шайхали) – известный активный политический и военный деятель рубежа XVIII–XIX вв. Он стал дербентско-кубинским ханом в 1791 г. и был им вплоть до 1806 г., пока не был свергнут русскими. Используя свои связи в  Персии, Шихали-хан пытался вернуть свое владение, но не имел успеха. Скончался в сел. Балахани (современный Унцукульский район Республики Дагестан) в 1822 г. [15, с. 117, 118].

Сейиды и агамиры Дербента (1879 г.)

Материал, который приводится ниже, был представлен нам более десяти лет тому назад известным дербентским историком-краеведом Гусейнбалой Яхьяевичем Гусейновым. Он представляет собой русскоязычный подлинник; возможно, это текст камеральной (?) переписи г. Дербента, (предположительно всего городского населения). Судя по тексту в завершенном виде, он был сформирован в 1879 г. Получен был данный материал всего лишь на один день, причем с представлением права на публикацию. Именно тогда материал – Сейиды и агамиры Дербента, – был переписан, но в форме связанного текста, а не в виде таблицы, откуда взята была нижеприведенная информация. На сегодня, как сказал Гусейнов Г.А., материал этот утерян.

Написан материал, металлическим пером, по-русски, в дореволюционной орфографии, причем в соответствии с российско-кавказской терминологической традицией того времени. Представлен он в виде таблицы, отпечатанной типографским способом, которая состоит из 12 продольных полос-граф, а также из 4–5 поперечных полос (4–5 строк и 12 столбцов).

В отношении всех дербентцев XIX в., которые включены в названные здесь таблицы от 1879 г., имеются специальные указания, например, «вероисповедания магометанского», «племени татарского», то есть тюркоязычные, источник дохода – «резник», «живущий поденной работой», как и «торговлей» или же «милостыней», или же «хлебопашеством», далее просто «рабочий», а еще «башмачник» и т.д.

Малолетние дети обозначены в приводимом ниже тексте как «новорожденные».

Текст

Агамиры11 и муллы [Дербента:].

Первый магал, где агамиров и мулл 5 дымов:

1) Мир-Майсум (52 года) Саййидхусайн-оглы12 и сын его Мир-Абдулкасим (20 лет).

2) Саййидмухаммад (68 лет) Саййидкасим-оглы, резник; сыновья его: Мир-Ага (29 лет), Мир-Ахмад (20 лет) и Мир-Абдулакасим.

3) Мир-Аббас (30 лет) Мир-Алискер-оглы и его сын Мири.

4) Абдулхасан-мешеди13 (32 года) Мулла-оглы.

5) Махдикули-мулла (23 года) Алипанах-оглы и брат его Абдулали (18 лет).

Второй магал, где агамиров и мулл 2 дыма:

1) Шайхмухаммад-мулла (26 лет) Хасан-оглы, живущий поденной работой14; братья его: Шайхали (19 лет), Абдулазиз (18 лет) и Мухаммадриза.

2) Абдулла-мулла (16 лет) Кырхляркули-оглы, который ныне готовится в муллы, и брат его Рустам.

Третий магал, где агамиров и мулл 4 дыма:

1) Мир-Абдулла-мешеди (67 лет) Мир-Бакир-оглы, живущий поденной работой; сын его: Мир-Бакир.

2) Мир-Аббас (45 лет) Мир-Саййидали-оглы, живущий поденной работой; его сыновья: Мир-Баба (18 лет) и Мир-Алискер.

3) Мир-Аббас (36 лет) Мир-Исмаил-оглы, живущий поденной работой.

4) Абдулали-мулла (67 лет) Ахмад-мулла-оглы, живущий поденной работой; его сыновья: Ахмад (34  года) и Алимардан (16 лет).

Четвертый магал, где агамиров и мулл 2 дыма:

1) Хаджибала-мулла (30 лет) Абдулхусайн-оглы, чье занятие шапочник; его братья: Мирзамухаммаднаки (26 лет) и Таки (20 лет).

2) Мир-Баба (22 года) Мир-Ибрахим-оглы.

Пятый магал, где агамиров и мулл 9 дымов:

1) Мухаммадбакир-мешеди (26 лет) мулла Расул-оглы, шапочник.

2) Мир-Ибрахим (40 лет) Мир-Кадир-оглы, чье занятие торговля; брат его – Саййидриза (32 года), их дядя Мир-Мухаммадали-хаджи (57 лет) Саййидмухаммад-оглы и сын последнего по имени Саййидмустафа (22 года).

3) Саййиднаки (28 лет) Мир-Казим-оглы, занимающийся поденной работой.

4) Мир-Ага-хаджи (25 лет) Мир-Ибрахим-оглы, чье занятие поденная работа.

5) Саййидриза (52 года) Мир-Аббас-оглы, чье занятие поденная работа; сыновья его: Мир-Аббас (16  лет) и Мир-Алам (14 лет).

6) Мир-Асад (21 год) Мир-Джавад-оглы, чье занятие поденная работа; братья его: Мир-Хусайн (14  лет) и Мир-Самад.

7) Мир-Махмуд (47 лет) Мир Аббас-оглы, чье занятие просто рабочий, и его сын, которого звать Мир-Баба.

8) Мир-Бакир-хаджи (62 года) Саййидхасан-оглы, чье занятие торговля, и его сын Саййидкамил (27  лет).

9) Мир-Исмаил (68 лет) Саййид-оглы, башмачник; его сыновья: Мир-Фаттах (25 лет) и  Мир-Майсум (14 лет).

Шестой магал, где агамиров и мулл 16 дымов:

1) Мир-Майсум-хаджи (62 года) Мир-Хабиб-оглы, живущий милостыней; сыновья его: Мир-Хамза (25 лет) и Саййидмуртаза (22 года).

2) Мир-Джавад-хаджи (26 лет) Мир Аббас-оглы, который готовится ныне в муллы, и сын его Мир-­Ага.

3) Мир-Садик-мешеди (47 лет) Саййид-оглы, занимающийся хлебопашеством; братья его: Мир-Исмаил (42 года) и Мир-Ахмад (22 года).

4) Мир-Ибрахим-мешеди (31 год) Саййидага-оглы, занимающийся хлебопашеством; его братья: Мир-Абдулла (24 года) и Мир-Фаттах (23 года).

5) Мир-Наджаф (51 год) Саййидхусайн-оглы, занимающийся поденной работой; его сыновья: Мир-Джафар (24 года), Мир-Азиз (19 лет), Мир-Алискер и Мир-Хашим.

6) Мир-Хасан (47 лет) Саййидхусайн-оглы, занимающийся поденной работой; его сыновья: Мир-Мухаммадали (19 лет) и Саййидмухаммад (16 лет).

7) Саййидриза (40 лет) Саййидхусайн-оглы, который занимается поденной работой.

8) Мир-Бала (26 лет) Мир-Бакир-оглы, который занимается поденной работой.

9) Мир-Ахмад-кербелаи15(36 лет) Мир-Джафар-оглы, который временно занимает должность дербентского (?) кадия.

10) Мир-Мехти... (27 лет) Мир-Мухаммад-оглы, живущий поденной работой.

11) Мир Абуталиб-кербелаи (24 года) Саййидмухаммад-оглы; слепой и поэтому живет подаянием.

12) Саййиднаки-хаджи (59 лет) Саййидкасим-оглы и сыновья его: Мир-Хасан (18 лет) и Мир-Хамид (14 лет).

Братья Саййиднакия:

а) Саййидали (60 лет) и его сыновья: Мир-Алискер (20 лет), Мир-Аббас и Зайнулабитдин (15 лет);

б) Саййидтаки (54 года) и сыновья его: Мир-Аббас (24 года), Мир-Касим (20 лет), Мир-Хусайн (10  лет), Саййидриза, Мир-Ахмад, Мир-Касим.

Семья эта – сейиды по званию своему. Они ничем не занимаются и поэтому живут на средства от  благотворительности, которая идет со стороны (?).

13) Мир-Аликбер (25 лет) Мир-Абдулбаки-оглы, живущий поденной работой.

14) Мир-Абдулали (47 лет) Саййиджафар-оглы, живущий поденной работой; его сыновья: Мир-Наджаф и Саййидаслан.

15) Мир-Казим (27 лет) Мир Зайнулабитдин-оглы, живущий поденной работой.

16) Мирзамахди-хаджи (37 лет) Мир-Джафар-оглы, живущий поденной работой; брат его Мир-Ага (25 лет).

17) Мир-Хашим (26 лет) Саййидмухаммад-оглы, живущий поденной работой; братья его: Асадулла (16 лет) и Мир-Садик.

Седьмой магал, где агамиров и мулл – 21 дым.

Сейиды и муллы.

1) Мир-Ага (32 года) Мир-Хусайн-оглы, живущий поденной работой; сыновья его: Саййидриза (28  лет) и Мир-Наджаф (22 года).

2) Мир-Фатулла-хаджи (52 года) Мир-Хабиб-оглы, живущий подаянием; его сын – Мир-Хашим.

3.) Мир-Саййидали-хаджи (47 лет) Мир-Казим-оглы; живущий мелкой торговлей; сыновья его – Мир-Таййиб (23 года) и Мир-Мухаммадали.

4) Мир-Мухтар (24 года) Мир-Хашим-оглы, живущий милостынею, и еще брат его Саййидали (22  года).

5) Мир-Хусайн (24 года) Мир-Зайнулабитдин-оглы, живущий подаянием, и еще брат его Мир-­Таййиб (23 года).

6) Мир-Мухаммад (16 лет) Мир-Казим-оглы, живущий подаянием, и еще брат его Мир-Баба.

7) Мир-Джавад (32 года) Мир-Мустафа-оглы, занимающийся в городе Куба; его братья. Мир-Самад (29 лет) и Мир-Сали (25 лет).

8) Мир-Хамдулла-хаджи (28 лет) Мир-3аман-оглы, занимающийся торговлею, но ныне исключен он лично из квартальной (?) общины за перечислением своим в число купцов 2-й гильдии, проживающих на территории гор. Дербента, Д. № 32/1877; его братья: Мир-Наджаф (26 лет), Мир-Фаттах (30  лет) и Мир Садик (24 года), которые ныне находятся в Персии.

9) Мир-Ахмад-каддуси (70 лет)16 Саййид-оглы, занимающийся торговлей.

10) Мир-Хади (52 года) Мир-Казим-оглы, живущий поденной работой; сын его – Мир-Ибрахим.

11) Мир-Мухаммад (25 лет) Саййидхасан-оглы, живущий поденной работой.

12) Мир-Аликбер (52 года) Мир-Махди-оглы, живущий милостыней.

13) Мир-Алискер (31 год) Мир-Махди-оглы, живущий подаянием; его сыновья – Мир-Зайнулабитдин, Мир-Бакир, Мир-Махди.

14) Мир-Ага (22 года) Мир-Баба-оглы, живущий поденной работой.

15) Мир-Аллахверди-хаджи (72 года) Бакир-оглы, живущий милостыней; его сыновья: а) Мир Фаттах (32 года), который, в свою очередь, имеет двух сыновей: Мир-Мусатаби (10 лет) и Мир-Хусайна; б)  Мир-Сала (23 года), имеющий сына по имени Мир-Ага.

16) Мир-Касим (17 лет) Мир-Абдулла-оглы, живущий мареноводством; его братья: Саййидриза (14  лет), Саййидмуртузали, Мир-Абдулбаки и Мир-Хасан.

17) Мухаммаднаки (42 года) мулла Садик-оглы, живущий торговлей, и брат его – носящий имя Мухаммадсала.

18) Мирзамухаммаднаби (15 лет) мулла Джавад-оглы, являющийся сиротой.

19) Мухаммадрасул (23 года) мулла Агабала-оглы, живущий подаянием.

20) Мир-Аликбер (23 года) мешеди Мир-Джафар-оглы, живущий торговлей.

21) Агакарим (16 лет) мулла Мухаммадяр-оглы, живущий поденной работой; дяди его: Каддуси-мулла (32 года) Карим-оглы и Хусайн (27 лет).

Восьмой магал, где агамиров и мулл 3 дыма.

1) Мир Аликбер (48 лет) Саййидхусайн-оглы, живущий поденной работой; его сыновья: Саййидхусайн (18 лет) и Саййидбакир.

2) Мир-Хашим-кербелаи (50 лет) Саййидхусайн-оглы, живущий поденной работой; сыновья его – Саййидхусайн и Мир-Джафар; брат названного кербелаи: Мир-Хаджибала (46 лет), у которого есть сыновья Мир-Ибрахим и Мир-Абдулкасим.

3) Мулла Хусайн (92 года – ?) Алидарья-оглы, живущий поденной работой; и сын его: Ибрахим (24  года).

Девятый магал, где агамиров и мулл 11 дымов.

Сейиды и муллы.

1) Мир-Саййидали-мешеди (70 лет) Саййидали-оглы, который выделяется тем, что по званию агамира получает» он от [магального – ?] общества закят; сын его Мир-Наджаф (24 года).

2) Мир-Баба (56 лет) Мир-Мустафа-оглы, служащий при [квартальной] мечети; его сыновья: Мир-Мухаммадамин (23 года), Мир-Мустафа (20 лет), Мир-Асадулла (16 лет) и Мир-Юсуф (15 лет).

3) Саййидкасим-хаджи (62 года) Мир-Бакир-оглы, выделяющийся тем, что он по званию сейида получает от [магального – ?] общества закят; его сыновья – Мир-Казим (24 года) и Мир-Бала.

4) Мир-Алискер Мир-Садик-оглы, выделяющийся тем же, [т.е. правом на закят]; дядя его известен как Мир-Баба (29 лет) Мир-Аликбер-оглы.

5) Мир-Зайнулабитдин (17 лет) Мир-Абдулла-оглы, причем отмечено, что этот Мир-Зайнал слепой сирота; брат его: Мир-Абдулали (17 лет).

6) Мир-Хусайн (47 лет) Мир-Саййиднаки-оглы, живущий мелкой торговлей; сыновья его – Мир-Исмаил (16 лет), Мир-Садик (14 лет), Мир-Мухаммадали и Саййидсултан.

7) Аббасмирза (24 года) мулла Саттар-оглы, живущий поденной работой; брат его Амирхамза (17  лет).

8) Мухаммадсадик (36 лет) мулла... Салим-оглы; этот Мухаммадсадик исполняет должность пишнамаза17, но официально он там не утвержден, а далее говорится, что Мухаммадсадик (?) исключен лично [из квартальной общины], за утверждением своим в должности муллы, Д. A36-1879 года.

9) Мир-Майсум-хаджи (33 года) Мир-Мухаммадали-оглы, живущий торговлей.

10) Мухаммадказим (30 лет) мулла Асадулла-оглы, живущий поденной работой.

11) Мир-Аликбер (30 лет) Саййиднаки-оглы, известен тем, что живет он при мечети.

Конец текста.

Послание агамира, который был дербентским врачом,

известным как Мухаммад-кази, адресованное усишинцу Кади-Саиду

 (конец XVIII в.)

Среди арабских рукописей и старопечатных книг, принадлежавших покойному ныне усишинцу Галбецову М., научной экспедицией Института ИЯЛ в 70-е гг. XX в. зафиксировано Послание, текст которого приводится ниже. Вложено было это Послание между листами рукописи, именуемой Джалал ал-кулуб (авт. Мухаммад ал-Буркали), которая была переписана в 971/1563–64 г.

Послание представляет собой подлинник. Написано оно тростниковым (?) каламом по-арабски, на листе (17×12 см) синей бумаги с зеленоватым оттенком, фабричного производства второй половины XVIII в.

На оборотной стороне листа бумаги, содержащего Послание, стоит оттиск продолговатой печати, имеющей арабскую надпись. Она такова: а) «[Раб Аллаха?]»; б) «Мухаммад-кади», чит.: къази (?).

Датировать Послание по бумаге можно второй половиной XVIII в.

Перевод текста

От презреннейшего из рабов Аллаха – *агамира (акъамир), являющегося дербентским врачом (хаким)18, послание брату своему [по религии]: особо преуспевающему ученому, красивейшему на внешность человеку, а именно Кади-Саиду Усишинскому, – выдающейся личности в сфере науки, который считается кадием кадиев.

Да осчастливит тебя Аллах в обоих мирах! Приветствие [я] вверяю [миру] ислама! Приветствие — которое быстро не исчезает.

А далее.

Ты, Кади-Саид Усишинский, отправил к нам послание, где сказано было, что ты дашь нам зерно. Что же касается здесь меня, агамира, то я, если захочет Всевышний Аллах, не буду выставлять что-либо против того, что ты приказал19 нам.

Я, агамир, отправляю тебе [положенные деньги] за зерно, по поводу которого ты приказал20 мне. Сделал же я это через Умара, который принес этот привет.

Методу21 следует здесь научить. Так вот, согласно этому методу22, следует до наступления [восхода?] пить с утра похлебку, приготовленную на воде. Бросать это, то есть [содержимое похлебки-?], следует последовательно, не дав [содержимому-?] собраться. После того, как брошено будет это следует пить горячую воду, а затем – в обед – следует пить уже похлебку.

Далее. Ты, Кади-Саид Усишинский, приказал23 мне, чтобы было выяснено название лекарств, которые присланы. Так вот, лекарства эти называются так: одно – черная хилба24, а другое – сунамак25.

Способ питья этих лекарств таков: нужно смазать сунамак жиром, а затем выпить ее. Что же касается хилбы, то следует бросить ее [в воду-?].

Все.

[Оборот:] что касается растения астрагал, то я послал его Абдурахману-хаджи. Ты же, о Кади-Саид Усишинский, должен сказать о ценности другой [вещи]. Я хочу этого.

Свидетельство о принадлежности к сейидам Хусайна, чьи потомки живут в Дербенте, написанное Шайх-Камалом, являющимся сыном Абд ал-Хакка аш-Шайзари…, в девятьсот сорок девятом (1542/43) году

Разыскания в г. Дербенте, проводившиеся по сейидской тематике, показали, что у потомственного дербентца Сейидова М.М. хранится арабский документ, который должен был удостоверить принадлежность некоего Хусайна, жившего в XVI в., к числу потомков Пророка. По семейной традиции Сейидовых, указанный Хусайн является прямым предком хранителя документа.

Здесь же отмечу, что Сейидов М.М. рассказал мне, что дербентские сейиды, которых помнят городские предания, были шиитами и проживали в 9-м городском магале. Происходят они от Хусайна, переселившегося в Дербент примерно 250–300 лет тому назад, а это означает, что в середине XVIII  в., то есть уже после падения Сефевидов – шахов, которые правили Иранской империей с начала XVI в. На сейидском участке кладбища г. Дербента автор этих строк обнаружил только одну относительно старую (середина XIX в.) могилу. Более или менее интересной для науки арабской эпитафией является следующая: «1276/1859-60 [год]. Акамир-мешеди являлся сыном Амира – сына Халила-мешеди, сына Мир-Салиха-хаджи, сына Саййидахмада».

Описание документа

Подлинник. Документ представляет собой бумажный свиток (7,5×0,25 м), склеенный из ряда листов, каждый из которых заверен оттиском одной и той же печати. Бумага старая, восточная (?), бело-розового цвета. Текст написан черными чернилами тростниковым (?) каламом, каллиграфическим почерком насх.

В конце свитка, на последнем его листе указано, что арабский текст документа написал некий Шайх-Камал, являющийся сыном Абд ал-Хакка аш-Шайзари, а совершил это Шайх-Камал в девятьсот сорок девятом (1542/43) году.

Начинается текст свитка так: «Господин Хусайн является знатнейшим сейидом, благородным и прославленным, возвышающимся среди других сейидов – лиц достойных и великих. Он – краса нации и исповедуемой им  религии. Отец Хусайна – Ахмад, являющийся сыном Муртазаали, сына ал-Хасана, сына Джамал ад-Дина Ахмада, сына Муртазаали, сына Джалал ад-Дина, сына Али-Кия26, сына Мухаммада-Кия, сына Давуда, сына ал-Хасана, сына ал-Хусайна, сына Сулаймана, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абдуллаха, сына ал-Хасана, сына ал-Хусайна, сына Али, сына ал-Хасана, сына Али, сына Давуда, сына Али, сына Ахмада, сына Исмаила, сына Мухаммада27, сына Исмаила, сына Джафара ас-Садика, сына Мухаммада ал-Бакира, сына Али Зайн ал-Абидина, сына ал-Хусайна, по прозвищу Внук (сибт), сына амира ал-муминин по имени Али28, сына Абу Талиба, сына Абд ал-Мутталиба, который был дедом Пророка».

В конце документа сообщаеся, что родословие Хусайна (XVI в.) является чистым, то есть достоверным.

Заключение

Проживание потомков Пророка Мухаммада в Дербенте и на прилегающих землях периода до монгольских завоеваний проследил Аликберов А.К. [16, с. 274]. Неудивительно, что пребывание там лиц, названной общественно-культурно-религиозной категории, могло иметь место в XVIII и XIX вв. У некоторых дербентцев до наших дней сохранились красочные грамоты XVI–XVII вв., выданные в г. Тебризе, подтверждающие принадлежность их хранителей к числу потомков Пророка (ахл ал-бейт).

Потомки Пророка имеют в исламе особый статус, который закрепляет, в том числе, возможность материального обеспечения, поскольку им, согласно нормам шариата, полагаются определенные выплаты. По этой причине документы, свидетельствующие о принадлежности к сеййидам, а подделки их известны, зачастую подвергаются сомнению.

В Дагестане есть несколько точек давнего проживания «потомков Пророка»29, причем казикумухцы имеют самые древние свидетельства своей принадлежности к таковым. Правда, казикумухские «потомки», хотя и называют их в Дагестане «по инерции», сейидами, считаются происходящими от корейшита Хасана (с XIV – начала XV в.) , то есть являются по нашему мнению шерифами [17]. Что же касается потомков из числа дербентцев, то все они обозначены в тексте конца XVIII в. хусайнидами, то  есть в качестве настоящих сеййидов.

Практически все работы по военно-политической истории северной зоны Дербентского-Кубинского ханства написаны с опорой на российский архивный материал. Обращение к дербентским по происхождению арабоязычным источникам, которых пока выявлено весьма мало, открывает принципиально новые моменты в истории названного ханства. Предложенный к публикации арабоязычный Перечень, как и письменный материал, который представлен в данной публикации, показывает, что в Дербентской зоне ханства жили сеййиды. Местные сеййиды шиитского толка должна были, согласно шариату, иметь право голоса при принятии важных решений и получать доход из старинных дербентских вакфов. При этом, в эпоху существования Дербентско-Кубинского ханства дербентские сейиды XVIII в. не  получали хумс (пятина от военной добычи), право на который также закреплено в шариате, так как на этой территории не велась священная война.

Появление на свет Перечня, предложенного к публикации, позволяет предположить, проведя аналогии с Горным Дагестаном, что к концу XVIII в. в Дербенте имела место борьба за доступ к доходам от вакфа, которая шла между претендентами на сеййидство. Это вызвало вмешательство хана Шихали, который определил: кто имеет право на доступ, а кто не имеет. Это, возможно, и отражено в Перечне. При этом нам неизвестно насколько критичным был подход хана.


  1. 1. Начало отсутствует.

  2. 2. Данный лист бумаги, с которого начинается текст Перечня, заверен четырьмя оттисками одной печати («Раб Его. Хасан»), три из которых поставлены в ряд, причем сверху, а один такой оттиск стоит в конце места, точнее, над последней строкой.

  3. 3. Здесь зачастую трудно понять: являются ли такие арабские слова как «мулла», «шейх», «хаджи» и т.п. эпитетами или же это части имен собственных.

    Можно, например, понять иначе: Мулламухаммадвали.

  4. 4. Можно иначе: Муллаибрахими Шайх-Юсуф.

  5. 5. Можно иначе: Шайх-Захида…

  6. 6. Можно иначе: Ага Шайхмархум (Агъа…).

    Мы даем в этом переводе текста свое – одним словом, – понимание арабского текста Перечня сейидов.

  7. 7. Можно иначе: Муллахусайни Муллаали.

  8. 8. Можно иначе: Шайх Юсуф…, ну и так далее.

  9. 9. Отмеченный текст (три предложения) был, судя по всему, первоначально пропущен – скорее всего, по невнимательности. Дело в том, что он записан мелким шрифтом между двумя нормальными, скажем так, строками текста и, при этом, «привязан» особым значком (в виде тонкой линии) к имени «Шайхбаба», под которым подразумевается «Хусайнид... – сын Шайхмухаммада Хусайнида».

  10. 10. Шайхали-хан – сын знаменитого Фатали-хана, правителя Кубинского ханства (ум. в 1789 г.), который в 1759 г. принял Дербент из рук Мухаммадхусайн-хана и аннексировал все ханство Дербентское. см.: [7, с. 127, 130, 139, 140; 8, с. 73, 74, 84, 85, 96, 103–107; 10, с. 130; 14, с. 168, 169, 473, 520, 521].

  11. 11. Слово «агамир» (агъамир) является двухчастным, а состоит оно из ага (агъа) – «господин» и мир (< араб. «амир»). Дербентская традиция, доступная через Гусейнова Г.Я., определяет «агамир» в качестве местного синонима широко известного «сейид».

  12. 12. Оглы – азерб. сын.

  13. 13. Мешеди – человек, совершивший паломничество в священный для шиитов иранский г. Мешхед.

  14. 14. По всей вероятности, составители разбираемого здесь документа (1879 г.) называли тех лиц, которые не занимались в  Дербенте какой-либо более или менее постоянной работой.

  15. 15Кербелаи – совершивший паломничество в священный для шиитов г. Кербелу в Ираке.

  16. 16. Каддуси (къаддуси) –человек, посетивший Иерусалим (араб. Кудс).

  17. 17Пишнамаз – в иерархии шиитского духовенства служитель в мечети, который ведет только общую, но не пятничную молитву.

  18. 18. Может быть, что переводить стоит так: от агамира, являющегося дербентским мудрецом.

  19. 19. Можно иначе: сказал.

  20. 20. Можно иначе: сказал.

  21. 21. Можно иначе: путь, дорога.

  22. 22. Можно иначе: путь, дорога.

  23. 23. Можно сказать иначе: сказал

  24. 24Хилба – известное и сейчас лекарственное растение.

  25. 25. Это – кассандра.

  26. 26Кия – перс. – «господин».

  27. 27. От этого Мухаммада пошло еретическое учение, выросшее из шиизма, именуемое исмаилизм.

  28. 28Али ибн Абу Талиб – уб. в 661 г.; ал-Хусайн по прозвищу «Внук [Пророка]» – убит в 680 г.; Али по прозвищу «Зайнал-Абидин»  – ум. в 713/14 г.; Мухаммад по прозвищу «ал-Бакир» – ум. в 732 г.; Джафар по прозвищу «ас-Садик» – ум. в 765 г.; Исмаил – ум.  ≈762 г., от его сына Махаммада пошла шиитская секта исмаилитов; этот Мухаммад (VIII в.н.э.) скрывался от Аббасидов в Северном Иране, около снежной горы Демавенд.Таким образом, Хусайн (XVI  в.) происходил от шести общепризнанных шиитских имамов, возможно, он был исмаилитом и даже «скрытым имамом» [27, с. 44–46, 244–247, 250, 251, 277, 279, 280].

  29. 29. Об этом см. [17].

Timirlan M. Aytberov

Institute of History, Archeology and Ethnography Dagestan Federal Research Center of RAS

Author for correspondence.
Email: timirlan222@mail.ru

Russian Federation

Cand. Sci., Senior Researcher

  • Magomedov NA. Derbent and Derbent domains in the 18th – first half of the 19th centuries. Political situation and economic development. Makhachkala, 1998. (In Russ)
  • Magomedov NA. Derbent-Quba Khanate and its influence on the political situation and economic development of Dagestan (second half of the 18th – early 19th centuries). Makhachkala, 2012. (In Russ)
  • Lopukhin AI. Journal of travel through Dagestan, 1718. In: Kosven M.O., Khashayev H.-M. History, geography and ethnography of Dagestan of the 18th–19th centuries. Moscow, 1958. (In Russ)
  • Abdullaev GB. From the history of North-Eastern Azerbaijan in the 60-80s of the 18th century. Baku, 1958. (In Russ)
  • Abdullayev GB. Azerbaijan in the 18th century and its relations with Russia. Baku, 1965. (In Russ)
  • Barkhudaryan S. Pages from the history of Artsakh and Armenian-Albanian relations. Yerevan, 2011. (In Russ)
  • Bakikhanov A. Gulistan-i Iram. Baku, 1926. (In Russ)
  • Alkadari G. Asari-Dagestan. Makhachkala, 1993. (In Russ)
  • Shikhsaidov AR. Materials on the chronology of the Kaytag utsmiys. In: Source studies of medieval Dagestan. Makhachkala, 1986: 135-146. (In Russ)
  • Leviatov VN. Essays on the history of Azerbaijan in the 18th century. Baku, 1948. (In Russ)
  • Butkov PG. Materials for the New History of the Caucasus, from 1722 to 1803. St. Petersburg, 1869. (In Russ)
  • Kozubsky EI. History of Derbent. Temir-Khan-Shura, 1906.(In Russ)
  • Bartold VV. On the history of Derbent. In: Bartold V.V. Works. Moscow, 1963, vol. II, part 1: 786-787. (In Russ)
  • Guseinov G. Encyclopedia of the city of Derbent. Moscow, 2009. (In Russ)
  • Aitberov TM., Shikhsaidov AR. From Dagestan memorable records. In: Eastern sources on the history of Dagestan. Makhachkala, 1980. (In Russ)
  • Alikberov AK. The era of classical Islam in the Caucasus. Moscow, 2003. (In Russ)
  • Aitberov TM., Omarova RA. Seyids of Mountainous Dagestan (Kumukh, Tsumada, Kurakh). Makhachkala, 2019. (In Russ)

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 88

PDF (Russian) - 28

PlumX


Copyright (c) 2025 Aytberov T.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.