«ХОЛМ ВЛАСТИ»: К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОДНОГО САКРАЛЬНОГО ТОПОСА ДАРГИНЦЕВ ФЕДЕРАЦИИ АКУША-ДАРГО
- Authors: Seferbekov M.R.
- Issue: Vol 20, No 4 (2024)
- Pages: 899-907
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/17114
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH204899-907
Abstract
В статье на основе анализа функций известного в исторической литературе холма в местности «ЦахIнабяхъла диркьа», служащего местом сбора представителей даргинских союзов вольных обществ федерации Акуша-Дарго, освещается символика и семантика этого сакрального локуса. Холм был табуирован, с ним были связаны легенды о скрытых в его толще золотом луке, стрелах и других сокровищах, его использовали в обрядах народной медицины. Этот сакральный холм, как редукция образа почитаемой горы, может рассматриваться и как «центр мира», «модель вселенной», «место пребывания богов». В этом смысле мифологема холма, как и архетипы мировая гора и древо мировое, воплощает в себе идею среднего земного яруса в трехчленной картине мира по вертикали, где верхний ярус – обитель богов, а нижний – преисподняя, где обитают мертвые и хтонические демонические персонажи. Несмотря на свою принадлежность к среднему земному ярусу, указанный холм как граничный символ и хранитель сакральных атрибутов был также средоточием и верхнего, и нижнего ярусов мира по вертикали. Мифологема «холм, как уменьшенная копия горы» предопределяла его принадлежность к верхнему ярусу вселенной. Холм (гора) и пространство вокруг него в некоторых случаях расценивались как граница между мирами. Спрятанные в холме окрашенные золотом атрибуты (лук и стрела) так же осмысливались как принадлежащие к потустороннему миру. В мифологиях народов мира особой знаковостью и смыслом наделялись лук и стрела: они олицетворяли войну и мир, были атрибутами различных божеств. В космологической схеме мира стрела лука соединяла центр мира с преисподней, была фаллическим символом, олицетворяла божий гнев, а лук означал светскую власть.
Magomedkhabib R. Seferbekov
The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: dnc.ran@outlook.com
ORCID iD: 0000-0001-5714-8178
Russian Federation
Junior Researcher
- Криничная Н.А. Гора: природно-экзистенциональный объект в свете космологический воззрений (по материалам северноруссских мифологических рассказов) // Научный альманах «Традиционная культура». 2011. № 3. С. 120–130.
- Токарев С.А. О культе гор и его месте в истории религии // Советская этнография (далее – СЭ). 1982. № 3. С. 107–113.
- Сведения об Акуша // Памятники обычного права Дагестана. XVII – XIX вв.: Архивные материалы / Сост. Х.-М. Хашаев. М.: Наука, 1965. С. 13–15.
- Алиев Б.Г., Муртазаев А.О. Федерация даргинских союзов сельских общин Акуша-Дарго в XVII – первой половине XIX в.: Вопросы социально-экономической и политической истории. Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; Издат. дом «Эпоха», 2008. 400 с.
- Гене Ф.И. Сведения о Горном Дагестане. 1835/1836 г. // История, география, этнография Дагестана в XVIII–XIX вв.: Архивные материалы. М.: Восточная литература, 1958. С. 337–352.
- Гаджиев Б. Легенды и были Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. 336 с.
- Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. В 2-х т. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999. Т. 1. 448 с.
- Магомедов Р.М. Легенды и факты о Дагестане: Из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 240 с.
- Энциклопедия суеверий / Сост. Э. и М.А. Рэдфорд; Е. Миненок. М.: Миф: Локид, 1995. 560 с.
- Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М.: «Вече», 2005. 383 с.
- Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. 401 с.
- Ерофеева Н.Н. Лук // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 75–77.
- Сефербеков Р.И. Петроглифы Дагестана: история, ареал, типология, интерпретации // Кавказ – Прошлое – Настоящее – Будущее. Rzeszów: Instytut Historii Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2020. № 6. С. 19–37.
- Бесолова Е.Б. К семантике термина нарт // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2014. № 55. С. 119–124.
- Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М.: Наука, 1993. 325 с.
- Сефербеков Р.И. Образ Великой Богини-матери в мифах народов Дагестана (ипостаси, аспекты функций, трансформации) // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2015. № 3. С. 146–154.
- Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов // СЭ. 1982. № 2. С. 83–92.
- Топоров В.Н. Гора // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 311–315.
- Першиц А.И. Демократия военная // Социально-экономические отношения и соционормативная культура: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. А.И. Першиц, Д. Трайде. М.: Наука, 1986. С. 47–48.
- Першиц А.И., Трайде Д. Община // Там же. С. 109–114.
- Басилов В.Н. Родоплеменные культы // Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. В.Н. Басилов, И. Винкельман. М.: Наука, 1993. Вып. 5. С. 180–182.
- Басилов В.Н. Общинные культы // Там же. С. 140–142.
- Басилов В.Н. Классовых обществ религии // Там же. С. 104–107.
- История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Т. 1. М.: Наука, 2004. 627 с.
- Дадаев М.-А. Краткий краеведческий справочник по Салатавии. Махачкала: «Ихлас», 2007. 198 с.
- Сотников. Сведения о Табасарани // Памятники обычного права Дагестана XVII –XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева, отв. ред. Г.Д. Даниялов. М.: Наука, 1965. С. 47–49 (280 с.).
- Сефербеков Р.И., Гашимов М.Ф. Памятники истории и культуры Табсарана. Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2003. 120 с.
- Сефербеков Р.И. «Праздничные камни» и «Мечеть праздничной молитвы» – культовые сооружения табасаранцев // Исламоведение. 2014. № 3. С. 52–64.
- Гасанов М.Р. Табасаран в истории Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2022. 312 с.
- Сефербеков Р.И. Об одном мифологическом сюжете табасаранцев: «змеи, выпадающие с неба» // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII среднеазиатско-кавказских чтений 2012–2013 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 288–292.
- Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение: О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа // Труды 2-й сессии Ассоциации арабистов 19–23 октября 1937 г. М.: Л., 1941. С. 81–110.
- Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.) / пер. с араб. О.Г. Большаков, А.Л. Монгайт. М.: Наука, 1971. 134 с.
- Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслим у мусульман Восточного Кавказа (к истории и этнографии культов святых) // Подвижники ислама: культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Изд-во «Вост. лит.» РАН, 2003. С. 154–214.
- Гмыря Л.Б. Культ священного меча табасаранцев (семантика обряда «обновления ножен священного меча») // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2003. Вып. XIII. С. 237–261.
- Сефербеков М.Р. Почитание меча Абу Муслима в селении Чурдаф: из истории земледельческого культа табасаранцев (традиции и современность) // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 3. С. 66–76.
- Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с.
- Сулейманов А.С. Топонимия Чечни: Научно-популярное издание. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. 726 с.
- Попов И.М. Ичкерия (историческо-топографический очерк) // Сборник сведений о кавказских горцах (далее – ССКГ). Тифлис, 1870. Вып. IV. С. 1–23.
- Хабаев И.Д. «Топонимия Чечни» Ахмеда Сулейманова как источник государственно-правовой терминологии чеченцев // Сборник научных трудов Академии наук Чеченской Республики, Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН / Под ред. Ш.А. Гапурова, Д.К.-С. Батаева. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2019. № 8. С. 99–106.
- Натаев С.А. Чеченские тайпы: Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев. Махачкала: АЛЕФ. 2013. 414 с.
- Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. Тифлис. 1872. Вып. 6. С. 1–62.
- Анучин Д.Н. Отчёт о поездке в Дагестан летом 1882 года, совершенной при содействии Императорского Русского Географического общества. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1884. 93 с.
- Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. Т. 1. С. 398–406.
- Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми: Абхазское государственное издательство, 1957. С. 265 с.
- Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М.: Политиздат, 1980. 831 с.