Pravovye normy v Khazarskom kaganate na rannem etape istorii (seredina VII – pervaya tret' VIII v.)

Cover Page

Abstract



По данным письменных источников, наиболее крупное политическое образование Прикаспийского Дагестана – «страна гуннов», начиная с VI в. и до 30-х гг. VII в., находилось в политической зависимости от Западнотюркского каганата. С его территории Западнотюркским каганатом были предприняты в 626–628 гг. ряд военных акций, направленных против закавказских провинций Ирана (Дербент, Кавказская Албания, Иверия), а в 629 г. тюрки напали на Армению и разгромили ее войско (Феофан Исповедник. 625/626, 626; Патриарх Никифор. 622, 628–629; Себеос. III. XIX; Мовсес Каланкатуаци. II. XI. XII, XIV, XVI). Видимо, в этих событиях «страна гуннов» принимала самое активное участие. Продолжавшиеся несколько десятилетий (630–657 гг.) междоусобные войны, разразившиеся в Западнотюркском каганате после убийства кагана Тон-ябгу (630 г.), привели к потере самостоятельности этого государства и его подчинению Танской империи (Китай). Только в конце VII в. вождю племени тюргешей после длительной борьбы тюрков за независимость удалось создать новое государство западных тюрков – Тюргешский каганат (Кляшторный С.Г., 2002. С. 235–236). В период междоусобиц Западнотюрский каганат утратил многие свои провинции, в том числе и северокавказские владения. По данным письменных источников, «страна гуннов» Прикаспийского Дагестана с 50-х гг. VII в. до 40-х гг. VIII в. входила в составе Хазарского каганата – нового государства Юго-Восточной Европы. Ранняя история хазар неясна и практически неотделима от истории других кочевых племен, наводнивших степи Северного Кавказа в период с IV по VII вв. По данным анонимного сирийского автора VI в. псевдо-Захарии (Захария Ритор), к северу от Дербента в степных пространствах Северного Кавказа в середине VI в. обитало 13 кочевых народов, в том числе савиры («сабир»), булгары («бургар»), аланы, авары, хазары («хасар») (псевдо-Захария. 12. 7). Предполагается, что этнонимом «хасар» в этом источнике обозначено ставшее известным в этот период племя хазар других более поздних источников (А.П. Новосельцев). По генеалогической легенде хазар и булгар, описанной в византийских источниках, расселение этих племен в Юго-Восточной Европе проходило в правление византийского императора Маврикия (582–602). Булгарам было предоставлено право поселения на границе империи для защиты ее территории от нападения аваров. Хазары заняли страну Берсилию. В источниках упомянуты опознаваемые топонимы этой страны – «города Каспия», обозначавшиеся как «врата Турае». Топоним Турае сопоставляется исследователями с Дербентом, а страна Берсилия помещается вблизи него на территории современного Северного Дагестана. Название страны (Берсилия) связывается с гуннским племенем VI в. барсилами (Чичуров И.С, 1980. С. 117. Прим. 280; С. 177–178. Прим. 82). Язык хазар по отрывочным данным идентифицируется как тюркский. Он относился к обособленной группе тюркских языков. Касаясь этнонима «хазар», арабоязычный автор ал-Масуди (ум. в 956 г.) указывал, что по-тюркски их зовут «сабир», по-персидски – «хазаран», они из тюрок и по-арабски имя их произносится как «ал-хазар» (См.: НовосельцевА.П., 1990. С. 79). В ранний период своей истории хазары, видимо, входили в военно-политический союз савир, известный из источников как «страна гуннов», которая, как указывалось, до 630 г. находилась в политической зависимости от Западнотюркского каганата. Предполагается, что хазары, воспользовавшись смутой в каганате, создали самостоятельное государство, но сведений об этом в источниках нет. В этот период шло формирование территории и политической структуры Хазарского государства, правители которого стали известны как каганы. Вопрос о начале династии хазарских каганов пока не решен. Из анонимного персоязычного источника конца X в. (Худуд ал-Алам) известно, что хазарские правители происходили из тюркского рода Ашина. Предположительно, основателем их династии мог быть потомок свергнутого в 651 г. кагана племенного союза нушиби Иби Шегуйя, который, возможно, нашел убежище у союзных тюркам хазар. Возможно также, что хазары после распада Западнотюркского каганата, создав самостоятельное государство, восприняли структуру организации его политической власти. Формирование Хазарского каганата, т.е. обширного объединения племен, началось с войны с Великой Болгарией, земли которой находились в Приазовье и Западном Предкавказье. Правители Великой Болгарии поддерживали в междоусобной борьбе тюрков враждебные нушиби племена дулу. К 70-м гг. VII в. власть хазар распространилась на степи Северного Причерноморья и большую часть Крыма (Артамонов М.И., 1962. С. 174; Новосельцев А.П., 1990. С. 111). В 40–50-х гг. VII в. начался первый этап продвижения Арабского халифата в Восточное Предкавказье. Основной силой, с которой арабы в середине VII в. столкнулись в Прикаспии, был Хазарский каганат, его союзником в борьбе с ними выступала «страна гуннов». Из успешных акций халифата первого этапа войн на Северном Кавказе было закрепление арабов в Дербенте (642/643 г.). Используя Дербент как опорную базу, арабы начали завоевательные походы на юго-восточные провинции Хазарского каганата (современный Прикаспийский Дагестан). В арабоязычных источниках военные операции против хазар на Северо-Восточном Кавказе обозначены как «поход против тюрок» или «поход на Баланджар» (Гмыря Л.Б., 2002. С. 283–284; 2006. С. 62). Причем, эпоним Баланджар одновременно выступает и как пограничная область, расположенная севернее Дербента, и как страна, город, река, горная гряда. По данным ат-Табари, завоевательные походы против Баланджара продолжались в течение десяти лет – 22–32 гг.х. Захват города арабскими войсками ат-Табари относит к 642/643 г. (Ат-Табари. С. 74). Первый этап продвижения войск халифата на Северо-Восточный Кавказ завершился разгромом их под Баланджаром, гибелью четырех тысяч арабских воинов и арабского полководца Салмана бۥРабиа в 651/652 г. В 706/707 г. началось новое продвижение халифата на Северо-Восточный Кавказ (второй этап), продолжавшееся до 738–739 г. В византийских, армянских и арабских исторических трудах нашли отражение 13 крупных военных акций Арабского халифата на северокавказском фронте военных действий. Из источников известны также три крупномасштабные акции Хазарского каганата, проведенные совместно с союзными войсками в Закавказье. Тридцатилетний период активных военных действий был непростым как для народов Хазарского каганата, отражавших экспансию Арабского халифата, так и для самого арабского государства. Более 25 лет действия арабов в Восточном Предкавказье особых успехов не имели, результаты отдельных удачных военных операций, как правило, не закреплялись, и хазарам часто удавалось нанести противнику ощутимый урон. Войскам арабов обычно противостояла на порядок превосходящая по численности армия хазар. Военные действия арабы вели на чужой территории, где им приходилось сталкиваться не только с хорошо вооруженной и опытной армией хазар и ее союзников, но также с упорным сопротивлением местного населения. За время войны с хазарами халифы семь раз меняли общее руководство операциями, перебрасывая на кавказский фронт опытных полководцев из других регионов военных действий. На фронтах кавказского направления наиболее значимыми были операции, возглавляемые полководцами Масламой (сын халифа Абд ал-Малика б. Марвана: правил в 685–705 гг.), ал-Джаррахом (выиграл сражение у г. Баладжара в 722/723 г., был разгромлен хазарами и погиб в 730/731 г. у г. Ардебиля, располагавшегося на территории современного Южного Азербайджана, и Марваном (внук халифа Марвана I: правил в 684–685 гг. и племянник халифа Абд ал-Малика б. Марвана и сам халиф в период 744–750 гг.). Изменив стратегию наступательных операций, Марван последовательно и целенаправленно привел ситуацию на кавказском фронте к коренному перелому. В ходе военных акций 735/736 и 737 гг. прикаспийские провинции Хазарии были разгромлены, войска арабов вторглись на основную территорию каганата, достигли его новой столицы города ал-Байда в устье Волги. Под угрозой потери царства каган принял условия перемирия с арабами. Некоторые арабские авторы указывают, что каган и многие его соплеменники приняли ислам, однако эти данные признаются исследователями легендарными (См.: Гараева Н., 2002). В 736 г., по данным армянских авторов, погибла столица «страны гуннов» город Варачан, захваченная арабами. После разгрома Прикаспия Марван в 738/739 г. предпринял покорение внутренних горных районов Дагестана – политических образований Сарир, Хамзин, Туман, Шандан и др. Местное население оказало арабам упорное сопротивление, в результате чего мир с арабами правители горных областей заключили на тяжелейших условиях, предусматривавших ежегодные поставки провизии, скота, денежных средств и наложников. Сотни селений в горах были разрушены. Марван оставался в Закавказье до 743/744 г. После убийства халифа Валида II (743–744) Марван отбыл в Дамаск и в 126 г.х. провозгласил себя халифом. У власти он оставался шесть лет, разгромленный в 750 г. арабской армией, бежал в Сирию, потом в Египет, где был убит в Бусире. С его гибелью закончилось почти девяностолетнее правление династии Омейядов и началась пятисотлетняя эпоха Аббасидов (750–1258 гг.), потомков дяди Мухаммада, Аббаса. Сведения письменных источников о раннем этапе истории Хазарского каганата отражают различные стороны его функционирования, но в большей степени они касаются военно-политических событий. Данные же о его территории, населении, развитии экономики, социальном устройстве – неотчетливы, а зачастую – противоречивы. Их анализ, однако, дает возможность составить определенные представления о зарождении и развитии Хазарского каганата, об особенностях верховной власти в нем, о правовых нормах населения, а также о статусе «страны гуннов» в системе этого государства. Местонахождение области Северного Кавказа, где проходило формирование государства Хазарский каганат, по сведениям письменных источников точно не определяется. У византийских историков страна, которую захватили хазары, вытеснив местное население, обозначена как Берсилия (Михаил Сирийский) или Берзилия (Феофан Исповедник. 679/680), вариант – Верилия (Патриарх Никифор. 679/680). По косвенным данным, как отмечалось, она находилась в Восточном Предкавказье, севернее Дербента. В арабо- и персоязычных источниках Берсилия не упоминается, главным противником в войне на Кавказе для арабов была «страна Баланджар». «Страной Баланджар» или «землей Баланджар» в арабоязычных источниках при описании событий 642–652 гг. обозначалась область, расположенная за пределами крепостных сооружений Дербента, причем это были не только равнинные территории Прикаспия, но и «ущелья гор» – видимо, предгорья Северо-Восточного Кавказа. На этой территории отмечаются города и крепости, при этом ни один из городов не выделяется как столичный, но особое внимание уделяется военным акциям, связанным с городом Баланджаром (взятие города в 642/643 г. и разгром войск арабов при штурме города в 652/653 г.). В источниках не указана его функция как ставки кагана, он определен как одни из городов хазар. Но косвенные данные – одноименное название города и страны, целенаправленная политика арабов по захвату этого города – дают возможность видеть в нем главный город Хазарского каганата в период первого этапа продвижения Арабского халифата на Северо-Восточный Кавказ. Сложная обстановка в Прикаспии, создавшаяся в результате военных акций Арабского халифата, вынудила хазар перенести столицу своего государства в более безопасный регион. Почти во всех арабо- и персоязычных исторических трудах и географических трактатах отмечается историческое наличие у хазар двух столичных городов – ранней столицы, находившейся на Кавказе и поздней – в низовьях Волги (р. Итиль). Название поздней столицы указано явственно – ал-Байда (другое название – Итиль), но более или менее четкие сведения о ранней столице имеются у арабского энциклопедиста ал-Масуди (ум. в 956 г.). По его данным, первой столицей хазарского царства был г. Беленджер, а затем хазары перенесли свою ставку в Итиль, расположенный в устье Волги: «Река хазар, проходящая через город Итиль, нынешнюю столицу хазарского царства. До этого времени был столицей их город Беленджер» (ал-Масуди. С. 33). Время основания нового столичного города и обстоятельства, предшествовавшие этому событию, четко не определяются. Тот же ал-Масуди указал, что «с той поры, как он был завоеван в первые времена ислама Сулейман-ибн-Рабия аль багалийцем престол царства был перенесен в Итиль на семь дней пути далее» (ал-Масуди. С. 43). Сулейман-ибн-Рабия – это Салман бۥ Рабиа, по данным большинства арабоязычных авторов, – полководец, который в течение 10-и лет возглавлял военные акции арабов по покорению страны Баланджар (642/643–652/653). В источниках взятие им города Баланджара относится к 642/643 г., а повторный штурм его – к 652/653 г., закончившийся разгромом арабов и гибелью этого полководца. Исходя из данных ал-Масуди, Баланджар был ранней столицей Хазарского каганата до 40-х гг. VII в. Большинство исследователей считают, что перенос престола хазарских царей произошел в 722/723 г. (Б.М. Заходер, В.Ф. Минорский, Л.Н. Гумилев и др.), т.е. после разгрома Баланджара ал-Джаррахом во время второго этапа завоевательных походов арабов в Восточном Предкавказье. Но ряд косвенных данных письменных источников дает основание полагать, что в период битвы за Баланджар в 652/653 г. город уже не являлся ставкой хазарских царей. По данным ат-Табари, одной из причин поражения арабов под Баланджаром было то обстоятельство, что в заключительной битве приняли участие объединенные силы его жителей и тюрок: «Вышли жители Баланджара и, присоединились к ним тюрки» (ат-Табари. С. 75). Этот же автор указал, что остатки войск арабов спаслись от полного разгрома двумя путями: одна часть войска достигла Дербента по Прикаспийскому пути, другая – «дорогой хазар и их страны» вышла к южному побережью Каспия, минуя Дербент. «Дорога хазар» в источнике может быть интерпретирована как путь, по которому обычно прибывали в Прикаспий войска хазарского царя, участвовавшие в военных акциях этого времени. Но важно то, что «страна хазар» упомянута как иное, чем «страна Баланджар», владение. Видимо, вторая часть разгромленного арабского войска двинулась от Баланджара сначала на запад, пройдя через территории, подвластные хазарам, а потом через горные районы попала в Закавказье, а далее – на южное побережье Каспия. В источнике указано, что арабы «вышли к Джилану и Джурджану» (ат-Табари. С. 76), т.е. к областям южного Прикаспия. Таким образом, для событий первого этапа продвижения арабов на Северо-Восточный Кавказ первичным доменом хазар была «страна Баланджар» с одноименным столичным городом, в котором располагалась ставка кагана. В последующее десятилетие арабо-хазарских войн ставка была перенесена из Баланджара в Итиль, располагавшийся в устье Волги (р. Хазар) на расстоянии семидневного перехода от прежней столицы. «Земля Баланджар», видимо, была передана в управление представителю родственного хазарам племени. В решительном сражении за город в 652/653 г. хазары выступают как главная сила, пришедшая на помощь осажденным жителям и разгромившая войска арабов. В событиях второго этапа продвижения Арабского халифата в Северо-Восточном Кавказе (706/707–737/738гг.) город Баланджар предстает все еще важным объектом, захват которого постоянно находился в планах военных акций арабов. Покорить город, как отмечалось, удалось арабскому полководцу ал-Джарраху в 722/723 г. По лаконичному рассказу ат-Табари, ал-Джаррах «совершил поход в землю тюрок, захватил Баланджар, разбил тюрок, утопил их и все их потомство в воде. Мусульмане захватили пленных столько, сколько хотели. Ал-Джаррах захватил крепость, прилегающую к Баланджару, и изгнал всех их жителей» (ат-Табари. С. 78). Арабоязычный историк ал-Куфи, современник ат-Табари (ум. в 926 г.), привел подробности этой акции. Призвав на помощь «владык гор» Южного Дагестана, арабские войска предприняли секретный ночной бросок от р. Рубас через Дербент, покинутый хазарами, и далее до р. ар-Ран, располагавшейся в 6 фарсахах (ок. 42 км) к северу от Дербента. Здесь разыгралось сражение между арабами и хазарами, в котором хазары были разбиты. Арабы преследовали хазар до крепости ал-Хасин, убив многих и захватив огромные трофеи (ал-Куфи. С. 17–18). Осажденный ал-Хасин запросил пощады. По заключенному перемирию, ал-Хасин выплатил арабам контрибуцию, а его жителей выселили в Хайзан. Далее шестидневной осаде подвергся г. Бар‘уфа, получивший перемирие на условиях переселения его жителей в с. Ганийя в волости Кабала (закавказские провинции Арабского халифата). Последним актом операции этого года был штурм Баланджара. Главным препятствием для арабов оказалась круговая оборона крепости с использованием повозок. Ал-Куфи пишет, что «хазары собрали более 300 повозок, которые они привязали одна к другой и расставили вокруг своей крепости подобно оборонительному кругу для того, чтобы воспрепятствовать с его помощью проникновению в крепость» (ал-Куфи. С. 19). Оборона из повозок была весьма эффективной. Арабоязычный историк Ибн ал-Асир (1160–1234) указывает, что «повозки эти являлись самой сильной (помехой) в борьбе мусульман с врагом» (Ибн ал-Асир. С. 24). И только отряд арабов-смертников из 100 воинов смог перерезать скреплявшие повозки веревки и разрушить оборонительную линию хазар, несмотря на сильнейший обстрел их стрелами со стен крепости. В разыгравшемся в окрестностях Баланджара ожесточенном сражении хазары вынуждены были отступить. После этого мусульмане «силой захватили крепость со всем, что в ней находилось» (ал-Куфи. С. 19). Добыча была огромной, каждому из 30 тыс. воинов досталось по 300 динаров (Ибн ал-Асир. С. 25). Владетель Баланджара бежал с 50 воинами в Семендер. Баланджар, как сообщает ал-Куфи, «со всем своим добром, женщинами и детьми попал в руки муслимов… ал-Джаррах пленил жену, детей и слуг владетеля Баланджара. Их выставили на продажу, оценив в 30 тысяч дирхемов, и ал-Джаррах купил их на свои деньги…» (ал-Куфи. С. 19). Позднее ал-Джаррах возвратил владетелю Баланджара его имущество и домочадцев на условиях быть «соглядателем для мусульман» и сообщать «все, что делают неверующие» (Ибн ал-Асир. С. 25). Ал-Куфи указывает, что ал-Джаррах «даровал ему аман… и утвердил его правителем его страны» (ал-Куфи. С. 19). Ал-Куфи привел важные данные о владетеле Баланджара. Его жена имела «знатное хазарское происхождение», Баланджар обозначен как «его город». Акт возвращения владетелю Баланджара имущества и домочадцев ал-Джаррах хотел провести непременно «в его резиденции, на его земле» (ал-Куфи. С. 19). Эти данные свидетельствуют о том, что «страна Баланджар» в 722/723 г. не была владением хазар, а город Баланджар не был в это время столичным городом хазар, ставкой кагана. Землей Баланджар владел правитель, жена которого имела знатное хазарское происхождение, возможно, она была дочерью кагана. Когда ал-Джаррах вслед за Баланджаром покорил «территорию Вабандар», где находилось 40 тыс. «тюркских домов», и намеревался идти на город Самандар, владетель Баланджара проинформировал ал-Джарраха о мобилизации хазарами огромного войска и о восстании «владык гор» (горные княжества). Ал-Джаррах, опасаясь разгрома, вывел свои войска из Прикаспия в Азербайджан по горным дорогам, а не по Прикаспийскому пути. Ибн ал-Асир пишет, что «жители этих стран, сговорившись между собой, отрезали мусульманам (обратный) путь» (Ибн ал-Асир. С. 19). В 730/731 г. войска ал-Джарраха были разгромлены хазарами у г. Ардебиля (совр. Южный Азербайджан), а сам полководец погиб в ожесточенном сражении. Город Баланджар еще трижды упомянут у арабоязычных авторов при описании военных акций арабов в Прикаспийском Дагестане. В 113 г.х. (731/732 г.) состоялся последний поход Масмамы в «страну хакана». Ат-Табари описал его как удачный: «Были завоеваны [многие] города и крепости, убито и взято в плен [много] народу. Многие тюрки сами сожгли себя. Масламе подчинились [даже] те, кто был за горами Баланджара. Был убит [также] сын хакана» (ат-Табари. С. 79). Ибн ал-Асир указывает, что селения хазар сжег Маслама (Ибн ал-Асир. С. 29). Ал-Куфи привел подробности этой операции. По его данным, Маслама, подойдя к Дербенту, где находилось «1000 хазарских тарханов», не стал его штурмовать и препятствовать уходу хазар. По другой версии ал-Куфи, был отравлен источник, питавший водоемы крепости, и только после этого хазары покинули Дербент (ал-Куфи. С. 41, 47). Далее войска Масламы дошли до городов Баланджар, Вабандар и Самандар, покинутых жителями. Получив известие о вторжении арабов во владения Хазарии, каган «начал собирать войска со всех хазарских земель и скоро выступил во главе огромного полчища войск» (ал-Куфи. С. 41). Маслама начал стремительное отступление: «приказал своим войскам развести огонь, а потом, бросив палатки и обоз, пустился обратно в путь со своими войсками без всего. И прошли они много «станций» (дневных переходов), делая по две «станции» вместо одной, пока не дошли, еле живы до ал-Баб-ал-абваба» (Ибн ал-Асир. С. 29–30). В 114 г.х. (732/733 г.) Маслама, по данным раннего арабского историка ал-Балазури (ум. в 892 г.), укрепил и перестроил крепостные сооружения Дербента, он также разместил в окрестностях города 24 тыс. поселенцев из Сирии на условиях платы «усиленного жалованья» (ал-Балазури. С. 17). В это время Масламу в третий раз отстраняют от должности правителя Закавказья, назначив на нее Марвана, являвшегося двоюродным братом халифа Хишама. После отъезда Масламы из Закавказья хазары, как указывает ал-Куфи, «вернулись на свои земли, которые Маслама отобрал у них. Они возвратили и снова заселили их» (ал-Куфи. С. 47). В 114 г.х. (732/733 г.) Марван выставил против хазар 40-тысячное войско. По данным ал-Куфи, арабские войска, достигнув Баланджара, выступили из него в «страну хазар», где начали «громить» хазар. В этом походе Марван «перебил их множество, пленил их детей и жен, угнал их скот и благополучно возвратился в город ал-Баб с добычей» (ал-Куфи. С. 47–48). Поход был совершен зимой во время сильных холодов и, по словам ал-Куфи, из-за обилия дождей и грязи стал именоваться «грязным походом». Марван приказал даже отрезать хвосты лошадям, т.к. они мокли и пачкались в грязи. В 119 г.х. (737/738 г.), когда состоялся разгром войск Хазарского каганата Марваном, по данным Ибн ал-Асира, арабские войска вторглись в прикаспийские провинции Хазарии через Аланию: «Вступил в страну аланов и шел по ней до тех пор, пока не вышел из нее в страну хазар. Он прошел мимо Баланджара и Самандара и дошел до ал-Байда, в котором живет [обычно] хакан, но хакан бежал от него» (Ибн ал-Асир. С. 32). Ал-Куфи отметил, описывая этот знаменитый поход Марвана, что наступление войск арабов осуществлялось с двух флангов. Основные силы во главе с Марваном прошли через горные перевалы со стороны Алании, вспомогательные войска были направлены из Дербента по прикаспийской дороге в сторону Самандара. В Самандаре обе арабские армии соединились. Из Самандара Марван направил войска к главной цели своего похода – городу ал-Байда, «в котором пребывал хакан, царь хазар» (ал-Куфи. С. 50). Каган ушел из города. Двигаясь вверх по течению Волги, арабские войска преследовали его, достигнув земель, расположенных за пределами Хазарии. Разгромив заградительный отряд хазар в 40 тыс. человек, они принудили кагана принять условия перемирия арабов. Некоторые арабские авторы указывают, что по условиям мира каган и многие его соплеменники приняли ислам (ал-Куфи. С. 52; ал-Балазури. С. 462), однако эти данные, как отмечалось, признаются исследователями легендарными (Гараева Н., 2002. С. 441). Описывающие этот грандиозный поход Марвана арабские авторы ничего не говорят о судьбе прикаспийских народов, через земли которых прошли две арабские армии к столице хазар. Некоторые подробности о разгроме прикаспийской провинции Хазарии сообщают армянские историки. Вардапет Гевонд (конец VIII в.) указал, что вспомогательное войско арабов, шедшее из Дербента к Семендеру, возглавлялось армянским князем Ашотом. В него входили «и другие вельможи с их дружинами». Вардапет Гевонд описал разгром крупного города в «стране гуннов», не назвав его: «Разбив городские войска, он (Марван. – Авт.) овладел городом. По взятии города, когда жители увидели, что неприятель одолел их, то многие из них стали бросать имущества свои в море, а другие и сами бросались в море и погибали в безднах его» (Гевонд. С. 80). Вардан Великий (XIII в.), описывая этот же поход Марвана, назвал город, который захватили арабы, Варачаном: «Мерван пошел походом на Варачан – город гуннов, и возвратился оттуда победителем» (Вардан Великий. С. 95). После разгрома Прикаспия и заключения перемирия с Хазарским каганатом Марван в 121 г.х. (738/739 г.) предпринял покорение внутренних горных районов Дагестана. До зимы, как указывает ал-Куфи, Марван «покорил все крепости стран ас-Сарир, Хамзин, Туман и Шандан, а также и те, до которых добрался» (ал-Куфи. С. 56). Везде условия перемирия включали поставку наложников (молодых юношей и девушек «белокурых с длинными ресницами»), денежных средств, провизии и скота (ал-Куфи. С. 53–55; Ибн ал-Асир. С. 32–33). Главным результатом второго этапа военных действий халифата на Кавказе был разгром политических и экономических центров Прикаспийского Дагестана и признание Хазарией интересов Арабского халифата в Закавказье. Естественной границей между сферами влияния двух государств стал Дербент, стратегическое положение которого арабы успешно использовали в войне на Кавказе и неоднократно пытались превратить его в форпост в борьбе с Хазарией и северокавказскими княжествами. Немаловажным достижением халифата на Кавказе явился перенос Хазарией своего политического и административного центра с территории Северо-Восточного Кавказа в Приволжский регион. Если армяноязычные авторы VII в. называли в Прикаспии помимо Дербента также города «страны гуннов» – Варачан, Семендер, Чунгарс, а для первой трети VIII в. упоминали Варачан, Семендер, Таргу, арабоязычные авторы для VII – первой трети VIII в. называли Баланджар, Самандар, Йаргу, Вабандар и ряд крепостей, то арабоязычные географы IX–X вв. реальные сведения сообщают уже только о Самандаре, а о Баланджаре – лишь книжные данные. Арабские авторы указывают на обезлюдение приморских территорий, расположенных к северу от Дербента. Ал-Истахри (писал в 950 г.) отмечал это емкой фразой: «Я не знаю в области хазар ни одного густонаселенного пункта, кроме Семендера» (ал-Истахри. С. 49). На пути к Дербенту из Итиля хазарский царь Иосиф (X в.) также указал в Прикаспии только один город – Самандар (Коковцов П.К., 1932. С. 100). Русы, закончившие разгром хазарских провинций Прикаспия, в 969 г. весь удар направили против Самандара, других серьезных «мишеней» в регионе не было (Ибн Хаукаль. С. 114). Исследователи пишут о масштабной миграции населения из Прикаспийского региона в период арабо-хазарской войны VIII в. и после ее окончания (Плетнева С.А., 1986. С.41). Прямых данных об этом процессе в источниках нет. В арабоязычной литературе приводятся сведения о принудительном переселении жителей городов и крепостей Северо-Восточного Кавказа, оказавших сопротивление арабам. Такие действия были предприняты Джаррахом в 102 г.х. по отношению к жителям Баланджара и Таргу, которых выслали в различные районы Кавказской Албании (Халифа б. Хаййат. С. 38; ал-Балазури. С. 16; ат-Табари. С. 78). После разгрома армии кагана хазар в 737 г. Марван, по данным ал-Куфи, вывез из Хазарии «40 и более тысяч пленных», поселив их в долине р. Самур и низовьях Куры (ал-Куфи. С. 52). О «множестве хазар», вывезенных Марваном из Хазарии и поселенных в долине Самура «на равнине, в области лакзов» (лезгин), писал и ал-Балазури (ал-Балазури. С. 18). Масштабные потери воинов в сражениях с арабами, гибель населения при осаде и штурме городов и поселений, уничтожение пленных, практиковавшееся арабскими военачальниками, захват в рабство гражданского населения (женщин, детей), переселенческая политика арабов, несомненно, привели к ощутимым демографическим изменениям в Прикаспийском регионе. В меньшей степени этот процесс коснулся горных областей Дагестана, хотя и там были значительные людские потери в военных действиях и обременительные ежегодные поставки покоренными селениями наложников (юношей и девушек) в совокупном объеме свыше 2 тыс. человек (Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. С. 210). Наличие миграции тюркоязычных племен из района их расселения в Прикаспии подтверждается данными дербентской исторической хроники (Тарих ал-Баб), в которой под 1064 г. проходит одно сообщение: «Остатки хазар численностью 3 тысячи семей прибыли в г. Кахтан хазарской страны (или: в Кахтан на (прежней) хазарской территории). Они отстроили его и поселились в нем» (Минорский В.Ф., 1963. С. 75). Город Кахтан напрямую не идентифицируется с известными городами Прикаспия, но, возможно, речь в хронике идет о разрушенном русами в 969 г. городе Самандаре, в который хазары и возвратились в 1064 г. (Гмыря Л.Б., 1995. С. 147–149). Переселение в район Прикаспийского Дагестана 3 тыс. семей хазар (около 15–20 тыс. человек) в 1064 г. стало заметным событием, стоящим быть отмеченным в исторической хронике среди самых важных событий истории Ширвана и Дербента. Таким образом, анализ данных источников показывает, что существование Хазарского каганата в пределах равнинной части Северо-Восточного Кавказа было не очень продолжительным – не более 10–15 лет, до 40-х гг. VII в., однако его первичная территория оставалась подвластной хазарам провинцией вплоть до 50–60 гг. XI в., когда Хазария сошла со сцены мировой истории (Новосельцев А.П., 1990. С. 231). В IX в. на территории Северо-Восточного Кавказа арабо- и персоязычными географами названы шесть политических центров, расположенных у югу и северу от Дербента, и особо выделен город Самандар: «За пределами ал-Баба (идут земли) владык сувар, лакзов, аланов, Филана, ал-Маската, Сахиб ас-Сарир и город Самандар» (Ибн Хордадбех. С. 109). Владения Лакз и Маскат находились к югу от Дербента в долине р. Самур, владение Сарир – в горных районах в бассейне р. Аварское Койсу, владение Филан – также в горных районах в восточной части Дагестана (Минорский В.Ф., 1963. С. 110–112, 132–136, 138; История Дагестана, 1967. С. 121–126; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. С. 234–254). Город Самандар был хорошо известен арабоязычным авторам. Данные о нем традиционно помещались во все географические трактаты арабо- и персоязычных авторов IX–X вв. Однако его статус в IX в. трудно определим. По не очень отчетливым данным источников, Самандар в IX в. предстает как обособленное от Хазарии владение, северные границы которого примыкали к землям хазар. Ибн Хордадбех, к примеру, писал: «Город Самандар расположен за ал-Бабом. Все, что за этим (городом), в руках хазар» (Ибн Хордадбех. С. 109). Царь хазар Иосиф, приведший данные о Хазарии VIII–IX вв. в своем письме к испанскому политическому деятелю Хасдаи ибн Шапруту в 60-х гг. X в., указал в качестве географического ориентира южной границы Хазарии г. С-м-н-д-р (Самандар). По его данным, он находился в северном конце (страны) Т-д-лу, территория которой простиралась до Дербента (Коковцов П.К., 1932. С. 100). Название Т-д-л считается иначе переданным вторым названием Самандара – Тарку (Голб Н., Прицак О., 1997. С. 154). Местоположение земли владыки Сувар, упомянутой Ибн Хордадбехом, точно не определяется. Возможно, она находилась между Дербентом и владением Самандар. По данным ряда исследователей (Артамонов М.И., 1962. С. 222; Федоров Я.А., 1972. С. 18–19, 35), Сувар арабских авторов – это иначе переданное название «царства гуннов». Хазарский каганат и после поражения, полученного от Арабского халифата в 737 г., еще долгое время пытался вести активную военно-политическую деятельность на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье. Из источников известны несколько крупных акций хазар: 1) 762–764 гг. – захват 11-и областей Кавказской Албании и 7-и областей Грузии, уничтожение большого числа мусульманского населения и жителей Закавказья, признавших власть халифата; увод в плен множества жителей; захват материальных ценностей, стад и табунов; 2) 799/800 г. – захват областей Закавказья до р. Куры, увод в плен 100 тысяч человек. Военный поход 799/800 г. считается последним нашествием хазар на Закавказье (Новосельцев А.П., 1990. С. 192), которое стало недоступно каганату. Хазары изменили тактику на Северо-Восточном Кавказе, направив острие борьбы против мусульманского Дербента, ставшего в IX–X вв. оплотом исламизации политических образований региона (Шихсаидов А.Р.,1969); 3) 901 г. – по данным хроники «История Ширвана и ал-Баба», хазары во главе со своим царем напали на Дербент (Минорский В.Ф., 1963. С. 65). Правитель Дербента вместе с газиями (военными поселенцами) отразил нападение хазар и нанес им поражение; 4) 909 (912) г. – хазары вместе с войском Сарира помогли Шандану в отражении совместного нападения мусульман Дербента и Ширвана. В битве за Шандан мусульмане были разбиты, эмиры Дербента и Ширвана попали в плен, а общее количество пленных составило 10 тысяч человек (Минорский В.Ф., 1963. С. 48, 65). Пленные были поделены между союзниками. Те, кто стал добычей Шандана и хазар, были проданы, а правитель Сарира через 3 м отпустил их без выкупа, в том числе эмиров Дербента и Ширвана; 5) 916 г. – хазары вместе с правителем (салифаном) одного из политических образований Северо-Восточного Кавказа помогли эмиру Дербента Абд ал-Малику б. Хашими б. Сурака в его борьбе за восстановление престола, захваченного племянником. Осадив город, союзники эмира Дербента пленили узурпатора и его сторонников и «ввели Абд ал-Малика в город» (Минорский В.Ф., 1963. С. 66). В середине X в., по данным ал-Масуди, хазары подвергались периодическим нападениям со стороны горного княжества Сарир (Минорский В.Ф., 1963. С. 204). Последняя реальная информация о хазарах на Кавказе помещена в дербентской хронике под 1064 г. В ней, как отмечалось, указано, что «остатки хазар численностью 3 тыс. семей прибыли в г. Кахтан хазарской страны. Они отстроили его и поселились в нем» (Минорский В.Ф., 1963. С. 78). Возможно, под Кахтаном в хронике обозначен разрушенный русами в 969 г. г. Самандар, куда через 95 лет возвратилось примерно 18 тысяч человек. В 968/969 г. состоялся поход русов на Хазарию, затронувший и области Западного Прикаспия. В некоторых изданиях он ошибочно приписывается князю Святославу (Калинина Т.М., 1976. С. 91). Русы разгромили столицу Хазарии (Итиль и Хазаран) и город Самандар на Каспии. Наиболее ранние, синхронные событию сведения о разгромах русов на Волге и Каспии в 968/969 г. имеются у Ибн Хаукаля: «В хазарской стороне есть город, называемый Самандар, он между (хазарской стороной) и Баб-ал-Абвабом (т.е. Дербентом), были в нем многочисленные сады; говорят, что содержали (они) ок. 40 тыс. виноградников (у ал-Исрахри указано 4000 виноградных лоз. – Авт.), а я спрашивал об (этом городе) в Джурджане в 358 году, вследствие близкого знакомства с (этим городом), и сказал (тот, кого я расспрашивал): «Там виноградник или сад (такой), что был милостыней для бедных, а если осталось там (что-нибудь), то только лист на стебле». Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, группы приверженцев (других) религий и идолопоклонники и ушли (они), а вследствие достоинства их земли и хорошего их дохода не пройдет и трех лет, и станет, как было и были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и совершили свой набег эти (русы) на всех, кто был на берегу Итиля из (числа) хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абваб и укрепился на нем, а часть их – на острове Сийах-Куих, живущие в страхе» (Калинина Т.М., 1976. С. 91). Русы оставались в регионе до 20-х гг. XI в. (Новосельцев А.П., 1990. С. 229–230). Хотя поход русов 968/969 г. и нанес тяжелый удар по Хазарии, однако он не привел к ее гибели. Хазария сошла со сцены мировой истории, как предполагается, в 50–60-х гг. XI в. (Новосельцев А.П., 1990. С. 231). В русских летописях хазары в последний раз упоминаются под 1083 г. в Тмутаракани, где они были разгромлены князем Олегом (Плетнева С. А., 1986. С. 73). Как отмечалось, в письменных источниках военно-политические события, связанные с Хазарским каганатом, освещены достаточно полно, сведения же о правовых нормах населения этого государства весьма скудны. Они в основном касаются статуса кагана, царя и знати. По данным письменных источников, верховная власть в Хазарском каганате была представлена каганом. Ал-Истахри, описывая Хазарию сер. X в., отмечал, что «хаканство у них дается лицам знатных фамилий, хотя бы не имеющим ни владений, ни богатств…» (ал-Истахри. С. 53). Прямое наследование власти не было обязательным, но принадлежность правителя к определенному роду являлась незыблемым условием при выборе кагана. Атрибутами власти кагана были золотой трон и балдахин. Функции кагана в разные периоды существования Хазарского каганата отличались. Исходя из описаний событий середины VII – первой половины VIII в., оставленных арабоязычными авторами, каган являлся верховным правителем всех подвластных ему политических образований и союзов племен. В источниках отмечается, что существовала практика семейно-брачных отношений, закреплявшая связи с подвластными политическими образованиями. Хазарские каганы, как правило, брали жен из рода барсилов. Правители подвластных территорий были женаты на дочерях кагана. К примеру, правитель Баланджара (сведения о событиях 722 г.) был женат на представительнице хазарского рода, в источниках подчеркнуто, что она была знатного происхождения и богата. Великий князь «страны гуннов» (сведения о событиях 684 г.) выдал свою дочь замуж за кагана хазар (Мовсес Каланкатуаци). Вероятно, существовали определенные обязательства как Хазарского каганата по отношению к входящим в его состав политическим образованиям, так и их самих по отношению к кагану. При подготовке крупных военных акций каган призывал участвовать в них все подвластные политические образования. Ал-Куфи отмечал, что в 112 г.х. (730/731 г.) «хакан, царь хазар, отправил посланцев во все страны безбожников, которые были с ним одной веры и племени, призывая их на войну с мусульманами. И все они дали на это согласие» (ал-Куфи. С. 21–22). Хазарами было собрано 300 тысячное войско, которое вторглось в Закавказье через Аланию. В Армении в сражении с хазарами погиб знаменитый арабский полководец ал-Джаррах, арабские войска были разгромлены. Необходимо отметить, что каган при сборе войска должен был заручиться согласием подвластных хазарам правителей. Каган выступал на помощь правителям подвластных территорий. Так, в сражении за город Баланджар в 652/653 г. вместе с его жителями участвовали и хазары (Ибн ал-Асир. С. 20), войско которых насчитывало 300 тысяч воинов (ал-Куфи. С. 9). При осаде арабами «гуннского города Таргу» (Гевонд. С. 28) гунны обратились за помощью к «царю хазарскому, хагану», который подошел к городу с большим войском. Видя превосходство в численности хазарских войск, арабский полководец Маслама тайно покинул свой лагерь, бросив обоз, наложниц и слуг. В 104 г.х. (722/723 г.) ал-Джаррах с 25-тысячным войском, предприняв грандиозную операцию против населения Прикаспия, в качестве отвлекающего маневра, маскирующего главное направление удара – город Баланджар, отправил в пограничное с Дербентом владение Хайдак 3-тысячный отряд, который произвел там незначительные разорения. Получив известие о разорении Хайдака, 40-тысячное войско хазар, возглавляемое «сыном хакана, царя хазар», незамедлительно выступило на помощь и было встречено арабским войском у реки ар-Ран. Эффект неожиданности сыграл свою роль. Несмотря на численное превосходство хазар и ожесточенность разыгравшегося сражения, хазары бежали, потеряв много убитыми (ал-Куфи. С. 17–18). В 113 г.х. (731/ 732 г.) во время последнего похода Масламы, получив известие о вторжении арабов во владения Хазарии, каган «начал собирать войска со всех хазарских земель и скоро выступил во главе огромного полчища войск» (ал-Куфи. С. 41). Маслама, бросив палатки и обоз, стремительно отступил в Дербент. Каган в период арабо-хазарских войн предводительствовал войсками во многих военных акциях. В 652/653 г., к примеру, он принимал непосредственное участие в сражении за город Баладжар, когда был убит арабский полководец Салман б’Рабиа и погибло 4 тыс. арабских воинов (ал-Куфи. С. 10–11). Личность и власть кагана хазар обожествлялись (См.: Артамонов М.И., 2002. С.411–414). Сведений о конкретных проявлениях этой традиции для времени раннего Хазарского каганата (VII – первая пол. VIII в.) в источниках нет. Однако для периода его расцвета (X в.) арабо- и персоязычные авторы неоднократно подчеркивают необычность этого явления. Обряд приветствия кагана хазар, описанный персидским автором начала X в. Ибн Фадланом, тождественен обряду приветствия кагана у тюрков: «Ни один из его поданных не видит его иначе, как павшим ниц на свое лицо, поклоняясь ему, и не поднимает своей головы, пока он не проследует мимо него» (Ибн Фадлан. С. 147). Ал-Истахри (сер. X в.) также отмечал обожествление личности и власти кагана у хазар: «У хакана власть номинальная, его только почитают и преклоняются перед ним при представлении» (ал-Истахри. С. 51). Обряд приветствия кагана исполнялся всеми, даже высокими должностными лицами из его ближайшего окружения. Почиталась даже могила кагана, о чем писал ал-Истахри: «Когда [хакан] умер и его похоронили, то никто не проходит мимо его могилы не спешившись и не падая ниц. Не садится на коня, пока не исчезает из виду его могила» (См.: Голден П.Б., 1993. С. 222). Каган в Хазарском каганате был символом благополучия страны. Существовал даже особый вид гадания с участием кагана, в котором по цвету его лица, опущенного в пламя костра (зеленый, белый, красный, черный), определялась судьба страны – «дождь и изобилие», «засуха», «кровопролитие», «болезнь и эпидемия», «смерть правителя» (См.: Голден П.Б., 1993. С. 228). В случае катаклизмов (засуха, мор, военные поражения) каган подвергался ритуальному умерщвлению, причем обряд могли исполнить «знать», «чернь» и царь (шад) (См.: Петрухин В.Я., 2001. С. 74–76; Голден П.Б., 1993. С. 228; Гмыря Л.Б., 2009. С. 362–364). Как отметил ал-Истахри, в X в. власть кагана стала номинальной, т.е. символической. Источники фиксируют в Хазарском каганате в это время своеобразное двоевластие. Верховная власть по традиции считалась принадлежностью кагана, но фактическое управление страной осуществлялось царем (беком). Царь, как и другие, при встрече с каганом исполнял обряд приветствия: «К хакану входит только царь и лица одного класса с ним. Царь входит к хакану только в случае важного события и, при входе к нему, падает ниц на землю и кланяется, а потом становится вдали, пока не разрешит ему хакан приблизиться» (ал-Истахри. С. 51). У Ибн Фадлана церемония приветствия кагана хазар царем описана с включением существенных ритуалов: «И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны» (Ибн Фадлан. С. 146). Разжигание огня в данной церемонии являлось ритуальным очищением огнем лиц, вступивших с каганом в непосредственный контакт. По данным Ибн Фадлана, царь хазар («хакан-бек») «предводительствует войсками…, управляет делами государства» (Ибн Фадлан. С. 146). Исследователи связывают начало двоевластия у хазар с принятием каганом и его ближайшим окружением новой религии – иудаизма (М.И. Артамонов, А.П. Новосельцев), первый инициатор которой царь Булан захватил реальную власть в Хазарском каганате. Однако, по другой интерпретации, двоевластие у хазар – наличие сакрального царя и реального правителя-главнокомандующего войсками – являлось тюркской традицией, а с принятием иудаизма кагана лишили сакральности, наделив его полномочиями главного судьи – «он становился воплощением Закона, а не Божества» (Петрухин В.Я., 2001. С.77). Принятие иудаизма в Хазарии, по данным ал-Масуди, произошло во времена правления халифа Харуна ар-Рашида (786–809) (Минорский В.Ф., 1963. С. 193), т.е. в последней четверти VIII в. (Новосельцев А.П., 1990. С. 151). По заключению исследователей, принятие иудаизма каганом, царем и знатью Хазарии, в то время как среди народа господствовали языческие верования, а также в стране проживало много христиан и мусульман, ослабило власть (Новосельцев А.П., 1990. С. 13) и в конечном счете и само государство. Второе место по знатности и социальному положению в раннем Хазарском каганате занимали сыновья кагана. Они, как и каган, возглавляли крупные военные акции хазар. Так, по данным ал-Куфи, в период 104–113 гг. х. (722/723–731/732) сын хазарского кагана Барсбек неоднократно возглавлял операции, направленные против арабов. В 104 г.х. (722/723 г.) «Барсбек сын хакана, царя хазар, узнал, что ал-Джаррах ибн Абдаллах остановился у реки ар-Ран с 25 тысячами воинов-арабов и что он награбил имущество, перебил людей и захватил множество трофеев. Он призвал своих воинов, а затем во главе 40-тысячной армии подошел к реке ар-Ран…» (ал-Куфи. С. 18). В этом сражении, как отмечалось, хазары были разбиты, а после упорной обороны был захвачен и город Баланджар. В 108 г.х. (726/727 г.), по данным Ибн ал-Асира, «тюрки» во главе с «сыном хакана, царя тюрок» вторглись в Азербайджан и осадили некоторые города, но были разбиты арабами (Ибн ал-Асир. С. 25). Здесь, вероятно, также речь идет о Барсбеке. В 112 г.х. (730/731) хазарские войска вновь вторглись в Закавказье для войны с Джаррахом. Каган хазар собрал 300-тысячное войско, но поход возглавил его сын. По данным ал-Куфи, «их скопищам он приказал собраться к его сыну Марстику ибн Хакану и выступить походом на Азербайджан для войны с ал-Джаррахом ибн Абдаллахом и его воинами … И выступил Барсбек ибн Хакан во главе 300-тысячного войска, состоящего из хазар и других племен безбожников» (ал-Куфи. С. 22). Ибн ал-Асир также пишет, что в этой операции участвовал сын кагана (Ибн ал-Асир. С. 26). В сражении с хазарами ал-Джаррах был убит. Феофан Исповедник относит гибель Джарраха к 728/729 г., полагая, что разгром арабских войск осуществил сын кагана Хазарии: «В этом году сын кагана, владыки Хазарии, отправился походом на Мидию и Армению. Застав в Армении Гараха, стратега арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском. Разграбив страну армян и мидийцев, он повернул назад, нагнав великий страх на арабов» (Феофан Исповедник. 728/729). Впоследствии новый правитель Закавказья ал-Хараши неожиданно напал на лагерь хазар и из 10-тысячного войска хазар многие были убиты. Барсбек с остатками войск бежал, арабы преследовали его до побережья Каспия. В 113 г.х. (731/732 г.), по данным ат-Табари, во время военной акции Масламы в «страну хакана», когда были завоеваны многие города и крепости, захвачены пленные, «был убит [также] сын хакана» (ат-Табари. С. 79). Вероятно, речь здесь идет о Барсбеке. О гибели «сына хакана» писал также Ибн ал-Асир, отметив, что против Масламы ополчились завоеванные им народы – «хазары и другие» (Ибн ал-Асир. С. 29), что вызвало его поспешное бегство в сторону Дербента. Какие еще функции возлагались на сыновей кагана хазар кроме полководческих, действовавших в период отсутствия кагана, не известно. Данных об этом в источниках нет. В источниках имеются сведения о четкой стратификации среди знати раннего Хазарского каганата. Ал-Куфи указал, что после гибели ал-Джарраха правитель Закавказья ал-Хараши разгромил 10-тысячное войско хазар, возглавляемое сыном кагана Барсбеком, которое осаждало город Баржаван. По данным ал-Куфи, «ал-Хараши и его воины завладели их начальниками, малыми и большими, имуществом, а также захватили повозки, на которых сидели пленные муслимы и дети и было нагружено имущество» (ал-Куфи. С.35). Большие и малые начальники, по ал-Куфи, – это военачальники, возглавлявшие различные по численности подразделения хазарских войск, принимавших участие в военных акциях. Так, сын кагана Барсбек в 104 г.х. возглавлял 40-тысячную армию хазар, в 112 г.х. каган доверил ему 300-тысячное войско. Историками названы и имена некоторых крупных хазарских военачальников. Гевонд указал, что на помощь осажденным в 104 г.х. горожанам Таргу были собраны хазарские войска, но царь хазар медлил со сражением, ожидая подкрепления в лице Алп Тархана. В это время шли поединки арабских и хазарских воинов – «не полки с полками, а через бойцов» (Гевонд. С. 28). Проведение военной акции хазар в Закавказье в 762–764 гг., по данным Гевонда, каган поручил «полководцу своему, Ражу-Тархану, из поколения Хитирлитбера». Ат-Табари и Ибн ал-Асир пишут, что на Закавказье напал «Астархан-хорезмиец», ал-Йа’куби обозначил полководца хазар как «царь» по имени «Рас-Тархан». Судя по переданной Гевондом номенклатуре «эльтебер», Астархан был правителем крупного союза племен, подчиненного Хазарии, а его указание на принадлежность полководца «поколению Хатирлитбера» означает, что он являлся носителем этого титула по наследству. Данные ат-Табари о нисбе хазарского полководца – «хорезмиец» определенно говорят о том, что его предки происходили из Средней Азии. Астархан, возможно, был потомком великого князя «страны гуннов» Алп-Илитвера, возглавлявшего ее в 60–80-е гг. VII в. Особое положение в Хазарском каганате занимали главы союзов племен, находившиеся в политической зависимости от кагана. Из источников известно, что в состав Хазарского каганата в VII–VIII вв. входил ряд крупных политических образований – Алания, «страна гуннов» Прикаспия, государство болгар в Среднем Поволжье, болгарские племена в Приазовье. Правитель «страны гуннов» Алп-Алитвер, по сведениям албанского историка VII в. Мовсеса Каланкатуаци, носил титул «эльтебер», которым, к примеру, в Тюркском каганате обладали только правители крупных племенных союзов (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2000. С. 139). Такой же титул «эльтебер» имел и правитель государства болгар в Среднем Поволжье, зафиксированный мусульманскими источниками для X в. в форме «йылтывар». Это государство включало помимо болгар еще два племени – сувар и эсгель, а также некоторые финно-угорские племена. Как полагают исследователи, племя сувар – это сабиры греческих источников (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2000. С. 139), фиксируемые на Северо-Восточном Кавказе в период с 516/517 г. по 578 г. (См.: Гмыря Л.Б., 2002. С. 169). Правители подвластных Хазарии политических образований помимо уплаты дани поставляли воинские подразделения для совместных военных акций. Ал-Истахри, характеризуя государственность Хазарии в X в., указал, что войско царя насчитывает 12 тыс. человек (ал-Истахри. С. 43). В то же время в источниках отмечается, что в военных акциях арабо-хазарских войн армия хазар насчитывала до 300 тысяч человек. Так, в битве за Баланджар в 652/653 г. участвовала 300-тысячная армия хазар (ал-Куфи. С. 9), в военной акции 112 г.х., с которой хазарские войска вторглись в Закавказье и в сражении с арабами был убит знаменитый полководец ад-Джаррах, также было собрано 300-тысячное войско. Ал-Куфи отметил, что, готовясь к этой операции, «хакан, царь хазар, отправил посланцев во все страны безбожников, которые были с ним одной веры и племени, призывая их на войну с муслимами. И все они дали на это согласие» (ал-Куфи. С. 21–22). В 113 г.х., когда каган получил известие о вторжении арабов в прикаспийскую провинцию, он, по данным ал-Куфи, как отмечалось, собрал «огромное полчище войск» (ал-Куфи. С. 41). Войск было так много, что Маслама, добившись определенных успехов в этой акции, оставил свой лагерь ночью после вечерней молитвы (ал-Куфи. С. 41), «бросив палатки и обоз» (Ибн ал-Асир. С. 29–30). Как отмечалось, правители подвластных политических образований состояли с каганом хазар в родственных отношениях, установленных через династийные браки. Мовсес Каганкатваци отметил один такой факт, когда в 684 г. Алп-Илитвер выдал свою дочь за кагана хазар (Мовсес Каланкатуаци). Но в целом крупные политические единицы Хазарского каганата были самостоятельны в проведении как внешней политики, так и внутренних реформ. Мовсес Каланкатуаци показал это на примере деятельности великого князя «страны гуннов» Алп-Илитвера в 60–80-е гг. VII в. Правитель «страны гуннов» самостоятельно предпринимал военные акции в Закавказье, вел переговоры с правителями Кавказской Албании о союзе, укреплял отношения с ними родственными браками и провел в стране религиозную реформу – крещение населения, несмотря на то, что в самом Хазарском каганате господствовали в это время языческие верования. В источнике отмечается, что Алп-Илитвер необходимость смены религии в своей стране обсуждал со знатью и вождями племен, составлявших союзное сообщество «страну гуннов». Данных в источниках о реакции кагана хазар на это событие нет (См.: Гмыря Л.Б., 2002. С. 282–286). Важное значение в функционировании Хазарского каганата имела армия. Ее состав в разные периоды его существования имел значительные отличия. На раннем этапе, как отмечалось, армия кагана формировалась из подразделений подвластных политических образований, к главам которых каган обращался с призывом прислать воинов для проведения крупных военных операций (набеги на страны Закавказья, отражение нападений на населенные пункты Прикаспия арабов и др.). Мовсес Каланкатуаци описал один из таких сборов войска у хазар: «И вот он (правитель хазар) распорядился, чтобы все, кто находился под его властью, все племена и роды, проживающие в горах или степях, живущие в крепостях или под открытым воздухом, на море и на суше, бреющие головы и носящие косы, чтобы все они были готовы (явиться) по его первому зову» (См.: Новосельцев А.П., 1990. С. 21). Войско состояло из подразделений различной численности, во главе которых стояли, как отмечено в источниках, «большие и малые начальники». В ранний период Хазарии военные походы возглавлял сам каган, а в его отсутствие – сыновья. Хотя традиция созывать воинов со всех подвластных территорий сохранилась в Хазарии и в IX–X вв., но в источниках отмечается, что у хазар имелось и наемное войско, состоявшее, по ал-Масуди, из мусульман, русов и славян (Минорский В.Ф., 1963. С. 193–194; Артамонов М.И., 2002. С. 409–411)), оно насчитывало 12 тысяч воинов (ал-Истахри). Корпус мусульманских воинов, по ал-Масуди, состоял из 7 тысяч всадников в кольчугах и панцирях, вооруженных луками (Минорский В.Ф., 1963. С. 194). Постоянного жалованья у наемного войска не было, наградой им служили военные трофеи: «У них нет постоянного жалованья, разве только малая толика перепадает на их долю после длинного промежутка времени в случае войны» (ал-Истахри. С. 43). Ибн Русте отмечает, что у царя хазар (бек) было как постоянное войско численностью 10 тысяч человек, так и другое, поставляемое богатыми людьми страны: «царь их иша возложил на зажиточных и богатых обязанность поставлять всадников, сколько могут, сообразно с их имущественным положением и с состоянием источников их доходов… Конное войско иша состоит из 10000 всадников, как обязанных постоянною службою на жалованье у царя, так и выставляемых в виде повинности людьми богатыми» (Ибн Русте. С. 45). Он же отметил, что военная добыча делится между всеми воинами. Ибн Фадлан указывает, что в войске хазар были жесткие порядки, отступление во время сражения каралось смертью (Ибн Фадлан. С. 147). Данных о занятиях жителей в ранней Хазарии, не состоявших на военной службе, в источниках нет, т.к. авторы описывали в основном события военно-политической истории, но для периода ее расцвета благодаря источникам известно о достаточно интенсивной жизни населения Хазарского каганата. К примеру, город Самандар в конце X в. описывается анонимным персидским автором «Худуд ал-Алам» как крупный торговый центр, где имеется много базаров и купцов (Худуд ал-Алам. С. 32). Арабоязычные авторы отмечают «достоинство их земли (окрестности города Самандара. – Авт.) и хороший их доход» (Ибн Хаукаль), а также громадные по площади виноградники и сады Самандара и, особо, производимый там изюм (ал-Балхи. С. 62; ал-Истахри. С. 47; Ибн Хаукаль. С. 114; ал-Мукаддаси. С. 5). По данным источников, в окрестностях города Итиля – поздней столицы Хазарского каганата, имелись пахотные поля и виноградники, устроенные в степи и по берегам реки. Собранный урожай перевозился в город на повозках или по реке. Хазары выращивали просо и рис. Заготовляли также рыбу, из осетровых пород умели делать клей, который высоко ценился на Востоке (ал-Истахри; Ибн Хаукаль). Они разводили большое количество лошадей, овец и верблюдов. В Итиле жили также купцы и ремесленники и, что особо следует подчеркнуть, – многочисленные налоговые работники, собиравшие торговые пошлины. Источники фиксируют в Хазарии X в. сложноорганизованную судебную систему. Как отмечалось, население Хазарии исповедовало разные религии – ислам, христианство, иудаизм и язычество. Судебная система была организована в соответствии с существовавшими религиозными общинами. В IX–X вв. при царе в Итиле было 7 судей, двое из них судили по шариату мусульман, еще двое рассматривали дела иудеев в соответствии с Торой, также двое вели суд христиан по Евангелию и один судья обслуживал язычников (идолопоклонников) согласно традициям каждого из народов, т.е. «по велениям разума» (ал-Масуди). Если дела были особенно серьезные, то все судьи собирались у мусульманских кади, и решение, принятое по шариату, считалось главным. Специальный посредник передавал решения судей царю, после их утверждения приговоры приводились в исполнение (ал-Истахри; Ибн Хаукаль). В рассказе Ибн Хаукаля хорошо просматриваются доказательные доводы царя при рассмотрении сложных дел. В одном из них разбиралось дело человека, чей отец умер, когда он отсутствовал по торговым делам. Приемный сын, воспользовавшись этим, захватил его имущество. На это же имущество претендовал и родной сын. Спор разрешили таким способом – царь приказал вырыть останки умершего и пролить на них кровь обоих претендентов на наследство. Как сообщает автор, кровь приемного сына стекла с костей умершего, а кровь родного сына впиталась в них. Таким образом был установлен законный наследник, ему было передано имущество отца, а приемного сына-раба наказали (Ибн-Хаукаль. С. 109–110). Анализ письменных источников показывает, что содержащаяся в них информация о правовых нормах населения в раннем Хазарском каганате, относится к двум периодам. Первый период (30–40-е гг. VII в.) охватывает время функционирования первичного домена хазар, известного по арабоязычным источникам как «страна Баланджар» в Терско-Сулакском междуречье с одноименным столичным городом. Во второй период (50-е гг. VII – 40-е гг. VIII в.), согласно арабоязычным источникам, столичным городом «страны хазар» был Итиль (ал-Байда), находившийся в устье Волги. Продолжала существовать и «страна Баланджар» с главным городом Баланджар, но уже как юго-восточная (кавказская) провинция Хазарского каганата. Сведения о правовых нормах населения в указанные периоды, как показано выше, касаются в основном статуса верховного правителя – кагана и характера его функций. Каган – это выходец из знатных родов хазар. Им мог стать представитель этих родов, даже не имевший какой-либо собственности на момент избрания. Прямое наследование власти не было обязательным. Функции кагана охватывали верховную власть в стране и главнокомандование войсками. Каган являлся верховным правителем всех подвластных Хазарии политических образований и союзов племен. Связь с ними закреплялась практикой семейно-брачных отношений. Каганы женились на знатных женщинах из племени барсил, многие правители подвластных политических образований были женаты на дочерях кагана или его ближайших родственницах. Каган был главнокомандующим войсками, как собственно хазарскими, так и объединенными силами, состоявшими из воинских подразделений подвластных политических образований, формирование которых осуществлялось при отражении агрессии вражеских сил и проведении крупных военных акций за пределами каганата. Каган созывал правителей подвластных политических образований на войну, но участие в акциях подтверждалось их согласием. Каган не только возглавлял военные акции, но и лично участвовал в сражениях. Отдельные операции возглавляли его сыновья, видимо, по поручению самого кагана. В функцию кагана входило заключение международных договоров. Из источников известны два договора этого периода – о союзе с Византией, направленный против Арабского халифата, и мирный договор с халифатом (738 г.), определявший статус Хазарского каганата после разгрома его войск на Волге. В раннем Хазарском каганате существовала четкая социальная стратификация среди военной знати, в источниках имеются данные о «больших и малых начальниках» в войске хазар, о видных полководцах, которыми выступали главы крупных политических образований. Данных о судебной системе в раннем Хазарском каганате практически нет. В подвластных каганату политических образованиях суд вершил правитель. К примеру в «стране гуннов» судебные функции исполнял великий князь. На собственно хазарской территории –, видимо, каган. Смертная казнь в Хазарском каганате применялась к воинам, оставившим свои позиции в ходе сражения. В раннем Хазарском каганате известны ситуации, когда хазарами правила мать умершего кагана, она же принимала решения в ходе военной акции хазар. Возможно, это было связано с переходным периодом и осуществлялось до избрания нового кагана. В источниках нет данных о религиозных функциях кагана на раннем этапе функционирования государства. Был ли он первосвященником, т.е. отправлял религиозные обряды, или в Хазарии, как и в «стране гуннов» этого времени, религиозные обряды, в частности, жертвоприношение богам выполняли жрецы – не известно. Но, вероятно, как в Тюркском каганате и Болгарском царстве, жертвоприношение богам осуществлялось каганом. Что касается сакральности личности и власти кагана, то прямых свидетельств об этом по раннему периоду нет, но, вероятно, как и в Тюркском каганате, его личность и власть обожествлялись. Для периода расцвета Хазарии (X–XI вв.) имеются сведения о наличии сакральности личности и власти кагана (обряд приветствия кагана, каган – символ благополучия страны, обряд его умерщвления в случае катаклизмов, обряд поклонения по отношению к умершему кагану и др.). Как видно из данных письменных источников, правовые нормы населения в Хазарском каганате на раннем этапе его развития были основаны на традиционном, т.е. обычном праве, которое было сформировано в недрах хазарского этноса или воспринято из практики Тюркского каганата. Но дальнейшее развитие Хазарии привело к существенным изменениям в правовых нормах населения. В первую очередь это коснулось статуса правителя. Установилось двоевластие, при котором главой государства по-прежнему считался каган, но практически все его функции перешли к царю (беку). Каган воспринимался как божественный символ власти, а реальная власть была сосредоточена у царя, в том числе и функция главнокомандующего. Возможно, в форме двоевластия источниками зафиксирована в Хазарии переходная форма власти, обусловленная выходом на ее вершину сил, незафиксированных традицией. Видимо, реальную власть в этом государстве захватили представители тех социальных групп, которые разбогатели в войнах и имели доступ к казне, формировавшейся торговыми пошлинами и данью подвластных Хазарии народов. Изменение этносоциального и конфессионального состава населения страны, установление поликонфессиональности привело к практике рассмотрения судебных дел с учетом этого фактора, т.е. единых правовых норм населения в стране не было. Судебные дела язычников, христиан, иудеев и мусульман рассматривались согласно правовым нормам каждой из этих групп, но при этом мусульманское право (шариат) было приоритетным в спорных вопросах. Приговор же выносился правителем государства, исходя из его понимания дела. Отсутствие в Хазарском каганате единых правовых норм населения не способствовало укреплению государства и ставило в неравное положение представителей разных конфессиональных групп. Однако это защищало права приверженцев различных религиозных убеждений, составлявших население Хазарского каганата. Обеспечение паритета между интересами государства и различными этно-конфессиональными группами населения – одна из сложнейших задач в его управлении, от решения которой зависит его стабильность. Но в Хазарском каганате даже переход к монотеистической религии (иудаизму) в 70-х гг. VIII в. не только не способствовал установлению этого паритета, но еще сильнее усугубил противоречия между различными социальными группами населения.

Lyudmila Borisovna Gmyrya

  • Абу Зейд эль-Балхи / Пер. Д.А. Хвольсона // «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века. СПб., 1869.
  • Ал-Балазури, 1927. Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран» / Пер. П.К.Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Баку. Вып. III.
  • Ал-Истахрий, 1901. Из «Книги путей и царств» // Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане. СМОМПК. Тифлис. Вып. XXIX.
  • Ал-Куфи, 1981. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана VII–IX вв.) / Пер. З.М. Буниятова. Баку.
  • Ал-Масуди, 1961. Мурудж ад-Дзахаб (Россыпи золота) (Глава XVII) / Пер. В.Ф. Минорского // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., 1963.
  • Ал-Мукаддаси, 1908. Из книги «Лучшее из делений для познания климатов» / Пер. Н.А. Караулова // Сведения арабских географов IX–X веков о Кавказе, Армении и Азербайджане. СМОМПК. Тифлис. Вып. XXXVIII.
  • Артамонов М.И., 1962. История хазар. Л.
  • Артамонов М.И., 2002. История хазар. СПб.
  • Бейлис В.М., 2000. Сообщения Халифы Ибн Хаййата ал-Усфури об арабо-хазарских войнах в VII – первой половине VIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. М.
  • Всеобщая история Вардана Великого / Пер. Н. Эмина. М., 1861.
  • Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала.
  • Гараева Н., 2002. Сведения арабских и персидских историков о походах к северу от Дербента (22/642–643 и 119/737 гг.) // История татар с древнейших времен. В 7-и т. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань.
  • Гмыря Л.Б., 1995. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала.
  • Гмыря Л.Б., 2002. Гунны на Северном Кавказе; Наследники гуннов в степях юго-восточной Европы: савиры, авары; Хазары на Кавказе // История татар… Т. 1. Казань.
  • Гмыря Л.Б., 2006. Тюркские народы Северного Кавказа // История татар... Т. 2. Казань.
  • Гмыря Л.Б., 2009. Религиозные представления населения Прикаспийского Дагестана в IV–VII вв. Махачкала.
  • Гмыря Л.Б., 2012. Правовые нормы в союзах племен Прикаспийского Дагестана в IV–VII вв. // Вестник ИИАЭ. № 1
  • Голб Н., Прицак О., 1997. Хазарско-еврейские документы X века. М.
  • Голден П.Б., 1993. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М.
  • Ибн Русте, 1963. Ал-Алак ан-нафиса / Пер. В.Ф. Минорского // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. Приложение IV. Ибн Русте о Дагестане. М.
  • Ибн-Хаукаль, 1908. Из «Книги путей и царств» / Пер. М.А. Караулова // Сведения арабских географов IX–X веков о Кавказе, Армении и Азербайджане. Тифлис.
  • Ибн Хордадбех, 1986. Книга путей и стран / Пер. Н. Велихановой. Баку
  • Из «Тарих ал-Камиль» (полный свод истории) Ибн ал-Асира / Пер. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1940.
  • Ибн Хордадбех, 1986. Книга путей и стран / Пер. Н. Велихановой. Баку.
  • История Армении Фавстоса Бузанда / Пер., комм. М.А. Геворгяна под редакцией С.Т. Еремяна // Памятники древнеармянской литературы. I. Ереван, 1953.
  • История Дагестана, 1967. В 4-х т. Т. 1. М.
  • История императора Иракла, сочинение Епископа Себеоса, писателя VII века / Пер. К. Патканьян. СПб., 1862.
  • История татар с древнейших времен, 2002. В 7-и т. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань.
  • История татар с древнейших времен, 2006. В 7-и т. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь. Казань.
  • История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII в. / Пер. К.Патканьян. СПб., 1862.
  • Калинина Т.М., 1976. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времени Святослава // Древнейшие государства на территории СССР. 1975. М.
  • Кляшторный С.Г., 2002. Степная империя тюрков и ее наследники // История татар… Т. 1. Казань.
  • Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2000. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.
  • Коковцов П.К., 1932. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л.
  • Минорский В.Ф., 1963. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М.
  • Мовсес Каланкатуаци, 1984. История страны Алуанк / Пер., предис. и комм. Ш.В. Смбатяна. Ереван.
  • Патриарх Никифор, 1980. Бревиарий / Пер. и комм. И.С.Чичурова // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М.
  • Петрухин В.Я., 2001. К вопросу о сакральном статусе хазарского кагана: традиция и реальность // Славяне и их соседи. Вып. 10. Славяне и кочевой мир. М.
  • Плетнева С.А., 1986. Хазары. М.
  • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу / Пер. и комм. под редакцией акад. И.Ю. Крачковского. М.; Л., 1939.
  • Федоров Я.А., 1972. Хазария и Дагестан // Краткий этнографический сборник. Вып. 5. М.
  • Феофан Исповедник, 1980. Хронография / Пер., комм. И.С. Чичурова // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М.
  • Хроника Захарии Ритора (главы, относящиеся к гражданской истории) / Пер. Н. Пигулевской // Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР // Труды Ин-та востоковедения. Т. XLI.М.; Л., 1941.
  • Худуд ал-Алам, 1930. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Бартольда. Л., 1930.
  • Чичуров И.С., 1980. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М.
  • Шихсаидов А.Р., 1969. Ислам в средневековом Дагестане (VII–XV вв.). Махачкала.
  • Шихсиадов А.Р., 1986. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М.

Views

Abstract - 297

PDF (Russian) - 209

PlumX


Copyright (c) 2012 Gmyrya L.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.