REVIEW at the monograph: A.K. Salmin, Holidays, rituals and beliefs of the Chuvash people. - Cheboksary: Chuvash. Publishing house, 2016. - 687 p

Cover Page

Abstract



В Чебоксарах, в Чувашском книжном издательстве, под научной редакцией заведующего отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, чл.-корр. РАН С.А. Арутюнова вышла в свет монография доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Антона Кирилловича Салмина. В Предисловии С.А. Арутюнов назвал труд автора эталонным и фундаментальным. В качестве объекта исследования избраны празднично-обрядовая культура, верования и политеизм чувашей. Эти феномены традиционной духовной культуры чувашей исследуются автором с позиции методологии системного изучения с учетом временных трансформаций. Основой работы послужил собранный автором методом стационарной и экспедиционной работы уникальный полевой материал, а также архивные источники и литература по теме. Книга состоит из нескольких глав. Первая посвящена праздникам и обрядам. Обряд - важнейшая составляющая системы традиционной культуры. Обрядовые действия помогают пролить свет на сложные проблемы этногенеза чувашей и отражают их исторические связи и духовную общность с другими народами. Таковыми по праву являются сельские праздники чувашей. По составу участников автор классифицировал их на всенародные, межсельские и общесельские. К общенародным он отнес следующие: Учук - полевое моление, целью которого было благодарение верховному богу Турă и другим аграрным божествам за выращенный урожай и просьба о будущем, о благополучной зимовке скота и дальнейшем приплоде, пожелание здоровья и достатка всем; Вăйă - молодежный праздник-хоровод; Ҫăварни - праздник пробуждения природы, смысл которого заключался во встрече весны, подготовке к севу и намерении прожить год удачно; Акатуй - праздник в связи с выходом на сев. К межсельским праздникам обрядам и обрядам чувашей относились: ларма - специфическая форма молодежных посиделок, цель которых знакомство потенциальных брачных партнеров экзогамной группы; кража земли - ритуал, целью которого было устранить низкую урожайность (земля воспринималась как невеста, которую должен украсть жених); девичье пиво - обряд, в котором участвовали взрослые девушки, а основным угощением было пиво; обряд от градобития, в котором участвовали старики, а в жертву небесным богам приносились лошадь, теленок, овца, гуси и утки. В зависимости от содержания ритуала, автор классифицирует их на очистительные (сĕрен, «Прохождение в ворота», «Девичья опашка»), земледельческие (инициирование дождя, çинçе - древний праздник в честь «Матери земли», шилĕк пăтти - обряд с целью удачного посева, суха пăтти - моление по случаю выхода на пашню, ака пăтти - обрядовые действия и моления в связи с севом, «Выход на жатву»), молодежные (сурхури - зимний новогодний праздник, улах - посиделки) и другие (выгон скота, ниме - институт взаимопомощи) обряды. Отдельный раздел А.К. Салмин уделил описанию семейно-родовых праздников и обрядов: чӳклеме - праздник по случаю начала употребления нового урожая, мункун - весенний праздник, связанный с родовыми духами, çимĕк и кĕр сăри - летний и осенний праздники кормления духов предков. Как подчеркивает автор, немаловажную роль в семейных праздниках и ритуалах чувашей играли праздники и обряды перехода (родильные, детские, свадебные, проводы в солдаты, похоронно-поминальные). К индивидуальным обрядам автор относит обряды от недугов, клятвы, привороты и отвороты и др. Как считает автор, праздники и обряды представляли собой цельную, стройную и логически выдержанную взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, где каждый элемент имел свое место и последовательность. Ни одно важное событие в жизни человека, семьи, рода, деревни и этноса не обходилось без ритуала, который напоминал об архаическом единстве народа. Его совершение время от времени способствовало возвращению людей к исторической памяти о предках. Вторая глава книги посвящена традиционным верованиям чувашей - вере человека в существование сверхъестественных сил, его представлениях о пространстве и времени. Сверхъестественные силы составляли божества и духи. Божества делились на благотворных и злотворных. По месту обитания они подразделялись на обитающих на небе и на земле. Первая группа возглавлялась верховным божеством-громовержцем чувашского пантеона Турă, вторая - Киреметем. Имелась и третья группа божеств - отраслевые (Хĕртсурт, Кăвар, Аша, Вут, Ҫĕр, Пирĕшти, Карта тури, Пихампар, Валь, Мур, Ҫил, Шыв, Пир, Перекет и др.). Особый системный ряд демонологии чувашей образуют духи (Усал, Ийе, Вупăр, Хаяр, Шуйттан, Вутăш и др.). Важное место в целостной картине мира чувашей занимали представления об освоенном человеком пространстве - доме и дворе (центр, передний угол, пол, печь, отверстие для выхода дыма, окно, дверь, порог, матица, чердак, сени, чулан, клеть, двор, ворота, баня, гумно), деревне и околице, мельнице. Другую группу пространственных представлений составляли верования, связанные с неосвоенным и враждебным человеку пространством - овраг, перекресток, развилка, поле, лес, горы, кладбище. К пространственной же систематике относятся деление сторон света на юг - север, восток - запад, а также на правый - левый, небо - земля, этот мир - иной (потусторонний) мир. Пространственными (геометрическими) символами и знаками были крест, круг. Систему воззрений чувашей на цикличные явления природы (год, времена года, месяцы, неделя, сутки с его подразделениями на более мелкие временные промежутки) составляло сакральное время - правремя, мифическое время. Третья глава монографии А.К. Салмина посвящена жертвенным дарам растительного (солод, крупа, мука, хлеб, каша, блины, калач, кисель), животного (мясо, яйцо, масло, сырок) и растительно-животного (пирог, ватрушка) происхождения и жертвам возлияния (водка, пиво, медовый напиток, кровь жертвенного животного, уйран). В четвертой главе рассматриваются религиозные воззрения чувашей, связанные с флорой (различные породы деревьев, злаковых, бобовых и технических культур, овощи) и фауной (птицы, домашние и дикие животные). Пятая глава посвящена исследованию религиозно-обрядовой сущности и функций мира вещей - различных элементов (одежда, утварь, упряжь, орудия труда, мебель) материальной культуры чувашей. В шестой главе исследуются «предводители» обрядовых действ. Этим термином А.К. Салмин обозначает руководителей тех или иных обрядов и толкователей верований. В этнографической и популярной литературе они больше известны как «учитель», «наставник», «посвященный», «знающий» и т.п. К «предводителям» чувашей автор относит знахарей, стариков, глав дома (домохозяев), колдунов, молельщиков, наговорщиков, повитух и др. По мнению автора, они являются настройщиками и обогатителями мыслительного процесса народа, блюстителями, хранителями и трансляторами многовековой духовной культуры этноса. В заключение своего монументального труда А.К Салмин делает некоторые выводы и обобщения. Полевые исследования, архивные изыскания, опубликованный материал и системное изучение духовной культуры подводят автора к выводу о генотеизме верований чувашей. Мы считаем, что автор проделал колоссальную работу по систематике традиционных праздников, обрядов и верований чувашей. Монография А.К. Салмина существенно обогащает номенклатуру опубликованных трудов по духовной культуре народов России. Ценно и то, что автор приводит множество параллелей обрядов и верований чувашей с аналогичными текстами народов Дагестана. Этому есть прямые причины: ведь предки чувашей не менее шести столетий (II-VIII вв.) обитали на Кавказе. Как мы полагаем, книга будет интересна этнологам, фольклористам, религиоведам, культурологам, широкому кругу читателей, интересующихся историей и этнографией народов нашей страны.

Ruslan I Seferbekov

Email: ruslan-seferbekov@rambler.ru

Views

Abstract - 416

PDF (Russian) - 107

PlumX


Copyright (c) 2018 Seferbekov R.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.