REVIEW ON MONOGRAPH BY N.A. MAGOMEDOV "REGIONAL AND INTERNATIONAL TRANSIT TRADE IN THE WESTERN CASPIAN REGION IN THE XVII-XVIII CENTURIES"

Cover Page

Abstract


-


Заметным событием в российской кавказоведческой историографии стал выход в свет монографии дагестанского ученого, заведующего отделом древней и средневековой истории Дагестана ФГБУН ИИАЭ ДНЦ РАН, доктора исторических наук, профессора Н.А. Магомедова «Региональная и международная транзитная торговля в Западном Прикаспии в XVII-XVIII вв.», редактором которой является член-корреспондент РАН Х.А. Амирханов. В последние десятилетия вышли десятки работ о торгово-экономических контактах народов Кавказа и отдельных торговых центров региона, об интеграции региона в российскую экономическую систему. Среди них есть и исследования, посвященные вопросам развития торговли в конкретном торговом центре юго-западного Прикаспия. Но все они направлены на изучение торговой деятельности либо той или иной национальности купечества, либо конкретного торгового пункта, либо народов Дагестана в целом. Рецензируемая работа - первое издание, охватившее период XVII-XVIII вв. и все основные аспекты торговой деятельности на всем протяжении западного и частично южного побережья Каспия, являвшегося природной контактной зоной. Обращает на себя внимание то, что автор впервые в качестве объекта исследования относительно указанного периода выделяет регион Западный Прикаспий как единое политико-экономическое пространство и определяет географические границы, начиная от линии пристани Баку на юге до низовьев реки Терек на севере и от моря на востоке до предгорных районов Дагестана и современного Азербайджана на западе. Автор показал отличное знание степени изученности вопроса в российской и зарубежной историографии, приводит подробный анализ работ по теме в досоветский, советский и современный период, представил подробный обзор источников своего исследования. Уместной частью монографии является краткая, но емкая характеристика социально-экономического и политического положения Западного Прикаспия в XVII-XVIII вв., в которой указывается на выгодное географическое положение Западно-Прикаспийского региона, предопределившего ему важную роль транзитного узла в международной и региональной торговле (теория географического детерминизма). Кроме того, здесь же показан экономический уклад населения региона, уровень развития социальных отношений. Раскрывая политическое положение региона, автор справедливо указывает на то, что понятие «Западный Прикаспий» - географический или же историко-культурный термин, а не административно-территориальный, и соответственно, дается краткая характеристика каждой политической единицы, вместе образующих Западный Прикаспий. Вполне оправданно вторая глава монографии посвящена Западному Прикаспию в контексте российской экономической политики на Кавказе в XVII-XVIII вв. Полезным для широкой массы читателей окажется исторический материал о грандиозных геополитических и экономических планах Петра Великого в отношении западного побережья Каспия. Читателю особенно интересны будут факты об экономическом освоении прикаспийских территорий: налаживание производства шелка, марены, шафрана, хлопка, пряностей, шерсти, вина; развитие садоводства, огородничества; добыча нефти, отвечающие в первую очередь интересам экономической политики России в первой четверти XVIII столетия. Значительный интерес вызовет «эксперимент» по заселению завоеванных территорий христианами - армянами и грузинами. Эти факты показали реальный рост экономики региона и его интеграцию в экономическую систему Российской империи. Объемной и насыщенной фактами в монографическом исследовании стала третья глава, в которой нашли освещение различные аспекты развития региональной торговли в Западном Прикаспии в XVII-XVIII вв. Основное внимание уделено таким центрам торговли, как Астрахань, Терки, крепость Святого Креста и Кизляр, Тарки, Дербент, Низабад и Баку, игравшим важную роль в становлении и развитии экономических связей внутри региона. Подробно на основе документальных источников и исторической литературы раскрывается в отдельности роль каждого из этих центров торговли, приводится ассортимент товаров, показан национальный и удельный вес купцов, условия развития торговых контактов. С глубоким понимаем и чувством историзма автор излагает вопрос о торговых оборотах этих центров, о роли индийских и армянских купцов в проникновении в регион товарно-денежных отношений и его вовлечении в орбиту всероссийской и международной экономической системы. Отдельная четвертая глава монографии посвящена международной транзитной торговле в Западном Прикаспии. При всех имеющихся препятствиях и ограничениях (негодность торговых гаваней, сильные шторма на Каспии, небезопасность сухопутной дороги, политическая раздробленность региона и т.д.) через Западный Прикаспий, как показано в монографии, осуществлялся регулярный международный транзитный товарооборот. В работе дается оценка политике российского правительства по созданию условий для регулярных отношений с восточными странами через Западный Прикаспий, деятельности Петра I по развитию на Каспии торгового судоходства и судостроения, созданию в прикаспийских областях необходимой торговой инфраструктуры и организации русской торговой компании, которая пришла на смену индивидуальной купеческой деятельности. Экономический аспект был одним из главных составляющих в восточной политике России. Интересен подход автора к освещению вопроса о роли Западного Прикаспия отдельно в российско-закавказских (южнокавказских) торгово-экономических отношениях и отдельно российско-иранских торговых контактах. В обоих случаях показано значение торговли для всех ее участников, взаимовыгодность и взаимообусловленность связей. Интересны размышления автора о планах петровского правительства по устранению засилья турецких купцов на шелковом рынке Ирана, установлению транзитной торговли Ирана с Западной Европой через Россию, учредив в устье Куры новый центр кавказско-российской торговли. Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает выделение автором отдельным параграфом вопроса о роли восточного купечества в осуществлении международной транзитной торговли через Западно-Прикаспийский регион. Весьма справедливо отмечено, что, видя в восточной торговле один из важных источников доходов казны, царское правительство активно поощряло переезды из Южного Кавказа в регион восточных купцов и проводило в отношении их покровительственную политику. Благодаря их неутомимой предпринимательской деятельности, прикаспийские области имели торговые связи с Востоком, Россией и Европой. Деятельность индийских, армянских, грузинских и собственно горских купцов в Прикаспии способствовала развитию и процветанию таких крупных центров региональной и международной торговли, как Астрахань, Терки, крепость Святого Креста, Кизляр, Дербент, а также обеспечению первоочередных потребностей населения Прикаспия в местной и привозной продукции сельскохозяйственного и ремесленного производства. Все эти аспекты получили полное освещение в монографии Н.А. Магомедова. Полезным приложением книги служит карта Западного Прикаспия первой четверти XVIII в. с указанием границ территорий, присоединенных к Российскому государству в результате Каспийского похода и закрепленных по условиям Петербургского договора 1723 г. В заключение хочется резюмировать, что монография Н.А. Магомедова является результатом серьезной, масштабной, скрупулезной и очень трудоемкой научной работы, в которой всесторонне рассмотрены вопросы торговых интересов России в Западном Прикаспии. Она отличается новизной в рассмотрении проблемы и разрешении ряда задач, представляет собой самостоятельное, оригинальное, законченное научное исследование актуальной исторической темы, впервые разработанной монографически, безусловно, заслуживает самой высокой оценки.

D S Kidirniyazov

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Author for correspondence.
Email: daniyal2006@rambler.ru
Махачкала

Sh A Magaramov

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: sharafutdin@list.ru
Махачкала

Views

Abstract - 36

PDF (Russian) - 29

PlumX


Copyright (c) 2016 Kidirniyazov D.S., Magaramov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.